Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета депутатов
городского округа Электросталь
Московской области
от 23 июля 2009 г. N 461/67
Программа
развития потребительского рынка и услуг на территории
городского округа Электросталь на 2009-2012 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа развития потребительского рынка и услуг на территории городского округа Электросталь на 2009-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Генеральный план развития городского округа Электросталь на период до 2020 года |
Заказчик и разработчик Программы |
Администрация городского округа Электросталь Московской области |
Исполнители Программы | Управление по потребительскому рынку, услугам и связям с общественностью администрации городского округа, экономическое управление администрации городского округа, управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа, Комитет имущественных отношений городского округа и иные исполнители настоящей Программы определяются заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, постановлениями главы городского округа Электросталь |
Цель Программы | Повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и услуг: создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей городского округа Электросталь на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении их качества, безопасности их приобретения и потребления |
Основные задачи и направления Программы |
1. Развитие отраслей и инфраструктуры потребительского рынка и услуг на территории городского округа. 2. Разработка комплекса мероприятий, направленных на достижение устойчивой стабилизации и роста экономического потенциала на предприятиях потребительского рынка и услуг. 3. Создание в жилых кварталах магазинов шаговой доступности. 4. Внедрение мероприятий по поддержке малоимущих и социально не защищенных жителей города в организациях потребительского рынка городского округа. Повышение ценовой доступности товаров и услуг. 5. Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка и услуг. 6. Защита прав потребителей |
Сроки реализации Программы |
2009-2012 годы |
Источники финансирования |
Средства инвесторов |
Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы |
1. Определение приоритетов социально-экономического развития города на перспективу после 2012 года. 2. Рост оборота розничной торговли, общественного питания и объема бытовых услуг населению по доступным ценам. 3. Создание новых рабочих мест. 4. Увеличение доли социально ориентированных предприятий в общем количестве предприятий потребительского рынка и услуг. 5. Рост объема налоговых поступлений в бюджет городского округа от предприятий потребительского рынка и услуг. 6. Повышение культуры обслуживания и профессионального уровня работников сферы потребительского рынка и услуг. 7. Модернизация предприятий потребительского рынка и услуг |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель главы администрации - начальник управления по потребительскому рынку, услугам и связям с общественностью Соколова С.Ю. |
Настоящая Программа рассматривает область потребительского рынка, включающую следующие сферы деятельности: торговля, общественное питание и бытовые услуги.
В Программе учтены ограничения, определенные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Дальнейшее развитие потребительского рынка является важнейшим фактором обеспечения экономической стабильности городского округа, улучшения условий и качества жизни жителей. На сегодняшний день сфера потребительского рынка городского округа является одной из крупных бюджетообразующих отраслей в хозяйственной деятельности на территории городского округа.
1. Состояние потребительского рынка
городского округа и основные проблемы
Потребительский рынок городского округа Электросталь Московской области стабильно функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства.
В настоящее время на территории городского округа Электросталь осуществляют свою деятельность: 325 объектов розничной торговли, торговая площадь которых составляет около 130 000 кв. м, 2 рынка с количеством торговых мест 550, более 100 объектов оптовой торговли, 157 - общественного питания (10 297 посадочных мест) и 204 организации сферы услуг.
Уверенно входят в город представители крупных сетевых компаний: "SPAR", "Копейка", "Пятерочка", "Седьмой континент", "Квартал", "Магнит", "МАКС Сити". Растет доля торговых площадей, отвечающих европейским стандартам.
Повышение предпринимательской активности в использовании новых технологий, усиление конкуренции на рынке услуг способствуют повышению качества обслуживания населения.
Предприятия малого бизнеса находятся в условиях возросшей конкуренции. Для их дальнейшего развития также требуется поддержка, включая предоставление различного вида льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области "О реестре объектов потребительского рынка в Московской области" и в целях упорядочения деятельности, обеспечения разработки прогноза социально-экономического развития, анализа и контроля потребительского рынка ведется работа по регистрации и выдаче свидетельств о внесении объектов стационарной торговой сети, объектов общественного питания, объектов сферы услуг, расположенных на территории городского округа Электросталь, в Реестр Московской области.
Анализ структуры реализуемых товаров в объектах потребительского рынка в 2008 году показывает, что по-прежнему значительную долю на потребительском рынке города составляют объекты, реализующие продукты питания. Более чем в 3 раза (по сравнению с 2004 годом) возросли площади объектов торговли, в которых производится продажа одежды и обуви, мебели, товаров хозяйственно-бытового назначения и стройматериалов. В 10 раз выросли площади объектов, реализующих спорттовары, почти в 5 раз - детские товары, цветы.
Показатель обеспеченности площадями торговли на 1 000 жителей города в 2007 году был равен 550 кв. м, а в 2008 году он превысил 800 кв. м на 1 000 жителей.
Изучение распределения объектов потребительского рынка по улицам показывает, что более 30% объектов расположены по проспекту Ленина, 15% сосредоточено на ул. Победы, далее самыми насыщенными объектами торговли являются ул. Советская, ул. Мира, ул. Ялагина. 72% объектов расположены на центральных улицах. Значительно возросла обеспеченность торговыми площадями в микрорайоне Северный, что связано с введением в строй крупного торгового центра "Эльград". Продолжается работа по подготовке к реконструкции рынка "Северный".
Товарооборот розничной торговли в 2008 году составил более 11 млрд. руб., что на 2 млрд. больше, чем в 2007 году.
Важнейшим направлением работы в настоящее время является деятельность по стабилизации цен на социально значимые товары. Ежемесячно проводится мониторинг цен, результаты которого анализируются и освещаются в СМИ. По данным Министерства потребительского рынка Московской области, городской округ Электросталь занимает второе место среди городов Московской области по минимальному уровню стоимости набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину. Стоимость такого набора в городском округе Электросталь Московской области составляет 2008 руб.
Разработанный порядок размещения объектов мелкорозничной торговли позволил обеспечить соблюдение требований санитарного законодательства и правил торговли при организации сезонной торговли.
Продолжается работа по выполнению федеральных законов и законов Московской области в сфере лицензирования алкогольной продукции.
В соответствии с Федеральным законом органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и ее качеством.
В 2004 году выдано 179 лицензий на 252 объекта (107 - индивидуальным предпринимателям и 72 - юридическим лицам). В связи с введением в действие Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 2005 года резко сократилось количество торговых предприятий, реализующих алкогольную продукцию. В 2008 году выдано 95 лицензий на 158 объектов.
В городском округе насчитывается 157 предприятий, оказывающих услуги питания.
Сеть предприятий питания города представлена следующим образом:
рестораны - 5
бары - 10
кафе - 44
закусочные, кафетерии - 28
столовые, всего - 70
В т.ч.:
общедоступные - 3
при общеобразовательных школах - 20
при ПТУ, вузах - 6
при предприятиях и организациях - 32
при лечебных учреждениях - 5
прочие (гостиница, баня) - 4
Товарооборот общественного питания за 2008 год составил более 680 млн. руб.
Доля оборота общественного питания в общем товарообороте составляет более 5%.
С целью повышения культуры и качества обслуживания, обмена опытом между предприятиями получило развитие проведение городского конкурса профессионального мастерства среди официантов.
Также в городском округе оказывают услуги 204 организации бытового обслуживания, из них:
Ремонт и пошив обуви - 15
Ремонт и пошив швейных изделий - 14
Ремонт сложной бытовой техники - 9
Химчистки (в т.ч. приемные пункты) - 8
Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств - 31
Мойки - 7
Стоянки автотранспорта - 26
Фотоателье (в т.ч. приемные пункты фотопечати) - 13
Парикмахерские - 33
Салон красоты - 22
Массажный кабинет - 3
Центр здоровья - 1
Бани, душевые - 7
Металлоремонт и ремонт ювелирных изделий - 11
Ремонт часов - 4
В 2008 году населению городского округа Электросталь оказано услуг бытового на сумму более 248 млн. рублей.
Уровень потребления бытовых услуг в 2008 году в расчете на одного жителя городского округа Электросталь составил 1 700 рублей.
Вместе с тем в сфере услуг остается много нерешенных вопросов: проблемным является получение отдельных видов социально значимых услуг из-за их высокой цены. На уровень цен влияет постоянный рост стоимости коммунальных услуг, аренды, энергоресурсов.
Специалисты управления по потребительскому рынку, услугам и связям с общественностью принимают участие совместно с представителями УВД, ИФНС, ТОУ Роспотребнадзора, АТИ в комплексных проверках предприятий розничной и мелкорозничной торговли, рынков. По вопросам антитеррористической защищенности объектов проведены обследования более 20 крупных объектов торговли. Проверены пищеблоки в муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях. Совместно с представителями УВД и прокуратуры неоднократно проводились рейды по проверке исполнения законодательства в сфере игорного бизнеса.
Проводится работа с организациями торговли по введению современных форм и методов обслуживания, в т.ч. социально не защищенных слоев населения - этой категории граждан предоставляются скидки до 10% по дисконтным картам, скидки на товар в определенное время работы магазинов.
Важной задачей в современных условиях является контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами правил продажи, выполнения работ, оказания услуг, который осуществлялся совместно со специалистами Роспотребнадзора и сотрудниками УВД с учетом принятого Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Большинство обращений потребителей (около 82% от общего числа) традиционно связано с нарушениями их прав при продаже товаров: ненадлежащее качество товаров; предоставление потребителям продавцами неполной или недостоверной информации о товарах; нарушение сроков рассмотрения претензий потребителей на качество товаров; ущемление прав потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством; неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по заключенным договорам купли-продажи.
Дальнейшее развитие торговли и услуг бытового обслуживания населения требует координации деятельности юридических лиц и предпринимателей на территории городского округа и обоснования размещения новых предприятий в микрорайонах с учетом перспективного строительства, демографической ситуации и транспортных потоков.
В современных условиях также остро стоит проблема ценовой доступности, т.к. она в большой степени влияет на уровень жизни малообеспеченных жителей города и жителей с низкими доходами.
Для решения указанных проблем необходима реализация Программы, предусматривающая комплексное развитие потребительского рынка и услуг в городском округе Электросталь.
2. Основные цели настоящей Программы и приоритетные
направления развития потребительского рынка и услуг
Программа развития потребительского рынка и услуг городского округа Электросталь на 2009-2012 годы является комплексной и направлена на обеспечение развития одного из крупных секторов экономики городского округа.
Цель Программы - повышение качества жизни населения города Электросталь Московской области посредством создания единой системы обеспечения населения качественными товарами и услугами по доступным ценам.
Для достижения указанной цели Программой решаются главные задачи:
- развитие отраслей и инфраструктуры потребительского рынка и услуг на территории городского округа;
- разработка комплекса мероприятий, направленных на достижение устойчивой стабилизации и роста экономического потенциала на предприятиях потребительского рынка и услуг;
- создание в жилых кварталах магазинов шаговой доступности;
- внедрение мероприятий по поддержке малоимущих и социально не защищенных жителей города в организациях потребительского рынка городского округа. Повышение ценовой доступности товаров и услуг;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка и услуг;
- защита прав потребителей.
3. Содержание Программы
Программа включает в себя несколько разделов:
I раздел - "Развитие и формирование инфраструктуры предприятий потребительского рынка и услуг" (приложение N 1).
В него включены инвестиционные проекты строительства объектов потребительского рынка, которые находятся на разных стадиях исполнения.
Разработка инвестиционных проектов, строительство и ввод в эксплуатацию объектов потребительского рынка различных форматов осуществляются за счет средств инвесторов без привлечения бюджетного финансирования. Строительство объектов сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения планируется в соответствии с имеющимися нормативами и градостроительной проработкой.
II раздел - "Разработка комплекса мероприятий, направленных на достижение устойчивой стабилизации и роста экономического потенциала на предприятиях потребительского рынка и услуг, проводимых управлением по потребительскому рынку, услугам и связям с общественностью администрации городского округа" (приложение N 2).
К ним относятся следующие направления деятельности:
- ведение базы данных и Реестра предприятий потребительского рынка городского округа Электросталь;
- осуществление лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с Законом Московской области от 28.07.2004 N 110/2004-ОЗ "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области";
- проведение мероприятий:
по систематическому анализу и прогнозу тенденций развития потребительского рынка города;
по усовершенствованию организации сезонной торговли;
по подготовке специалистов для предприятий потребительского рынка, а также повышению квалификации торговых работников для улучшения культуры обслуживания населения города.
III раздел - "Мероприятия в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан" (приложение N 3).
Этот раздел включает в себя работу с организациями потребительского рынка и услуг, по обслуживанию социально не защищенных слоев населения городского округа Электросталь Московской области.
IV раздел - "Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка и услуг, защита прав потребителей" (приложение N 4).
В этом разделе указываются мероприятия по курированию предприятий потребительского рынка и услуг городского округа.
4. Срок реализации Программы
Реализация настоящей Программы рассчитана на 2009-2012 годы.
5. Финансирование Программы
Финансирование обеспечивается за счет привлечения частных инвестиций.
6. Ожидаемые результаты выполнения Программы
Реализация Программы развития потребительского рынка и услуг позволит за счет привлечения частных инвестиций создать дополнительные возможности для эффективного наращивания социально-экономического потенциала города, повышения качества жизни населения путем создания эффективной системы обеспечения населения качественными товарами и услугами, а также:
- способствовать дальнейшему развитию инфраструктуры города;
- увеличить долю налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от вновь открытых предприятий (приложение N 5);
- создать дополнительные рабочие места;
- повысить культуру обслуживания, внедрить современные стандарты в сфере торговли и обслуживания населения;
- поднять общий профессиональный уровень работников торговли.
7. Управление Программой и осуществление
контроля за ее реализацией
Общее руководство и контроль за реализацией программных мероприятий настоящей Программы осуществляет заместитель главы администрации - начальник управления по потребительскому рынку, услугам и связям с общественностью Соколова С.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.