Мэру города Сургута
Сидорову А..Л.
г. Сургут,
ул. Энгельса, 8,
горадминистрация.
Распоряжением от 1 сентября 2000 года N 2467 "Об упорядочении регистрационного учета граждан, проживающих во временном бесхозяйном и инвентарном жилье, обслуживаемом муниципальными учреждениями жилищно-коммунального хозяйства" департаменту жилищно-коммунального хозяйства городской администрации предписано представить в паспортно-визовую службу управления внутренних дел города Сургута и Сургутского района акты по лицам, зарегистрированным в несуществующих строениях либо длительное время не проживающим во временном бесхозяйном и инвентарном жилье, обслуживаемом учреждениями жилищно-коммунального хозяйства, для снятия с регистрационного учета. В свою очередь паспортно-визовой службе УВД г.Сургута и района предписано по представленным актам производить снятие с регистрационного учета граждан в установленном законом порядке.
Данное распоряжение противоречит закону и подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 27 Конституции РФ каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статьей 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российского Федерации" также установлено, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Кроме того, на основании ст. 4 Закона РФ "О милиции" органы милиции, в том числе паспортно-визовые службы, в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В связи с этим органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные акты, затрагивающие право граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, а также давать указания паспортно-визовой службе по вопросам осуществления регистрационного учета.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российского Федерации" снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета только в следующих случаях:
- изменение места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;
- призыв на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
- осуждение к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
- признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
- смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
- выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
- обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможности снятия граждан с регистрационного учета по каким-либо иным основаниям независимо от вида жилищного фонда и его принадлежности. В связи с этим снятие гражданина с регистрационного учета во всех указанных в распоряжении городской администрации случаях возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. При этом согласно ст.ст. 4, 5, 6, 7 названного Закона органы внутренних дел (паспортно-визовые службы) являются органами регистрационного учета, в функции которых не входит обращение в суд с заявлениями о снятии граждан с регистрационного учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
распоряжение от 1 сентября 2000 года N 2467 "Об упорядочении регистрационного учета граждан, проживающих во временном бесхозяйном и инвентарном жилье, обслуживаемом муниципальными учреждениями жилищно-коммунального хозяйства" отменить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его получения. О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор города Сургута
советник юстиции |
А.К.Пономарев. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора г. Сургута от 31 октября 2000 г. N 1/4505 на распоряжение от 1 сентября 2000 года N 2467 "Об упорядочении регистрационного учета граждан, проживающих во временном бесхозяйном и инвентарном жилье, обслуживаемом муниципальными учреждениями жилищно-коммунального хозяйства".
Текст Протеста официально опубликован не был