Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации г. Сургута
от 2 февраля 2006 г. N 288
Методические рекомендации
по организации и осуществлению территориального общественного
самоуправления в городе Сургуте и применению Положения
о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте
1 ноября 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по организации и осуществлению территориального общественного самоуправления в городе Сургуте и применению Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с решением городской Думы от 26.10.2005 N 513-IIIГД "Об утверждения Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте".
1.2. Настоящие Рекомендации не имеют обязательного характера для граждан и преследуют цель оказания содействия населению города в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление (далее, если особо не оговорено - ТОС).
1.3. Администрация города и ее структурные подразделения руководствуются настоящими Рекомендациями при исполнении полномочий по вопросам территориального общественного самоуправления.
1.4. Реализацию настоящих Рекомендаций обеспечивает структурное подразделение Администрации города, ведающее вопросами территориального общественного самоуправления (далее - уполномоченный орган Администрации города), иные структурные подразделения Администрации города в соответствии с муниципальными правовыми актами.
2. Рекомендации по порядку создания ТОС
2.1. Инициативная группа граждан, решившая создать ТОС (ее уполномоченный представитель), вправе обратиться в уполномоченный орган Администрации города за оказанием методической помощи в проведении учредительного собрания (конференции) граждан.
2.2. К обращению прилагается копия протокола собрания инициативной группы по созданию ТОС.
2.3. Уполномоченный орган Администрации города в случае обращения представителя инициативной группы по созданию ТОС обязан:
2.3.1. Выдать ему настоящие Рекомендации, а также перечень документов, необходимых для назначения учредительного (собрания) конференции, установления границ территории создаваемого ТОС, регистрации его устава.
2.3.2. Произвести предварительное согласование с уполномоченным представителем инициативной группы следующих предполагаемых параметров создаваемого ТОС в целях установления их соответствия Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте, утвержденному решением городской Думы от 26.10.2005 N 513-IIIГД (далее - Положение о ТОС в городе Сургуте):
- способа создания ТОС - проведение учредительного собрания или учредительной конференции;
- проекта предложения населения по границам территории создаваемого ТОС;
- единой нормы представительства делегатов на учредительную конференцию - в случае намерения ее провести;
- порядка проведения собраний жителей по избранию делегатов на учредительную конференцию, а также содержания проекта повестки дня и проекта протокола таких собраний;
- содержания проекта повестки дня и проекта протокола учредительного собрания (конференции) граждан;
- проекта устава ТОС - при его наличии;
иных параметров создаваемого ТОС.
2.3.3. Разъяснить последовательность действий по созданию ТОС.
2.3.4. В случае установления несоответствия предполагаемых параметров создаваемого ТОС Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Положению о ТОС в городе Сургуте проинформировать об этом инициативную группу (ее уполномоченного представителя), разъяснить юридические последствия такого несоответствия, представить свои предложения по его устранению.
2.4. Граждане и органы ТОС вправе обращаться в уполномоченный орган Администрации города за оказанием, в соответствии с настоящими Рекомендациями, методической помощи в проведении собраний (конференции) граждан, на которых предполагается вынести вопросы изменения границ территории ТОС, а также при реализации требований пункта 4 статьи 22 Положения о ТОС в городе Сургуте.
3. Рекомендуемая последовательность действий по созданию ТОС
3.1. Образовать инициативную группу в количестве не менее 3 человек из числа граждан проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста. Образование инициативной группы оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию территориального общественного самоуправления. В протоколе рекомендуется отразить предполагаемые параметры создаваемого ТОС и определить уполномоченного представителя (представителей) инициативной группы во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления города и гражданами.
3.2. Обратиться в уполномоченный орган Администрации города за оказанием содействия в проведении учредительного собрания (конференции) граждан.
3.3. Подготовить проект повестки дня учредительного собрания или конференции, проект устава создаваемого ТОС.
3.4. Для проведения учредительной конференции граждан, кроме того, необходимо:
3.4.1. Определить и установить единую норму представительства делегатов на учредительную конференцию.
3.4.2. Определить территории проживания граждан, на которых будут проводиться собрания жителей по избранию делегатов на учредительную конференцию в соответствии с установленной единой нормой представительства (разработать и установить схему территориальных избирательных округов в целях организации и проведения собраний граждан на определенных частях предполагаемой территории ТОС по избранию делегатов на учредительную конференцию).
3.4.3. Провести в установленном порядке собрания жителей по избранию делегатов на учредительную конференцию в соответствии с установленной единой нормой представительства. На собраниях жителей соответствующей территории по избранию делегата на учредительную конференцию должен быть составлен протокол и лист регистрации участников указанного собрания. В протоколе собрания необходимо отразить:
- дату, время и место проведения собрания, количество присутствующих, сведения о председателе и секретаре собрания, повестка дня, содержание выступлений, вопросы, поставленные на голосование и итоги голосования;
- решение собрания об избрании делегата на учредительную конференцию с указанием его Ф.И.О., адреса, паспортных данных и срока его полномочий. В протоколе рекомендуется определить, что полномочия делегата действуют в течение срока полномочий избираемого на учредительной конференции постоянно действующего органа (Совета ТОС и т.д.) либо в течение иного периода (например, 6 месяцев, 1 год и т.д.).
3.5. Обратиться в Думу города о назначении учредительного собрания или учредительной конференции с приложением документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Положения о ТОС в городе Сургуте. В заявлении о назначении учредительного собрания (конференции) могут быть предложены дата, время и место проведения учредительного собрания (конференции), а также может быть изложено мотивированное ходатайство о предоставлении помещения для проведения учредительного собрания (конференции) в случае невозможности проведения указанного собрания (конференции) силами инициативной группы.
3.6. Не менее чем за две недели до проведения учредительного собрания (конференции) проинформировать граждан о дате, месте и времени его (ее) проведения.
3.7. Провести учредительное собрание (конференцию). На учредительном собрании (конференции) должен быть составлен протокол не менее чем в четырех экземплярах и лист регистрации участников указанного собрания (конференции) с указанием адресов и паспортных данных. На учредительном собрании (конференции) в обязательном порядке должны быть приняты и отражены в протоколе вопросы, указанные в пункте 8 статьи 12 Положения о ТОС в городе Сургуте.
Необходимо учесть, что при проведении учредительного собрания (конференции) граждан по вопросу о создании ТОС, на этом же собрании или конференции принимаются и предложение населения по границам территории ТОС и его устав.
3.8. Составить в департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города проект описания границ и схемы границ территории, на которой осуществляется ТОС, а также получить заключение, подтверждающее соблюдение требований к установлению и изменению границ территории, на которой осуществляется ТОС.
3.9. Направить в Думу города предложение населения по границам территории ТОС вместе с составленным проектом описания границ и схемы границ территориального общественного самоуправления, а также заключением департамента имущественных и земельных отношений Администрации города, подтверждающим соблюдение требований к установлению и изменению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
3.10. После принятия Думой города решения об установлении границ ТОС, подать в Администрацию города документы, предусмотренные п. 2 ст. 14 Положения о ТОС в городе Сургуте, для регистрации устава ТОС.
4. Рекомендации по применению положений о порядке изменения границ
территории, на которой осуществляется ТОС
4.1. Статья 8 Положения о ТОС в городе Сургуте регулирует порядок изменения границ территорий уже существующих территориальных общественных самоуправлений.
4.2. Из содержания ст. 8 Положения о ТОС в городе Сургуте следует, что в случаях решения на собраниях (конференциях) граждан вопросов, влекущих изменение границ территории ТОС, установление новых границ производится в том же порядке, что и при создании территориального общественного самоуправления. При этом нормы Положения о ТОС в городе Сургуте, регулирующие порядок установления границ территории ТОС и порядок регистрации уставов ТОС (изменений и дополнений к ним) при его создании применяются с учетом существа решенных на собраниях (конференциях) граждан вопросов.
4.3. При применении п. 3 ст. 8 Положения о ТОС в городе Сургуте необходимо учитывать следующее:
4.3.1. Под изменением территории, на которой осуществляется ТОС, понимается уменьшение либо увеличение указанной территории за счет соответственно исключения или включения определенных мест (территорий) проживания граждан.
4.3.2. В собрании (конференции) граждан по вопросу об увеличении территории, на которой осуществляется ТОС, вправе принимать участие граждане, достигшие 16 лет и проживающие на территориях, за счет которых предполагается увеличение (делегаты указанных граждан). В этом случае на организатора проведения собрания (конференции) возлагается обязанность, помимо прочего, заблаговременно проинформировать указанных граждан о дате, месте и времени проведения собрания (конференции), о вопросе, выносимом на рассмотрение, о норме представительства делегатов конференции. Заблаговременное информирование, в частности, должно обеспечивать возможность избрания делегатов гражданами, проживающими на территориях, за счет которых предполагается увеличение, в установленном порядке и сроки.
4.3.3. При проведении собрания (конференции) граждан по вопросу изменения территории, на которой осуществляется ТОС, на этом же собрании (конференции) принимаются предложение населения по новым границам территории ТОС и изменения и дополнения в устав ТОС, устанавливающие новую территорию, на которой осуществляется ТОС.
4.4. При применении пункта 4 статьи 8 Положения о ТОС в городе Сургуте необходимо учитывать следующее:
4.4.1. Повестка дня собрания или конференции граждан каждого из объединяющегося ТОС должна быть единой и содержать вопросы, по итогам рассмотрения которых должны быть приняты и отражены в протоколах:
- решение об объединении территориальных общественных самоуправлений, граничащих между собой, в единое территориальное общественное самоуправление;
- единое предложение населения по границам территории территориального общественного самоуправления, вновь создаваемого в результате объединения, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Положения о ТОС в городе Сургуте (при этом указанное предложение принимается на основе существующих границ территорий объединяющихся ТОС).
4.4.2. Учредительное собрание (конференция) граждан территориального общественного самоуправления, вновь создаваемого в результате объединения, для решения вопросов, указанных в подпунктах 3-6 п. 8 ст. 12 Положения о ТОС в городе Сургуте, проводится в общем порядке в соответствии с указанным положением.
4.5. При применении п. 5 ст. 8 Положения о ТОС в городе Сургуте необходимо учитывать следующее:
4.5.1. Вопрос о разделении территориального общественного самоуправления решается на собрании (конференции) граждан этого территориального общественного самоуправления по инициативе граждан, проживающих на отделяемой территории.
4.5.2. Инициатива оформляется путем внесения гражданами, проживающими на отделяемой территории, соответствующего вопроса в повестку дня собрания (конференции) граждан разделяемого ТОС в соответствии с его уставом.
4.5.3. Инициатива граждан, проживающих на отделяемой территории, считается выдвинутой и рассматривается, если:
- в собрании граждан разделяемого ТОС принимают участие не менее половины граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на отделяемой территории;
- в конференции граждан разделяемого ТОС принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на отделяемой территории.
4.5.4. Собрание (конференция) граждан разделяемого ТОС принимает:
- решение о разделении территориального общественного самоуправления;
- предложение населения по новым границам территории разделяемого ТОС;
- соответствующие изменения и дополнения в устав разделяемого ТОС, устанавливающие новую территорию, на которой оно осуществляется;
- решение о лице, ответственном за регистрацию изменений и дополнений в устав разделяемого ТОС и его полномочии давать согласие на корректировку предложения населения по новым границам территории указанного ТОС, не затрагивающую изменений данной территории по составу мест проживания граждан.
4.5.5. Одновременно голосованием правомочного числа граждан, проживающих на отделяемой территории (их делегатов), проводится учредительное собрание (конференция) по созданию ТОС на отделяемой территории и решаются вопросы, указанные в п.8 ст.12 Положения о ТОС в городе Сургуте.
5. Рекомендации по составлению проекта описания границ и схемы
границ территории, на которой осуществляется ТОС, а также заключения,
подтверждающего соблюдение требований к установлению и изменению границ
территории, на которой осуществляется ТОС
5.1. В соответствии с главой 2 Положения о ТОС в городе Сургуте составление проекта описания границ и схемы границ территории ТОС, а также заключение департамента имущественных и земельных отношений Администрации города, подтверждающего соблюдение требований к установлению и изменению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, требуются в случаях:
5.1.1. Установления границ территории создаваемого ТОС.
5.1.2. Установления новых (измененных) границ территории ТОС в результате:
- изменения (уменьшения или увеличения) территории, на которой осуществляется ТОС;
- объединения территориальных общественных самоуправлений;
- разделения территориального общественного самоуправления.
5.2. После проведения соответствующих собраний (конференций) граждан, на которых были приняты предложения населения по границам территорий ТОС, лицо, ответственное за регистрацию устава ТОС (изменений и дополнений в устав ТОС), обращается в департамент имущественных и земельных отношений Администрации города для составления проекта описания границ и схемы границ территории ТОС, а также для дачи заключения. К обращению прилагается соответствующий протокол (протоколы) собрания или конференции (собраний или конференций), содержащего (содержащие) предложение населения по границам территории ТОС в соответствии с п. 2 ст. 6 Положения о ТОС в городе Сургуте.
5.3. Проект описания границ и схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, должны содержать территории проживания граждан с прилегающей к ним придомовой территорией
6. Рекомендации по подготовке проекта устава ТОС
6.1. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав территориального общественного самоуправления должен устанавливать:
- территорию, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
- порядок принятия решений;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления;
- случаи проведения собраний или конференций граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления;
- порядок назначения и проведения собраний или конференций граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления;
- порядок избрания делегатов на конференцию граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления - в случае выбора указанной формы непосредственного осуществления ТОС.
6.2. Уставом территориального общественного самоуправления могут регулироваться иные вопросы территориального общественного самоуправления, если это не противоречит действующему законодательству, Уставу города Сургута, Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте и другим муниципальным правовым актам.
6.3. В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в уставе ТОС, в частности, рекомендуется четко определить:
- наименование ТОС, наименования органов ТОС;
- форму непосредственного осуществления ТОС - собрание граждан или конференция граждан. В уставе ТОС может быть установлена только одна форма непосредственного осуществления ТОС;
- форму организации ТОС: ТОС, являющееся юридическим лицом; ТОС, не являющееся юридическим лицом.
6.4. Устав ТОС является учредительным документом ТОС.
6.5. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС Администрацией города.
6.6. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация ТОС как юридического лица невозможна без предшествующей ей регистрации устава ТОС Администрацией города.
6.7. При этом необходимо учесть, что государственной регистрации в качестве юридического лица подлежит не орган территориального общественного самоуправления (Совет, комитет и т.п.), а само территориальное общественное самоуправление в организационно-правовой форме некоммерческой организации, что рекомендуется четко определить в уставе ТОС.
7. Рекомендации по применению положений о порядке регистрации
уставов ТОС (изменений и дополнений к ним) при решении отдельных вопросов
7.1. Статья 14 Положения о ТОС в городе Сургуте регулирует порядок регистрации устава создаваемого ТОС.
7.2. При решении на собраниях (конференциях) граждан вопросов, влекущих изменение границ территорий существующих ТОС, либо вопросов о внесении изменений в устав ТОС, не затрагивающих его территории, ст. 14, 15 Положения о ТОС в городе Сургуте применяются с учетом существа решенных вопросов.
7.3. Уставы ТОС, изменения и дополнения в уставы ТОС, устанавливающие новые территории, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, регистрируются при наличии соответствующих решений Думы города об установлении границ территорий территориальных общественных самоуправлений.
8. Рекомендации по порядку непосредственного осуществления
территориального общественного самоуправления
8.1. Основными формами осуществления территориального общественного самоуправления являются собрания и конференции граждан.
8.2. Порядок назначения и проведения собраний и конференций граждан, включая порядок избрания делегатов, в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
8.3. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в уставе ТОС может быть закреплена только одна форма непосредственного осуществления территориального общественного самоуправления: собрание граждан либо конференция граждан (собрание делегатов).
8.4. Норма представительства делегатов на конференцию граждан устанавливается в уставе ТОС с учетом численности граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории ТОС, возможностей имеющихся помещений, и должна быть равной.
8.5. В уставе ТОС может быть определено, что полномочия делегатов, избранных на собраниях граждан действуют в течение определенного срока (например, в течение срока полномочий постоянно действующего органа (Совета ТОС и т.п.).
8.6. Собрания и конференции граждан по вопросам осуществления ТОС рекомендуется проводить не реже одного раза в год. При необходимости могут проводиться внеочередные собрания (конференции) граждан в соответствии с уставом ТОС.
8.7. В уставе ТОС рекомендуется четко определит инициаторов проведения собраний (конференций) граждан, в том числе внеочередных, по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления. Такими инициаторами, в частности, могут быть население территории ТОС (гражданин или группа граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории ТОС, либо определенный процент от численности указанных граждан), органы ТОС, Дума города, Глава города.
8.8. Собрания (конференции) граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления организуются и проводятся собственными силами ТОС, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами.
9. Рекомендации по определению полномочий собрания (конференции)
граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление
9.1. Полномочия собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принимаемым в соответствии с ним уставом территориального общественного самоуправления.
9.2. Исключительные полномочия собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
9.3. Уставом территориального общественного самоуправления к полномочиям собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление также может быть отнесено:
- принятие решения о досрочном прекращении полномочий органов территориального общественного самоуправления;
- решение иных вопросов, если это не противоречит действующему законодательству, Уставу городского округа город Сургут, Положению о ТОС в городе Сургуте и иным муниципальным правовым актам города Сургута.
10. Рекомендации по организации органов территориального
общественного самоуправления
10.1. В период между собраниями (конференциями) граждан территориальное общественное самоуправление на соответствующей территории осуществляют, в случае их создания, органы ТОС.
10.2. Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС устанавливается уставом ТОС.
10.3. Органы ТОС могут создаваться в форме домовых, квартальных, уличных комитетов (советов), советов (комитетов) территориального общественного самоуправления.
10.4. В структуре органов ТОС могут быть предусмотрены контрольно-ревизионные органы (ревизор) и иные органы.
10.5. Выборы в состав советов (комитетов) ТОС по общему правилу проводятся на учредительном, отчетно-выборном собрании (конференции) граждан.
10.6. Совет (комитет) ТОС является коллегиальным исполнительным органом ТОС, обеспечивающим организационно-распорядительные функции по осуществлению собственных инициатив граждан по вопросам местного значения городского округа, а также участие граждан в осуществлении собственных инициатив граждан по вопросам местного значения городского округа.
10.7. В случае осуществления территориального общественного самоуправления в пределах небольших территорий проживания граждан (подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; малочисленная группа жилых домов) уставом ТОС может быть предусмотрен только единоличный руководитель ТОС, который может работать как на освобожденной основе, так и на общественных началах.
10.8. Совет (комитет) ТОС подотчетен собранию (конференции) граждан, формируется и действует в соответствии с уставом ТОС.
10.9. Руководителем совета (комитета) территориального общественного самоуправления является председатель совета (комитета), работающий, как правило, на освобожденной основе.
10.10. Председатель совета (комитета) может в соответствии с уставом ТОС осуществлять свою деятельность на общественных началах, в случае, если указанное ТОС не является юридическим лицом и (или) в случае осуществления территориального общественного самоуправления в пределах небольших территорий проживания граждан.
10.11. В соответствии с уставом ТОС председатель совета (комитета) может избираться непосредственно на собрании (конференции) граждан либо членами совета (комитета) из своего состава.
10.12. Председатель совета (комитета) представляет интересы населения, проживающего на данной территории, обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан, решений совета (комитета).
10.13. Во исполнение возложенных на совет (комитет) территориального общественного самоуправления задач, председатель совета (комитета) в соответствии с уставом ТОС:
- представляет без доверенности территориальное общественное самоуправление в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
- организует деятельность совета (комитета);
- организует подготовку и проведение собраний (конференций) граждан, осуществляет контроль по реализации, принятых на них решений;
- ведет заседания совета (комитета);
- информирует Администрацию города о деятельности территориального общественного самоуправления, о положении дел на подведомственной территории;
- обеспечивает организацию выборов членов Совета взамен выбывших;
- подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы совета (комитета);
- решает иные вопросы, установленные уставом территориального общественного самоуправления, а также порученные ему собранием (конференцией) граждан, Администрацией города в установленном порядке.
11. Рекомендации по определению целей задач и основных направлений
деятельности территориального общественного самоуправления
11.1. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" цели, задачи и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления должны быть установлены в его уставе и должны быть направлены на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, и обеспечение осуществления указанными гражданами собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах, установленным законодательством и муниципальными правовыми актами города.
Распоряжением Администрации г. Сургута от 1 ноября 2007 г. N 2324 в пункт 11.2 приложения 1 к настоящему распоряжению внесены изменения
11.2. В качестве задач и основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления могут выступать:
- поддержание чистоты и порядка на данной территории;
- охрана зеленых насаждений, водоемов, создание детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений и поддержание в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства;
- организация клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков;
- ведение воспитательной работы среди детей и подростков, оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
- укрепление общественного порядка;
- общественная защита прав потребителей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
- оказание помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;
- поддержание в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения;
- охрана памятников истории и культуры;
- правозащитная деятельность;
- иная деятельность, не противоречащая законодательству и муниципальным правовым актам города и направленная на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории территориального общественного самоуправления, и обеспечение осуществления указанными гражданами собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах, установленным законодательством и муниципальными правовыми актами города.
11.3. Конкретные основные направления деятельности ТОС, установленные в уставе ТОС, могут определяться собранием (конференцией) ТОС.
11.4. Территориальное общественное самоуправление осуществляет свою деятельность исключительно за счет собственных средств, в том числе за счет средств граждан, проживающих на территории, на которой оно осуществляется, за исключением случаев выделения средств из местного бюджета в установленном порядке.
11.5. Территориальное общественное самоуправление при реализации своих целей, задач и основных направлений деятельности не вправе вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления города Сургута.
12. Рекомендации по осуществлению полномочий органов
территориального общественного самоуправления
Распоряжением Администрации г. Сургута от 1 ноября 2007 г. N 2324 в пункт 12.1 приложения 1 к настоящему распоряжению внесены изменения
12.1. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом территориального общественного самоуправления могут осуществлять следующие полномочия:
- представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
- обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан;
- могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления города Сургута с использованием средств местного бюджета в соответствии с настоящим Положением;
- вправе вносить в органы местного самоуправления города проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
12.2. Уставом ТОС может быть также установлено, что органы ТОС:
- осуществляют прием граждан, проживающих на соответствующей территории, рассматривают их обращения;
- в пределах своей компетенции принимают необходимые меры для удовлетворения обращений жителей соответствующей территории;
- обеспечивают общественный контроль за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания подведомственной территории территориального общественного самоуправления;
- информируют органы санэпиднадзора о выявленных нарушениях правил благоустройства и санитарного содержания на подведомственной территории;
- в случаях, предусмотренных законодательством и муниципальными правовыми актами, от имени населения могут согласовывать вопросы, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления, не противоречащие действующему законодательству, Уставу города Сургута, муниципальным правовым актам города Сургута и целям территориального общественного самоуправления.
12.3. Органы территориального общественного самоуправления осуществляют свои полномочия исключительно за счет собственных средств, в том числе за счет средств граждан, проживающих на территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, за исключением случаев выделения средств из местного бюджета в установленном порядке.
12.4. Органы территориального общественного самоуправления при осуществлении своих полномочий не вправе вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления города Сургута.
13. Рекомендации по организации экономической основы ТОС
и применению отдельных положений об условиях и порядке выделения
средств местного бюджета
13.1. Территориальное общественное самоуправление может иметь собственные средства и имущество и, следовательно, быть участником гражданских и иных правоотношений только в случае, если оно является юридическим лицом (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если ТОС не является юридическим лицом, на собрании (конференции) ТОС могут приниматься лишь решения о добровольных взносах населения на определенные цели.
13.2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 Положения о ТОС в городе Сургуте территориальному общественному самоуправлению могут выделяться средства из местного бюджета в случаях размещения в установленном порядке муниципального заказа.
13.3. При применении Положения о ТОС в городе Сургуте следует также учитывать, что пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает возможность размещения среди некоммерческих организаций (к которым относятся и ТОС, являющееся юридическим лицом) на конкурсной основе муниципальных социальных заказов.
13.4. Муниципальный социальный заказ может размещаться, в частности, на выполнение работ и оказание услуг по организации и проведению культурно-массовых, спортивных, праздничных, иных мероприятий на территории города или его части, благоустройству территории, осуществлению иной хозяйственной деятельности и т.п.
13.5. Перечисление в Положении о ТОС в городе Сургуте случаев выделения ТОС средств из местного бюджета не исключает выделения средств из местного бюджета в иных случаях, предусмотренных законодательством.
14. Рекомендации по порядку реализации требований п. 4 ст. 22
Положения о ТОС в городе Сургуте
14.1. Пунктом 12 решения городской Думы от 18.02.2005 N 426-IIIГД "О порядке вступления в силу Устава городского округа город Сургут" (с изменениями от 12.04.2005) органам территориального общественного самоуправления предписано привести свой статус и правовые документы в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом городского округа город Сургут до 01.01.2006.
14.2. Статья 22 Положения о ТОС в городе Сургуте устанавливает механизм, обеспечивающий исполнения требований п. 12 решения городской Думы от 18.02.2005 N 426-IIIГД и предусматривающий юридические последствия их неисполнения.
14.3. Указание на учредительный характер собраний (конференций) граждан в контексте пункта 4 статьи 22 Положения о ТОС в городе Сургуте не означает решение вопроса о ликвидации старого ТОС и создании нового ТОС. Указание на учредительный характер собраний (конференций) граждан применяется исключительно в связи с тем, что на собрании (конференции) должны быть подтверждены существующие границы территории ТОС посредством принятия предложения населения по границам территории указанного ТОС, а также внесены изменения и дополнения в учредительные документы ТОС (принята новая редакция устава ТОС либо новый устав ТОС в случае, если учредительным актом является положение).
14.4. В случае если собрание (конференция) граждан с целью подтверждения существующих границ территории ТОС и принятия новой редакции устава ТОС (нового устава ТОС) проводится до 1 января 2006 года, указанное собрание (конференция) проводится в соответствии с правилами Устава муниципального образования город окружного значения Сургут от 22.02.1996 N 65 (в редакции решений городской Думы от 30.10.1998 N 126-IIГД, от 07.10.1999 N 202-IIГД, от 13.01.2000 N 236-IIГД, от 05.07.2000 N 288-IIГД). При этом в заключительных положениях новой редакции устава ТОС (нового устава ТОС) должно быть оговорено, что указанная новая редакция (новый устав) вступает в силу с момента регистрации в Администрации города после 01.01.2006.
14.5. Принятие Федерального закона от 12.10.2005 N 129-ФЗ "О внесении изменений в ст. 83, 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в ст. 7 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах", - устанавливающего переходный период и изменяющего дату вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до 1 января 2009 года, не влечет каких-либо изменений в части исполнения органами территориального общественного самоуправления, созданными до 1 января 2006 года, обязанности подтвердить границы территории ТОС, а также принять новую редакцию устава ТОС (новый устав ТОС) до 1 марта 2006 года. В соответствии со статьей 1 указанного Закона положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применяются в отношении городских округов с 1 января 2006 года и до окончания переходного периода без каких-либо ограничений.
15. Иные положения
15.1. Типовые уставы территориального общественного самоуправления, а также образцы протоколов соответствующих собраний и конференций граждан по вопросам реализации требований п.4 ст. 22 Положения о ТОС в городе Сургуте и образец листа регистрации участников собрания (конференции), имеющие рекомендательный характер, приведены в приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящим Рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.