Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
Серпуховского муниципального района
Московской области
от 26 декабря 2006 г. N 1/45
Программа
развития малого предпринимательства на 2007-2009 годы
Паспорт
Программы развития малого предпринимательства
Серпуховского муниципального района на 2007-2009 гг.
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Программа развития малого предпринимательства |
|целевой программы |Серпуховского муниципального района на 2007-2009 гг.|
|администрации | |
|Серпуховского | |
|муниципального | |
|района | |
|------------------+----------------------------------------------------|
|Обоснование для |Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О |
|разработки |государственной поддержке малого предпринимательства|
|Программы |Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004). |
| |Закон Московской области от 27.07.2006 N 137/2006-ОЗ|
| |"О поддержке малого предпринимательства в Московской|
| |области". |
| |Закон Московской области от 19.05.2004 N 67/2004-ОЗ |
| |"Об областной целевой программе развития и поддержки|
| |малого предпринимательства в Московской области на |
| |2004-2007 годы" (с изменениями от 21.05.2005, |
| |28.09.2006) |
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
|------------------+----------------------------------------------------|
|Заказчик Программы|Администрация Серпуховского муниципального района |
|------------------+----------------------------------------------------|
|Разработчик |Отдел потребительского рынка, поддержки |
|Программы |предпринимательства и сферы услуг |
|------------------+----------------------------------------------------|
|Основные |Отдел потребительского рынка, поддержки |
|исполнители |предпринимательства и сферы услуг. |
| |Управление имущественных отношений. |
| |Отдел планирования и прогнозирования. |
| |Комитет по финансам и налоговой политике |
|------------------+----------------------------------------------------|
|Цель Программы |Создание благоприятных условий для устойчивого |
| |развития малого предпринимательства в интересах |
| |комплексного социально-экономического развития |
| |Серпуховского муниципального района |
|------------------+----------------------------------------------------|
|Задачи Программы |- создание на территории района единых правил и |
| |гарантий для развития предпринимательства, |
| |определенных действующим законодательством; |
| |- построение политики партнерских отношений с |
| |предприятиями и предпринимателями; |
| |- развитие финансовой и организационной поддержки; |
| |- формирование районной инфраструктуры поддержки - |
| |информационных, обучающих, консультационных и других|
| |структур; |
| |- содействие совершенствованию нормативно-правовой |
| |базы и устранению административных барьеров, |
| |препятствующих эффективному функционированию малого |
| |бизнеса; |
| |- содействие занятости населения |
|------------------+----------------------------------------------------|
|Сроки реализации |2007-2009 гг. |
|Программы | |
|------------------+----------------------------------------------------|
|Объем и источники |Средства местного бюджета. |
|финансирования |Областной бюджет: |
| |средства областной целевой программы развития и |
| |поддержки малого предпринимательства, выделяемые на |
| |конкурсной основе. |
| |Привлеченные средства: |
| |- средства предпринимателей |
|------------------+----------------------------------------------------|
|Ожидаемые |- повышение качества жизни населения района; |
|результаты от |- насыщение потребительского рынка товарами и |
|реализации |услугами; |
|Программы |- увеличение объема продукции (товаров и услуг), |
| |выпускаемой малыми предприятиями, до 30% в год (в |
| |сопоставимых ценах); |
| |- увеличение объема поступлений в бюджет района от |
| |малых предприятий до 10% от общей суммы налогов; |
| |- развитие инфраструктуры района; |
| |- развитие районной кооперации субъектов малого |
| |предпринимательства; |
| |- расширение рынков сбыта продукции (товаров и |
| |услуг); |
| |- увеличение численности работающих в малом |
| |предпринимательстве |
\-----------------------------------------------------------------------/
1. Проблемы развития малого предпринимательства
на муниципальном уровне
Предыдущая муниципальная программа развития малого предпринимательства была рассчитана на 2005-2006 годы. По данным ТУГС, в Серпуховском муниципальном районе за время реализации программы количество малых предприятий увеличилось с 279 до 364 (данные за 9 месяцев 2006 года).
На предприятиях малого бизнеса по итогам 9 месяцев 2006 года занято 2 596 человек.
По состоянию на 01.01.2006 в районе ведут хозяйственную деятельность 592 индивидуальных предпринимателя, зарегистрированных в ИМНС РФ по Серпуховскому району, общее количество наемных работников у них составляет 350 человек. Таким образом, в малом бизнесе района занято 3188 человек, что составляет 10,6% от общей численности населения района.
Структура малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) выглядит следующим образом:
- торговля и общественное питание - 23,6%;
- промышленность - 9,1%;
- строительство - 13,2%;
- сельское хозяйство - 23%;
- транспорт - 2,7%;
- наука - 1,9%;
- туризм - 1,1%;
- прочие - 25,4%.
По-прежнему торговля и общественное питание занимают лидирующее положение, доля этих предприятий увеличилась по отношению к 2005 году на 4,0%. Количество промышленных предприятий - 33, а доля их в общем количестве предприятий малого бизнеса района уменьшилась на 2,3%, в то же время в промышленности занято 37,8% от всех работников малых предприятий.
В сфере сельскохозяйственного производства работают 100 крестьянских, фермерских хозяйств, из которых только 10 предоставили отчетность. Число малых предприятий в сельском хозяйстве в 2006 году составило 5 предприятий, по отношению к предыдущим годам действующих предприятий было 16, на которых занято 237 человек, а в 2006 году - 99 человек.
Объем работ и услуг, выполненных малыми предприятиями, увеличился в 1,32 раза по сравнению с 2002 годом, при этом в 2003 году промышленными предприятиями было выполнено 49,2% общего объема, 13,4% - торговыми и 31,9% - строительными. Доля предприятий малого бизнеса в общем объеме произведенной в районе продукции увеличилась на 12,9% и составила 30%.
Средняя заработная плата в среднем по малым предприятиям составила 4 325 руб., что на 8,6% превышает среднюю заработную плату за предыдущий год. Наибольшая заработная плата в промышленности - 4 250 рублей, наименьшая - в сфере науки и научного обслуживания - 2 980 рублей.
Несмотря на рост экономических показателей в абсолютном выражении позиции малых предприятий в экономике района в 2006 году в основном остались на уровне предыдущего года. Количество работающих в секторе малого бизнеса от общего числа работающих в районе составило 13,3%, объем произведенной продукции и оказанных услуг малыми предприятиями составляет около 34% от общего объема выпуска всех предприятий и организаций района. Причиной подобного положения является то, что предприниматели в основном замораживали деятельность юридических лиц и оформлялись как индивидуальные предприниматели, отчетность которых ведется по упрощенной схеме и не сдается в статистику. Сумма налогов, поступивших в бюджет района за два года, увеличилась на 0,44% и составила 8,7%.
С 2004 года по настоящее время наблюдается некоторая стабилизация развития малого бизнеса. Меняется структура малых предприятий, снижается доля посреднических фирм, возрастает доля промышленных, строительных и транспортных предприятий. Сумевшие выжить малые предприятия прибавили в профессионализме, позиционировались на рынке, стали выпускать продукцию и оказывать услуги более высокого качества.
Основные проблемы развития малого бизнеса создаются федеральным законодательством и деятельностью структур федерального подчинения. Реальные действия с их стороны по поддержке малого предпринимательства практически прекратились. Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, по-прежнему являются:
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- затрудненный доступ к финансовым и материальным ресурсам, высокие процентные ставки банковских кредитов, отсутствие льготного кредитования субъектов малого предпринимательства;
- нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства, не в полной мере обеспечивающие условия для создания и функционирования его субъектов;
- сложность и высокая стоимость оформления деятельности субъектов малого предпринимательства (регистрация, лицензирование, сертификация);
- постоянно меняющаяся система налогообложения;
- многочисленные необоснованные проверки деятельности субъектов малого предпринимательства контролирующими органами, постоянный рост цен и тарифов, связанный с контролем и надзором;
- давление криминальных структур;
- недостаток информации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности.
Возможности муниципальной власти в решении основных проблем развития малого бизнеса ограничены федеральным и областным законодательством. Одним из инструментов содействия малому бизнесу на муниципальном уровне является принятие муниципальной программы развития предпринимательства. Как показывает опыт предыдущих программ, несмотря на недостаточное ресурсное обеспечение, программы позволяют наметить приоритеты, планы первоочередных мероприятий, определить основных исполнителей и осуществлять координацию их деятельности и объединение усилий в конкретном направлении.
2. Цель и задачи Программы, приоритетные направления
развития малого предпринимательства
Целью настоящей Программы является создание в Серпуховском муниципальном районе условий для устойчивого развития малого предпринимательства в интересах комплексного социально-экономического развития района.
Для достижения цели настоящей Программы поставлены задачи, позволяющие в условиях ограниченного ресурсного обеспечения разрешить ключевые проблемы развития малого предпринимательства в районе. Эти задачи предусматривают:
- во взаимодействии с предпринимательским сообществом создать понятные и равные для всех правила поведения на рынке, а также в содействии устранению барьеров и проблем, возникающих у малого предпринимательства;
- развитие системы финансовой и организационной поддержки малого предпринимательства;
- обеспечение субъектов малого предпринимательства информационными, обучающими и другими услугами через систему специализированных структур поддержки малого предпринимательства;
- привлечение предпринимателей к работе по совершенствованию нормативно-правовой базы в области развития малого предпринимательства и устранения административных барьеров, препятствующих его эффективному функционированию;
- привлечение малых предприятий для выполнения муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции (товаров и услуг).
Решение поставленных задач должно осуществляться с учетом приоритетных направлений развития малого предпринимательства в районе, которыми являются:
- производство и переработка продукции агропромышленного комплекса (в том числе пищевой промышленности);
- строительство;
- производство продукции легкой промышленности;
- производство продукции для нужд здравоохранения, образования, социальной защиты населения;
- производство продукции промышленности строительных материалов;
- производство продукции для нужд муниципального хозяйства;
- оказание коммунальных и бытовых услуг;
- производство работ по сбору, утилизации и переработке вторичных ресурсов;
- производство работ по ресурсосбережению.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2007-2009 годы и предполагает два этапа.
Первый этап предусматривает анализ состояния малого предпринимательства в районе и разработку концепции его развития до 2009 года, формирование банка данных о неиспользуемом недвижимом имуществе муниципальной собственности.
Второй этап предусматривает реализацию мероприятий Программы на основе выполнения первого этапа, в том числе создание новых малых предприятий, развитие сети информационного обмена малого предпринимательства, создание условий для расширения деятельности субъектов малого предпринимательства.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование реализации Программы обеспечивается за счет средств местного бюджета. Планируется привлечение средств из областного бюджета в результате участия в конкурсах на льготное кредитование малых предприятий, проводимых в рамках реализации областной целевой программы развития и поддержки предпринимательства, а также привлечение средств предпринимателей и заинтересованных организаций (приложение N 1).
5. Основные мероприятия по реализации Программы
В целях развития системы государственной поддержки малого предпринимательства в районе на основе областных целевых программ настоящая Программа предусматривает мероприятия, которые сгруппированы по следующим направлениям:
- формирование политики партнерских отношений с предпринимателями;
- информационное обеспечение;
- финансово-кредитная поддержка;
- организационная поддержка;
- нормативно-правовое обеспечение;
- содействие по обучению и подготовке кадров для малого бизнеса.
Основные мероприятия по реализации Программы представлены в приложении N 2.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации настоящей Программы
- увеличение налоговых поступлений в бюджет от малого предпринимательства;
- создание новых рабочих мест и увеличение численности занятых в малом бизнесе;
- рост среднемесячной заработной платы на малых предприятиях на 25 процентов ежегодно;
- расширение рынков сбыта и рост объемов производства продукции (товаров и услуг), выпускаемой субъектами малого предпринимательства.
7. Управление Программой и осуществление
контроля по ее реализации
Отдел потребительского рынка, поддержки предпринимательства и сферы услуг администрации Серпуховского муниципального района организует выполнение Программы и координирует взаимодействие исполнителей. Отдел осуществляет текущий контроль по реализации Программы, использованию средств, выделенных и привлеченных на реализацию Программы. Комитет по финансам и налоговой политике администрации Серпуховского муниципального района осуществляет контроль за финансированием Программы за счет средств бюджета района.
Отчет об исполнении Программы ежегодно предоставляется главе Серпуховского муниципального района и Совету депутатов Серпуховского муниципального района.
Контроль за исполнением Программы осуществляется администрацией Серпуховского муниципального района и Советом депутатов Серпуховского муниципального района.
Начальник отдела потребительского рынка, |
И.В. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.