Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
Солнечногорского муниципального района
Московской области
от 4 июля 2008 г. N 522/48
Муниципальная комплексная программа
"Развитие образовательной сети Солнечногорского
муниципального района в 2008-2012 гг."
Паспорт программы
1. Наименование программы
Муниципальная комплексная программа "Развитие образовательной сети Солнечногорского муниципального района в 2008-2012 гг.".
2. Основание для разработки программы
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 24.04.2008) "Об образовании", приоритетный национальный проект "Образование", Закон Московской области "Об образовании" от 27.07.2006 N 136/2006-ОЗ, Закон Московской области "Об областной целевой программе развития образования в Московской области на период 2006-2010 гг." от 04.04.2006 N 48/2006-ОЗ, Соглашение N 127 от 16.07.2007 между Министерством образования Московской области и администрацией Солнечногорского муниципального района о взаимодействии в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования.
3. Заказчик программы
Администрация Солнечногорского муниципального района.
4. Разработчик программы
Комитет по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района.
5. Координатор программы
Заместитель главы администрации Солнечногорского муниципального района Панфилова М.В.
6. Исполнители программы
Комитет по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района, образовательные учреждения Солнечногорского муниципального района.
7. Территория
Солнечногорский муниципальный район.
8. Источники и объемы финансирования
815 460 тыс. руб., из них бюджет Солнечногорского муниципального района - 413 000 тыс. руб., федеральный бюджет - 52 000 тыс. руб., областной бюджет - 350 000 тыс. руб., привлеченные средства - 460 тыс. руб.
9. Цели программы
- обеспечение доступности качественного образования для детей всех категорий населения в независимости от места проживания в Солнечногорском муниципальном районе;
- приведение образовательной сети Солнечногорского муниципального района в соответствие с современными требованиями развивающегося образовательного пространства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) и регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО);
- создание механизмов устойчивого развития системы образования Солнечногорского муниципального района в интересах личности, общества, государства.
10. Задачи программы
- обеспечить условия для реализации прав жителей Солнечногорского муниципального района на образование всех уровней и ступеней;
- создать условия для повышения качества образования жителей Солнечногорского муниципального района;
- обеспечить развитие образовательной сети Солнечногорского муниципального района - рационально использовать педагогические ресурсы и материально-техническую базу образовательных учреждений Солнечногорского муниципального района;
- сформировать механизм систематического обновления содержания образования всех уровней и моделей общеобразовательных учреждений Солнечногорского муниципального района;
- создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей Солнечногорского муниципального района;
- отработать различные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки в зависимости от маркетингового анализа образовательных потребностей Солнечногорского муниципального района;
- повысить эффективность управления в системе образования Солнечногорского муниципального района, в том числе через развитие государственно-общественных форм управления;
- совершенствовать организацию образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся Солнечногорского муниципального района;
- обеспечить условия безопасности всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях системы образования Солнечногорского муниципального района;
- создать условия для стабильного кадрового обеспечения, повышения профессионального мастерства работников системы образования Солнечногорского муниципального района;
- совершенствовать и укреплять материально-техническую и информационную базу образовательных учреждений и иных организаций системы образования Солнечногорского муниципального района.
11. Разделы программы
1. Обеспечение доступности качественного образования. Интеграция общего и профессионального образования.
2. Оптимизация образовательного пространства в контексте здоровьесбережения участников учебно-воспитательного процесса.
3. Создание оптимальной системы взаимодействия участников образовательного процесса.
4. Обеспечение современных требований к образовательному учреждению - необходимое условие модернизации образования.
12. Подпрограммы
1. "Одаренные дети" (приложение 1) к разделу 1.
2. "Горячее питание - школьникам района" (приложение 2) к разделу 2.
3. "Создание безопасных условий в образовательных учреждениях" (приложение 3) к разделу 2.
13. Срок реализации
2008-2012 годы.
14. Ожидаемые конечные результаты
- рационализация сети образовательных учреждений, обеспечивающей равные возможности получения качественного вариативного образования в соответствии с образовательными запросами жителей Солнечногорского муниципального района;
- качественное обновление содержания образования в Солнечногорском муниципальном районе;
- устойчивое ресурсное обеспечение системы мероприятий по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей Солнечногорского муниципального района;
- создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в Солнечногорском муниципальном районе;
- устойчивая положительная динамика укрепления материально-технической базы развития системы образования в Солнечногорском муниципальном районе;
- формирование единой информационной среды в образовании в Солнечногорском муниципальном районе;
- повышение эффективности управления образованием в Солнечногорском муниципальном районе, развитие государственно-общественных форм управления.
15. Контроль за исполнением программы
Глава Солнечногорского муниципального района, Совет депутатов Солнечногорского муниципального района, муниципальный совет по развитию образования Солнечногорского муниципального района.
Краткая характеристика программы
Программа разработана во исполнение Закона РФ "Об образовании", Закона Московской области "О концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", областной целевой программы "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы".
Программа определяет стратегию, приоритетные направления, задачи, механизмы реализации образовательной политики Московской области в Солнечногорском муниципальном районе с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей региона. В соответствии с образовательной политикой России программой заложены три концептуальных принципа развития образования, обеспечивающих единство образовательного пространства района, области, России, устойчивое развитие самой системы образования и превращение ее в фактор устойчивого социально-экономического и культурного развития региона: целостность, саморазвитие, партнерство.
Принцип целостности означает единую стратегию развития образования, его скоординированный, системный характер.
Принцип саморазвития определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития системы образования, интенсификацию развития, способность адаптироваться к изменениям в обществе.
Принцип партнерства предполагает определение круга актуальных и потенциальных социальных партнеров в образовании, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости поступательного развития образования за счет системного эффекта взаимодействия.
Взаимосвязь указанных принципов и их выстраивание в предложенный логический ряд определяются тем, что каждый следующий принцип как бы раскрывает действие предыдущего: целостная система образования развивается, используя внутренний потенциал, и главным источником саморазвития является социальное партнерство.
Цель программы - приведение образовательной сети Солнечногорского муниципального района в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося околостоличного пространства, создание механизмов устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества, государства.
Достижение обозначенной цели будет осуществляться через мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использование разных форм стимулирования обновления образования; более активное привлечение внешних ресурсов, развертывание системы широкого социального партнерства в сфере образования.
Проблемно-ориентированный анализ
состояния системы образования
Демографическая ситуация в районе меняется в лучшую сторону: на сегодняшний день рождаемость понемногу подрастает. По данным отдела статистики, средний возраст солнечногорца - чуть больше сорока.
Солнечногорск - город молодых людей, молодых семей, а значит и город школьников.
Кроме того, появилось большое количество семей переселенцев из бывших республик СНГ, дети которых вливаются в школьные коллективы (для справки: в 2006-2007 учебный год в школы района и города приняты 200 учащихся, для которых русский язык не является родным).
Тем не менее, огромное количество детей школьного и дошкольного возраста уезжает из Солнечногорского района в разные учебные заведения Зеленограда, Химкинского района. 11673 детей от 7 до 16 лет в городе и районе, обучается в школах Солнечногорского муниципального района 9066 детей.
В рамках реализации регионального комплексного проекта модернизации образования к 2009 году Московская область берет обязательства довести среднюю наполняемость городских классов до 25 человек, сельских - до 15. А для решения этой проблемы встает вопрос о том, как вернуть детей и педагогов обратно в район, да еще и заинтересовать своим образованием жителей строящихся коттеджных поселков. И ответ кроется в реструктуризации, развитии образовательной сети, совершенствовании материально-технической и кадровой базы.
Особенности развития образовательного пространства Солнечногорского муниципального района Московской области связаны с давно существующими противоречиями:
- между интенсивным строительством дачного и коттеджного жилья в районе и отставанием от столичного образовательного пространства;
- между большими проектными мощностями образовательных учреждений района и ежегодным убыванием в столичные образовательные учреждения большого количества учащихся;
- между социальным запросом на возможность получения высшего образования и отсутствием высших учебных заведений в районе, а также с территориальной разобщенностью, многолетним постоянным оттоком большой доли педагогических кадров и сотрудников из Подмосковья в образовательные учреждения в столичный регион.
Для дальнейшего развития образовательного пространства в Солнечногорском районе с 1 сентября 2007 года вступают в действие инновационные и опытно-экспериментальные проекты:
- сетевая организация профильной и опытно-экспериментальной работы;
- школа - социокультурный центр;
- школа полного дня;
- введение базисного учебного плана 2004 года, в том числе профильное обучение и предпрофильная подготовка;
- единое образовательное пространство - безопасная инфраструктура детства;
- информатизация образовательного пространства;
- переход на новые формы государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ);
- внедрение современных образовательных технологий;
- общественно-государственное управление;
- оценка качества образования.
Большую роль в получении качественного образования играет информатизация образовательного процесса. В 2007 г. большинство образовательных учреждений района подключены к сети Интернет, установлена электронная связь между комитетом и учреждениями, администраторы прошли курсы компьютерной грамотности. В комитете и школах созданы сайты, ведется активное пополнение информационной базы и передачи оперативной информации.
С 2006 года в области начата реализация проекта, в рамках которого создается система межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего и профессионального образования. Телекоммуникацонные ресурсы системы станут основой дальнейшего развития региональной образовательной телекоммуникационной сети, обеспечат дистанционную поддержку учащихся, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг по месту жительства. Таким образом, у педагогов появится реальная возможность обучать на дому детей с ограниченными возможностями, позволит учащимся и педагогам получать консультации преподавателей вузов в режиме телемоста, обеспечит информационную и репетиционную поддержку ЕГЭ.
Таким образом, каждая школа должна стать интересной, неординарной, непохожей ни на какую другую. Неслучайно задачей Московской области является создание "Отличной школы", отличной от других и отличной в плане достижений и учеников и учителей.
За последние годы произошло изменение понимания качества образования - в системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (т.е. потребностям учащихся, их родителей, рынка труда и т.д.).
По статистическим данным комитета по народному образованию:
Выпускников 11-х классов | 2006 | % | 2007 | % |
всего | 715 | 687 | ||
Продолжили обучение | 643 | 89,9 | 636 | 92,5 |
В том числе в ВУЗе (бюджет/контракт) |
575 | 80,4 | 260/292 (552) | 38/43 (80,3) |
Дети ориентированы на получение высшего образования, значит и уровень полученных знаний должен соответствовать требованиям, предъявляемым вузами, сузами.
Для вступления в проект комплексной модернизации образования Московской области за период с сентября по март 2007 г. комитетом по народному образованию использованы реальные рычаги повышения эффективности как работы комитета по народному образованию в целом, так и развития сети образовательных учреждений. В частности, начата реорганизация структуры аппарата комитета и учебно-методического центра, идут ежедневная работа по повышению управленческой культуры и активности руководителей и профессиональной подготовки педагогов через систему непрерывного обучения, поддержка инновационных и экспериментальных процессов, формирование аналитической, маркетинговой и мониторинговой службы.
Проблемы - основания для программных решений:
- сокращение общего контингента обучающихся при одновременном его "усложнении": обозначилась тенденция разновозрастного контингента учащихся первых классов общеобразовательной школы, увеличения процента первоклассников с низким уровнем развития; быстрый рост числа учащихся, не обладающих достаточным знанием русского языка;
- недостаточное развитие и разнообразие сети дошкольных образовательных учреждений и форм оказываемых ими образовательных услуг;
- диспропорции в территориальной структуре образовательных учреждений;
- наличие школ с малой наполняемостью и одновременно недостаточность мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей школьного возраста в первую смену с соблюдением санитарно-гигиенических норм;
- недостаточная корреляция стратегического планирования в развитии сети образовательных учреждений и социального прогнозирования демографических процессов в районе, что приводит к диспропорции спроса и предложения образовательных услуг;
- недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров системы образования;
- система дополнительного образования не обеспечивает в полной мере реализацию запросов и интересов детей и подростков;
- неготовность в материальном и кадровом отношении образовательных учреждений к реализации модели открытого образования, к широкому использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе; несформированность инфраструктуры информатизации;
- увеличение разрыва между количеством детей, требующих специального подхода и особых условий (в педагогическом и медико-психологическом плане), и возможностью увеличения ресурсов (материальных, организационных, кадровых) для обеспечения этих условий в системе образования;
- отсутствие полноценной системы учета детей школьного возраста и их образовательного пути, рост социальной безнадзорности детей и подростков;
- потеря значительной частью молодежи социальных ориентиров; рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений, неграмотности подростков, приход в молодежную среду наркотиков и других вредных привычек;
- недостаточный уровень работы с одаренными детьми: они не обеспечены необходимой педагогической и психологической поддержкой, информационной средой и учебным оборудованием.
В связи с выявленными проблемами, вступлением в проект по реализации комплексного проекта модернизации образования Комитетом по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района разработана муниципальная комплексная долгосрочная программа "Развитие образовательной сети Солнечногорского муниципального района в 2008-2012 гг.", состоящая из 4 разделов и охватывающая спектр вопросов по развитию и модернизации образовательной сети Солнечногорского муниципального района.
Нумерация разделов приведена в соответствии с официальным текстом документа
8. Механизм реализации программы
Программа определяет стратегию, содержание и мероприятия, способствующие развитию и оптимизации образовательной сети Солнечногорского муниципального района в 2008-2010 уч. г. в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Реализацию Программы планируется осуществлять путем поэтапного финансирования и реализации мероприятий ранжированного списка.
В состав рабочей группы по реализации Программы входят: заместитель главы администрации Солнечногорского муниципального района, начальник (представитель) финансового управления, руководители (представители) образования, управления жилищно-коммунального хозяйства, муниципального учреждения здравоохранения "Центральная районная больница", руководители (представители) территориального отдела Роспотребнадзора, Ростехнадзора, члены муниципального Совета по развитию образования. Рабочая группа на плановых заседаниях будет рассматривать ход выполнения программы. Текущий контроль будет осуществлять Комитет по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района.
Основные направления работы реализаторов муниципальной программы:
- нормативно-правовая деятельность (разработка и принятие правовых актов главой, заместителем главы города по социальным вопросам, Советом депутатов, комитетом по народному образованию, муниципальным советом по развитию образования в Солнечногорском муниципальном районе);
- организационная деятельность (определение функций, координация действий участников муниципальной программы);
- информационно-аналитическая деятельность (изучение положения и анализ системы образования, изучение состояния материально-технической базы образовательных учреждений);
- повышение квалификации педагогических кадров;
- материально-техническое направление;
- финансово-экономическая деятельность (подготовка пакета документов, финансирование мероприятий программы).
Заместитель главы администрации Солнечногорского муниципального района координирует действия реализаторов программы, осуществляет общий контроль всех направлений деятельности.
Комитет по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района ежеквартально представляет отчет о ходе реализации программы заместителю главы администрации Солнечногорского муниципального района.
9. Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляется главой Солнечногорского муниципального района в соответствии с полномочиями, установленными действующим законом. Отчет о реализации Программы представляется заказчиком в Совет депутатов Солнечногорского муниципального района не позднее 1 мая года, следующего за годом реализации Программы.
10. Финансовое обеспечение основных мероприятий муниципальной программы "Развитие образовательной сети Солнечногорского муниципального района в 2008-2012 гг."
N | Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Всего (тыс. руб.) |
Источник финансирования (тыс. руб.) | Ответственный исполнитель |
|||
федеральный | областной | местный | привлеченные средства |
|||||
1 | 1 раздел: 50420 тыс. руб. |
2008 | 16180 | 1900 | 14280 | КНО | ||
2009 | 22840 | 1900 | 20740 | 200 | ||||
2010 | 11400 | 2000 | 9200 | 200 | ||||
2 | 2 раздел: 23590 тыс. руб. |
2008 | 11030 | 1800 | 9200 | КНО | ||
2009 | 4680 | 1800 | 2850 | 30 | ||||
2010 | 7880 | 2100 | 5050 | 30 | ||||
3 | 3 раздел: 4080 тыс. руб. |
2008 | 880 | 880 | КНО | |||
2009 | 2600 | 2600 | ||||||
2010 | 600 | 600 | ||||||
4 | 4 раздел: 740100 тыс. руб. |
2008 | 114800 | 114800 | КНО | |||
2009 | 493050 | 21250 | 350000 | 121800 | ||||
2010 | 132250 | 21250 | 111000 | |||||
Итого: | 815460 | 52000 | 350000 | 413000 | 460 | |||
В т.ч. по годам | 2008 | 141860 | 2700 | 139160 | ||||
2009 | 522170 | 23950 | 350000 | 147990 | 230 | |||
2010 | 151430 | 25350 | 125850 | 230 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.