Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Мэра г. Сургута
от 4 ноября 1999 г. N 3469
Положение
о статусе, порядке разработки, утверждения и регистрации используемых в
муниципальных структурах классификаторов
1. Цель разработки положения
Основными целями разработки Положения являются:
- определение основных принципов и правил по идентификации, классификации и кодированию информации в рамках создаваемой и функционирующей муниципальной информационной системы (МИС);
- определение статуса классификаторов в системе классификаторов Российской Федерации, их нормативно-правовое обеспечение;
- определение порядка разработки, утверждения и регистрации общегородских классификаторов.
2. Область применения
Настоящее Положение устанавливает последовательность и содержание работ на всех стадиях разработки классификаторов.
Положение предназначено для организаций, участвующих в разработке и применении общегородских классификаторов и обеспечивающих создание и функционирование МИС.
Ведение общегородских классификаторов и регламент обслуживания пользователей этими классификаторами определяются Положением о ведении общегородских классификаторов и Положением о регламенте обслуживания пользователей общегородскими классификаторами.
3. Используемые документы
При разработке настоящего Положения использованы следующие документы:
1. Закон Российской Федерации "О стандартизации" от 10.06.1993 г. N 51541.
По-видимому, в пункте 1 раздела 3 настоящего положения допущена опечатка. Следует читать:"1. Закон Российской Федерации "О стандартизации" от 10.06.1993 г. N 5154-1."
2. Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995г. N 24-ФЗ.
3. Концепция информатизации города Сургута, утвержденная распоряжением Мэра города от 02.07.1999 г. N 2190.
4. ПР 50-733-93 Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации (приняты в 1993г. Госстандартом России).
5. ПР 50-734-93 Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (принят в 1993г. Госстандартом России).
6. ПР 50-735-93 Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России (принято в 1993г. Госстандартом России).
7. Положение о ведении общегородских классификаторов.
8. Положение о регламенте обслуживания пользователей общегородских классификаторов.
4. Используемые термины, определения и понятия
Классификация - разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объект классификации - элемент классифицируемого множества.
Идентификатор - код, однозначно определяющий объект классификации.
Наименование объекта классификации - слово или группа слов на русском языке с включением, при необходимости, различных знаковых символов и слов на других языках, однозначно идентифицирующих объект классификации.
Признак классификации - свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Классификационная группировка - подмножество объектов, полученное в результате классификации.
Классификатор - нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.
Эталон классификатора - уникальный экземпляр классификатора с внесенными в установленном порядке изменениями к нему.
Контрольный экземпляр классификатора - учтенная копия эталона классификатора.
Реестр общегородских классификаторов - сводный перечень утвержденных и зарегистрированных общегородских классификаторов, содержащий необходимые справочные реквизиты по каждому классификатору.
Ведение классификатора - поддержание классификатора в достоверном состоянии путем внесения в него утвержденных изменений и выпуска новых версий классификатора.
Система ведения классификатора - совокупность методов и средств, обеспечивающих ведение классификатора.
Изменения к классификатору - информация, предназначенная для внесения изменений в эталон и контрольные экземпляры классификатора в установленном порядке.
Пересмотр классификатора - разработка нового классификатора взамен действующего при условии существенного изменения в нем количества объектов классификации, используемых признаков классификации, применяемых методов классификации и кодирования.
Международный классификатор (МДК) - классификатор, принятый международной организацией.
Общероссийский классификатор (ОРК) - классификатор, принятый Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) и обязательный для применения в определенных сферах деятельности, установленных разработчиком по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами.
Областной классификатор (ОБК) - классификатор, принятый администрацией Тюменской области и обязательный для применения в определенных сферах деятельности, установленных разработчиком по согласованию с заинтересованными организациями.
Окружной классификатор (ОКК) - классификатор, принятый администрацией Ханты-Мансийского автономного округа и обязательный для применения в определенных сферах деятельности, установленных разработчиком по согласованию с заинтересованными организациями.
Общегородской классификатор (ОГК) - классификатор, созданный в рамках МИС и утвержденный распоряжением Мэра города Сургута, обязательный для применения предприятиями и организациями города при выполнении функций, связанных с деятельностью города.
Отраслевой классификатор (ОТК) - классификатор, принятый министерством, ведомством Российской Федерации и обязательный для применения всеми предприятиями данного министерства, ведомства, государственными корпорациями и объединениями, на которые возложены функции научно-технической политики в отрасли.
Локальный классификатор (ЛКК) - классификатор, принятый организацией или объединением организаций и применяемый только этими хозяйствующими субъектами.
Системный классификатор (СКК) - классификатор, принятый Комитетом по информационным ресурсам или ГИЦ для организации работы МИС и обязательный для применения при эксплуатации МИС.
Иерархический метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества.
Фасетный метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество делится на группировки независимо, по различным признакам классификации.
Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе, результатом которого является совокупность классификационных группировок.
Глубина классификации - число ступеней классификации.
Резервная емкость классификатора - количество свободных кодов, предусматриваемых при разработке классификатора.
Код - знак (символ) или совокупность знаков (символов), принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.
Кодирование - присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.
Порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда.
Серийно-порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.
Последовательный метод кодирования - метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях.
Параллельный метод кодирования - метод кодирования, при котором различные признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения.
Алфавит кода - система знаков (символов), принятых для образования кода.
5. Основные положения по идентификации, классификации и кодированию
информации
5.1. При разработке классификаторов в структуре их позиций устанавливаются три блока: идентификации, наименования и дополнительных классификационных признаков. Последний блок является необязательным и вводится в зависимости от специфики классификатора.
5.2. Основными методами классификации являются иерархический и фасетный.
5.3. В идентификационном блоке обеспечивается присвоение каждому объекту классификации уникального кода.
5.4. Построение кодов должно производиться с использованием порядкового, серийно-порядкового, последовательного или параллельного методов кодирования или их сочетаний.
5.5. В блоке наименований в позициях классификатора необходимо использовать наименования, применяемые в действующих нормативных актах и документах. В наименованиях следует использовать имеющуюся стандартизованную и рекомендованную терминологию. Наименование должно однозначно определять называемый объект или классификационную группировку объектов за счет правильного подбора его структуры.
6. Статус классификаторов
6.1. Вся совокупность классификаторов в городе Сургуте в зависимости от сферы их применения разделяется на международные, общероссийские, окружные, областные, общегородские, отраслевые (ведомственные), локальные (предприятий и организаций), системные классификаторы.
Каждая из указанных категорий характеризуется набором классификационных или других признаков и ограничений, позволяющих осуществлять их использование при создании взаимосвязанных информационных систем указанных уровней.
6.2. Классификаторы создаются и применяются на городском уровне и должны быть совместимы с общероссийскими, окружными, областными классификаторами и увязаны с отраслевыми классификаторами. По отношению к классификаторам предприятий (локальным справочникам) они имеют приоритет над ними по тем видам информации, на которые распространяются нормативные акты г. Сургута.
6.3. Классификатор приобретает статус общегородского и становится нормативным документом после его утверждения распоряжением Мэра города и регистрации в установленном настоящим Положением порядке.
6.4. Совместимость общегородских классификаторов с общероссийскими (окружными, областными) обеспечивается путем:
- разработки общегородских классификаторов только по тем видам информации, которая не содержится в общероссийских (окружных, областных) классификаторах;
- составления выборок из общероссийских (окружных, областных) классификаторов с дополнением отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации;
- разработки переходных ключей между общероссийскими (окружными, областными) и городскими классификаторами.
6.5. Увязка общегородских классификаторов с отраслевыми осуществляется методами, изложенными в п. 6.4, за исключением тех случаев, когда нормативные акты по г. Сургуту имеют верховенство над отраслевыми нормативными актами.
7. Порядок разработки и структура общегородских классификаторов
7.1. Стадии разработки общегородских классификаторов.
7.1.1. В целях обеспечения организационно-методического единства разработки общегородских классификаторов предусмотрен следующий порядок:
- 1-я стадия - предпроектные исследования и разработка предложений по проекту общегородского классификатора;
- 2-я стадия - разработка проекта общегородского классификатора (первой редакции);
- 3-я стадия - разработка проекта общегородского классификатора (окончательной редакции) и представление его для утверждения;
- 4-я стадия - издание общегородского классификатора.
Допускается совмещение 1-3 стадий разработки общегородского классификатора.
4-я стадия разработки общегородских классификаторов представлена в Положении о регламенте обслуживания пользователей общегородских классификаторов.
7.1.2. Общегородские классификаторы утверждаются распоряжением Мэра города по представлению Комитета по информационным ресурсам.
7.2. Организационная структура разработки общегородских классификаторов (рис. 1.) включает:
- Комитет по информационным ресурсам администрации города (ответственный за создание и функционирование МИС, за разработку общегородских классификаторов);
- организации, ответственные за разработку конкретных общегородских классификаторов (органы городского самоуправления, городские организации);
- организации обязательного согласования, обеспечивающие согласование общегородского классификатора на этапе его разработки, (администрация города, городской центр государственной статистики, другие организации, которые определяются в Положении о ведении конкретного общегородского классификатора).
"Организационная структура разработки общегородских классификаторов"
7.3. Предпроектные исследования и разработка предложений по проекту общегородского классификатора.
7.3.1. На предпроектной стадии должно быть проведено исследование рассматриваемого вида информации.
При проведении исследования должны быть изучены отечественные, международные и иностранные аналоги, документация, в которой используется рассматриваемая информация, включая:
- законодательные и нормативные акты;
- отечественные классификаторы разных категорий;
- номенклатурные перечни;
- нормативные документы;
- унифицированные формы документов;
- информационно-поисковые тезаурусы;
- международные классификаторы;
- зарубежные классификаторы;
- международные и зарубежные стандарты по классификации объектов данного вида информации.
На этапе исследования необходимо определить первоочередные задачи, при решении которых должен использоваться разрабатываемый общегородской классификатор. В ходе этой работы следует учитывать необходимость первоочередного использования соответствующих общероссийских классификаторов, взаимосвязь разрабатываемого общегородского классификатора с действующими общероссийскими, окружными, областными и общегородскими классификаторами.
7.3.2. По результатам проведенного исследования подготавливаются предложения по разработке общегородского классификатора. При обосновании необходимости разработки общегородского классификатора должны быть отражены следующие вопросы:
- перечень основных задач, для решения которых предназначен общегородской классификатор;
- описание исходного множества объектов классификации;
- обеспечение соответствия с международными классификаторами;
- взаимосвязь с унифицированными формами документов;
- общее состояние работ по классификации и кодированию объектов данного вида информации, наличие классификаторов разных категорий и стандартов по классификации, в том числе международных и зарубежных классификаторов и стандартов по классификации;
- предполагаемая структура классификатора;
- действующие общероссийские, окружные, областные классификаторы, в комплексе с которыми должен применяться разрабатываемый классификатор;
- взаимосвязанные с предлагаемым классификатором классификаторы и стандарты;
- источники для сбора объектов классифицируемого множества;
- обоснование выбора методов классификации и кодирования;
- основные признаки классификации и принципы их выделения;
- алфавит кода;
- обоснование резервной емкости классификатора;
- предложения по организации-разработчику, ответственной за разработку конкретного общегородского классификатора;
- список организаций обязательного согласования;
- предложения по регламенту ведения и обслуживания пользователей. К предложениям прилагается фрагмент разрабатываемого общегородского классификатора.
7.3.3. Предложения по разработке общегородского классификатора представляются в Комитет по информационным ресурсам.
7.3.4. По согласованию с Комитетом по информационным ресурсам дополнительно на первой стадии может быть подготовлено техническое задание на разработку общегородского классификатора.
7.4. Разработка проекта общегородского классификатора (первой редакции).
7.4.1. На стадии разработки первой редакции проекта общегородского классификатора должны быть проведены следующие работы:
- выявление и анализ исходного множества объектов;
- классификация заданного множества объектов;
- унификация построения и написания наименований объектов;
- кодирование заданного множества объектов;
- определение порядка ведения конкретного общегородского классификатора.
Выявление и анализ исходного множества объектов предусматривает определение множества объектов, подлежащих классификации, выявление их свойств, связей и отношений, определение признаков объектов.
Классификация заданного множества объектов предусматривает:
- выделение признаков классификации;
- определение методов классификации для заданного множества объектов;
- определение необходимой и достаточной глубины классификации.
При унификации построения и написания наименований объектов проводится упорядочение применяемой терминологии (исключение многозначности, синонимии), взаимоувязка со стандартизованной терминологией.
В тех случаях, когда объекты включаются в общегородские классификаторы на основании законодательных или других нормативных актов, наименования объектов в общегородских классификаторах должны соответствовать их наименованиям в этих актах.
На данном этапе целесообразно также, при необходимости, обобщить и провести анализ используемых сокращений и их унификацию, подготовить перечень сокращений, используемых в разрабатываемом общегородском классификаторе, разработать, при необходимости, алфавитный указатель наименований объектов классификации.
Кодирование заданного множества объектов предусматривает:
- выбор метода кодирования;
- выбор алфавита и длины кода;
- построение структуры кода с учетом требований автоматизированного ведения;
- кодирование объектов классификации, их группировок, признаков;
- обеспечение резервной емкости общегородского классификатора.
При определении порядка ведения конкретного общегородского классификатора рассматриваются функции организации, ответственной за ведение конкретного общегородского классификатора, их взаимодействие с другими организациями в процессе ведения общегородского классификатора, особенности представления информации по классификатору и изменений к нему пользователям, устанавливаются тарифы на информационные услуги.
7.4.2. По результатам проведенной работы разрабатываются:
- первая редакция проекта общегородского классификатора;
- первая редакция проекта Положения о ведении конкретного общегородского классификатора;
- пояснительная записка.
7.4.3. Общегородской классификатор содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- перечень позиций классификатора;
- алфавитный указатель и другие поисковые средства (при необходимости).
7.4.4. Оформление титульного листа и первой страницы общегородского классификатора должно соответствовать приложению А, введение должно быть изложено в соответствии с приложением Б.
Страницы в классификаторе должны располагаться в следующем порядке:
первая страница титульного листа, вторая страница титульного листа, содержание, введение, далее с новой страницы располагаются позиции общегородского классификатора.
Каждая позиция классификатора строится, как правило, в следующей последовательности: код, наименование и дополнительные признаки, если они предусмотрены классификацией.
7.4.5. В проекте Положения о ведении конкретного общегородского классификатора учитываются требования Положения о ведении общегородских классификаторов и Положения о регламенте обслуживания пользователей общегородскими классификаторами. Проект Положения о ведении конкретного общегородского классификатора определяет:
- функции организаций, участвующих в ведении общегородского классификатора, и их взаимодействие;
- порядок представления изменений и их внесение в конкретный общегородской классификатор;
- способ официального издания конкретного общегородского классификатора;
- организации, обеспечивающие официальное издание конкретного общегородского классификатора;
- тарифы на виды информационных услуг по конкретному общегородскому классификатору.
7.4.6. В пояснительной записке приводят:
- основание для разработки;
- краткую характеристику классификатора с указанием задач, при решении которых он будет использоваться;
- сведения о соответствии международным аналогам;
- сведения о взаимосвязи с общероссийскими, окружными, областными и другими общегородскими классификаторами;
- особенности ведения общегородского классификатора;
- сведения о рассылке на отзыв и согласование (для окончательной редакции).
7.4.7. Первые редакции проектов общегородского классификатора и Положения о ведении конкретного общегородского классификатора рассылаются от имени Комитета по информационным ресурсам в заинтересованные организации по согласованному списку.
Подготовленные отзывы должны направляться не позднее чем через один месяц со дня получения проекта.
7.4.8. На данной стадии по усмотрению Комитета по информационным ресурсам может быть подготовлена методика разработки общегородского классификатора, которая утверждается в Комитете по информационным ресурсам.
7.5. Разработка проекта общегородского классификатора (окончательной редакции) и представление его для утверждения.
7.5.1. Организация, ответственная за разработку конкретного общегородского классификатора, с учетом поступивших отзывов подготавливает окончательную редакцию проектов общегородского классификатора и Положения о ведении конкретного общегородского классификатора и представляет их в Комитет по информационным ресурсам.
7.5.2. На рассмотрение направляются:
- сопроводительное письмо организации, ответственной за разработку конкретного общегородского классификатора,
- два экземпляра окончательной редакции проекта общегородского классификатора;
- два экземпляра окончательной редакции проекта Положения о ведении конкретного общегородского классификатора;
- пояснительная записка.
7.5.3. При большом объеме классификатора и его разработке в электронном варианте допускается его представление только на электронном носителе с приложением распечатки его фрагмента, включающего титульный лист, содержание, введение и 2-3 раздела из перечня позиций классификатора.
8. Порядок утверждения общегородских классификаторов
8.1. Комитет по информационным ресурсам при подготовке проекта общегородского классификатора к утверждению в установленном порядке осуществляет рассмотрение проекта по следующим аспектам:
- степени соответствия общероссийским классификаторам с учетом отечественной практики;
- возможности его комплексного применения, отсутствия дублирования с действующими общероссийскими, окружными, областными и общегородскими классификаторами;
- соответствия унифицированным системам документации;
- точности и однозначности применения языковых и знаковых средств;
- выполнения требований нормативных и методических документов;
- соответствия проекта общегородского классификатора требованиям автоматизированного ведения;
- правильности оформления;
- полноты согласования.
При рассмотрении проекта Положения о ведении конкретного общегородского классификатора Комитет по информационным ресурсам проверяет его на соответствие Положению о ведении общегородских классификаторов и Положению о регламенте обслуживания пользователей общегородскими классификаторами и готовит заключение о возможности предоставления проекта для утверждения.
8.2. В случае возврата проекта общегородского классификатора и Положения о ведении конкретного общегородского классификатора на доработку в заключении указывается причина возврата и срок повторного представления проекта.
8.3. Комитет по информационным ресурсам обеспечивает выпуск распоряжения Мэра города об утверждении общегородского классификатора и Положения об его ведении.
9. Порядок регистрации общегородских классификаторов
9.1. Утвержденный классификатор подлежит регистрации в Реестре общегородских классификаторов, проводимой Комитетом по информационным ресурсам в срок, не превышающий пяти дней со дня выхода утвержденных документов (п. 8.3).
При регистрации общегородским классификаторам присваивается обозначение, состоящее из аббревиатуры общегородского классификатора (ОГК), регистрационного номера и отделенных тире двух цифр месяца и четырех цифр года принятия классификатора, например: ОГК 003-01-1995.
9.2. Изданию подлежат только зарегистрированные общегородские классификаторы.
9.3. Утвержденный и зарегистрированный экземпляр общегородского классификатора приобретает статус эталона, используемого для формирования контрольных экземпляров.
9.4. Контрольные экземпляры общегородского классификатора подлежат регистрации в Реестре общегородских классификаторов, проводимой Комитетом по информационным ресурсам.
10. Порядок внесения изменений в общегородские классификаторы
10.1. Порядок внесения изменений в общегородской классификатор регламентируется Положением о ведении общегородских классификаторов и определяется в Положении о ведении конкретного общегородского классификатора.
10.2. Изменения к Положению о ведении конкретного общегородского классификатора утверждаются распоряжением Мэра города.
10.3. При пересмотре общегородского классификатора разрабатывают новый классификатор взамен действующего в соответствии с определенным в настоящем Положении порядком разработки (п. 7).
При этом действующий общегородской классификатор отменяют, а в новом классификаторе указывают взамен какого общегородского классификатора он разработан.
Новому общегородскому классификатору присваивают обозначение замененного классификатора с заменой даты утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.