В Сургутскую городскую Думу
г. Сургут,ул. Энгельса, 8
Решением Сургутской городской Думы N 91-IIIГД от 30 ноября 2001 года, вступившем в силу с 1 января 2002 года, утверждены Положение о предоставлении льгот по налогам и сборам на территории города Сургута (приложение 1) и Перечень категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов, имеющих право на получение льгот по налогам и сборам в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет города Сургута в 2002 году (приложение 2).
Данное решение противоречит закону и подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно п. 1.1 Положения им, на территории города Сургута, устанавливаются права и обязанности участников правоотношений по налоговым льготам.
Вместе с тем, статьей 75 Конституции РФ определено, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст. 1 Налогового кодекса РФ общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливает настоящий Кодекс.
Таким образом, установление прав и обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе возникающих в связи с использованием (предоставлением) налоговых льгот, относится к сфере правового регулирования федерального законодательства.
Перечнем (приложение 2 к решению городской Думы) определены категории налогоплательщиков и плательщиков сборов, виды налогов по которым им предоставляются льготы, в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет города Сургута в 2002 году.
На основании указанного Перечня отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов установлены льготы, в пределах обозначенных сумм, по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц и земельному налогу.
Однако, согласно ст.20 Закона РФ от 27.12.1991г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, относится к региональным сборам, суммы платежей по которому зачисляются в бюджеты соответствующих субъектов РФ.
В соответствии со ст.З НК РФ налоги и сборы субъектов РФ устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 12 НК РФ определено, что при установлении регионального налога (сбора) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Этой же статьей закона представительные органы местного самоуправления наделены правом устанавливать налоговые льготы и основания для их использования лишь по местным налогам и сборам.
Таким образом, в отношении региональных налогов и сборов налоговые льготы могут предусматриваться только на уровне субъекта РФ, а предоставление по ним льгот органами местного самоуправления, в том числе и в части, поступающей в местные бюджеты, противоречит закону.
Даже с учетом положений статьи 5 Закона ХМАО от 20.06.2001г. N 57-оз "О сборе на нужды образовательных учреждений на территории ХМАО" определяющей, что льготы по уплате сбора на нужды образовательных учреждений предоставляются решением представительного органа местного самоуправления муниципального образования согласно перечню категорий налогоплательщиков, установленному Законом ХМАО "О налоговых льготах в ХМАО", перечень категорий налогоплательщиков, установленный решением городской Думы, не соответствует перечню, установленному окружным законом (ст.6 Закона ХМАО от 25.12.2000г. N 122-оз "О налоговых льготах в ХМАО").
Права органов местного самоуправления при установлении льгот по земельному налогу закреплены в статье 14 Закона РФ от 11.10.1991г. N 1738-1 "О плате заземлю" (с последующими изменениями и дополнениями), которая четко определяет в каком виде указанные органы могут устанавливать (предоставлять) такие льготы: частичное освобождение, отсрочка выплаты, понижение ставки земельного налога.
Предоставление льгот по земельному налогу органами местного самоуправления в виде полного освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от его уплаты законом не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 ФЗ "О прокуратуре РФ",
требую:
Решение Сургутской городской Думы от 30 ноября 2001 года N 91-IIIГД "О предоставлении льгот по налогам и сборам на территории города Сургута" изменить и привести в соответствие с требованиями закона.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании городской Думы.
О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено прокурору в письменной форме.
См. решение Сургутской городской Думы от 16 мая 2002 г. N 145-IIIГД "О рассмотрении протеста прокурора города Сургута на нормативный правовой акт органа местного самоуправления", решение Сургутской городской Думы от 20 июня 2002 г. N 153-IIIГД "О рассмотрении протеста прокурора города Сургута на нормативный правовой акт органа местного самоуправления"
И.о. прокурора города Сургута
заместитель прокурора города |
И.А. Мачалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора г. Сургута от 15 марта 2002 г. N 1/1359 на решение от 30.11.2001 г. N 91-IIIГД "О предоставлении льгот по налогам и сборам на территории города Сургута"
Текст протеста официально опубликован не был