Распоряжение Мэра г.Сургута от 7 февраля 2000 г. N 322
"Об утверждении Методики по оформлению бизнес-плана"
В соответствии с Положением о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Сургута, утвержденным решением городской Думы от 19.11.99г. N 216-IIГД и в целях оказания практической помощи держателям инвестиционного проекта в подготовке бизнес-плана при обращении за муниципальной поддержкой:
1. Утвердить Методику по оформлению бизнес-плана представляемого держателем инвестиционного проекта для получения муниципальной поддержки на территории города Сургута согласно приложению.
2. Департаменту инвестиций и финансовой политики администрации города (Мельник) принимать бизнес-планы для проведения муниципальной экспертизы в соответствии с настоящей методикой и представлять их инвестиционно-экспертному совету для принятия решения.
3. Комитету по информационным ресурсам администрации города (Кузнецов) разместить настоящую методику на сервере администрации города.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента инвестиций и финансовой политики администрации города Мельника А. Ю.
Приложение
к распоряжению Мэра г.Сургута
от 7 февраля 2000 г. N 322
Методика
по оформлению бизнес-плана, представляемого держателем инвестиционного
проекта для получения муниципальной поддержки на территории города Сургута
г. Сургут
2000 г.
Требования
к бизнес - плану и рекомендации по его составлению
Требования администрации города Сургута к составлению, оценке и контролю бизнес-планов и рекомендации по его составлению учитывают необходимость единообразного подхода к оценке инвестиционных проектов, претендующих на муниципальную поддержку в любой из ее форм и направлены на унификацию содержания документации, разрабатываемой на прединвестиционной стадии проекта. Целью настоящих требований и рекомендаций является оказание помощи Держателям инвестиционных проектов при подготовке документов для обращения за муниципальной поддержкой. Бизнес-план является инструментом для привлечения инвестиций и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов могут быть различными. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев.В то же время, внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки должны быть неизменны. В каждом проекте есть свои элементы риска - производственного, сбытового, финансового или правового. Держатель инвестиционного проекта должен оценить потенциальные риски до принятия Инвестором решения о выделении средств на проект, а также понять, каким образом можно их уменьшить. Рекомендуемая структура бизнес-плана с краткими рекомендациями разработана на основе Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденных Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России от 31.03.94г. N 7-12/47 и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470 ( в ред. Постановления Правительства от 20.05.98 N 467 ). Следуя требованиям сценарного подхода необходимо разработать не менее трех альтернативных прогнозов изменения значений исходных данных, соответствующих пессимистическому, оптимистическому и среднему вариантам развития проекта. В целях единства экономических подходов к составлению, оценке и контролю за бизнес-планом, а также для обеспечения возможности компьютерной обработки вариантов прогнозов, ключевая информация бизнес-плана должна быть представлена в виде, соответствующем приведенным ниже требованиям и рекомендациям. В случае составления финансовой части бизнес-планов с помощью программного продукта "Project Expert 6" фирмы " ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ" или программы " Альт-Инвест" фирмы " Альт " в Администрацию города предоставляется дискета с копией расчета финансовой части бизнес-плана. Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год. Расчеты бизнес-плана ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в котором проводится конкурс на предоставление форм муниципальной поддержки.
Макет
бизнес - плана, представляемого держателем проекта
1. Титульный лист.
"Утверждаю"
Руководитель______________
_______________Фамилия И.О.
"__" ______________200_г.
(печать)
Бизнес-план
(Краткое название проекта)
1.1. Полное наименование предприятия в соответствии с учредительными
документами и его адрес.
1.2. Имена и адреса учредителей, их доля в уставном капитале.
1.3. Размер уставного капитала, дата его полной оплаты учредителями.
1.4. Дочерние предприятия; полное наименование в соответствии с
учредительными документами, место нахождения.
1.5. Директор: Ф.И.О., телефон.
1.6. Кто обладает правом подписи финансовых документов.
1.7. Суть проекта ( 3-5 строчек ).
1.8. Совокупная стоимость проекта, источники финансирования
(собственные заемные средства, средства муниципальной поддержки), срок
строительства, срок окупаемости.
1.9. Кем и когда разработан бизнес-план.
1.10. Конфиденциальность изложенной в бизнес-плане информации.
2. Вводная часть или резюме проекта (3-4 стр.)
Это характеристика проекта, раскрывающая цель проекта и доказательство
его выгоды (что делать, за счет чего), преимущества продукции (услуг) в
сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами. Резюме
имеет своей целью произвести благоприятное впечатление на
потенциального инвестора. Резюме должно быть написано с предельной
простотой и лаконичностью изложения и содержать минимум специальных
терминов. Указать объем спроса на продукцию, потребность в инвестициях
срок возврата заемных средств. Доказать выгоду инвестора в случае
реализации проекта и гарантию возврата средств. Краткие сведения о
квалификации управленческого персонала, какими особенностями,
применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал,
каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия.
Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д. Последняя
страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам от
реализации проекта: выручка, затраты, прибыль, рентабельность, срок
окупаемости, срок возврата кредита и процентов по NPV, IRR. Возможные
риски и система страховок.
3. Анализ положения дел на предприятии и в отрасли (3-4 стр.)
Назначением раздела является указание на характер отрасли -
развивающаяся, стабильная, стагнирующая. Цель - раскрыть формирование
потребности в товаре и объеме производства в регионе и в России.
Данная информация требует экспертное заключение Торгово-промышленной Палаты.
3.1. Анализ положения дел на предприятии:
- описание текущего финансового состояния за предыдущие 2 года,
показатели финансовой эффективности предприятия ( прибыль,
рентабельность, показатели ликвидности и финансовой устойчивости);
- структура активов (основной и оборотный капитал), характеристика
материальных ресурсов (зданий, сооружений, оборудования и степень их
износа), НЗП и материальных запасов;
- специализация предприятия, уровень технологии, объем выпускаемой
продукции, доля экспорта;
- доля рынка продукции, представляемой предприятием;
- потребители продукции предприятия, их местоположение и объемы
потребления;
- анализ сильных и слабых сторон предприятия.
3.2. Динамика и объем продаж товара за последние два года по России,
3.3. Прогнозы (не авторов проекта) на два - три предстоящих года.
По сегменту рынка.
3.4. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.
3.5. Ожидаемая доля предприятия в общем объеме производства данной
продукции в России, городе.
3.6. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных
производителей товара, их сильные и слабые стороны). Почему продукты
конкурентов пользуются определенным спросом. Принципы ценообразования
конкурентов.
3.7. Сырьевая база отрасли.
4. Производственный план
Назначение раздела - аргументировать выбор производственного
процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели согласно
проектно-сметной документации, утвержденной претендентом (т.е описать
путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить
продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все
этапы подготовительного периода в календарном плане/сетевом
графике). Прогноз объемов реализации обычно принято составлять для первого
года помесячно, для второго - поквартально, а третий год и последующие
приводятся общей суммой продаж за 12 месяцев (имеется в виду, что для
начального периода производства уже точно известны будущие покупатели,
имеется предварительная договоренность с ними о предстоящих продажах).
4.1. Программа производства и реализации продукции (таблица 4). Стоимость
продукции в зависимости от объемов производства. Принятая технология
производства.
4.2. Требования к организации производства. Используемые ноу-хау.
4.3. Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок
(аренда, покупка). Лизинг оборудования.
4.4. Поставщики сырья, материалов и комплектующих, производственных
услуг(название, условия поставок) и ориентировочные цены, контроль
качества и дисциплины поставок.
4.5. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами. Уровень
запасов.
4.6. Численность работающих и затраты на оплату труда (таблица 5).
Требования к квалификации и наличие необходимого персонала. Обучение
персонала. Предполагаемые изменения в структуре персонала по мере
развития предприятия.
4.7. Стоимость производственных основных фондов (таблица 7).
4.8. Форма амортизации (простая, ускоренная). Норма амортизационных
отчислений. Основание для применения нормы ускоренной амортизации
(таблица 7).
4.9. Годовые затраты на выпуск продукции. Переменные и постоянные затраты.
Себестоимость единицы продукции. (таблица 6).
4.10. Стоимость строительства, структура капитальных вложений,
предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом
расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на
оборудование, прочие затраты (таблица 1). Общая стоимость
инвестиционного проекта (таблица 2),расшифровка предполагаемых
инвестиционных издержек (Таблица 2.1).
4.11. Обеспечение экологической и технической безопасности.
5. План маркетинга (до 5 стр.)
В разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет
серьезных проблем.
Данная информация требует экспертное заключение ТПП города.
5.1. Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный)
Особенности сегментации рынка и сегментов, на которые ориентируется
проект, и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства
продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по
отношению к конкурентам.
5.2. Факторы, от которых зависит спрос на товар (для потребительских
- денежные доходы населения, инвестиционных - уровень
капиталовложений, промежуточных - общий уровень развития экономики).
5.3. Воздействие на продукт технологических изменений (законодательство по
охране природы; продукты-заменители).
5.4. Каких действий конкурентов следует опасаться, и каковы основные
элементы стратегии противодействия. Методы стимулирования продаж.
Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических
товаров ).
5.5. Обоснование цены на продукт (таблица N 6), расшифровка себестоимости
(Таблицы 6.1, 6.2,6.3). Методы ценообразования и установления
гарантийного срока.
5.6. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм,
привлекаемых к реализации продукта. Условия оплаты продукции (с
авансом, в кредит, по факту). Размеры скидок. Время на сбыт. Уровень
запасов. Время задержки платежа.
5.7. Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат.
5.8. Сведения о разработке новых продуктов, могущих составить конкуренцию
предлагаемому.
5.9. Целевые показатели (не более 5), то есть чего надо добиваться в
ближайшие 3 года.
5.10. Имеются ли договоры на реализацию товара.
5.11. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт
производства товара.
5.12. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортных.
5.13. При каких условиях товар может экспортироваться (цены, маркетинг,
создание сети сбыта, таможенные тарифы и т.д.)
5.14. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия.
5.15. Формирование общественного мнения о Вашей фирме и товарах.
6. Финансовый план
Данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты на
реализацию проекта и определяется его эффективность (он должен дать
возможность оценить способность проекта обеспечить поступление денежных
средств в объеме, достаточном для обслуживания долга).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых
ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования,
ответственность заемщиков и систему гарантий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования
средств, особенно использования средств Инвестора.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту
или уже находящихся на балансе кредитов.
Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на
которых, рассчитывались финансовые результаты проекта. Обязательно
следует включить затраты на обеспечение и страхование.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов ;
- рублевую инфляцию ( возможен различный %, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, выпуска акций и т.д.;
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.;
- каким образом, по мнению предприятия, Инвестор сможет изъять капитал,
если он или предприятие не заинтересованы в участии Инвестора в
акционерном капитале на постоянной основе.
6.1. Объем финансирования проекта по источникам должен предоставляться
по форме таблицы N 3.
6.2. Согласия коммерческих банков или других инвесторов, включая
иностранных, на предоставление средств должно быть документально
подтверждено с обязательным указанием условий предоставления
кредитов: наличие государственной гарантии, процентная ставка, сроки
предоставления и погашения кредита, дополнительные требования.
6.3. Финансовые результаты (план по прибыли) реализации инвестиционного
проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи
продукции, объем чистой прибыли по кварталам и годам (таблица N 8).
6.4. В бизнес-плане представляются графики погашения кредитов и уплаты
процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и
исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график
уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей
платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели
эффективности проекта.
6.5. Исходными данными для расчета эффективности инвестиционного
проекта служат данные плана денежных поступлений и выплат (таблица N 9).
Необходимым условием реализуемости проекта является
положительное значение показателя денежного потока для каждого интервала
времени.
6.6. Эффективность инвестиционных проектов оценивается по показателям:
- срок окупаемости;
- ставка дисконтирования;
- чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия : чистая
приведенная стоимость, чистый приведенный доход, Net Present Value
(NPV);
- индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности,
Profitability Index (PI);
- внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма
рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR);
- точка безубыточности;
Все расчеты показателей эффективности проекта рекомендуется
выполнять с дисконтированными денежными потоками, представляющими
потоки поступления денежных средств [П(t)] и оттоки или выплаты
денежных средств [О(t)] в каждом периоде (t) реализации проекта.
Дисконтирование служит для приведения разновременных экономических
показателей к какому-либо одному моменту времени ; обычно к
начальному периоду.
Сумма поступлений (П(t)), используемая в процессе расчетов по
критериям КЭШ-ФЛО, формируется путем суммирования следующих статей:
Поступления от сбыта продукции ( услуг )
Поступления от других видов деятельности
Поступления от реализации активов
Доходы по банковским вкладам
Сумма выплат (О(t)), формируется аналогичным образом и включает
в себя:
Прямые производственные издержки
Затраты на заработную плату
Выплаты на другие виды деятельности
Общие издержки
Налоги
Затраты на приобретение активов
Другие издержки подготовительного периода
Выплаты % по займам
Банковские вклады
Разница между притоком и оттоком денежных средств в каждом периоде (t)
называется потоком реальных денег Ф (t) или Кэш Фло (Cash Flow).
Значения П(t) и О(t) для каждого месяца делятся на соответствующий
коэффициент дисконтирования Емес.
Коэффициент дисконтирования (Еi) без учета риска проекта
определяется как отношение ставки рефинансирования (r),
установленной Центральным банком Российской Федерации, и объявленного
Правительством Российской Федерации на текущий год темпа инфляции (i).
Продисконтированные П(t) (DП(t)) и О(t) (DO(t))
для конкретного периода (месяца) вычисляются по формулам :
t
DП(t) = П ( t ) х 1/( Емес. )
t
DO(t) = O (t ) х 1/( Емес. )
Где: t - порядковый номер месяца проекта.
6.7. Срок окупаемости - это период времени, необходимый для возмещения
всех понесенных организацией, осуществляющей инвестиционный проект,
затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта. Срок
окупаемости определяется как промежуток времени между датой начала
периода окупаемости и датой окончания периода окупаемости.
Датой начала периода окупаемости является момент осуществления
первой оплаты расходов, связанных с осуществлением инвестиционного
проекта. Данное правило распространяется и на те случаи, когда затраты
связанные с осуществлением инвестиционного проекта, были произведены
до принятия решения Инвестиционно-экспертным Советом о
муниципальной поддержке инвестиционного проекта.
Датой окончания периода окупаемости является последний день месяца,
в котором исчисленная нарастающим итогом сумма денежных поступлений от
реализации инвестиционного проекта стала равной исчисленной нарастающим
итогом сумме всех затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта.
Определение даты окончания периода окупаемости проводится путем
составления расчета движения денежных средств в соответствии с
методологией, установленной Международным стандартом финансовой
отчетности N 7(стандарт представления отчета о движении денежных средств
МСФО N 7).
Расчет даты окончания периода окупаемости производится по выбору
Держателем инвестиционного проекта в иностранной или российской
валюте. Выбор валюты расчета должен быть сделан до момента
представления инвестиционного проекта на регистрацию в Уполномоченный
орган городской администрации и должен быть указан в представляемых
на рассмотрение документах.
Нормативный срок окупаемости рассчитывается по данным
таблицы N 10. Окончанием периода окупаемости считается период, в котором
сальдо денежного потока (таблица N 9 стр. 12), исчисленное нарастающим
итогом с начала реализации проекта равно (или превышает) объему
инвестиционных затрат (таблица N 2 стр.5), исчисленных нарастающим итог
с начала реализации проекта.
Исходные данные, используемые для расчета даты окончания
периода окупаемости, должны быть основаны на данных российского
бухгалтерского учета Держателя инвестиционного проекта. В случае
осуществления расчета в иностранной валюте перевод сумм, отраженный в
бухгалтерском учете Держателя
в рублях, в иностранную валюту производится по текущему курсу
конвертируемых валют, котируемому Центральным банком Российской
Федерации на дату каждой операции.
Расчет движения денежных средств в краткой форме приведен в
Приложении N 1 к данной методике.
Калькуляция статей расходов и доходов (приложение N 2)
расшифровывает расходы по статьям затрат основной деятельности
Держателя инвестиционного проекта.
Приложение N 1 и N 2 представляются в двух вариантах - с учетом
льгот и без учета налоговых льгот. Данные приложения используются
только в целях принятия решения о предоставлении налоговых льгот.
При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли
и амортизационных отчислений относятся только к реализации
инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей
хозяйственной деятельности Держателя инвестиционного проекта.
Срок окупаемости с учетом дисконтирования рассчитывается при
условии выполнения равенства :
T T
SUM DП (t) - SUM DO(t) = 0
t=0 t=0
где : Т - горизонт расчета ( число прогнозов )
6.8. Ставка дисконтирования обычно принимается на уровне доходов,
которые могут быть получены в результате практически безрискового
вложения капитала.
6.9. Точка безубыточности (самоокупаемости) соответствует объему
производства (реализации), начиная с которого выпуск продукции
должен приносить прибыль.
Рассчитанный объем реализации ( выпуска ) продукции сопоставляется с
проектной мощностью создаваемого предприятия.
Точка безубыточности считается по формуле:
Постоянные затраты (стр. 2 таблица 6)
Точка безуб.=---------------------------------------------------------------------------------------
Цена за ед.прод.(таб.4)(Переменн.затраты(стр.1 таб. 6)\Объем пр-ва(стр.1 таб.4)
6.10. Коммерческая эффективность проекта
Для оценки коммерческой эффективности используется поток реальных
денег. Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением
финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму
доходности. Показатели, определяющие коммерческую эффективность:
6.10.1.Чистый доход (ЧД) - накопленный эффект (сальдо денежного потока
расчетный период. (Форма N 9, стр. 11 и 12). Необходимое условие
реализуемого проекта - неотрицательное сальдо денежных средств для
каждого момента времени.
6.10.2.Чистый дисконтированный доход (ЧДД или NPV) - накопленный
дисконтированный эффект за расчетный период. ЧДД зависит от нормы
дисконта и рассчитывается по формуле для постоянной нормы дисконта:
T T
ЧДД = SUM DП (t) - SUM DO (t)
t=0 t=0
или
ЧДД = Сумма сальдо денежного потока на определенном шаге (ф. N 9, стр.11)
х Коэффициент дисконтирования.
Максимальное значение Коэффициента дисконтирования = 1 / (1 + ставка
рефинансирования ЦБ).
Если ЧДД проекта положителен проект является эффективным ( при
данной норме дисконта ). Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.
6.10.3. Индекс доходности ( ИД ) представляет собой отношение суммы
приведенных эффектов к величине капиталовложений. Если ИД > 1, проект
эффективен, если ИД < 1 - неэффективен.
T T
SUM DП (t) - SUM DO (t)
t=1 t=1
ИД или PI = -------------------------------
T=0
SUM DO (t)
t=0
где
DП (t) - продисконтированные поступления, получаемые на t-ом шаге расчета,
DО (t) - затраты, осуществляемые на том же шаге,
T - горизонт расчета ( число прогнозов ).
6.10.4. Внутренняя норма доходности (рентабельности), ВНД или IRR - это
такая процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход проекта
обращается в ноль, т.е. современная стоимость будущих денежных
поступлений равна первоначальному денежному вложению. Внутренняя норма
доходности должна быть более, чем альтернативные вложения, тогда проект
будет считаться рентабельным.
6.11. Бюджетная эффективность проекта
Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо
поступлений и выплат местного бюджета в связи с реализацией данного
проекта (таблица N 11). В расчетах проводится дисконтирование объемов
поступлений и выплат по годам реализации проекта.
Чистый дисконтированный доход города как эффект от реализации
проекта (ЧДД) определяется суммой погодовых сальдо поступлений и
выплат в бюджет города, приведенных к ценам первого года.
7. Финансовый анализ предприятия
Показатели платежеспособности и ликвидности:
1. Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio), (общий коэффициент
покрытия), в % (К1>=2).
2. Коэффициент срочной (абсолютной) ликвидности (Quick Ratio), в %
(К2>=0,2-0,5).
3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
(К3>0,1).
4. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (K4>2).
8. Анализ чувствительности проекта
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным
изменениям как экономической ситуации в целом ( изменение структуры
и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и
внутренних показателей проекта ( изменение объемов сбыта, цены
продукции ) и к другим значимым показателям, характеризующим
специфику проекта.
9. Оценка и минимизация рисков
Оценка и мероприятия по минимизации основных факторов риска.
1. Финансово-экономические риски:
- риски, связанные с нестабильностью экономического законодательства и
текущей экономической ситуации;
- внешнеэкономический риск;
- валютные риски;
- процентный риск;
- риск невозврата заемных средств или "дель кредере";
- депозитный риск.
2. Коммерческие риски (маркетинговые и деловые ):
- риск, связанный с изменением цен продаж продукции после
заключения контракта ;
- риск, связанный со сбытом реконструируемых площадей и
неплатежеспособностью покупателя;
- риск, связанный с изменчивостью спроса на продукцию;
- риск, связанный с отказом заказчика от приема продукции;
- риск, связанный с изменчивостью стоимости издержек производства.
3. Риски, связанные с реализацией Проекта :
1.1. Инвестиционные риски :
- риски, связанные с предприятием и подготовкой Проекта;
- риски, незавершения строительства;
- риск превышения затрат;
- производственные риски;
- риск консервации Проекта.
1.2. Эксплуатационные риски.
4. Социально - политические риски:
- неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных
социально- политических изменений в стране или регионе.
5. Форс-мажорные обстоятельства.
Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить
подтверждением или более подробным объяснением сведений,
представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся
следующие:
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
- подробные технические характеристики продукции;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями
продукции;
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и
безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
- отзывы авторитетных организаций.
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
- фотографий или видеоролика образцов продукции;
- копий авторских свидетельств, патентов;
- плана предприятия;
- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
Внимание: Значения всех исходных данных в денежном выражении
должны быть приведены к дате начала проекта.
Таблица 1
Потребность в инвестиционных вложениях сгласно проектно-сметной документации
Наименование показателей |
Всего по проектно- сметной докумен- тации |
Выполнено на момент подписа- ния соглашения с Администрацией |
Подлежит выполнению до конца реализации |
1 | 2 | 3 | 4 |
Инвестиционные вложения по утвержденному проекту, всего в том числе: строительно-монтажные работы оборудование прочие затраты |
Таблица 2
Инвестиции
(в период строительства и эксплуатации)
(тыс. рублей)
Статьи затрат |
1 год | 2 год | 3 год | ||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | всего | |||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Капитальные вложения по утвержденному проекту, подле- жащие выполне- нию (таблица 1) 2. Капитальные вложения в объекты сбыта 3. Приобрете- ние оборотных средств 4. Другие инвестиции в период освое- ния и эксплуа- тации производ- ственных мощностей 5. Итого - объем инвести- ций (сумма показателей пунктов 1-4) |
Таблица 2.1
Вид капитало- вложений |
1 год | 2 год | Норма амор- тиза- ции в(%) |
||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | ||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Сметная стоимость проектно- изыскательских работ 2. Плата за зеалю (затраты по отводу освоению земель- ных участков), в т.ч. некапитализируемые затраты. 3. Стоимость привлечения основных фондов, уже существующих на начало разработки проекта 4. Подготовка территории строительства, в т.ч. некапитализируемые затраты 5. Стоимость строительно- монтажных работ (всего), в том числе: по объектам жилищно- гражданского назначения; прочие строительно- монтажные работы и затраты 6. Некапитализиру- емые затраты из общего объема стоимости строительно- монтажных работ 7. Стоимость оборудования (без стоимости монтажа), в том числе: основного технологического оборудования и приспособлений; инвентаря 8. Прочие инвестиционные издержки (всего), в том числе: затраты на патентование и приобретение лицензий, результатов НИОКР, услуг "ноу-хау"; единовременные выплаты гарантирующим и страховым организациям и страховые взносы организациям- страховщикам в период строительства; содержание дирекции строящихся предприятий, обеспечение технического надзора за строительством; оплата подготовки эксплуатационных кадров; затраты на создание социальной и технологической инфраструктуры; затраты на рекультивацию земель и т.п. затраты затраты по преодолению отрицательных экологических, социальных и других последствий реализуемого проекта; расходы на непредвиденные работы и затраты, предусматриваемые в сметах на строительство 9. Некапитализиру- емые затраты из общего объема прочих инвестиционных издержек 10. Предпроизвод- ственные затраты, всего в том числе: пусконаладочные работы в части затрат на опробование оборудования (вхолостую) с целью проверки качества монтажа 11. Капитальные вложения в прирост оборотных средств |
|||||||||||
Всего капиталовложений, в т.ч. все некапитализируемые затраты |
Таблица 3
Источники средств
(на начало реализации проекта)
(тыс. рублей)
Наименование источников |
Средства на начало реализации проекта |
1 | 2 |
Собственные средства 1. Выручка от реализации акций (взнос в уставный капитал в денежной форме) 2. Собственные средства всего: Заемные и привлеченные средства 3. Кредиты банков (по всем видам кредитов) 4. Заемные средства других организаций 5. Долевое участие в строительстве 6. Прочие 7. Заемные и привлеченные средства, всего (сумма с 3 по 6) 8. Предполагаемая муниципальная поддержка проекта 9. Итого (сумма 2, 7, 8) |
Таблица 4
Программа
производства и реализации продукции
Показатели |
Еди- ница изме- рения |
1 год | 2 год | 3 год | ||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | |||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. Объем производства: в натуральном выражении в стоимостном выражении (тыс.руб.) Объем реализации в натуральном выражении, всего в том числе: на внутреннем рынке на внешнем рынке Цена реализации за единицу продукции: на внутреннем рынке (руб.) на внешнем рынке (в иностранной валюте) Выручка от реализации продукции в иностранной валюте курс валюты Выручка от реализации (тыс.руб.) в том числе: НДС акцизы пошлины 2. Общая выручка от реализации продукции, итого (тыс.руб.) в том числе: НДС акцизы пошлины |
Таблица 5
Численность работающих, расходы на оплату труда
и отчисления на социальные нужды
Показатели |
Еди- ница изме- рения |
1 год | 2 год | 3 год | ||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | |||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1.Численность работающих по проекту, всего в том числе: Основной производственный персонал Вспомогательный персонал АУП сбытовой персонал 2. Расходы на оплату труда всего: в том числе: Основного производственного персонала (тыс.руб.) Вспомогательного персонала (тыс.руб.) АУП (тыс.руб.) сбытового персонала (тыс.руб.) 3. Отчисления на соц. нужды, всего: в том числе: Пенсионный фонд 28% Фонд соц.страхования 5,4% Фонд ОМС 3,6% Фонд занятости 1,5% |
Таблица 6
Затраты
на производство и сбыт продукции (на годовой объем)
(тыс. рублей)
Показатели |
1 год | 2 год | 3 год | ||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | ||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
(вид продукции <*>) 1. Прямые (переменные) затраты, всего в том числе: затраты на сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты и др. (с учетом НДС) затраты на топливо и энергию на технологические цели (с учетом НДС) затраты на топливо и энергию на технологические цели (с учетом НДС) затраты на оплату труда производственных рабочих отчисления на социальные нужды 2. Постоянные (общие) затраты, всего в том числе: общепроизводственные расходы, всего из них: затраты на материалы, инструмент, приспособления и др. (с учетом НДС) топливо, энергию затраты на оплату труда вспомогательного персонала отчисления на социальные нужды общехозяйственные расходы, всего из них: затраты на материалы и др. затраты на топливо, энергию затраты на оплату труда АУП отчисления на социальные нужды расходы на сбыт продукции, всего из них: затраты на материалы и др. затраты на топливо, энергию затраты на оплаты труда сбытового персонала отчисления на социальные нужды 3. Общие затраты на производство и сбыт продукции (услуг), всего в том числе: затраты на материалы и др. (с учетом НДС) затраты на топливо, энергию (с учетом НДС) затраты на оплату труда отчисления на социальные нужды 4. НДС, акцизы, уплаченные из затрат на материалы, топливо, энергию и др. |
6.1. Административные накладные расходы
(общехозяйственные)
Показатели |
1 год | 2 год | 3 год | ||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | ||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Страхование собственности (имущества) 2. Затраты на содержание служебного автомобильного транспорта 3. Аренда земли и другие выплаты за земельный участок 4. Оплата лицензий на право деятельности, оплата гонораров 5. Содержание аппарата управления предприятием (зарплата основная и дополнительная с отчислением на социальные нужды) 6. Содержание узлов связи, МСС, ВЦ и обеспечивающих их лабораторий 7. Содержание конструкторских служб 8. Расходы на командировки и перемещения 9. Расходы на отопление, освещение, канализацию, водоснабжение и содержание в чистоте административных зданий 10. Содержание пожарной и военизированной охраны 11. Канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы 12. Платежи по кредитам банков в пределах ставок, установленных законодательством 13. Федеральный и территориальный налоги на реализацию ГСМ 14. Налог на пользователей автомобильных дорог 15. Налог с владельцев транспортных средств 16. Уплата местных налогов 17. Представительские расходы 18. Издержки на социальное обслуживание: - жилье - здравоохранение (медпункт, амбулатории и т.п.) - столовые, кафетерии - продовольственные магазины - прочие объекты социального обслуживания 19. Всего административные накладные расходы: в том числе: постоянные переменные |
6.2. Заводские накладные расходы
(общепроизводственные)
Показатели |
1 год | 2 год | 3 год | ||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | ||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Заработная плата основная и дополнительная с отчислениями на социальные нужды рабочих и служащих, не занятых непосредственно в производстве 2. Заработная плата с отчислениями на социальные нужды персонала неуправленческого характера 3. Содержание аппарата управления цехами (заработная плата+ отчисления на социальные нужды+ канцелярские расходы 4. Содержание зданий, сооружений производственного назначения, складов, инвентаря, (заработная плата+ отчисления на социальные нужды+ вспомогательные материалы), включая коммунальные услуги 5. Транспортные расходы, связанные с производственными процессами (маттехснаб, внутризаводской транспорт и т.п.) 6. Ремонт зданий, сооружений производственного назначения, складов инвентаря 7. Затраты по охране окружающей среды, затраты на переработку, утилизацию, удаление отходов 8. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ 9. Затраты на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общих лабораторий, расходы на изобретательство и рационализацию 10. Аренда отдельных объектов основных производственных фондов 11. Оплата работ по сертификации продукции 12. Охрана труда 13. Текущая подготовка кадров 14. Организованный набор рабочей силы 15. Всего заводские накладные расходы в том числе: постоянные переменные |
6.3. Издержки по сбыту продукции
Показатели |
1 год | 2 год | 3 год | ||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | ||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Расходы на тару и упаковку изделий (на складах отдела сбыта) 2. Расходы на транспортировку продукции 3. Расходы на заработную плату работников, занятых сбытом продукции (погрузочно- разгрузочные работы и прочие) 4. Комиссионные сборы, отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами 5. Гарантийный ремонт и обслуживание 6. Расходы на рекламу - всего в том числе: расходы на рекламу в пределах установленного Минфином норматива 7. Расходы на участие в выставках 8. Подготовка продавцов и торговцев данной продукции 9. Прочие расходы по сбыту |
|||||||||||
Итого |
Таблица 7
Амортизационные отчисления
(тыс. рублей)
Показатели |
Норма аморти- зации в соот- ветствии с установлен- ным порядком (в процентах) |
1 год | 2 год | Третий и послед годы, всего |
||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | |||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. Основные фонды всего: восстановительная стоимость амортизация остаточная стоимость в том числе: 1.1 Здания и сооружения восстановительная стоимость амортизация 1.2 Машины и оборудование восстановительная стоимость амортизация 1.3 Транспортные средства восстановительная стоимость амортизация 1.4 Прочие восстановительная стоимость амортизация 2. Нематериальные активы всего: стоимость амортизация |
Таблица 8
Финансовые результаты производственной
и сбытовой деятельности (на годовой объем)
(тыс. рублей)
Показатели |
1 год | 2 год | Третий и послед годы, всего |
||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | ||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Общая выручка от реализации продукции (таблица4, пункт 2 с НДС, акцизами и пошлинами) 2. НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи от реализации выпускаемой продукции (таблица 4, пункт 2) 3. Уплачиваемые экспортные пошлины 4. Выручка от реализации продукции за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (разность между показателями пункта 1 и пунктов 2,3) 5. Общие затраты на производство и сбыт продукции (услуг) (таблица 6 пункт 3 с НДС) в том числе: а) НДС, акцизы и аналогичные платежи, уплачиваемые из затрат на материалы, топливо, энергию (таблица 6, пункт 4) 6. Амортизационные отчисления (таблица 7, пункт 1) 7. Налоги, включаемые в себестоимость, всего в том числе: (указать каждый в отдельности по уровням бюджетов) 8. Финансовый результат (прибыль) (разность между показателями пункта 4 и пунктов 5, 6 и 7) 9. Налоги, относимые на финансовый результат (прибыль), всего в том числе: налог на имущество другие налоги (указать каждый в отдельности по уровням бюджетов) 10. Погашение основного долга и выплата процентов за кредит 11. Налогооблагаемая прибыль (разность показателей пункта 8 и пунктов 9 и 10) 12. Налог на прибыль 13. Чистая прибыль (разность показателей пункта 8 и пунктов 9 и 12) 14. Платежи в бюджет (сумма показателей пунктов 2, 3, 7, 9, 12 за вычетом показателя пункта 5а) |
Таблица 9
План
денежных поступлений и выплат
Показатели |
1 год | 2 год | Третий и послед годы, всего |
||||||||
всего | по месяцам | всего | по кварталам | ||||||||
янв. | фев. | ... | дек. | I | II | III | IV | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Деятельность по производству и сбыту продукции (услуг) | |||||||||||
1. Денежные поступления, всего (сумма показателей пунктов 1"а" и 1"б") в том числе: а) поступления от продажи продукции (услуг) с НДС, акцизами и пошлинами (таблица 4, пункт 2) б) прочие доходы от производственной деятельности 2. Денежные выплаты, всего (сумма показателей пунктов 2"а" и 2"б") в том числе: а) затраты по производству и сбыту продукции (услуг) с НДС (таблица 6, пункт 3) б) платежи в бюджет НДС, акцизы, пошлины; налоги включаемые в себестоимость; налоги относящиеся на финансовый результат (прибыль); налог на прибыль в том числе: федеральный, суб.федеральный и местный (таблица 8, пункт 14) 3. Сальдо потока от деятельности по производству и сбыту продукции (разность показателей пунктов 1 и 2) |
|||||||||||
Инвестиционная деятельность | |||||||||||
4. Поступление средств, всего (сумма показателей пунктов 4"а",4"б" и 4"в") в том числе: а) денежные средства претендента на начало реализации проекта б) продажа имущества в) продажа финансовых активов (паи, ценные бумаги других эмитентов) 5. Выплаты, всего (таблица 2, пункт 5) 6. Сальдо потока от инвестиционной деятельности (разность показателей пунктов 4 и 5) 7. Сальдо потока по производственной и инвестиционной деятельности (сумма показателей пунктов 3 и 6) Сальдо потока нарастающим итогом |
|||||||||||
Финансовая деятельность | |||||||||||
8. Поступление средств, всего (сумма показателей пунктов 8"а", 8"б" и 8"в") в том числе: а) поступления от продажи своих акций из них продажа государству б) кредиты в том числе муниципальная поддержка в) займы 9. Выплата средств, всего сумма показателей пунктов 9"а", 9"б" и 9"в") в том числе: а) уплата процентов за предоставленые средства (кроме процентов по краткосрочным кредитам) из них: по средствам муниципальной поддержки за счет городского бюджета по кредитам коммерческих банков (по каждому кредиту в отдельности) по другим заемным средствам (по каждому кредиту в отдельности) б) погашение основного долга, всего из них: по средствам муниципальной поддержки за счет городского бюджета по кредитам коммерческих банков (по каждому в отдельности) по другим заемным средствам (по каждому кредиту в отдельности) в) выплата дивидендов 10. Сальдо потока по финансовой деятельности (разность показателей пунктов 8 и 9) 11. Общее сальдо потока (сумма показателей пунктов 7 и 10) 12. Сальдо потока стр.11 нарастающим итогом |
Таблица 10
Данные для расчета нормативного срока
окупаемости проекта
Наименование показателей |
I год | II год | III год | ||
всего | по месяцам | всего | по кварталам I II III IV |
всего | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Объем инвестиций (итог табл.2 стр.5) 2. То же нарастающим итогом 3. Общее сальдо денежного потока (табл. 9 стр. 11) 4. То же нарастающим итогом (табл. 9 стр. 12) 5. Сальдо (4)-(2) |
Таблица 11
Бюджетный эффект от реализации проекта
(тыс.рублей)
Наименование статьи | 1 год | 2 год | Третий и последую- щие годы, всего |
1. Выплаты а) предполагаемая муниципальная поддержка проекта (таблица 3, пункт 8) б) НДС (комплектующие изделия, запасные части, оборудование, строительные работы, материалы, топливо, электроэнергия) 2. Поступление средств, итого (сумма показателей пунктов 2"а", 2"б", 2"в", 2"г", 2"д", 2"е", 2"ж") в том числе: а) налоги и платежи в бюджет (таблица 9 пункт 2"б") б) единовременные затраты при оформлении земельного участка<*> в) подоходный налог на заработную плату 0,12 х затраты на полату труда (таблица 6, пункт 3) г) отчисления на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, обязательное медицинское страхование (таблица 6, пункт 3 - отчисления на социальные нужды) д) выручка от продажи государственного пакета акций е) возврат процентов по муниципальному кредиту (таблица 9, пункт 9"а") ж) возврат основного одолга городу (таблица 9, пункт 9"б") 3. Сальдо потока (разность показателей пунктов 2 и 1) 4. То же нарастающим итогом 5. Коэффициент дисконтирования пункт 6 макета бизнес-плана) 6. Дисконтированная величина, сальдо потока (частное от деления показателей пунктов 3 и 5) 7. Чистый дисконтированный доход нарастающим итогом 8. Чистый дисконтированный доход города с учетом рисков нарастающим итогом |
---------------------------------
<*> Подтверждается первичным документом.
Мэр города |
А.Л.Сидоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Мэра г.Сургута от 7 февраля 2000 г. N 322 "Об утверждении Методики по оформлению бизнес-плана"
Текст распоряжения опубликован в информационном бюллетене Думы и администрации г. Сургута от 29 февраля 2000 г. N 2
Распоряжением Администрации г. Сургута от 7 августа 2023 г. N 2291 настоящий документ признан утратившим силу с 7 августа 2023 г.