Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Сургутской городской Думы
от 25 октября 2002 г. N 184-IIIГД
Городская целевая программа
"Охрана природы и рациональное использование
природных ресурсов города Сургута"
на 2002 - 2005 годы
Паспорт
городской целевой программы охраны природы и рационального
использования природных ресурсов города Сургута
на 2002 - 2005 годы
Наименование
Программы - - городская целевая программа охраны природы и
рационального использования природных ресурсов
города Сургута на 2002-2005 годы
Основания
для разработки
Программы - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды";
Закон Ханты-Мансийского автономного округа от
10.02.98 N 11-оз "Об охране окружающей
природной среды и экологической защите
населения автономного округа";
Устав муниципального образования город
окружного значения Сургут;
анализ данных социологического опроса жителей
города (эффективность природоохранных мер на
территории города Сургута)
Разработчик
Программы - комитет по природопользованию и экологии
Цель и задача
Программы - цель Программы:
- улучшение экологической обстановки в городе
Сургуте.
Основная задача Программы:
- предотвращение деградации, восстановление и
сохранение природных комплексов
Сроки реализации
Программы - 2002-2005 годы
Перечень
основных
направлений
Программы - охрана и контроль атмосферного воздуха;
охрана и рациональное использование водных
ресурсов;
охрана земельных ресурсов;
благоустройство, озеленение, охрана и
использование лесных ресурсов и зеленых
насаждений города;
утилизация отходов, использование вторичных
ресурсов;
охрана и восстановление мест обитания
охотничьих и рыбных ресурсов;
недропользование;
обеспечение экологической безопасности;
организационные мероприятия
Источники
финансирования
Программы - Программа финансируется:
из бюджета города и бюджетов разных уровней;
из целевого бюджетного экологического фонда
Ханты-Мансийского автономного округа;
- за счет средств предприятий
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы - улучшение экологической ситуации в городе и
создание комфортных условий проживания для
населения города
Система
организации
контроля за
исполнением
Программы - контроль за исполнением Программы
осуществляется городской Думой, Мэром города,
комитетом по природопользованию и экологии,
общественными экологическими организациями.
Исполнители Программы несут ответственность за
качественное и своевременное выполнение
мероприятий Программы, рациональное
использование финансовых средств, выделяемых
на реализацию мероприятий. Ежеквартально к 20
числу отчетного периода исполнители Программы
предоставляют в комитет по природопользованию
и экологии информацию о ходе и результатах
выполнения мероприятий. Один раз в год
депутатам городской Думы и Мэру города
представляется аналитическая записка о ходе
реализации мероприятий Программы
Введение
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (статья 42 Конституции Российской Федерации). Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации).
Программа разработана в соответствии c:
- решением городской Думы от 28.06.2001 N 45-IIIГД "О ходе выполнения решения городской Думы от 10.04.2000 N 255-IIГД";
- решением городской Думы от 26.04.2001 N 20-IIIГД "Об утверждении Положения об общем порядке и правилах разработки, утверждения городских целевых программ";
- федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (на 2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 860;
- проектом программы "Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе до 2005 года";
- анализом данных социологического опроса жителей города (эффективность природоохранных мер на территории города Сургута).
Программа была составлена с учетом природно-климатических особенностей города, расположенного севернее 60 параллели.
Учитывая исторически небольшой промежуток времени промышленного освоения северных территорий, отсутствие должного опыта природоохранной работы в условиях крайнего севера, недостаток достоверных данных о фактическом состоянии окружающей среды, с помощью Программы предпринята попытка описать сложную взаимосвязь технологических, демографических, миграционных процессов, оказывающих влияние на состояние атмосферы, водных ресурсов, почвы, растительного мира, а в конечном итоге - на здоровье человека.
I. Состояние окружающей среды города Сургута
Загрязнение атмосферного воздуха
На сегодняшний день в городе зарегистрировано 84 крупных промышленных предприятия и более 8000 небольших предприятий, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В результате хозяйственной деятельности в атмосферу города выбрасывается ежегодно более 135 тыс. тонн* загрязняющих веществ.
В том числе от стационарных источников - 42 тыс. тонн в год. Основными стационарными загрязнителями являются ГРЭС-1 и ГРЭС-2, выбрасывающие в атмосферу 25-30 тыс. тонн окислов азота в год.
* здесь и далее приведены показатели по итогам 2001 года
Основными передвижными источниками загрязнения атмосферы являются автомобильный транспорт, спецтехника, выбрасывающие более 93 тыс. тонн в год загрязняющих веществ.
На балансе муниципалитета находится 961 единица подвижного состава, что составляет около 1% от общего количества транспорта в городе. В период с 1999 по 2002 год на 431 единице транспорта было внедрено оборудование, позволяющее снизить токсичность выбросов отработавших газов в среднем на 12%.
На трех муниципальных автозаправочных станциях было установлено оборудование "Separ" для очистки дизельного топлива, что в конечном итоге снижает токсичность выбросов отработанных газов до 4%.
На основании данных социологического опроса для нормального самочувствия наиболее важным компонентом среды обитания является чистота воздуха (более 69 % опрошенных респондентов).
Загрязнение водных ресурсов
Река Обь является крупнейшей водной транспортной артерией всего Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса. Общая длина береговой линии в пределах городской черты составляет около 15 км. Почти 30 % городской застройки расположено в водоохранной зоне. В границах города протекают реки Черная, Сайма, протока Бардыковка. Экстенсивное развитие города привело к загрязнению и обмелению рек, общей деградации водных ресурсов. Основными источниками загрязнения являются промышленные предприятия города.
Сброс сточных вод на канализационные очистные сооружения составляет 98 000 - 108 000 куб. метров в сутки.
Сброс нормативно очищенных сточных вод в реку Обь составляет 44 000 тыс. куб. метров в год. Сброс неочищенных сточных вод в технические водохранилища - 3 848 тыс. куб. метров в год, условно чистые сбросы от Сургутского рыбокомбината - 50 000 куб. метров в год.
Проводимая в 1999-2002 годах реконструкция канализационных очистных сооружений позволит все стоки, поступающие на биологическую очистку, очищать до норматива и иметь резерв для приема стоков в результате развития города. С окончанием реконструкции проблема очистки организованных канализационных стоков будет решена.
Но кроме перечисленных крупных источников в городе существует большое количество мелких, практически неконтролируемых, источников загрязнения воды и незаконного водопользования: стихийно образующиеся автомойки (масла, взвешенные частицы, поверхностно-активные вещества и др.), садово-дачные кооперативы (удобрения), неорганизованное водопользование. Несмотря на прилагаемые усилия (экологический контроль, уборка несанкционированных свалок, ограждение территории лесных массивов и водоохранных зон и др.), продолжается незаконный сброс в водные объекты промышленных и бытовых отходов. В настоящее время производится неполный сбор, а также отсутствует очистка ливневых стоков. Организованный сбор ливневых стоков и их выброс на рельеф осуществляется шестью отводными коллекторами.
С ливневыми стоками в реку поступает 547 тыс. кг взвешенных веществ и 853 кг нефтепродуктов в год.
Отрицательно сказывается на сохранении природного богатства рек и озер расположение в границах водоохранной зоны промышленных предприятий, складов, нефтехранилищ, автомобильных заправочных станций, автомобильных и лодочных гаражей.
Находящиеся в границах городской черты озера и водоемы на отработанных карьерах захламлены и не обустроены.
Некоторый спад производства в 90-х годах привел к закрытию ряда предприятий, имеющих различный флот. Оставшиеся без обслуживания суда, баржи и другие плавсредства, в том числе груженные и заправленные топливом, затонули. В результате разливы горюче-смазочных материалов, ржавеющие танкеры и баржи отравляют акваторию порта. Так, в частности, в 2002 году в районе речки Черной произошел разлив нефтепродуктов из судна. В результате работы комиссии по чрезвычайным ситуациям было ликвидировано дальнейшее распространение нефтепродуктов в реку Обь, а также выявлено множество нарушений на промышленных предприятиях в нижнем течении реки Черной. Ситуация оценена как близкая к техногенной катастрофе.
Многообразие водных ресурсов города включает в себя достаточно развитую и сложную экосистему болот. Дефицит земли в городе привел к освоению заболоченных пространств, их осушению, что снизило водный баланс реки Саймы, протоки Бардыковки.
Более 55,7% горожан обеспокоены состоянием загрязнения водных ресурсов.
Качество питьевой воды
Качество питьевой воды является одним из важнейших показателей экологической обстановки. В России, а также в Ханты-Мансийском автономном округе принята программа "Обеспечение населения качественной питьевой водой".
В Сургуте в результате проведенной в 1995 - 2001 годах реконструкции водоочистных сооружений основная часть населения обеспечена питьевой водой в соответствии с санитарными нормами.
Забор воды осуществляется из артезианских скважин, глубина залегания которых около 300 метров. Изначально в воде находятся в количестве, превышающем санитарные нормы, следующие вещества:
- 2 валентное железо - 8 ПДК,
- нефтепродукты - 3 ПДК,
- аммиак -1,2 ПДК.
Мощность четырех станций обезжелезивания составляет 107,5 тыс. куб. метров в сутки. В результате обезжелезивания и дегазации-аэрации вода со станции в систему центрального водоснабжения уходит с показателями:
- 2 валентное железо - норма ПДК,
- нефтепродукты - 2 ПДК (снижается незначительно),
- аммиак -1,1 ПДК (снижается незначительно).
Учитывая все это, необходимо продолжить работы по улучшению качества очистки питьевой воды, совершенствованию технологического процесса. Исходя из того, что:
изношенные, в большей степени, трубы водоснабжения резко снижают качество питьевой воды;
процесс углубленной очистки воды является достаточно энергоемким и требует крупных финансовых затрат,
дальнейшая работа по улучшению потребительских качеств воды всей системы центрального водоснабжения нерациональна. Целесообразнее для дошкольных, школьных, лечебных учреждений изготавливать особо чистую и полезную питьевую воду с добавлением микроэлементов, рекомендованных для применения в нашем регионе, которая будет доставляться централизованно, специализированным транспортом, а также применять пакетирование, бутилирование для продажи через торговую сеть населению города.
Водоснабжение города осуществляется с четырех водозаборных узлов: N 8, N 8А, N 9, "Кедровый лог". В настоящее время в систему водоснабжения города подается порядка 90-95 тыс. куб. метров воды в сутки, а в выходные и праздничные дни - около 100 тыс. куб. метров в сутки. С 1992 года мощность станций водоподготовки не увеличивалась, в то же время за эти 10 лет произошло резкое снижение динамических уровней водозаборов. В связи с этим все скважины задействованы в работе и отсутствует ремонтный фонд, который согласно нормативу должен составлять 20%. Для увеличения производительности водозаборов необходимо разбуривание новых скважин, что не представляется возможным на существующих площадях водозаборов N 8, N 8А, "Кедровый лог". Разбуривание новых скважин возможно только на водозаборе N 9. При существующих мощностях для обеспечения бесперебойной подачи в часы максимального водозабора в сеть поступает пожарный запас воды. Также необходимость расширения водозабора N 9 обусловлена вводом новых объектов жилищного и гражданского строительства. Уже в настоящее время ожидаемый дефицит воды (согласно выданным техническим условиям) составляет 30 тыс. куб. метров в сутки. Прирост водопотребления согласно плану социально-экономического развития города составляет 12-15 тыс. куб. метров в сутки ежегодно.
Кроме того, территориальная разбросанность городских районов, предельная мощность водозаборов не позволяют обеспечить полностью централизованное водоснабжение в поселках города, поэтому существует объективная необходимость дополнительного строительства водоочистных сооружений в поселках Дорожном, Таежном, реконструкции водоочистных сооружений в поселке Гидростроителей.
Состояние единого зеленого фонда города
В настоящее время городские леса составляют 6385 гектаров, что немногим более 33,0% застройки города. Уменьшение площади лесов происходит в основном за счет вырубки при строительстве новых дорог, микрорайонов и предприятий. Продолжается незаконная вырубка леса в районах, прилегающих к дачным кооперативам.
Несоблюдение строительных норм и правил при строительстве и проектировании микрорайонов и инженерных сооружений приводит к обводнению и усыханию отдельных участков леса.
Удаленность и недостаточное количество свалок при всеобщей неразвитости культуры природопользования приводит к захламлению лесов, сваливанию бытового мусора, а нередко и промышленных отходов, особенно в прилегающей к дороге лесополосе.
Все это требует работ по санитарной очистке, проведению рубок ухода, гидролесомелиорации и охраны пригородных лесов.
По материалам лесоустройства 93% от общей площади насаждений требуют проведения рубок ухода. За период с 1997 по 2000 год объем работ выполнен на 3%. Санитарная очистка в настоящий момент выполняется на территории площадью 103 гектара, что составляет 1,6% от общей площади лесов. Это участки леса, наиболее посещаемые горожанами: лесные массивы, примыкающие к пригородным поселкам, вдоль дороги в аэропорт, в районе ручья Кедровый лог. Около 5% лесных массивов обводнены и требуют проведения гидролесомелиорации. Охрана и защита лесов направлена на выявление виновных в нарушении лесного законодательства, предотвращение загрязнения лесов, организацию тушения лесных пожаров, осуществление контроля за деятельностью лесопользователей и организаций, базирующихся в городских лесах (таких организаций около 100), восстановление естественных лесных комплексов.
Общая площадь озелененных территорий в селитебной зоне города составляет 339,7 гектаров, в том числе вдоль дорог - 167,1 гектар, парки, лесопарки - 135, скверы - 37,6. Уровень обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования в зоне застройки составляет 12,31 кв. метров на человека, при нормативе 20,6. Доведение до норматива является главной задачей озеленения города.
Согласно данным социологического опроса необходимость дальнейшей работы по озеленению города поддерживают около половины из опрошенных респондентов.
Управление отходами
На сегодняшний день из Сургута на полигон твердых бытовых отходов и временную свалку промышленных отходов утилизируются:
- промышленные отходы - 34 тыс. тонн в год;
- твердо-бытовые отходы - более 100 тыс. тонн в год;
- медицинские и биологические отходы - около 330 тонн в год.
Хотя образуется гораздо больше. Переход экономики на рыночные отношения вызвал резкий рост количества торговых точек, кафе и т.п., но до сих пор не отлажен надежный механизм контроля над своевременным вывозом возникающих отходов. В погоне за прибылью хозяева не тратятся на вывоз мусора специализированным транспортом на городской полигон. В итоге вокруг города существует большое количество стихийных свалок.
В результате отсутствия перерабатывающих производств в Сургуте отходами является ценное вторичное сырье:
- аккумуляторные батареи............78,7 тонн/год;
- автомобильные масла..............164,6 тонн/год;
- древесные отходы.................557 тонн/год;
- металлолом....................13 037 тонн/год;
- электролит........................13,5 тонн/год;
- шины.............................201,5 тонн/год;
- макулатура........................94,5 тонн/год.
В процессе утилизации и хранения образующихся отходов происходит вторичное загрязнение окружающей среды, которое непосредственно зависит от принятой системы утилизации отходов.
1. Неорганизованное сжигание отходов приводит к выбросам в атмосферу значительного количества вредных веществ, которые при неблагоприятных климатических условиях образуют опасные токсичные соединения.
2. Хранение отходов не на специально организованных полигонах приводит к загрязнению грунтовых вод, почвы.
Работы по строительству мест утилизации отходов согласно действующему законодательству должны проводится субъектом федерации. Включение в окружную экологическую программу проблем утилизации отходов в городе является приоритетной задачей.
Отдельное место занимает проблема утилизации снега.
Ежегодно в зимний период на дороги и тротуары города для борьбы с гололедицей вывозятся тысячи тонн песчано-солевой смеси.
В течение продолжительной зимы (7 месяцев) в снежном покрове накапливаются:
- большое количество бытового мусора;
- промышленные отходы;
- тяжелые металлы (свинец), сажа, другие токсичные соединения, в том числе и синтезированные (бенз(а)пирен);
- биологические отходы (останки);
- углеводороды.
В результате воздействия урбанизации изначально чистые осадки в виде снега превращаются в отходы. Временные необустроенные площадки - накопители снега расположены в городской черте, в основном на заболоченных участках либо в водоохранной зоне. Заболоченность участка технически не позволяет производить эффективную очистку полигонов после таяния снега, в результате "снежные" полигоны превращаются в свалки, что, учитывая отсутствие санитарной зоны, наносит существенный ущерб экологии города. Решение проблемы размещения полигонов для складирования и утилизации снега, разработка схемы снегоудаления стали важными градостроительной и экологической проблемами.
Радиоактивное, электромагнитное и другие физические факторы загрязнения
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 20.06.01 N 54-оз утверждена территориальная программа "Обеспечение радиационной безопасности населения Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2006 годы". В городе существует ряд источников рентгеновского излучения:
- рентгеновские аппараты - 114 шт.;
- приборы медицинских учреждений - 72 шт.;
- приборы служб гражданской авиации - 170 шт.
Превышения радиационного фона в настоящее время не зарегистрированы, кроме превышения по радону, вызванного природными факторами.
При строительстве города не было уделено внимание защите населения от электромагнитного излучения. "Временное воздушное подключение" осталось на долгий срок. В ряде районов города (ул. Магистральная, ул. Югорская и т.д.) не выдержана санитарно-защитная зона под линиями электропередач 110 киловольт, дачные кооперативы (Энергетик-4 и др.) расположены в коридоре линии 500 киловольт, в жилой зоне существует множество радиопередающих устройств. Проведенная инвентаризация позволила определить участки, превышающие предельно-допустимые уровни излучения источников. Следует продолжить работы по изучению электромагнитного излучения и созданию общей карты существующей и прогнозируемой электромагнитной обстановки, внедрить систему организационных и инженерно-технических мероприятий по снижению электромагнитных излучений до нормативных уровней.
Научно-исследовательские работы показали, что выделяются группы риска людей, подверженных негативному воздействию динамически напряженных зон (ДНЗ). Изучение их связано с целым спектром негативных процессов и явлений на территории города. ДНЗ оказывают влияние как на здоровье человека, так и на инженерные сооружения. Научно-исследовательские работы позволяют установить зависимость заболеваемости и смертности от местопроживания, определить места повышенной концентрации радона в приземном слое атмосферы на территории города и места разрушения подземных инженерных сооружений.
При изучении гелиогеомагнитных бурь доказано, что наиболее зависимые от бурь - это люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Направление изучается совместно с медицинскими работниками, анализируя госпитализацию больных в период магнитных аномалий. В нашем регионе данное направление требует более детального изучения, так как имеет свои характерные особенности.
Информация по данному разделу размещена на сайте городской администрации и в дальнейшем будет размещена на бумажных носителях в городской библиотеке.
Экологическое образование и пропаганда
Программа "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2005 года" утверждена Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 04.12.01 N 90-оз. В рамках этой программы на территории города Сургута проводятся мероприятия по развитию непрерывного экологического образования с учетом регионального компонента, охватывающие весь процесс дошкольного, школьного, дополнительного, вузовского и послевузовского образования, а также экологическое просвещение через средства массовой информации.
Сокращение мест обитания птиц и животных
Через воздушное пространство города проходит трасса перелета птиц. Промышленное освоение мест обитания и гнездования птиц привело к резкому сокращению популяции водоплавающих. Загрязнение воздуха, воды, почвы, употребление отравленной растительной пищи, трансформация среды обитания - все эти факторы отрицательно сказываются на фаунистическом комплексе.
Сокращение рыбных запасов
Загрязнение водоемов приводит к заболеванию, травлению рыб, кормовых организмов, уничтожению нерестилищ, зимовальных ям. В результате происходит значительное снижение рыбных запасов.
До принятия первой программы по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов города Сургута, которая была принята в 1993 году, в городе складывалась следующая экологическая ситуация:
Атмосфера: взвешенные вещества - более 2 ПДК;
бенз(а)пирен - более 2 ПДК;
фенол, формальдегид - свыше 1 ПДК.
Вода: концентрация железа в питьевой воде составляла свыше 5 ПДК;
канализационные очистные не были достроены;
ливневые очистные сооружения отсутствовали.
Леса: загрязнение производственными отходами, пожары,
бесконтрольные рубки отражались на состоянии лесов,
приводили к болезням и гибели деревьев.
Почва: практически не проводились работы по рекультивации
плодородного слоя; отсутствовало достаточное количество
свалок, полигонов, что приводило к засорению, захламлению
территории промышленных и городских объектов.
Социум: несформированный социальный заказ к проблемам
экологического состояния окружающей среды, уровню жизни,
отсутствие достоверной информации о загрязнении
окружающей среды.
Выполнение программы, а также влияние других объективных факторов позволило снизить негативное антропогенное воздействие города на окружающую среду.
Так, в частности, с 1993 по 2001 год по данным мониторинга в атмосферном воздухе снизилась концентрация диоксида серы с 0,11 ПДК до 0,1 ПДК; фенола - с 0,94 до 0,78 ПДК; формальдегида - с 6,15 до 3,14 ПДК; бенз(а)пирена - с 2,8 до 1,1 ПДК. Комплексный индекс загрязнения атмосферы снизился с 11,25 до 7,87 ПДК.
Основные причины снижения:
- снижение количества котельных, перевод пиковых котельных на газовое топливо;
- оптимизация сгорания газа на ГРЭС-1, ГРЭС-2;
- постоянное проведение контроля качества горюче-смазочных материалов на автозаправочных станциях города;
- реконструкция автодорог, ввод в эксплуатацию новых, увеличение пропускной способности улиц позволило разгрузить центральные магистрали и несколько снизить загрязнение вдоль дорог;
- озеленение улиц привело к снижению количества взвешенных веществ в атмосфере, создало привлекательный вид города:
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Площадь зеленых насаждений |
* | * | 22,2 | 33,1 | 98,6 | 107,6 | 122,7 | 154,7 | 167,1 |
* Нет сведений
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Количество взвешенных веществ в атмосфере (в долях ПДК) |
0,86 |
0,85 |
0,77 |
0,59 |
0,59 |
0,58 |
0,56 |
0,52 |
0,51 |
- мероприятия в лесной зоне города улучшили состояние городских и муниципальных лесов;
- обустройство парков и скверов позволило сохранить состояние зеленых насаждений, создало места отдыха горожан;
- реконструкция станций водоочистки позволила довести питьевую воду в центральном водоснабжении до санитарных норм;
- реконструкция канализационных очистных сооружений позволит довести очистку сточных вод до норматива;
- организация ливневых стоков в канализацию привела к уменьшению загрязнения почвы выбросами на рельеф;
- восстановление проточности рек нормализовало нарушенный гидрологический режим территории водосбора;
- регулярная уборка мусора, снега привела к уменьшению сброса соли, других отходов в акваторию города;
- ввод в эксплуатацию полигона захоронения твердых бытовых отходов уменьшил вторичное загрязнение территории;
- закрепление территорий за городскими предприятиями позволило решить проблему санитарной очистки;
- создание части системы комплексного городского кадастра, системы экологического мониторинга и мониторинга природопользования позволило систематизировать и получить актуальную информацию на текущий период времени;
- научно-исследовательская деятельность выявила экологические проблемы природного характера, их влияние на здоровье населения;
- развитие системы экологического образования и пропаганды меняет сознание людей.
Вместе с тем, сложное экономическое и финансовое положение в этот период не позволило выполнить часть программы "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов города Сургута на 1993 и последующие годы"
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Объем выделяемых средств (в действую- щих ценах периода) |
* |
* |
* |
20,4 |
24,2 |
42,3 |
66,5 |
259,5 |
358,7 |
200,4 |
* Нет сведений
В результате невыполнения части программы остались нерешенными следующие проблемы:
- отсутствует постоянная система контроля за вредными выбросами;
- отсутствуют надежные показатели об источниках выбросов канцерогенов;
- не начато строительство ливневых очистных сооружений;
- не закончена работа по обустройству водоохранной зоны;
- не закончена работа по очистке питьевой воды в поселках города;
- не начато расширение водозабора для добычи необходимого объема воды для города;
- отсутствуют полигоны и установки по утилизации промышленных, токсичных, биологических и медицинских отходов;
- не закончена очистка городских территорий от несанкционированных свалок;
- не завершено строительство парков и скверов.
II. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятной экологической обстановки в городе Сургуте.
Основой настоящей Программы является предыдущая программа, выполнение которой позволило достичь намеченных результатов в области охраны окружающей среды.
Программа рассчитана на период с 2002 по 2005 годы, но может быть скорректирована с учетом:
- резкого изменения техногенной обстановки в городе (ликвидация последствий аварий и пр.);
- складывающейся экономической и финансовой обстановки;
- возникновения иных чрезвычайных ситуаций, оказывающих негативное влияние на экологическую обстановку.
Исходя из основной цели, предусматривается выполнение следующих задач по основным направлениям Программы:
- охрана и контроль атмосферного воздуха,
- охрана и рациональное использование водных ресурсов,
- охрана земельных ресурсов,
- благоустройство, озеленение, охрана и использование лесных ресурсов и зеленых насаждений города,
- утилизация отходов, использование вторичных ресурсов,
- охрана и восстановление мест обитания охотничьих и рыбных ресурсов,
- недропользование,
- обеспечение экологической безопасности населения,
- организационные мероприятия.
2.1. Охрана и контроль атмосферного воздуха
2.1.1. Анализ динамики изменения содержания канцерогенов в атмосфере города.
2.1.2. Внедрение комплекса мероприятий, направленных на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу:
- поэтапный перевод действующих котельных на экологически безопасное газовое топливо;
- развитие сети тепломагистралей с целью вывода из эксплуатации котельных.
2.1.3. Разработка и осуществление комплекса мер по снижению токсичности выбросов на автотранспорте:
- организация входного контроля качества топлива на автозаправочных станциях города;
- использование исключительно неэтилированного бензина;
- увеличение доли транспорта, использующего экологически чистое газообразное топливо.
2.1.4. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха.
2.2. Охрана и рациональное использование водных ресурсов
2.2.1. Окончание реконструкции городских канализационных очистных сооружений.
2.2.2. Строительство ливневых коллекторов и ливневых очистных сооружений.
2.2.3. Очистка и обустройство водоохранных зон рек Оби, Черной, Саймы, протоки Бардыковки.
2.2.4. Внедрение водосберегающих технологий и водооборотных систем.
2.2.5. Обеспечение населения качественной питьевой водой. Мониторинг качества питьевой воды.
2.2.6. Ликвидация вторичного загрязнения питьевой воды.
2.2.7. Обеспечение дошкольных, школьных, лечебных учреждений, а также населения города особо чистой водой с микродобавками.
2.2.8. Ведение гидрологического мониторинга.
2.3. Охрана земельных ресурсов
2.3.1. Рекультивации нарушенных и загрязненных земель.
2.3.2. Санитарная очистка и ликвидация несанкционированных свалок в пределах городской черты.
2.3.3. Ликвидация последствий складирования снега.
2.3.4. Геохимический мониторинг.
2.3.5. Мониторинг экосистемы поймы реки Оби на территории нефтедобычи.
2.4. Благоустройство, озеленение, охрана и использование лесных ресурсов и
зеленых насаждений города
2.4.1. Обустройство скверов, парков, лесных зон города согласно генеральному плану застройки.
2.4.2. Строительство ботанического сада.
2.4.3. Санитарное содержание и пожарная охрана городских лесов.
2.4.4. Содержание и реконструкция зеленых насаждений общего пользования.
2.4.5. Инвентаризация и паспортизация зеленых насаждений города.
2.4.6. Ведение системы биомониторинга.
2.5. Утилизация отходов, использование вторичных ресурсов
2.5.1. Внедрение городской системы управления отходами и вторичными ресурсами. Организация системы сортировки и раздельного сбора отходов.
2.5.2. Строительство II очереди полигона твердо-бытовых отходов. Рекультивация I очереди полигона.
2.5.3. Строительство полигона промышленных отходов.
2.5.4. Строительство комплекса предприятий (установок) по переработке, регенерации эксплуатационных материалов (отработанные масла, аккумуляторы и др.).
2.5.5. Строительство предприятий по утилизации промышленных, токсичных, биологических и медицинских отходов.
2.5.6. Создание и ведение системы муниципального кадастра отходов.
2.5.7. Создание городской системы снегоудаления, строительство полигонов складирования снега.
2.6. Охрана и восстановление мест обитания охотничьих и рыбных ресурсов
2.6.1. Разработка нормативной базы по использованию рыбных ресурсов.
2.6.2. Разработка комплекса биотехнических мероприятий по восстановлению местообитания охотничьих птиц и животных.
2.6.3. Разработка комплекса мероприятий по обустройству и рекультивации карьеров, озер и проток с целью улучшения мест обитания рыб.
2.7. Недропользование
2.7.1. Работа по представлению разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) в соответствии с установленным порядком.
2.7.2. Контроль и охрана недр при использовании и добыче ОПИ.
2.8. Обеспечение экологической безопасности населения
2.8.1. Ведение радиационно-гигиенического паспорта города. Мониторинг источников радиационного излучения.
2.8.2. Измерения и анализ природного фона радона. Разработка и реализация мероприятий по предотвращению его негативного воздействия на здоровье человека.
2.8.3. Паспортизация источников электромагнитного воздействия на человека. Создание карты источников электромагнитного излучения (ЭМИ). Мониторинг ЭМИ.
2.8.4. Уточнение и создание детальной карты местоположения динамически напряженных зон, исследование их влияния на подземные и наземные инженерные сооружения и здания.
2.9. Организационные мероприятия
2.9.1. Создание постоянно действующего координационного совета федеральных и муниципальных служб для их взаимодействия в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов города Сургута.
2.9.2. Создание информационного банка природоохранных технологий и научно-исследовательских работ с размещением данных на сайте городской администрации и в централизованной библиотечной системе.
2.9.3. Эксплуатация и доработка единой системы ведения комплексного городского кадастра.
2.9.4. Организация образования, просвещения, социальной рекламы экологической тематики.
2.9.5. Предоставление достоверной информации населению о фоновом загрязнении атмосферы, воды, почвы.
2.9.6. Создание эффективной системы административного управления экологической обстановкой в городе. Создание системы муниципального экологического контроля.
2.9.7. Разработка концепции и положения экологически устойчивого
развития для города.
2.9.8. Формирование городской экологической инфраструктуры (учреждения, предприятия, добровольные общества, инициативные группы).
III. Финансирование мероприятий по охране природы и рациональному
природопользованию
3.1. Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется из источников, предусмотренных законодательством:
- средств бюджета города и бюджетов разных уровней;
- бюджетных экологических фондов;
- собственных средств предприятий, учреждений, организаций.
3.2. Довести уровень финансирования природоохранных мероприятий Программы до 3% от расходной части бюджета города. По принципиальным позициям, таким как:
- строительство ливневых очистных сооружений;
- строительство полигона промышленных отходов;
- проектирование и строительство предприятий по утилизации промышленных, токсичных, биологических и медицинских отходов;
- строительство ботанического сада;
- строительство станции юных натуралистов с минизоопарком добиться финансирования из бюджета округа и целевого бюджетного экологического фонда Ханты-Мансийского автономного округа.
Финансирование мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой принять с учетом финансирования из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа и кредита Европейского банка реконструкции и развития.
3.3. Программные мероприятия (раздел V) отражают комплексный подход к охране природы и являются на 2002-2005 годы приоритетными направлениями.
Мероприятия представлены в двух вариантах.
Первый вариант - на уровне расходной части бюджета города 2002 года.
Второй вариант - при увеличении расходной части бюджета города до уровня 2001 года.
IV. Заключение
Анализ различных источников выделения средств на мероприятия по охране природы показывает, что уровень финансирования зависит от исторического времени и особенностей конкретной страны. Сложилось устойчивое апробированное мнение, что на природоохранные мероприятия для получения положительного эффекта в каждой стране необходимо направлять не менее 5% стоимости валового национального продукта. В противном случае не удается остановить и в достаточной мере компенсировать разрушение природной среды. Для города Сургута представляется целесообразным на данном этапе выделение на эти цели доли расходной части бюджета города в размере не менее 3% с последующим доведением ее в будущем до 5%. Это позволит стабилизировать экологическую обстановку и в перспективе улучшить, повысить комфортность и качество жизни в городе.
V. Программные мероприятия
тыс.руб.
Наименование направлений, видов работ и конкретных мероприятий (объектов) |
Сроки |
Финансовые средства на 2002-2005 г. Вариант 1 |
Финансовые средства на 2002-2005 г. Вариант 2 |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Ожидаемый результат |
||||||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|||
1. Внедрение оборудования по снижению токсичности выбросов автотранспорта на автопредприятиях города |
20022005 |
372 |
372 |
372 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Установка дополнительного оборудования на автотранспорте муниципальных предприятий, снижение выбросов в атмосферу |
|||
2. Дооснащение поста - 2 и системы мониторинга для целей ГО и ЧС (пост-3) |
20022005 |
1 844 |
4 344 |
1 344 |
500 |
1 500 |
|
0 |
|
1 500 |
Ведение мониторинга |
|||
|
0 |
1 500 |
|
|
|
|
|
|
1 500 |
|
||||
3. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха |
20022005 |
6 867 |
6 867 |
2 017 |
2 350 |
2 350 |
1 250 |
1 250 |
1 250 |
1 250 |
Ведение мониторинга |
|||
|
2 200 |
2 200 |
|
|
|
1 100 |
1 100 |
1 100 |
1 100 |
|
||||
4. По результатам инвентаризации источников выбросов вредных веществ в пределах городской черты провести ранжирование предприятий по степени опасности |
2002 |
150 |
150 |
150 |
|
|
|
|
|
|
Оценка опасности предприятий |
|||
5. Исследование причин повышенного содержания токсичных химических соединений в атмосферном воздухе города и разработка комплекса мер по снижению их содержания |
2002 |
45 |
45 |
45 |
|
|
|
|
|
|
Охрана атмосферного воздуха |
|||
6. Организация входного контроля качества топлива на автозаправочных станциях города |
20022005 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
|
0 |
|
0 |
|
0 |
Контроль токсичности выхлопных газов автотранспорта, снижение загрязнения воздуха |
|||
Итого |
|
12 478 |
16 478 |
4 928 |
2 850 |
3 850 |
|
2 350 |
|
5 350 |
|
|||
1. Строительство ливневых очистных сооружений Восточного жилого района города (по 10 тыс. куб. метров в час) |
20022003 |
2 000 |
52 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
|
40 000 |
|
10 000 |
Проектные работы. Начало строительства |
|||
|
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2. Строительство ливневых очистных сооружений Западного жилого района города (по 10 тыс. куб. метров в час) |
20022005 |
0 |
4 000 |
0 |
|
0 |
|
2000 |
|
2000 |
Проектные работы |
|||
3. Строительство локальных очистных сооружений для лечебных учреждений (МГБ-1, инфекционная больница, противотуберкулезный диспансер, кожновенерологический диспансер) |
20022005 |
2 300 |
2 300 |
0 |
300 |
300 |
2000 |
2000 |
|
|
Обоснование инвестиций, проектные работы |
|||
4. Завершение реконструкции канализационных очистных сооружений, направленной на увеличение производительности очистных сооружений до 150 тыс. куб. метров в сут. с очисткой до норматива |
20022005 |
6 000 |
6 000 |
500 |
3 500 |
3 500 |
1 000 |
2 000 |
1 000 |
|
Окончание реконструкции КОС и строительство площадки для размещения осадка |
|||
|
52 000 |
52 000 |
52 000 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
19 000 |
19 000 |
19 000 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
5. Строительство опытнопромышленной установки по обеззараживанию сточных вод с применением звукомагнитной технологии |
20022005 |
15 500 |
15 500 |
2 000 |
7 000 |
7 000 |
3 500 |
3 500 |
3 000 |
3 000 |
Обеззараживание стоков |
|||
6. Обеспечение населения пос. Гидростроителей качественной питьевой водой |
20022005 |
18 125 |
18 125 |
|
18 125 |
18 125 |
|
|
|
|
3 тыс. человек получат качественную питьевую воду. Ввод-2003 год |
|||
|
15 000 |
15 000 |
|
15 000 |
15 000 |
|
|
|
|
|
||||
|
15 625 |
15 625 |
|
15 625 |
15 625 |
|
|
|
|
|
||||
7. Обеспечение населения поселков Таежного и Дорожного качественной питьевой водой |
20022005 |
201 000 |
201 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
80 000 |
80 000 |
113 000 |
113 000 |
7,5 тыс. человек получат качественную питьевую воду. Ввод-2005 год |
|||
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
|
|
По согласованию после окончания проектирования |
||||
|
|
|
|
13 333 |
13 333 |
13 333 |
13 333 |
0 |
0 |
|
||||
8. Расширение 9-го водозаборного узла |
20032005 |
0 |
160 000 |
|
0 |
60 000 |
0 |
60 000 |
0 |
40 000 |
Обеспечение необходимого количества питьевой воды для развития города |
|||
|
0 |
160 000 |
|
0 |
60 000 |
0 |
60 000 |
0 |
40 000 |
|
||||
9. Очистка и обустройство реки Саймы |
20022005 |
46 331 |
172 331 |
32 331 |
14 000 |
40 000 |
0 |
50 000 |
0 |
50 000 |
2002 год - сдача в эксплуатацию 1-го пускового комплекса (левый рукавпешеходные переходы, обустройство, освещение); 2003-2004 годы - правый рукав (углубление дна, строительство пешеходных переходов); 2004-2005 годы - средний рукав (углубление дна, строительство пешеходных переходов). По варианту 1-консервация объекта |
|||
2003 |
7 000 |
7 000 |
|
7 000 |
7 000 |
|
|
|
|
|
||||
10. Очистка и обустройство водоохранных зон рек Оби, Черной, Саймы, протоки Бардыковки |
20022005 |
23 068 |
43 068 |
12 868 |
10 200 |
10 200 |
0 |
20 000 |
0 |
0 |
Расчистка протоки от реки Саймы до пос. Белый Яр |
|||
11.Очистка и благоустройство ручья Кедровый лог |
20022005 |
0 |
40 000 |
0 |
0 |
10 000 |
0 |
20 000 |
0 |
10 000 |
Начало работ по очистке и углублению дна в районе "Орбиты" |
|||
|
40 000 |
40 000 |
|
10 000 |
10 000 |
20 000 |
20 000 |
10 000 |
10 000 |
|||||
12.Внедрение водосберегающих технологий и водооборотных систем |
20022005 |
8 500 |
8 500 |
0 |
0 |
0 |
4 000 |
4 000 |
4 500 |
4 500 |
Экономия питьевой воды составит 10% от производительности водозаборов (10,7 тыс. куб. метров в сут.) |
|||
13. Обеспечение населения качественной питьевой водой. Мониторинг качества питьевой воды |
20022005 |
13 170 |
12 750 |
2 070 |
3 800 |
3 380 |
3 500 |
3 500 |
3 800 |
3 800 |
Рекомендации по улучшению качества питьевой воды. Мониторинг качества питьевой воды |
|||
14. Шеф-монтажные,наладочные работы блоков ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды на водозаборном узле N 9 |
2003 |
650 |
650 |
|
650 |
650 |
|
|
|
|
Обеззараживание питьевой воды с целью отказа от применения хлора |
|||
15. Ликвидация вторичного загрязнения питьевой воды |
20022005 |
2 850 |
2 850 |
- |
|
- |
1 100 |
1 100 |
1 750 |
1 750 |
Защита сетей водоснабжения от коррозии |
|||
16. Ведение гидрогеологического мониторинга |
20022005 |
5 500 |
5 500 |
1 200 |
1 300 |
1 300 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
Мониторинг поверхностных и подземных вод |
|||
Итого |
|
493 619 |
1 053 199 |
126 969 |
111 500 |
267 080 |
116 600 |
369 600 |
138 550 |
289 550 |
|
|||
1. Геохимический мониторинг |
20022005 |
2 080 |
2 080 |
530 |
550 |
550 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Мониторинг почв |
|||
2. Мониторинг экосистемы поймы реки Оби на территории нефтедобычи |
20022005 |
996 |
996 |
216 |
260 |
260 |
260 |
260 |
260 |
260 |
Мониторинг антропогенного воздействия на окружающую среду на территории разработки нефтяного месторождения |
|||
3. Санитарная очистка и ликвидация несанкционированных свалок в пределах городской черты |
20022005 |
20 000 |
32 000 |
5 000 |
5 000 |
9 000 |
5 000 |
9 000 |
5 000 |
9 000 |
1999 - 2002 годы - санитарная очистка территорий п. Лунного,вдоль Восточной теплотрассы, о. Заячий, пр. Кривуля 2003-2005 - пр. Кривуля от водолазно-спасательной станции до речного вокзала, п. Зеленый, р. Черная. Утилизация брошенных судов |
|||
Итого |
|
23 076 |
35 076 |
5 746 |
5 810 |
9 810 |
5 760 |
9 760 |
5 760 |
9 760 |
|
|||
1. Инвентаризация зеленых насаждений города и закрепление их за ответственными хозяйствующими субъектами |
20022005 |
1 800 |
1 800 |
300 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Обновление базы данных "Зеленые насаждения" |
|||
2. Обустройство городского парка за рекой Саймой |
20022005 |
45 918 |
45 918 |
11 918 |
8 000 |
8 000 |
13 000 |
13 000 |
13 000 |
13 000 |
Обустройство дорожно-тропиночной сети,инженерное обустройство в соответствии с проектом |
|||
3. Ликвидация подтоплений зеленых насаждений (проведение осушительных работ) |
20022005 |
5 063 |
5 063 |
493 |
1 570 |
1 570 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
Ликвидация подтоплений в соответствии с материалами лесоустройства |
|||
4. Обустройство парковой зоны в районе ручья Кедровый лог |
20022005 |
24 600 |
24 600 |
9 100 |
5 500 |
5 500 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
Обустройство дорожно-тропиночной сети в западной части парка. Инженерное обустройство в соответствии с проектом |
|||
|
15 000 |
15 000 |
|
5 000 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
|||||
5. Работы по содержанию и созданию зеленых насаждений в городе |
20022005 |
204 518 |
204 518 |
38 161 |
46 357 |
46 357 |
56 000 |
56 000 |
64 000 |
64 000 |
Ежегодное содержание зеленых насаждений, включая содержание новых улиц |
|||
6. Обустройство и содержание скверов в городе (Центрального, Геологов, 32 микрорайона и др.) |
20022005 |
40 497 |
40 497 |
9 957 |
10 540 |
10 540 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
Обустройство и содержание скверов в городе |
|||
7.Ведение системы биомониторинга |
20022005 |
3 846 |
3 846 |
846 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Информация о состоянии лесного фонда на территории Сургута |
|||
8. Лесотехнические мероприятия |
20022005 |
39 296 |
46 296 |
8 423 |
10 873 |
10 873 |
10 000 |
12 000 |
10 000 |
15 000 |
Ежегодные мероприятия в соответствии с материалами лесоустройства |
|||
Итого |
|
380 538 |
387 538 |
79 198 |
89 340 |
89 340 |
102 000 |
104 000 |
110 000 |
115 000 |
|
|||
1.Внедрение городской системы управления отходами и вторичными ресурсами. Организация системы сортировки и раздельного сбора отходов |
20022005 |
2 510 |
2 510 |
300 |
910 |
910 |
800 |
800 |
500 |
500 |
Создание нормативной базы |
|||
2. Строительство 2-ой очереди полигона твердо-бытовых отходов. Рекультивация 1-ой очереди полигона |
20022005 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Утилизация твердых бытовых отходов |
|||
3. Строительство полигона промышленных отходов |
20022005 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Утилизация промышленных отходов |
|||
4. Строительство предприятий по утилизации промышленных, токсичных, биологических и медицинских отходов |
20032005 |
14 114 |
14 114 |
1 400 |
2 714 |
2 714 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
Утилизация (обезвреживание)токсичных биологических отходов. Проектные работы. Начало строительства |
|||
|
10 000 |
10 000 |
|
|
|
5 000 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
|
||||
5. Приобретение установок для дезинфекции медицинских отходов в количестве 6 штук для МГБ-1 |
20032006 |
13 068 |
13 068 |
1 068 |
6 000 |
6 000 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
Утилизация (обезвреживание)токсичных биологических отходов. Приобретение установок для дезинфекции медотходов (6 установок для МГБ-1) |
|||
|
11 565 |
11 565 |
5 565 |
|
|
3 000 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
|
||||
6. Строительство полигона токсичных отходов |
20022005 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Утилизация токсичных отходов |
|||
7. Создание городской системы снегоудаления, строительство полигонов складирования снега |
20032005 |
20 800 |
20 800 |
0 |
300 |
300 |
500 |
500 |
20 000 |
20 000 |
Утилизация снега |
|||
Итого |
|
72 057 |
72 057 |
8 333 |
9 924 |
9 924 |
17 300 |
17 300 |
36 500 |
36 500 |
|
|||
1. Разработка комплекса биотехнических мероприятий по восстановлению местообитания охотничьих птиц и животных |
20022005 |
0 |
3 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 500 |
0 |
1 500 |
Увеличение численности. Восстановление природного экобаланса |
|||
Итого |
|
0 |
3 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 500 |
0 |
1 500 |
|
|||
1. Рекультивация использованных карьеров разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых |
20032005 |
5 000 |
5 000 |
0 |
0 |
0 |
5 000 |
5 000 |
0 |
0 |
Рекультивация карьера на Заячьем острове |
|||
2. Создание информационной системы по карьерам |
20032005 |
1 300 |
1 300 |
0 |
1 200 |
1 200 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Создание базы данных. Оперативный контроль |
|||
Итого |
|
6 300 |
6 300 |
0 |
1 200 |
1 200 |
5 050 |
5 050 |
50 |
50 |
|
|||
1. Ведение радиационногигиенического паспорта города. Мониторинг источников излучения |
20022005 |
795 |
795 |
195 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
Радиационногигиенический паспорт города Сургута в соответствии с окружной программой "Обеспечение радиационной безопасности населения ХМАО на 20012006 годы" |
|||
2. Измерения и анализ природного фона радона. Разработка и реализация мероприятий по предотвращению его негативного воздействия на здоровье человека |
20022005 |
3 850 |
3 850 |
850 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Создание карты радиационного фона города. Мониторинг |
|||
3. Паспортизация источников электромагнитного воздействия на человека. Создание карты источников электромагнитного излучения. Мониторинг ЭМИ |
20022005 |
2 602 |
2 602 |
652 |
650 |
650 |
650 |
650 |
650 |
650 |
Инвентаризация источников ЭМИ на территории города, создание карты по лей и источников ЭМИ. Мониторинг |
|||
4. Изучение связи геоэкологических факторов негативного воздействия и артериальной гипертензии для разработки превентивных мер |
2002 |
288 |
288 |
288 |
|
|
|
|
|
|
Рекомендации медицинским учреждениям |
|||
5. Изучение гелеогеомагнитных бурь и анализ связанных с ними заболеваний сердечно-сосудистой системы и биохимических показаний крови у жителей города с целью разработки возможных мер профилактики и лечения для снижения негативного влияния природного фактора |
2002 |
250 |
250 |
250 |
|
|
|
|
|
|
Рекомендации медицинским учреждениям |
|||
6. Изучение геомагнитных аномалий, связанных с приливными лунными движениями на территории города, их негативного влияния с целью разработки рекомендаций по снижению негативного влияния на человека |
2002 |
250 |
250 |
250 |
|
|
|
|
|
|
Рекомендации медицинским учреждениям |
|||
7. Формирование информационной системы участков города, занятых подземными и наземными инженерными сооружениями и зданиями,подверженных влиянию деформаций со стороны динамически напряженных зон с целью мониторинга и разработки управленческих мер |
2002 |
170 |
170 |
170 |
|
|
|
|
|
|
Разработка управленческих мер |
|||
8.Уточнение и создание детальной карты местоположения динамически напряженных зон, изучение их влияния на подземные и наземные инженерные сооружения и здания |
20022005 |
2 000 |
2 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Определение мест природной аварийности в местах пересечения инженерных коммуникаций с активными ДНЗ на территории города, подготовка практических рекомендаций для департамента жилищно-коммунального хозяйства, департамента архитектуры и градостроительства |
|||
Итого |
|
10 205 |
10 205 |
3 655 |
2 850 |
2 850 |
1 850 |
1 850 |
1 850 |
1 850 |
|
|||
| ||||||||||||||
1. Эксплуатация и доработка единой системы ведения комплексного городского кадастра |
20022005 |
50 700 |
50 700 |
13 200 |
12 500 |
12 500 |
13 000 |
13 000 |
12 000 |
12 000 |
Создание и сопровождение информационных систем о состоянии территории |
|||
2. Организация образования, просвещения, социальной рекламы экологической тематики. Создание информационного банка данных |
20022005 |
14 200 |
14 200 |
3 200 |
4 000 |
4 000 |
3 500 |
3 500 |
3 500 |
3 500 |
Повышение уровня экологического образования |
|||
|
1 700 |
1 700 |
200 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
|
||||
3. Предоставление населению достоверной информации о фоновом загрязнении атмосферы, воды, почвы |
20022005 |
600 |
600 |
0 |
0 |
0 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Информационный справочник |
|||
4.Формирование экологической инфраструктуры города (учреждения, предприятия, добровольные общества, объединения, инициативные группы) |
20022005 |
2 000 |
2 000 |
0 |
0 |
0 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Формирование экологического сознания населения |
|||
5.Создание координационного совета,эффективной системы административного управления экологической обстановкой в городе. Создание системы муниципального экологического контроля |
20022005 |
За счет текущих расходов комитета по природопользованию и экологии |
|
|
|
Муниципальный контроль за соблюдением экологического законодательства |
||||||||
6. Внедрение системы биологической очистки резистентности (защиты) организма на воздействие экологических факторов с целью профилактики |
20022003 |
710 |
710 |
360 |
350 |
350 |
|
|
|
|
Рекомендации медицинским учреждениям |
|||
7. Разработка концепции и положения экологически устойчивого развития для города Сургута |
2003 |
540 |
540 |
0 |
160 |
160 |
180 |
180 |
200 |
200 |
Разработка параметров качества окружающей среды |
|||
8. Развитие заповедника Юганского |
20032005 |
1 150 |
1 150 |
250 |
250 |
250 |
300 |
300 |
350 |
350 |
Развитие заповедника Юганского |
|||
9. Материальное оснащение природоохранных служб |
20032005 |
1 450 |
1 450 |
100 |
300 |
300 |
500 |
500 |
550 |
550 |
Материальное оснащение |
|||
10. Реконструкция, обустройство и строительство пристроя для лаборатории по проведению анализа качества горюче-смазочных материалов |
2003 |
4 300 |
4 300 |
1 300 |
3 000 |
3 000 |
|
|
|
|
Расширение лаборатории |
|||
11. Издание научно-популярного бюллетеня по результатам социологического исследования отношения населения к качеству окружающей среды и здоровому образу жизни |
2002 |
50 |
50 |
50 |
|
|
|
|
|
|
Повышение экологического образования |
|||
12. Ведение системы экологического аудита |
20022005 |
3 880 |
3 880 |
380 |
1 000 |
1 000 |
1 200 |
1 200 |
1 300 |
1 300 |
Информация о соответствии хозяйственной деятельности предприятий предъявляемым экологическим требованиям |
|||
13. Строительство станции юных натуралистов |
20022005 |
3 500 |
3 500 |
1 500 |
2 000 |
2 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Проектно-сметная документация по объекту. По строительству решение принимается дополнительно |
|||
Итого |
|
84 780 |
84 780 |
20 540 |
24 060 |
24 060 |
20 480 |
20 480 |
19 700 |
19 700 |
|
|||
Всего по Программе |
|
1 083 053 |
1 668 633 |
249 369 |
247 534 |
408 144 |
269 040 |
531 890 |
312 410 |
479 260 |
|
|||
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Финансирование из бюджета города |
|
987 963 |
1 412 043 |
255 604 |
220 409 |
320 989 |
238 440 |
441 290 |
287 810 |
413 160 |
|
|||
Бюджет округа |
|
40 465 |
201 965 |
5 765 |
15 500 |
75 500 |
9 600 |
69 600 |
9 600 |
51 100 |
|
|||
Кредит ЕБРР |
|
15 625 |
15 625 |
0 |
15 625 |
15 625 |
|
|
|
|
|
|||
Средства предприятий |
|
81 000 |
81 000 |
19 000 |
22 000 |
22 000 |
25 000 |
25 000 |
15 000 |
15 000 |
|
<< Назад |
||
Содержание Решение Сургутской городской Думы от 25 октября 2002 г. N 184-IIIГД "О городской целевой программе "Охрана природы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.