В Сургутскую городскую Думу
г.Сургут,ул.Энгельса,8
Решением Сургутской городской Думы N 90-IIIГД от 30 ноября 2001 года "О взимании местных налогов и сборов на территории города Сургута", вступившем в силу с 1 января 2002 года, утверждено Положение о сборе за право торговли.
Данное Положение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Положением юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории города, уплату сбора производят путем приобретения временного патента на право торговли в департаменте по экономической политике администрации города с оформлением соответствующих документов согласно приложению N 1.
При этом, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие торговлю на рынках, сбор уплачивают через контрольно-кассовые машины, юридические лица - наличным путем с оформлением приходного ордера или безналичным путем.
Приложение N 1 к Положению содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение патента на право торговли.
В частности, с указанным заявлением должны быть представлены: свидетельство о государственной регистрации предприятия или предпринимателя, договор с администрацией города на аренду земельного участка, различного рода заключения контролирующих органов (СЭС, госпожнадзора).
Квитанция об уплате сбора за право торговли является, согласно перечня, всего лишь одним из документов необходимых для получения патента. Названные документы должны предоставляться в копии с предъявлением оригинала.
На основании подпункта "е" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор за право торговли уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента.
Законодательство о налогах и сборах, к каковому относятся и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 1 Налогового кодекса РФ), в силу ст.2 НК РФ регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов.
В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Возложение на плательщика сбора каких-либо дополнительных обязанностей (в том числе по предварительному предоставлению различного рода документов), связанных с уплатой им сбора и изменяющих последовательность и порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, противоречит требованиям налогового законодательства. В таких случаях нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ (пп.3,7 ст.6 Кодекса).
Кроме того, возложение на юридических и физических лиц обязанности по предоставлению таких документов носит элемент дополнительной, не предусмотренной законом, разрешительной системы допуска к осуществлению торговой деятельности.
Согласно ст.З НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Статьей 17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
В случае неясности определения налогоплательщиков и элементов налогообложения такой налог (сбор) не может считаться установленным.
На основании Положения о сборе за право торговли (п. 1.1) плательщиками сбора являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, за исключением перешедших на уплату единого налога на вмененный доход.
В то же время Положением для предприятий и предпринимателей, перешедших на уплату единого налога, предусмотрено оформление временного патента на право торговли (с предоставлением всех требуемых документов), причем "без оплаты" (приложение N 1 к Положению о сборе за право торговли).
Также, в соответствии с НК РФ (ст. 19) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица.
То есть физические лица уплачивают сборы за любые виды торговой деятельности вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве предпринимателей или нет.
В Положении, как указано выше, индивидуальные предприниматели выделены в отдельную категорию плательщиков сборов.
Пункт 2.1 Положения содержит в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указание на порядок уплаты сбора путем приобретения временного патента - независимо от места осуществления ими торговой деятельности. А в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц (в данном случает совпадение понятий), осуществляющих торговлю на рынках Положение определяет не порядок уплаты сбора, а лишь формы платежа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 ФЗ "О прокуратуре РФ",
требую:
Положение о сборе за право торговли, утвержденное решением Сургутской городской Думы от 30.11.2001г. N 90-IIIГД, отменить как незаконное.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании городской Думы.
О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено прокурору в письменной форме.
См. решение Сургутской городской Думы от 16 мая 2002 г. N 144-IIIГД "О внесении изменений в решение городской Думы от 30.11.2001 N 90-IIIГД"
И.о. прокурора города Сургута
заместитель прокурора города |
И.А.Мачалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора г.Сургута от 15 марта 2002 г. N 1/1357 на Положение о сборе за право торговли, утвержденное решением Сургутской городской Думы от 30.11.2001 г. N 90-IIIГД
Текст протеста официально опубликован не был