Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Сургутской городской Думы
от 10 апреля 2000 г. N 255-IIГД
Программа
охраны природы и рационального использования природных ресурсов
города Сургута на 2000 и последующие годы
Введение
Состояние природной среды и сохранение здоровой среды обитания человека становится одним из ведущих показателей благосостояния общества и человека. Однако анализ природоохранной деятельности и состояния природной среды показывает, что необходимо дальнейшее обеспечение комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.
С начала проведения экономических реформ и спада производства природоохранные вопросы отошли на второй план. Решением VIII сессии городского Совета народных депутатов 18 февраля 1993 года утверждена первая редакция Программы "Охрана природы и рационального использования природных ресурсов г.Сургута на 1993 и последующие годы". В 1995 году была произведена ее корректировка. Программа имела долгосрочный характер и сроки ее выполнения, учитывая экономическое положение, определить было сложно. В выполнении мероприятий Программы были задействованы все предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории города.
В ходе реализации Программы не удалось решить многие организационные проблемы, так как система управления природопользованием и охраной природы в целом несовершенна, консолидировать усилия всех природоохранных ведомств и создать единую систему управления пока не удалось.
Полученный опыт по реализации Программы и мероприятий по ее выполнению сыграли положительную роль. Важность и необходимость решения экологических проблем города позволили создать сначала небольшую муниципальную службу рационального природопользования и охраны природы, а в 1998 году в структуре администрации города - Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии.
Практика реализации Программы позволила определить реальные рубежи выполнения отдельных мероприятий и включить в нее новые положения.
I. Состояние природной среды в городе Сургуте
Наблюдение за фоновым загрязнением атмосферного воздуха показывает, что концентрации загрязнителей в последние годы снижаются. Это вызвано в первую очередь спадом производства, а также принятыми мерами по переводу котельных на газовое топливо, совершенствованием технологии сжигания газа на ГРЭС и котельных, развитием сети контрольно-регулировочных пунктов регулировки двигателей, проведением контроля токсичности отработанных газов автомобилей, расширением контроля качества горюче-смазочных материалов на автозаправочных станциях. Озеленение и уборка улиц города уменьшили количество пыли. Превышения предельно-допустимых концентраций загрязнителей практически не бывает. Но снижения вредных выбросов пропорционального спаду производства не произошло.
Основной проблемой остается транспорт. По-прежнему отсутствует постоянная система контроля за вредными выбросами, не выработана система внедрения предприятиями города специального оборудования по снижению токсичности отработанных газов автотранспорта.
Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии начата работа по изучению технологий и оборудования по снижению токсичности отработанных газов автотранспорта с последующей рекомендацией для внедрения автотранспортными предприятиями города.
Одним из самых опасных загрязнителей остается бенз(а)пирен-3,4, его концентрации в среднем по городу 1,2-1,5 ПДК. Надежных показателей об его источниках пока нет. Федеральная природоохранная служба по-прежнему его не нормирует и не контролирует. Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии в 1996 году начаты научно-исследовательские работы по этой проблеме. Решить ее пока не удалось.
Проведенная геохимическая съемка показала наличие в грунтах и в снегу до 1,5-5,0 ПДК по девяти элементам тяжелых металлов, нитратам, фенолу, этилбензолу. По результатам контроля за состоянием атмосферы, проведенного в 1992-1994 годах по этим металлам, концентрации превышали 10 ПДК. В результате озеленения и запрета использования в городе привозимых с Урала песков эти показатели начали снижаться.
Несмотря на ввод в эксплуатацию полигона захоронения твердых бытовых отходов и временного полигона захоронения промышленных отходов, некоторые территории города продолжают захламляться мусором. В городе не создана пока единая система санитарной очистки. Мало положительного опыта и в других городах России. Тем не менее ситуация заметно улучшается. Существенно улучшилась работа коммунальных служб города. Большинство улиц города закреплено за специализированными предприятиями. За городскими предприятиями закрепляются зоны, и они несут ответственность за их санитарное состояние. Начата работа по очистке водоохранной зоны. Озеленение города стало его визитной карточкой, но все же территории жилой и особенно промышленной зоны еще не достаточно озеленены. Из-за непродуманного строительства инженерных сооружений отдельные участки леса в границах города обводнены и усыхают.
Огромная территория и хорошая ее продуваемость пока рассредоточивают вредные вещества, но имеющиеся загрязнения на состоянии здоровья людей сказываются отрицательно. Если не принимать соответствующих мер, то суровые климатические условия, плюс загрязнения воды и воздуха могут сделать территорию опасной для жизни людей.
II. Цели и задачи в области охраны природной среды и рационального природопользования
Стратегической целью является создание и поддерживание экологически безопасной среды с целью обеспечения физического, психологического и социального благополучия населения. Для этого необходимо:
- обеспечение рационального природопользования;
- сохранение видового и ландшафтного разнообразия природы, ландшафтно-архитектурных особенностей местности;
- стабилизация и улучшение экологической обстановки.
На первом этапе необходимо остановить ухудшение качества природной среды, а потом снизить до допустимых значений средние уровни содержания в атмосфере и воде наиболее опасных для здоровья населения веществ, реализовать специальные программы восстановления нарушенных экосистем и ликвидации ущерба, нанесенного природной среде и отдельным ее элементам.
В первую очередь финансовые и материальные ресурсы необходимо направить на неотложные меры по строительству природоохранных объектов, обновлению технологических процессов, озеленение и санитарную очистку территорий. При этом необходимо задействовать все механизмы наведения порядка и технологической дисциплины. Важнейшим условием является проведение единовременного учета (инвентаризации) фактов загрязнений и паспортизация источников выбросов и сбросов.
Для достижения поставленных целей необходимо:
- довести до 100% очистку хозбытовых стоков;
- построить ливневые очистные сооружения;
- построить комплекс сооружений по утилизации отходов (полигон по утилизации твердо-бытовых отходов, промышленных, токсичных отходов, установки по сбору и утилизации отдельных отходов ртути, отработанных масел, кислот и др.);
- провести санитарную очистку захламленных территорий, ликвидировать несанкционированные свалки;
- разработать и реализовать непосредственные меры по учету экологических требований во всех звеньях производства и потребления;
- создать единую систему муниципальных норм и правил хозяйственной деятельности, нагрузки на природную среду (на основе законов, нормативов в пределах своей компетенции);
- обеспечить экологически обоснованное размещение промышленных и жилых объектов с учетом критериев антропогенных нагрузок на природную среду;
- разработать и ввести в действие хозяйственный механизм рационального природопользования;
- осуществить меры по предотвращению аварий на опасных в экологическом отношении объектах;
- осуществить на предприятиях, транспорте и других объектах меры по уменьшению поступлений в природную среду газообразных, жидких и твердых вредных веществ до допустимых величин;
- продолжить работу по озеленению и сохранению зеленых насаждений в городе;
- организовать проведение эффективной экологической экспертизы программ и проектов всех видов хозяйственной деятельности;
- создать единую автоматизированную систему экологического контроля;
- продолжить работу по повышению уровня экологического образования и воспитания населения города, расширить массовую пропаганду природоохранных знаний.
III. Неотложные меры по оздоровлению природной среды на 2000 и последующие годы
3.1. Обеспечение экологической безопасности:
- установить критерии и выявить зоны и объекты повышенной экологической опасности;
- закончить инвентаризацию и ранжирование объектов хозяйствования опасных для природной среды и человека в случае аварийного выброса (сброса), а также при обычной эксплуатации используемых, производимых или хранимых химических и радиоактивных веществ;
- разработать и осуществить всеми предприятиями и организациям на основании проведенной инвентаризации систему мер по максимальному снижению степени риска возникновения экологически опасных ситуаций на хранилищах химических веществ, складах ГСМ, транспорте, других объектах;
- провести оценку загрязнения природной среды в местах расположения предприятий промышленными выбросами, которые содержат канцерогенные, токсичные и другие опасные вещества, и на основе данных определить режим безопасного проживания населения;
- продолжить создание единой системы ведения комплексного территориального кадастра, позволяющего осуществлять в т.ч. и комплексное управление природопользованием и охрану природы.
3.2. Снижение загрязнения воздуха:
- осуществить меры по реконструкции устаревших производств, оснастить эффективным газоочистным и пылеулавливающим оборудованием предприятия, загрязняющие атмосферу в городе, внедрять более прогрессивные технологии;
- разработать и осуществить комплекс мер по снижению токсичности выбросов на автотранспорте;
- организовать работу передвижной лаборатории по контролю за вредными выбросами на автотранспорте;
- разработать комплексную схему движения всех видов городского пассажирского транспорта;
- продолжить работу по ликвидации малых котельных;
- продолжить и расширить контроль за качеством поступаемых и отпускаемых ГСМ, состоянием запорной и дыхательной арматуры на складах ГСМ;
- продолжить работу по переводу автотранспорта на газовое топливо.
3.3. Снижение загрязнения водных объектов и обеспечение питьевой водой:
- продолжить работу по реконструкции канализационных очистных сооружений (КОС);
- продолжить работу по проектированию и строительству очистных сооружений ливневой канализации (ЛОС);
- продолжить строительство ливневых коллекторов. Промышленным предприятиям, где это необходимо, ввести в эксплуатацию локальные очистные сооружения;
- провести комплекс мероприятий по проектно-изыскательским и строительным работам, направленным на предотвращение загрязнения водных объектов;
- организовать выполнение проекта благоустройства и очистки водоохранной зоны, при необходимости разработать программу выноса загрязняющих объектов и предприятий за пределы водоохранной зоны;
- продолжить работу по улучшению качества питьевой воды;
- организовать работу по обустройству водохранилища на реке Сайме.
3.4. Санитарная очистка:
- продолжить работу по разработке системы управления отходами;
- приступить к строительству второй очереди полигона для захоронения твердых бытовых отходов;
- закончить проектирование и приступить к строительству полигонов для утилизации промышленных нетоксичных и токсичных отходов;
- разработать и реализовать программу по строительству в городе комплекса предприятий (установок) по переработке отдельных отходов (ламп дневного света, электролита, аккумуляторов, масел и др.);
- продолжить работу по изучению различных методов и технологий утилизации отходов.
3.5. Благоустройство, озеленение и охрана жилой, промышленной и зеленой зон:
- продолжить работу по инвентаризации зеленых насаждений;
- продолжить работу по обустройству парков за рекой Саймой, Кедровым Логом, скверов города;
- закончить обустройство питомника древесно-кустарниковых пород;
- продолжить озеленение территорий в жилой и промышленной зонах, не используемых для промышленных целей;
- провести санитарную очистку и благоустройство лесных массивов в жилой и промышленной зонах и закрепить их территории за организациями и службами города;
- продолжить работу по содержанию и благоустройству зеленой зоны города Сургута.
3.6. Обеспечение радиационной безопасности:
- продолжить работу по изучению радиационной обстановки в городе;
- создать систему контроля за радиационной обстановкой, деятельностью предприятий, организаций и учреждений, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения;
- создать систему своевременного оповещения населения информацией об угрозе радиационной опасности, уровнях радиоактивного загрязнения природной сферы и сельскохозяйственной продукции;
- запретить приемку в эксплуатацию установок и источников ионизирующего излучения без создания и ввода в действие системы контроля радиационной обстановки.
3.7. Предотвращение загрязнения природной среды опасными химическими веществами.
Провести инвентаризацию производств, процессов, при которых в природную среду поступают канцерогенные и токсичные вещества, и разработать комплекс технических, организационных и правовых норм (в пределах компетенции) по предотвращению поступления их в природную среду.
3.8. Защита населения от шума и электромагнитного излучения:
- осуществить паспортизацию основных магистральных улиц по фактору шума. При необходимости разработать комплексную схему и программу защиты населения от шума;
- продолжить работу по проведению санитарно-гигиенической паспортизации источников электромагнитного воздействия на человека и окружающую среду с созданием карты существующей и прогнозируемой электромагнитной обстановки;
- разработать и внедрить систему организационных и инженерно-технических мероприятий по снижению электромагнитных излучений до нормативных уровней;
IV. Экологическое воспитание, образование населения
4.1. Создать систему экологической пропаганды и просвещения населения через средства массовой информации с использованием местного материала.
Для этого необходимо:
- готовить ежегодные доклады администрации города, используя сведения всех природоохранных органов о состоянии природной среды города, для широкого информирования населения;
- организовать единую систему экологической информации, пропаганды экологических знаний по радио, телевидению, в печати;
- организовать выпуск экологических бюллетеней, содержащих стандартные количественные данные о состоянии природной среды;
- организовать изготовление фотостендов, фотовитрин, других средств наглядной информации по разделам природоохранной тематики и размещение их при проведении культурно-массовых мероприятий.
4.2. Создание системы всеобщего и непрерывного образования и воспитания населения города в области охраны природы и рационального природопользования:
а) ввести в детских садах, школах специальные программы экологического воспитания и образования с использованием местного материала;
б) проводить теоретическую и методическую подготовку учителей по современным экологическим проблемам, для чего:
- проводить экскурсии для учителей биологии, географии, химии, физики по ознакомлению с экологическими проблемами региона;
- проводить встречи учителей со специалистами города Сургута с целью расширения и углубления экологических знаний;
в) подготовить необходимые наглядные средства обучения:
- фотоальбом редких и исчезающих видов флоры и фауны региона;
- сборник статистических данных по изменению состояния природной среды в регионе;
- бюллетени о состоянии природной среды;
- ландшафтные карты и кадастры природных ресурсов;
- компьютерные программы по экологическому обучению и моделированию;
- видеофильмы (экологические проблемы региона, антропогенные формы рельефа, здоровье и среда, оптимизация природопользования).
4.3. Изучение и учет общественного мнения.
Проводить изучение общественного мнения по вопросам охраны природы и рационального природопользования.
V. Муниципальная служба управления природопользованием и охраны природы
В целях реализации функций и полномочий, определенных законодательством по охране природы и природопользованию (Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", "Земельный кодекс РСФСР", Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другие):
а) продолжить работу по совершенствованию структуры муниципальной службы управления природопользованием и охраны природы, основными принципами которой являются:
- объединение ведомств, осуществляющих контроль и управление компонентами природной среды;
- использование современных методов управления и средств сбора, обработки, хранения и предоставления информации.
Для этого необходимо:
б) развивать муниципальную систему управления природопользованием и охраны природы;
в) создать единую систему ведения комплексного территориального кадастра;
г) совершенствовать систему ведения экологических паспортов предприятий, отраслей, территорий;
д) создать систему обеспечения безопасности при авариях и разрушениях от сильнодействующих ядовитых веществ;
е) разработать систему обмена научно-технической информацией по природопользованию и охране природы с региональными, республиканскими и отраслевыми органами информации;
ж) обеспечить органы управления, проектные, общественные организации, население оперативной и достоверной информацией о состоянии природной среды.
VI. Финансирование мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию
6.1. Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется из источников, предусмотренных законодательством:
- средств бюджета города;
- внебюджетных средств экологических фондов;
- собственных средств предприятий, учреждений, организаций.
6.2. Довести уровень финансирования природоохранных мероприятий Программы "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов города Сургута" на 2000 и последующие годы до 5% от расходной части бюджета города.
VII. Заключение
Анализ различных источников выделения средств на мероприятия по охране природы показывает, что уровень финансирования зависит от исторического времени и особенностей конкретной страны. Сложилось устойчивое апробированное мнение, что на природоохранные мероприятия для получения положительного эффекта в каждой стране необходимо направлять не менее 5% стоимости валового национального продукта. В противном случае не удается остановить и в достаточной мере компенсировать разрушение природной среды. Для города Сургута представляется целесообразным на данном этапе выделение на эти цели доли расходной части бюджета города в размере не менее 3% с последующим доведением ее в будущем до 5%. Это позволит стабилизировать экологическую обстановку и в перспективе улучшить, повысить комфортность и качество жизни в городе.
<< Назад |
||
Содержание Решение Сургутской городской Думы от 10 апреля 2000 г. N 255-IIГД "О Программе "Охрана природы и рациональное использование... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.