В Сургутскую городскую Думу
г. Сургут, ул. Энгельса, 8
Прокуратурой города проведена проверка соответствия федеральному законодательству актов органов местного самоуправления, регламентирующих вопросы муниципальной службы.
Проверкой установлено, что 7 октября 1999 года Сургутской городской Думой издано решение N 202-IIГД "Об Уставе муниципального образования город окружного значения Сургут", в соответствии с которым Устав г.Сургута дополнен статьей 88.1. Согласно названной норме Устава муниципальным служащим предоставляется право участвовать в органе управления коммерческой организации, если в ее уставном капитале есть доля муниципальной собственности или коммерческая организация имеет социально-экономическое влияние на жизнедеятельность муниципального образования. Данной статьей также установлено, что решение о вхождении муниципального служащего в состав органов управления коммерческой организации принимается городской Думой по представлению мэра города, определены порядок и процедура принятия подобных решений, необходимые для этого документы.
Названное решение противоречит действующему федеральному и окружному законодательству.
Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", муниципальный служащий не вправе состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организации.
При этом в силу ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", ст. 16 аналогичного Закона ХМАО "О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе" в Уставе муниципального образования может быть регламентирован только порядок принятия решения об участии муниципального служащего в органах управления коммерческой организации, назначения представителя муниципального образования в этой организации, который должен соответствовать федеральным окружным законам. Порядок представляет собой процедуру, совокупность и последовательность совершения определенных действий, но не может содержать дополнительные по отношению к предусмотренным федеральными и окружными законами основания для участия муниципального служащего в органах управления коммерческой организации.
В качестве основания для участия представителей муниципального образования в органе управления коммерческой организации действующим федеральным законодательством предусмотрено наличие доли муниципальной собственности в уставном капитале такой организации (ст. 6 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества") либо принятие органом местного самоуправления при приватизации муниципальных предприятий решения об использовании специального права в управлении (ст. 5 названного Закона). Законодательство автономного округа не устанавливает никаких дополнительных оснований для участия муниципальных служащих в органах управления коммерческими организациями. Таким образом, законных оснований для участия муниципальных служащих в органах управления какими-либо другими коммерческими организациями помимо предусмотренных федеральным законом случаев, в том числе в управлении организациями, имеющими социально-экономическое влияние на жизнедеятельность муниципального образования, не имеется. Тем более, что в Уставе города не дано четкого определения и критериев социальной и экономической значимости таких коммерческих организаций, что теоретически позволяет органу местного самоуправления по своему усмотрению разрешать муниципальным служащим участвовать в управлении практически любой организации, что противоречит общим принципам законодательства о муниципальной службе.
Таким образом, Дума города Сургута установила дополнительные по отношению к предусмотренным законодательством основания участия муниципальных служащих в управлении коммерческими организациями. Однако, органы местного самоуправления не вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование по указанным вопросам, в том числе выходить за рамки ограничений, установленных федеральным законодательством о муниципальной службе, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления, административное законодательство, частью которого являетсяи законодательство о муниципальной службе, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона"О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
Рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании городской Думы и принять конкретные меры по устранению отмеченных в нем нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и к недопущению подобных нарушений впредь.
О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
О внесении изменений в Устав муниципального образования город окружного значения Сургут см. решение Сургутской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 21-IIIГД
Прокурор города Сургута
советник юстиции |
А.К.Пономарев. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокурора г.Сургута от 9 октября 2000 г. N 1/4179 "Об устранении нарушений закона"
Текст представления официально опубликован не был