Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Мэра г.Сургута
от 8 июня 2004 г. N 2154
Инструкция
о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным
управлением администрации города и порядке
реализации результатов ревизий и проверок
3 августа 2006 г., 7 мая 2007 г., 12 августа 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным управлением администрации города и порядке реализации результатов ревизий и проверок (далее - Инструкция) составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями Главы города.
Распоряжением Администрации г. Сургута от 12 августа 2011 г. N 2194 в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения
1.2. В Инструкции используются следующие понятия и термины:
Департамент финансов - структурное подразделение администрации города, осуществляющее бюджетный процесс и исполнение бюджета города.
Контрольно-ревизионное управление (далее - КРУ) - структурное подразделение администрации города, осуществляющее последующий финансовый контроль за использованием средств бюджета города и муниципального имущества.
Ревизуемые организации:
- структурные подразделения администрации города;
- муниципальные учреждения;
- организации любой формы собственности, получающие средства бюджета города;
- муниципальные унитарные предприятия в части эффективности управления муниципальным имуществом.
Структурные подразделения - органы управления администрации города, создаваемые на основании распоряжения Главы города, непосредственно ему подчиненные, полномочия которых определяются Регламентом администрации города и положениями о них, имеющие право на получение бюджетных средств города в соответствии с бюджетной росписью.
Муниципальные учреждения - организации, созданные органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, оказания муниципальных услуг для муниципальных нужд, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы (казенные учреждения) или на основании плана финансово-хозяйственной деятельности (бюджетные и автономные учреждения).
Муниципальные унитарные предприятия - коммерческие организации, наделенные муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения.
Нарушения в использовании средств бюджета города и муниципального имущества, выразившиеся в следующих формах (далее - нарушения):
а) нарушение законодательной и нормативной правовой базы - использование средств и муниципального имущества с нарушением законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных правовых актов;
б) нецелевое использование бюджетных средств - направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении; расход средств на цели, не предусмотренные учредительными документами; не предусмотренные сметами на содержание учреждения, на реализацию мероприятий, целевых программ; направление средств на новое строительство и капитальный ремонт объектов, не включенных в титульные списки; расходование средств сверх утвержденных годовых назначений по смете расходов в целом или по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджета и т.д.;
в) необоснованное использование средств - завышение объемов выполненных работ и услуг, расценок; прием и оплата выполненных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией; недостача денежных средств, товарно-материальных ценностей; расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке; отсутствие первичных бухгалтерских документов; нарушение нормативных документов по оплате труда и т.д.;
г) неэффективное использование средств - наличие просроченной дебиторской задолженности; неэффективное управление муниципальным имуществом, не приводящее к целям, определенным при наделении данным имуществом; хранение на складе имущества, приобретенного за счет средств бюджета города и не используемого по назначению, и т.д.;
2. Понятие, цель и задачи ревизий и проверок
2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемый период хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
2.2. Цель ревизии или проверки (далее - проверка) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных правовых актов при осуществлении ревизуемой организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Распоряжением Администрации г. Сургута от 12 августа 2011 г. N 2194 в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Основной задачей проверки является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение бюджетных смет на содержание структурных подразделений администрации города, муниципальных учреждений;
- использование бюджетных средств и средств от деятельности, приносящей доход по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей;
- соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- эффективность управления муниципальным имуществом и использования средств;
- соблюдение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
3. Организация проведения проверки
3.1. Проверки осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке.
3.2. Проверки ревизуемых организаций проводятся на основании годовых планов, согласованных заместителем Главы города, курирующим деятельность КРУ, и утвержденных до начала нового финансового года Главой города.
План проверок хранится как документ, не подлежащий оглашению.
3.3. КРУ в обязательном порядке сообщает вышестоящим структурным подразделениям администрации города о времени проведения проверок в подведомственных организациях.
3.4. В случае поступления сигналов о злоупотреблениях и нарушениях, а также недостатков, установленных по представленной отчетности и другим причинам, по распоряжению Главы города может быть проведена внеплановая проверка организации.
Проверки, организуемые по требованию следственных органов, назначаются в срок, согласованный с этими органами.
3.5. Документы и бухгалтерские записи проверяются сплошным или выборочным порядком. При сплошном методе они проверяются полностью за весь ревизуемый период, а при выборочном - только за отдельные периоды.
3.6. На проведение каждой проверки участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывает и заверяет печатью руководитель КРУ или его заместитель. На имя руководителя ревизуемой организации оформляется и направляется уведомление о проведении проверки.
3.7. Сроки проведения проверки, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем КРУ с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой организации. Срок проведения проверки не может превышать 45 календарных дней.
Продлить первоначально установленный срок проверки может руководитель КРУ по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (ревизора), а при проведении проверки по заданию следственных органов - по согласованию с ними.
3.8. Проверка проводится за период деятельности проверяемой организации, указанный в утвержденном плане проведения проверок. Этот период должен начинаться со дня окончания предыдущей проверки и заканчиваться не раньше первого числа того месяца, который предшествует месяцу проводимой проверки.
3.9. Конкретные вопросы проверки определяются программой или перечнем основных вопросов проверки и утверждаются руководителем КРУ.
Программа проверки в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных, статистических данных, других материалов может быть изменена, дополнена и утверждена руководителем КРУ.
3.10. Руководитель ревизионной группы до начала проверки знакомит ее участников с содержанием программы проверки и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями, составляет план проверки и представляет его на утверждение руководителю КРУ.
4. Методы и порядок проведения проверки
4.1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации проводится путем осуществления:
- проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
- проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
- проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных учетных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
- организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных обмеров, экспертиз и т.п.;
- проверки использования и сохранности бюджетных и внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок использования средств бюджета города, внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
4.2. Перед тем как приступить к проверке, руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет полномочия (удостоверение, уведомление) на проведение проверки руководителю ревизуемой организации, знакомит его с задачами проверки, представляет членов ревизионной группы.
4.3. Руководитель организации перед началом проверки представляет ревизионную группу (ревизора) ответственным работникам, издает приказ о проводимой проверке и обязывает всех должностных лиц представлять по требованию проверяющих планы, сметы, денежные, бухгалтерские и другие документы, а также давать справки, устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к ревизии. В необходимых случаях руководитель дает указания о назначении инвентаризационных комиссий.
4.4. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы проверки - представлять необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, транспорт, канцелярские принадлежности и т.д
Требования руководителя ревизионной группы (ревизора), связанные с исполнением им служебных обязанностей, являются обязательными для руководителей и должностных лиц ревизуемой организации независимо от их формы собственности.
В случае отказа работниками ревизуемой организации представить необходимые документы, либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению проверки, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) сообщает руководителю КРУ, а в необходимых случаях руководитель КРУ сообщает об этих фактах заместителю Главы города, курирующему контрольно-ревизионное управление.
4.5. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящей Инструкции, и докладывает руководителю КРУ. Руководитель КРУ направляет руководителю ревизуемой организации и в вышестоящую организацию письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации и сообщает об этих фактах заместителю Главы города, курирующему деятельность данной организации.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
5. Оформление результатов проверки
5.1. Заключительным этапом проверки является оформление акта с обобщением всех результатов проведенной проверки организации. При отсутствии нарушений составляется справка о проверке. Акт (справка) проверки составляется в двух экземплярах, которые имеют одинаковую силу.
5.2. Акт (справка) проверки подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.
Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом проверки и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы в срок до пяти рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые представляются руководителю КРУ.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт проверки, руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт проверки может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом с обязательным фиксированием даты его получения. При этом к экземпляру акта, который остается на хранении в КРУ при
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.