Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы
Солнечногорского муниципального района
Московской области
от 25 августа 2009 г. N 1799
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
на территории Солнечногорского муниципального района
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Солнечногорского муниципального района, обязанности руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1. Общие положения
1.1. Аварийно-спасательные работы на территории Солнечногорского муниципального района, подвергшегося чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (аварии, опасные природные явлении, катастрофы, стихийные или иные бедствия), проводятся в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, материальных и культурных ценностей, снижения размеров ущерба окружающей среде, локализации чрезвычайной ситуации и ее опасных факторов.
1.2. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.3. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки экипировки и оснащения. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказание населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.4. В период проведения аварийно-спасательных работ осуществляется ежедневный строгий учет людей, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
2 Руководство организацией и проведением
аварийно-спасательных работ
2.1. О случившемся факте чрезвычайной ситуации на территории или объекте докладывается через оперативного дежурного Единой дежурной службы (далее ЕДС) администрации Солнечногорского муниципального района по установленной форме.
2.2 Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ на территории или объекте осуществляет соответствующая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ)
2.3 Непосредственным руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций (организации и проведения) на территории или объекте является, как правило, председатель КЧС и ОПБ, который назначается постановлением или распоряжением соответствующего руководителя.
Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций
2.4. Руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации подчиняются все силы и средства, участвующие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, и никто не в праве вмешиваться в деятельность руководителя по руководству работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, иначе, как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей лицом, которым он был назначен, приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
2.5. Руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций исполняет свои обязанности в соответствии с законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, Московской области, нормативными и правовыми актами Главы Солнечногорского муниципального района и настоящим Положением.
2.6. Руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций несет полную ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации, безопасность людей, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
2.7. Задачи и решения руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций доводятся письменными приказами и распоряжениями (в безотлагательных случаях - устными, с последующим письменным подтверждением), которые обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в зоне чрезвычайной ситуации, а также для всех подразделений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ.
2.8. Для управления и осуществления координации действий всех сил и средств по ликвидации чрезвычайной ситуации при руководителе ликвидации чрезвычайных ситуаций может создаваться штаб (оперативная группа), которые формируются из числа членов соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям, представителей взаимодействующих органов, с привлечением необходимых специалистов.
2.9. КЧС и ОПБ, штаб (оперативная группа) на период проведения аварийно-спасательных работ оснащаются необходимыми средствами связи, транспортом, средствами индивидуальной защиты, в зоне чрезвычайно ситуации разворачивается (создается) подвижный пункт управления.
2.10. Для руководства аварийно-спасательными работами на отдельных участках (секторах) решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций могут назначаться руководители из числа ответственных должностных лиц аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений). Назначенные руководители отвечают за организацию и проведение аварийно-спасательных работ и безопасность людей, работающих на вверенном участке (секторе).
2.11. В случаях технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций может принять решение о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
3.1. Оповещение о чрезвычайной ситуации и установление устойчивой двухсторонней связи.
3.1.1. С возникновением чрезвычайной ситуации немедленно через все доступные средства массовой информации проводится оповещение населения, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации о факте чрезвычайной ситуации, мерах и способах поведения, выходе (эвакуации) из опасной зоны, оказании помощи пострадавшим.
3.1.2. О чрезвычайной ситуации оповещаются оперативный дежурный ЕДС администрации Солнечногорского муниципального района и оперативный дежурный ЕДС при губернаторе Московской области, а через них формирования территориального, функционального и объектового звена МОСЧС о приведении их в готовность к выполнению аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
При нехватке собственных сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, оповещаются органы командования воинских формирований, расположенных на территории Солнечногорского муниципального района, в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1.3. В случае распространения угрозы чрезвычайной ситуации на другие муниципальные образования области об этом немедленно оповещаются главы этих муниципальных образований и их управления по делам ГО и ЧС.
3.1.4. В случае необходимости привлечения областных сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ оповещаются руководящие органы МОСЧС.
3.1.5. На период проведения аварийно-спасательных работ в районе чрезвычайной ситуации разворачивается подвижный пункт управления, обеспечивающий устойчивую двухстороннюю связь руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций с руководителями аварийно-спасательных работ на участках (секторах), с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
3.2. Разведка и обследование территорий и объектов, подвергшихся чрезвычайной ситуации.
3.2.1. До ввода аварийно-спасательных формировании на территорию (объект) подвергшуюся чрезвычайной ситуации, должна быть проведена комплексная разведка, а после нее - обследование территории (объекта).
3.2.2. Комплексная разведка проводится с целью получения данных об обстановке, которая сложилась в результате чрезвычайной ситуации и должна установить:
места нахождения и количество пострадавших людей, материальных и культурных ценностей, приемы и способы их спасения;
наличие участков (зон), опасных для работы по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения аварийно химически опасных веществ (далее АХОВ), радиоактивного загрязнения, наличия электрических сетей и т.д.;
необходимое количество и типы аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе проведения аварийно-спасательных работ;
состояние подъездных путей в зону чрезвычайной ситуации.
3.2.3. Обследование территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, проводится в целях определения участков (секторов), объемов, видов и способов ведения аварийно-спасательных работ.
К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений).
При отсутствии времени на обследование зоны чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные работы начинаются по указанию руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций с проведением разведки без обследования этой зоны.
3.3. Проведение аварийно-спасательных работ.
3.3.1. На основании полученных данных комплексной разведки и обследования территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации разрабатывается и утверждается план проведения аварийно-спасательных работ с отражением в нем способов действий, очередности проведения работ, расстановки сил, требований безопасности и т.д.
3.3.2. Привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации (в зависимости от ее масштабов: территориальная, местная, локальная)
В первоочередном порядке к аварийно-спасательным работам привлекаются подразделения (смены) сил постоянной готовности функциональных и объектовых звеньев Солнечногорского районного звена МОСЧС независимо от форм собственности объектов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, с последующим наращиванием их численности за счет невоенизированных формирований ГО и военных гарнизонов.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее невозможно, то соответствующая КЧС и ОПБ обращается за помощью к вышестоящим органам власти.
3.3.3. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием информации свидетелей, специально подготовленных поисковых собак, специальных поисковых приборов и инструментов прослушивания завалов и т.д.
Установление места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала и до полного завершения одним составом спасателей (при необходимости - по сменам). В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при пересмене. Смены спасателей, по возможности, организуются поэтапно.
3.3.4. Инженерная техника для разбора завалов над установленными местами нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций Для подъема и перемещения конструкций максимально используются электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
3.3.5. При возможности, с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
3.3.6. Руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций организуются одновременно со спасательными работами первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газо-воздушных смесей, истечения АХОВ и других веществ вторичных поражающих факторов.
3.3.7. О ходе проведение аварийно-спасательных работ информация представляется согласно табеля срочных донесений оперативным дежурным ЕДС администрации Солнечногорского муниципального района.
3.3.8. Вывод сил и средств из зоны чрезвычайной ситуации после выполнения всех аварийно-спасательных работ на участке (секторе) проводится поэтапно и организованно по распоряжению руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Функциональные обязанности руководителя ликвидации
чрезвычайных ситуаций
4.1. При подготовке и проведении аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации руководитель ликвидации чрезвычайных, ситуаций обязан:
- организовать и провести комплексную разведку и обследование территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, оценить обстановку на месте проведения предстоящих аварийно-спасательных работ, привлечь к обследованию руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений);
- на основе данных комплексной разведки и обследования разработать и утвердить план проведения аварийно-спасательных работ;
- определить участки (сектора) объемы, виды и способы ведения на них аварийно-спасательных работ, назначить руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций на участках (секторах);
- поставить задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение поставленных задач;
- развернуть подвижный пункт управления, пункты связи, определить порядок связи с вышестоящими органами власти и управления, руководителями аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), с взаимодействующими органами управления и соседями;
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных работ, принимать по ним соответствующие решения;
- при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, размещение и расстановку;
- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых людей;
- назначить ответственное должностное лицо за соблюдением безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; организовать пункты сбора пострадавших и оказания первой доврачебной помощи;
- организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения аварийно-спасательных работ до вышестоящих органов власти и управления, а также населения;
- по окончании выполнения работ заслушивать доклады руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), при необходимости убедиться лично на месте в завершении работ;
- определить порядок убытия с места проведения аварийно-спасательных работ сил и средств, участвующим в ликвидации чрезвычайной ситуации.
4.2. При разработке плана проведения аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций должен предусмотреть включение в него мероприятия:
- поиск и спасение людей, при необходимости обеспечение их: средствами индивидуальной защиты: оказание пострадавшим медицинской помощи и эвакуация их в лечебные учреждения:
- проведение первоочередных мероприятий: тушение пожаров, локализация истечений АХОВ и т.д.;
- локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению аварийно-спасательных работ;
- устройство проездов и проходов к местам аварий, разборка завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подача в них воздуха;
- обрушение неустойчивых конструкций, демонтаж сохранившегося ценного оборудования, которому угрожает опасность;
- развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате чрезвычайной ситуации, спасение материальных и культурных ценностей;
- охрана общественного порядка и организация комендантской службы;
- другие мероприятия, исходя из местных условий и сложившейся обстановки.
4.3. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций должен учитывать:
- динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению, вскрытию и разборке конструкций зданий, эвакуации людей и имущества.
4.4. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций принимает решение об их перегруппировке и доводит его до руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), указав четкий порядок их перегруппировки.
4.5. Руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций в любых условиях обстановки обязан организовать строгий ежедневный учет людей, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации (населения, спасателей и др.), иметь при себе средства связи, поддерживать постоянную связь со всеми причастными к ликвидации чрезвычайной ситуации а также с вышестоящими органами управления.
5. Обеспечение аварийно-спасательных работ
5.1. Обеспечение аварийно-спасательных работ организуется руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании оценки обстановки, сложившейся в зоне чрезвычайной ситуации аварийно-спасательных работ, а также для вывоза эвакуируемого населения, материальных и ценностей из зоны чрезвычайной ситуации.
5.2. Материальное обеспечение заключается в своевременном снабжении сил и средств техникой и имуществом для выполнения аварийно-спасательных работ.
Питанием, спецодеждой, транспортом аварийно-спасательные формирования (службы, подразделения), привлекаемые для ликвидации чрезвычайной ситуации, обеспечиваются за счет тех организаций, на базе которых они сформированы.
5.3. Техническое обеспечение включает в себя мероприятия по использованию, техническому обслуживание и ремонту техники, а также обеспечению ее запасными частями и ремонтными материалами.
5.4. Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется в целях всестороннего учета состояния погоды, оповещения и предупреждения об опасных метеорологических явлениях, которые могут повлечь за собой резкое осложнение обстановки.
5.5. Инженерное обеспечение включает в себя инженерную разведку территорий и объектов, подвергшихся чрезвычайной ситуации, инженерное оборудование районов занимаемых силами и пунктами управления, устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации, оборудование и содержание переправ через водные преграды, оборудование пунктов водоснабжения.
5.6. Химическое обеспечение включает радиационную и химическую разведку, обеспечение участвующих в аварийно-спасательных работах в зонах радиационной и химической опасности индивидуальными средствами защиты, поставку техники и материальных средств для дозиметрического и радиационного контроля, специальную обработку людей, техники, оборудования и местности (окружающей среды).
5.7. Медицинское обеспечение включает мероприятия по сохранению здоровья и работоспособности личного состава, привлекаемого для ликвидации чрезвычайной ситуации, разворачиванию медицинских пунктов, оказанию медицинской помощи заболевшим или получившим травмы, по прекращению эпидемических заболеваний, обеспечению этих мероприятий необходимым оборудованием, медикаментами и другими средствами.
5.8. Для обеспечения порядка в зоне чрезвычайной ситуации организуется комендантская служба, на которую возлагается регулирование движения на маршрутах, выдвижения сил и средств, эвакуации населения и материальных ценностей, поддержание порядка и контроля за соблюдением аварийно-спасательными формированиями (службами, подразделениями), воинскими частями и населением установленного режима, воспрещение доступа населения в зону чрезвычайной ситуации, охрана наиболее важных дорожных сооружений, переправ и других объектов.
5.9. Органы местного самоуправления, организации, предприятия независимо от форм собственности, обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным формированиями (службам, подразделениям) следующим в зону чрезвычайной ситуации и проводящим работы по ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства, включая беспрепятственную заправку и техническое обслуживание техники этих формирований.
6. Финансирование аварийно-спасательных работ
6.1. Финансирование и возмещение затрат при проведении аварийно-спасательных работ осуществляется за счет средств:
- организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, независимо от их формы собственности,
- организации, на базе которых созданы аварийно-спасательные формирования (службы подразделения), находящихся на обслуживаемой ими территории, где возникла чрезвычайная ситуация;
- страховых фондов:
- специальных и общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на защиту и спасение людей, оказание им помощи в чрезвычайных ситуациях;
- резервных фондов на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых на всех уровнях (область, район, город, объект), в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Солнечногорского муниципального района.
6.2. Конкретные источники финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая аварийно-спасательные работы и порядок использования финансовых средств на эти цели, определяются в соответствии с действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 25 августа 2009 г. N 1799 "Об организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.