В Сургутскую городскую Думу
г. Сургут, ул. Энгельса, 8
Прокуратурой города проведена проверка соответствия нормативных актов органов городского самоуправления требованиям действующего бюджетного законодательства.
При проведении настоящей проверки установлены следующие нарушения закона.
В настоящее время основным нормативным актом по вопросам регулирования бюджетного процесса на местном уровне является Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Сургуте, утвержденное решением городской Думы N 144-IIГД от 28.01.1999 г.
Решением Сургутской городской Думы от 28 июня 2001 г. N 42-IIIГД "Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Сургуте" решение городской Думы от 28.01.1999 г. N 144-IIIГД признано утратившим силу.
Указанное выше Положение не в полном объеме соответствует требованиям действующего бюджетного законодательства и содержит нормы, противоречащие отдельным положениям Бюджетного кодекса РФ.
Так, в статье 2 Положения устанавливаются и раскрываются принципы бюджетного устройства в городе. Вместе с тем, согласно ст.7 БК РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ (в состав которой входят и местные бюджеты) отнесено в области бюджетных правоотношений к компетенции органов государственной власти РФ.
Пунктом 3 статьи 3 Положения к налоговым доходам бюджета города отнесена государственная пошлина. Однако, на основании ст.61 БК РФ государственная пошлина относится к налоговым доходам местных бюджетов, за исключением госпошлины, зачисляемой в соответствии со ст.50 Кодекса в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
Этой же статьей Положения одним из видов неналоговых доходов бюджета города наряду с доходами от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, обозначены доходы от использования государственного имущества, что противоречит требованиям ст.ст. 51, 55, 60 БК РФ.
Согласно п.З ст.4 Положения расходы бюджета города подразделяются в соответствии с бюджетной классификацией на текущие, капитальные расходы и расходы, связанные с выполнением государственных функций. Статья же 66 БК РФ подразделяет расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания лишь на текущие и капитальные. Органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ (ст. 27 БК РФ).
Пункт 7 ст.4 Положения предусматривает расходы бюджетных учреждений в более узком объеме, чем это предусмотрено ст.70 БК РФ. В частности, в состав указанных расходов не включены трансферты населению.
В нарушение требований ст. 152 БК РФ не включены в состав участников бюджетного процесса на территории города - бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств (п.1 ст.8 Положения).
В соответствии со ст. 187 БК РФ порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения, определенный правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать утверждение в процессе рассмотрения этого проекта решения показателей, определенных статьей 181 настоящего Кодекса.
В частности, в проекте решения о бюджете в составе расходов бюджета должны быть установлены лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года, источники финансирования дефицита бюджета, верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым, также другие предельные значения, предусмотренные Кодексом, с указанием предельных объемов обязательств по муниципальным гарантиям.
Порядок рассмотрения проекта бюджета города, установленный ст.ст. 10-12 Положения, вышеназванным требованиям бюджетного законодательства не соответствует.
Процедура временного управления бюджетом, определенная п.З ст. 12 Положения, не отвечает требованиям ст.ст. 190-191 БК РФ.
Регламентация рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета города, которая дана в пп.7-8 ст. 13 Положения, не предусматривает обязательную процедуру внешней проверки представительным органом отчета об исполнении бюджета, установленную ст.272 БК РФ.
Установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ отнесено к компетенции органов государственной власти РФ (ст.7 БК РФ).
Согласно ст. 165 БК РФ полномочия по приостановлению операций по лицевым счетам распорядителей и получателей средств бюджета, направлению им и кредитным организациям представлений с требованиями устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства, наложению на них штрафов в соответствии с договорами и законодательством РФ, отнесено к исключительной компетенции (бюджетным полномочиям) Министерства финансов РФ. Данные полномочия органами, исполняющими местные бюджеты, осуществляться не могут (ст.284.1 Кодекса).
Вместе с тем, статьей 16 Положения указанные выше меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, отнесены к полномочиям управления финансов администрации города.
См. распоряжение Мэра г. Сургута от 30 мая 2001 г. N 1437 "Об утверждении Положения о Департаменте финансов администрации города Сургута", которым распоряжение Мэра города от 03.04.2000 г. N 856 "Об утверждении Положения об управлении финансов" признано утратившим силу.
Раздел VI Положения, регламентирующий порядок образования и функционирования городских внебюджетных и валютных фондов, противоречит требованиям ст.ст. 10, 14, 32 БК РФ и Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.95г. (с последующими изменениями и дополнениями).
На основании изложенного, руководствуясь ст.24 ФЗ "О прокуратуре РФ",
требую:
Рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании городской Думы и принять конкретные меры по устранению указанных в представлении нарушений закона и недопущению подобных нарушений впредь.
О результатах принятых мер незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.
И.о.прокурора города Сургута |
И.А.Мачалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокурора г.Сургута от 9 апреля 2001 г. N 1/1527 "Об устранении нарушений закона"
Текст представления официально опубликован не был