Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета депутатов
городского округа Коломна
Московской области
от 20 апреля 2009 г. N 10-РС
Программа
развития потребительского рынка и услуг на территории
городского округа Коломна на период до 2012 года
1. Анализ состояния потребительского рынка и услуг
городского округа Коломна
Потребительский рынок городского округа Коломна представлен малыми, средними и крупными предприятиями торговли, общественного питания и социально значимых услуг бытового обслуживания населения всех форм собственности.
На 01.01.2009 торговую деятельность на территории городского округа осуществляли 1 530 юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые осуществляли свою деятельность в 2 579 торговых точках. В количественном отношении распределение хозяйствующих субъектов в структуре предприятий потребительского рынка и услуг выглядит следующим образом:
- 1 059 - розничная торговля;
- 134 предпринимателя - мелкорозничная торговля;
- 151 - общественное питание;
- бытовое обслуживание (бытовка - 259, транспорт - 8, связь - 70).
Сеть предприятий торговли на 01.01.2009 (общая площадь 150 764 кв. метров, торговая - 71 040 кв. метров) включала:
- 15 крупных торговых объектов площадью более 1 000 кв. метров;
- 353 стационарных объекта торговли и общественного питания;
- 334 объекта мелкорозничной сети (киоски, автолавки, лотки).
Широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового и бытового обслуживания. Продолжают развиваться крупные торговые сети, такие как "Перекресток", "Дикси", "Копейка", "Эльдорадо", "Берингов пролив", "7 континент", "Пятерочка" и др.
Доля торговых площадей, соответствующих европейским стандартам (наличие парковок, широкого ассортимента товаров, использование прогрессивных методов торговли), составляет 37,2% (41 200 кв. м), в том числе:
- ООО "Коломна Инвест" (ТРЦ КАДО) - 25 000 кв. м;
- ООО "Самохвал" - 2 187 кв. м;
- ООО "Дикси" - 8 983,7 кв. м;
- ЗАО "Продтовары" - 3 128,1 кв. м;
- ООО "Союз-сервис" - 2 900 кв. метров.
На 1 000 жителей городского округа Коломны приходится 480 кв. метров торговых площадей, тогда как в среднем по Московской области этот показатель составляет 425 кв. метров. Несмотря на то что общий метраж объектов торговли, осуществляющих торговлю продуктами питания и товарами промышленного назначения, распределился из расчета на 1 000 жителей в соотношении 57,8 и 42,2%, сети небольших специализированных магазинов промышленного назначения, максимально приближенные к местам массового проживания, в городском округе отсутствуют. На сегодняшнем этапе их недостаток восполняется универсальными рынками.
На территории городского округа функционируют 6 рынков (в том числе вещевой и продовольственный - Коломенского филиала ПО КООПТОРГ и продовольственный Коломенского отделения КРОИФА), которые имеют более 1 600 торговых мест. За последние годы открыты 2 строительных и 1 продовольственный рынки, имеющие площадь земельных участков 24 500 кв. метров. Постановление Правительства Московской области о преобразовании в торговые комплексы выполнено 2 организациями: рынок на ул. Яна Грунта преобразован в торговый комплекс "Все для дома и автомобиля" и рынок на ул. Малышева - в торговый комплекс "Афганец".
Динамика потребительского рынка характеризуется ежегодным ростом физического объема розничного товарооборота и реализации платных услуг населению.
По данным статистики, товарооборот розничной торговли Коломны за 2005 год составил 5,65 млрд. руб. Объем платных услуг, в том числе бытовое обслуживание, составил 2,43 млрд. руб. В 2006 году эти показатели составили 7,7 млрд. рублей и 2,6 млрд. рублей соответственно. В 2007 году розничный товарооборот вырос до 10,1 млрд. рублей, объем платных услуг составил 2,78 млрд. рублей.
Заметно улучшилось экономическое положение предприятий и организаций потребительского рынка и услуг. Об этом свидетельствует рост налоговых поступлений в городской бюджет. Доля предприятий торговли и общественного питания в доходах городской бюджета составляет порядка 14,4% (с учетом подоходного налога). Самыми крупными налогоплательщиками в городского бюджет среди предприятий потребительского рынка и услуг в 2007 году являлись ЗАО "Продтовары" - более 10 млн. рублей, ПО КТ "КООПТОРГ" - более 4 млн. рублей, ПО "Райпотребсоюз" - более 2,2 млн. рублей, ИП Бебинов С.Г., ИП Спирин В.Д., ЗАО "Дикси Юг" - более 1,8 млн. рублей.
Состояние и тенденции развития потребительского рынка и услуг свидетельствуют также о наличии ряда серьезных проблем, требующих своего решения в рассматриваемой перспективе (2009-2012 гг.):
- в городском округе отсутствуют так называемые места реализации товаров, бывших в употреблении, роль которых в настоящее время взяла на себя незаконная торговля на Стометровке, ул. Малышева и ул. Октябрьской революции у ЦРБ и на других участках городских улиц;
- отсутствует перспективная схема размещения крупных торговых объектов, увязанная с генеральным планом развития городского округа, не создан механизм ее реализации, это приводит к ситуации, когда объекты проектируются и строятся без учета специфики городского округа Коломна. Например, проектируются крупные торговые комплексы внутри трамвайного кольца, в "спальных" районах. Это приводит к необоснованному перенасыщению торговыми площадями некоторых частей города, транспортным проблемам как для покупателей, так и для продавцов (Голутвин), проблемам с подвозом товаров крупнотоннажным транспортом;
- на первое место выходит проблема обеспеченности предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе крупных торговых объектов, автостоянками и парковками.
Недостаток мест парковки около торговых комплексов и рынков приводит к пробкам и заторам в субботу, воскресенье на ул. Октябрьской революции в районе пл. Восстания, на Окском проспекте в районе домов 1-7, на ул. III Интернационала.
В число главных проблем перспективного развития потребительского рынка и услуг входит задача обеспечения транспортной доступности товаров и услуг во всех районах городского округа на уровне не ниже установленных градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания.
Проектирование новых комплексов должно производиться с учетом темпов развития автомобилизации населения на перспективу. Нормы строительства мест парковки для автотранспорта посетителей торговых комплексов и рынков в зависимости от площади объекта составляют в настоящее время 1 машино-место на 50 метров общей площади помещения, однако уже сейчас эта цифра должна составлять 1 машино-место на 30 метров общей площади комплекса. Кроме этого при проектировании и строительстве крупных торговых объектов должны учитываться специфические для города особенности (наличие кольцевого движения трамваев, старинной архитектуры и крупных транспортных узлов и т.д.), а также комплексно прорабатываться вопросы пропускной способности дорог, перекрестков, в том числе возможность подвоза товара в ночное время.
Сфера услуг
В сфере услуг в городском округе на 01.01.2009 были заняты 570 предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Состояние сферы услуг населению городского округа Коломна
Виды услуг | Количество предприятий |
Удельный вес, % |
Количество рабочих мест |
Удельный вес, % |
Всего | 570 | 100 | 5123 | 100 |
В том числе: | ||||
Бытовые услуги | 259 | 45,44 | 2344 | 45,75 |
Транспортные услуги | 8 | 1,4 | 450 | 8,7 |
Услуги связи | 70 | 12,2 | 180 | 3,5 |
Услуги учреждений культуры |
46 | 8 | 500 | 9,7 |
Туристские услуги | 23 | 4 | 76 | 1,48 |
Услуги гостиниц и др. средства размещения |
3 | 0,5 | 140 | 2,73 |
Физкультура и спорт, развлечения |
27 | 4,7 | 520 | 10,15 |
Медицинские | 38 | 6,6 | 360 | 7,02 |
Ветеринарные | 6 | 1,05 | 48 | 0,9 |
Правового характера | 1 | 0,17 | 5 | 0,09 |
Образования | 13 | 2,2 | 180 | 3,5 |
Прочие виды платных услуг |
76 | 13,3 | 320 | 6,24 |
Объем платных услуг населению города увеличился по сравнению с прошлым годом на 7 процентов и составил более 2,78 млрд. рублей.
Анализ состояния развития инфраструктуры в сфере бытового обслуживания показал, что наиболее активно развивается сеть предприятий, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, парикмахерские услуги, прием платежей, услуги саун.
Недостаточно развиты услуги автостоянок, металлоремонт, ремонт часов, изготовление ювелирных изделий, услуги бань, услуги гостиниц.
Особую тревогу вызывает неудовлетворительное положение дел с обеспечением населения автостоянками. В настоящее время на территории городского округа действует 21 автостоянка с емкостью всего 3 600 машиномест. Недостаток мест временного хранения автотранспорта коломчан приводит к захламлению внутридворовых территорий, хранению автотранспорта на газонах, обочинах, тротуарах и к значительному повышению стоимости услуг хранения автотранспорта.
Действующие платные автостоянки на территории
городского округа Коломна
N п/п |
Адрес, телефон | Название (принадлежность) |
Площадь стоянки |
Количество автомашин |
1. | ул. Ленина, д. 139 (РСП) | ИП Семенов С.В. | 3709 | 100 |
2. | ул. Комсомольская, д. 19 | ИП Чугуевский Ю.А. | 6500 | 280 |
3. | ул. Октябрьской революции, д. 128 |
АТК-1417 | - | 100 |
4. | ул. Фрунзе, д. 45 | ИП Гусев А.В. | 3000 | 212 |
5. | ул. Макеева, ул. Леваневского |
ЗАО "Кварта" | 2792 | 80 |
6. | ул. Спирина, д. 13 | ООО "Старт", ИП Кручинкин В.Т. |
3057 | 150 |
7. | ул. Астахова, д. 2 | РОСТО | - | 146 |
8. | ул. Астахова, д. 22 | ВОА | 12349 | 500 |
9. | ул. Партизан, д. 43 | ОАО ХК "Коломенский завод" |
3991 | 120 |
10. | пр-д Автомобилистов, д. 1 |
АТК-1129 | - | 100 |
11. | ул. Гаврилова, д. 6 | ИП Соловьев О.В. | 5669 | 206 |
12. | ул. Горького, ул. Зеленая |
ИП Чаботюк С.В. | 1826 | 80 |
13. | ул. Полянская, д. 31 | ИП Котова А.В. | 3000 | 200 |
14. | пр-т Кирова, д. 54а | ИП Луньков С.В. | 1726 | 85 |
15. | пр-т Кирова, д. 54а | ИП Соловьева | 2110 | 100 |
16. | ул. Фрунзе, д. 41 | ИП Старченко И.А. | 1024 | 50 |
17. | пр-д Станкостроителей, д. 3 |
ИП Силина Н.В. | 4100 | 120 |
18. | ул. Гаврилова | ИП Приказчиков Д.В. | 6313 | 300 |
19. | ул. Макеева, д. 1а | ИП Рябчиков В.С. | 1077 | 65 |
20. | Озерский пр-д, д. 6 | КГО РФИВА | 4438 | 556 |
Итого | 3650 |
Состояние бытовых услуг населению по видам
в городском округе Коломна в 2008 году
Виды услуг | Всего | Количество рабочих мест |
Объем бытовых услуг (по видам) в млрд. руб. |
Всего | 511 | 2344 | 2,78 |
В том числе: | |||
Ремонт, окраска и пошив обуви | 51 | 130 | |
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий |
4 | 64 | |
Ремонт и техническое обслуживание бытовой телерадиоэлектронной аппаратуры |
5 | 80 | |
Ремонт и техническое обслуживание бытовых машин, бытовых приборов (приемные пункты) |
26 | 52 | |
Ремонт и изготовление металлоизделий | 13 | 13 | |
Ремонт часов | 9 | 18 | |
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
41 | 440 | |
Изготовление и ремонт мебели | 7 | 136 | |
Химическая чистка и крашение: - приемные пункты - фабрики |
10 1 |
20 12 |
|
Услуги прачечных: - приемные пункты - фабрики |
10 1 |
20 8 |
|
Ремонт и строительство жилья и других построек |
12 | - | - |
Услуги фотографий и фотолабораторий | 23 | 85 | |
Услуги бань и душевых | 11 | 36 | |
Услуги парикмахерских | 59 | 160 | |
Ремонт и изготовление ювелирных изделий | 1 | 2 | |
Услуги ломбардов | 3 | 6 | |
Услуги предприятий по прокату | 8 | 16 | |
Ритуальные услуги | 3 | 112 | |
Услуги автостоянок | 17 | 102 | |
Транспортно-экспедиторские услуги | 35 | 350 | - |
Прочие | 162 | 450 | - |
Номерной фонд гостиниц, расположенных на территории
городского округа Коломна
N п/п |
Наименование средства размещения |
Номера высшей категории | Номер I категории |
Номер II категории |
Номер III категории |
Общее количество номеров |
Общее количество мест |
||||
"сюит" | "апартамент" | "люкс" | "студия" | ||||||||
1 | Гостиница "Коломна" (ООО "Туристский центр Коломна", пл. Советская, д. 2) |
1-м | - | - | - | - | 53 | - | - | 53 | 53 |
2-м | - | - | 7 | 7 | 93 | - | - | 107 | 214 | ||
Итого | - | - | 7 | 7 | 146 | - | - | 160 | 267 | ||
2 | Отель "40-меридиан" (ООО "40-меридиан", ул. Береговая, д. 48) |
1-м | - | - | - | - | 3 | - | - | 3 | 3 |
2-м | - | - | 5 | - | 42 | - | - | 47 | 94 | ||
3-м | - | 1 | - | - | - | - | - | 1 | 3 | ||
Итого | - | 1 | 5 | - | 45 | - | - | 51 | 100 | ||
3 | Гостиница "Советская" (МП "Гостиница Советская", пр-т Кирова, д. 1) |
1-м | - | - | 1 | - | 82 | - | - | 83 | 83 |
2-м | - | - | 6 | - | 31 | - | - | 37 | 74 | ||
3-м | - | - | - | - | - | - | 3 | 3 | 9 | ||
5-м | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 10 | ||
10-м | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 20 | ||
Итого | - | - | 7 | - | 113 | - | 7 | 127 | 196 | ||
4 | Общежитие ФГОУ ДПО, пос. Радужный, д. 33а |
1-м | - | - | 7 | - | 2 | - | - | 9 | 9 |
2-м | - | - | 8 | - | 5 | - | - | 13 | 26 | ||
3-м | - | - | - | - | 18 + 6 <1> | - | - | 24 | 78 | ||
Итого | - | - | 15 | - | 31 | - | - | 46 | 113 (152 <2>) | ||
Итого | - | 1 | 34 | 7 | 335 | - | 7 | 384 | 676 (715 <2>) |
Номерной фонд гостиниц города обновляется и реконструируется быстрыми темпами, доля номеров, соответствующих европейским стандартам, составляла к концу 2006 года 23%, к маю 2007 года - 35%. В то же время проектирование и строительство новых гостиниц идут недостаточно динамично.
Анализ состояния общественного питания городского округа показал, что хотя имеется устойчивая тенденция развития этой отрасли потребительского рынка, потребности городского округа в услугах общественного питания удовлетворены менее чем на половину - 45,1%, а удельный вес оборота общественного питания в розничном товарообороте составляет менее 2%.
Состояние оптового звена торговли городского округа также не соответствует современным требованиям. Несмотря на то что на территории городского округа располагаются 9 оптовых баз и складов, больше половины складских площадей сдаются в аренду фирмам, занимающимся мелкооптовыми поставками и являющимся дополнительным посредническим звеном. Отсутствие современных логистических торгово-распределительных центров не позволяет повысить эффективность цепочки поставок товаров, снизить стоимость доставки, хранения и реализации товара.
Состояние оптового звена на территории
городского округа Коломна
Количество оптовых баз | 9 |
оптовых складов | 32 |
Количество складских площадей |
40 000 кв. метров |
Спецификация | Оптовая продажа продуктов питания, вино-водочной продукции, бытовой химии, реализация овощей и фруктов, лекарственных препаратов. Оптовая продажа строительных материалов, металла, светотехники |
Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового и бытового обслуживания в городском округе не полностью отвечает потребностям населения. Недостаточно развивается сеть небольших магазинов социально гарантированного уровня обслуживания.
Общей стратегической задачей для всех секторов потребительского рынка является обеспечение качества и безопасности товаров и услуг. Наиболее остро она стоит в сфере неорганизованной торговли. Именно здесь - на рынках и в мелкорозничной сети реализуется основная масса некачественной продукции, доля которой, судя по результатам проверок, проводимых контролирующими органами, достигает по отдельным группам товаров (аудио- и видеопродукция) 75-90%.
Таким образом, состояние потребительского рынка городского округа характеризуется позитивными изменениями, произошедшими за последние годы, и отличается высокой насыщенностью товарами, отсутствием товарного дефицита.
В тоже время дальнейшее развитие торговли, общественного питания и сферы бытового обслуживания должно проводиться по пути размещения новых предприятий потребительского рынка в микрорайонах с учетом перспективного строительства, демографической ситуации и транспортных потоков.
Необходимо сформировать целостную систему торгового и бытового обслуживания населения, обеспечивающую территориальную и ценовую доступность потребительских товаров и услуг для всех социальных групп населения. Это должно стать одним их главных приоритетов развития потребительского рынка городского округа Коломны.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями настоящей Программы являются повышение качества жизни населения за счет развития инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг для удовлетворения потребностей жителей в продуктах питания, товарах народного потребления и услугах, повышение уровня жизни населения Московской области посредством создания системы обеспечения населения качественными товарами и услугами по доступным ценам.
Основными целями Программы являются:
- развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг для удовлетворения потребностей жителей в продуктах питания, товарах народного потребления и услугах;
- регулирование отношений в сфере торговли, оказание социально значимых услуг и услуг общественного питания на территории городского округа;
- обеспечение доступности сферы потребительского рынка в цивилизованных формах его организации для различных слоев населения.
Для достижения поставленных целей Программы необходимо:
- проведение инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое перевооружение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- поддержка отечественных производителей товаров, исполнителей услуг (работ) и социально значимых видов торговой деятельности;
- создание эффективной системы мер по защите прав потребителей, обеспечение качества и безопасности представляемых в розничной сети товаров и услуг;
- участие администрации городского округа в пределах компетенции в регулировании процессов торговой деятельности и развития потребительского рынка на территории городского округа (соблюдение требований нормативно-правовой базы всех уровней и рациональное размещение торговых объектов на территории городского округа);
- повышение культуры и качества торгового обслуживания за счет всесторонней поддержки использования прогрессивных архитектурно-строительных решений, новых технологий торговли и логистики, внедрения эффективных систем безопасности населения на объектах торговли;
- обеспечение благоприятных условий для увеличения объемов торговой деятельности на основе дальнейшего развития емкости торговой сети и улучшения ее территориальной доступности, в том числе за счет более эффективного использования нежилого фонда городского округа;
- считать приоритетными с точки зрения городского округа следующие направления развития отрасли:
- совершенствование каналов товародвижения, создание современных распределительных центров сетевых компаний, магазинов-складов;
- обеспечение условий для создания субъектами малого предпринимательства в жилых кварталах городского округа магазинов шаговой доступности;
- упорядочение рыночной торговли, сокращение удельного веса рынков в суммарной емкости торговой сети.
Задачами Программы являются развитие потребительского рынка и рациональное размещение торговых объектов на территории городского округа; проведение инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое перевооружение торговых объектов; стимулирование притока частных инвестиций в развитие потребительского рынка и услуг; приведение технологий торговли и обслуживания населения в соответствие с современными европейскими стандартами, повышение культуры обслуживания населения.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2009-2012 гг.
4. Структура программных мероприятий
Программа состоит из 2 частей.
Первая часть Программы (приложение 1) состоит из 2 разделов:
I раздел - мероприятия, направленные на развитие и формирование структуры потребительского рынка. В него включены мероприятия по разработке плана размещения крупных торговых объектов, обеспечения транспортной доступности объектов, реализации проектов, находящихся в разработке, инвестиционные проекты строительства объектов потребительского рынка, которые находятся на разных стадиях исполнения.
II раздел - организационные мероприятия, способствующие упорядочению рыночной инфраструктуры розничной торговли, обеспечению режима конкуренции и уменьшению доли неорганизованного рынка.
К ним относятся:
- ведение базы данных и Реестра предприятий потребительского рынка городского округа Коломна;
- осуществление участия в процессе лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с Законом Московской области от 26.11.2005 N 248/2005-ОЗ "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области";
проведение мероприятий:
- по систематическому анализу и прогнозу тенденций развития потребительского рынка городского округа;
- по усовершенствованию организации летней и сезонной торговли;
- по подготовке специалистов для предприятий потребительского рынка, а также повышению квалификации торговых работников для улучшения культуры обслуживания населения городского округа.
5. Информационное обеспечение Программы
В связи с привлечением большого круга участников к реализации Программы решение проблем программного развития потребительского рынка и услуг предусматривает использование системного подхода в организации информационного обеспечения реализации программных мероприятий, применения единых принципов и показателей, определения периодичности и способов организации потоков информации (первичной и аналитической) в процессе реализации Программы.
Информационное обеспечение Программы направлено на формирование единого информационного пространства взаимодействия органов управления потребительским рынком и сферой услуг на территории города Коломны и участников Программы.
В рамках информационной системы Программы осуществляются:
- создание информационного ресурса потребительского рынка и услуг;
- создание и ведение реестра хозяйствующих субъектов потребительского рынка и услуг, действующих на территории города;
- создание системы мониторинга состояния и функционирования потребительского рынка и услуг на территории Коломны;
- создание и ведение интегрированной базы данных по субъектам развития потребительского рынка и услуг на территории города и инвестиционным проектам его развития;
- участие в создании информационно-маркетингового центра Интернет-торговли между хозяйствующими субъектами, осуществляющими операционную деятельность в секторе потребительского рынка и услуг на территории Московской области, товаропроизводителями в Московской области и органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления в Московской области, осуществляющими закупки продукции для государственных и муниципальных нужд, создаваемой Правительством Московской области.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы развития потребительского рынка и услуг предполагается за счет привлечения частных инвестиций без привлечения бюджетных средств и создаст дополнительные возможности для эффективного наращивания социально-экономического потенциала городског округа, повышения качества жизни населения путем создания эффективной системы обеспечения населения качественными товарами и услугами.
Исполнителем Программы является администрация городского округа Коломна, которая организует выполнение Программы и осуществляет текущий контроль над ходом реализации Программы.
Функции координатора-исполнителя возлагаются на администрацию городского округа Коломна.
7. Ожидаемые результаты выполнения Программы
Реализация Программы развития потребительского рынка и услуг позволит:
- способствовать дальнейшему развитию инфраструктуры городского округа;
- привлечь средства инвесторов для решения задач социально-экономического развития городского округа;
- увеличить долю налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от вновь открытых предприятий;
- создать дополнительные рабочие места;
- повысить культуру обслуживания, внедрить современные стандарты в сфере торговли и обслуживания населения;
- поднять общий профессиональный уровень работников торговли.
Заместитель главы администрации |
О.П. Жарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.