Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Московской областной Думы
от 7 сентября 1994 г. N 9/27
Принято решением
Московской областной Думы
от 8 июля 1994 г. N 6/23
Положение
от 20 сентября 1994 г. N 12/94-НА
"О порядке подготовки, принятия и регистрации Уставов
местного самоуправления в Московской области"
13 февраля 1995 г.
I. Общие положения
1. Положение о порядке подготовки, принятия и регистрации Уставов местного самоуправления в Московской области (далее по тексту - Положение) разработано и вводится в целях создания нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок действий органов местного самоуправления, глав местного самоуправления, граждан и их объединений, направленных на подготовку, принятие и регистрацию Уставов местного самоуправления (далее по тексту - Уставы).
2. С целью создания в Московской области единой демократичной системы последовательного перехода к местному самоуправлению настоящее Положение определяет в качестве основных и решает следующие задачи:
- установление в рамках действующего законодательства единообразного порядка применения норм, понятий и терминологии настоящего Положения;
- установление и упорядочение процедуры подготовки, принятия и регистрации Уставов;
- нормативное закрепление прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления, глав местного самоуправления, граждан и их объединений, установленных настоящим Положением.
3. Настоящим Положением вводятся и в дальнейшем применяются следующие основные понятия:
- территориальная общность - исторически (административно) сложившееся поселение (группа поселений, населенная местность), обладающее собственными и (или) переданными в его ведение имуществом, ресурсами, финансовыми средствами;
- органы местного самоуправления - советы или собрания, состоящие из членов, избранных в территориальных общностях путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования;
- Устав местного самоуправления - нормативный акт, принимаемый в установленном законодательством Российской Федерации и Московской области порядке и содержащий свод норм и правил, описывающих, регламентирующих и регулирующих функции местного самоуправления, осуществляемые в территориальных общностях органами местного самоуправления и (или) гражданами в формах непосредственной демократии, под свою ответственность и в интересах местного населения.
4. Настоящее Положение устанавливает правовые нормы, не противоречащие Конституции Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года) и Европейской Хартии местного самоуправления (принята 15 октября 1985 года).
5. Настоящее Положение имеет нормативный характер, устанавливает единые требования для всех субъектов правоотношений, регулируемых Положением, и подлежит выполнению на всей территории Московской области.
6. Все действия органов местного самоуправления, глав местного самоуправления, граждан и их объединений, осуществляемые в целях подготовки и принятия Уставов в рамках Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Московской области и не урегулированные настоящим Положением, признаются законными.
II. Объекты и субъекты правоотношений, регулируемых
Уставами местного самоуправления
7. Уставы подготавливаются и принимаются в целях установления нормативно-правовой базы, регламентирующей правоотношения всех субъектов этого права соответствующей территориальной общности, не урегулированного законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Московской области и отнесенной ими к компетенции местного самоуправления.
8. Объектами правоотношений, регулируемых Уставами, являются имущественные комплексы, ресурсы, финансовые средства, а также любая их совокупность, эффективное использование или естественное функционирование которых приносит (может приносить) доходы или иные выгоды, а равно решает другие задачи в интересах местного населения.
9. Субъектами правоотношений, регулируемых Уставами, являются органы местного самоуправления, глава местного самоуправления, граждане и их объединения.
10. Все субъекты правоотношений, указанные в п. 9 настоящего Положения, имеют права и обязанности и несут ответственность, закрепленные в Уставе, признаются равноправными сторонами в спорах по действию и применению норм, установленных Уставом, наделяются правом инициативы по внесению, изменению и дополнению Уставов (далее по тексту - инициаторы).
III. Требования, предъявляемые к Уставам местного самоуправления
11. Проекты Уставов, подготовленные для принятия, должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать Типовому уставу местного самоуправления в Московской области (если Типовой устав содержит несколько вариантов отдельной нормы - то одному из них);
- не противоречить Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и нормативно-правовым актам Московской области;
- содержать необходимые приложения, перечень и форма которых устанавливаются Типовым уставом или иными нормативными актами Московской области.
12. При наличии в Типовом уставе правовой нормы, обязательной для всех территориальных общностей Московской области, она включается в текст Уставов в строго установленной Типовым уставом форме (редакции).
13. При наличии общей нормы, наличие которой в тексте Уставов обязательно, но выбор конкретной ее формы, порядка действия и рамок применения отнесен к компетенции местного самоуправления, она включается в текст Уставов в форме (редакции) инициаторов.
14. Нормы и правила, включенные в Уставы, регламентация которых не предусмотрена Типовым уставом, считаются правомерными, если по смыслу и содержанию они соответствуют требованиям абз. 3 п. 11 настоящего Положения.
15. Не допускается включение в Уставы норм, заведомо ухудшающих положение либо дающих необоснованные преимущества любым субъектам или объектам правоотношений, регулируемых Уставами, в настоящем или будущем, а равно ущемляющие права и законные интересы лиц, не являющихся субъектами этих правоотношений.
16. Права и обязанности граждан, а также последствия, возникающие в связи с неиспользованием ими своих прав или невыполнением обязанностей и возможное наступление вследствие этого их ответственности, регулируются исключительно Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Московской области и могут быть включены в текст Уставов не иначе, как в форме (редакции), установленной этими актами, либо отсылать к этим актам.
17. Требования, предъявляемые к Уставам в пп. 11-16 настоящего Положения, одинаково относятся ко всем проектам документов, а равно связанным с ними действиям, имеющим целью отредактировать, дополнить или в какой-либо иной форме изменить действующие Уставы.
IV. Порядок принятия Уставов местного самоуправления
18. Право подготовки и внесения проектов Уставов, а равно изменений и дополнений к ним принадлежит всем субъектам правоотношений, указанным в п. 9 настоящего Положения, соответствующей территориальной общности, Устав которой предполагается принять, изменить либо дополнить.
19. Устав может быть принят только одним из следующих способов, гарантирующих гражданам прямое участие в реализации своих конституционных прав по вопросам местного самоуправления:
- принятие Устава референдумом (сходом) граждан соответствующей территориальной общности (в этом случае на референдум (сход) вносится полный текст Устава со всеми необходимыми приложениями);
- пораздельное принятие Устава референдумом (сходом) граждан и решением органов местного самоуправления соответствующей территориальной общности (в этом случае на референдум (сход) выносятся основные положения Устава, а затем с учетом результатов референдума (схода) органы местного самоуправления принимают Устав в целом).
Основными положениями Устава считаются такие правовые нормы местного самоуправления, установление которых Конституцией и законодательством Российской Федерации относится к компетенции непосредственного волеизъявления граждан, а также такие, по которым инициаторы считают необходимым учесть мнение населения.
Законом Московской области от 13 февраля 1995 г. N 4/95-ОЗ в пункт 20 настоящего приложения внесены изменения
20. Инициаторы вносят проект Устава (основные положения проекта Устава) на рассмотрение органа местного самоуправления соответствующей территориальной общности, который и принимает окончательное решение. Решение о назначении референдума (схода граждан) принимается в том случае, если за него проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для органа местного самоуправления, или если инициаторы заручились поддержкой не менее 5 процентов от числа граждан, обладающих избирательным правом в соответствующей территориальной общности.
21. Назначению референдума (схода граждан) по принятию Устава предшествует проведение нормативно-правовой экспертизы проекта Устава, проводимой в порядке, установленном в разделе 5 настоящего Положения. Получение экспертного заключения возлагается на инициаторов внесения проекта Устава. Требования экспертного заключения должны быть в обязательном порядке учтены инициаторами и органами местного самоуправления при доработке проекта Устава перед вынесением его на референдум (сход граждан).
22. При объединении в единую территориальную общность нескольких территориальных общностей, имеющих в соответствии с Конституцией Российской Федерации право на самоуправление, соответствующее решение должно быть поддержано на референдумах (сходах граждан) в каждой из всех территориальных общностей, предполагающих объединиться. Совокупность территориальных общностей, где такое решение поддержано, считается новой территориальной общностью со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, установленными настоящим Положением.
23. Порядок назначения и проведения референдума (схода граждан), определение его результатов устанавливается законодательством Московской области.
24. Порядок принятия Устава, установленный в пп. 19-22 настоящего Положения, одинаково относится ко всем проектам документов, а равно связанным с ними действиям, имеющим целью отредактировать, дополнить или в какой-либо иной форме изменить действующий Устав, за исключением случаев, когда принятие решений по внесенным проектам находится в компетенции органов местного самоуправления и не требует проведения референдума (схода граждан).
V. Порядок проведения экспертиз и регистрации
Устава местного самоуправления
25. Правовая экспертиза Уставов проводится в целях определения соответствия Уставов требованиям Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Московской области и настоящего Положения. Правовая экспертиза Уставов является обязательной процедурой перед проведением референдума (схода граждан) и регистрацией Устава.
26. Органом, проводящим правовую экспертизу Уставов, является Департамент по правовому обеспечению деятельности Администрации Московской области.
27. На правовую экспертизу органы местного самоуправления либо инициаторы представляют полный текст проекта Устава с необходимыми приложениями, который предполагается внести на референдум (сход граждан) или представить на рассмотрение органов местного самоуправления.
28. Правовая экспертиза проводится в месячный срок со дня представления указанных документов, и по ее результатам выдается официальное экспертное заключение (положительное или отрицательное), которое подписывает руководитель Департамента по правовому обеспечению. В случае выдачи отрицательного экспертного заключения в нем указывается полный перечень несоответствий Устава требованиям, указанным в п. 25 настоящего Положения.
29. На повторную и последующие правовые экспертизы могут быть представлены документы, в которых полностью устранены несоответствия, указанные в экспертном заключении предыдущей экспертизы, либо стороны пришли к определенному соглашению по отдельным пунктам этого заключения, либо по этим пунктам имеется соответствующее судебное решение.
30. Если в процессе работы над устранением несоответствий появилась необходимость изменить другие нормы проекта Устава либо установить новые, то разработчики в обязательном порядке уведомляют об этих изменениях эксперта и эти нормы вновь проходят правовую экспертизу.
31. После получения положительного экспертного заключения инициаторы не имеют права самостоятельно без согласования с экспертом вносить в документы, на которые выдано положительное заключение, какие-либо изменения или дополнения, причем при решении этого вопроса эксперт обязан рассмотреть его по существу и может отказать в согласовании только в случаях несоответствия этих изменений и дополнений актам, указанным в п. 25 настоящего Положения. При достижении согласия оно оформляется соответствующим документом, являющимся неотъемлемой частью проекта Устава, либо выдается положительное экспертное заключение на новую редакцию проекта Устава с внесенными в нее согласованными изменениями и дополнениями.
32. Подлинные экземпляры документов, на которые выданы экспертные заключения, являются контрольными и хранятся в Департаменте по правовому обеспечению.
33. Требования, предъявляемые к правовой экспертизе Уставов, установленные в пп. 25-31 настоящего Положения, одинаково относятся ко всем проектам документов, а равно связанным с ними действиям, имеющим целью отредактировать, дополнить или в какой-либо иной форме изменить действующие Уставы.
34. В целях создания единой системы учета и единообразного применения норм права, связанных с фактом принятия Устава, Уставы местного самоуправления любой территориальной общности Московской области проходят государственную регистрацию: не прошедший государственную регистрацию Устав юридической силы не имеет и введен в действие быть не может. Государственную регистрацию Уставов производит Администрация Московской области.
35. На государственную регистрацию главой местного самоуправления представляются следующие документы:
- ходатайство органов местного самоуправления о регистрации Устава местного самоуправления;
- документы, подтверждающие факт принятия Устава;
- Устав местного самоуправления с необходимыми приложениями;
- экспертное заключение по Уставу.
Установленный выше перечень документов является исчерпывающим.
36. Регистрация Уставов имеет заявительный характер, производится в двухнедельный срок и подтверждается выдачей регистрационного Свидетельства установленной формы.
37. Отказ в регистрации Уставов является правомерным только в следующих случаях:
- нарушены требования п. 35 настоящего Положения;
- представленный на регистрацию Устав отличается по форме и (или) содержанию от контрольного экземпляра, хранящегося в Департаменте по правовому обеспечению;
- имеется соответствующее судебное решение по документам, подтверждающим факт принятия Устава, свидетельствующее об их неправомерности;
- имеются противоречия действующему законодательству или нормативно-правовым актам Московской области.
38. В случае принятия решения об отказе и регистрации Устава заявителям выдается официальный документ (мотивированное заключение) с полным перечнем причин, препятствующих регистрации. Решение об отказе в регистрации Устава может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
39. Решение о регистрации Устава влечет за собой внесение его в Государственный реестр Уставов местного самоуправления Московской области, о чем делается соответствующая запись в Регистрационном свидетельстве. Решение публикуется в официальных средствах массовой информации Московской области.
40. Порядок представления на регистрацию Уставов и принятия по ним решений, форма и порядок ведения Государственного реестра Уставов местного самоуправления Московской области и форма Регистрационного свидетельства устанавливается Администрацией Московской области.
41. За регистрацию Уставов местного самоуправления регистрационный, гербовый или иные сборы в Московской области не взимаются.
42. Дополнения, изменения действующих Уставов проходят государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Положением для регистрации самих Уставов.
43. Уставы местного самоуправления территориальных общностей (изменения и дополнения к ним), прошедшие государственную регистрацию, подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации соответствующей территориальной общности либо издаются отдельным тиражом в качестве приложений к ним и вступают в силу через десять дней с момента опубликования.
VI. Заключительные положения
44. Устав местного самоуправления, подготовленный, принятый и прошедший регистрацию в соответствии с настоящим Положением, или любая его норма могут быть оспорены в судебном порядке.
45. Принятие судебными органами решения о признании Устава недействующим влечет за собой исключение его из Государственного реестра Уставов местного самоуправления Московской области. Принятие судебными органами решения о признании недействующей какой-либо нормы Устава не приостанавливает действия Устава в целом.
46. Решение об отмене действующего Устава местного самоуправления может быть принято исключительно референдумом (сходом граждан) соответствующей территориальной общности.
47. Любые действия органов государственной власти, органов местного самоуправления или иных лиц, предпринимаемые в целях изменения, дополнения или отмены Устава местного самоуправления в нарушение установленного настоящим Положением порядка, признаются незаконными и могут быть оспорены в судебном порядке.
48. В трехмесячный срок со дня вступления Устава местного самоуправления в законную силу в соответствие с ним должны быть приведены все действующие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, а также акты органов государственной власти Московской области в части, противоречащей договорам о разграничении полномочий, урегулированных Уставом.
49. Для обеспечения правовых гарантий местного самоуправления в Московской области устанавливается следующий порядок действия норм и положений Уставов местного самоуправления:
- Устав местного самоуправления признается нормативно-правовым актом соответствующей территориальной общности, имеющим высшую юридическую силу по отношению к другим актам органов местного самоуправления; в случаях их противоречия применяются нормы и положения Устава;
- нормы и положения Устава местного самоуправления действуют в соответствующей территориальной общности непосредственно и подлежат выполнению на всей ее территории всеми субъектами правоотношений, регулируемых Уставом;
- акты, изданные органами государственной власти Московской области и местного самоуправления или их должностными лицами вне пределов их компетенции и в нарушение норм и положений Устава местного самоуправления, подлежат признанию недействительными в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
50. Настоящее Положение вступает в силу с момента его опубликования.
Глава Администрации
Московской области |
А.С. Тяжлов |
<< Назад |
||
Содержание Решение Московской областной Думы от 7 сентября 1994 г. N 9/27 "О решении Московской областной Думы от 08.07.94 N 6/23... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.