Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Главы Сургутского района
от 14 мая 2002 г. N 153
Положение
о службе наблюдения и лабораторного контроля
Сургутского района
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию, основные задачи и порядок функционирования службы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Сургутского района.
2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля районного звена окружной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех служб, включенных в структуру СНЛК.
Наблюдение и лабораторный контроль в районе организуется и проводится в целях:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), аварийных химически опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств (БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.
3. СНЛК формируется на основе учреждений, предприятий и организаций, профильных центров, функционирующих на территории района.
Отдел по делам ГО и ЧС района организует и координирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК, руководит их деятельностью при ликвидации ЧС мирного и военного времени, контролирует состояние готовности СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени, обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ. Непосредственное руководство районными учреждениями СНЛК осуществляют окружные службы, включенные в структуру СНЛК.
4. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводится по методикам, утвержденным Минздравом и Госкомсанэпиднадзором РФ.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц, проводится по методикам, утвержденным департаментом ветеринарии Минсельхоза РФ.
Лабораторный контроль объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Росгидрометом и соответствующими федеральными и окружными структурами по охране окружающей среды.
5. Основные задачи районного центра Госсанэпиднадзора в районе:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических структур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при ЧС мирного времени;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность неизвестными возбудителями;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и проведение их предварительной идентификации;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, АХОВ и БС и доставка их в головную ЦГСЭН г. Сургута для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
6. Основные задачи межрайонной ветеринарной лаборатории:
- проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при ЧС мирного времени;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;
- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ, АХОВ и БС, осуществление их индикации.
- отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных, птиц, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
7. Основные задачи специализированной инспекции аналитического контроля:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности;
- определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ;
- установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб.
8. Гидрометеобюро г. Сургута, метеостанции района:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие ЦГМС;
- информацию о результатах наблюдений гидрометеостанции передают в вышестоящую организацию по подчиненности и районный отдел по ГОиЧС.
9. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
В режиме повседневной деятельности (в мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для каждого учреждения.
Информация о результатах наблюдения и контроля представляется в вышестоящую организацию по подчиненности по установленному регламенту.
В режиме повседневной деятельности учреждения СНЛК проводят следующие мероприятия:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним районах;
- выполнение долгосрочных целевых программ и превентивных мер по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности и защиты населения, сокращению экологического ущерба, а также повышению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;
- поддержание в высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств районного звена к действия в ЧС; организация обучения населения способом защиты и действиям в ЧС.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможных ЧС) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации, превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС, о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в отдел по делам ГО и ЧС района и начальнику службы наблюдения и лабораторного контроля района (либо лицу его заменяющему).
Передача информации осуществляется немедленно с момента обнаружения признаков угрозы ЧС с последующим представлением текстовой информации не позднее 2-х часов (форма 1 ЧС) и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном виде по существующим каналам связи.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновении и ликвидация ЧС в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время), наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде) продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в отдел ГО ЧС района и начальнику службы наблюдения и лабораторного контроля района.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении ЧС (ФОРМА 2/ЧС), затем данные представляются при наличии изменений по состоянию на 8 часов каждые следующие сутки с нарастающим итогом.
Деятельность СНЛК района в условиях ЧС зависит от их характера.
При локальной ЧС, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, при которой зона ее действия не выходит за пределы территории объекта производственного назначения, в целях своевременного обнаружения РВ, ОВ, АХОВ и БС привлекаются силы и средства СНЛК объектового уровня.
В условиях местной ЧС, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, зона действия которой не выходит за пределы населенного пункта, города или района, для своевременного обнаружения РВ, ОВ, АХОВ и БС и принятия экстренных мер по защите населения, как правило, привлекаются силы и средства СНЛК района.
Исходя из оценки характера последствий ЧС, по просьбе Администрации района могут привлекаться силы и средства СНЛК города (округа).
В случае территориальной ЧС, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, зона которой не выходит за пределы района наблюдение и лабораторный контроль в целях своевременного обнаружения РВ, АХОВ, ОВ и БС осуществляется силами и средствами СНЛК района:
10. Учреждения СНЛК в зависимости от профиля деятельности должны иметь следующие документы:
- соответствующее штатное расписание и табель к нему;
- план-график перевода учреждений с мирного на военное положение;
- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- перечень аварийных химически опасных веществ, вырабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта;
- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и биологическом отношении;
- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
- инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;
- нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- план подготовки и развития учреждений СНЛК на текущий год и на перспективу.
11. Согласно Федеральному закону от 21.12.94 N 68-фз "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Положению о СНЛК ГО РФ, основным источником финансирования деятельности СНЛК являются:
- ассигнования, выделяемые из районного бюджета на мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ассигнования, выделяемые министерствами, государственными комитетами, ведомствами, организациями и учреждениями РФ на мероприятия гражданской обороны;
- средства, полученные в результате деятельности, не запрещенной законодательством РФ.
Основанием для истребования финансовых средств являются планы подготовки текущего и перспективного развития СНЛК. Планы разрабатываются начальниками учреждений СНЛК, согласовываются с отделом по делам ГО и ЧС района, направляются в вышестоящую инстанцию (в соответствующие учреждения, министерства, ведомства).
Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также Администрацией района.
Ущерб и убытки, причиненные учреждениями СНЛК не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
Оснащение учреждений СНЛК лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами РФ, а также за счет районного бюджета.
Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются отделом по делам ГО и ЧС района в соответствии с табелями оснащенности в военное время.
Штаты и табеля оснащенности для учреждений СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами РФ и согласовываются с МЧС РФ.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (в чрезвычайных ситуациях мирного времени), хранятся в учреждениях СНЛК, используются только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.
12. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами РФ путем подготовки (переподготовки) специалистов и оснащения отделов, лабораторий, станций, постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
13. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие министерства и ведомства РФ по подчиненности и в отдел по делам ГО и ЧС района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.