В Сургутскую городскую Думу
г.Сургут, ул.Энгельса, 8
Прокуратурой города проведена проверка соблюдения соответствия Устава города Сургута действующему законодательству.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения федерального и регионального законодательства, допущенные в Уставе города.
Так, в соответствии с пп. 1.3 п. 1 ст. 39 Устава полномочия городской Думы прекращаются досрочно по результатам референдума о роспуске Думы.
Данное положение Устава прямо противоречит статье 13 Федерального закона от 19.09.1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (с изменениями от 30.03.99г.) и статье 2 Закона ХМАО от 10.11.94г. N 5-оз "О местном референдуме"(в ред. Закона ХМАО от 08.10.99г.), согласно которых на местный референдум не может быть вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления.
Установление общих принципов организации системы местного самоуправления статьей 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Законами ХМАО от 30.04.97г. N 25-оз "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа" (в ред. от 11.01.2000 г.) - ст. 3 и "О статусе главы местного самоуправления муниципального образования ХМАО" N 21-оз (с последующими изменениями и дополнениями) - ст. 11 определен исключительный перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и главы местного самоуправления муниципального образования.
В связи с этим, подпункты 3.3 п. 3 ст. 39 и 1.5 п. 1 ст. 43 Устава города, предусматривающие в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий депутата городской Думы и мэра города выезд на постоянное место жительства и работу за пределы территории города, противоречат вышеуказанным законодательным актам.
Ранее действовавшая норма Закона РФ от 06.07.91 г. "О местном самоуправлении в РФ" (пп. "б" п. 5 ст. 95), предусматривавшая аналогичное основание досрочного прекращения полномочий глав местных администраций, утратила силу согласно ФЗ от 28.08.95г. N 154-ФЗ.
Не соответствует требованиям закона и п. 2 ст. 18 Устава в части указания на невозможность вынесения вопроса о налогах и сборах на городской референдум.
Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и п. 1 ст. 2 Закона ХМАО "О местном референдуме" на местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.
На основании ст. 6 ФЗ от 28.08.95г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения, в частности, относится установление местных налогов и сборов (пп. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ от 28.08.95г. N 154-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Устава к полномочиям администрации города отнесена организация ведения земельного кадастра и мониторинга земель.
Земельное законодательство статьей 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В настоящее время полномочия органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению земельного кадастра определяются ст. 11 ФЗ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (введен в действие с 11.07.2000 г.) и ст. 17 Закона ХМАО от 08.06.98г. N 43-оз "О земле" (с последующими изменениями и дополнениями) которыми лишь предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению земельного кадастра соответствующим законом.
Статьей 15 Закона ХМАО "О земле" организация ведения на территории автономного округа государственного земельного кадастра и мониторинга земель отнесена к полномочиям Правительства автономного округа.
При изложении отдельных положений в Уставе допущены неточности в формулировках, имеет место расширительное толкование правовых норм.
Например, пунктом 2 ст. 15 Устава в состав земель города включены земли жилой и общественной застройки, водоемов и акваторий, военных объектов, режимных зон.
На основании ст. 71 Закона ХМАО "О земле" состав земель городов на территории автономного округа определяется федеральным земельным законодательством.
Согласно ст. 71 Земельного кодекса РСФСР наряду с другими в состав земель городов входят земли городской застройки, земли обороны, а также земли водного фонда (ст. 95 ЗК РСФСР).
Понятие "земли режимных зон" действующее законодательство не содержит.
Одним из полномочий администрации города в сфере социальной защиты пункт 1 ст. 53 Устава города определяет организацию работы по правильному и своевременному назначению и выплате пенсий.
Вместе с тем, органами осуществляющими пенсионное обеспечение являются государственные органы социальной защиты населения. Правила обращения за пенсией, ее назначения и организации выплаты устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 117 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ").
При этом, отношения, связанные с пенсионным обеспечением гражданза счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 1 Закона РФ "О государственных пенсиях").
Формулировка п. 13 ст. 79 Устава о том, что деятельность органов городского самоуправления в сфере охраны здоровья строится на основе обязательного лицензирования деятельности по оказанию медицинских услуг и обращения в лицензирующие медицинские органы об отзыве лицензий, в случае обнаружения нарушения законодательства об охране здоровья граждан, не точна в рамках действующего правового регулирования данных правоотношений и вызывает двоякое толкование.
Согласно ст. 8 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93г. (с последующими изменениями и дополнениями) к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относится лицензирование медицинской деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта РФ.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает процедуры отзыва лицензии на осуществление медицинской деятельности. Действие такой лицензии может быть приостановлено или она может быть аннулирована. При этом, аннулирована она может быть на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией по решению суда (ст. 13 ФЗ от 25.09.98г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 ФЗ "О прокуратуре РФ",
требую:
Рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании городской Думы и принять конкретные меры по устранению указанных в представлении нарушений закона и недопущению подобных нарушений впредь.
О результатах принятых мер незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.
И.о. прокурора города Сургута |
И.А.Мачалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокурора г.Сургута от 26 июля 2000 г. N 1/3269 "Об устранении нарушений закона"
Текст представления официально опубликован не был