Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области от 3 августа 2010 г. N 557/86 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к решению Совета депутатов
городского округа Электросталь
Московской области
от 28 августа 2008 г. N 365/51
Целевая программа
развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе Электросталь Московской области на 2008-2012 годы
3 августа 2010 г., 30 марта 2011 г.
Паспорт программы
Наименование |
Целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе Электросталь Московской области на 2008-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ); Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" (в редакции Закона Московской области N 47/99-ОЗ, с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Московской области N 81/2001-ОЗ, N 4/2002-ОЗ); постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией"; постановление Правительства Московской области от 31.12.2002 N 638/50 "О разработке проектов областных целевых программ и программ Правительства Московской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 04.03.2003 N 108/6, от 22.05.2003 N 305/18, от 01.07.2003 N 383/23, от 11.07.2003 N 411/25, от 16.03.2004 N 138/10, от 05.04.2004 N 177/12, от 13.05.2004 N 271/16) |
Заказчик и разработчик Программы |
Администрация городского округа Электросталь Московской области (далее - Администрация города) |
Исполнители |
Администрация города - в части осуществления организационных мероприятий. Иные исполнители настоящей Программы определяются заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, постановлением главы городского округа |
Цель Программы |
Содействие развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городском округе Электросталь Московской области путем координации действий структур органов местного самоуправления и структур поддержки малого и среднего предпринимательства. Главный принцип Программы - это принцип "зеленого коридора" для малого и среднего бизнеса |
Основные направления Программы |
- информационное и научно-методическое обеспечение малого и среднего предпринимательства; - развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства; - финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - организационная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в участии в конкурсах, на получение финансовой поддержки, проводимых Министерством экономики Московской области |
Сроки реализации |
2008-2012 годы |
Источники финансирования |
1. Бюджет Московской области. 2. Бюджет муниципального образования. 3. Внебюджетные средства |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней, в том числе в доход местного бюджета, на 8-10% в год; - рост среднемесячной заработной платы на малых предприятиях на 30-35% в год; - увеличение темпов роста объема продукции (товаров и услуг), производимой субъектами малого предпринимательства, до 20-25% в год; - участие предпринимателей в решении социальных проблем города |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за исполнением настоящей Программы осуществляется Администрацией города Электросталь Московской области в соответствии с полномочиями. Анализ хода реализации Программы и отчетность о выполнении ее мероприятий осуществляется заказчиком Программы в порядке и сроки, установленные разделами 6 и 7 Программы |
1. Состояние малого предпринимательства в городском округе
Электросталь - это один из ведущих промышленных центров Подмосковья с крупнейшим в стране производством ядерного топлива, высокопробной стали, а также продукции тяжелого машиностроения и химической промышленности.
Город располагает современной высокоразвитой инфраструктурой: широкой сетью предприятий сферы обслуживания, хорошей базой для развития профессионально-технического образования, просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта.
Численность населения на 01.01.2008 составила 145,8 тыс. человек. В экономике города занято 65 тыс. человек. В малом предпринимательстве трудятся более 10 000 человек, что составляет от численности всех занятых в экономике города более 15%.
Плотность действующих малых предприятий на 1 000 жителей города - 4,97 ед.
Малые предприятия сконцентрированы в основном в пяти отраслях экономики, и сложившаяся отраслевая структура по количеству действующих малых предприятий в основном сохраняется, но в то же время отмечается значительный рост числа малых предприятий в сфере торговли и транспорта. Основными направлениями деятельности малых предприятий по итогам 2007 года являются: строительные и ремонтные работы, промышленное производство, торгово-закупочная деятельность, предоставление коммунальных и социальных услуг.
Соответственно и наибольшая численность работников, занятых в малом бизнесе, приходится на предприятия промышленности (27,5% от численности занятых на малых предприятиях), строительства (19,8%), торговли (20,4%).
По данным Инспекции ФНС России по г. Электросталь по состоянию на 01.01.2008 на налоговом учете состоит 2 783 индивидуальных предпринимателя. В 2007 году Инспекцией ФНС России по г. Электросталь вновь зарегистрирован 451 индивидуальный предприниматель. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей занято в сфере торговли.
Объем налоговых отчислений в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства (малые предприятия и индивидуальные предприниматели) более 20% от общего объема налоговых отчислений в местный бюджет.
Удельный вес объема выпуска товаров и услуг, выполненных малыми предприятиями в общем объеме товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 21,5%.
Положительными темпами роста постоянно характеризуется динамика оборота розничной торговли и общественного питания. Существенна роль малого предпринимательства в общем объеме оказанных услуг.
Среднемесячная заработная плата работников в малом предпринимательстве по городу в 2007 году на одного работника составила 11 661 руб.
Фонд оплаты труда на малых предприятиях города по состоянию на 01.01.2008 увеличился на 60,2% относительно предыдущего года.
Наблюдается увеличение доли работников, занятых на предприятиях торговли, здравоохранения, связи и на предприятиях, деятельность которых связана с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
В 2007 году малыми предприятиями города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 5 млрд. 965 млн. 317,2 тыс. руб.
Структура основных показателей деятельности малых предприятий в 2007 году по отраслям показывает, что основная доля по выпуску продукции приходится на строительные организации - 36,54% и обрабатывающие производства - 34%.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2007 году составил 1 237 488,3 тыс. рублей.
Наибольший рост объемов инвестирования наблюдался на предприятиях:
- группы "Производство готовых металлических изделий";
- группы "Металлургическое производство";
- группы "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды".
Увеличилось инвестирование в основной капитал и на предприятиях оптовой и розничной торговли, транспорта. В образовании объем инвестиций в основной капитал увеличился в 4,4 раза.
2. Характеристика проблемы
Достигнутый уровень развития малого предпринимательства в городе еще недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики для обеспечения устойчивости и необратимости позитивных изменений.
Темпы наращивания потенциала этой сферы экономики не могут быть увеличены, если существенно не изменятся правовые и экономические условия для свободного развития малого предпринимательства.
На становление и развитие малого предпринимательства в городе серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований Московской области проблемы, а именно:
- действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства, не в полной мере обеспечивают условия для создания и функционирования его субъектов;
- недостаток информации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности;
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- высокие процентные ставки банковских кредитов;
- усложнена административно-разрешительная система по осуществлению деятельности субъектов малого предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля).
Существенным негативным фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства, является отсутствие хорошо развитых рыночных механизмов его поддержки, а также отсутствие свободных площадей и высокие арендные ставки.
Существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований. В городе созданы и работают структуры по поддержке и развитию малого предпринимательства: ТПП, некоммерческое торговое объединение "Партнерство". Основные направления работы этих структур направлены на:
- создание эффективных систем доступа к финансовым услугам, рынкам информации;
- юридическое (консультирование) обслуживание в сфере маркетинга и налогообложения;
- выставочно-ярмарочная деятельность;
- защита интеллектуальной собственности.
Необходима система комплексного и последовательного подхода, рассчитанная на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. Эта система на местном уровне должна включать следующие обязательные элементы:
- необходимую нормативно-правовую базу (программу развития и поддержки предпринимательства, создание новых предприятий и развитие предпринимательства в приоритетных для города сферах и др.);
- развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания бизнеса;
- диалог между бизнесом и властью.
Создание комплексной системы поддержки малого предпринимательства - задача не на один год. Для ее реализации необходимы не только помощь властей и наличие финансовых ресурсов, но и определенная степень зрелости предпринимательского сообщества и общества в целом.
Мероприятия настоящей Программы учитывают сложившуюся ситуацию в экономике города и в малом предпринимательстве в частности.
3. Цель настоящей Программы и приоритетные направления развития малого предпринимательства
Целью Программы является оптимизация системы поддержки предпринимательства и обеспечение условий развития малого бизнеса в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения.
Комплекс мероприятий Программы, с одной стороны, базируется на результатах реализации программы поддержки предпринимательства в городе предшествующих периодов, а с другой - ставит новые задачи в соответствии с новыми федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации и Московской области.
В соответствии с указанной целью предполагается создать условия для увеличения занятости населения, насыщения рынка товарами и услугами, развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях, роста доходов областного и местного бюджетов путем формирования действенных механизмов его поддержки.
Указанная цель соответствует приоритетам социально-экономического развития Московской области, установленным Концепцией социально-экономического развития Московской области на 2008-2012 годы, которая определяет малое предпринимательство как стимулирующий фактор развития свободной конкурентной экономики, источник создания новых рабочих мест.
В рамках реализации областной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в Московской области и в соответствии с программой развития малого предпринимательства города Электросталь Советом депутатов городского округа Электросталь Московской области от 30.11.2006 N 220/22 принято решение о строительстве бизнес-инкубатора.
Бизнес-инкубатор - объект инфраструктуры развития и поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений, оснащенных в соответствии с типом БИ и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Главная цель бизнес-инкубатора - создание и поддержка новых предприятий путем оказания субъектам предпринимательства следующих услуг:
- предоставления в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений на льготных условиях на условиях конкурса и с учетом приоритетных направлений развития предпринимательства;
- консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения, почтово-секретарские услуги.
Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в городе являются:
- инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции;
- производство продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства, оказание коммунальных и бытовых услуг;
- производство продукции физкультурно-спортивного назначения;
- производство работ по улучшению экологии и природопользования, включая сбор, утилизацию и переработку вторичных ресурсов;
- производство товаров потребительского назначения.
На 01.01.2008 разработаны эскизный проект бизнес-инкубатора, исходно-разрешительная документация и проведено согласование в Министерстве экономики Московской области.
В 2009-2012 годах году будут продолжены работы по проектированию рабочей документации и строительству бизнес-инкубатора.
В рамках реализации режима "одного окна" на территории Московской области для предоставления услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 11.09.2007 N 667/31 создается сеть Консультационно-информационных центров развития предпринимательства (КИЦРП). Один из таких центров планируется создать на территории городского округа.
Цель введения режима "одного окна" - сокращение административных барьеров, оказание реальной помощи предпринимателям в юридических, информационных, консалтинговых, налоговых, бухгалтерских и других вопросах при осуществлении предпринимательской деятельности.
Еще одно из направлений Программы - это организационная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в участии в конкурсах, проводимых Министерством экономики Московской области, по получению финансовой поддержки на компенсацию процентных ставок по кредитам, выданным банками и иными кредитными организациями, компенсация лизинговых платежей за оборудование, субсидирование части затрат на разработку индивидуальных проектов.
4. Сроки и этапы реализации настоящей Программы
Реализация настоящей Программы рассчитана на 2008-2012 годы.
Проводится анализ состояния малого предпринимательства, и уточняются показатели его развития, совершенствуется система содействия развитию малого предпринимательства, разрабатываются проекты нормативных правовых актов по вопросам малого предпринимательства.
Развиваются действующие и создаются новые малые предприятия в приоритетных отраслях, структуры поддержки малого предпринимательства, развиваются информационное и кадровое обеспечение малого предпринимательства.
5. Ресурсное обеспечение настоящей Программы
Финансирование мероприятий настоящей Программы обеспечивается за счет внебюджетных средств, средств областного и местного бюджета города, предпринимателей и иных заинтересованных организаций. Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном законодательством порядке и включает:
- по пунктам 2.4, 3.1-3.3 приложения 2 к настоящей Программе - в порядке и условиях, установленных законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на конкурсной основе;
- по пунктам 2.1, 2.2 приложения 2 к настоящей Программе - финансирование в форме субсидий на конкурсной основе.
Выделение средств из областного бюджета на выполнение конкретного мероприятия, в том числе проекта, осуществляется только при условии подтверждения выделения средств на эти же цели из внебюджетных источников и бюджета муниципального образования Московской области. Объемы финансирования мероприятий настоящей Программы из средств бюджета городского округа Электросталь определяются в договорах, заключаемых на основании результатов соответствующих конкурсов. Конкретные объемы внебюджетного финансирования по каждой организации определяются в договоре, заключаемом по итогам соответствующих конкурсов.
Решения о финансировании мероприятий, в том числе проектов субъектов малого предпринимательства в форме субсидий и субвенций за счет средств областного бюджета принимаются Министерством экономики Московской области по итогам их рассмотрения конкурсными комиссиями и определения объемов финансирования проектов за счет средств областного бюджета.
Решения о предоставлении бюджетных кредитов и государственных гарантий Московской области принимаются в соответствии с законодательством с учетом решений конкурсных комиссий.
Конкретный объем денежных средств уточняется и корректируется в процессе реализации Программы на очередной финансовый год.
6. Управление Программой и осуществление контроля за ее реализацией
Текущий контроль за ходом реализации настоящей Программы, а также целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на выполнение ее мероприятий, осуществляет Администрация города.
7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении настоящей Программы
Исполнители настоящей Программы представляют Администрации города отчеты о выполнении соответствующего мероприятия в течение 5 рабочих дней после его завершения.
Администрация города ежегодно до 1 февраля представляет в Министерство экономики Московской области отчет о выполнении настоящей Программы за предыдущий год.
После окончания срока реализации Программы Администрация города до 1 февраля следующего года представляет в Министерство экономики Московской области итоговый отчет о реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.