Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
городского поселения Люберцы
Люберецкого муниципального района
Московской области
от 22 июля 2009 г. N 1214-ПА
Муниципальная целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
в городе Люберцы Московской области на 2009-2011 годы"
Паспорт
муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого
и среднего предпринимательства в городе Люберцы
Московской области на 2009-2011 годы"
Наименование разделов |
Краткое содержание |
Наименование целевой программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы Московской области на 2009/2011 г.г." |
Обоснование для разработки программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный Закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Постановление Правительства Московской области от 29.01.2009 N 71/2 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009/2012 годы"; Постановление администрации города Люберцы Московской области от 10.03.2009 N 278-ПА "Об утверждении Положения "О порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ города Люберцы". |
Муниципальный заказчик целевой программы |
Администрация города Люберцы Московской области |
Разработчик целевой программы |
Управление социально-экономического развития Администрации города Люберцы Московской области |
Исполнители целевой программы |
Структурные подразделения Администрации города Люберцы во взаимодействии с субъектами малого и среднего предпринимательства города Люберцы, Люберецкой торгово-промышленной палатой, ГУ МО "Люберецкий центр занятости населения", профессиональными учебными заведениями |
Цель (цели) и задачи целевой программы |
Цели Программы: создание условий для устойчивого развития малых и средних предприятий в городе Люберцы; популяризация предпринимательской деятельности среди населения; пропаганда социальной значимости малого и среднего бизнеса; содействие обеспечению занятости населения города Люберцы; рост совокупного дохода и суммарных налоговых отчислений малых и средних предприятий по всем отраслям экономики; способствование развитию межрегионального сотрудничества в сфере малого предпринимательства; Задачи Программы: развитие системы финансовой и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства информационными, консультационными, обучающими и другими услугами; устранение административных барьеров; содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. |
Основные мероприятия целевой программы |
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства; иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Сроки и этапы реализации целевой программы |
Сроки реализации Программы: 2009-2011 годы Этапы реализации Программы: Подготовительный этап (2009 год) - реализация мероприятий, не требующих финансирования. В течение 2009 года необходимо разработать соответствующие документы, методические рекомендации, провести необходимую подготовительную работу для обеспечения возможности выполнения мероприятий, намеченных к выполнению в 2010/2011 годах. Основной этап (2010-2011 годы) - реализация мероприятий, на которые должно быть предусмотрено финансирование. |
Источники финансирования |
Источниками финансирования Программы являются средства местного бюджета, областного бюджета, внебюджетных источников. В том числе по годам и по источникам: 2009 год: - местный бюджет - финансирование не требуется; - областной бюджет - при наличии средств в областном бюджете; - внебюджетные средства - по договоренности с кредитными учреждениями города; 2010 год: - местный бюджет - 200 тыс. рублей; - областной бюджет - при наличии средств в областном бюджете; - внебюджетные средства - по договоренности с кредитными учреждениями города; 2011 год: - местный бюджет - при наличии средств в местном бюджете; - областной бюджет - при наличии средств в областном бюджете; - внебюджетные средства - по договоренности с кредитными учреждениями города; |
Управление программой и контроль над ее реализацией |
Администрация города Люберцы |
Ожидаемые конечные результаты |
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства к концу 2011 года - на 100 ед. Увеличение количества работающих в сфере малого и среднего предпринимательства к 2011 году в среднем на 1,5 тыс. чел. Доля поступлений в бюджет города Люберцы от предприятий малого и среднего бизнеса достигнет 42%. |
Код целевой программы |
Присваивается администрацией города Люберцы |
Общие положения
Муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы Московской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам местного самоуправления города Люберцы, субъектам малого и среднего предпринимательства, общественным организациям предпринимателей, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, эффективно участвовать в создании условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы.
Программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы на 2009-2011 годы" разработана в соответствии с постановлением администрации города Люберцы от 10.03.2009 N 278-ПА "Об утверждении Положения "О порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ города Люберцы".
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Малое и среднее предпринимательство сегодня - это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес-это стержень современной экономики, то малый и средний бизнес - связующие его звенья.
Сложившаяся в последние годы на территории города Люберцы отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства остается неизменной. Несмотря на то, что малые предприятия успешно работают практически во всех отраслях экономики, малое предпринимательство в городе сконцентрировано в основном в четырех отраслях: торговля, промышленность, строительство и сфера услуг. Наибольшая доля (42%) от общего числа малых предприятий приходится на торговые предприятия, 12% - на промышленные и 10% - на строительные организации.
В 2008 году численность малых предприятий города Люберцы составила около 1139 единиц, средних предприятий - 43 единицы.
Количество работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет более 17,5 тыс. человек (без учета данных о количестве работающих у индивидуальных предпринимателей).
Среднемесячная заработная плата у субъектов малого предпринимательства составляет в среднем 13,4 тыс. рублей. Стоит отметить, что часть заработной платы работников, занятых в малом бизнесе является "теневой". По оценке, реальная заработная плата у субъектов малого предпринимательства составляет около 20 тыс. руб.
Отдельно необходимо сказать о значимости деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании доходов городского бюджета. Доля налоговых поступлений малых и средних предприятий в общей структуре налоговых доходов в 2008 году составила около 39%.
Развитие малых и средних предприятий имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в местный бюджет и бюджеты других уровней.
Приоритетная задача социально-экономического развития города Люберцы - создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения города Люберцы.
Таким образом, создание условий для развития малого и среднего бизнеса является необходимым условием для реализации приоритетных задач социально-экономического развития города Люберцы.
Дальнейшее успешное развитие малого и среднего предпринимательства возможно при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий, постоянного совершенствования создаваемой в городе целостной системы его поддержки.
Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является сектором экономики, наиболее незащищенным от внешних воздействий. В тоже время, он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
На развитие малого и среднего предпринимательства в городе, также как и в целом на территории Российской Федерации, серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней следующие проблемы:
отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на ее развитие;
недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
сложность в получении банковских кредитов в связи с отсутствием залогового обеспечения; высокие процентные ставки банковских кредитов и лизинговых операций;
отсутствие четкой организации взаимодействия рыночных механизмов поддержки малого предпринимательства;
наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля);
недоступность лизинговых услуг и микрофинансирования;
дефицит нежилых помещений и свободных земельных участков, пригодных для размещения малых и средних предприятий;
недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей;
недостаточная эффективность взаимодействия органов власти с организациями, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов местного самоуправления муниципальных образований. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его "экономическую неустойчивость".
Все это позволяет охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий.
К обособленной категории предпринимательства можно отнести также начинающих предпринимателей; предпринимателей, испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности, и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленники и т.д.).
Подобный подход позволяет переориентировать политику органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную поддержку предпринимателям.
Несмотря на некоторые положительные тенденции в области развития малых и средних форм бизнеса, его потенциал задействован не в полном объёме.
Поэтому только применение программно-целевого метода и системного подхода к вопросам поддержки и развития предпринимательства может способствовать как разрешению сложившихся проблем, так и максимально эффективному развитию малого бизнеса.
Как показывает практика, программно-целевой метод, основанный на реализации целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед муниципальными образованиями, а также других, в том числе социальных факторов, полностью себя оправдывает.
Целесообразность разработки программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:
системный подход к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
сложность и разнообразие проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства города Люберцы;
определение целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
комплекс взаимосвязанных мероприятий по повышению результативности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений.
2. Основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов
ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Основными целями Программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы Московской области на 2009-2011 годы являются:
формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе;
привлечение финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта и доли налоговых отчислений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговые доходы бюджета города;
создание новых рабочих мест, содействие обеспечению занятости населения города;
обеспечение взаимодействия администрации города с предпринимательскими структурами в целях дальнейшего экономического и социального развития города;
способствование внедрению современных финансово-кредитных механизмов;
обеспечение развития системы обучения населения основам предпринимательской деятельности и правовой грамотности;
способствование развитию межрегионального сотрудничества в сфере малого предпринимательства;
формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве;
Для достижения основных целей программы и обеспечения результатов ее реализации, необходимо решение следующих задач:
реализация мер по финансовой и информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки;
развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, развитие системы дистанционного обучения;
обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства информационными, консультационными, обучающими и другими услугами;
устранение административных барьеров путем совершенствования нормативно-правовой базы. Предполагается осуществлять решение поставленных задач в течение трех лет.
Программа состоит из двух этапов: подготовительный этап и основной этап.
На подготовительном этапе (2009 год) будет осуществлена реализация мероприятий, не требующих финансирования. В течение 2009 года будут разработаны соответствующие документы, методические рекомендации для проведения необходимой подготовительной работы для обеспечения возможности выполнения мероприятий, намеченных к выполнению в 2010-2011 годах.
На основном этапе (2010-2011 годы) будет осуществлена реализация мероприятий, на которые должно быть предусмотрено финансирование.
Программой предусмотрены следующие целевые индикаторы реализации мероприятий:
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.);
Численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса (тыс. чел.);
Доля налоговых поступлений в бюджете города Люберцы от предприятий малого и среднего предпринимательства (в %);
Уровень средней заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса (тыс. руб.).
3. Перечень программных мероприятий
Для достижения целей и решения задач предполагается включение в программу следующих мероприятий:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
содействие в создании некоммерческих организаций - объединений предпринимателей (союзы, ассоциации, и т.д.);
оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:
содействие субъектам малого и среднего предпринимательства города Люберцы в получении субсидий из бюджета Московской области в рамках мероприятий, проводимых в соответствии с долгосрочной целевой программой Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы";
Предоставление бюджетных кредитов и муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства - юридическим лицам;
создание условий для предоставления кредитов со стороны коммерческих банков субъектам малого и среднего предпринимательства;
создание условий для снижения платы по подключению к инженерным коммуникациям (за технологическое присоединение энергопринимающих устройств) для субъектов малого и среднего предпринимательства;
предоставление в аренду нежилых помещений, находящихся муниципальной собственности, субъектам малого предпринимательства (указанное имущество должно использоваться по целевому назначению);
оказание содействия в передаче субъектам малого и среднего предпринимательства незавершенных строительством и пустующих объектов, а также в поиске инвесторов для нерентабельных и убыточных предприятий.
3. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:
Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на совершенствование и развитие информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, актуализации и постоянного пополнения информационных ресурсов и обеспечения функционирования информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к информационным ресурсам, запланировано:
ведение Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
анализ состояния деятельности малых предприятий города по отраслям;
предоставление аналитической и иной информации в сфере малого и среднего предпринимательства с помощью устного консультирования, размещении информации в средствах массовой информации города Люберцы, на официальном сайте города Люберцы, на электронных и иных носителях информации.
4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Одним из приоритетных направлений в сфере подготовки кадров является повышение уровня квалификации лиц, занятых в малом и среднем предпринимательстве, обучение граждан основам предпринимательской деятельности, в том числе не занятого населения, женщин, молодежи, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе:
Оказание содействия в организации обучения и переподготовки кадров по различным аспектам организации и ведения предпринимательской деятельности;
5. Поддержка малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства.
В целях создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства:
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в государственных и областных инновационных программах и оказание практической помощи в подготовке конкурсной документации;
оказание консультационной поддержки малым и средним предприятиям при реализации инновационных проектов и создании новых производств;
поддержка инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых в различных отраслях экономики (на конкурсной основе).
6. Устранение административных барьеров.
В целях содействия в пресечении противоправных действий (бездействий) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих города Люберцы, создающих препятствия для реализации прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства и наносящих им материальный и моральный ущерб:
незамедлительное реагирование при противоправных действиях и как мера - постановка в известность руководителей соответствующих органов государственной власти и органов прокуратуры с целью привлечения к дисциплинарной и административной ответственности;
обеспечение информирования предпринимательского сообщества о нормах и принципах, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, с обязательным размещением информации на официальном сайте города Люберцы, Интернет-сайтах системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства города Люберцы;
обеспечение организации привлечения в установленном порядке экспертов от общественных организаций и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к мероприятиям по контролю на территории города Люберцы с целью проведения мониторинга соблюдения прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.
7. Содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки:
издание информационного каталога о производимых товарах, работах и услугах субъектов малого и среднего предпринимательства (с подробным описанием предоставляемых услуг, номенклатуры товаров и их техническими описаниями и характеристиками);
содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях на местном, региональном и международном уровне;
представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевых министерствах и ведомствах.
8. Иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
участие представителей общественных объединений предпринимателей в рамках их полномочий в подготовке законодательных инициатив, касающихся деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
организация выставочно-ярмарочных мероприятий, проведения конференций, профессиональных дней, семинаров и бизнес - встреч, круглых столов, участие в российских, областных конференциях, съездах;
участие в целевых программах развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Московской области;
проведение исследований и мониторинга по проблемам малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы и тенденциям его развития.
4. Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации программы,
а также сроки и источники финансирования
Необходимость использования бюджетных средств обусловлена постановкой целей и задач развития малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы.
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счёт средств областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников.
Выбор источников, а также механизмов финансирования, будет определен, исходя из принципа приоритета внебюджетных источников. Финансирование мероприятий программы из средств областного и (или) местного бюджетов будет осуществлено по тем мероприятиям, по которым не производится финансирование из средств коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
В 2009 году реализация программных мероприятий за счёт средств местного бюджета не предусматривается, в 2010 году - в объеме 200 тыс. рублей, в 2011 году - при наличии средств на эти цели в бюджете города.
5. Оценка социально-экономической эффективности целевой программы
В процессе реализации целевой программы ожидаются положительные социально-экономические результаты, влияющие на улучшение социально-экономической обстановки в городе Люберцы. К таким результатам можно отнести:
увеличение налоговых поступлений в городской бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;
рост средней заработной платы работников, занятых на малых и средних предприятиях;
увеличение объемов производства продукции (товаров и услуг) в сфере малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы, что будет способствовать созданию эффективной экономической ситуации в городе, обеспечивающей: рост доходов городского бюджета, повышение благосостояния населения, привлечение инвестиций в малое и среднее предпринимательство, увеличение занятости населения, увеличение ассортимента продукции, производимой субъектами малого среднего предпринимательства на территории города, сокращение убыточных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намечаемых результатов.
Ответственными исполнителями Программы являются структурные подразделения администрации города Люберцы во взаимодействии с субъектами малого и среднего предпринимательства города Люберцы, Люберецкой торгово-промышленной палатой, ГУ МО "Люберецкий центр занятости населения", профессиональными учебными заведениями города.
Координацию деятельности по выполнению мероприятий Программы осуществляет Управление социально-экономического развития Администрации города Люберцы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация города Люберцы.
Механизм реализации Программы предполагает его дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий и функций органов, оказывающих поддержку малому предпринимательству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.