Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
городского поселения Люберцы
Московской области
от 27 марта 2009 г. N 362-ПА
Концепция
муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого
и среднего предпринимательства в городе Люберцы
на 2009-2011 годы"
Концепция муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы на 2009-2011 годы" (далее - Концепция) является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам местного самоуправления города Люберцы, субъектам малого и среднего предпринимательства, общественным организациям предпринимателей, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, эффективно участвовать в создании условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы.
Концепция муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы на 2009-2011 годы" разработана в соответствии с порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, утвержденным постановлением администрации города Люберцы 10 марта 2009 г. N 278-ПА.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Положение о порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ города Люберцы, утвержденное постановлением администрации города Люберцы 10 марта 2009 г. N 278-ПА
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы приоритетным задачам социально-экономического
развития города Люберцы
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.
Концепция разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства, что прежде всего связано с вступлением в силу с 1 января 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Выделение среднего предпринимательства в отдельную категорию потребует изменения подходов в проведении статистических обследований.
Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте - это обеспечение занятости и улучшение качества жизни наших горожан, обеспечение жителей города необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.
В 2007 году численность малых предприятий города Люберцы составила около 1 600 единиц, средних - 60.
Количество работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет более 30 тыс. человек (без учета данных о количестве работающих у индивидуальных предпринимателей).
Сложившаяся в последние годы на территории города Люберцы отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства практически не меняется. Малые предприятия успешно работают практически во всех отраслях экономики. Наибольшее число малых и средних предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, а также производством.
Развитие малых и средних предприятий имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в местный бюджет и бюджеты других уровней.
Приоритетная задача социально-экономического развития города Люберцы - создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения города Люберцы.
Таким образом, создание условий для развития малого и среднего бизнеса является необходимым решением для реализации приоритетных задач социально-экономического развития города Люберцы.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее не защищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.
Все это позволяет охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий.
К обособленной категории предпринимательства можно отнести также начинающих предпринимателей, предпринимателей, испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности, и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленники и т.д.).
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы, являются:
- отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на ее развитие;
- недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- сложность в получении банковских кредитов в связи с отсутствием залогового обеспечения;
- недоступность лизинговых услуги микрофинансирования;
- дефицит нежилых помещений и свободных земельных участков, пригодных для размещения малых и средних предприятий;
- усложнена административно-разрешительная система по осуществлению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля);
- недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей;
- малое количество квалифицированных кадров как по рабочим специальностям, так и в сфере управления персоналом и производством;
- неразвитость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на некоторые положительные тенденции в области развития малых и средних форм бизнеса, его потенциал задействован не в полном объеме.
Поэтому только применение программно-целевого метода и системного подхода к вопросам поддержки и развития предпринимательства может способствовать как разрешению сложившихся проблем, так и максимально эффективному развитию малого бизнеса.
Программно-целевой метод, основанный на реализации целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед муниципальным образованием, а также других, в том числе социальных, факторов, полностью себя оправдывает.
Целесообразность разработки программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:
- необходим системный подход к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- сложность и разнообразие проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства города Люберцы, определяют необходимость системного подхода к их решению, согласования отдельных направлений политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
- необходимость определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
- важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- необходим комплекс взаимоувязанных мероприятий по повышению результативности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений.
Муниципальная целевая программа "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы на 2009-2011 годы" будет способствовать реализации единой государственной политики в области поддержки и развития малых и средних форм предпринимательства.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации без использования программно-целевого метода,
возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Наступивший мировой экономический кризис породил множество проблем как для экономики в целом, так и для отдельных секторов экономики, в том числе для малого и среднего бизнеса.
Основной проблемой для малого и среднего бизнеса явилось существенное уменьшение доступности к финансовым инструментам (банковский кредит, лизинг, микрофинансирование), что создает значительные трудности в сфере финансового обеспечения хозяйственной деятельности малых предприятий.
Немаловажной проблемой является рост цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы, а также другие ресурсы текущего производственного потребления. Это обуславливает рост издержек субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, отсутствие свободных земельных участков и нежилых помещений для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства создает множество проблем как в вопросах поступательного развития малого предпринимательства в целом, так и в развитии производственного потенциала г. Люберцы.
В случае сохранения сегодняшней ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства его развитие будет носить инерционный характер, что характеризуется следующими факторами:
- уменьшением финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в результате затруднения привлечения дополнительных финансовых источников;
- сохранением высокой доли "теневой прибыли" предприятий и "теневой" заработной платы работников, занятых в малом и среднем бизнесе;
- отсутствием развитой сети рынков сбыта для товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- слабой инвестиционной привлекательностью, низкими темпами обновления основного капитала, а следовательно, и незначительными возможностями технологической адаптации предприятий к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;
- низкими темпами внедрения современных технологий;
- отсутствием системной государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
При таком подходе развития основными проблемами по-прежнему будут являться:
- невозможность в относительно короткий срок существенно увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства;
- инерционность в развитии конкурентоспособности малого и среднего бизнеса;
- недостаточность в обеспечении рынка города большим количеством товаров местных производителей, что скажется на росте цен на основные продукты питания;
- отсутствие комплексного контроля государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- сложность в привлечении к решению проблем в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства органов местного самоуправления, территориальных отраслевых органов, организаций, учреждений, предприятий.
При этом неурегулированными остаются вопросы межведомственной и межрайонной координации в области развития малого и среднего предпринимательства.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Возможны следующие варианты создания условий для интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы Московской области.
Первый вариант предусматривает реализацию мероприятий в области информационной поддержки. Этот вариант реалистичен и не требует значительных финансовых затрат.
Второй вариант предусматривает реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства субъектов малого и среднего бизнеса. В рамках этого варианта поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться в обрабатывающих отраслях (производство пищевых продуктов, включая напитки, металлургическое производство, производство готовых металлических изделий), а также в сфере науки и инновационных технологий. Этот вариант представляется наиболее важным, но требующим существенных ресурсных затрат.
Третий вариант предусматривает реализацию мероприятий в области развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот вариант представляется труднореализуемым, поскольку требует значительных финансовых затрат.
Четвертый вариант заключается в рациональной комбинации элементов первого, второго и третьего вариантов. Этот вариант является наиболее предпочтительным, так как затрагивает целый комплекс проблем в развитии малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Предполагается осуществлять решение поставленных задач в течение трех лет.
Программа будет состоять из двух этапов.
На подготовительном этапе (2009 год) будет осуществлена реализация мероприятий, не требующих финансирования. В течение 2009 года будут разработаны соответствующие документы, методические рекомендации для проведения необходимой подготовительной работы для обеспечения возможности выполнения мероприятий, намеченных к выполнению в 2010-2011 годах.
На основном этапе (2010-2011 годы) будет осуществлена реализация мероприятий, на которые должно быть предусмотрено финансирование.
6. Предложения по целям и задачам программы
Основными целями целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы Московской области на 2009-2011 годы являются:
- создание условий для устойчивого развития малых и средних предприятий в городе Люберцы;
- популяризация предпринимательской деятельности среди населения; пропаганда социальной значимости малого и среднего бизнеса;
- рост совокупного дохода и суммарных налоговых отчислений малых и средних предприятий по всем отраслям экономики;
- способствование развитию межрегионального сотрудничества в сфере малого предпринимательства.
Для достижения основных целей программы и обеспечения результатов ее реализации необходимо решение следующих задач:
- развитие системы адресной финансовой и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства информационными, консультационными, обучающими и другими услугами;
- устранение административных барьеров путем совершенствования нормативно-правовой базы;
- содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки.
Для достижения целей и решения задач предполагается включение в программу следующих мероприятий:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- содействие в создании некоммерческих организаций - объединений предпринимателей (союзы, ассоциации и т.д.);
- упрощение регистрации и порядка согласований при организации малых и средних предприятий;
- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:
- предоставление бюджетных кредитов и муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства - юридическим лицам;
- предоставление в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, субъектам малого предпринимательства;
- обеспечение передачи субъектам малого и среднего предпринимательства незавершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на конкурсной основе;
- обеспечение субъектам малого и среднего предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;
- размещение муниципального заказа среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
- снижение налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в высокотехнологичных производствах.
3. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:
- ведение Реестра субъектов малого предпринимательства;
- анализ состояния деятельности малых предприятий города по отраслям;
- предоставление информации о применении нормативно-правовых актов Российской Федерации, Московской области, города Люберцы, в том числе в области льготного налогообложения;
- поддержка и развитие выставочно-ярмарочной деятельности;
- предоставление статистической, аналитической и иной информации в сфере малого и среднего предпринимательства с помощью консультирования, размещения информации в средствах массовой информации города Люберцы, на официальном сайте города Люберцы, на электронных и иных носителях информации.
4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:
- организация обучения и переподготовки кадров по различным аспектам организации и ведения предпринимательской деятельности;
- создание базы данных кадров для малого и среднего предпринимательства.
5. Поддержка малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства:
- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в государственных и областных инновационных программах;
- оказание консультационной поддержки малым и средним предприятиям при реализации инновационных проектов и создании новых производств;
- поддержка инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых в различных отраслях экономики (на конкурсной основе).
6. Иные формы подд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.