С целью установления порядка осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель в целях своевременного выявления, пресечения и устранения земельных правонарушений организациями независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами на территории муниципального образования "Пушкинский муниципальный район" Московской области и учитывая положительное заключение комиссии по бюджетно-правовому регулированию, Совет депутатов решил:
1. Утвердить Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Пушкинский муниципальный район" Московской области (прилагается).
2. Направить Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Пушкинский муниципальный район" Московской области главе Пушкинского муниципального района для подписания и обнародования.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Маяк".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по бюджетно-правовому регулированию (председатель - Симонова А.В.).
Председатель Совета депутатов |
А.В. Симонова |
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории
муниципального образования "Пушкинский муниципальный район"
Московской области
(утв. решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района
Московской области от 16 февраля 2007 г. N 440/52)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период", законами Московской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Московской области, Уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования "Пушкинский муниципальный район".
Настоящее Положение определяет порядок осуществления муниципального контроля за использованием земель и соблюдением законности при взаимодействии земельного законодательства с гражданским законодательством и иными отраслями права на территории муниципального образования "Пушкинский муниципальный район" (далее - Район), ведения учета земель, находящихся в муниципальной собственности, а также права, обязанности и ответственность должностных лиц органов местного самоуправления или уполномоченными ими органов Района, осуществляющих муниципальный земельный контроль.
1. Общие положения
1.1. Муниципальный земельный контроль (далее - земельный контроль) на территории Района - единая система контроля, осуществляемого органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами во взаимодействии с другими заинтересованными организациями, за исполнением должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований по использованию земель, установленных законодательством, а также выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в области землепользования на территории Района.
1.2. Основными задачами муниципального земельного контроля являются:
- соблюдение юридическими и физическими лицами установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
- соблюдение юридическими и физическими лицами сроков освоения земельных участков, если таковые сроки установлены действующим законодательством;
- недопущение самовольного занятия земель;
- своевременный возврат земель, предоставляемых на условиях аренды;
- защита муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования земель;
- другие задачи в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Муниципальный земельный контроль может проводиться как самостоятельно, так и во взаимодействии с территориальными органами Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, природоохранными, правоохранительными и другими заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации и Московской области в соответствии с их компетенцией.
1.4. Объектом земельного контроля являются все земли (земельные участки), находящиеся в границах Района, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (далее - Объект контроля).
1.5. Земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при реализации прав на землю.
1.6. Земельный контроль включает в себя:
- учет, анализ, оценку и прогноз состояния земельных участков на основании комплекса данных государственных, муниципальных органов и организаций и хозяйствующих субъектов, а также соблюдение земельного законодательства (требований охраны и использования земель) собственниками, владельцами, арендаторами земельных участков: организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, а также гражданами (далее - Землепользователи);
- контроль за выполнением Землепользователями обязанностей по использованию земель, установленных законодательством;
- контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
- контроль за использованием земель по целевому назначению;
- контроль за своевременным освоением земельных участков;
- контроль за выполнением арендаторами условий договоров аренды земельных участков;
- контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками;
- контроль за своевременным освобождением земельных участков по окончании сроков действия договоров аренды земельных участков;
- контроль за своевременным и полным внесением арендаторами арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности;
- контроль за своевременным выполнением Землепользователями обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, ведущихся с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей;
- контроль за исполнением Землепользователями указаний об устранении земельного правонарушения;
- контроль за своевременным и качественным выполнением Землепользователями обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
- контроль за выполнением Землепользователями требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и употребления;
- контроль за исполнением Землепользователями предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;
- контроль за наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
- контроль за выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
1.7. Финансирование деятельности по земельному контролю осуществляется из местного бюджета в порядке, определенном бюджетным законодательством.
1.8. Земельный контроль может осуществляться органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами во взаимодействии с органами, осуществляющими государственный земельный контроль, природоохранными, правоохранительными, научными, проектными и иными организациями в соответствии с их компетенцией. Порядок их взаимодействия, предусматривающий, в частности, сроки проведения проверок по соблюдению требований законодательства по использованию земель, определяется соответствующими соглашениями. Для обеспечения координации такой деятельности на основании соглашений могут создаваться временные (по отдельным направлениям деятельности) или постоянные координационные органы (советы, комиссии) по земельному контролю.
2. Органы и должностные лица, осуществляющие
земельный контроль
2.1. Земельный контроль на территории Района осуществляет специально уполномоченный орган - Комитет землепользования, природопользования и развития агропромышленного комплекса администрации Района (далее - Комитет).
2.2. Комитет в своей работе взаимодействует с органами власти Российской Федерации, Московской области, проводит совместные проверки и обменивается соответствующей информацией.
2.3. Руководитель Комитета является Главным инспектором по земельному контролю Района.
2.4. Земельный контроль на территории Района осуществляется муниципальными инспекторами (далее - Инспекторы) - должностными лицами Комитета, уполномоченными Главным инспектором на осуществление земельного контроля в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном настоящим Положением.
3. Права, обязанности и ответственность уполномоченных
органов и должностных лиц, осуществляющих
земельный контроль
3.1. Инспектор, осуществляющий земельный контроль, имеет право:
а) посещать и обследовать в установленном порядке Объекты контроля, в том числе земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения) в соответствии с действующим законодательством;
б) составлять по результатам проведенных контрольно-инспекционных мероприятий акты проверок использования земель с обязательным ознакомлением с ними землепользователей;
в) запрашивать и получать в порядке, установленном действующим законодательством, сведения и материалы об использовании и состоянии земель, необходимые для осуществления земельного контроля;
г) при необходимости инициировать проведение соответствующих измерений и обследований с целью определения фактических данных о характеристиках и разрешенном использовании Объекта контроля и их соответствия данным, содержащимся в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на него;
д) обращаться в установленном порядке в органы внутренних дел за оказанием содействия в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению их деятельности по земельному контролю, а также в установлении личности граждан и должностных лиц, виновных в нарушении установленных требований по использованию земель;
е) направлять в соответствующие надзорные и правоохранительные государственные органы материалы по выявленным нарушениям в использовании земель для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством;
ж) в целях устранения выявленных нарушений направлять материалы по результатам проведенных проверок в специально уполномоченные государственные органы контроля в области использования и охраны земель, природных ресурсов, градостроительной деятельности и ходатайства:
- о привлечении нарушителей к ответственности;
- о вынесении предупреждения о возможном принудительном прекращении права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования земельным участком за его ненадлежащее использование в случаях, предусмотренных земельным и гражданским законодательством;
- о приостановлении строительства и эксплуатации объектов различного назначения, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, проведения агрохимических, лесозаготовительных, мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных видов работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей, ведущихся с нарушением гражданских прав третьих лиц или создающих угрозу возникновения таких нарушений.
3.2. Инспектор по земельному контролю обязан:
- предотвращать, выявлять и пресекать земельные правонарушения;
- принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по устранению выявленных земельных правонарушений;
- проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению земельных правонарушений;
- оперативно рассматривать поступившие заявления и сообщения о нарушениях в использовании земель и принимать меры;
- строго выполнять требования законодательства по защите прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий по земельному контролю;
- разъяснять лицам, виновным в совершении земельных правонарушений, их права и обязанности;
- руководствоваться при осуществлении земельного контроля действующим законодательством и настоящим Положением.
3.3. Ответственность Инспектора, осуществляющего земельный контроль:
3.3.1. Инспектор несет административную, дисциплинарную и иную ответственность за несоблюдение требований действующего законодательства при проведении земельного контроля, превышение должностных полномочий, несвоевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за недостоверность сведений по результатам проведенных проверок, а также за иные нарушения, определенные действующим законодательством.
3.3.2. Убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные Землепользователям неправомерными действиями Инспекторов по земельному контролю, возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
3.3.3. Противоправные действия (бездействие) Инспектора, приведшие к ухудшению состояния земель, нарушению прав и законных интересов Землепользователей, установлению незаконных ограничений в использовании земель, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
4. Организация осуществления земельного контроля
4.1. Земельный контроль осуществляется Инспекторами на основании распоряжения Главного инспектора в форме плановых проверок, проводимых в соответствии с квартальными планами работ Комитета, утверждаемыми главой Района не позднее 30 числа месяца, предшествующего началу квартала, за исключением обнаружения случаев нарушения земельного законодательства, требующего немедленного реагирования.
Проверки осуществляются путем установления соответствия данных о характеристиках и разрешенном использовании конкретного земельного участка, содержащихся в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах, данным, полученным в результате осмотра (а при необходимости - соответствующих измерений и обследований) земельного участка на местности.
4.2. Включение в план проверок одних и тех же Объектов контроля более двух раз в год не допускается.
4.3. В планах работ по земельному контролю указываются:
- наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество должностного лица, индивидуального предпринимателя, гражданина-собственника, арендатора или владельца земельного участка, в отношении которого планируется проведение мероприятия по земельному контролю;
- характеристика земельного участка как объекта недвижимости с указанием осуществляемого на нем вида деятельности, подлежащие проверке;
- период проведения мероприятия по земельному контролю;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за проведение земельного контроля;
- участие в земельном контроле представителей других заинтересованных органов, организаций, общественных объединений и граждан.
4.4. Выявление нарушений земельного законодательства осуществляется также путем проведения внеплановых проверок.
Внеплановые проверки проводятся:
нарушения в использовании земель;
а) для контроля исполнения Землепользователем указаний об устранении ранее выявленного
б) при поступлении от инспекторов, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации о имеющихся фактах с признаками нарушения законодательства в области использования земель, требующих немедленного реагирования и проведения внеплановых проверок.
4.5. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся по вопросам нарушения установленных требований в использовании земель, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
4.6. Привлечение к проверкам профильных специалистов, экспертов и консультантов производится по взаимной договоренности заинтересованных сторон на договорной платной основе в соответствии с действующим законодательством.
Оплата расходов, связанных с привлечением к проверкам профильных специалистов на договорной основе, производится за счет предусмотренных для указанных целей средств местного бюджета, а также из других источников, разрешенных действующим законодательством.
4.7. Возмещение расходов, связанных с проведением геодезических измерений, почвенных и иных обследований, а также экспертиз, в результате которых выявлены нарушения в использовании земель, осуществляется виновными лицами добровольно или в судебном порядке.
4.8. Ежегодно Главный инспектор по земельному контролю представляет на рассмотрение Совета депутатов Района доклад о проведенной работе по земельному контролю за предыдущий год.
Ежеквартально Главный инспектор предоставляет главе Района информацию о проведенной работе за истекший период.
5. Порядок проведения проверок по земельному контролю
5.1. Проверки по земельному контролю проводятся на основании распоряжений Главного инспектора по земельному контролю.
В распоряжении о проведении проверки по земельному контролю указываются:
а) номер и дата издания распоряжения о проведении проверки по земельному контролю;
б) фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение проверки по земельному контролю;
в) описание Объекта контроля;
г) сведения о Землепользователе;
д) цели, задачи проверки по земельному контролю;
е) основание проведения проверки по земельному контролю (плановая проверка, сообщение о нарушении установленных требований по использованию земель и др.);
ж) дата начала и окончания проверки.
5.2. Распоряжение издается на проведение одной проверки по земельному контролю.
5.3. Присутствие при проведении проверки представителей других заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, специалистов, потерпевших или их законных представителей, свидетелей, переводчика и других лиц осуществляется на основании списка, подписанного Инспектором, проводящим проверку.
Список составляется на бланке Комитета с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности или места жительства каждого лица, имеющего право присутствовать при проведении проверки.
5.4. Распоряжение о проведении проверки по земельному контролю предъявляется Инспектором Землепользователю одновременно со служебным удостоверением и списком лиц, имеющих право присутствовать при проведении проверки.
5.5. Перед началом проверки Землепользователю или его законному представителю разъясняются их права и обязанности, определенные законодательством Российской Федерации, о чем делается запись в акте проверки.
5.6. В случае непосредственного обнаружения нарушения законодательства в области землепользования, при необходимости срочного принятия мер по предотвращению (прекращению действий третьих лиц) деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также причинения вреда имуществу проверка по земельному контролю может проводиться без соответствующего распоряжения Главного инспектора. При этом Инспектор обязан письменно сообщить Главному инспектору о результатах проведенной проверки и получить распоряжение о проведении проверки по земельному контролю.
5.7. Проверка по земельному контролю проводится с участием Землепользователя или его законного представителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Отсутствие Землепользователя или его законного представителя не может служить причиной для переноса проведения проверки.
При отказе от реализации своего права присутствия при проведении мероприятия по земельному контролю проверка может быть осуществлена без участия Землепользователя.
5.8. При необходимости Инспектор вправе в письменной форме потребовать присутствия Землепользователя или его законного представителя. При этом уведомление о проведении земельного контроля направляется им заблаговременно по почте с уведомлением о вручении, по факсу либо вручается непосредственно перед началом проверки.
6. Оформление результатов проверки по земельному контролю.
Документация, отчетность и оформление результатов
мероприятий по земельному контролю
6.1. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, а при выявлении нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, - в трех экземплярах.
В акте указываются:
- дата, время и место составления акта;
- наименование органа земельного контроля;
- дата и номер распорядительного документа, на основании которого проведена проверка;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), принимавшего участие или присутствовавшего при проведении проверки и в каком качестве (потерпевший, свидетель, понятой, специалист и др.);
- характеристики проверяемого земельного участка, содержащиеся в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах;
- документы - основания возникновения прав на земельный участок;
- полные данные о Землепользователе проверяемого земельного участка: реквизиты юридического лица (с указанием адреса, номеров телефона, факса), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, должностного лица, гражданина либо их представителя (с указанием должности, местожительства, паспортных данных, телефона);
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях и о лицах, виновных в их совершении (с описанием действий (бездействия), повлекших нарушение соответствующих норм законодательства);
- сведения о принятых мерах по устранению выявленных нарушений (выдача указаний об устранении нарушения), установленные сроки для их устранения.
Акт подписывается Инспектором, Землепользователем или его законным представителем, участвующим в проверке, а также при необходимости свидетелями и потерпевшими лицами. В случае отказа указанных лиц от подписания акта в нем делается соответствующая запись.
К акту при необходимости прилагаются копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов о правах на земельный участок, кадастровых планов, объяснения заинтересованных лиц, показания свидетелей и другие документы, связанные с проводимой проверкой.
В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, к акту могут прилагаться: фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка, обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства.
6.2. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается Землепользователю или его законному представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в Комитете.
6.3. В случае выявления при проведении проверки нарушений в использовании земель выдается письменное указание об их устранении - предписание.
6.4. Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
6.5. При выявлении в ходе проверки по земельному контролю нарушений, за которые установлена законом ответственность, материалы направляются в соответствующие органы (суд, должностным лицам), уполномоченные в соответствии с действующим законодательством рассматривать дела о правонарушениях, допущенных при использовании земель, для решения вопроса о наложении предусмотренного законодательством наказания.
6.6. Комитет ведет учет проверок соблюдения земельного законодательства. Все составляемые в ходе проведения проверки документы и иная необходимая информация записываются в типовую Книгу проверок соблюдения земельного законодательства.
6.7. Книга проверок соблюдения земельного законодательства включает в себя позиции, перечисленные в "Методических рекомендациях по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации".
7. Права, обязанности и ответственность собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков при проведении мероприятий
по земельному контролю
7.1. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков либо их законные представители при осуществлении земельного контроля имеют право:
- присутствовать при проведении проверок по земельному контролю и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверок по земельному контролю и указывать в актах проверок о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями Инспектора или Комитета;
- обжаловать действия (бездействие) Инспектора в административном и судебном порядке;
- на возмещение вреда, причиненного действиями (бездействием) Инспектора.
7.2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков по требованию Инспектора, осуществляющего земельный контроль, обязаны:
- обеспечивать свое присутствие или присутствие своих представителей при проведении проверок по земельному контролю;
- возмещать в установленном законом порядке расходы на проведение необходимых в ходе осуществления земельного контроля обследований, анализов, измерений, экспертиз, в результате которых выявлены нарушения установленных требований по использованию земель;
- предоставлять документы о правах на земельные участки, об установлении сервитутов и особых режимов использования земель, проектно-технологические и другие материалы, регулирующие вопросы использования и охраны земель;
- оказывать содействие в организации проверок по земельному контролю и обеспечении необходимых условий инспекторам при выполнении указанных мероприятий, в том числе предоставлять во временное пользование служебные помещения и средства связи.
7.3. Воспрепятствование деятельности Инспектора при исполнении им обязанностей по осуществлению муниципального земельного контроля влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава |
В.И. Башкирцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 16 февраля 2007 г. N 440/52 "О Положении о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Пушкинский муниципальный район"
Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Маяк"
Текст решения опубликован в газете Пушкинского муниципального района Московской области "Маяк" от 22 мая 2007 г., N 55; от 29 мая 2007 г., N 58
Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 20 октября 2010 г. N 420/46 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 8 июля 2009 г. N 211/30
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения в газете "Маяк"