25 июня 2007 г.
Настоящее нормативное решение регулирует правоотношения, возникающие в связи с деятельностью народных дружин по охране общественного порядка на территории города Долгопрудного, и определяет основные задачи и принципы их деятельности, порядок создания и правовой статус, а также гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников.
1. Общие положения
1.1. Народные дружины (далее - дружины, ДНД) являются добровольными объединениями граждан, создаваемыми для оказания содействия правоохранительным и иным государственным органам, органам местного самоуправления в охране прав и законных интересов граждан, общественного порядка, участия в предупреждении и пресечении правонарушений.
1.2. Правовое регулирование деятельности народных дружин на территории города Долгопрудного осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации", Законом Московской области от 12.01.2005 г. N 4/2005-ОЗ "О народных дружинах в Московской области", иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Московской области, Уставом г. Долгопрудного, настоящим нормативным решением и иными муниципальными правовыми актами.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Имеется в виду постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации"
1.3. Деятельность народной дружины осуществляется на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. Основные функции и формы деятельности народных дружин
2.1. Народная дружина совместно с сотрудниками правоохранительных органов выполняет следующие функции:
а) участвует в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;
б) участвует в мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений;
в) осуществляет взаимодействие и оказывает содействие в работе антитеррористических комиссий;
г) участвует в обеспечении безопасности дорожного движения;
д) принимает участие в организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии;
е) участвует в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
ж) участвует в работе по профилактике правонарушений, детской безнадзорности;
з) участвует в иных мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка.
2.2. Народные дружины осуществляют свою деятельность путем:
а) патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;
б) проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, разъяснения гражданам законодательства, проведения бесед родителями несовершеннолетних, допускающих правонарушения;
в) оформления материалов на правонарушителей и их направления для рассмотрения в уполномоченные государственные органы;
г) использования средств массовой информации в целях профилактики правонарушений, информирования и пропаганды деятельности народных дружин.
3. Порядок формирования народных дружин
3.1. Народные дружины создаются по инициативе органов местного самоуправления и правоохранительных органов.
Граждане, трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений г. Долгопрудного вправе обращаться с предложениями о создании народных дружин в администрацию города, Совет депутатов, отдел внутренних дел г. Долгопрудного.
Народные дружины создаются, как правило, при предприятиях, организациях, учреждениях, расположенных на территории г. Долгопрудного.
3.2. Решение о создании конкретной народной дружины принимается в виде постановления главы города, в котором указывается принадлежность народной дружины к конкретному предприятию, организации, учреждению.
3.3. Решение о расформировании народной дружины принимается городским штабом народных дружин по согласованию с руководителями предприятий, организаций, учреждений, при которых созданы дружины. Принятое решение за подписью командира штаба в течение трех дней с момента принятия направляется главе г. Долгопрудного.
4. Организация деятельности народных дружин
4.1. Для оперативного руководства работой народных дружин в пределах города постановлением главы города образуется городской штаб народных дружин (далее - штаб) и назначается начальник штаба. В состав штаба входят его начальник, командиры народных дружин и командиры отрядов.
Штаб народных дружин осуществляет общее руководство их деятельностью, при необходимости определяет режим работы народных дружин исходя из социально-политической обстановки, необходимости обеспечения охраны общественного порядка, безопасности при проведении различных общественно-политических, спортивно-массовых, культурных мероприятий, а также с учетом профилактических мероприятий, проводимых правоохранительными органами на территории города.
Об организации работы народных дружин, изменениях режима их работы начальник штаба готовит приказ по народным дружинам.
4.2. Начальник штаба:
а) осуществляет общее руководство деятельностью ДНД;
б) обеспечивает координацию деятельности дружин;
в) участвует в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению правонарушений;
г) планирует работу ДНД и ставит задачу командирам дружин,
д) оказывает командирам дружин помощь в организации работы ДНД, организации процессов обучения и физподготовки дружинников,
е) обеспечивает взаимодействие ДНД с правоохранительными органами и органами местного самоуправления,
ж) проверяет деятельность дружины и принимает меры к устранению выявленных недостатков.
4.3. Народная дружина состоит из дружинников, принимаемых в ее состав в порядке, установленном настоящим нормативным решением, и возглавляется командиром ДНД. Состав ДНД делится на отряды, возглавляемые командирами отрядов.
4.4. Командиры народных дружин назначаются начальником штаба по представлению руководителей предприятий, организаций, учреждений, при которых созданы дружины, а командиры отрядов - командиром дружины из числа дружинников
4.5. Оперативное руководство работой дружинников осуществляют командиры народных дружин и командиры отрядов.
4.6. Командир народной дружины:
а) планирует и организует непосредственную деятельность народной дружины, проводит набор личного состава ДНД, осуществляет контроль за работой дружинников во время дежурства, устанавливает маршрут патрулирования и отдельные посты;
б) проводит работу по повышению внутренней дисциплины народной дружины, эффективности ее деятельности,
в) осуществляет личное взаимодействие со штабом и с органами внутренних дел по вопросам деятельности ДНД;
г) инструктирует дружинников, организует изучение ими основ законодательства РФ, занятия по физподготовке дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями;
д) рассматривает составленные дружинниками рапорты о правонарушениях и направляет их в органы охраны правопорядка;
е) ходатайствует перед главой города, Советом депутатов г. Долгопрудного, руководителями предприятий, учреждений и организаций о поощрении наиболее отличившихся дружинников;
ж) отчитывается о работе народной дружины перед штабом.
4.7. В народные дружины принимаются граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на территории Московской области, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню физической подготовки и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
4.8. В народную дружину не могут быть приняты граждане:
- имеющие судимость;
- состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- совершившие повторно в течение года, предшествующего вступлению в народную дружину, административное правонарушение, посягающее на общественный порядок.
4.9. Прием в народную дружину производится командиром дружины в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего.
4.10. Решение об отчислении из народной дружины принимается командиром дружины в следующих случаях:
- на основании личного заявления дружинника;
- при наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 4.8. настоящего решения;
- в случае систематического невыполнения обязанностей народного дружинника или нарушения требований настоящего нормативного решения.
4.11. Народные дружинники не имеют права:
- осуществлять деятельность, отнесенную законодательством РФ к исключительной компетенции правоохранительных органов;
- выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
- использовать права, предусмотренные настоящим нормативным решением, в целях, не соответствующих целям и задачам правопорядка.
4.12. Гражданину, принятому в народную дружину, выдается специальное удостоверение дружинника установленного образца, нагрудный знак и памятка о правах и обязанностях народного дружинника. Форма нагрудного знака и форма удостоверения народного дружинника утверждаются постановлением главы города.
Удостоверение и нагрудный знак дружинника подлежит изъятию в случае его отчисления из народной дружины.
4.13. Народные дружинники при Долгопрудненском отделе внутренних дел (далее ДОВД) проходят правовую и специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, в том числе на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
Формы и методы обучения народных дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает командир народной дружины по согласованию с ДОВД и штабом.
4.14. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, но не достигшие возраста 18 лет, могут быть по их заявлению приняты стажерами в народные дружины и изучать работу дружины, проходить правовое обучение, а также физподготовку и обучение приемам самообороны и спецсредств совместно с дружинниками.
Стажеры народных дружин не пользуются правами, установленными настоящим нормативным решением для дружинников, и не допускаются к самостоятельному несению дежурства.
5. Права и обязанности народных дружинников
5.1. Народный дружинник при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов имеет право:
- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка;
- по поручению и в присутствии сотрудника правоохранительных органов проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, в ситуациях, когда установление личности необходимо для выявления обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в доставлении в ДОВД, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения, для установления личности правонарушителя и составления протокола;
- беспрепятственно входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные помещения для преследования лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается правонарушение или произошел несчастный случай;
- использовать с согласия владельцев или водителей транспортные средства для доставления в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи;
- пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами и органами местного самоуправления, штабом телефонами, принадлежащими организациям независимо от форм собственности;
- совместно с сотрудниками ДОВД осуществлять контроль за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения.
5.2. Народный дружинник при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка обязан:
- строго соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, ущемляющих честь и достоинство человека и гражданина;
- оказывать в пределах предоставленных ему полномочий содействие правоохранительным органам в осуществлении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;
- соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и нормы выхода на дежурства, а также добросовестно выполнять распоряжения и указания руководителей дружины, а при нахождении на дежурстве - старшего наряда дружинников и работников милиции при проведении совместных мероприятий;
- знать права и обязанности дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки;
- в случае обращения к нему граждан с сообщениями о готовящихся или совершенных правонарушениях, событиях или фактах, угрожающих общественному порядку, личной или общественной безопасности, иных правонарушениях сообщить в правоохранительные органы, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей, охране места происшествия;
- принимать меры по оказанию помощи, в том числе и доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
- не разглашать оперативную и иную служебную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, в соответствии с действующим законодательством РФ;
- выполнять законные распоряжения-сотрудников правоохранительных органов при совместном участии в обеспечении общественного порядка, народные дружинники обязаны
- при обращении к гражданам представляться им и предъявлять по их требованию удостоверение народного дружинника.
6. Ответственность народных дружинников
6.1. За противоправные действия или бездействие при исполнении своих обязанностей по охране общественного порядка народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
6.2. Вред, причиненный гражданам народным дружинником, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7. Меры поощрения народных дружинников
7.1. Для поощрения народных, дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка, администрация города, Совет депутатов, правоохранительные органы в пределах своих полномочий могут принимать следующие формы морального и материального поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение Почетной грамотой;
- награждение ценными подарками;
- выдача денежной премии.
7.2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.3. Предприятия, организации, учреждения, при которых созданы народные дружины, могут применять к дружиннику за счет своих средств иные дополнительные льготы, поощрения и награждения.
8. Финансовое и материально-техническое обеспечение
деятельности народных дружин
Решением Совета депутатов города Долгопрудный Московской области от 25 июня 2007 г. N 44-нр пункт 8.1 настоящего решения изложен в новой редакции, вступающей в силу после подписания и опубликования названного решения в официальном печатном органе администрации города
8.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение народных дружин может осуществляться за счет средств предприятий, организаций, учреждений, а также за счет средств местного бюджета. В целях финансирования деятельности народных дружин могут быть также привлечены средства иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
8.2. Финансирование из местного бюджета может осуществляться через целевой бюджетный фонд "Правопорядок" в размере до 50% от общей суммы сметы.
Конкретная сумма финансирования каждой народной дружины, образованной в соответствии с настоящим нормативным решением, определяется при формировании местного бюджета на очередной финансовый год.
8.3. Предприятия, организации, учреждения, при которых созданы народные дружины, обеспечивают их необходимыми помещениями, телефонной связью, мебелью, инвентарем и обеспечивают расходы по содержанию этих помещений и средств связи.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее нормативное решение вступает в силу после его подписания и опубликования в официальном печатном органе администрации города.
9.2. Для действующих на территории города до момента принятия настоящего нормативного решения народных дружин принятие постановления главы города об их создании не требуется.
9.3. С момента вступления в силу настоящего нормативного решения ГНПА от 07.12.2000 г. N 18-на "Положение о добровольных объединениях граждан по охране правопорядка и общественной безопасности", ГНПА от 15.10.2001 г. N 33-на, ГНПА от 03.03.2003 г. N 15-на, НРСД от 22.12.2004 г. N 82-нр, НРСД от 14.12.2005 г. N 79-нр, НРСД от 17.05.2006 г. N 35-нр "О внесении изменений в ГНПА от 07.12.2000 г. N 18-на "Положение о добровольных объединениях граждан по охране правопорядка и общественной безопасности" утрачивают силу.
Глава города |
О.И. Троицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области от 21 марта 2007 г. N 17-нр "О народных дружинах по охране правопорядка и общественной безопасности"
Настоящее нормативное решение вступает в силу после его подписания и опубликования в официальном печатном органе администрации города
Текст решения официально опубликован не был
Решением Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области от 26 октября 2015 г. N 64-нр настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области от 28 мая 2012 г. N 78-нр
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области от 21 апреля 2011 г. N 20-нр
Изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 г.
Решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области от 21 марта 2008 г. N 16-нр
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Решение Совета депутатов города Долгопрудный Московской области от 25 июня 2007 г. N 44-нр
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения