Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к распоряжению Мэра г. Сургута
от 4 ноября 1999 г. N 3469
Порядок
разработки, утверждения и ведения локальных классификаторов,
применяемых в муниципальных информационных системах
Целью разработки данной инструкции является установление единого для подразделений администрации г. Сургута порядка разработки, утверждения, регистрации и ведения классификаторов, кодификаторов, словарей.
1. Общие положения
Приняты следующие категории классификаторов:
Номер категории:
1 - международные классификаторы (МДК)
2 - общероссийские классификаторы (ОРК)
3 - окружные классификаторы (ОКК)
4 - областные классификаторы (ОБК)
5 - общегородские классификаторы (ОГК)
6 - отраслевые классификаторы (ОТК)
7 - локальные классификаторы (ЛКК)
8 - системные классификаторы (СКК)
Локальные классификаторы циркулируют только на уровне подразделения администрации города.
2. Область использования локальных классификаторов
Локальные классификаторы необходимо использовать в следующих случаях:
- отсутствие классификаторов более высоких уровней;
- сокращение длины кода и простоты кодирования;
- обеспечение информационной совместимости с ранее разработанным ПО.
Локальный классификатор - классификатор, зарегистрированный в установленном порядке в Комитете по информационным ресурсам и применяемый в автоматизированных системах предприятия.
Разработка локального классификатора осуществляется сотрудниками организации совместно с разработчиками программного обеспечения автоматизированной системы, утверждение классификатора осуществляется Комитетом по информационным ресурсам.
2.1. Целью разработки классификаторов является достижение однозначности представления данных при автоматизации муниципальных структур.
2.2. Классификатор представляет собой систематизированный перечень показателей или их составных элементов, а также соответствующих кодовых обозначений.
3. Порядок разработки локального классификатора
3.1. Разработчики программного обеспечения (ПО) в муниципальных предприятиях и учреждениях, зарегистрированных в администрации г.Сургута, а также сторонние организации, разрабатывающие программное обеспечение для муниципальных структур, должны предоставлять в Комитет по информационным ресурсам структуру классификатора, использующегося в программном обеспечении разрабатываемой задачи, в 5-дневный срок после утверждения техно-рабочего проекта на разработку этого программного обеспечения.
3.2. Комитет по информационным ресурсам должен проанализировать состав справочной информации, описанной в техно-рабочем проекте.
3.3. В случае, если в предоставленной справочной информации имеются классификаторы, идентичные классификаторам, зарегистрированным в Комитете по информационным ресурсам, то Комитет по информационным ресурсам должен предоставить для использования разработчикам программного обеспечения эти зарегистрированные классификаторы.
3.4. Комитет по информационным ресурсам осуществляет разработку классификатора, только если в предоставленной справочной информации нет классификаторов, утвержденных в Комитете по информационным ресурсам.
3.5. Головным органом по разработке, согласованию, утверждению и ведению локальных классификаторов в системе администрации города является Комитет по информационным ресурсам.
3.6. Комитет по информационным ресурсам для выполнения этих работ может привлекать структурные подразделения администрации города.
3.7. Разработчики ПО структурных подразделений администрации города осуществляют разработку структуры классификаторов.
3.8. Комитет по информационным ресурсам осуществляет разработку и утверждение классификаторов в целом, а также методическое руководство и координацию работ структурных подразделений администрации, привлеченных к выполнению этих работ, определяет с каждым из них объем работ и сроки их выполнения.
3.9. Перечень служб администрации, с которыми необходимо согласовать разрабатываемый классификатор, определяется Комитетом по информационным ресурсам.
3.10. Основанием для разработки классификатора является техно-рабочий проект на разработку ПО, в котором классификатор описывается впервые. В техно-рабочем проекте разработчиками ПО формируется структура классификатора и описывается каждый реквизит классификатора.
4. Утверждение структуры локального классификатора, разработка проекта
локального классификатора
4.1. Проект локального классификатора разрабатывается на основании и в соответствии с утвержденным техно-рабочим проектом по данной задаче.
4.2. Разработка проекта классификатора начинается с формирования справочного множества, т.е. установления полного перечня объектов, входящих в классификатор.
4.3. Комитет по информационным ресурсам определяет признаки классификации в соответствии с задачами, для решения которых разрабатывается классификатор, определяет источники справочной информации и согласовывает с ними состав реквизитов, утверждает структуру классификатора.
4.4. Источники справочной информации в течение недели должны предоставлять информацию в соответствии с разработанной структурой классификатора, по состоянию на текущий момент. Источниками справочной информации являются структурные подразделения администрации или другие сторонние организации.
4.5. В проект технической документации локального классификатора должны входить следующие разделы:
- титульный лист классификатора;
- содержание;
- введение;
- структура классификатора;
- источники справочной информации;
- взаимосвязь данного классификатора с другими классификаторами;
- порядок ведения классификатора;
- пример записей классификатора.
4.5.1. Введение классификатора включает:
- основание для разработки классификатора;
- основные цели разработки и решаемые задачи;
- средства разработки классификатора.
4.5.2. В разделе структуры классификатора должен быть приведен перечень всех реквизитов классификатора, с указанием наименования поля, длины поля и подробным описанием каждого поля.
4.5.3. В разделе источники справочной информации должны быть перечислены те структурные подразделения администрации города или другие сторонние организации, являющиеся источником справочной информации.
4.5.4. В разделе взаимосвязь данного классификатора с другими классификаторами указывают действующие классификаторы, с которыми взаимосвязан разрабатываемый классификатор, а также классификатор более высокой категории, с которым должен быть увязан разрабатываемый классификатор.
4.5.5. В разделе порядок ведения классификатора указывается, каким образом будет поддерживаться актуальное состояние классификатора и какое структурное подразделение администрации несет ответственность за актуальное состояние классификатора.
4.6. Одновременно с разработкой проекта классификатора Комитет по информационным ресурсам составляет перечень структурных подразделений и отделов администрации, участвующих в опытном внедрении по предварительному согласованию с этими подразделениями и отделами. Под внедрением классификатора понимается обязательное использование кодов и наименований, включенных в классификатор позиций, при обработке информации средствами вычислительной техники.
4.7. Комитет по информационным ресурсам направляет для согласования проект технической документации структурным подразделениям администрации города, являющимися источниками справочной информации, а также службе безопасности администрации.
4.8. Отзывы по проекту технической документации классификатора должны быть переданы в Комитет по информационным ресурсам, как правило, не позднее, чем через 7 дней со дня получения проекта классификатора.
4.9. Отзывы на проект классификатора должны даваться в виде обоснованных конкретных замечаний и предложений в письменном виде.
4.10. Отзывы, направленные после установленного Комитетом по информационным ресурсам срока, к рассмотрению не принимаются.
4.11. Комитет по информационным ресурсам должен обработать полученные в срок отзывы.
4.12. Комитет по информационным ресурсам с учетом всех замечаний и отзывов составляет вторую редакцию проекта классификатора.
5. Проведение опытного внедрения проекта локального классификатора
5.1. Опытное внедрение проекта локального классификатора проводится с целью определения эффективности использования классификатора для решения конкретных задач и проверки правильности основных принципов и положений, заложенных в построение классификатора.
5.2. Ответственными за проведение опытного внедрения проекта классификатора являются представители муниципального подразделения, по заявке которого создавался локальный классификатор.
5.3. Опытное внедрение проекта локального классификатора проводится разработчиками ПО совместно с этими представителями.
5.4. При проведении опытного внедрения проекта локального классификатора:
- по возможности используются существующие алгоритмы и программы решения конкретных задач;
- проводится решение этих задач с использованием разработанного классификатора;
- оценивается правильность выбора признаков классификатора;
- проверяется возможность кодирования информации с помощью классификатора;
- оценивается длина кода, его структура с точки зрения оперативности обработки информации на ЭВМ;
- оценивается правильность выбора резервной емкости;
- выявляются случаи дублирования (т.е. присвоение разных кодов одному и тому же объекту);
- выявляются неточности терминологического характера (неоднозначность наименования, присвоение одинаковых кодов разным объектам).
5.5. Структурные подразделения администрации города, проводившие опытное внедрение локального классификатора, составляют акт об окончании опытной эксплуатации, в котором должно быть указано содержание, объем и ход проведения опытного внедрения. Кроме того, в акте должны быть указаны сведения о технической базе и результатах опытного внедрения, с выводами о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в классификатор.
5.6. Отчет о проведении опытного внедрения направляется в Комитет то информационным ресурсам.
6. Разработка окончательной редакции локального классификатора
Структурное подразделение совместно с разработчиками ПО по результатам опытного внедрения проводит доработку проекта локального классификатора и разрабатывает окончательную его редакцию.
7. Согласование и утверждение локального классификатора
7.1. Окончательная редакция проекта локального классификатора представляется на согласование руководителю организации.
7.2. Согласованную окончательную редакцию проекта локального классификатора представляют на утверждение Комитету по информационным ресурсам.
Проект локального классификатора представляется на утверждение в 2-х экземплярах.
7.3. При утверждении локального классификатора должен быть установлен срок его внедрения.
8. Ведение классификатора
Под ведением классификатора понимается поддержка классификатора в актуальном состоянии, в соответствии с правилами ведения классификатора, изложенными в технической документации по использованию локального классификатора.
8.1. Комитет по информационным ресурсам перед вводом в действие классификатора должен подготовить приказ, где указываются:
- назначение классификатора;
- срок ввода в действие классификатора;
- работники Комитета по информационным ресурсам, ответственные эа подготовку изменений в классификаторе;
- периодичность подачи изменений в Комитет по информационным ресурсам.
8.2. Для обеспечения ведения классификатора в Комитете по информационным ресурсам существует организационно-методический отдел.
8.3. Ведение классификатора осуществляется Комитетом по информационным ресурсам и должно придерживаться следующего порядка:
- источники справочной информации в лице ответственных работников, в случае изменения значения одного из реквизитов классификатора, должны сообщить в тот же день в Комитет по информационным ресурсам о прошедших изменениях;
- Комитет по информационным ресурсам в течение одного рабочего дня, после получения изменений, вносит данные изменения в классификатор, фиксируя дату получения изменений в журнал "Регистрации использования классификатора";
- Комитет по информационным ресурсам готовит классификатор в новой редакции для тиражирования и устанавливает сроки ввода в действие новой редакции классификатора.
9. Тиражирование локального классификатора
9.1. Ответственность за подготовку классификатора к тиражированию несет Комитет по информационным ресурсам.
9.2. В Городском информационном центре классификаторы и техническая документация, в которой оговариваются правила ведения и тиражирования классификатора, создаются в электронном виде.
9.3. По решению руководства Комитета по информационным ресурсам производится тиражирование классификатора в печатном виде по мере необходимости.
9.4. Документом, регламентирующим ведение и тиражирование классификатора, является журнал "Регистрации использования классификатора".
10. Журнал "Регистрации использования классификатора"
Журнал "Регистрации использования классификатора" содержит:
1) наименование классификатора;
2) код классификатора;
3) дату создания классификатора;
4) наименование задач, в которых используется данный классификатор;
5) наименование структурных подразделений, использующих этот классификатор;
6) способ передачи классификатора;
7) вид передачи информации;
8) дата и содержание изменений в классификаторе.
10.1. Комитет по информационным ресурсам ведет журнал "Регистрации использования классификатора".
10.2. Комитет по информационным ресурсам осуществляет распространение классификатора в соответствии с журналом "Регистрации использования классификатора".
10.3. Комитет по информационным ресурсам, передавая классификатор в новом состоянии, сопровождает его инструкцией по инсталляции классификатора.
10.4. Комитет по информационным ресурсам передает классификатор:
- структурным подразделениям администрации города, по предоставлению заявки, при условии открытости (несекретности) классификатора;
- другим заинтересованным организациям, по представлению заявки, при условии открытости (несекретности) классификатора;
- при условии секретности классификатора порядок его передачи определяется дополнительно, совместно со службой безопасности администрации города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.