Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению Главы
городского округа Звенигород
Московской области
от 8 октября 2008 г. N 1122
Положение
о порядке установки, сохранении и благоустройстве воинских
захоронений, надгробий, памятников, стел, обелисков,
мемориальных досок и других памятных знаков и объектов,
увековечивающих память о защитниках Отечества, находящихся
на территории городского округа Звенигород
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14.01.1993, "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", Указом Президента РФ от 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечивания памяти погибших (умерших) военнослужащих, органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы", Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Законом Московской области от 21.01.2005 N 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области", Законом Московской области от 17.01.2005 N 8/2005-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения и местного (муниципального) значения, расположенных на территории Московской, области", Уставом муниципального образования "Городской округ Звенигород" (Гл. III. "Компетенция органов местного самоуправления городского округа", ст. 11, п. 18 - "Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа", п. 23 - "организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения" и другими документами, определяющими порядок установки, сохранения и благоустройства воинских захоронений, надгробий, памятников, стел, обелисков, мемориальных досок и других памятных знаков и объектов, увековечивающих память о защитниках Отечества, находящихся на территории городского округа Звенигород.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 11, п. 1 п.п. 18 "Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа", ст. 11, п. 1 п.п. 22 - "организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 14.01.1993 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"
Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
1.1. Положение разработано с целью совершенствования системы военно-патриотического воспитания, направленной на формирование высокого патриотического сознания, верности Отечеству, воспитание гордости за Российское государство, за городской округ Звенигород и его свершения, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества.
1.2. Положение опирается на демократические принципы функционирования, доступности, взаимодействия и создание условий для участия всех организаций, образовательных учреждений, граждан и общественных объединений на основе их собственных инициатив по увековечению памяти о исторических событиях, памяти о людях, отдавших свою жизнь при защите Отечества.
1.3. Положение определяет порядок учета, использования и обеспечения сохранности памятников, правила и условия для установки надгробий, памятников, стел, обелисков, мемориальных досок и других памятных знаков и объектов, увековечивающих память о защитниках Отечества, а также порядок учета, обслуживания и использования их на территории городского округа Звенигород.
1.4. Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан. Положение определяет систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых администрацией и Советом депутатов городского округа Звенигород, направленных на охрану памятников истории, мер ответственности горожан, должностных лиц организаций за нарушения требований в области их сохранения в соответствии с действующим законодательством.
2. Основания для увековечивания памяти защитников Отечества
2.1. Значимость события в истории России, Московской области и городского округа Звенигород.
2.2. Увековечению подлежит память:
погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своих чести и достоинства, не изменивших Родине.
Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.
Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Нумерация разделов приведена в соответствии с официальным текстом документа
II. Основные понятия и определения
2.1. Памятники Великой Отечественной войны - к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.
2.2. Мемориальная доска - памятный знак, устанавливаемый на фасаде, в интерьерах зданий, на закрытых территориях и сооружениях, связанных с историческими событиями, жизнью и деятельностью особо выдающихся граждан. Мемориальная доска, как правило, содержит краткие биографические сведения о лице или событии, которым посвящается увековечение.
2.3. Информационная доска посвящается отдельным событиям, факту, явлению и содержит только текстовую информацию.
Паспорт недвижимого памятника - учетный документ установленной формы, содержащий описание памятника, границ его территорий, охранную зону, категорию охраны и вид памятника.
Режим содержания территории памятника - режим, предусматривающий обеспечение условий физической сохранности памятника, а также его реставрацию.
Охранная зона - территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для обеспечения сохранности памятника и ближайшей к нему среды, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия.
III. Основные направления и формы работы по увековечению
памяти защитников Отечества
Основными направлениями и формами работы по увековечению памяти защитников Отечества являются:
сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память защитников Отечества;
сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами по защите Отечества;
занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти;
пропаганда дней воинской славы России, создание музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
публикации в средствах массовой информации материалов о героизме защитников Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;
присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, организациям, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным;
организация на территории городского округа Звенигород мероприятий, посвященных установленным дням воинской славы и памятным датам, Всероссийскому дню Памяти (приложение "Памятные даты и дни воинской славы России" (выписки из Федеральных законов: 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", от 24.10.2007 N 231-ФЗ "О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"));
обеспечение общественного порядка при проведении дней воинской славы России.
По решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти защитников Отечества.
IV. Порядок рассмотрения и принятия решения
по увековечиванию памяти защитников Отечества
4.1. Инициаторами увековечивания памяти защитников Отечества могут быть:
- администрация городского округа Звенигород;
- предприятия и организации различных форм собственности;
- государственные и муниципальные учреждения;
- общественные объединения и организации.
4.2. Предложения и обращения по увековечиванию памяти защитников Отечества рассматривает "Комиссия по рассмотрению предложений увековечивания памяти защитников Отечества на территории городского округа Звенигород" (далее - Комиссия). Комиссия создается при администрации городского округа Звенигород. Состав Комиссии утверждается главой городского округа Звенигород. Комиссию возглавляет заместитель главы администрации - управляющий делами администрации городского округа Звенигород.
4.3. Состав Комиссии формируется из представителей: администрации городского округа, Совета депутатов городского округа, Союза ветеранов и общественных объединений, средств массовой информации. В необходимых случаях Комиссия может приглашать специалистов из других организаций.
4.4. Заседание Комиссии проводится по мере необходимости и считается правомочным, если на нем присутствуют больше половины членов Комиссии. Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов из числа членов Комиссии, присутствующих на заседании.
4.5. Комиссия рассматривает предложения и ходатайства граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти защитников Отечества, а также формулирует собственные предложения.
4.6. С целью организации практической направленности военно-патриотической работы, подготовки и разработки проектов документов по увековечиванию памяти защитников Отечества, организации мероприятий по установке, сохранению и благоустройству воинских захоронений, надгробий, памятников, стел, обелисков, мемориальных досок и других памятных знаков и объектов, их учету и паспортизации в составе Комиссии создается постоянно действующая рабочая группа, возглавляемая председателем Комитета по спорту, культуре, туризму и делам молодежи администрации городского округа Звенигород.
V. Порядок увековечивания памяти защитников Отечества
на территории городского округа Звенигород
5.1. Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
5.2. Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
5.3. Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления.
5.4. Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества, в том числе памятников воинской славы, расположенных на территории городского округа Звенигород, возлагается на администрацию городского округа, а в части отдания воинских почестей - на управления и органы военного управления.
5.5. Захоронение не погребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организует и проводит администрация городского округа Звенигород.
5.6. Перезахоронение останков погибших проводится по решению администрации городского округа Звенигород с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.
5.7. Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.
5.8. Для принятия решения об увековечивании памяти защитников Отечества на территории городского округа Звенигород ходатайствующая сторона представляет в Комиссию необходимый перечень документов:
- письменное обращение (ходатайство) с просьбой об увековечении памяти личности или события с указанием основания для увековечения памяти;
- историческую или историко-биографическая справку;
- копии (архивных) документов, подтверждающих достоверность событий или заслуги представляемого к увековечению лица;
- обоснование выбора места установки, проект (эскиз, макет) захоронения, надгробия, памятника, стелы, обелиска, мемориальной доски и других памятных знаков и объектов, увековечивающих память о защитниках Отечества (при необходимости - представление фотографии предполагаемого места);
- предложение по тексту надписи;
- письменное обязательство ходатайствующей организации о финансировании работ по проектированию, изготовлению, установке, использовании и содержании мест увековечивания памяти защитников Отечества, обеспечение торжественных мероприятий по их открытию и других дат, связанных с событиями и именами увековечиваемых.
5.9. В результате рассмотрения ходатайств Комиссия принимает одно из следующих решений:
- ходатайствовать перед главой городского округа Звенигород о принятии постановления об увековечивания памяти защитников Отечества (установке мемориальных сооружений, мемориальных досок, памятников и памятных знаков и т.д.);
- рекомендовать ходатайствующей организации увековечить память события или защитников Отечества в других формах и информировать главу городского округа о принятом решении;
- отклонить ходатайство, направить обратившейся организации мотивированный отказ и информировать главу городского округа о принятом решении.
5.9.1. После принятия решения об установке мемориальных сооружений, мемориальных досок и других памятников и памятных знаков Комиссия готовит проект постановления главы городского округа, который выносится на рассмотрение Совета депутатов городского округа.
5.10. При положительном решении Совета депутатов городского округа об увековечивании памяти защитников Отечества ходатайствующая сторона выполняет работы по ее предложенному (утвержденному) проекту.
5.11. Все работы, связанные с проектированием, изготовлением и установкой памятников воинской славы, в обязательном порядке согласовываются с главой городского округа и Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Звенигород в соответствии с требованиями действующего законодательства.
5.12. Комитет архитектуры и градостроительства, Комитет по спорту, культуре, туризму и делам молодежи администрации городского округа Звенигород совместно с ходатайствующей стороной после окончания работ изготовления и размещения памятника разрабатывают комплекс мероприятий по организации его открытия. Открытие памятника, как правило, приурочивается к определенной дате (юбилею, этапу жизненного пути личности или круглой дате события) в торжественной обстановке с участием широкого круга общественности.
5.13. Требования настоящего Положения обязательны для всех предприятий и организаций различных форм собственности, государственных, муниципальных учреждений, общественных объединений и организаций, принимающих решение об установке памятников воинской славы на территории городского округа Звенигород.
5.14. Данное Положение не распространяется на установку памятных знаков на территории кладбища городского округа Звенигород.
5.15. На памятник воинской славы, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны выдается паспорт. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны памятника, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
5.16. Паспорт памятника является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с памятником либо земельным участком, в пределах которых располагается памятник.
5.17. Памятники, находящиеся в общей собственности, включая памятники, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
VI. Порядок учета и обеспечение сохранности
памятников воинской славы
6.1. Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведет местный орган власти. На каждое воинское захоронение (памятник воинской славы) устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
6.2. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
6.3. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.
6.4. В целях обеспечения сохранности памятник воинской славы и воинских захоронений в местах, где они расположены, органом местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
6.5. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
6.6. Проекты планировки, застройки и реконструкции городского округа, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений и памятников воинской славы.
6.7. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органом местного самоуправления.
6.8. Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в орган местного самоуправления.
6.9. Пришедшие в негодность воинские захоронения и памятники воинской славы, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органом местного самоуправления, а памятники воинской славы, расположенные на территориях предприятий, учреждений и организации - администрациями и руководителями данных объектов.
Пользователи, не имеющие возможности обеспечить режим сохранного содержания памятника, могут передать их (по согласованию) на хранение в музей или иное специальное государственное хранилище.
6.10. Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений и памятников воинской, обязаны их восстановить.
6.11. В пределах территорий памятников воинской славы земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение установленного законодательством режима охраны.
6.12. Использование памятников должно обеспечивается их доступностью для широких масс путем развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды историко-культурного наследия. Использование памятников воинской славы в туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях может производиться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или иной природной среды.
VII. Организация и порядок проведения поисковой работы
В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы.
Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещаются.
Порядок проведения поисковой работы определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органа местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующей территории.
Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.
VIII. Финансовое и материально-техническое обеспечение
мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества
8.1. Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета.
8.2. Финансирование работ по проектированию, изготовлению и установке памятников воинской славы может также осуществляться за счет:
- средств заказчика;
- средств местного бюджета;
- пожертвований юридических и (или) физических лиц;
- иных средств.
8.3. Выделение средств из бюджета городского округа для финансирования работ по проектированию, изготовлению и установке памятников воинской славы осуществляется на основании решения Совета депутатов городского округа, принятого с учетом сметы, разработанной заказчиком и прошедшей необходимые согласования.
Нумерация разделов приведена в соответствии с официальным текстом документа
IV. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации по увековечению памяти погибших
при защите Отечества
Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
Лица, виновные в нарушении настоящего закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.