Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Сургутской городской Думы
от 30 декабря 1998 г. N 137-IIГД
Временный порядок
накопления,хранения, транспортировки, захоронения и утилизации отходов
I. Общие положения
1. Временный порядок накопления, хранения, транспортировки, захоронения и утилизации отходов распространяется на предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, физических лиц, а также иностранных юридических и физических лиц (далее по тексту - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории города Сургута, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления за исключением радиоактивных отходов. Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями и на них распространяются требования Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1(в ред. от 02.06.93) "Об охране окружающей природной среды", настоящий Временный порядок, а также нормативные акты администрации города.
2. Временный порядок предназначен для регулирования отношений между органами местного самоуправления, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды, охватывает все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой, захоронением отходов производства и потребления (далее по тексту - обращение с отходами).
3. Временный порядок обязателен для руководства в деятельности всех природопользователей, органов местного самоуправления и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды.
4. Во Временном порядке применяются единые термины и определения.
II. Экологические требования к обращению с отходам
производства и потребления
1. Сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются, и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации природопользователей.
2. Природопользователь обязан:
- принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры к обращению с отходами;
- соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические, технологические нормы и правила при обращении с отходами;
- осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам (жидкие, твердые, пастообразные), классам опасности (1-4 классы) для того, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение;
- обеспечивать условия содержания, при необходимости временного накопления отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения), при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей;
- обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов;
- оформлять в установленном порядке разрешение на размещение отходов, независимо от того на собственном или арендованном объекте они размещаются.
3. Деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образование отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.
4. Места складирования отходов на территории предприятия (организации, учреждения), их границы (площадь, объем), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя.
5. Предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке утверждаются Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города.
6. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки,создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. Транспортировка опасных отходов допускается согласно действующим инструкциям только соответствующе оборудованным транспортом, имеющим специальное оформление.
7. Специализированные предприятия и установки по переработке отходов проектируются и эксплуатируются в соответствии с нормами технологического проектирования, строительными и санитарными нормами и правилами, действующим законодательством.
8. Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды и регистрируется в Департаменте по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города.
9. Разрешение на размещение отходов выдается природопользователю только при обосновании невозможности их переработки (отсутствие технологии, оборудования и др.)
10. Выбор места для строительства объектов по размещению и переработке отходов производится соответствии с Земельным кодексом РСФСР, утвержденным ВС РСФСР 25.04.91 N 1103-1 (в ред. от 24.12.93), Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 08.06.98 N 43-оз "О земле".
11. Объекты по размещению отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими муниципальную, экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами.
12. Строительство и эксплуатация подземных сооружений для захоронения отходов производства осуществляются в соответствии с лицензией, выдаваемой территориальным органом Роскомнедр по согласованию с Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды, Сургутским центром Госсанэпиднадзора.
13. Отходы I, II, III, а при необходимости и IV классов опасности можно размещать только на спецпредприятиях, обустроенных в соответствии со СНиП. До создания соответствующих спецпредприятий на территории города Сургута и Сургутского района отходы должны вывозиться на объекты, расположенные на других территориях, в соответствии с заключенными договорами.
14. Не допускается размещение опасных отходов на расстоянии менее 1 км от границ селитебных зон городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов. Запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
15. Природопользователь в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и другими природоохранными нормативными документами Российской Федерации ведет учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех видов отходов собственного производства , завозимых со стороны, отходов в составе продукции, поставляемой со стороны.
16. Природопользователь предоставляет ежегодный отчет "Об образовании и удалении токсичных отходов" по форме N 2тп-(токсичные отходы) в Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города.
17. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии,в организации, учреждении входит в обязанность природопользователя.
18. Передача (или получение) отходов от одного природопользователя другому с целью их использования в качестве вторичного сырья для производства какой-либо продукции осуществляется при наличии соответствующего разрешения на размещение отходов.
III. Нормирование размещения отходов производства и потребления
1. С целью обеспечения экологической безопасности, недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей природопользо- вателю устанавливают предельные нормы на образование и размещение отходов. Организацию разработки и утверждения нормативов объемов образования и размещения отходов осуществляет Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды.
2. Природопользователь обязан разрабатывать и предоставлять для утверждения в Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города, согласованные с Сургутским центром госсанэпиднадзора проекты нормативов предельного размещения отходов.
3. Для проектируемых объектов нормативы размещения отходов устанавливаются проектом, получившим положительное заключение при проведении муниципальной и государственной экологической экспертизы.
IV. Предоставление услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов
1. Общие положения предоставления услуг устанавливают:
- права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе, качестве оказываемой услуги и соответствии ее нормативам;
- права и обязанности потребителя;
- обязанности и ответственность исполнителя за качественное и своевременное предоставление услуги;
- механизм реализации предоставления услуг и защиты прав потребителя и распространяются на исполнителей (юридических и физических лиц) независимо от организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности, деятельность которых направлена на оказание услуг по удалению твердых и жидких бытовых отходов (далее по тексту - услуг).
1.1. Контроль за выполнением основных положений предоставления услуг возлагается на департаменты жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, природопользования и экологии администрации города, Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды, Сургутский центр санитарно-эпидемиологического надзора, управление внутренних дел города Сургута и Сургутского района.
2. Права и обязанности потребителя
2.1. Потребитель имеет право на получение услуги в соответствии с предусмотренным договором сроком, обязательными по качеству или обычно предъявляемыми требованиями и информацией о предоставляемой услуге.
В случае необоснованного отказа исполнителя от заключения договора на оказание услуги и нанесения по этой причине ущерба окружающей среде, здоровью потребителя, ущемления его прав потребитель имеет право на возмещение причиненного ущерба.
Исполнитель освобождается от ответственности за нанесение причиненного ущерба, если он докажет, что выполнение требуемой от него услуги выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей.
При заключении договора потребитель имеет право установить срок оказания услуги, исходя из необходимости своевременного удаления твердых и жидких бытовых отходов, в соответствии с действующими нормативами.
2.2. Срок оказания услуги не может превышать предельный срок удаления твердых и жидких бытовых отходов, установленный Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города.
2.3. При обнаружении недостатков качества выполненной работы потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков качества оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения оплаты за оказание услуги ;
- возмещения расходов, затраченных на устранение недостатков своими средствами или третьим лицом.
Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки качества оказанной услуги не были устранены исполнителем.
Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки качества оказания услуги или отступления от выполнения условий договора.
Потребитель назначает срок устранения недостатков (но не более 20 дней), который фиксируется в договоре, подписываемом сторонами.
2.4. Потребитель обеспечивает исполнителю свободный доступ к месту производства работ по оказанию услуги, освещение его в темное время суток.
Если в результате несоблюдения потребителем указанных требований произошло нарушение срока и качества оказания предусмотренной договором услуги, ответственность за это нарушение возлагается на потребителя.
2.5.Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в любое время,возместив исполнителю расходы на оказание части услуги и прямые убытки, причиненные в результате расторжения договора.
3. Обязанности и ответственность исполнителя.
3.1. Исполнитель обязан обеспечить выполнение услуги в соответствии с требованиями нормативов, предусмотренными договором условиями, сроком, качеством и информацией о предоставляемых услугах.
3.2. Исполнитель, оказывающий услугу, обязан:
- иметь вывеску с указанием наименования (если оно имеется), профиля и форм организации его деятельности, юридического адреса и режима работы;
- предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге, порядке ее оказания и оплаты.
3.3. У исполнителя в удобном для ознакомления месте должны находиться:
- лицензия на право оказания услуги ;
- сведения о вышестоящей организации (для муниципальных предприятий) или о собственнике (для предприятий других форм собственности);
- правила предоставления услуг по удалению твердых и жидких бытовых отходов;
- правила, состав и форма, предельные сроки предоставления услуги,других сопутствующих услуг, предоставляемых по желанию потребителя;
- сведения о льготах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей, об органе по защите прав потребителей при местной администрации;
- прейскуранты (выписки из прейскурантов) цен на предоставляемые услуги;
3.4. Исполнитель обязан обеспечивать соблюдение режима работы, установленного решением органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) или собственника (для предприятий других форм собственности).
3.5. Исполнитель несет ответственность в виде:
- неустойки за нарушение сроков, качества оказания услуги и устранение недостатков;
- возмещения убытков за невыполнение своих обязательств перед потребителем;
- возмещения вреда, причиненного жизни,здоровью и имуществу потребителя;
- возмещения морального ущерба.
3.6. При нарушении срока выполнения услуги или устранения недостатков качества оказанной услуги исполнитель обязан выплатить неустойку за каждый день просрочки в размере трех процентов от стоимости услуги.
При невыполнении исполнителем условий договора о предоставлении дополнительных услуг потребителю возвращается дополнительная плата в полном объеме.
3.7. Моральный ущерб, нанесенный потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 (в ред.от 09.01.96) "О защите прав потребителей", подлежит возмещению исполнителем (при наличии его вины). Размер возмещения ущерба определяется решением суда, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.8. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге, а также об исполнителе повлекло за собой получение услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами, нанесение вреда окружающей среде или жизни, здоровью, имуществу потребителя последний вправе расторгнуть договор, потребовать возмещение причиненных ему убытков в соответствии с законодательством Российской Федераций.
V. Выдача разрешений на размещение отходов производства и потребления
1. Разрешение (отказ) на размещение отходов выдается природопользователю Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды и согласовывается с Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии в месячный срок, считая с момента получения всех документов от природопользователя. В отдельных случаях по особо крупным объектам срок может быть продлен до двух месяцев.
2. В разрешении определяются объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.
Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов, планов мероприятий по их выполнению и характеристик объектов по размещению отходов.
3. Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год.
4. Для получения разрешения на размещение отходов природопользователь обязан предоставить в Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города следующие документы:
- заявку на размещение отходов;
- лимит размещения отходов, установленный природопользователю на данный период;
- перечень и характеристику отходов, подлежащих размещению;
- плановые мероприятия по выполнению лимита размещения отходов;
- характеристику объектов, на которых предполагается размещать отходы; (представляется на каждый собственный или арендуемый объект, в т.ч. расположенный на территории предприятия);
- копию договора с администрацией объекта рекомендуемой формы (в случае, если отходы направляются для размещения на объект, не принадлежащий данному природопользователю).
5. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации природопользователь несет ответственность за достоверность информации,обосновывающей деятельнность с целью размещения отходов.
6. Выдача разрешения не освобождает природопользователя от обязанности поиска потребителей, для которых данные виды отходов могут являться сырьевыми ресурсами, или разработки технологий, сокращающих объемы образования отходов, а также выполнения мероприятий по организации, строительству и повышению эффективности эксплуатации объектов по размещению отходов.
7. В случаях угрозы загрязнения окружающей природной среды свыше допустимых норм, нарушения правил эксплуатации объекта по размещению отходов, выхода из строя его или его сооружений (механизмов), нарушающих нормальный режим эксплуатации, аннулируется разрешение на размещение отходов согласно решения органа, выдавшего данное разрешение,
VI. Размещение отходов на полигоне ТБО
1. На полигон твердых бытовых отходов вывозятся отходы из жилых домов,административных и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, не обладающие токсичными и радиоактивными свойствами.
Учет количества доставляемых ТБО ведется по объему в специальном журнале приема твердых бытовых отходов, хранимом на полигоне.
2. На полигон ТБО запрещается прием химически и эпидемически опасных жидких и пастообразных отходов.
При нарушении транспортные средства с такими отходами задерживаются экологической милицией, а сведения о происшествии немедленно передаются в Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города для принятия решения.
3. Обезвреживание трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов производится на скотомогильниках, утилизационных заводах с применением термической обработки, в специальных биотермических камерах в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной службы.
4.Обезвреживание отходов лечебных учреждений (хирургических больниц и отделений, родильных домов, инфекционных больниц и других) регламентировано "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест", утвержденными 21.04.81 N 2388-81.
5. На полигоне запрещается сбор вторичного сырья и размещение приемных пунктов вторичного сырья от учреждений и населения.
6. Складирование ТБО допускается только в местах, определенных рабочей картой, с уплотнением слоями высотой 0.2-0.5 м с помощью бульдозера или катка. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом или другим инертным материалом. Слой промежуточной изоляции должен достигать при уплотнении RAN бульдозером высоты в 0.25 м, при уплотнении специальными катками до плотности не менее 750 кг/м3 - 0.15 м.
7. Переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, выпадающих при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещении бульдозерами в места, определенные рабочей картой, устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров,
8. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными сетчатыми ограждениями, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.
9. Регулярно подлежат очистке от мусора перехватывающие обводные каналы, предназначенные для отвода поверхностных и грунтовых вод в открытые водоемы.
10. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтопредприятия проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и земель, прилегающих к подъездной дороге. В случае выявления их загрязнения проводится тщательная уборка и вывоз смета мусора на рабочие карты полигона.
11. На территории полигона категорически запрещается сжигание ТБО, а в случае их самовозгорания осуществляются противопожарные меры безопасности (увлажнение, изоляция инертным слоем грунта, уплотнение механическими дорожными катками).
12. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на проектную высоту.
13. Последний слой отходов перед закрытием полигона окончательно перекрывается наружным и изолирующим слоями грунта.
14. При окончательной планировке наружного изолирующего слоя необходимо следить за тем, чтобы имелся скат к краям полигона, не было понижений для застоя воды.
15. Устройство верхнего изолирующего слоя полигона определяется предусмотренными условиями его последующего использования при закрытии.
16. Откосы полигона непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя необходимо озеленять в виде террас для защиты от выветривания или смыва грунта. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями. Рекомендуются, как правило, хорошо приживающиеся в этих условиях береза, ольха, тополь, тальник, которые способствуют рекультивации почвы и созданию нормальной лесной подстилки.
17. Технологический контроль за приемом на полигоны ТБО и некоторых нетоксичных промышленных отходов осуществляется в соответствии с утвержденными инструкциями лабораторной службой предприятия, эксплуатирующего полигон.
18. Лабораторная служба согласно утвержденному графику систематически контролирует фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон, соблюдение режимов мытья контейнеров и автотранспорта, состояние загрязнения воздуха, воды открытых водоемов, динамику загрязнения подземных вод в рабочей зоне полигона и в границах санитарно-защитной зоны.
19. Центр санитарно-эпидемиологического надзора в городе Сургуте не менее двух раз в год обеспечивает:
- текущий санитарный надзор за эксплуатацией полигонов ТБО, руководствуясь списком предельно допустимых концентраций химических веществ в почве N 2264-80 и в соответствии с "Оценочными показателями санитарного состояния почвы населенных мест" N 1739-77;
- лабораторный контроль за уровнем химического и бактериологического загрязнения грунтовых вод путем отбора проб воды из контрольных скважин полигона и проб воды из открытых водоемов, расположенных в зоне возможного влияния полигона ТБО;
- контроль за санитарным режимом работы бытовых помещений для обслуживающего персонала и обеспечением их средствами индивидуальной защиты по безопасности труда.
VII. Управление отходами
1. Для эффективности процесса управления отходами рекомендуются следующие циклы:
1.1. Планирование:
- стратегическое;
- тактическое;
- оперативное.
1.2. Контроль
- внешний;
- внутренний;
- стационарный;
- летучий;
- фильтрующий.
2. Стратегическое планирование (глубина планирования 15 лет) осуществляют:
- городская Дума;
- администрация города;
- градообразующие предприятия.
3. Городская Дума утверждает:
- финансовые расходы на обеспечение выполнения плана по стро- ительству объектов, осуществляющих оборот отходов;
- программу обучения населения оптимальному обращению с отхо- дами.
4. Администрация города утверждает:
- перечень вводимых объектов, обеспечивающих оптимальный обо- рот отходов;
- прогноз объемов и состава отходов с учетом строящегося жилья и создания предприятий;
- разрабатывает проекты документов, утверждаемых городской Думой;
- проект бюджета для строительства объектов обеспечивающих оборот отходов.
5. Градообразующие предприятия разрабатывают и утверждают мероприятия по улучшению оборота отходов.
6. В тактическом планировании (глубина 1 год) принимают участие:
- городская Дума;
- Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии;
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства.
Городская дума утверждает:
- план социально - экономических мероприятий по обороту отходов;
- нормативные акты, обеспечивающие оптимизацию оборота отходов.
Вышеуказанные департаменты администрации города разрабатывают
документы для утверждения городской Думой, включающие в себя, в том числе, план капитального строительства объектов хранения, утилизации отходов, план разработки законодательных актов местного уровня, план - финансирование затрат, связанных с оборотом отходов.
Администрация города утверждает прейскуранты (калькуляции), связанные с оборотом отходов, годовую сводную смету затрат по сбору, перемещению, утилизации отходов.
Предприятия, осуществляющие сбор, перемещение, утилизацию отходов, составляют годовые планы работ, в т.ч. годовые графики эксплуатации полигона ТБО.
Оперативное планирование осуществляется службами Департамента жилищно - коммунального хозяйства, в том числе, в части выделения транспорта, механизмов для уборки снега и очистки от снега дороги на полигон ТБО.
7. За соблюдением технологии и организации сбора, перемещения, утилизации отходов осуществляются следующие виды контроля:
- внешний;
- внутренний;
- стационарный;
- летучий;
- фильтрующий.
Внешний контроль на предприятиях, осуществляющих сбор, перемещение, утилизацию отходов, выполняют:
- структурные подразделения администрации города (департаменты жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, природопользования и экологии, управление финансов, управление внутренних дел города Сургута и Сургутского района);
- Сургутский межрайонный комитет по охране окружающей среды;
- Центры Госсанэпидемнадзора.
Параметры этого вида контроля - соответствие хода работ планам, соблюдение действующих нормативных документов.
Внутренний контроль осуществляют руководители предприятий и ответственные за оборот отходов специалисты.
Стационарный контроль осуществляют:
- дворники ЖЭУ при загрузке мусоровозов;
- сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения на постах;
- специалисты предприятия, эксплуатирующего полигон при регистрации и учете поступающих ТБО;
- служащие надзорных органов при регулярных проверках предприятия.
Летучий контроль осуществляют:
- сотрудники экологической милиции;
- сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- сотрудники дорожно-патрульной службы;
- участковые милиционеры;
- совместные группы из числа служащих администрации города, экологической милиции, надзорных органов (в части проверки соблюдения мусоровозами маршрутных карт вывоза отходов, дежурств у несанкционированных свалок).
Фильтрующий контроль осуществляется при отводе земель, экспертизе проектов и лицензировании предприятий, работающих с отходами.
Заседания экспертных комиссий, на которых рассматриваются проекты строительства объектов по размещению и переработке отходов, размещаемых в городской черте и оказывающих воздействие на состояние окружающей природной среды города, проводятся с участием экспертов, назначенных Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии и Госсанэпиднадзора города Сургута.
VIII. Экологический контроль в системе обращения с отходами
1. Экологический контроль за всеми видами хозяйственной деятельности в системе обращения отходов осуществляется на основании ст.68, 69, 70, 71 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 (ред. 02.06.93) "Об охране окружающей природной среды".
2. Экологический контроль производится Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды, Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии, а также экологическими службами предприятий, организаций и учреждений, которые осуществляют производственный экологический контроль.
3. Экологический контроль в области обращения отходов включает:
- анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- проверку порядка и правил обращения , включая требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами о контроле за трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов;
- проверку выполнения мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, лимитов размещения отходов;
- соответствие массы размещаемых отходов выданным разрешениям;
- проверку обеспечения безопасности окружающей среды и здоровья населения при эксплуатации объектов размещения отходов;
- анализ информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов.
4. Экологические службы контроля предприятий, организаций и учреждений согласуют с Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок предоставления информации о размещении отходов.
5. Контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи и контрольных талонов приема отходов.
6. Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и департаменты по землепользованию природопользованию и экологии, жилищно-коммунального хозяйства администрации города осуществляют контроль за состоянием природоохранной деятельности в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам, поступившим от граждан и организаций.
7. При контроле за размещением отходов производится измерение массы (объемов) отходов, определение концентраций веществ, содержащихся в них, и установление по этим данным массы отходов в период времени и класса опасности. Полученные данные сравниваются с установленными нормативами в разрешении на размещение отходов.
8. Исходными данными для определения фактической массы объемов размещаемых отходов служат:
- данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры;
- установленные нормативы образования и использования отходов, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, в т.ч. утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции;
- данные о временном режиме работы оборудования за квартал, год.
9. Фактическая масса(объем) отходов, принимаемых на объекте для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчетно и подлежит учету в установленном порядке в специальном журнале. Выписка из журнала ежеквартально передается в Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию природопользованию и экологии.
При необходимости перевода объемных показателей количества отходов в весовые следует учитывать плотность конкретного отхода.
10. Должностные лица Сургутского межрайонного комитета охраны окружающей среды и Департамента по землепользованию природопользованию и экологии в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
- проводить проверки предприятий и объектов по всем видам деятельности, связанным с обращением отходов, получать необходимые объяснения, справки и сведения;
- давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасного обращения с опасными отходами, в случае необходимости приостанавливать работы;
- аннулировать по согласованию с органами, участвующими в оформлении разрешения, или приостанавливать действие разрешения на право ведения деятельности по обращению с отходами, в случаях нарушений условий его действия, а также при возникновении опасности аварий, причинения вреда окружающей природной среде;
- привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в народный суд, предъявлять иски в арбитражный суд о возмещении ущерба и убытков, причиненных окружающей природной среде.
11. Количество отходов, обнаруженных размещенными в несанкционированных местах, определяется Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды и Департаментом по землепользованию природопользованию и экологии администрации города расчетно или инструментальным замером.
Регистрацию фактов самовольного размещения отходов в несанкционированных местах ведут Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию природопользованию и экологии в специальном журнале.
Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию природопользованию и экологии решают вопрос о приостановке самовольного размещения отходов и передают материалы в экологическую милицию для проведения оперативно-розыскной работы.
IX. Административная ответственность за несоблюдение требований
по обращению отходов
1.Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно-правовой формы, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
X. Возмещение вреда, причиненного нарушением требований обращения с отходами
Причиненный вред возмещается нарушителем в установленном порядке на основе расчетов по методике исчисления размера ущерба, а при ее отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природной среды с учетом нанесенных убытков.
XI. Термины и определения
Отходы - отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве.
Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, отходы сельского хозяйства, тара и упаковка.
Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. К отходам потребления относятся и твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.
Размещение (удаление) отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов.
Хранение (складирование) отходов - изоляция с учетом временной нейтрализации отходов,направленная на снижение опасности для окружающей среды, с установлением срока нахождения в местах складирования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов.
Использование (переработка, утилизация) - вовлечение отходов в хозяйственный оборот в целях получения различных видов продукции (работ) путем их переработки или непосредственно.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида,которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Неиспользуемые отходы - вторичные материальные ресурсы, возможность дальнейшего использования которых в настоящее время отсутствует.
Опасные отходы - отходы, которые в силу их реакционной способности или токсичности самостоятельно или при вступлении в контакт с другими отходами и окружающей средой представляют непосредственную опасность для здоровья человека или состояния окружающей среды
Трансграничная перевозка отходов - внешняя: любое перемещение отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства; внутренняя: любое перемещение отходов по территории Российской Федерации из одной республики, края, области, автономного образования в другие.
Природопользователи - предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Потребитель - предприятие, гражданин, кондоминимум.
Спецпредприятия - предприятия по переработке или утилизации отходов.
Специально уполномоченные органы по охране окружающей среды - Сургутский межрайонный комитет по охране окружающей среды , Департамент по землепользованию и экологии ,Сургутский центр госсанэпиднадзора, отделение экологической милиции.
Объекты для размещения отходов - полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители,хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; - санкционированные свалки (существующие площадки) разрешенные органами местного самоуправления для размещения промышленных отходов, не обустроенные в соответствии с требованиями СНиП, являющиеся временными, подлежащими обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Разрешение на размещение отходов - документ, который устанавливает объем (массу) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека, с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристики объектов для размещения отходов.
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов.
Временное накопление отходов на промплощадке - хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов (является временной мерой).
Предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды и согласовываются Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города.
<< Назад |
||
Содержание Решение Сургутской городской Думы от 30 декабря 1998 г. N 137-IIГД "Об утверждении Временного порядка накопления, хранения,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.