Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Сургутской городской Думы
от 20 февраля 2004 г. N 303-IIIГД
Текущая программа
поддержки малого
предпринимательства в городе
Сургуте на 2004-2005 годы
Паспорт текущей программы поддержки
малого предпринимательства в городе Сургуте
на 2004-2005 годы
Наименование Программы |
- текущая программа поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте на 2004-2005 годы |
Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", - Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в 2003 году, - Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 03.05.2000 N 27-оз "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе", - решение городской Думы от 19.11.1999 N 213-IIГД "Об утверждении муниципальной программы поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте на 2000-2009 годы" |
Заказчик Программы | - администрация города Сургута |
Руководитель Программы | - Президент Сургутской торгово-промышленной палаты |
Координатор Программы | - департамент по экономической политике администрации города |
Разработчики Программы | - рабочая группа Сургутской торгово-промышленной палаты с участием общественных объединений предпринимателей города |
Исполнители мероприятий Программы |
- структурные подразделения администрации города: департамент по экономической политике, департамент имущественных и земельных отношений, департамент культуры, молодежной политики и спорта, департамент жилищно-коммунального хозяйства, департамент по труду и социальным вопросам, Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по городу Сургуту, Сургутская торгово-промышленная палата, финансово-кредитные организации, общественные объединения предпринимателей, некоммерческие организации, кредитные потребительские кооперативы граждан |
Цели Программы | - организация поддержки субъектов малого предпринимательства, формирование организационной инфраструктуры муниципальной поддержки малого предпринимательства |
Задачи Программы |
- создание благоприятных социально-экономических, организационно-хозяйственных, правовых условий для становления, стабильного функционирования и развития субъектов малого предпринимательства; - совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и развитие малых предприятий; - создание механизма обеспечения потребности малых предприятий в организационно-методической, материально-технической, финансовой поддержке; - снятие организационно-административных барьеров на всех стадиях существования предприятия: от его регистрации до ликвидации; - содействие развитию деловой и инвестиционной активности; - развитие конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг; - повышение уровня социальной и экономической безопасности в сфере малого предпринимательства; - поддержка предпринимательства в области кредитования, маркетинга, рекламы и информации; - информационная поддержка малого предпринимательства |
Основные направления Программы |
- формирование нормативно-правовой базы; - развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; - финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства; - формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве |
Сроки реализации Программы |
- 2004-2005 годы |
Объем и источник финансирования Программы |
- бюджет города в пределах утвержденных ассигнований на эти цели |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- создание новых рабочих мест; - увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет средств малого предпринимательства; - утверждение и реализация городских нормативно-правовых актов, обеспечивающих благоприятные условия для финансовой, материальной и правовой поддержки деятельности малых предприятий города; - развитие механизма инвестиционной, кредитно-финансовой и формирование муниципальной имущественной поддержки предпринимательства; - научно-методическое обеспечение малого предпринимательства; - привлечение внебюджетных инвестиций в предпринимательство; - развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства; - создание условий для снижения отраслевых диспропорций в сфере деятельности малого предпринимательства |
Орган управления и контроля за ходом выполнения Программы |
- первый заместитель Мэра города |
Система контроля за исполнением Программы |
- полугодовой отчет руководителя Программы и исполнителей на заседании городской Думы |
Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого
предпринимательства
В настоящее время недостаток финансовых средств является одним из основных препятствий для развития малого предпринимательства.
Для наиболее эффективного стимулирующего воздействия на развитие малого предпринимательства в городе Сургуте необходимо сбалансированное сочетание мер прямой и косвенной финансовой политики.
Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства должна сочетать следующие направления:
- предоставление налоговых преференций в пределах компетенции органов местного самоуправления;
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- предоставление объектов недвижимости, технических средств и иного имущества, находящегося в муниципальной собственности, в пределах компетенции органов местного самоуправления;
- оказание прямой финансовой поддержки малому бизнесу.
Кроме того, планируется привлечение к финансированию Программы на платной возвратной основе средств из внебюджетных источников: Сургутского филиала Окружного Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, лизинговых компаний, кредитно-финансовых организаций. Для этих целей необходимо разработать и утвердить положение о компенсации части процентных ставок.
Ресурсное обеспечение организационных мероприятий Программы
Учитывая ресурсное обеспечение развития малого предпринимательства, а также факторы, характеризующие данную Программу, ее можно отнести к числу программ, требующих максимальной муниципальной поддержки.
Потребность в финансовых средствах бюджета города на реализацию мероприятий Программы в 2004-2005 годах составит 3167 тыс. рублей, соответственно, в 2004 году - 1297 тыс. рублей, в 2005 году - 1870 тыс. рублей.
Данная сумма является ориентировочной и предоставляется в зависимости от наличия средств доходной части бюджета города.
Экономическая и социальная эффективность Программы
Благодаря развитию сектора малых предприятий, в ближайшие годы можно ожидать положительные сдвиги в социально-экономической ситуации в городе. Деятельность малых предприятий позволит снизить социальную напряженность, смягчить негативные социальные последствия структурных изменений.
Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в Сургуте на 2004-2005 годы определены:
- развитие сферы потребительских услуг и производства товаров народного потребления с использованием местных сырьевых ресурсов, переработка отходов производства, утилизация бытовых отходов;
- развитие услуг жилищно-коммунального хозяйства;
- инновационная деятельность малых предприятий;
- предоставление услуг населению (образовательная деятельность, профессиональная подготовка, прачечные, химчистки, парикмахерские, массажные салоны и т.п.);
- развитие индустрии спорта и отдыха (фитнес-центры, спортивные клубы, секции и т.п.);
- организация общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого питания).
Реализация Программы обеспечит:
- прирост новых рабочих мест и создание предпосылок для повышения уровня жизни населения города;
- пополнение доходной части бюджета города;
- создание условий для снижения отраслевых диспропорций в экономике города;
- ускорение инвестиционных преобразований в сфере малого предпринимательства;
- наполнение рынка качественными товарами и услугами местного производства;
- формирование достаточного набора элементов инфраструктуры, доступных для субъектов малого предпринимательства и оказывающих информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки малого предпринимательства.
Характеристика малого предпринимательства на территории города Сургута
На территории города Сургута на основании решения городской Думы от 19.11.1999 N 213-IIГД принята муниципальная программа поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте на 2000-2009 годы. В рамках десятилетней программы решениями городской Думы принимались двухлетние программы:
- текущая программа поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте на 2000-2001 годы, утверждена решением городской Думы от 30.05.2000 N 270-IIГД;
- текущая программа поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте на 2002-2003 годы, утверждена решением городской Думы от 30.11.2001 N 97-IIIГД.
Распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 24.06.2003 N 268-рг "О мероприятиях по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в 2003 году" рекомендовано разработать мероприятия по развитию предпринимательства в муниципальных образованиях округа.
В настоящее время в городе продолжается процесс формирования благоприятной экономической среды, стимулирующей создание и устойчивую деятельность субъектов малого предпринимательства. В Сургуте малый бизнес - это уже сложившийся сектор экономики, который представлен малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Реализация программ поддержки малого предпринимательства повлияла на социально-экономическую ситуацию в городе: с 1 января 2001 года по 1 июля 2003 года количество малых предприятий увеличилось на 5% и составило 893 предприятия. Среднесписочный состав работников, занятых на малых предприятиях, за этот же период увеличился на 23% и составил 6700 человек. Индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица по состоянию на 1 июля 2003 года зарегистрировано 17204 человека. Объем производства в сфере малого бизнеса за 2001 год составил 4 100 млн. рублей, за 2002 год - 5 109 млн. рублей, за 9 месяцев 2003 года - 4 485 млн. рублей.
Бюджет города от объектов малого предпринимательства за период с 2001 года по 1 июля 2003 года получил налоговых поступлений в общей сумме 292164 тыс. рублей, а именно:
N п/п | Наименование налога | 2001 год | 2002 год | 1 полугодие 2003 года |
Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности |
72 942 | 110 856 | 17 891 | 201 689 |
2. | Упрощенная система налогообложения |
11 488 | 18 000 | 7 778 | 37 266 |
3. | Налог на доходы физических лиц |
7 409 | 5 594 | 2 125 | 15 128 |
4. | Сбор за право торговли | 12 310 | 18 571 | 7 200 | 38 081 |
Итого | 104 149 | 153 021 | 34 994 | 292 164 |
По окончании реализации текущей программы поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте на 2000-2001 годы отмечен рост в развитии субъектов малого предпринимательства в 2002 году, что подтверждается положительной динамикой налоговых поступлений, уплачиваемых в бюджет города. Реализация второй текущей программы поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте на 2002-2003 годы была затруднена в связи с недостаточным финансированием.
Отраслевая структура предпринимательства складывается следующим образом:
- торговля - 68%;
- промышленность - 8,9%;
- строительство - 7,6%;
- оказание бытовых услуг - 4,5%;
- оказание транспортных услуг - 3,5%;
- общественное питание - 2%;
- прочие - 5,5%.
В Сургуте до настоящего времени не решены проблемы организации дешевого и качественного питания населения (в том числе студентов, школьников и малообеспеченных категорий), организации бытового сервиса, обеспечения полноценного отдыха и укрепления здоровья жителей.
Основные причины, препятствующие развитию
малого предпринимательства в городе Сургуте
1. Проблема с материально-техническим обеспечением:
- нехватка или отсутствие производственных помещений, офисов;
- современного оборудования.
2. Низкая квалификация персонала.
3. Проблемы финансового характера:
- затруднения в формировании стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия;
- недостаточное развитие лизинговых услуг;
- отсутствие достаточно надежных мер обеспечения возврата кредитов;
- высокая процентная ставка по кредитам;
- невозможность получения кредита на период окупаемости инвестиционного проекта.
4. Несовершенство нормативно-правовой базы:
- противоречия между действующими нормативно-правовыми актами;
- нестабильность законодательства;
- отсутствие в некоторых аспектах нормативно-правового регулирования как на уровне Ханты-Мансийского автономного округа, так и на местном уровне.
5. Наличие административных барьеров на всех стадиях осуществления предпринимательской деятельности.
6. Недостаточная согласованность действий федеральных, региональных и местных органов власти и управления.
7. Недостаточность инфраструктуры, способствующей становлению и развитию малого предпринимательства в городе.
8. Недостаточное развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства.
9. Недостаточная защищенность деятельности предпринимателя.
Основные цели, приоритетные направления и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание на территории города Сургута условий для устойчивого развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики путем формирования эффективных механизмов поддержки предпринимательства.
Приоритетные направления Программы:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства;
- информационная поддержка малого бизнеса.
Основными задачами Программы являются:
- создание благоприятных социально-экономических, правовых условий для становления, стабильного функционирования и развития субъектов малого предпринимательства;
- совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и развитие малых предприятий;
- создание механизма обеспечения потребности малых предприятий в методической, материально-технической, финансовой поддержке;
- устранение административных барьеров на всех стадиях осуществления предпринимательской деятельности;
- содействие развитию деловой и инвестиционной активности;
- повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг;
- повышение уровня социальной и экономической безопасности в сфере малого предпринимательства.
Данная Программа разработана на основе анализа современного состояния малого предпринимательства в городе с учетом результатов работы предыдущих программ.
Мероприятия текущей программы поддержки малого предпринимательства
в городе Сургуте на 2004-2005 годы
(тыс. руб.)
Направления Программы | Исполнители | Сроки реализации |
Объем финансирования из бюджета города по годам |
||
2004 | 2005 | ||||
1. Формирование нормативно-правовой базы | |||||
1.1. Анализ действующих нормативно-правовых актов, разработка нормативно-правовых документов в сфере развития и поддержки малого предпринимательства |
Департамент по экономической политике, Сургутская торгово-промышленная палата, общественные объединения предпринимателей |
постоянно | - | - | |
1.2. Подготовка предложений для внесения на заседание городской Думы проектов решений по налогообложению малых предприятий, организационных структур, оказывающих поддержку малому предпринимательству |
Департамент по экономической политике, Сургутская торгово-промышленная палата, общественные объединения предпринимателей |
постоянно | - | - | |
1.3. Разработка проекта программы поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте на 2006-2007 годы |
Департамент по экономической политике, Сургутская торгово-промышленная палата |
II полугодие 2005 года |
- | - | |
1.4. Законотворческая деятельность на федеральном и региональном уровнях с использованием форм и методов, установленных законодательством Российской Федерации |
Департамент по экономической политике, Сургутская торгово-промышленная палата, общественные объединения предпринимателей |
постоянно | - | - | |
Итого по разделу 1 | - | - | |||
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства | |||||
2.1. Организация и проведение в городе семинаров, конференций, деловых встреч, круглых столов |
Департамент по экономической политике, Сургутская торгово-промышленная палата |
постоянно | 100,00 | 100,00 | |
2.2. Организация экономических миссий делегаций из других субъектов Российской Федерации в город Сургут |
Сургутская торгово-промышленная палата |
постоянно | - | - | |
2.3. Реализация комплексной программы по обучению предпринимателей города основам предпринимательской деятельности, ведению бизнеса |
Сургутская торгово-промышленная палата, учебные заведения города |
постоянно | 227,00 | 300,00 | |
2.4. Оказание постоянной консультационной помощи в области информационных, юридических и других услуг субъектам малого предпринимательства путем организации работы "общественной приемной" |
Сургутская торгово-промышленная палата |
постоянно | 120,00 | 120,00 | |
2.5. Проведение конкурсов по выделению земельных участков для субъектов малого предпринимательства |
Департамент имущественных и земельных отношений |
по мере формирования земельных участков |
- | - | |
Итого по разделу 2 | 447,00 | 520,00 | |||
3.Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства | |||||
3.1. Разработка и внедрение программ кредитования малого бизнеса |
Финансово-кредитные организации, фонды, Сургутская торгово-промышленная палата, кредитные потребительские кооперативы граждан |
постоянно | - | - | |
3.2. Развитие лизинговой схемы финансирования предпринимательских проектов |
Департамент по экономической политике, лизинговые компании |
постоянно | - | - | |
3.3. Разработка и внедрение порядка расчета арендной платы за использование муниципального имущества с учетом приоритетности указанных в настоящей Программе направлений и отраслей поддержки предпринимательства |
Департамент имущественных и земельных отношений |
1 квартал 2004 года |
- | ||
Итого по разделу 3 | - | - | |||
4. Информационное обеспечение малого бизнеса | |||||
4.1. Подготовка и издание в средствах массовой информации материалов информационного характера |
Департамент по экономической политике, Сургутская торгово-промышленная палата, общественные объединения |
постоянно | 200,00 | 600,00 | |
4.2. Организация и проведение городских конкурсов на звание: - лучший товаропроизводитель; - лучшая организация в сфере услуг; - лучшая организация в сфере общественного питания; - лучший проект в сфере приоритетных направлений |
Департамент по экономической политике, Сургутская торгово-промышленная палата |
1 раз в год | 200,00 | 250,00 | |
4.3. Организация и проведение трех тематических конференций |
Сургутская торгово-промышленная палата |
постоянно | 250,00 | 300,00 | |
4.4. Подготовка и издание для предпринимателей информационных справочных материалов |
Сургутская торгово-промышленная палата |
постоянно | 60,00 | 60,00 | |
4.5. Подготовка и издание для предпринимателей информационного справочника "Путеводитель для предпринимателей" |
Департамент по экономической политике, Сургутская торгово-промышленная палата |
1 раз в год | 140,00 | 140,00 | |
Итого по разделу 4 | 850,00 | 1350,00 | |||
Всего | 1297,00 | 1870,00 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Сургутской городской Думы от 20 февраля 2004 г. N 303-IIIГД "Об утверждении текущей программы поддержки малого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.