Московская областная Дума решила:
1. Принять за основу проект закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области". (Прилагается)
2. Направить проект закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области" в комитеты, Контрольно-счетную палату, Государственно-правовое управление Московской областной Думы, Губернатору Московской области для подготовки и внесения в Московскую областную Думу поправок.
3. Поручить рабочей группе, образованной решением Московской областной Думы от 04.09.2002 N 7/27, обобщить поступившие поправки.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Председателя Московской областной ДумыАлексеева В.К.
Председатель Московской
областной Думы |
В.Е. Аксаков |
Проект
Проект Закона Московской области
"Об избирательной комиссии Московской области"
См. Закон Московской области от 15 апреля 2003 г. N 31/2003-ОЗ "Об Избирательной комиссии Московской области"
Статья 1. Правовая основа организации деятельности Избирательной комиссии Московской области
1. Избирательная комиссия Московской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, Уставом Московской области, настоящим Законом, иными законами Московской области, правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
2. Компетенция, полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии Московской области, статус ее членов регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Московской области.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет статус, порядок формирования, деятельности, полномочия Избирательной комиссии Московской области при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления Московской области (далее - выборов), референдума Московской области, местных референдумов (далее - референдумов).
2. Полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии Московской области при подготовке и проведении выборов, референдумов могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Закон, иные законы Московской области.
3. Полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии Московской области при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами.
4. Полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии Московской области при подготовке и проведении отзыва депутата, выборного должностного лица органов государственной власти, органов местного самоуправления Московской области устанавливаются законами Московской области в соответствии с федеральными законами.
Статья 3. Система избирательных комиссий Московской области
1. На территории Московской области действуют следующие избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Московской области;
избирательные комиссии муниципальных образований;
территориальные избирательные комиссии;
- окружные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
2. Избирательная комиссия Московской области (далее - Комиссия) при проведении выборов, референдумов является вышестоящей комиссией для избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий, комиссий референдума, сформированных на территории Московской области.
3. Комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает на территории Московской области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, единообразное применение законов Московской области, координацию деятельности, оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, а также участвует в реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, совершенствованию избирательной системы, в решении иных вопросов в пределах ее компетенции.
Статья 4. Принципы организации деятельности Комиссии
1. Организация деятельности Комиссии осуществляется открыто и гласно.
2. Комиссия работает на коллегиальной основе.
3. Комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Решения и иные акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Московской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления Московской области, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты Комиссии не подлежат государственной регистрации.
Нумерация Глав представлена в соответствии с официальным текстом документа
Глава 2. Статус, состав и порядок формирования Комиссии,
статус членов Комиссии с правом решающего
голоса и с правом совещательного голоса
Статья 5. Статус Комиссии
1. Комиссия является государственным органом Московской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации на территории Московской области, в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, а также законами Московской области.
2. Комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий Комиссии - четыре года.
Если срок полномочий Комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная Комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Московской областной Думы.
3. При проведении референдума Московской области Комиссия действует в качестве комиссии референдума.
4. Комиссия является юридическим лицом.
5. Комиссия имеет в оперативном управлении обособленное имущество, в том числе полученное от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, может от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законодательством порядке имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
6. Комиссия может иметь официальный печатный орган.
7. Комиссия не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.
8. Комиссия обладает правом законодательной инициативы в Московской областной Думе по вопросам, связанным с реализацией и защитой конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления Московской области, по иным вопросам, связанным с избирательным законодательством Московской области.
9. Комиссия имеет круглую гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами.
10. Комиссия может учреждать Почетную грамоту Комиссии и иметь эмблему.
Статья 6. Состав и порядок формирования Комиссии
Формирование Комиссии осуществляется Московской областной Думой и Губернатором Московской области на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думе, общественных объединений, а также предложений представительных органов местного самоуправления, Комиссии предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думы право внесения предложений по кандидатурам в состав Комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думе, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Комиссия состоит из 14 членов с правом решающего голоса.
4. Формирование Комиссии проводится открыто и гласно. Половина членов Комиссии назначается Московской областной Думой, другая половина Губернатором Московской области на паритетной основе: 7 членов Комиссии назначаются Московской областной Думой, 7 членов - Губернатором Московской области. Как Московская областная Дума, так и Губернатор Московской области обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов Комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Московской областной Думе.
5. Как Московская областная Дума, так и Губернатор Московской области обязаны назначить не менее одного члена Комиссии на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
6. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов Комиссии.
7. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комиссии с правом решающего голоса, назначенного по представлению политической партии, избирательного блока в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, вакантное место замещается по представлению той же политической партии, того же избирательного блока, если соответствующая кандидатура ею (им) представлена.
8. Решение о формировании Комиссии должно быть принято Московской областной Думой и Губернатором Московской области не позднее чем за 60 дней до истечения срока полномочий Комиссии и опубликовано не позднее чем через 7 дней со дня его принятия.
9. Период для направления предложений политическими партиями, избирательными блоками, общественными объединениями, представительными органами местного самоуправления, Комиссией предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при формировании Комиссии нового состава должен составлять не менее 30 дней.
10. Решения политических партий, избирательных блоков, общественных объединений, представительных органов местного самоуправления, Комиссии предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны быть приняты уполномоченным на то органом в порядке, предусмотренном их уставами, регламентами и оформлены решением (постановлением, выпиской из протокола заседания, собрания, конференции, съезда) с приложением основных сведений о кандидате биографического характера, в частности об образовании, о наличии гражданства Российской Федерации, судимости, а также заявления лица о его согласии на назначение членом Комиссии с правом решающего голоса. Одновременно политические партии, избирательные блоки, общественные объединения представляют копии своих уставов и копии свидетельств об их регистрации в соответствующих органах.
11. Назначение половины членов Комиссии Московской областной Думой производится на ее заседании в порядке, установленном Московской областной Думой.
12. Решение о назначении членов Комиссии оформляется решением Московской областной Думы и постановлением Губернатора Московской области. При этом в Комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из политических партий, избирательных блоков.
13. Данные о новом составе Комиссии подлежат опубликованию в официальных печатных органах средств массовой информации Московской области.
Статья 7. Статус члена Комиссии с правом решающего голоса
1. Членом Комиссии с правом решающего голоса может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий избирательным правом.
2. Члену Комиссии с правом решающего голоса выдается удостоверение установленного образца.
3. Членами Комиссии с правом решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившем в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие 18 лет;
г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица;
е) судьи, прокуроры;
ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов;
з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
и) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
м) лица, выведенные из состава комиссии по решению суда;
н) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах, референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
4. Под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
5. Член Комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
6. Срок полномочий членов Комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии.
7. Член Комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего в случае:
а) подачи членом Комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
б) появления оснований, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена Комиссии, предусмотренного пунктом 11 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами "а" "б" и "н" пункта 3 настоящей статьи.
8. Полномочия члена Комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
а) утраты членом Комиссии гражданства Российской Федерации;
б) вступления в законную силу в отношении члена Комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
г) признания члена Комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
д) смерти члена Комиссии.
9. Член Комиссии с правом решающего голоса может работать в Комиссии на постоянной (штатной) основе.
10. Член Комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, занимает в соответствии с законом Московской области государственную должность Московской области и не может занимать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
11. Полномочия члена Комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом "к" пункта 3 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что Комиссия останется в неправомочном составе.
Если приостановление полномочий члена Комиссии приведет к тому, что Комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена Комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
12. Член Комиссии с правом решающего голоса, не работающий в Комиссии на постоянной (штатной) основе, может быть освобожден от основной работы в период подготовки и проведения выборов, референдума по представлению Комиссии. В этом случае оплата труда члена Комиссии с правом решающего голоса производиться за счет средств, выделенных Комиссии на проведение федеральных выборов, референдума Российской Федерации, выборов, референдумов в Московской области. Размер оплаты труда члена Комиссии устанавливаются в зависимости от уровня выборов, референдума Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Комиссии.
13. Срок полномочий члена Комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии.
14. Полномочия члена Комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования Комиссии в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
15. Орган, назначивший члена Комиссии с правом решающего голоса, обязан назначить нового члена Комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 7, 8 настоящей статьи не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.
В случае невыполнения данного требования нового члена Комиссии назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом.
16. Член Комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Московской области, председатель Комиссии - без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
17. Член Комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу.
18. Органы государственной власти Московской области принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению работающих на постоянной (штатной) основе членов Комиссии, в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения.
Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения не должен быть ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, занимающих государственные должности категории "А" соответственно в законодательном либо исполнительном органе государственной власти Московской области.
Статья 8. Статус члена Комиссии с правом совещательного голоса
1. Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить в Комиссию, регистрирующую кандидата, список кандидатов, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в Комиссию, организующую соответствующие выборы, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
2. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
3. После официального опубликования решения о назначении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Московской областной Думе, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса. Членами комиссии референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
4. Член Комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом Комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции Комиссии и подписывать ее решения.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену Комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
5. Члену Комиссии с правом совещательного голоса выдается удостоверение, форма которого устанавливается Комиссией.
6. Полномочия члена Комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению органа или лица, назначивших данного члена, и переданы другому лицу.
7. Срок полномочий члена Комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.
Полномочия остальных членов Комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводимых на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании.
Если кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку отказано в регистрации (в регистрации списка кандидатов) или регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
8. Член Комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящим Законом правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, референдумов, в проведении которых принимает участие Комиссия.
9. За кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинутые которыми списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов Комиссии, в том числе вместо выбывших.
Глава 3. Полномочия Комиссии
Статья 9. Полномочия Комиссии при формировании территориальных, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий
1. Комиссия формирует территориальную избирательную комиссию на основе предложений:
а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Московской областной Думе;
в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления;
г) представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.
Комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии на основе предложений поступивших от органов указанных в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи.
Комиссия назначает на должность председателя территориальной избирательной комиссии из числа членов с правом решающего голоса и освобождает его от должности.
2. Комиссия формирует окружную избирательную комиссию по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Московской области на основе предложений:
а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Московской областной Думе;
в) представительных органов местного самоуправления, окружных избирательных комиссий предыдущего состава.
Комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе предложений поступивших от органов указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящей статьи.
Комиссия назначает на должность председателя окружной избирательной комиссии из числа членов с правом решающего голоса и освобождает его от должности.
3. При формировании избирательной комиссии муниципального образования представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования по предложению Комиссии.
Статья 10. Полномочия Комиссии при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Московской области, референдума Московской области
1. Комиссия в пределах своих полномочий:
- осуществляет на территории Московской области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- назначает выборы в случаях, предусмотренных законами Московской области;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства при подготовке и проведении выборов, референдума, обеспечивает единообразное применение соответствующего закона Московской области и издает разъяснения, инструкции по вопросам обеспечения единообразного применения соответствующих законов Московской области, обязательные для всех избирательных комиссий, комиссий референдума, осуществляющих подготовку и проведение выборов, референдума;
- осуществляет на территории Московской области меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Московской области, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета Московской области средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
- участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета);
-утверждает перечень территориальных избирательных комиссий;
- руководит деятельностью окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума;
- осуществляет контроль за своевременным опубликованием окружными избирательными комиссиями сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов, а также отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков о всех затратах, произведенных за счет этих фондов, сведений о результатах выборов по избирательным округам;
- контролирует обеспечение избирательных комиссий, комиссий референдума помещениями, в том числе для размещения технических комплексов государственной автоматизированной информационной системы, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, референдума;
- образует избирательные округа, определяет схему образования избирательных округов и представляет ее на утверждение в Московскую областную Думу;
- устанавливает единую нумерацию избирательных участков, участков референдума на всей территории Московской области;
ведет учет избирательных объединений, регистрирует избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума;
заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком (когда Комиссия является комиссией организующей выборы);
- обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной агитационной деятельности для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
- устанавливает форму избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, форму списка избирателей, участников референдума и других избирательных документов, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов;
заслушивает сообщения органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления Московской области и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
- осуществляет контроль за соблюдением установленного законодательством порядка обработки итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;
- осуществляет контроль за своевременностью опубликования окружными избирательными комиссиями сведений о результатах выборов по избирательным округам в средствах массовой информации;
- устанавливает общие итоги выборов, итоги референдума, публикует их в официальном печатном органе, направляет в иные средства массовой информации, составляет списки избранных депутатов Московской областной Думы и передает эти списки и необходимые документы в Московскую областную Думу;
- организует повторные выборы, а также дополнительные выборы в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, выборного должностного лица;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области;
рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и принимает по ним мотивированные решения;
- обеспечивает передачу документов, связанных с их подготовкой и проведением, в соответствующий архив;
- обращается с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области.
2. Решения Комиссии публикуются в официальных печатных органах, иных средствах массовой информации Московской области.
Статья 11. Полномочия Комиссии по участию в организации и проведении выборов депутата представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления, местных референдумов
Комиссия при подготовке и проведении выборов, референдума в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", международными договорами Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области, уставом муниципального образования:
- контролирует соблюдение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, постоянно проживающих (в случаях, предусмотренных законами, временно находящихся) на территории муниципального образования, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации на территории муниципального образования федеральных и региональных целевых программ по повышению правовой культуры избирателей, членов избирательных комиссий, в развитии и использовании государственной автоматизированной информационной системы, а также по другим вопросам и направлениям;
- контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, в том числе для размещения технических комплексов государственной автоматизированной информационной системы, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, референдума;
- обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов технологического оборудования, необходимого для организации работы избирательных комиссий, комиссий референдума и голосования избирателей, участников референдума;
- заслушивает сообщения органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
издает в целях обеспечения единообразного применения соответствующего закона Московской области инструкции, обязательные для избирательных комиссий, комиссий референдума, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений и их должностных лиц, других участников избирательного процесса при проведении выборов, референдума;
- утверждает формы финансового отчета кандидатов, избирательных комиссий, комиссий референдума;
- обеспечивает единообразное использование на территории муниципального образования государственной автоматизированной информационной системы;
- устанавливает форму избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, форму списка избирателей, участников референдума и других избирательных документов, порядок их хранения;
- в случае выделения из областного бюджета средств на подготовку и проведение выборов, референдума распределяет эти средства между нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума, перечисляет данные средства и контролирует их целевое использование;
- рассматривает обращения на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и дает по ним письменные ответы;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области.
Статья 12. Совместные полномочия Комиссии и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Комиссия осуществляет совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации полномочия, установленные федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.
Комиссия:
1. По поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования;
2. Осуществляет на территории Московской области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий.
Статья 13. Полномочия Комиссии по участию и использованию государственной автоматизированной информационной системы в реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ
1. Комиссия в порядке, предусмотренном федеральными законами, а также решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимает участие в создании и использовании государственной автоматизированной информационной системы, ее комплексов средств автоматизации, функциональных комплексов задач.
2. Комиссия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, принимает решение о порядке использования государственной автоматизированной информационной системы при проведении выборов, референдумов в Московской области. При использовании в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов, референдумов в Московской области, в том числе при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, референдумов Комиссия образует группу из числа членов Комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса для контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств).
3. На основе совместного решения Комиссии и органов исполнительной государственной власти Московской области государственная автоматизированная информационная система, ее региональный комплекс средств автоматизации может использоваться в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, для информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, образованных на территории Московской области, для совместного применения функциональных комплексов задач (или их фрагментов), для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Московской области.
4. Комиссия участвует в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ и мероприятий, связанных с развитием избирательной системы, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессиональной подготовкой и аттестацией членов Комиссии, работников ее аппарата, а также решением иных вопросов обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации вместе с органами и службами при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в порядке, определяемом федеральными законами, законами Московской области, правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Статья 14. Взаимодействие Комиссии с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, должностными лицами, гражданами
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать Комиссии содействие в реализации ее полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссии содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций теле-радиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
4. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссии необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссии в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.
5. Комиссия вправе обращаться с представлением о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Глава 4. Организация и порядок деятельности Комиссии
Статья 15. Порядок проведения первого заседания Комиссии нового состава, избрания ее председателя, заместителя председателя, секретаря
1. Комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав Комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов Комиссии. Со дня первого заседания Комиссии нового состава полномочия Комиссии предыдущего состава прекращаются.
2. Срок полномочий Комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
3. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса. На первом заседании Комиссии нового состава вправе присутствовать члены Комиссии предыдущего состава.
4. Первое заседание Комиссии открывает старейший по возрасту член Комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания председателя Комиссии.
5. На первом заседании Комиссии:
председательствующий представляет членов Комиссии с правом решающего голоса, назначенных в соответствии с настоящим Законом;
избирается счетная комиссия в составе трех членов Комиссии с правом решающего голоса. Счетная комиссия избирается открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии;
проводятся выборы председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии в порядке, установленном настоящим Законом.
6. Председатель Комиссии избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с использованием бюллетеней и избирательного ящика.
7. В бюллетень для тайного голосования на должность председателя Комиссии вносится фамилия, имя, отчество члена Комиссии с правом решающего голоса, кандидатура которого вносится по предложению Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
8. Если предложенная кандидатура будет отклонена, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана предложить новую кандидатуру из числа членов Комиссии с правом решающего голоса.
9. Избранным на должность председателя Комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.
10. Избрание председателя Комиссии оформляется решением Комиссии, копия которого незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
11. Председатель Комиссии должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
12. Заместитель председателя и секретарь Комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. При этом в исключительных случаях избрание заместителя председателя и секретаря Комиссии может быть перенесено на следующее заседание Комиссии, которое должно быть проведено не позднее чем через сутки после проведения первого заседания.
13. Председателю Комиссии удостоверение установленного образца выдается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а заместителю председателя, секретарю Комиссии - председателем Комиссии.
Статья 16. Организация деятельности Комиссии
1. Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию, инициативы членов Комиссии.
2. Комиссия рассматривает на своем заседании вопросы, входящие в ее компетенцию, и принимает решения в пределах полномочий, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Московской области, настоящим Законом, иными законами Московской области.
3. Комиссия на своем заседании рассматривает также вопросы, связанные с осуществлением совместных полномочий и выполнением поручений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если иной порядок рассмотрения указанных вопросов не предусмотрен соответствующим решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
4. Рассмотрение и принятие решения Комиссии путем проведения заочного опроса членов Комиссии с правом решающего голоса не допускается.
5. Заседания Комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя Комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, а также по требованию не менее одной трети членов Комиссии с правом решающего голоса от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.
6. В последнем случае требование о созыве заседания Комиссии должно быть представлено председателю Комиссии или его заместителю в случае, если он исполняет обязанности председателя Комиссии в письменной форме с необходимым количеством подписей членов Комиссии, и заседание Комиссии проводится в срок, предлагаемый данными членами Комиссии, или не позднее чем в недельный срок со дня поступления письменного требования, а в день выборов - немедленно.
7. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
8. Комиссия по требованию любого члена Комиссии, а также любого присутствующего на заседании члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обязана проводить голосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым Комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
9. Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного пребывания. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания на территории Московской области.
10. Все заседания Комиссии протоколируются.
11. Комиссия разрабатывает и принимает регламент Комиссии.
12. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими (календарными) планами работы, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов, референдума, иных избирательных действий.
13. Планы работы Комиссии утверждаются на заседании Комиссии в порядке и сроки, предусмотренные регламентом Комиссии, и доводятся до сведения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, органов государственной власти Московской области, заинтересованных органов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
14. Планы работы (мероприятий) Комиссии по подготовке и проведению выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, реализации мероприятий федеральных целевых программ принимаются на основе планов работы (мероприятий) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
15. Информация о ходе выполнения планов работы периодически, но не реже одного раза в три месяца, рассматривается на заседаниях Комиссии.
Статья 17. Решения Комиссии и порядок их принятия
1. Решения Комиссии принимаются членами Комиссии с правом решающего голоса только на заседании Комиссии в порядке и сроки, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Московской области, регламентом Комиссии, и оформляются решениями Комиссии.
2. Решения Комиссии об избрании на должность, либо освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии, о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, по вопросам финансового обеспечения, подготовки и проведения выборов и референдума, о регистрации кандидатов (списка кандидатов), об отмене их регистрации, об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принимаются на заседании Комиссии большинством голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.
Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 6, 7, 8 статьи 15 настоящего закона.
3. Решения Комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса.
4. При принятии решений Комиссии в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя Комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
5. Решения Комиссии, за исключением решения об избрании или досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии, принимаются открытым голосованием.
6. Комиссия может принять решение о проведении тайного голосования с использованием бюллетеней по любому вопросу, входящему в ее компетенцию.
7. Решения и протоколы заседания Комиссии подписываются председателем и секретарем Комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
8. Члены Комиссии, не согласные с решением Комиссии, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено Комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем Комиссии до сведения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
9. Решения Комиссии публикуются в официальных печатных органах, иных средствах массовой информации Московской области, доводятся до всеобщего сведения иным способом в сроки, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области.
10. Решения Комиссии вступают в силу с момента их принятия, если иное не определено в федеральном конституционном законе, федеральном законе, законе Московской области.
11. При необходимости по рассмотренным на заседании Комиссии вопросам проводятся пресс - конференции, совещания и другие мероприятия информационного характера.
12. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
13. Решение Комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или судом. При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.
Статья 18. Полномочия членов Комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса
1. Член Комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях Комиссии. В случае если член Комиссии по уважительной причине не может прибыть на заседание Комиссии, он обязан своевременно известить об этом председателя или секретаря Комиссии.
2. Члены Комиссии с правом решающего голоса организуют работу по конкретным направлениям деятельности Комиссии, определяемым регламентом Комиссии, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.
3. Член Комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
- заблаговременно извещается о заседаниях Комиссии;
- вправе выступать на заседании Комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, и требовать проведения голосования по данным вопросам;
- вправе задавать другим участникам заседания Комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями) непосредственно связанными с выборами, референдумами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, Комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
- вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдумов числа лиц, принявших участие в голосовании, правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, вариантам ответа на вопрос референдума;
- вправе обжаловать действия (бездействие) Комиссии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд.
Статья 19. Полномочия председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии
1. Председатель, заместитель председателя, секретарь Комиссии работают в Комиссии на постоянной (штатной) основе. Основанием для исполнения обязанностей на постоянной основе председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии является решение Комиссии об их избрании, копия приказа (распоряжения) об их увольнении с прежнего места основной работы (должности), соответствующее распоряжение председателя Комиссии.
2. Председатель Комиссии является должностным лицом Комиссии и осуществляет следующие полномочия:
- представляет Комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями в Российской Федерации, зарубежными избирательными органами (комиссиями), избирательными объединениями, избирательными блоками, общественными объединениями, их должностными лицами, а также с иными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями;
- созывает заседания Комиссии и председательствует на них;
- подписывает решения Комиссии, а также иные документы, предусмотренные регламентом Комиссии;
- подписывает договоры, соглашения и иные документы Комиссии;
- издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам Комиссии, выдает доверенности по представлению Комиссии в судах при рассмотрении избирательных споров, одной из сторон в которых является Комиссия;
- решает вопросы о командировании членов Комиссии и работников ее аппарата в служебные командировки;
- осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата Комиссии;
- осуществляет контроль за реализацией решений Комиссии, мероприятий федеральных целевых программ, работой аппарата Комиссии;
- является распорядителем финансовых средств, получаемых Комиссией из федерального бюджета, областного бюджета или иных источников, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, регламентом Комиссии.
3. Заместитель председателя Комиссии является должностным лицом Комиссии и в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, регламентом Комиссии:
- осуществляет полномочия председателя Комиссии в случае его отсутствия, невозможности выполнения им своих обязанностей;
- выполняет поручения председателя Комиссии;
- организует работу по конкретным направлениям деятельности Комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами Комиссии;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, регламентом Комиссии.
4. Секретарь Комиссии является должностным лицом Комиссии и в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, регламентом Комиссии осуществляет следующие полномочия:
- обеспечивает подготовку заседаний Комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов;
- организует перспективное и текущее планирование деятельности Комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
- обеспечивает доведение решений и иных материалов Комиссии до сведения членов Комиссии, нижестоящих избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, должностных лиц, а также направляет информацию о состоявшемся заседании Комиссии в средства массовой информации;
- подписывает решения Комиссии, протоколы заседаний Комиссии;
- выполняет поручения председателя Комиссии;
- осуществляет оперативный контроль за выполнением членами Комиссии, работниками ее аппарата, органов и служб при Комиссии поручений и распоряжений председателя Комиссии:
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, регламентом Комиссии.
Статья 20. Временное исполнение обязанностей заместителя председателя, секретаря Комиссии
1. В случае временного отсутствия заместителя председателя, секретаря Комиссии их обязанности с согласия Комиссии могут быть возложены председателем Комиссии на других членов Комиссии с правом решающего голоса на срок не более трех месяцев, о чем незамедлительно извещается Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
2. В случае досрочного освобождения от должности заместителя председателя, секретаря Комиссии их обязанности до проведения новых выборов могут быть возложены по решению Комиссии на других членов Комиссии с правом решающего голоса на срок не более одного месяца.
Статья 21. Гласность в деятельности Комиссии
1. Комиссия в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, обеспечивает информирование избирателей, участников референдума о своем составе, местонахождении, номерах телефонов, факсов и иных реквизитах технических средств связи, об образовании избирательных округов и их границах, о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о выдвижении и итогах регистрации кандидатов, об их биографических данных, в том числе об образовании, о расходовании финансовых средств избирательными комиссиями, комиссиями референдума, о поступлении и расходовании средств на специальных счетах избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, фонда по проведению референдума, о ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, об итогах голосования по каждому кандидату, вопросу референдума, о результатах выборов, референдума, а также по другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума.
2. На всех заседаниях Комиссии вправе присутствовать члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, кандидат, зарегистрированный Избирательной комиссией Московской области либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов которого зарегистрирован Комиссией либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях Комиссии и при осуществлении ею работы указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
На заседании Комиссии при рассмотрении обращений вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Права и обязанности указанных лиц по участию в заседаниях Комиссии, а также полномочия Комиссии по обеспечению реализации прав указанных лиц определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, регламентом Комиссии.
Статья 22. Расформирование Комиссии
1. Комиссия может быть расформирована Московским областным судом в случаях:
а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Комиссией в порядке, установленном Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на территории Московской области либо результатов выборов, референдума;
б) неисполнения Комиссией решения суда или решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. С заявлением в суд о расформировании Комиссии вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Московской областной Думы, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
3. Заявление от расформировании Комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.
4. В случае принятия судом решения о расформировании Комиссии в период избирательной кампании, кампании референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" временную Комиссию в новом составе. По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума Комиссия формируется органами государственной власти Московской области с соблюдением требований, установленных статьями 22, 23 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
5. Временная Комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании, кампании референдума новая Комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума). При этом первое заседание Комиссии созывается органом, ее сформировавшим.
6. Расформирование Комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов Комиссии с правом совещательного голоса.
Глава 5. Обеспечение деятельности Комиссии
Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности Комиссии
1. Финансовое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
2. Комиссия представляет отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
3. Комиссия ведет раздельный учет средств федерального бюджета и средств областного бюджета. Комиссия имеет раздельные расчетные (текущие) счета для средств федерального бюджета и средств областного бюджета в банках или других кредитных учреждениях.
4. Финансовое обеспечение деятельности Комиссии за счет средств областного бюджета производится в пределах средств, предусмотренных на обеспечение деятельности Комиссии отдельной строкой в законе об областном бюджете. Указанные средства перечисляются Комиссии по смете, проект которой представляется Комиссией в установленном порядке.
5. Комиссия ежегодно представляет отчеты о расходовании средств областного бюджета, выделенных на ее деятельность и проведение выборов, в порядке и по форме, установленным федеральными законами, законами Московской области.
6. Размер денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов Комиссии и работников ее аппарата устанавливается соответствующими законами Московской области. Размер и виды денежного содержания членов Комиссии устанавливаются не ниже уровня денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А" в законодательном (представительном) органе государственной власти Московской области либо в органе исполнительной государственной власти Московской области, а работникам ее аппарата - на уровне государственных должностей государственной службы Московской области в соответствии с соотношением должностей по уровню их оплаты труда, медицинского и социально-бытового обеспечения в Комиссии и в законодательном (представительном) органе государственной власти Московской области либо в органе исполнительной государственной власти Московской области.
Статья 24. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума
1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе осуществляемых Комиссией, производится за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета), в зависимости от уровня выборов, референдума, а в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными законами, законами Московской области, - за счет кредитов банков.
2. Расходы Комиссии по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти Московской области предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете и входят в перечень защищенных расходов.
3. Средства, выделенные Комиссии на подготовку и проведение выборов, референдума, поступают в распоряжение Комиссии и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями, комиссиями референдума в порядке, определяемом соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Комиссией в зависимости от уровня выборов, референдума.
4. Финансовый отчет Комиссии о расходовании бюджетных или кредитных средств на выборы, референдум представляется в Московскую областную Думу.
5. Председатель Комиссии распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям Комиссии по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области.
6. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Комиссии, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти Московской области, референдума Московской области порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Комиссии, устанавливается Комиссией по согласованию с главным управлением Центрального банка России по городу Москве и Московской области. Плата за услуги банка по открытию счетов Комиссии и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.
7. После проведения выборов, референдума не израсходованные нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума бюджетные и кредитные средства возвращаются на счет Комиссии.
8. Не израсходованные Комиссией и нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума при проведении выборов, референдума в Московской области кредитные средства возвращаются банковскому учреждению, предоставившему соответствующий кредит, не позднее чем через один месяц со дня представления Комиссией сводного финансового отчета в органы государственной власти Московской области.
9. Средства федерального бюджета и областного бюджета, возвращенные нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума и не израсходованные Комиссией, могут оставаться на счете Комиссии и использоваться ею на цели, определяемые соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, федеральными законами, законами, иными нормативными правовыми актами Московской области, в установленном ими порядке.
10. Не израсходованные Комиссией кредитные средства, полученные от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, возвращаются на счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в установленные ею сроки.
Статья 25. Финансовое обеспечение мероприятий федеральных и региональных целевых программ, учет и отчетность о расходовании средств, выделяемых Комиссии
1. Финансовое обеспечение мероприятий федеральных целевых программ, заказчиком которых является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
2. Финансовое обеспечение мероприятий региональных программ, связанных с развитием избирательной системы, в том числе внедрением новых избирательных технологий, средств автоматизации, правовым обучением избирателей и организаторов выборов, производится за счет средств, выделяемых из областного бюджета.
3. Распределение выделенных бюджетных средств по мероприятиям (направлениям) программ утверждается решением Комиссии.
4. Комиссия ведет раздельный бухгалтерский учет по поступлению и расходованию средств, выделенных из федерального бюджета и областного бюджета.
5. Комиссия представляет бухгалтерский отчет, а также финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на обеспечение деятельности Комиссии и реализацию федеральных целевых программ, в порядке, установленном федеральными законами, законами Московской области.
6. Председатель Комиссии распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям Комиссии по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов в порядке и сроки, установленные федеральным законом, настоящим Законом, иными законами Московской области.
Статья 26. Аппарат Комиссии
1. Правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, финансовое, издательское, материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляют аппарат Комиссии и службы, действующие при ней.
2. Структура и штат аппарата Комиссии устанавливаются Комиссией самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение ее деятельности.
3. Работники аппарата Комиссии являются государственными служащими Московской области.
4. Перечень должностей работников аппарата Комиссии включается в Реестр государственных должностей государственной службы Московской области.
5. Общее руководство работой аппарата Комиссии и служб, действующих при ней, осуществляет председатель Комиссии. Организация работы аппарата Комиссии возлагается на секретаря Комиссии.
6. Права, обязанности и ответственность работников аппарата Комиссии, служб, действующих при ней, определяются федеральными законами, законами Московской области, положением об аппарате Комиссии, положениями о службе при Комиссии, должностными инструкциями, утверждаемыми Комиссией.
7. Комиссия может в пределах выделенных ей средств привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва, внештатных работников по трудовым соглашениям (контрактам).
Статья 27. Контрольно-ревизионная служба при Комиссии
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных Комиссии на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" об имуществе, о доходах и об их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных Комиссией в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, при Комиссии создается контрольно-ревизионная служба.
2. К работе Контрольно-ревизионной службы привлекаются руководители и специалисты из государственных и иных органов и учреждений, включая главные управления (национальные банки) Центрального Банка Российской Федерации. Указанные органы и учреждения по запросу Комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение Комиссии. При этом в распоряжение Комиссии специалисты откомандировываются на срок не менее 5 месяцев.
3. На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные клады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов.
Глава 6. Порядок обжалования решений и действий (бездействия)
Комиссии и ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 28. Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Комиссии
1. Решения и действия (бездействие) Комиссии и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
2. Решения и действия (бездействие) Комиссии обжалуются в Московский областной суд.
3. Решения суда обязательны для исполнения Комиссией.
4. Решения и действия (бездействие) Комиссии и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
5. Предварительное обращение в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
6. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в Комиссию, рассмотрение жалобы приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
В случае вынесения судом решения по существу жалобы Комиссия прекращает ее рассмотрение.
Статья 29. Рассмотрение обращений Комиссией
1. Порядок рассмотрения Комиссией обращений, с которыми в Комиссию могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом.
2. Для предварительного рассмотрения заявлений обращений и подготовки предложений для рассмотрения на заседании Комиссии может быть образована рабочая группа с включением в ее состав членов Комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса, работников аппарата Комиссии, организаций и служб при Комиссии, специалистов, экспертов.
3. При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание Комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются).
4. Письменные ответы по обращениям, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
5. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Статья 30. Ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Лица, допустившие нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, несут уголовную, административную либо иную ответственность, установленную федеральными законами, в соответствии со статей 79 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Глава 7. Вступление настоящего Закона в силу
Статья 31. Порядок вступления настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Московской области N 7/99-ОЗ "Об избирательной Комиссии Московской области";
Закон Московской области N 56/99-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области";
Закон Московской области N 91/99-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области".
Принят за основу решением
Московской областной Думы
от 5 февраля 2003 г. N 6/45
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московской областной Думы от 5 февраля 2003 г. N 6/45 "О проекте закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области"
Текст решения официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля