Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Создание оптимальной системы взаимодействия участников образовательного процесса
На сегодняшний день в Солнечногорском муниципальном районе нехватка педагогических кадров ощущается в 24 образовательных учреждениях района. Педагоги либо уходят на пенсию либо ищут более интересную работу в образовательных учреждениях близлежащих территорий. Увеличилось количество работников пенсионного возраста, и мы чрезвычайно благодарны пожилым педагогам, которые не бросают наше образовательное пространство, но очень обеспокоены тем, что выпускники педагогических ВУЗов практически не идут работать в образовательные учреждения или уходят, не проработав и трех лет. Так, из 9 молодых специалистов, пришедших работать в школы района в 2006-2007 учебном году, 2 не доработали до конца учебного года и уволились.
Модель "Школа - Сельский социально-культурный комплекс" начинает реализовывать Савельевская школа. Ведущий педагогический замысел моделирования и построения социально-культурного образовательного комплекса позволит сформировать предметную, полиобразовательную и культурную среду - среду взаимодействующего обучения, включающую: МОУ Савельевскую СОШ, МДОУ N 48, Ложковский дом культуры.
Школа полного дня - очень сложное организационно-педагогическое и социальное явление. Используя средства в пределах, установленных для организации продленного дня, эта школа имеет возможность избежать многих сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка. В режиме школы полного дня будет второй год работать школа N 2. Открыты пока только группы для младших школьников. По запросу родителей один или несколько раз в неделю ребенок может оставаться в школе до самого позднего вечера или на ночной сон. Но время его распределено рационально - оставаясь на работе допоздна, родители знают, что уроки сделаны, ребенок погулял, поиграл, почитал, посетил кружок дополнительного образования, позанимался с логопедом, накормлен. Наш интерес к такой школе вызван тем, что она может решить практически весь комплекс социальных задач, и, что не менее важно, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, с социумом.
Под научным руководством Российской академии образования организована с января 2008 г. экспериментальная площадка "Теория и практика региональной модели поддержки и социальной защиты детства". Планируется сетевая организация единого пространства района для обеспечения социализации детей и подростков района. Методические темы 12 образовательных учреждений - участников экспериментального муниципального проекта логично объединяются в муниципальную экспериментальную программу.
Направление экспериментальной работы
1. СОШ гимназия N 6: система дифференцированного дополнительного образования как основа олимпиадной деятельности.
2. Андреевская СОШ: экскурсионная и краеведческая деятельность как средство социализации учащихся.
3. Менделеевская СОШ N 1, Менделеевский детский сад: создание преемственной системы дополнительного образования на разных возрастных ступенях (подготовка условий для реорганизации школ и детского сада поселения в единый Центр образования).
4. СОШ "Лесные озера": сельский социально-культурный комплекс.
5. Ложковская СОШ: организация единого воспитательного пространства для ранней профориентации кадетов.
6. Ржавская СОШ: социально-культурный комплекс поселка.
7. Тимоновская СОШ: проектная и исследовательская деятельность как способ повышения познавательной мотивации школьников.
8. Луневская СОШ: развивающее образование - система учебно-воспитательной работы с одаренными детьми (подготовка условий для создания школы-интерната для одаренных детей).
9. Берсеневский детский дом: создание консультационного центра для многодетных родителей, опекунов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
10. ДДТ "Буревестник", "Юность": муниципальные социальные проекты как средство активизации гражданской позиции подростков.
Демографическая ситуация в Солнечногорском районе по состоянию в 2006-2007 год улучшается: численность детей, подростков и молодежи района в возрасте до 16 лет ежегодно увеличивается. Именно эта категория населения района пользуется услугами учреждений дошкольного, среднего, специального (коррекционного) и дополнительного образования. На начало 2006 года прирост рождаемости по сравнению с 2002 г. составил 12,6%.
Дошкольных образовательных учреждений - 32, в них воспитывается 7 731 ребенок), из них:
- 3 218 детей воспитываются в д/с района;
- 1 339 детей воспитываются в д/с соседнего района.
Общеобразовательные учреждения - 31 (11 856 детей), из них:
- 9 914 обучаются в районе;
- 1 942 ребенка обучаются в школах соседнего района.
Из общего количества детей (19 587 чел.) группу риска составляют 3 217 детей.
Отсюда следует ряд проблем:
Наличие 2 217 детей группы риска говорит об отсутствии системы целенаправленной социальной защиты детства, ежедневный выезд 3 218 детей в соседний район в детские сады и школы приводят:
- к наличию свободных мест в образовательных учреждениях района;
- к некоторой бесконтрольности за детьми, уезжающими на учебу в другие территории;
- к нарушению притока рабочей силы на предприятия территории в следствии того, что, выучившись на другой территории, ученик, как правило, ищет там профессиональное образование и работу.
В большинстве сельских населенных пунктов района школа осталась единственным местом воспитательной и культурной деятельности. Однако потенциальные образовательные ресурсы, воспитательные функции учреждений общего образования не всегда используются в полном объеме. Поэтому целесообразно на граничных территориях района создание сельских социально-культурных комплексов.
Существование этих проблем и недостатков не позволяет достигать желаемого результата и обуславливает потребность в координации и направленности усилий всех образовательных учреждений и социума по созданию конкурентоспособных, а также комфортных (адекватных, оптимальных) условий для функционирования и дальнейшего развития образования в районе.
В 2007 году 30 образовательных учреждений включены в сеть Интернет. В 30 школах района созданы учащимися и существуют регулярно обновляемые сайты, где любой ученик, любой заинтересованный взрослый могут ознакомиться и с расписанием уроков и кружков, и с последними школьными новостями, задать вопрос школьной администрации. Актуальным становится вопрос об организации системы школьного электронного журнала, где родитель сможет контролировать успеваемость и посещаемость своего ребенка через сеть Интернет и систему СМС-сообщений.
Не решена проблема, связанная с обучением детей-инвалидов. И несмотря на то что уже созданы градостроительные нормы, которые следует учитывать при возведении школ (пандусы для колясочников), а в реальности в районе нет пока образовательных учреждений, в которых могли бы учиться дети с ограниченными физическими возможностями.
Исходя из вышеизложенных проблем и перспектив разработаны мероприятия:
N п/п |
Наименование мероприятий | Предполагаемый объем финансирования (тыс. руб.) |
Источники финансирования |
Ответственный исполнитель |
||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||
1. | Оборудование для дистантного образования (вечерняя школа, КЦИТ) |
500 | Местный бюджет | КНО, КЦИТ | ||
2. | Создание системы электронного дневника (СОШ "Лесные озера", СОШ Гимназия N 6, СОШ Лицей N 8) |
1000 | Местный бюджет | КНО, КЦИТ | ||
3. | Организация классов продленного (полного) дня для детей с ограниченными возможностями |
200 | Местный бюджет | КНО, КЦИТ | ||
4. | Организация консультационного центра для патронатных родителей, постпатронатной системы, приюта для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию |
100 | 100 | Местный бюджет | КНО | |
5. | Оснащение досуговых и библиотечных комнат ССКК (СОШ "Лесные озера", Савельевская СОШ, Андреевская СОШ, Ржавская СОШ) |
120 | Местный бюджет | КНО | ||
6. | Реорганизация МОУ СОШ (создание Центра образования "Менделеевская школа", городское поселение Менделеево) |
500 | 500 | Местный бюджет | КНО | |
7. | Обучение педагогов дошкольников методикам преподавания программ развивающего обучения |
100 | Местный бюджет | КНО | ||
8. | Модернизация школьных библиотек. Пополнение и обновление библиотечного фонда (СОШ N 5, СОШ лицей N 7, СОШ N 2 "Лесные озера", Тимоновская СОШ) |
100 | 100 | 100 | Местный бюджет | КНО |
9. | Подключение к системе Интернет Берсеневского детского дома, Поярковской начальной школы, начальных школ - детских садов: N 21, Майдаровской, Лыткинской) |
60 | Местный бюджет | КНО | ||
10. | Разработка программы организационной поддержки и сопровождения образовательного процесса |
100 | 300 | 400 | Местный бюджет | КНО |
Итого 4280 тыс. руб. | 880 | 2800 | 600 | Местный бюджет |
Ожидаемые результаты:
- повышение рентабельности образовательных учреждений района;
- приток в образовательные учреждения детей и педагогов, вернувшихся с других территорий;
- повышение качества дошкольного и общего образования;
- обеспечение правовой защиты особых категорий детей;
- обеспечение правовых гарантий деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- готовность образовательных учреждений к работе в условиях нормативного подушевого финансирования;
- создание консультативного пункта для родителей детей с проблемами в школьной и социальной адаптации;
- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
- развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений в формировании нравственно и физически здоровой личности, гражданина, созидателя жизни, носителя общечеловеческих ценностей, человека, включенного в активный созидательный труд;
- обеспечение нового уровня функционирования системы образования;
- совершенствование технологий своевременного выявления и учета детей, нуждающихся в государственной защите;
- повышение оперативности управления образованием за счет снижения объемов дублирования информации на различных уровнях управленческой структуры системы образования;
- предоставление возможности реального доступа к информации по вопросам оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем субъектам информационно-образовательного пространства;
- разработка нормативного и организационно-технологического обеспечения передачи воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи патронатных воспитателей;
- увеличение доступности ресурсов системы для внутренних пользователей, повышение качества и оперативности представления информации;
- расширение информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.