Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Пушкинского муниципального района
Московской области
от 8 мая 2009 г. N 1245
Программа
"Развитие сельского хозяйства Пушкинского муниципального района на 2009-2012 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы "Развитие сельского хозяйства Пушкинского
муниципального района на 2009-2012 годы"
Основания Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ
для разработки "О развитии сельского хозяйства",
Программы постановление Правительства РФ от
03.12.2002 N 858 "Социальное развитие села
до 2012 года", постановление Правительства
РФ от 31 января 2009 г. N 83 "О внесении
изменений в Федеральную целевую программу
"Социальное развитие села до 2012 года",
постановление Правительства Российской
Федерации от 14.07.2007 N 446 "О
Государственной программе развития
сельского хозяйства, регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2008-2012 годы",
постановление Правительства Московской
области от 09.09.2008 N 795/33 "Об
утверждении долгосрочной целевой программы
Московской области "Развитие сельского
хозяйства Московской области на период
2009-2012 годов"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 следует читать "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"
Заказчик Программы Администрация Пушкинского муниципального
района Московской области
Разработчик Программы Комитет по экономике администрации
Пушкинского муниципального района
Московской области
Цели и задачи - создание правовых, административных и
Программы экономических условий для перехода к
устойчивому социально-экономическому
развитию сельских территорий и реализации
Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации";
- основными целями Программы являются:
повышение уровня и качества жизни
сельского населения на основе повышения
уровня развития социальной инфраструктуры
и инженерного обустройства населенных
пунктов, расположенных в сельской
местности;
- повышение престижности проживания в
сельской местности;
- повышение уровня и качества газоснабжения
в сельской местности;
- повышение уровня занятости сельского
населения, сохранение и создание новых
рабочих мест;
- улучшение жилищных условий граждан,
проживающих в сельской местности, и
обеспечение доступным жильем молодых семей
и молодых специалистов на селе;
- устойчивое развитие сельскохозяйственных
предприятий, расположенных на территории
Пушкинского муниципального района;
- обеспечение ускоренного развития
приоритетных подотраслей сельского
хозяйства;
- повышение финансовой устойчивости
сельскохозяйственных предприятий
Пушкинского муниципального района;
- сохранение и воспроизводство используемых
в сельскохозяйственном производстве
земельных и природных ресурсов
Сроки реализации 2009-2012 годы
Программы
Исполнители Программы Комитет по экономике администрации
Пушкинского муниципального района;
городские (сельские) поселения;
сельскохозяйственные предприятия,
организации, крестьянско-фермерские
хозяйства (КФХ), личные подсобные
хозяйства (ЛПХ), осуществляющие
деятельность в сфере сельского хозяйства и
зарегистрированные
в Пушкинском муниципальном районе;
организации перерабатывающей
промышленности и торговли
Ресурсное обеспечение Средства федерального бюджета, бюджета
Программы Московской области, бюджета Пушкинского
муниципального района, бюджета городских
(сельских) поселений, собственные средства
сельхозтоваропроизводителей, внебюджетные
средства
Ожидаемые Повышение уровня и качества жизни сельских
социально-экономические жителей, обеспечение занятости сельского
результаты от реализации населения, достижение среднего уровня
Программы рентабельности по отрасли не менее 10%,
увеличение доли отечественных
сельхозпродуктов на продовольственном
рынке, рациональное использование и
увеличение площадей сельхозугодий,
повышение производительности труда в
сельском хозяйстве
Контроль за реализацией Контроль за исполнением настоящей
Программы Программы осуществляется Комитетом по
экономике администрации Пушкинского
муниципального района
1. Характеристика проблемы развития сельского хозяйства Пушкинского муниципального района Московской области и обоснование необходимости ее решения комплексными методами
Сельское хозяйство Пушкинского муниципального района - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности - сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий. Социально-экономические преобразования, проводимые в стране, привели к существенным изменениям в аграрном секторе. Начиная с 90-х годов по настоящее время площади сельскохозяйственных угодий, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, постоянно сокращаются. Особенно выделяются два периода: начало 90-х годов, когда земли сельскохозяйственного назначения были изъяты под перспективное развитие населенных пунктов, и 2004-2005 годы, когда на площади свыше 2,5 тыс. га было изменено разрешенное использование с "сельскохозяйственное производство" под "дачное строительство". Неэффективно используются земли, отведенные под развитие КФХ.
Изменились виды собственности. В начале 90-х годов на базе двух крупнейших по площади сельскохозяйственных угодий совхозов созданы два акционерных общества: ЗАО "Зеленоградское" и ЗАО АПФ "Майская". В 2007 г. в результате процедуры банкротства ФГУП п/з "Лесные Поляны" преобразовано в СПК "Золотая Нива". Особые правовые отношения сложились в племенном зверосовхозе "Пушкинский", где на базе ФГУП созданы ООО и ОАО и дальнейшая судьба предприятия зависит от частного лица.
На примерах деятельности ЗАО "Зеленоградское" и ЗАО АПФ "Майская" можно сделать вывод, что если предприятие функционирует, является прибыльным, то развивается и сельская территория. Так, на территории ЗАО "Зеленоградское" налажена работа двух домов культуры, функционирует амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт, средняя школа, детский сад, интенсивно ведется газификация как производства, так и сельских поселений. Имеется ряд населенных пунктов, не обеспеченных магистральным газом. В Пушкинском районе разработана Программа газификации сельских населенных пунктов Пушкинского муниципального района Московской области на 2007-2010 годы. В данной Программе предусмотрена газификация с.п. Ельдигинское, с.п. Тарасовское, на территории которых расположены действующие сельскохозяйственные предприятия ЗАО "Зеленоградское" и СПК "Золотая Нива".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Программа "Газификация сельских населенных пунктов Пушкинского муниципального района Московской области на 2007-2009 годы"
Проблемы повышения уровня жизни сельского населения и реализации потенциальных возможностей роста сельской экономики призваны решать меры по социальному развитию сельской местности. Мероприятия по обеспечению устойчивого развития сельских территорий включают в себя комплекс мер по развитию социально-инженерной инфраструктуры села, а также меры поддержки жилищного строительства.
Численность сельского населения района составляет около 26 тыс. человек, заняты в сельскохозяйственных предприятиях 435 человек, на предприятиях переработки сельскохозяйственного сырья занято 2 318 человек. Уровень заработной платы сельхозтоваропроизводителей за 2008 год составляет 19,5 тыс. рублей в месяц, у переработчиков - 27,2 тыс. рублей. Однако в хозяйствах района остро стоит проблема обеспеченности квалифицированными кадрами. Свыше 10% рабочей силы - выходцы из других регионов и стран СНГ. Высок средний возраст работников села. Привлечение молодежи в село, кроме уровня заработной платы, механизации трудоемких процессов, должно обеспечивать строительство доступного жилья.
2. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства Пушкинского муниципального района на 2009-2012 годы
Целями Программы на пятилетний период являются:
- устойчивое развитие сельских территорий Пушкинского муниципального района, повышение уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Динамика и прогноз развития сельского хозяйства Пушкинского муниципального района представлены в приложении N 1.
Валовое производство сельскохозяйственной продукции без учета производства ОАО "Племзавод "Пушкинский" в ценах 2006 г. возрастет к 2012 г. на 15% в сравнении с 2008 г. Производительность труда возрастет на 35%. Рост заработной платы составит 28,2% и достигнет уровня 25 тыс. рублей в месяц.
Прирост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве. Имея высокие показатели продуктивности, объемы увеличения животноводческой продукции возрастут в основном за счет роста поголовья. На снижении себестоимости, росте производительности труда скажется модернизация всех ферм с использованием современного технологического оборудования, улучшение кормовой базы за счет роста урожайности, повышения качества кормов. На эти цели предполагается направить 424 млн. рублей инвестиций. В том числе из федерального бюджета 58,4 млн. рублей, при этом при предоставлении средств федерального бюджета для финансирования указанных мероприятий особое внимание уделено привлечению средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных средств. На развитие производства хозяйства затратят 366 млн. рублей собственных и заемных средств.
Высвобождаемая рабочая сила из сельскохозяйственного производства будет направлена на предприятия переработки сельскохозяйственной продукции.
3. Устойчивое развитие сельских территорий
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается "стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель".
К числу приоритетных социальных направлений устойчивого развития сельских территорий относятся:
- комплекс мер по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
- мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности.
3.1. Комплекс мер по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села
Цель - газификация сельских населенных пунктов, повышение уровня и качества жизни сельского населения.
Задачи:
привлечение молодых специалистов для работы на селе.
Основной задачей данного комплекса мер является повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений, уровень газификации сельских населенных пунктов района на начало 2009 г. составляет 94,3%. Программой газификации Пушкинского муниципального района до 2010 г. предусматривается газификация восьми населенных пунктов с количеством постоянно проживающих 1 256 человек. Для этого необходимо построить 47,2 км газораспределительных сетей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Программа "Газификация сельских населенных пунктов Пушкинского муниципального района Московской области на 2007-2009 годы"
Ресурсное обеспечение Программы - 136,93 млн. рублей, в т.ч.:
кредитные ресурсы - 132,23 млн. рублей;
средства местного бюджета - 4,7 млн. рублей.
3.2. Мероприятия по развитию жилищного строительства
Цель - повышение престижности проживания в сельской местности. Привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов.
Задачи:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в т.ч. молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе;
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений.
В Пушкинском муниципальном районе участвовать в данной Программе изъявили желание более 50 семей. Для этого до 2010 года необходимо построить 2 900 кв. м жилья.
Ресурсное обеспечение данной Программы - 88,67 млн. рублей, в т.ч.:
из федерального бюджета - 26,6 млн. рублей;
из областного бюджета - 35,47 млн. рублей;
средства местного бюджета - 11,97 млн. рублей;
собственные средства - 14,63 млн. руб.
За период 2011-2012 годов предусматривается строительство 1 200 кв. м жилья для улучшения жилищных условий граждан старших возрастов, постоянно проживающих и работающих в сельской местности.
Ресурсное обеспечение данной Программы - 57,78 млн. рублей, в т.ч.:
из федерального бюджета - 17,33 млн. рублей;
из областного бюджета - 23,11 млн. рублей;
средства местного бюджета - 7,8 млн. руб.;
собственные средства - 9,54 млн. рублей.
В данной Программе предусмотрено участие предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
4. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Характерной чертой сельскохозяйственного производства является то, что основным средством производства здесь выступают земли сельскохозяйственного назначения.
Основными условиями увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции является поддержание почвенного плодородия и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, обеспеченность необходимыми основными и оборотными средствами, обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами.
4.1. Комплекс мер по поддержанию почвенного плодородия
Цель - сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв.
Задачи:
- систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Программой предусматривается вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения, не используемых по назначению: в 2009 г. - 450 га; в 2010 г. - 500 га, это земли ЗАО АПФ "Майская", которые по договорам аренды будет использовать ЗАО "Зеленоградское".
Внесение минеральных удобрений в действующем веществе должно возрасти к 2012 г. до 130 кг.
Внесение органических удобрений должно возрасти к 2012 г. до 40 тыс. тонн.
Ресурсное обеспечение Программы - 59,6 млн. рублей, в т.ч.:
1. На агрохимическую мелиорацию - 1,2 млн. рублей, из них:
собственных средств - 0,35 млн. рублей;
из федерального бюджета - 0,25 млн. рублей;
из областного бюджета - 0,60 млн. рублей.
2. На приобретение средств химизации - 58,4 млн. рублей, из них:
собственных средств - 29,2 млн. рублей;
из федерального бюджета - 11,7 млн. рублей;
из областного бюджета - 17,5 млн. рублей.
В целях исполнения Закона Московской области "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области" необходимо организовать мониторинг земель сельскохозяйственного назначения.
5. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высоким требованием к инфраструктуре. Меры поддержки на период 2008-2012 годы направлены на стимулирование производства молока. Рост объемов производства продукции животноводства будет сопровождаться увеличением потребности в кормах, что приведет к росту объемов продукции растениеводства на 13-15%.
Повышение эффективности отрасли растениеводства напрямую зависит от качества семенного материала. К 2012 г. площадь, засеваемая семенами высших репродукций, должна достигнуть 15%, что соответствует научно обоснованным нормам.
В растениеводстве особое внимание будет уделено производству рапса и семян зерновых культур и трав высших репродукций.
5.1. Комплекс мер по приоритетному развитию животноводства
Цель - увеличение производства молока за счет:
- реализации на территории Пушкинского муниципального района приоритетного национального проекта "Развитие АПК";
- широкого внедрения высокоэффективных отечественных и зарубежных технологий производства сельскохозяйственной продукции;
- реализации созданного генетического потенциала животных.
Задачи: увеличение поголовья коров, рост продуктивности, увеличение валового производства молока.
В настоящее время поголовье коров в районе составляет 1 530 голов с продуктивностью 8 000 кг.
Имея высокие показатели продуктивности, объемы увеличения животноводческой продукции возрастут в основном за счет роста поголовья.
СПК "Золотая Нива" планирует рост поголовья коров с 550 на начало 2009 г. до 600 голов на конец 2009 г., 700 голов на конец 2010 г. и 800 голов на конец 2012 г.
Валовое производство молока в общественном секторе возрастет до 17 000 тонн в 2012 г.
СПК "Золотая Нива" планирует реконструировать имеющиеся скотные дворы, построить новые, оснастить их современным оборудованием, техникой, заложить долголетние культурные пастбища на площади 70 га. Эти мероприятия позволят значительно повысить производительность труда, улучшить качество молока. На эти цели хозяйство планирует привлечь кредитных ресурсов на 390 млн. рублей.
Рост производства молока стимулируется субсидиями за реализованное молоко из областного бюджета.
Финансовое обеспечение мероприятий
(млн. руб.)
Наименование | Годы | |||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Субсидирование реализованного молока | 5,25 | 5,5 | 8,2 | 8,5 |
5.2. Комплекс мер по развитию приоритетных отраслей растениеводства
Цель - поддержка производства сельскохозяйственных культур на основе сортосмены и сортообновления элитными семенами.
Задача: доведение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы 15% от общей площади посевов.
В структуре посевных площадей сельскохозяйственных предприятий Пушкинского муниципального района предусматривается посадка 250 га картофеля, 400 га рапса, 850 га кукурузы, 850 га зерновых, 1 530 га многолетних трав, 900 га однолетних трав, в т.ч. 400 га райграса однолетнего, 1 450 га зерновых культур на зерносенаж.
Для решения поставленной задачи необходимо приобретать ежегодно элитных семян:
- картофеля - 100 т на сумму 4,5 млн. рублей;
- рапса - 0,6 т на сумму 0,06 млн. рублей;
- зерновых - 28 т на сумму 0,84 млн. рублей;
- многолетних трав - 1,5 т на сумму 0,15 млн. рублей.
Финансирование программных мероприятий предусматривается:
- из федерального бюджета - 30%;
- из областного бюджета - 30%;
- внебюджетные источники - 40%.
Развитие производства рапса предусматривает компенсацию части затрат на приобретение элитных семян из расчета 10 200 рублей за 1 тонну из областного бюджета и 12 000 рублей за 1 тонну из федерального бюджета. Итого сумма компенсации за 1 тонну рапса составит 13 320 рублей.
6. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
Для сельскохозяйственных производителей сохранится льготный режим налогообложения - единый сельскохозяйственный налог. Ставка налога на прибыль - 0% в 2008-2009 годах сохранится.
6.1. Комплекс мер по повышению доступности кредитных ресурсов
Цель - повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Задача: привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков для пополнения оборотных средств, привлечение инвестиционных кредитов для обновления основных фондов.
Государственная поддержка осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а начиная с 2010 г. - 1/2 ставки рефинансирования.
Планируемые объемы субсидированных кредитов на 2009-2012 годы
(млн. рублей)
Показатели | Годы | |||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Объем кредитов всего | ||||
В т.ч.: | ||||
Краткосрочные | 55 | 60 | 65 | 70 |
Инвестиционные | 120 | 80 | 80 | 80 |
6.2. Комплекс мер по развитию малых форм хозяйствования
Цель - создание условий для роста объемов производства сельскохозяйственной продукции в крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ) и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ).
Задача: обеспечение доступа крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) и личным подсобным хозяйствам (ЛПХ) к кредитным ресурсам.
В крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ) и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) Пушкинского муниципального района производится по оценке численности поголовья и посевных площадей около 1 500 т молока, 80-100 т мяса, 8 500 т картофеля и овощей. Площадь земель под крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФХ) составляет 560 га. Личные подсобные хозяйства (ЛПХ), а это огороды граждан, проживающих в сельской местности, а также садовые и огородные товарищества, занимают площадь около 3 000 га.
Для данной категории землевладельцев, в первую очередь, также необходимо обеспечить расширение доступности кредитных ресурсов. Среди вышеуказанных граждан много землевладельцев пенсионного возраста, в 2009 году для них необходимо создать кредитный кооператив.
Ресурсы домашних хозяйств на 1 члена должны возрасти к 2012 г. до 11,8 тыс. руб.
6.3. Комплекс мер по технической и технологической модернизации основных средств в сельском хозяйстве
Цель - повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Задачи:
- стимулирование освоения современных аграрных технологий;
- создание условий для внедрения в производство высокотехнологичных машин и оборудования.
Для снижения воздействия на экосистему района в ЗАО "Зеленоградское" приобретен комплекс машин для непосредственного внесения в почву жидких фракций навоза. Данный опыт необходимо внедрить в СПК "Золотая Нива". Для этого необходимо приобрести:
- трактор мощностью 270 л. с. - 1 ед.;
- емкость типа РЖТ на 10 куб. м - 1 ед.;
- культиватор для внесения жидкой фракции навоза - 1 ед.
На сумму 10 млн. рублей. Трактор указанной мощности будет использован также для внедрения трудо- и ресурсосберегающих технологий.
Нумерация разделов приведена в соответствии с источником
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы
Данная Программа разработана с учетом перспектив развития сельскохозяйственных товаропроизводителей Пушкинского муниципального района как составляющая часть областной целевой Программы развития сельского хозяйства Московской области на 2009-2012 годы (приложение N 2).
Включает в себя понятие не только развития сельского хозяйства, но и устойчивое развитие сельских территорий, включающих в себя комплекс мер по развитию социально-инженерной инфраструктуры села, мероприятия по развитию жилищного строительства на селе.
Выполнение мероприятий данной Программы позволит к 2012 году увеличить объемы сельскохозяйственного производства на 15%, увеличить уровень заработной платы на 25%, построить на селе 4 100 кв. м доступного жилья. Внедрение комплекса машин, новых технологий в производство, улучшение условий проживания на селе позволит значительно снизить воздействие АПК на окружающую среду, что в свою очередь также повысит комфортность проживания на селе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.