Мэру города Сургута
Сидорову А.Л.
г. Сургут,
ул. Энгельса, 8.
11 июля 1997 года мэром города Сургута издано постановление N 101 "О мерах по предупреждению завоза на территорию города ВИЧ-инфекции, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем и других инфекционных заболеваний". Данное постановление в действующей редакции предусматривает обязательное обследование всех лиц, прибывающих в город из стран СНГ и Прибалтики в городских медицинских учреждениях на туберкулез, СПИД и сифилис с отражением результатов обследования в медицинском сертификате, а также ограничение и нарушение прав граждан при отсутствии данного сертификата, либо при выявлении у них какого-либо заболевания.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, причем согласно ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральными законами не предусмотрено требование об обследовании граждан при прибытии в другие регионы Российской Федерации в местных медицинских учреждениях на предмет наличия у них указанных или каких-либо других заболеваний.
Предметы ведения муниципальных образований определены статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ограничены только вопросами местного значения. По другим вопросам органы местного самоуправления не вправе устанавливать какие-либо обязанности для граждан и юридических лиц. В том числе местная администрация не уполномочена устанавливать обязанность граждан, прибывающих на территорию муниципального образования, проходить медицинское обследование, а также ограничивать какие-либо права этих граждан в случае, если они не прошли данного обследования, поскольку это не предусмотрено федеральным законодательством и не относится к вопросам местного значения.
Кроме того, введение на местном уровне обязательного медицинского обследования граждан противоречит и отраслевому законодательству.
Так, в соответствии со статьями 32, 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства, в том числе медицинского освидетельствования или наблюдения, является добровольное согласие гражданина. Тем более незаконным является установление платы за указанное принудительное медицинское обследование граждан, как это предусмотрено пунктом 4 постановления мэра города.
Применение мер по профилактике и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции регулируется нормами Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". При этом статьями 7, 9 названного Закона установлено, что медицинское освидетельствование граждан на предмет наличия ВИЧ-инфекции проводится добровольно, за исключением случаев освидетельствования доноров крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций по утверждаемому Правительством РФ перечню при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.
Наличие медицинского сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции в соответствии со статьей 10 названного Закона предусмотрено только для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев. Однако, данной статьей установлено, что сертификат предъявляется иностранными гражданами в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации при получении ими визы на въезд в Россию, а форма и требования к медицинскому сертификату устанавливаются Правительством РФ.
Таким образом, установленное постановлением мэра города от 11 июля 1997 года N 101 требование об обязательном обследовании на СПИД для прибывающих в город граждан нарушает предусмотренный законом принцип добровольности обследования на ВИЧ-инфекцию для граждан России, а также установленный порядок прохождения обследования на ВИЧ-инфекцию для иностранных граждан.
Тем более незаконным является установленное пунктом 5 названного постановления мэра требование о предъявлении прибывающими в город гражданами медицинского сертификата с результатами обследования на предмет наличия указанных заболеваний в качестве обязательного условия для их регистрации по месту жительства или пребывания, а также вытекающее из этого положения право отказа органов внутренних дел в регистрации граждан при отсутствии сертификата.
В соответствии со статьей 27 Конституции РФ, а также статьей 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. При этом согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень документов, на основании которых осуществляется регистрация граждан по месту жительства. В соответствии с названной статьей требование, предъявления гражданами для регистрации по месту жительства медицинского сертификата не предусмотрено. Также не предусмотрено предоставление медицинского сертификата для регистрации граждан по месту пребывания.
Все указанные выше выводы подтверждены постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета в пределах Российской Федерации. При этом постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года N 290 действие указанных Правил распространено на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии. На основании указания МВД РФ от 14 августа 1996 года N 1/13989 данный порядок регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства и пребывания установлен в качестве временной меры также в отношении граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Указанием МВД РФ от 22 августа 2000 года N 1/15651 с 1 октября 2000 года внесены изменения в порядок регистрации граждан СНГ, касающиеся документирования их видом на жительство.
Предусмотренная пунктом 5 постановления мэра депортация граждан, не имеющих медицинского сертификата, прямо противоречит закрепленному в статье 27 Конституции РФ праву граждан, в том числе иностранных, но законно находящихся на территории Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Пунктом 6 постановления мэра города от 11 июля 1997 года N 101 предусмотрено согласование управлением по труду и миграции администрации города и комиссией миграционного контроля решений о регистрации граждан по месту жительства и пребывания только при наличии медицинского сертификата, что также противоречит вышеуказанным нормам законодательства, регулирующего право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Кроме того, названное законодательство вообще не предусматривает подобные органы в качестве участников правоотношений, связанных с регистрацией граждан по месту жительства и пребывания, и не наделяет эти органы какой-либо компетенцией по решению указанных вопросов.
Пунктом 8 постановления мэра города руководителям предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности запрещен прием на работу граждан из стран СНГ при отсутствии медицинского сертификата. Между тем, прием на работу регулируется трудовым правом, которое в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом, согласно частям 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В связи с этим органы местного самоуправления не вправе издавать правовые акты, регулирующие трудовые правоотношения. Статьей же 19 Кодекса законов о труде РФ при приеме граждан на работу от них прямо запрещено требовать документы, помимо предусмотренных законодательством. Предъявление медицинских сертификатов законодательством о труде не предусмотрено. Законодательство о занятости населения, в том числе Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", регулирующий порядок использования труда иностранных работников, также не предусматривает необходимость наличия медицинских сертификатов при приеме их на работу.
Следует отметить, что мэром также был нарушен порядок принятия указанного постановления. В частности, в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. Никакие другие должностное лицо или орган местного самоуправления не вправе принимать правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения. Поскольку оспариваемое постановление мэра города содержит такие правила и его действие распространяется на неопределенный круг лиц, оно было принято с превышением компетенции.
Следует также отметить, что постановление губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 28 марта 1997 года N 131 "О мерах по предупреждению завоза на территорию округа ВИЧ-инфекции, туберкулеза, венерических и других инфекционных заболеваний", на основании и во исполнение которого было издано постановление мэра города Сургута от 11 июля 1997 года N 101 "О мерах по предупреждению завоза на территорию города ВИЧ-инфекции,' туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем и других инфекционных заболеваний", в соответствии с постановлением губернатора от 2 июня 2000 года N 175 на основании протеста прокурора округа утратило силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Постановление от 11 июля 1997 года N 101 "О мерах по предупреждению завоза на территорию города ВИЧ-инфекции, туберкулеза, заболеваний, передающихсяполовым путем и других инфекционных заболеваний" (в редакции постановления от 9 июня 2000 года N 102) отменить.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его получения.
3. О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено прокурору в письменной форме.
Об отмене постановления Мэра города от 11 июля 1997 г. N 101 см. постановление Мэра г. Сургута от 13 февраля 2001 г. N 28
И.о. прокурора города Сургута,
заместитель прокурора города |
И.А.Мачалов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора г.Сургута от 10 января 2001 г. N 1/120 на постановление от 11 июля 1997 года N 101 "О мерах по предупреждению завоза на территорию города ВИЧ-инфекции, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем и других инфекционных заболеваний"
Текст Протеста официально опубликован не был