Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Сургутской городской Думы
от 2 апреля 1998 г. N 85-IIГД
Ханты-Мансийский автономный округ
Администрация города Сургута
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
города Сургута на 1998-2003 годы
г.Сургут 1998 г.
I. Паспорт программы
1. Наименование Программы: |
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Сургута на 1998-2003 годы |
2. Основание для разработки: |
Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97г. N 425 |
3. Цели и задачи Программы: |
- обеспечение защиты интересов населения как потребителя жилищно-коммунальных услуг; |
- снижение издержек производства услуг при поддержании стандартов качества их предоставления; |
|
- совершенствование системы финансирования отрасли, постепенный переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунальной сферы к безубыточному функционированию отрасли при адресной социальной защите семей с низкими доходами путем предоставления жилищных субсидий |
|
4. Сроки реализации Программы: |
1998-2003 годы |
5. Исполнители основных мероприятий Программы: |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экономике и прогнозированию, управление финансов, юридический отдел городской администрации |
6. Затраты по реализации Программы: |
определяются ежегодно |
7. Экономическая эффективность: |
рассчитывается поэтапно по мере реализации Программы |
8. Организация контроля за выполнением Программы: |
осуществляется первым заместителем Мэра города, общественной наблюдательной комиссией |
II. Общие положения
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Сургута разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 28.04.97г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27.05.97г. N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", от 29.03.96г. N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда" и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.05.97г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" (в котором были определены ежегодно определяемые федеральные стандарты, устанавливающие размеры финансовой помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации из средств федерального бюджета), от 18.06.97г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
По-видимому, в абзаце первом раздела II допущена опечатка. Следует читать: "...от 18.06.96г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг"
Для реализации принятых законодательных и нормативных актов Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа было принято постановление от 01.09.97г. N 316 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства округа", в котором город Сургут вошел в перечень городов для отработки механизмов реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение этого постановления Мэром города приняты распоряжения от 06.11.97 г. N 2997 "О совершенствовании управления городским хозяйством" и от 05.12.97 г. N 3227 "О мероприятиях по реализации структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством города на 1998 год".
Данными распоряжениями была утверждена новая структура управления городским хозяйством на 1998 год и мероприятия по ее реализации.
III. Состояние жилищно-коммунального хозяйства города
Жилищно-коммунальное хозяйство города представляет собой сложный и взаимосвязанный социально-хозяйственный комплекс, деятельность которого в существенной мере формирует жизненную среду человека.
По состоянию на 01.01.98г. жилищный фонд города составляет 4684,9 тыс.кв.м., из них муниципальный и частный - 92,2 %.
В городе проживает 274,9 тыс. человек.
На каждого жителя города приходится 17,6 кв.м. общей площади (по Российской Федерации - 18,1 кв.м., по Ханты-Мансийскому автономному округу - 15,8 кв.м.).
Оборудование жилья комплексом коммунальных услуг превышает среднереспубликанский уровень. Жилой фонд города оборудован водопроводом на 98,2 %, канализацией на 96,8 %, центральным отоплением на 99,7 %, горячим водоснабжением на 94,6 %, электроснабжением на 100 %.
Протяженность водопроводных сетей составляет 418,7 км, канализационных - 355,9 км, тепловых - 489 км, электрических - 857,4 км.
На содержание, ремонт и обновление жилищно-коммунального комплекса ежегодно направляется от 22,5 % (1995 г.) до 34,8 % (1997 г.) расходной части бюджета города, в 1998 году утверждено - 25,1 %.
Существующая до 1998 года схема управления жилищно-коммунальным хозяйством совмещала функции управления и хозяйствования, была предельно централизована.
В отрасли отсутствовала конкурентная среда.
Управление жилищным фондом, работа по его содержанию и ремонту, предоставление коммунальных услуг носили монопольный характер.
Сложившийся механизм ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве деформировал всю систему ее финансирования и в значительной степени обусловил низкий уровень обеспеченности населения услугами жилищно-коммунального хозяйства.
Такое положение в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилось практически во всех регионах Российской Федерации, что и побудило Правительство Российской Федерации приступить к реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Первым шагом в этом направлении явилось принятие федеральных законов от 24.12.92г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и от 04.07.91г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в которых были определены направления преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
Реализация на городском уровне государственной жилищной политики положила начало формированию в городе рынка жилья. В результате проводимой политики бесплатной приватизации жилья произошли существенные изменения в структуре собственности жилищного фонда (приложение 1). Приватизировано около 27,5 тыс. квартир общей площадью 1784 тыс. кв.м, что составило 37,8 % от общей площади жилищного фонда города (для сравнения: в России - 49 %, в Ханты-Мансийском автономном округе - 41 %). Доля жилья в частной собственности увеличилась с 0,74 % в 1991 году до 39,9 % в 1997 году.
Заметно активизировался вторичный рынок жилья (по 782 сделкам купли-продажи в 1992 году приобретено-продано около 42 тыс.кв.м., в 1997 году заключено 3810 сделок, приобретено-продано около 200 тыс.кв.м., т.е. свыше 3000 семей улучшили свои жилищные условия).
Начиная с 1993 года в муниципальную собственность активно передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении предприятий различных форм собственности. Процесс муниципализации активно шел в жилищной сфере, где на сегодняшний день осталось в эксплуатации предприятий и ведомств около 11 % жилищного фонда, в т.ч. в собственности и хозяйственном ведении 7,8 % (приложение 2).
Изменилась структура предприятий отрасли. Если до 1990 года жилищный фонд находился на балансе 47 жилищно-эксплуатационных участков, 27 министерств и ведомств, то по состоянию на 01.01.98 года в городе только 13 предприятий жилищно-коммунального хозяйства (юридических лиц), на которых работают около 10 тыс. человек. К концу 1997 года сложилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством города (приложение 3), которая на этот момент уже не отвечает концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
С апреля 1994 года город перешел на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Истекший период характеризуется постепенным ростом ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, в результате доля населения в покрытии эксплуатационных издержек составила: до введения новой системы - 2 %, с 01.04.94 г. - 20 %, с 01.01.95г. - 40 %, с 01.01.98 г. - 50 %.
В сложившихся социально-экономических условиях предельно-допустимая доля на оплату жилищно-коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, в семейных бюджетах сургутян составила с 01.04.94 г. - 10 %, с 01.04.98 г. - 18 % в совокупном семейном доходе.
В период галлопирующей инфляции (1991 - 1993 гг.) темпы роста оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг значительно отставали от темпов роста цен как на энергоресурсы, на продукцию других отраслей промышленности, так и от темпов роста цен на основные услуги и заработной платы. С апреля 1994 года в связи с выравниваем этих показателей динамика изменения оплаты жилищно-коммунальных услуг выглядела не в пользу отрасли жилищно-коммунального хозяйства (приложение 4).
Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем по России, Ханты-Мансийскому автономному округу и городу на один квадратный метр, исходя из социальной нормы жилой площади в месяц, в 1997 году сложились в размере 12,900 руб. (федеральный стандарт), 26,226 руб. и 16,05 руб. соответственно. При этом доля платежей населения в покрытии этих затрат в 1997 году составила по России 10-60 %, по Ханты-Мансийскому автономному округу - 10-63 %, по городу - 40 %. Исходя из этого, при установлении максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 15 % в совокупном семейном доходе семьи, право на компенсации (субсидии) при оплате за жилищно-коммунальные услуги в 1997 году получили около 2500 семей (3,3 % от всех семей города).
Количество семей, нуждающихся в субсидиях, по России колеблется от 5 до 25 %, в Ханты-Мансийском автономном округе - от 2 до 25 % (в городе Ханты-Мансийске - 39 %). Динамика выплаченных субсидий в городе Сургуте с 1994 по 1997 годы приведена в приложении 5.
Для проведения этой работы созданы службы и центры жилищных субсидий при муниципальном предприятии жилищно-коммунального хозяйства (ул. М-Карамова, 74 б) и головном муниципальном унитарном предприятии "Сургутжилкомхоз" (с 1998г. муниципальном учреждении "Дирекция единого заказчика Центрального жилого района" по ул. 30 лет Победы, 3), планируется создать во втором квартале 1998 г. третий центр при муниципальном учреждении "Дирекция единого заказчика Западного жилого района".
С 01.04.94г. была введена оплата за сверхнормативную занимаемую площадь до полной стоимости за содержание мест общего пользования и центральное отопление, с 1996 года введены дифференцированные ставки на оплату жилья и центральное отопление в зависимости от уровня превышения социальной нормы жилья. Взимаемые дополнительные доходы позволили поднять уровень покрытия затрат на содержание жилья и явились дополнительным источником выплат жилищных субсидий в связи с отсутствием планирования их в федеральном бюджете.
С 01.01.97г. введена плата за наем жилых помещений, направляемая на проведение капитального ремонта жилищного фонда, дополнительные доходы от которой составили около 0,9 млрд.руб. в месяц.
В целях дополнительной социальной защиты населения в городе Сургуте одиноким гражданам, проживающим в однокомнатных квартирах, и семьям, состоящим из пенсионеров, проживающим в двухкомнатных квартирах, предоставлены льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой площади без учета сверхнормативной.
В последнее время сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, рост оплаты жилищно-коммунальных услуг проходил более болезненно. Резкими темпами возросла задолженность населения оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Так, если за 1995 год задолженность составила в неденоминированных рублях 5,2 млрд.руб., за 1996год - 25,9 млрд.руб., то за 1997 год -78,2 млрд.руб. (приложение 6).
Это вызвало необходимость изменения темпов реформирования оплаты жилья и коммунальных услуг.
Существенное негативное воздействие на уровень финансирования жилищно-коммунального хозяйства оказывает наличие льготных категорий населения, пользующихся льготами на оплату жилья и коммунальных услуг (выпадающие доходы, которые дошли до 20 % от общей суммы платежей).
Целевое выделение средств из федерального бюджета в соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации на погашение расходов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, не осуществляется. В 1997 году за счет льготных категорий граждан выпадающие доходы производителей услуг жилищно-коммунального хозяйства составили 56,7 млрд. руб.
Трехлетний опыт проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве других регионов показал, что принятые, начиная с 1991 и последующие годы, решения, касающиеся реформирования в этой сфере экономики, зачастую не были увязаны с общенациональной политикой в области ценообразования на энергоносители, динамикой доходов населения, процессом передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и другими факторами.
Первые предложения по реформированию структуры управления жилищно-коммунального хозяйства города были подготовлены для рассмотрения в середине мая 1997 года.
IV. Состав и стоимость основных производственных
фондов жилищно-коммунального хозяйства города,
их состояние
Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль городского хозяйства является одной из самых фондоемких отраслей народного хозяйства. Стоимость основных производственных фондов, переданных в хозяйственное ведение и находящихся на балансе муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства города, составляет около 11 млрд. деноминированных рублей (приложение 7). Это обстоятельство накладывает на собственника огромную ответственность по эффективному использованию основных производственных фондов, их надлежащему содержанию, а также по планированию и своевременному проведению мероприятий по текущему и капитальному ремонтам, формированию достаточных финансовых средств как на указанные цели, так и на полное восстановление основных производственных фондов.
Балансовая стоимость основных фондов по двум основным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства города (головное муниципальное унитарное предприятие "Сургутжилкомхоз" и муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства) на 01.01.98 г. составляет 10062196 тыс. руб., в т.ч.:
- по жилищному хозяйству - 8816535 тыс. руб.;
- по коммунальному хозяйству
(в том числе транспорт и механизмы) - 2017747 тыс. руб.,
при этом износ составляет:
- по жилищному фонду - 9 - 10 %;
- по инженерным сетям и объекта
мкоммунального хозяйства - 43 - 47 %;
- по транспорту и механизмам - 22 %.
Наряду с принятыми в муниципальную собственность от ведомств объектами основные фонды предприятиями жилищно-коммунального хозяйства приобретаются, строятся, принимаются на баланс от других предприятий новые здания, базы, машины, механизмы и другие виды основных производственных фондов, которые, утрачивая свою стоимость по частям (активные фонды - оборудование, машины и т.д.), непосредственно действуя на предмет труда (пассивные фонды - здания и сооружения), обеспечивают нормальные условия труда (качество услуг), но и те и другие переносят свою стоимость на конечный продукт (стоимость жилищно-коммунальных услуг). Амортизация и активных, и пассивных основных производственных фондов включается в себестоимость произведенной продукции.
Увеличение стоимости основных производственных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства произошло также из-за неоднократной не всегда правильно проведенной переоценки путем применения коэффициентов. Так, некоторые старые машины, оборудование и т.п. после переоценки стали стоить дороже новых, что неоправданно повлекло начисления затрат на их износ, в результате произошло увеличение тарифов.
Амортизация только активных фондов в тарифах по водоснабжению и водоотведению составляет 26 %, по выработке тепла собственными котельными городского предприятия тепловых сетей "Сургутжилкомхоз" и предприятия тепловодоснабжения и инженерных сетей муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства - 9,5 % прямых затрат. Кроме этого, начисленная амортизация на транспорт, здания, производственные цеха и другие фонды используется, как правило, неэффективно. Так, за счет амортизации, начисленной предприятиями только за 1997 год при стабильной работе, можно было приобрести основные фонды:
- УМиТ "Сургутжилкомхоз" - на 11000 тыс. деноминированных руб.;
- Торводоканал" СГМУП - на 37045 тыс. деноминированных руб.;
- управление городского
предприятия тепловых
сетей СГМУП - на 25536 тыс. деноминированных руб.;
- предприятия тепловодоснабжения
и инженерных сетей муниципального
предприятия жилищно-коммунального
хозяйства - на 10928 тыс. деноминированных руб.
При этом, этими же предприятиями затребовано и получено из бюджета города:
- головное муниципальное унитарноепредприятие "Сургутжилкомхоз"
- на приобретение техники - 11200 млн. руб.;
- на капитальный ремонт - 122040 млн. руб.;
- на новое строительство - 31890 млн. руб.
- муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства:
- на капитальный ремонт - 64729 млн. руб.;
- на новое строительство - 13165 млн. руб.
Это говорит о том, что при существующей структуре управления, когда на унитарные предприятия одновременно возложены функции управления (заказчика) и обслуживания жилищного фонда, они фактически формируют предложения как по объемам работ по капитальному ремонту и капитальному строительству, так и по объемам закупок машин, механизмов, оборудования, дорогостоящих материалов (чем дороже техника, материалы, прочие основные фонды, тем легче обосновать дефицит собственных средств и, как следствие, доказать необходимость дотирования из бюджета города все в больших и больших объемах), а собственник (городская администрация) часто, не обладая необходимой полнотой информации о состоянии жилищного фонда и других основных производственных фондов жилищно-коммунального хозяйства, и, имея в своем распоряжении весьма ограниченный штат сотрудников, не в состоянии правильно, т.е. в соответствии с интересами собственника определить приоритеты, объемы необходимых видов работ и закупок основных производственных фондов.
Именно поэтому на 1 этапе реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Сургута на 1998-2003 годы предлагается привести структуру управления жилищно-коммунальным хозяйством города в соответствии с приложением 12.
V. Анализ финансирования жилищно-коммунального
хозяйства города в 1997 году
5.1. Основные источники финансирования жилищно-коммунального хозяйства города
Жилищно-коммунальное хозяйство города как отрасль городского хозяйства имеет три основных источника финансирования:
1. Финансовые средства бюджета города (в т.ч. трансферты Ханты-Мансийского автономного округа, средства предприятий и ведомств, передающих жилой фонд и объекты коммунального хозяйства в муниципальную собственность в текущем периоде).
2. Платежи населения по возмещению затрат на жилищно-коммунальные услуги в пределах установленного норматива возмещения от экономичоски обоснованных тарифов.
3. Собственные средства муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства (в т.ч. финансовые средства, предусмотренные на капитальный ремонт в тарифах, утверждаемых Тюменской региональной энергетической комиссией на теплоэнергию и электроэнергию; инвестиционная составляющая в тарифе, утверждаемая управлением регулирования и контроля цен на тепло- и электроснабжение с учетом затрат на передачу водоснабжения и водоотведения; 30 %-50 % от чистой прибыли на развитие производства; амортизация и т.д.).
5.2. Структура расходов жилищно-коммунального хозяйства города, финансируемых из бюджета города.
По состоянию на 01.01.98г. сложилась следующая структура финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета города:
1. Головное муниципальное унитарное предприятие "Сургутжилкомхоз" |
- 430060 тыс.руб. (42,9 %) |
2.Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства |
- 3371 38 тыс. руб. (33,6 %) |
3. Управление капитального строительства городской администрации (коммунальное хозяйство) |
- 69416 тыс.руб. (6,9 %) |
4. Муниципальное учреждение "Дирекция по эксплуатации и содержанию временного бесхозного жилья" |
- 47137 тыс.руб. (4,7%) |
5. Муниципальное предприятие "Тепловик" |
- 35045 тыс.руб. (3,5 %) |
6. Приобретение жилья для отселения из ветхого жилья |
- 25590 тыс.руб. (2,6 %) |
7. Обеспечение проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства |
- 22494 тыс.руб. (2,2 %) |
8. Подготовка к зиме (печное топливо) |
- 11000 тыс.руб. (1,1 %) |
9. Муниципальное коммунальное предприятие (полигон твердобытовых отходов, кладбище) |
- 10246 тыс. руб. (1,0 %) |
10.Благоустройство городских территорий |
- 7485 тыс.руб. (менее 1 %) |
1 1 . Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг |
- 3839 тыс.руб. (менее 1 %) |
12. Кондоминиумы | - 1672 тыс.руб. (менее 1 %) |
13. Газификация | - 1535 тыс.руб. (менее 1 %) |
Всего: 1002657 тыс.руб. (100 % - бюджет жилищно коммунального хозяйства города)
Анализ приведенной структуры финансирования жилищно-коммунального хозяйства из средств бюджета города показывает, что она очень громоздка. Управление финансов городской администрации вынуждено одну треть бюджета города ежедневно распределять по тринадцати позициям, пропорционально поступающим в бюджет города доходам без учета постатейных расходов, не имея физических возможностей контролировать не только эффективность использования средств бюджета, но и их целевого расходования. Анализ использования бюджетных средств по головному муниципальному унитарному предприятию "Сургутжилкомхоз" и муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства приведен в приложении 8.
5.3. Структура оплаты и анализ платежей населения за жилье и коммунальные услуги (на примере двух основных предприятий жилищно-коммунального хозяйства).
По состоянию на 01.02.98г. сложилась следующая структура оплаты населением города жилищно-коммунальных услуг с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (2-комнатная квартира общей площадью 53 кв. м., проживает 3 человека):
1. Содержание и ремонт жилья - 28,8 %
2. Содержание лифтов - 5,3 %
3. Содержание мусоропровода - 1,4 %
4. Техническое обслуживание электроплит - 0,7 %
5. Водопотребление - 6,8 %
6. Водоотведение - 6,6 %
7. Отопление - 24,7 %
8. Горячее водоснабжение - 9,3 %
9. Электроснабжение - 6,7 %
10. Антенна коллективного пользования - 1,2 %
11. Радиоточка - 1,4 %
12. Плата за наем - 6,5 %
Анализ оплаты населением города жилья и коммунальных услуг в 1994-1997 гг. показывает, что удельный вес каждой составляющей в структуре оплаты ежегодно менялся. Средняя величина эксплуатируемой площади жилого фонда в этот период увеличивалась с 1242 тыс. кв.м. в 1994 году до 3738 тыс. кв. м. в 1997 году. Удельные расходы на оплату 1 кв.м. общей площади жилья изменялись и составляли:
1994 год - 3566 руб.
1995 год - 17937 руб. (индекс инфляции 2,27,
индекс роста заработной платы 2,33),
1996 год - 37448 руб. (индекс инфляции 2,76, индекс роста
заработной платы 4,1),
1997 год - 31187 руб. (индекс инфляции 3,40, индекс роста
заработной платы 5,12).
Доля содержания мест общего пользования и текущий ремонт жилья (включая оборудование дома) в структуре оплаты изменялись с 33,7 % в 1994 году до 54,5 % в 1995 году и до 36,6 % в 1997 году. Это объясняется более тщательным учетом затрат (в 1995 году городской администрацией был утвержден единый для всех предприятий жилищно-коммунального хозяйства перечень работ, включаемых в данную статью затрат), выполнением в 1995-1996 гг. большого объема работ по текущему ремонту (особенно жилищного фонда, принимаемого от ведомств, например, от открытого акционерного общества "Обьнефтегазгеология"). Оплата коммунальных услуг так же изменялась в течение этого периода Объясняется это в первую очередь изменениями тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждаемых Тюменской региональной энергетической комиссией. Низкий удельный вес услуг водоснабжения и водоотведения в 1994-1995 гг. объясняется тем, что управление водоснабжения и канализации входило в состав открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" и работало по заниженным тарифам, получая от него дотацию, с одной стороны, а с другой стороны, открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" последние три года практически не расходовало средства на капитальный и текущий ремонт водозаборов (поэтому качество воды последние 10 лет было неудовлетворительным) и городские канализационные очистные сооружения. После приема водно-канализационного хозяйства в муниципальную собственность головное муниципальное унитарное предприятие "Сургутжилкомхоз" вынуждено было расходовать значительные средства для устранения недоремонтов прошлых лет управления "Горводоканал", что и повысило практически в 3 раза затраты на услуги водоснабжения и канализации в 1996-1997 гг.
Структура оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и динамика изменения основных ее составляющих приведены в приложениях 9, 10.
Итак, сумма финансовых средств, выделенных двум предприятиям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета города, и начисленных платежей населению только в 1997 году составила 1 124 156 млн. руб. (соответственно 812 284 млн.руб. и 311 872 млн.руб.).
Примечание: по состоянию на 01.01.98г. населением не оплачено 78 174 млн. руб. (25,1 % от начисленных платежей).
5.4. Структура расходов жилищно-коммунального хозяйства города, покрываемых за счет собственных средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 1997 году (на примере двух основных предприятий).
Все муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства ежегодно привлекают собственные средства на развитие производственной инфраструктуры, поддержание в надлежащем состоянии основных производственных фондов, приобретение машин, механизмов, оборудования, тем самым способствуя развитию жилищно-коммунального хозяйства как отрасли городского хозяйства.
Эти расходы планируются и учитываются как инвестиционная составляющая на капитальный ремонт в тарифах на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплопередача, передача электрической энергии, производство тепла на локальных котельных), контролируются управлением регулирования и контроля цен городской администрации.
При утверждении тарифов (на производство, передачу тепловой и электрической энергии открытым акционерным обществом "Тюменьэнерго") на оптовую перепродажу Тюменская региональная энергетическая комиссия включает в тариф городского предприятия тепловых сетей "Сургутжилкомхоз" составляющую на капитальный ремонт магистральных сетей, центральных тепловых пунктов и т.п.
Большую сумму в год составляет начисленная амортизация, включаемая в себестоимость коммунальных услуг, и оплачиваемая потребителями данных услуг (население, промышленность, бюджетная сфера, сельское хозяйство). Эти финансовые средства можно использовать как на приобретение активных основных производственных фондов, так и с 1998 года на капитальный ремонт.
И наконец, все муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства при расчете себестоимости коммунальных услуг планируют свою работу с рентабельностью примерно 25 % (1997г.), 17 % (1998г.) и 30 - 50 % фактически получаемой чистой прибыли обязаны тратить на развитие производства, т.е. производственной инфраструктуры предприятия.
Сведения о фактических затратах на капитальный ремонт, начисленной амортизации и полученной чистой прибыли по двум основным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства за 1997 год приведены в приложении 11.
Если учесть, что часть прибыли от 50 до 70 % может использоваться на фонд потребления (ориентировочно 11639 млн. рублей), то 165000 млн.руб. собственных средств предприятия обязаны использовать по целевому назначению и в первую очередь направлять на приоритетные направления хозяйственной деятельности (приоритетные направления можно определить, проанализировав удельный вес бюджетных средств по статьям расходов).
5.5. Выводы:
Как видно из приведенного анализа финансирования хозяйственной деятельности головного муниципального унитарного предприятия "Сургутжилкомхоз" и муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства в 1997 году ими было освоено около 1 300 млрд. рублей, в т.ч.:
- бюджетных средств 812284 млн.руб. (62,5 %)
- платежей населения 311872 млн.руб. (24,0 %)
- собственных средств 165000 млн.руб. (13,5 %).
Фактически ответственность за целевое использование средств городского бюджета (62,5 %) и платежей населения (24,0 %) целиком и полностью возложена на муниципальные предприятия их осваивающие (головное муниципальное унитарное предприятие "Сургутжилкомхоз" и муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства).
Практически у каждого из указанных предприятий имеются факты нецелевого использования бюджетных средств, перерасхода по статьям расходов (капитальный ремонт, новое строительство), средств кредиторской задолженности.
Так муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства допустило в 1997 году перерасход средств по статьям расходов:
"Новое строительство" - на сумму 13003 млн.руб.
"Благоустройство" - на сумму 7799 млн.руб.
в результате "наработало" кредиторскую задолженность 4948 млн.руб.
Кроме того, фактическую экономию по статье доходов "Возмещение разницы в ценах на коммунальные услуги" в размере 21572 млн.руб. использовали по своему усмотрению, не погасив кредиторскую задолженность 1996 года в размере 13513 млн.руб.
Головное муниципальное унитарное предприятие "Сургутжилкомхоз" допустило в 1997 году несанкционированную переброску бюджетных средств со статьи расходов "Капитальный ремонт" на статью "Новое строительство" в размере 21,4 млрд. рублей, имея непогашенную кредиторскую задолженность 1996 года в размере 24,0 млрд.руб.
Еще большее сомнение вызывает эффективность использования бюджетных средств, так как функции "заказчика" и "подрядчика" сосредоточены в одних руках.
VI. Концепция программы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства города Сургута на 1998-2003 годы
/--------\
| Цель |
\--------/
/--------\
| Задачи |
\--------/
|
/------------\
| Реализация |
\------------/
|
/--------------------------------------------\
| Управление реализацией (этапы реализации, |
| мероприятия по реализации) |
\--------------------------------------------/
Цели и задачи
программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
города Сургута на 1998-2003 годы
/---------------------------------------------------\
| Перевод жилищно-коммунального хозяйства города на |
| рыночные, социально ориентированные принципы функ-|
| ционирования для обеспечения населения необходимым|
| качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг|
\---------------------------------------------------|
| | | |
/-------\ | | |
|Задачи:| | | |
\-------/ | | |
| | | |
---------+----------------+------------------+-------------+----
/----\ | /----\ | /----\ | /----\ |
|VI.1| | |VI.2| | |VI.3| | |VI.4| |
\----/ | \----/ | \----/ | \----/ |
| | | |
/--------------\ /---------------\ /---------------\ /-------------\
|Снижение сто- | |Совершенство- | |Развитие соци- | |Обеспечение |
|имости и повы-| |вание механиз- | |альной полити- | |государствен-|
|шение качества| |мов финанси- | |ки в сфере жи- | |ного контроля|
|услуг | |рования жи- | |лищно-комму- | |за состоянием|
| | |лищно-комму- | |нального хозяй-| |жилищного |
| | |нального хозяй-| |ства | |фонда |
| | |ства как отрас-| | | | |
| | |ли городского | | | | |
| | |хозяйства | | | | |
\--------------/ \---------------/ \---------------/ \-------------/
Пути снижения и повышения качества услуг
жилищно-коммунального хозяйства
/-------------------------------------------------------------\
| VI.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг жилищно-|
| коммунального хозяйства |
\-------------------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------------------------------------------\
| | | |
/----------------------------\ /----------------------------\ /-----------------------------\ /---------------------------\
|Формирование многообразия | | Демонополизация обслужива- | |Регултрование деятельности | |Организация ресурсосбереже-|
|собственников в жилищной | | ния муниципального жилищно-| |естественных локальных моно- | |ния в городском жилищно- |
|сфере путем создания товари-| | го фонда и формирование | |полий по поставке коммуналь- | |коммунальном хозяйстве |
|ществ собственников жилья | | рынка услуг | |ных услуг | | |
\----------------------------/ \----------------------------/ \-----------------------------/ \---------------------------/
| Реализация: | | |
/--/ /---/ /----/ /----/
|/---------------------------\| /---------------------------\| /----------------------------\| /----------------------------\
|| Принятие решения по эконо-|| |Формирование дирекцией еди-|| |Регулирование цен на по- || |Разработка технических и |
|| мическому стимулированию || |ного заказчика как субъекта|| |ставку коммунальных услуг от|| |организационных мер в уста- |
|| дальнейшей приватизации ||-|рыночных отношений,заин- ||-|естественных монополистов ||-|новке приборов учета и регу-|
|| муниципального жилищного || |тересованного в результатах|| |путем контроля затрат и ог- || |лирования потребления ком- |
|| фонда || |своей деятельности || |раничения рентабельности || |мунальных ресурсов |
|\---------------------------/| \---------------------------/| \----------------------------/| \----------------------------/
|/---------------------------\| /---------------------------\| /--------------------------\ | /----------------------------\
|| Содействие, стимулирование|| |Разделение функций заказчи-|| |Выделение работ (поставка | | |Методическое обеспечение |
|| организации и становления || |ка услуг жилищно-коммуналь-|| |сырья и материалов, ремон-| | |тарифной политики ресур- |
|| товариществ собственников ||-|ного хозяйства и подрядчи- ||-|тные работы),которые могут| | |соснабжающих организаций |
|| жилья в существующем жи- || |ков по их предоставле- || |проводиться на конкурсных | |-|в связи с проведением |
|| лищном фонде. Взаимодей- || |нию || |началах | | |мероприятий по ресурсо- |
|| ствие с советами террито- || \---------------------------/| \--------------------------/ | |сбережению |
|| риального общественного || /---------------------------\| /---------------------------\ | \----------------------------/
|| сомоуправления || |Формирование системы эф- || |Содействие внедрению ма- | | /----------------------------\
|\---------------------------/|-|фективных договорных отно- ||-|лой коммунальной энергетики| | |Разработка рекомендаций |
|/---------------------------\| |шений на поставку жилищно- || |с целью демонополизации | |-|по ресурсосбережению в |
|| Организация товариществ || |коммунальных услуг || |предоставления услуг | | |жилищном фонде |
|| собственников жилья в || \---------------------------/| \---------------------------/ | \----------------------------/
|| процессе строительства || /---------------------------\| /---------------------------\ | /----------------------------\
|| жилых домов || |Проведение конкурсного от- || |Уточнение нормативов энер- | | |Формирование внебюджетных |
|\---------------------------/|-|бора подрядчиков для теку- || |го-водо-газоснабжения на- | \-|источников кредитного фи- |
|/---------------------------\| |щего обслуживания жилья ||-|селения на основе практи- | |нансирования работ по ре- |
|| Разработка и обеспечение || |и проведения капитальных || |ческих и экономических | |сурсообеспечению |
|| бухгалтерской отчетности || |ремонтов || |объемов поставки услуг | \----------------------------/
|| и налогообложения това- || \---------------------------/| \---------------------------/
|| риществ собственников || /---------------------------\| /---------------------------\
|| жилья как некоммерческих || |Лицензирование деятельнос- || |Проведение аудита тарифов |
|| организаций |\-|ти по эксплуатации жилого |\-|на услуги предприятий есте-|
|\---------------------------/ |фонда и инженерных систем | |ственных монополий |
|/---------------------------\ |города | \---------------------------/
||Выделение земельных учас- | \---------------------------/
\|тков в общедолевую соб- |
|ственность членам товари- |
|ществ собственников жилья |
\---------------------------/
/-----------------------------------------------------------------------\
| VI.2 Совершенствование механизмов финансирования жилищно-коммунального|
| хозяйства города |
\-----------------------------------------------------------------------/
/--------------------------\ /------------------------------\ /------------------------------\
| Переход на новую систему | | Реформирование системы цено- | |Создание механизмов привлече- |
| оплаты жилищно-коммуналь-| | образования на услуги жилищ- | |ния внебюджетных инвестиций в |
| ных услуг населением | | но-коммунального хозяйства | |жилищно-коммунальное хозяйство|
\--------------------------/ \------------------------------/ \------------------------------/
/---/ Реализация: /---/ /----/
| /-----------------------------\ | /----------------------------\ | /-----------------------------\
| | Определение темпов повышения| | |Определение обоснованности | | |Разработка методологии прив- |
|-| уровня оплаты услуг жилищно-| | |производственных затрат ор- | | |лечения заемных или кредитных|
| | коммунального хозяйства на- | |--|ганизаций, поставщиков и | |--|ресурсов на развитие инфа- |
| | селением на 1998-2003 г.г. | | |ежеквартальное регулирование| | |структуры коммунального хо- |
| \-----------------------------/ | |расходов исходя из фактичес-| | |зяйства |
| /-----------------------------\ | |ких затрат | | \-----------------------------/
| | Определение городских соци- | | \----------------------------/ | /-----------------------------\
| | альных стандартов услуг жи- | | /----------------------------\ | |Приведение бухгалтерской от- |
|-| лищно-коммунального хозяйст-| | |Соизмерение размера платежа | |--|четности жилищно-коммунальных|
| | ва и бюджетной поддержки | |--|за наем жилья с нормативом | | |предприятий в соответствие с |
| | отрасли | | |отчислений на полное восста-| | |международными стандартами |
| \-----------------------------/ | |новление жилого фонда | | \-----------------------------/
| /-----------------------------\ | \----------------------------/ | /-----------------------------\
| | Введение механизмов оплаты | | /----------------------------\ | |Создание и организация работы|
| | услуг жилищно-коммунального | | |Введение в структуру оплаты | \--|внебюджетного жилищного фонда|
|-| хозяйства населением в за- | |--|жилищных услуг населением | \-----------------------------/
| | висимости от качества | | |накоплений на капитальный |
| \-----------------------------/ | |ремонт жилья |
| /-----------------------------\ | \----------------------------/
| | Введение полной оплаты вто- | | /----------------------------\
|-| рого жилья и жилья сверх | | |Включение затрат по страхо- |
| | социальной нормы площади | \--|ванию в оплату жилищных |
| \-----------------------------/ |услуг |
| /-----------------------------\ \----------------------------/
| | Введение механизмов оплаты |
| | услуг на содержание мест |
|-| общего пользования в зави- |
| | симости от качества жилищно-|
| | го фонда, его комфортности |
| \-----------------------------/
| /-----------------------------\
| | Повышение темпов роста опла-|
|-| ты жилищных услуг по сравне-|
| | нию с коммунальными |
| \-----------------------------/
| /-----------------------------\
| | Введение мер ответственности|
\-| жителей за оплату услуг жи- |
| лищно-коммунального хо- |
| зяйства |
\-----------------------------/
Развитие социальной политики в сфере
жилищно-коммунального хозяйства
/-------------------------------------------------------------------\
| VI.3. Социальная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства|
\-------------------------------------------------------------------/
/---------------------\ /----------------------\ /-------------------\ /----------------\
|Обеспечение адресной | |Предоставление льгот | |Введение обязатель-| |Обеспечение прав|
|защитой в виде жилищ-| |на оплату жилья и ком-| |ного страхования | |потребителей |
|ных субсидий семей | |мунальных услуг от- | |жилья | \----------------/
|с низкими доходами | |дельным категориям | \-------------------/ |
\---------------------/ |граждан | | /----/
| \----------------------/ | |
/--/ /-----/ /---/ |
| /-------------------\ | /-----------------------\ | /-----------------\ | /------------------------\
| |Создание дополни- | | |Упорядочение льготных | | |Подбор на конкур-| | |Разработка и введение |
| |тельных центров по | |-|категорий граждан и | |--|сной основе стра-| | |механизма снижения раз- |
| |расчету и начисле- | | |размера предоставляемых| | |ховой компании | | |меров платежей населе- |
| |нию жилищных суб- | | |им льгот | | \-----------------/ \-|нием за жилищно-комму- |
|-|сидий при каждой | | \-----------------------/ | /------------------\ |нальные услуги при нару-|
| |дирекции единого | | /-----------------------\ | |Включение в дого- | |шении сроков и качества |
| |заказчика, измене- | | |Возмещение затрат по | | |воры на эксплуата-| |их обеспечения |
| |ние графика их | | |предоставлению льгот | | |цию и содержание | \------------------------/
| |работы | \-|различным категориям | | |жилищного фонда |
| \-------------------/ |граждан дирекциям еди- | | |условий обязатель |
| /-------------------\ |ного заказчика | \--|ного страхования |
| |Совершенствование | \-----------------------/ |жилья с введением |
|-|и упрощение методик| |затрат на обяза- |
| |предоставления | |тельное страхова- |
| |субсидий | |ние в оплату жи- |
| \-------------------/ |лищных услуг |
| /-------------------\ \------------------/
| |Бюджетное обеспече-|
| |ние предоставления |
| |субсидий всем семь-|
\-|ям вне зависимости |
|от формы собствен- |
|ности жилищного |
|фонда |
\-------------------/
/--------------------------------------------\
| VI.4. Обеспечение государственного контроля|
| за состоянием жилищного фонда |
\--------------------------------------------/
/------------\ |
| Реализация:| |
\------------/ |
/--------------------/
| /------------------------------------\
|----|Организация отдела Ханты-Мансийской |
| |Государственной жилищной инспекции |
| \------------------------------------/
| /------------------------------------\
| |Контроль за соблюдением параметров |
\----|качества содержания жилищного фонда |
\------------------------------------/
VII. План основных мероприятий Программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства города Сургута на 1998-2003 годы
N Наименование мероприятия | Ответственный | Срок исполнения | Примечание |
Демонополизация деятельности жилищно-коммунального хозяйства | |||
1. Организация Департамента жилищно-коммунального хозяйства городской администрации |
Первый заместитель Мэра города Новицкий В.Ф., Департамент жилищно-коммунального хозяйства, юридический отдел городской администрации (Игнатов, Лазарев) |
Апрель 1998 г. | |
2. Разделение функций заказчика и подрядчика в муниципальном предприятии жилищно-коммунального хозяйства |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства городской администрации |
IV квартал 1998 г. | |
3. Выделение из муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства в самостоятельное юридическое лицо муниципальное предприятие "Производственное управление ремонтных работ" |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства городской администрации, комитет по управлению имуществом, юридический отдел городской администрации (Нестеров, Лазарев) |
IV квартал 1998 г. | |
4. Организация Дирекции единого заказчика Восточного жилого района |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по управлению имуществом (Нестеров) |
IV квартал 1998 г. | |
5. Выделение из состава муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства в самостоятельное юридическое лицо муниципальные предприятия "Управление механизации и транспорта", "Предприятие тепловодоснабжения и инженерных сетей" |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по управлению имуществом (Нестеров) |
I квартал 1998 г. | |
6. Выделение из состава головного муниципального унитарного предприятия "Сургутжилкомхоз" в самостоятельное юридическое лицо муниципальное предприятие "Горводоканал" |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, юридический отдел городской администрации (Лазарев) |
II квартал 1998г. | |
7. Поэтапное разгосударствление муни- ципальных предприятий, выполняющих работы по ремонту жилищного фонда |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по управлению имуществом (Нестеров) |
с 1998 (I этап) - 10 % 1999г. - 40 % 2000-2001 гг. (II этап) - 100 % |
|
8. Разработка и утверждение Положений о проведении конкурсов: |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экономике и прогнозированию (Самойленко) |
||
- по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда |
IV квартал 1998г. | ||
- по обслуживанию и ремонту лифтового оборудования |
IV квартал 1998г. | ||
- по обслуживанию электроплит |
IV квартал 1998г. | ||
- по организации вывоза твердых бытовых отходов |
II квартал 1998г. | ||
- по осуществлению закупок стройматериалов, техники, хозинвентаря |
IV квартал 1998г | ||
9. Развитие практики отбора на конкурсной основе подрядчиков независимо от их хозяйственно-правово- го статуса для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и его оборудования при наличии у них лицензии на соответствующий вид услуг |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, дирекция единого заказчика Центрального и Западного жилых районов (Ульбеков, Нанака) |
1998- 1999гг. (I этап) - 40 % 2000-2001 гг. (II этап) - 100 % |
|
10. Продолжение реорганизации головного муниципального унитарного предприятия "Сургутжилкомхоз" во исполнение п.7, 8 настоящей Программы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства |
1999-2000 г.г. | |
11. Переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению кондоминиумов и товариществ собственников жилья с заключением в письменной форме договоров найма жилья муниципального жилищного фонда |
Дирекция единого заказчика Центрального и Западного жилых районов, муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (Ульбеков, Нанака, Чураков) |
до 31.12.98г. | |
12. Проведение разгосударствления эксплуатационных организаций в: |
Департамент жилищно-коммуналь- ного хозяйства, комитет по уп- равлению имуществом (Нестеров), дирекции единого заказчика |
||
- муниципальном учреждении "Дирекция единого заказчика Центрального жилого района" |
30 % -1998г. 70 % -1999г. 100 % - 2000г. |
||
- муниципальном учреждении "Дирекция единого заказчика Западного жилого района" |
30 % - 1998г. 70 % - 1999г. 100 % - 2000г. |
||
- муниципальном учреждении "Дирекция единого заказчика Восточного жилого района" |
10 % - 1998г. 90 % - 1999г. 100 % - 2000г. |
||
13. Передача на обслуживание и эксплуатацию временных поселков города: |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, дирекция единого заказчика |
упразднить Дирекцию по эксплуатации и содержанию временного бесхозного жилья (2000г.) |
|
- муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика Западного жилого района" |
1998- 1999гг. | ||
- муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика Центрального жилого района" |
1998- 1999гг. | ||
- муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика Восточного жилого района" |
1999-2000ГГ. | ||
14. Разработка программы поэтапного сноса ветхого жилья |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, управление учета жилья и жилищных субсидий |
Ill квартал 1 998г. |
|
15. Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий: муниципального унитарного энергетического предприятия "Горэнерго", головного муниципального унитарного предприятия "Сургут-жилкомхоз" (муниципального предприятия "Горводоканал", "Городского предприятия тепловых сетей"), "Предприятие тепловодоснабжения и инженерных сетей" муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, управление финансов городской администрации |
ежегодно с 1998г. | |
16. Организация повышения квалификации специалистов муниципальных учреждений дирекций единых заказчиков и обслуживающих организаций, независимо от организационно-правовой формы собственности |
Управляющий делами городской администрации (Катеринич), Департамент жилищно-коммунального хозяйства |
постоянно со II квартала 1998 года |
|
Ресурсообеспечение в жилищно-коммунальном хозяйстве | |||
1. Принятие городской Программы "Энергосбережение" |
Первый заместитель Мэра города Новицкий В.Ф., Департамент жилищно-коммунального хозяйства |
II квартал 1998 года |
|
2. Переход к обязательной установке приборов индивидуального учета потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках |
Заместитель Мэра города по строительству Матвиенко В.Н., управление капитального строительства городской администрации, ЗапСибЗНиЭП, застройщики |
со II квартала 1998 года |
|
3. Разработка мероприятий по теплосбе-режению в жилищной и социальной сфере: |
Временные поселки,промы- шленные базы муниципальных предприятий |
||
- децентрализация тепловодоснабжения, применение блочных и крышных котельных, перевод котельных на природный газ |
Департамент жилищно-коммуналь- ного хозяйства, ЗапСибЗНиЭП |
с 1999 г. | |
-внедрение автоматизированных систем диспетчерского управления |
предприятий Комитет по информатизационным в течение ресурсам (Казиев) |
В течение 1999 года |
|
-организация разъяснительной работы с населением по проведению теплоизоляции подъездов и квартир жилых домов |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства |
С 1999 г. | |
-обследование жилого фонда на состояние сверхнормативной теплопроводности наружного контура зданий и выработка рекомендаций по теплоизоляции стен, утеплению оконных проемов и т.п. |
Дирекция единого заказчика | Постоянно с IV кв. 1998 года |
|
4. Установка приборов учета потребления энергоресурсов согласно городской Программы "Энергосбережение", организация и внедрение автоматизированной системы управления энергосбережением города |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства |
2000г. | |
Организация товариществ собственников жилья | |||
1. Активизация и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья (ЖСК, ЖК, кондоминиумов), включая обучение и подготовку кадров |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, дирекции единого заказчика |
постоянно начиная со II квартала 1998 года |
|
2. Организация товариществ собственников жилья на стадии отведения земельного участка под строительство жилого дома с целью продажи возводимого жилья собственникам |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, Департамент землепользо вания, природопользования и экологии (Браташов), юридический отдел городской администрации (Лазарев) |
с 1998 года | |
3. Содействие становлению товариществ собственников жилья в существующем жилищном фонде путем выделения дотаций на текущее содержание и капитальный ремонт жилья в пределах, установленных городскими стандартами для муниципального жилья, и передачи части сборов платы за аренду нежилых помещений |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, управление финансов городской администрации |
с 1998 года | |
Изменение механизма финансирования и совершенствования расчетов за жилищно-коммунальные услуги | |||
1.Обеспечение комиссией по ценообразованию в жилищно-коммунальном хозяйстве города контроля обоснованности уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программ снижения затрат их предоставления путем введения методов антимонопольного регулирования тарифов на коммунальные услуги муниципальных предприятий - естественных монополистов |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комиссия по ценообразованию в жилищно-коммунальном хозяйстве |
постоянно I квартал 1998 го да |
|
2. Введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от его качества, превышения социальной нормы площади и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экономике и прогнозированию (Самойленко) |
1 квартал 1998 года |
|
3. Принятие городских стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экономике и прогнозированию (Самойленко) |
через 3 месяца после принятия стандартов Правительством Ханты-Мансийского автономного округа |
|
4. Переход на дифференцированную систему возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги населения в зависимости от их вида |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства |
с 1999 года | |
5. Включение в ставку оплаты жилья затрат на его капитальный ремонт |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства |
I квартал 1999 года |
|
6. Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимости жилищных услуг |
Первый заместитель Мэра города Новицкий В.Ф. Департамент жилищно-коммунального хозяйства |
постоянно с I квартала 1999 года |
|
7. Возмещение населением доли экономически обоснованных расходов на жилищно-коммунальные услуги и содержание мест общего пользования |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экономике и прогнозированию (Самойленко) |
60 % -с 01.01.99г. 65 %-с 01.01.2000г 70% -с 01.01.2001г 80%-с01.01.2002г. 90%-с 01.01.2003г. 100%-с01.12.2003г. |
|
8. Принятие уровня максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребле- ния коммунальных услуг |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экономике и прогнозированию (Самойленко) |
19 % -с 01.01.99г. 20%-с 01.01.2000г. 22%-с 01.01.2001г. 23%-с 01.01.2002г. 25%-с 01.01.2003г. |
|
9. Упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан и определение источников их финансирования |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Департамент по социальным вопросам и здравоохранению (Кошелева) |
постоянно | |
10. Разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов привлечения средне-и долгосрочных кредитных ресурсов организациями коммунального хозяйства на развитие объектов инфраструктуры |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Департамент инвестиций и финансовой политики (Мельник) |
до 2000г. | |
11. Приведение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением до обоснованных минимальных стандартов с учетом сложившихся особенностей инфраструктуры города |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экономике и прогнозированию (Самойленко), комиссия по ценообразованию в жилищно-коммунальном хозяйстве |
постоянно со II квартала 1998 года |
|
Социальная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства | |||
1. Организация центра по выплате компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг при муниципальном учреждении "Дирекция единого заказчика Западного жилого района" |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика Западного жилого района" (Нанака) |
II квартал 1998 года |
|
2. Совершенствование методики предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низкими доходами |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Департамент по социальным вопросам и здравоохранению (Кошелева), коми- тет по экономике и прогнозированию (Самойленко) |
постоянно с III квартала 1998 года |
|
2.1. Изменение порядка предоставления семьям (гражданам) субсидий на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом непревышения суммы расходов на оплату 0,5 (половины) установленного законом размера минимальной оплаты труда в расчете на одного члена семьи (гражданина) и полученного совокупного дохода на каждого члена семьи в размере ниже установленного по городу прожиточного минимума |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Департамент по социальным вопросам и здравоохранению (Кошелева), управление финансов (Зябликова) |
с 1999г. | |
3. Разработка порядка обмена жилых помещений большей площади на меньшую при невозможности оплаты населением жилищно-коммунальных услуг из-за низкого размера получаемых доходов |
Департамент инвестиций и финансовой политики (Мельник), управление учета жилья и жилищных субсидий (Поченюк) |
||
4. Разработка порядка формирования базы социального жилья (без права приватизации) для проживания семей с низким доходом, а также попавших в экстремальные жизненные ситуации |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Департамент по социальным вопросам и здравоохранению (Кошелева), управление учета жилья и жилищных субсидий (Поченюк) |
IV квартал 1998 года |
|
5. Введение обязательного страхования жилых помещений собственников и нанимателей от возникновения несчастного случая и стихийного бедствия |
Первый заместитель Мэра города Новицкий В.Ф., Департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по управлению имуществом (Нестеров) |
с 1999 года | |
Информационное обеспечение жилищно-коммунальной реформы | |||
1. Обеспечение информирования населения о целях и задачах жилищно-коммунальной реформы, путях и методах ее реализации, принимаемых мерах по защите семей с низкими доходами |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Департамент по социальным вопросам и здравоохранению (Кошелева), управление учета жилья и жилищных субсидий (Поченюк), пресс-центр городской администрации (Тройнина) |
||
2. Использование плакатов, листовок, информационных бюллетеней с разъяснениями в доступной форме основных положений реформы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, дирекции единого заказчика |
||
3. Информирование общественности: - выступления специалистов городской администрации перед общественными организациями и группами населения; |
Заместители Мэра города, руководители департаментов городской администрации |
||
- подготовка пресс-релизов и публикаций в средствах массовой информации с анализом конкретных ситуаций по выполнению Программы; |
председатели комитетов, начальники управлений городской администрации |
||
- коммерческая и социальная реклама пропаганды основных направлений реформы жилищно-коммунального хозяйства города |
пресс-центр городской администрации |
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Решение Сургутской городской Думы от 2 апреля 1998 г. N 85-IIГД "О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.