Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Сургутской городской Думы
от 26 октября 2005 г. N 508-IIIГД
Городская целевая программа
"Отходы производства и потребления в городе Сургуте"
на 2006-2010 годы
Паспорт
городской целевой программы "Отходы производства и потребления
в городе Сургуте" на 2006-2010 годы
Наименование
Программы - городская целевая программа "Отходы производства и
потребления в городе Сургуте" на 2006-2010 годы
Основания
для разработки
Программы - решение городской Думы от 28.06.2005 N 480-IIIГД
"О разработке городской целевой программы "Отходы
производства и потребления в городе Сургуте"
на 2006 -2010 годы";
- решение городской Думы от 26.04.2001 N 20-IIIГД
"Об утверждении Положения об общем порядке и
правилах разработки, утверждения городских
целевых программ";
- Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (с
изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30
декабря 2004 года, 18 апреля, 29 июня, 21 июля
2005 года);
- Федеральный Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об
отходах производства и потребления" (с изменениями
от 29 декабря 2000 года, 10 января 2003 года, 22
августа, 29 декабря 2004 года, 9 мая 2005 года);
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001
"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины
и определения";
- Устав муниципального образования городской округ
город Сургут;
- Генеральный план города Сургута;
- аналитический доклад "Экология и здоровье
населения на севере. Городские леса" (июль-
август 2005 года)
Разработчик
Программы - комитет по природопользованию и экологии
Администрации города
Цель и задачи
Программы - целью Программы является улучшение
экологической ситуации в городе Сургуте за счет
уменьшения негативного влияния на окружающую среду
отходов производства и потребления.
Задачи Программы:
1) разработка и реализация комплекса мер,
направленных на уменьшение образования отходов,
увеличение объемов использования отходов
в качестве вторичного сырья, привлечение инвестиций
в экономику города, создание дополнительных
рабочих мест, обеспечение экологически
безопасного хранения, переработки и уничтожения
отходов, увеличение срока службы существующих мест
захоронения отходов;
2) регулирование тарифной политики в сфере обращения
с отходами производства и потребления
Сроки
реализации
Программы - 2006-2010 годы
Перечень
основных
направлений
Программы - разработка и утверждение порядка сбора,
временного хранения, транспортировки, обезвреживания
и размещения отходов разных видов, в том числе
разработка и утверждение порядка осуществления
раздельного сбора отходов и переработки вторичных
материалов (бумага, стекло, пластик);
- детализация схемы санитарной очистки города от
отходов в целях приведения в соответствие с
законодательством;
- обеспечение учета, планирования и контроля за
образованием и перемещением отходов;
- прогнозирование перспективных направлений развития
предприятий по обращению с отходами, содействие
внедрению прогрессивных, экологически чистых
технологий обращения с отходами. Создание
инфраструктуры предварительной переработки отходов;
- создание мест по утилизации и обезвреживанию отходов:
1) строительство мусороперегрузочной станции (МПС);
2) строительство второй очереди муниципального
полигона твердых бытовых отходов (ТБО) и
рекультивация первой очереди;
3) строительство комплекса по уничтожению медицинских и
биологических отходов на территории полигона ТБО;
4) дооснащение лечебно-профилактических учреждений
(ЛПУ) города установками по обеззараживанию
медицинских отходов;
5) обустройство отдельных карт для складирования
промышленных отходов на полигоне ТБО;
6) приобретение и ввод в эксплуатацию установки
для дробления крупногабаритных железобетонных и
других отходов с целью дальнейшего использования;
7) строительство предприятия по переработке изношенных
автомобильных шин;
8) строительство предприятия по первичной переработке
электролитов;
9) ввод в эксплуатацию предприятия по демеркуризации
ртутьсодержащих отходов;
10) строительство полигона для временного хранения
илового осадка очистных сооружений с целью
дальнейшего использования в качестве одного
из компонентов для создания искусственной почвы;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения
мероприятий в сфере обращения с отходами. Разработка
системы льготного налогообложения в части местных
налогов для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность в
сфере обращения с отходами;
- формирование тарифной политики в сфере обращения
с отходами;
- воспитание экологической культуры населения и
обучение безопасному обращению с отходами
Источники
финансирования
Программы - Программа финансируется:
- за счет средств бюджета города и бюджетов разных
уровней;
- за счет внебюджетных средств (средств предприятий)
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы - улучшение экологической ситуации в городе
Сургуте за счет:
- реконструкции и строительства полигонов ТБО и
промышленных отходов (ПО) в соответствии с
существующими санитарными и природоохранными нормами;
- снижения загрязнения окружающей среды на 50 %
за счет мероприятий по обновлению контейнерного и
мусоровозного парка, применения специализированной
техники для санитарной обработки контейнеров;
- снижения объема вывозимых на полигоны отходов на 50 %
за счет организации системы раздельного сбора и
создания предприятий по переработке отходов;
- 100 % обеспечения термического обезвреживания
медицинских и биологических отходов, образующихся на
территории города и района;
- 100 % переработки и утилизации отработанных
автомобильных покрышек;
- 100 % утилизации люминесцентных ламп;
- 100 % утилизации отработанных аккумуляторных батарей;
- 100 % утилизации отработанных масел
Система
организации
контроля за
исполнением
Программы - контроль за исполнением Программы осуществляется
городской Думой, Главой города, комитетом по
природопользованию и экологии, общественными
экологическими организациями. Исполнители Программы
несут ответственность за качественное и своевременное
выполнение мероприятий Программы, рациональное
использование финансовых средств, выделяемых на
реализацию мероприятий. Ежеквартально к 20-му числу
отчетного периода исполнители Программы
предоставляют в комитет по природопользованию и
экологии информацию о ходе и результатах выполнения
мероприятий. Один раз в год депутатам городской
Думы и Главе города предоставляется аналитическая
записка о ходе реализации мероприятий Программы
1. Введение
Окружающий нас природный ландшафт представляет собой сложный взаимосвязанный комплекс, систему. Вторгаясь в эту систему, человек и его хозяйственная деятельность оказывают определенное влияние на эту систему. Поскольку человек является составной частью природы, то особенно важно, чтобы деятельность человека (так называемый антропогенный фактор) не оказывала вредное, губительное воздействие на эту очень сложную гармоничную и взаимосвязанную природную систему.
Рост городов и увеличение городского населения, развитие промышленности и технический прогресс приводят к ухудшению экологических условий проживания людей, особенно в крупных городах, в которых хозяйственная деятельность наиболее сконцентрирована и на ограниченной территории сосредоточена значительная часть населения.
Проблема отходов стала одной из важнейших экономических, ресурсных и экологических проблем в мире. Количество образующихся и перерабатываемых отходов является не только показателем экономического потенциала, но также характеризует уровень технологического, социального и культурного развития общества.
В решении проблемы отходов Россия и ее регионы отстают от развитых стран. Улучшение ситуации происходит крайне медленно, что связанно, прежде всего, с кризисными явлениями в экономике и финансовым дефицитом. Изначально в России рынок использования отходов развивался стихийно в основном за счет вовлечения в переработку отдельных видов отходов, тогда как для эффективной работы предприятий по переработке отходов необходим комплекс мер, охватывающий все проблемы одновременно. Такой подход обеспечивают федеральные, региональные, муниципальные программы. Программный подход к решению проблемы отходов применялся во многих регионах страны.
Создание комплексной программы в городе Сургуте ранее было невозможно в связи с отсутствием законодательной базы. С 01.01.2006 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городскому округу вменяются полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Многие аспекты, связанные с решением проблемы отходов в городе Сургуте, были включены в ранее разрабатываемые городские целевые программы по охране природы, начиная с 1993 года. Но, в связи с бурными темпами развития промышленности в последние годы в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения количества отходов, образующихся в результате технологических циклов и в процессе жизнедеятельности населения города. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов. Возникли условия и техническая возможность вовлечения целого ряда отходов во вторичную переработку. Вместе с тем значительно ужесточились природоохранные требования в области обращения с отходами.
Для того, чтобы охватить все аспекты, связанные с проблемой отходов в городе Сургуте, правильно и рационально используя весь имеющийся на сегодняшний день технический и нормативно-правовой потенциал, в сочетании с гибкой и обоснованной тарифной политикой и системой льготного налогообложения, необходима комплексная специализированная программа.
Целью разработки и реализации настоящей Программы является создание экономически сбалансированной системы санитарной очистки города с одновременным уменьшением негативного влияния образующихся отходов производства и потребления на экологическую среду и соединение всех существующих и вновь создаваемых технологий по переработке отходов для получения вторичного сырья и новых материалов на базе мини-производства.
2. Основные термины и определения
отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью;
отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства;
отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;
опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды;
токсичные отходы - отходы, содержащие вещества, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы;
вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве;
макулатура - бумажные и картонные отходы, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги;
стеклобой - отходы, представляющие собой осколки стекла и (или) оплавленное стекло;
древесные отходы - отходы, образующиеся при заготовке, обработке и переработке древесины, а также в результате эксплуатации изделий из дерева;
зола - несгоревший остаток, образовавшийся в результате сгорания органического вещества;
свойства отходов - качественная определенность отходов рассматриваемого вида, соответствующая данному промежутку времени и проявляющаяся как способность этих отходов к известной смене состояний или пребыванию в известном состоянии за этот промежуток времени;
объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки;
несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов;
захоронение отходов - размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду;
полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду;
мощность полигона - количество отходов, которое может быть принято на полигон в течение года в соответствии с проектными данными;
класс опасности (токсичности) отходов - числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень их опасности (токсичности);
обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения;
сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами;
сортировка отходов - разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие;
транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения;
размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов;
складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени;
переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами, для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;
использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности;
утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий;
сжигание отходов - термический процесс окисления с целью уменьшения объема отходов, извлечения из них ценных материалов, золы или получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения;
демеркуризация отходов - обезвреживание отходов, заключающееся в извлечении содержащейся в них ртути и (или) ее соединений;
хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.
3. Твердые бытовые отходы (ТБО)
Проблемы обращения с бытовыми отходами занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей. Ежегодно каждый житель города в среднем производит 1,5 куб. метров (300 кг) твердых бытовых и 0,24 куб. метров (48 кг) крупногабаритных отходов. Всего за год на территории города от жилой зоны и предприятий города образуется порядка 100 тыс. тонн твердых бытовых отходов.
Согласно итогам социально-экономического развития города Сургута за 2004 год и прогнозу социально-экономического развития города Сургута на 2005 год демографическая ситуация в городе в последние годы стабильна. Естественный прирост населения города за год в среднем составляет 2,5 тыс. человек, что объясняется благоприятной экономической ситуацией. Соответственно ежегодно увеличивается количество твердых бытовых отходов, образующихся на территории города.
"График 1. Образование твердых бытовых отходов (2000 - 2005 годы)"
ТБО включают разнообразные вещества органического и неорганического происхождения. Содержание отдельных компонентов, выраженное в процентах к общей массе отходов, называют морфологическим составом ТБО.
"Диаграмма 1. Морфологический состав ТБО в городе Сургуте"
Из диаграммы видно, что наибольшее количество из твердых бытовых отходов, образующихся в городе, составляют пищевые отходы - 44%, далее бумага и картон - 22%, стекло - 9%, металл -8%, пластик (5%), резина, текстиль, кожа в общей сложности до 6%, 1% приходится на дерево, до 5% составляют прочие отходы.
3.1. Сбор ТБО
3.1.1. Организация сбора от различных источников образования ТБО
Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования.
Основными местами образования ТБО являются:
- жилищный фонд;
- объекты социальной, культурной, бытовой сферы;
- предприятия торговли;
- промышленные предприятия;
- садово-огороднические кооперативы;
- гаражные кооперативы.
Таблица 1
Количество ТБО, образующихся в городе от различных источников
(тыс. тонн)
N п.п. | Источник образования | Количество отходов |
1. | Жилищный фонд | 67,4 |
2. | Предприятия торговли | 35,8 |
3. | Промышленные предприятия | 17,5 |
4. | Объекты социальной, культурной, бытовой сферы |
13,8 |
5. | Садово-огороднические кооперативы | 6,3 |
6. | Гаражные кооперативы | 2,4 |
Как видно из Таблицы 1, жилищный фонд является основным поставщиком отходов потребления. Сбор отходов в помещениях и дворах производится в соответствии с санитарными требованиями. Удаление отходов производится регулярно и в кратчайшие сроки.
В жилищном фонде города применяются несколько типов сбора ТБО: с использованием оборудованных контейнерных площадок и встроенных мусороприемных камер для сбора из стволов мусоропроводов.
Контейнерные площадки обеспечены стандартизированными емкостями для сбора ТБО объемом 0,75 куб. метров. Для выгрузки стволов мусоропроводов используют контейнеры емкостью 0,5 куб. метров.
Санитарное состояние контейнерных площадок и мусороприемных камер в целом удовлетворительное.
Недостатками системы сбора ТБО в жилищном фонде, ухудшающими санитарное состояние территорий, являются организационные методы сбора крупногабаритных отходов (КГО). Данные отходы накапливаются вблизи контейнерной площадки бестарным образом и вывозятся самосвальным транспортом по мере накопления.
Сбор ТБО от предприятий социальной, культурной, бытовой сферы также производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на контейнерных площадках на прилегающей территории. Периодичность вывоза определяется условиями договора с предприятием коммунальной сферы, обеспечивающим вывоз отходов с территории города.
Серьезные проблемы возникают во время проведения массовых мероприятий с участием большого количества жителей города. В такие дни существующие на данных предприятиях контейнеры просто не способны вместить огромное количество образующихся отходов. В результате вся прилегающая территория засыпана пустыми алюминиевыми банками, пластиковыми бутылками и другими отходами, которые при определенных условиях могли бы быть использованы в качестве вторичного сырья для производства различных строительных материалов и товаров широкого потребления.
За последние годы в нашем городе появилось достаточно большое количество предприятий торговли. Крупные супермаркеты, оптовые базы, рынки все они служат источниками образования отходов.
Проблема все та же - отходов образуется гораздо больше, чем способны вместить предназначенные для этих целей мусорные контейнеры. В результате бумага, банки, бутылки, стекло оказываются на земле, а затем, сваливаясь в один контейнер с пищевыми отходами и сметом, вывозятся на полигон, где в таком виде уже не могут быть использованы для вторичной переработки.
Мелкие предприятия торговли, расположенные внутри жилых дворов, зачастую заключая фиктивные договоры на вывоз мусора, сами тем временем сваливают свои отходы в контейнеры жилого сектора, увеличивая таким образом объемы собираемых от населения отходов, что в свою очередь дополнительным бременем ложится на увеличение оплаты населением услуг по вывозу отходов.
Промышленные предприятия, расположенные на территории города, производят сбор и вывоз ТБО либо своими силами и транспортом, либо заключают договоры на вывоз мусора со специализированными предприятиями. Для сбора ТБО используются несменяемые металлические контейнеры, которые устанавливаются на территории предприятий.
Проблема в данном случае заключается в том, что в контейнеры с бытовым мусором попадают промышленные и токсичные отходы, которые затем вывозятся на полигон ТБО, что категорически запрещается делать.
Предприятия малого бизнеса зачастую либо вообще не заключают договоры на вывоз отходов, либо, заключая договоры, значительно занижают количество образующихся отходов.
Ежегодно на территории садово-огороднических массивов города образуется большое количество твердых бытовых отходов.
Сбор и вывоз ТБО из садово-огороднических массивов осуществляется не везде. Проблемы заключаются в том, что во-первых, установка контейнеров и вывоз мусора требуют финансовых затрат со стороны садово-огороднических кооперативов, на которые члены кооператива идти не готовы, во-вторых, установка контейнеров для сбора отходов вследствие узких проездов внутри массивов дач возможна только у въездов на их территорию, но выносить мусор на большие расстояния от своих участков многие дачники не будут.
ТБО садово-огороднических кооперативов имеют определенную специфику:
- многие дачники на своих участках устраивают компостные ямы для получения органических удобрений, поэтому пищевые отходы они утилизируют прямо на своей территории;
- древесные отходы (обрезь, листва) в основном сжигаются с целью получения минеральной подкормки в виде золы, сжигается, как правило, и бумага;
- в составе отходов садово-огороднических кооперативов значительный объем занимает пластик: бутылки, укрывные пленки и т.д.
Особую проблему составляют остатки химикатов (удобрений, пестицидов) и тара из-под них, а также остатки красок и растворителей. Эти вещества относятся к опасным в экологическом и санитарно-гигиеническом отношении. Их нельзя смешивать с бытовыми отходами. Сейчас эти отходы зачастую выбрасываются рядом с территориями садово-огороднических кооперативов, их разносит ветром и размывает осадками, они попадают в почву и грунтовые воды.
Не лучшим образом складывается ситуация с организацией сбора отходов от гаражных кооперативов. Отходы, образующиеся на этих территориях, достаточно специфичны. В основном это отработанные технические жидкости, отдельные узлы и агрегаты, замена которых производится непосредственно на территории гаражных кооперативов владельцами автотранспортных средств. Эти отходы, а также замазученный песок, смет, ветошь и различная упаковка смешиваются вместе с ТБО и в лучшем случае вывозятся на полигон ТБО, что также категорически запрещено, либо попросту разносятся ветром и размываются осадками.
Как правило, места сбора располагаются при въезде на территорию кооператива или на прилегающей территории. В редких случаях они оборудуются контейнерами для сбора отходов, зачастую мусор сваливается прямо на землю, образуя стихийные свалки, уборка которых производится без определенной периодичности.
3.1.2. Реконструкция контейнерных площадок
В городе Сургуте на дворовых территориях оборудованы 283 контейнерные площадки для размещения контейнеров для сбора ТБО и крупногабаритного мусора (КГО).
Таблица 2
Количество контейнерных площадок различной конструкции,
применяемых в городе
N п.п. | Тип площадки | Количество |
1. | Модульные | 63 |
2. | С ограждающими железобетонными и кирпичными стенками, с железобетонным основанием |
77 |
3. | Основание - железобетонные плиты | 75 |
4. | Без основания | 68 |
Из таблицы видно, что в Сургуте применяются контейнерные площадки разной конструкции. Не все контейнерные площадки оборудованы бетонным основанием и достаточно хорошо освещены, что создает дополнительные трудности при сборе отходов.
Все вышеперечисленные контейнерные площадки оборудованы несменяемыми металлическими контейнерами емкостью 0,75 куб. метров и 0,55 куб. метров без крышек. Всего в городе в системе сбора отходов задействовано 3740 контейнеров подобного типа.
В благоустроенном жилищном фонде задействовано 2500 мусорокамер, техническое состояние которых не всегда соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" от 5 августа 1988 года N 4690-88.
В мусорокамерах жилых домов используются следующие контейнеры:
- на тележках - 180 штук;
- на поворотных колесах - 2320 штук.
Мусоросборные контейнеры по мере загрязнения очищаются, промываются и обрабатываются дезинфекционными растворами не реже одного раза в месяц непосредственно на территории контейнерных площадок. Мойка шибера мусоропровода, очистка элементов и дезинфекция всех элементов ствола мусоропровода осуществляется также один раз в месяц. Работы по очистке и дезинфекции производятся вручную без применения специализированной техники.
Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозийной стойкостью, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2-х лет. Отсутствие крышек на контейнерах зачастую приводит к возгоранию мусора, вследствие чего контейнеры приходят в негодность.
Для обеспечения нормальных условий сбора и вывоза ТБО необходимо:
- разработать единый проект контейнерной площадки, который позволит при сохранении оптимального режима выгрузки мусорных контейнеров обеспечить минимальное загрязнение прилегающей к площадке территории;
- разработать схему размещения контейнерных площадок с учетом расчета санитарно-защитных зон;
- приобрести специализированную технику с применением замкнутого цикла, исключающего попадание отработанных растворов в окружающую среду, для санитарной обработки контейнерного парка и мусоросборных камер;
- провести плановую замену эксплуатирующихся контейнеров на унифицированные контейнеры закрытого типа.
3.1.3. Организация селективного сбора
Большая часть бытовых отходов, которые попадают в сборочные контейнеры, может быть пущена на переработку.
Таблица 3
Расчетный годовой объем утильных компонентов ТБО,
подлежащих переработке
(тонн)
N п.п. | Наименование | Объем |
1. | Бумага картонная | 6200 |
2. | Черный металл | 4000 |
3. | Цветной металл | 10 |
4. | Стекло | 300 |
5. | Полимерные отходы | 1100 |
6. | Дерево | 100 |
Но существует проблема сортировки отходов. Если бумага на стадии образования мусора в ведре у жителя смешивается с подпорченными продуктами, то она уже не может быть сырьем для переработки. В связи с этим возникает необходимость селективного сбора ТБО.
Организация селективного сбора отходов позволит повысить объемы возврата в производство утильных компонентов ТБО и сократить количество захораняемых отходов.
Существует достаточно высокий спрос на вторичное сырье во многих регионах России. Кроме того, достаточно высокие тарифы на сырье, полученное в результате раздельного сбора и сортировки ТБО, делают его привлекательным.
Таблица 4
Средняя стоимость продукции, получаемой от сортировки ТБО
(руб.)
N п.п. | Продукт | Способ упаковки | Цена 1 тонны отходов |
1. | Картон | пресс | 2000-2300 |
2. | Бумага | пресс | 2000-2300 |
3. | Полимерная тара от питьевой воды |
пресс | 2000 |
4. | Пленка полиэтиленовая высокого давления |
пресс | 5500-5800 |
5. | Пленка полиэтиленовая | пресс | 5000-5500 |
6. | Черный металл | пресс | 2300 |
7. | Цветной металл | пресс | 20000 |
8. | Стеклобой (разделение по цвету) |
контейнер | 500 |
Согласно данным, приведенным в аналитическом докладе информационно-аналитического управления Администрации города "Экология и здоровье населения на севере. Городские леса" (июль-август 2005 года), за раздельный сбор высказалось в общей сложности 48,2 % респондентов. При выборе способов раздельного сбора наибольшее предпочтение было отдано установке контейнеров для раздельного сбора бумаги, стекла, пластика и алюминиевых банок - 64,7% опрошенных.
Одной из проблем, особенно остро проявившихся в последние годы, стали крупногабаритные отходы (КГО). Под КГО понимают отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, утративших свои потребительские свойства: мебель, торговое оборудование, велосипеды, коляски и т.п. В последние годы в связи с увеличением покупательского спроса на подобные товары новых поколений и снижением потребности в комиссионных товарах возросло и количество выбрасываемых предметов домашней утвари, оборудования и т.д. Решение вопроса утилизации такого рода отходов требует особого подхода, поскольку они не помещаются в стандартные контейнеры для мусора.
Для сбора КГО отводятся специальные места на контейнерных площадках, однако отсутствие специальной тары для их накопления приводит к постоянному захламлению этими отходами территории вокруг площадок.
Крупногабаритные отходы по мере накопления вывозятся на полигон самосвальным транспортом в открытых кузовах. Погрузка производится вручную.
Многие жители города, производя ремонт в своих квартирах или избавляясь от утративших свои потребительские свойства предметов домашнего обихода, которые собственно и образуют основную массу КГО, готовы по мере необходимости в целях поддержания чистоты на территории непосредственного проживания заказывать специальные контейнеры для вывоза образующихся крупногабаритных отходов. К сожалению, на сегодняшний день ни одно из предприятий, осуществляющих вывоз отходов, не оказывает подобные услуги.
У населения накапливается значительное количество вторичного сырья, поэтому организация его сбора представляет задачу практической важности.
Одним из наиболее эффективных способов организации селективного сбора отходов является создание сети комплексных приемных пунктов сбора вторичного сырья.
За создание подобных пунктов в городе по данным аналитического доклада "Экология и здоровье населения на севере. Городские леса" высказались 17,3 % горожан. Таким образом, каждый пятый житель Сургута уже сегодня готов отнести на приемный пункт алюминиевую банку, пластиковую бутылку и другие отходы, которые могут быть в дальнейшем использованы в качестве сырья.
Для создания сети комплексных приемных пунктов сбора вторичного сырья необходимо осуществлять выбор мест их размещения. При этом нужно учитывать плотность жилой застройки, наличие транспортных подъездов и т.д. По оценкам специалистов оптимальным считается размещение таких пунктов из расчета один пункт на 15 тысяч жителей. В таком городе как Сургут с населением в 300 000 человек возможно создание до 20 пунктов, т.е. по одному в каждом микрорайоне. Места размещения приемных пунктов должны быть определены в соответствии с генеральным планом города.
Учитывая трудности, связанные с отводом земельных участков, подключением к электроснабжению, водоснабжению и канализации, создаваться сеть комплексных приемных пунктов должна при обязательной поддержке органов местного самоуправления. Необходимо разработать основные формы такой поддержки: кредитование на приемлемых условиях, освобождение от местных налогов, освобождение от арендной платы за выделяемые под пункты участки земли - все это должно обеспечить благоприятные условия для успешной работы и развития предприятий, которые будут вести работу по сбору отходов. Эти предприятия будут определены на тендерной основе. В результате, за время действия настоящей Программы, город получит развитую сеть комплексных приемных пунктов по сбору вторичного сырья, которая позволит значительно снизить нагрузки на существующий полигон захоронения ТБО, снизить затраты на транспортировку отходов, оплату которой производит население города.
Для создания системы селективного сбора ТБО необходимо:
- установить контейнеры для селективного сбора бумаги, стекла, пластика, металла в жилых микрорайонах;
- установить специальные контейнеры для селективного сбора ТБО при проведении массовых мероприятий, в местах массового отдыха, на рынках, оптовых базах и т.п.;
- установить специальные бункеры на контейнерных площадках для сбора КГО;
- организовать на предприятиях, занимающихся санитарной очисткой городской территории от ТБО, диспетчерские службы для приема индивидуальных заявок от населения на вывоз КГО.
В качестве альтернативы установке контейнеров для селективного сбора ТБО в жилых микрорайонах можно рассматривать создание сети комплексных приемных пунктов для сбора вторичного сырья, для чего необходимо:
- определить месторасположение комплексных приемных пунктов вторичного сырья на основании разработанного генерального плана города;
- разработать типовой проект комплексного пункта приема вторичного сырья;
- провести открытые конкурсы на строительство и эксплуатацию мест сбора вторичного сырья;
- создать сеть комплексных приемных пунктов (по одному в каждом микрорайоне) для селективного сбора утильных компонентов ТБО;
- создать благоприятные условия для работы пунктов.
3.2. Транспортировка ТБО
3.2.1. Создание специализированных транспортных предприятий
Другим важным аспектом системы управления отходами является транспортировка отходов к местам захоронения или утилизации. Российскими производителями предлагается широкий модельный ряд специализированной техники, которая различается:
- назначением (машины для вывоза отходов из жилых домов и общественных зданий, машины для вывоза КГО);
- вместимостью кузовов (мини-мусоровозы вместимостью 7-10 куб. метров, средние вместимостью 16-45 куб. метров, большегрузные вместимостью более 45 куб. метров);
- механизмом загрузки отходов;
- характером процесса уплотнения отходов (непрерывный, циклический);
- системой выгрузки отходов из кузова (самосвальный или принудительный с помощью выталкивающей плиты).
Услуги по сбору, транспортировке и утилизации ТБО населению в городе Сургуте оказывают 16 предприятий, имеющие лицензии на выполнение услуг данного вида.
При этом данные предприятия для обеспечения сбора и транспортировки отходов привлекают мелких подрядчиков, которые при полном отсутствии материально-технической базы, владея одной, двумя единицами специальной мусоровозной техники (зачастую списанной и восстановленной), не в состоянии обеспечить нормальное техническое обслуживание такой техники или даже соответствующее место для стоянки.
Всего на этих предприятиях задействовано 67 единиц специализированной техники для сбора и вывоза ТБО и КГО.
Таблица 5
Количество специализированного транспорта,
занятого в сборе ТБО и КГО в городе
N п.п. | Тип применяемых мусоровозов | Количество |
1. | Контейнеровозы | 35 |
2. | Мусоровозы | 8 |
3. | Самосвалы | 24 |
Для вывоза ТБО в Сургуте в основном применяют контейнеровозы с механизированной погрузкой. Система несменяемых контейнеров обеспечивает возможность максимального использования грузоподъемности мусоровоза, поэтому технико-экономические показатели этой системы выше, чем в системе сменяемых контейнеров. Производительность мусоровозов повышается на 80-110 % за счет допрессовки отходов, а себестоимость сбора и вывоза 1 куб. метра мусора снижается в 2,5 - 2,7 раза.
Анализ технического состояния специализированной техники показал, что, несмотря на общее удовлетворительное состояние используемой в городе спецтехники, только 39 % ее состава приобретено в период после 2000 года. Остальная часть техники, если еще и не исчерпала полностью свой ресурс, то находится на гране возможности дальнейшего использования.
"Диаграмма 2. Процентное соотношение специализированной техники, применяемой для сбора ТБО и КГО в городе, по годам выпуска"
В целях оптимизации системы сбора и транспортировки ТБО к местам захоронения, снижения загрязнения окружающей среды от использования исчерпавшей свой ресурс специализированной техники необходимо:
- создать в городе специализированные транспортные предприятия, имеющие соответствующие лицензии для осуществления санитарной очистки города от ТБО;
- произвести постепенное обновление существующего парка специализированной техники с учетом:
- увеличения доли автотехники, работающей на экологически чистом топливе;
- стандартизации погрузочных механизмов;
- специализации;
- сокращения потерь при перевозке грузов.
3.2.2. Разработка и внедрение технологии обязательной регулярной санитарной обработки специализированных автомобилей
Перевозя отходы, в которых содержится огромное количество вредных для здоровья человека и окружающей среды микроорганизмов и веществ, автотранспорт становится источником загрязнения окружающей среды.
Разгружаясь непосредственно на карте полигона, специализированный автотранспорт в той или иной степени подвергается загрязнению отходами. По санитарным нормам и правилам эксплуатации полигонов колеса выезжающего с территории полигона автотранспорта должны подвергаться дезинфекции в специально оборудованных для этих целей ваннах. Однако на сегодняшний день ни один действующий полигон в Сургуте и Сургутском районе не оборудован такими ваннами. В результате часть отходов возвращается в город с транспортом, который производит их сбор и вывоз.
Предприятия, которые занимаются санитарной очисткой города, также не имеют специального оборудования и средств для проведения санобработки и дезинфекции своего транспорта.
В связи с этим необходимо разработать мероприятия и внедрить технологии обязательной санитарной обработки специализированного автотранспорта.
3.2.3. Обязательное оборудование автомобилей, перевозящих отходы, защитными пологами, иными защитными устройствами
При транспортировке некоторых видов отходов, в частности КГО, отходов строительства и сноса, используется 24 единицы самосвального транспорта с открытым кузовом.
В результате, во время езды под действием ветра или атмосферных осадков часть отходов может попадать в окружающую среду.
В целях предотвращения загрязнения окружающей среды при транспортировке отходов необходимо весь транспорт, осуществляющий перевозку мусора открытым способом, в обязательном порядке оборудовать защитными пологами, исключающими попадание отходов в окружающую среду. Для этого необходимо:
- провести инвентаризацию всех транспортных средств, осуществляющих перевозку отходов открытым способом;
- разработать совместно с предприятиями, обслуживающими полигоны, порядок приема отходов на полигон, исключающий въезд на территорию полигона транспорта, не оборудованного специальными защитными пологами;
- проводить совместно с работниками Сургутского ГИБДД рейды по выявлению автотранспорта, перевозящего отходы и не оборудованного для этого специальными защитными пологами.
3.2.4. Плановый отказ от транспортировки отходов (мусора) автомобилями общего назначения
Сегодня на некоторых предприятиях в целях экономии вывоз мусора производится собственным транспортом. Впоследствии этот транспорт без всякой дезинфекции и санобработки направляется для перевозки других грузов, продуктов, людей. При этом одним и тем же транспортом вывозятся разнообразные по своему морфологическому составу отходы. После их транспортировки остатки отходов могут содержать огромное количество болезнетворных микроорганизмов, целый ряд тяжелых металлов, наиболее опасных для здоровья человека.
В связи с этим необходимо планомерное прекращение использования транспорта общего назначения для транспортировки отходов. Для этого следует совместно с предприятиями, обслуживающими полигоны, разработать порядок приема отходов на полигон, запрещающий въезд на территорию полигона транспорта, не предназначенного для перевозки отходов и не оборудованного для этого в соответствии с установленными требованиями.
3.2.5. Создание сети мусороперегрузочных станций, применение компакторов (прессование отходов)
Увеличение расстояний до мест обезвреживания ТБО, снижение плотности ТБО, повышение санитарно-гигиенических требований к охране окружающей среды требуют применения современных систем сбора и удаления ТБО. В крупных городах с удаленностью мест обезвреживания более 15-20 км от районов обслуживания с числом жителей не менее 80-90 тысяч человек, в которых применение мусоровозов малой грузоподъемности снижает их производительность, целесообразна организация мусороперегрузочной станции (МПС).
В этом случае процесс сбора и транспортировки ТБО производится в два этапа:
1) сбор ТБО в районах обслуживания малыми маневренными мусоровозами и доставка их на МПС;
2) перегрузка ТБО на мусороперегрузочной станции в специальный транспорт большой вместимости и транспортирование отходов на место обезвреживания.
Как показывает опыт эксплуатации МПС их применение позволяет:
- снизить расходы на транспортирование ТБО в места обезвреживания;
- уменьшить количество собирающих мусоровозов;
- установить контроль за составом поступающих ТБО;
- исключить скопление собирающих мусоровозов на полигонах складирования ТБО;
- улучшить технологический процесс складирования ТБО.
С точки зрения охраны окружающей среды применение МПС уменьшает количество необходимых полигонов для складирования ТБО, снижает интенсивность движения по транспортным магистралям и т.д.
В городе Сургуте действуют две мусороперегрузочные станции, расположенные в Северном и Восточном промышленных районах.
Обе станции по своей производительности относятся к крупным станциям.
Таблица 6
Количество ТБО, проходящих через мусороперегрузочные станции
(тыс.куб.м)
N п.п. |
Наименование района | Количество ТБО |
1. | Северный промышленный район | 68 |
2. | Восточный промышленный район | 52,3 |
Как видно из Таблицы 6, через МПС проходит 120,3 тыс. куб. метров отходов, что составляет 26,6 % от общего объема ТБО, вывозимых на полигон.
Технологические процессы, применяемые на МПС, несколько отличаются и отражают основные тенденции, существующие на рынке данных услуг.
МПС Восточного промышленного района базируется на применении большегрузных мусоровозов МКТ-150. Предприятие использует два таких мусоровоза, вместимость каждого из которых составляет 60 куб. метров неуплотненных отходов, что эквивалентно 10 машинам КО-431.
В МПС Северного промышленного района используется стационарная система, включающая в себя прессовый блок и накопительный контейнер. При этом на полигон для выгрузки транспортируется только накопительный контейнер. Применение нескольких сменных накопительных контейнеров обеспечивает непрерывный процесс прессования отходов.
Несмотря на отличия, обе схемы организации мусороперегрузки позволяют значительно сократить расходы на вывоз ТБО из города за счет сокращения количества используемых машин. Снижение количества используемой техники ведет к уменьшению себестоимости услуг по вывозу бытовых отходов и снижению тарифов на данный вид услуг.
Таким образом, для совершенствования системы транспортировки твердых бытовых отходов в городе Сургуте необходимо в Западном промышленном районе (микрорайоны железнодорожников, ПИКС):
- определить место для строительства МПС в соответствии с разработанным генеральным планом города;
- осуществить проектирование и строительство МПС.
3.3. Утилизация ТБО
3.3.1. Строительство второй очереди полигона ТБО
В мировой практике известно около 20 методов обезвреживания и утилизации отходов. По конечной цели эти методы делятся на ликвидационные (решающие в основном санитарно-гигиенические задачи) и утилизационные (позволяющие использовать отходы в качестве вторичных ресурсов); по технологическому принципу - на биологические, термические, химические, механические, смешанные. Большинство этих методов не нашли значительного распространения в нашей стране в связи с их технологической сложностью и высокой себестоимостью переработки отходов.
Самым доступным и дешевым способом утилизации ТБО на сегодняшний день является захоронение на полигонах ТБО. В России из 130 млн. куб. метров ежегодно образующихся твердых бытовых отходов промышленной переработке подвергается не более 3 %, остальные вывозятся на свалки и полигоны ТБО. Сургут не является исключением в этом вопросе. Все собираемые ТБО на территории города утилизируются:
- на муниципальном полигоне ТБО, расположенном в Сургутском районе (c 2006 года территория города Сургута) на территории Восточно-Сургутского месторождения. Способ утилизации - захоронение. Всего под размещение карт и хозяйственной зоны отведено 30,49 га. За время эксплуатации с 1994 года на действующей первой очереди общей площадью 13,55 га накоплено свыше 1 000 тыс. тонн твердых бытовых отходов. В настоящее время первая очередь полигона заполнена на 70 % от возможного объема размещения отходов;
- на полигоне промышленных и твердых бытовых отходов, принадлежащем ЗАО "Полигон-ЛТД", расположенном на 27-ом километре автодороги Сургут - Нефтеюганск, общей площадью - 40 га. За время эксплуатации с сентября 2004 года на первой карте первой очереди полигона всего размещено 15 570 тонн отходов.
Учитывая географию размещения вышеуказанных полигонов, можно сделать вывод, что основная масса твердых бытовых отходов, собираемых на территории города Сургута, вывозится на муниципальный полигон. Полигон, принадлежащий ЗАО "Полигон-ЛТД", расположен в непосредственной близости от крупных населенных пунктов Сургутского района (поселки Белый Яр, Солнечный, Барсово), что обеспечивает необходимые условия размещения ТБО, образующихся на территории Сургутского района. Однако, высокие тарифы на захоронение отходов, установленные ЗАО "Полигон-ЛТД", вынуждают предприятия, занимающиеся сбором и вывозом отходов в Сургутском районе, вывозить ТБО на муниципальный полигон.
В связи с закрытием санкционированной свалки промышленных отходов на 27-ом километре Нефтеюганского шоссе большая часть промышленных отходов, образующихся на территории города, также вывозится на муниципальный полигон ТБО. В результате происходит быстрое заполнение существующих карт полигона.
"График 2. Динамика заполнения карт первой очереди муниципального полигона ТБО"
По расчетам, количество отходов, которое можно разместить на полигоне без проведения дополнительных мероприятий по реконструкции и расширению, составляет примерно 1 200 тыс. куб. метров. При существующих темпах заполнения полигона его возможности будут исчерпаны уже к концу 2006 года.
Таким образом, остро встал вопрос о необходимости строительства второй очереди полигона. Учитывая, что картами заняты лишь 30% площади, отведенной под полигон, существует реальная перспектива его дальнейшего расширения и реконструкции.
Необходимо также учитывать и тот факт, что полигон существует уже более десяти лет и за это время значительно изменились и ужесточились требования к обустройству подобных объектов и работе на них. Организация, обслуживающая полигон, обеспечивает соблюдение технологии складирования отходов, противопожарных и санитарных норм при работе на полигоне в соответствии с существующими нормативными актами. Однако при строительстве первой очереди не был предусмотрен целый ряд объектов, без которых сегодня эксплуатация полигона фактически осуществляется с нарушением природоохранных требований.
Прежде всего, это система нагорных каналов для организации сбора и отвода поверхностных вод с прилегающих водосборных площадей. До сих пор отсутствуют дренажная система, наличие которой обеспечивает сбор и отвод фильтрата из тела полигона, пруды отстойники для осветления и предварительной очистки фильтрата, инженерная инфраструктура хозяйственной зоны полигона.
Кроме того, имеющаяся на полигоне техника, применяемая для планировки карт полигона и уплотнения отходов, не обновлялась уже в течение пяти лет. При непрерывном использовании в условиях крайнего севера происходит быстрое изнашивание техники, ее отдельных узлов и механизмов, что приводит к частым поломкам. Необходимо обновление парка обслуживающей полигон техники.
На полигон ежедневно поступает порядка 2 тыс. куб. метров отходов. Часть из них подвергается уплотнению при транспортировке или на мусороперегрузочных станциях и их сортировка и переработка сильно затруднена. Однако до 30 % поступающих отходов поступает в неуплотненном виде. Эти отходы могут подвергаться предварительной сортировке и переработке при наличии соответствующих условий: наличие площадок и специальных емкостей для складирования и временного хранения отсортированных отходов, линий по переработке макулатуры всех видов, полиэтилена низкого и высокого давления, полиэтилентетрафталата с делением по цвету, металлолома (черный, цветной), стеклобоя, текстиля, резины, дерева.
Для обеспечения условий нормальной длительной эксплуатации существующего муниципального полигона ТБО необходимо:
1) осуществить строительство второй очереди полигона.
При строительстве второй очереди необходимо предусмотреть следующие дополнительные мероприятия:
- создание прудов отстойников;
- создание дренажной системы;
- создание хозяйственной зоны полигона и ее инженерной инфраструктуры;
2) обновить парк специализированной техники, обслуживающей полигон;
3) создать условия для первичной сортировки и переработки отходов.
3.3.2. Рекультивация первой очереди полигона
Параллельно со строительством второй очереди полигона необходимо начать проведение мероприятий по рекультивации первой очереди.
Рекультивация полигонов - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды.
Поскольку за время эксплуатации первой очереди полигона значительным образом изменились требования к обустройству подобных объектов, ее рекультивация потребует выполнения большого объема подготовительных работ, таких как:
- проведение комплекса экологических исследований (гидрогеологические, почвенные, исследования атмосферы, проверка отходов на радиоактивность и т.п.);
- решение вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.п.
Рекультивация выполняется в два этапа: технический и биологический.
Технический этап рекультивации включает исследование свалочного тела и его воздействия на окружающую природную среду, подготовку территории полигона к последующему целевому использованию. Он включает в себя следующие операции:
- завоз грунта для засыпки трещин и провалов, планировка;
- создание откосов с нормативным углом наклона;
- строительство дренажных (газотранспортных) систем дегазации;
- погрузка и транспортировка материалов для устройства многофункционального покрытия;
- планировка поверхности;
- укладка и планировка плодородного слоя.
Биологический этап рекультивации включает мероприятия по восстановлению территорий для их дальнейшего целевого использования в народном хозяйстве, комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель. Биологический этап осуществляется вслед за техническим этапом рекультивации.
Таким образом, рекультивация первой очереди полигона должна быть проведена в несколько этапов:
- разработка проектно-сметной документации;
- технический этап рекультивации;
- биологический этап рекультивации;
- мониторинг влияния рекультивированной территории на окружающую среду.
4. Отходы от автотранспорта
Город Сургут характеризуется наличием развитой системы автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в пределах городской черты увеличилась в период с 2001 по 2005 год на 2 % и сегодня составляет 212 км.
Постоянному увеличению количества отходов от автотранспорта способствует также планомерное развитие транспортной инфраструктуры в городе, высокий уровень доходов жителей Сургута, введение в строй в 2000 году автомобильного моста через р. Обь, который связал северный регион Тюменской области с югом области и обеспечил круглогодичное использование важнейшей автомобильной магистрали.
Таблица 7
Количество автотранспорта в городе по видам транспорта
N п.п. |
Вид транспорта |
Количество автотранспорта по годам | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
1. | Легковые | 92632 | 97787 | 105899 | 86478 | 103196 |
2. | Грузовые | 29140 | 29063 | 31520 | 23784 | 26273 |
3. | Автобусы | 4757 | 4729 | 8249 | 5784 | 6364 |
"График 3. Динамика изменения количества автотранспорта в городе в период с 2001 по 2005 год"
Ранее отходы от автотранспорта не выделялись в особую группу и рассматривались в комплексе с производственными отходами. В настоящее время с учетом возросших темпов автомобилизации, приватизации большого числа подвижного состава, общего старения автопарка появился новый тип отходов - отходы от автотранспорта.
Отходы от автотранспорта обладают рядом особенностей, которые позволяют классифицировать их как самостоятельный вид. Главной особенностью этих отходов является отсутствие постоянных мест их накопления в отличие от статичности промышленных отходов, отходов от жилищного фонда и т.д. В связи с отсутствием закономерности в количественном образовании отходов от автотранспорта сложно планировать вывоз и утилизацию такого типа отходов. Определенные трудности вызывает процесс юридического списания автотранспортной техники для последующей утилизации. Зачастую довольно сложно определить разницу между утилем и транспортным средством, которое владелец еще надеется отремонтировать.
Сопутствующей проблемой отходов от автотранспорта является утилизация незаконно возведенных металлических гаражей.
В процессе эксплуатации автотранспорта, в результате технического обслуживания и замены основных быстро изнашиваемых узлов образуется большое количество специфических отходов, большинство из которых относится к категории "опасных".
Таблица 8
Ежегодное удельное образование отходов при эксплуатации
и обслуживании автомобильного транспорта в городе, исходя из нормативов
образования отходов на единицу автотранспорта, при среднегодовом пробеге
легкового автотранспорта - 30 тыс. км, грузовых автомобилей - 60 тыс. км
и автобусов - 60 тыс. км
(тонн)
N п/п |
Наименование образующихся отходов | Количество отходов |
1. | Отработанный электролит аккумуляторных батарей | 647,3 |
2. | Лом свинца аккумуляторных батарей | 999,9 |
3. | Отходы лакокрасочных материалов от покраски | 257,2 |
4. | Изношенные шины и автомобильные камеры | 4816,9 |
5. | Отходы резинотехнических материалов при вулканизации |
108,3 |
6. | Лом черных металлов при ремонте | 6665,2 |
7. | Лом цветных металлов при ремонте | 174,9 |
8. | Лом черных металлов при замене агрегатов | 22890 |
9. | Лом цветных металлов при замене агрегатов | 7795,7 |
10. | Замасленная обтирочная ветошь | 783,4 |
11. | Отходы текстильных материалов при проведении работ для автомобилей |
115,9 |
12. | Отходы пластмассовых материалов при проведении работ для автомобилей |
276,1 |
13. | Отходы кожевенных материалов при проведении работ для автомобилей |
19,1 |
14. | Отходы деревянной тары при проведении работ для автомобилей |
18076,5 |
15. | Макулатура, образующаяся при проведении работ для автомобилей |
589,2 |
16. | Отработанные моторные масла | 969,9 |
17. | Отработанные трансмиссионные масла | 13,6 |
Всего | 65199,1 |
Серьезной проблемой для города стал вопрос утилизации изношенных автопокрышек. Как видно из таблицы, в городе ежегодно образуется порядка 4816,9 тонн отработанных автопокрышек. Увеличение общей протяженности городских дорог, старение автопарка, суровые климатические условия приводят к быстрому износу автомобильных шин. В настоящее время изношенные шины в небольшом количестве сжигаются предприятием по обслуживанию городского кладбища, тем самым загрязняя атмосферный воздух и прилегающую территорию. Остальная часть вывозится на полигон ТБО. Складирование шин на полигонах допускается лишь на отдельных картах, что приводит к существенному снижению сроков эксплуатации полигонов.
Старые, отслужившие кузова постепенно заполняют городские дворы, вызывая нарекания со стороны жильцов, водителей специализированного транспорта, для которых эти брошенные кузова являются препятствием при очистке территории. Загромождая проезды, бесхозные автомобильные кузова несут потенциальную опасность при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проржавевшие кузовные детали, изготовленные из тонкостенного металлического листа, плохо подходят для дальнейшей переработки. Подготовка кузовов к дальнейшей переплавке включает в себя несколько дорогостоящих и трудоемких операций: разборка, тепловая резка, прессование. Дополнительные операции значительно увеличивают себестоимость заготовки металлолома из автомобильных кузовов и в условиях, когда для коммерческих структур есть возможность заготавливать толстостенный металлом более высоких и значительно более дорогих категорий приемки, практического интереса к заготовке автомобильных кузовов трудно ожидать. Существующие проблемы утилизации автомобильных кузовов являются проблемами для большинства стран. Для России эта проблема усугубляется тем, что в страну поступает большое количество старых автомобилей.
Учитывая, что проблема утилизации автомобильных кузовов сравнительно новая, необходимо обратиться к опыту тех стран, в которых уровень автомобилизации близок к существующему в городе.
Таблица 9
Уровень автомобилизации (количество автомобилей на тысячу жителей)
N п.п. |
Страна | Количество автомобилей на тыс. жителей 2000-2005 годы |
1. | США | 774 |
2. | Италия | 524 |
3. | Германия | 507 |
4. | Испания | 389 |
5. | Великобритания | 377 |
6. | Япония | 386 |
7. | Россия | 170 |
8. | Сургут | 428 |
Из Таблицы 9 видно, что по количеству автомобилей на тысячу жителей город Сургут значительно превосходит средние показатели по России и вплотную приближается к уровню автомобилизации развитых стран западной Европы, существенно проигрывая при этом в качественных показателях автомобилизации.
Таким образом, исходя из данных таблицы, для решения проблем утилизации автомобильных кузовов возможно использовать опыт Германии и Испании. В основе системы утилизации автомобилей этих стран прослеживаются два основных направления:
- создание специализированных полигонов (свалок) для утилизации автомобилей;
- развитие пунктов разборки автомобилей.
Оба эти направления достаточно перспективны и могут быть использованы в условиях города Сургута.
В настоящее время в городе стихийно создаются пункты разборки автомобилей, процесс этот не организован. Специализированные полигоны для утилизации автомобилей попросту отсутствуют.
Одним из источников свинцового загрязнения являются отработанные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Сегодня прием и размещение отработанных аккумуляторных батарей (ОАБ) осуществляет филиал Тюменского аккумуляторного завода, который поставляет ОАБ на Тюменский завод в количестве 1,0 тысячи тонн в год. Проблема утилизации ОАБ в городе Сургуте заключается в отсутствии технологии, позволяющей первичную утилизацию ОАБ на месте.
Прием отработанных масел осуществляется ОАО "Сургут-нефтепродукт" на территории нефтебазы Сургутского района, ежегодное количество утилизируемых масел составляет порядка 1,0 тысячи тонн.
Для обеспечения условий обезвреживания и утилизации основных видов отходов автомобильного транспорта в городе в период с 2006 по 2010 годы необходимо осуществить:
- строительство предприятия по переработке изношенных автомобильных шин;
создание специального полигона или обустройство площадки для утилизации автомобильных кузовов;
- строительство предприятия (установки) по переработке аккумуляторных батарей;
- строительство предприятия (установки) по первичной обработке электролитов;
- строительство предприятия (установки) по переработке отработанных масел.
5. Отходы производства
Город Сургут - крупнейший промышленный центр Западной Сибири. Всего на территории города сосредоточено 185 производственных предприятий различных отраслей и форм собственности.
В городе в результате технологических процессов различных производств образуется порядка 35 тыс. тонн промышленных отходов.
Отходы производства, образующиеся на предприятиях города, многообразны по составу. Существенно различаются объемы их образования и накопления на предприятиях: от килограммов и литров до десятков и сотен тонн в зависимости от специфики деятельности предприятия. Состав и количество отходов меняются в зависимости от технологии производства, выпуска новой продукции или рыночной конъюнктуры.
Таблица 10
Состав и количество наиболее характерных промышленных отходов,
ежегодно образующихся на территории города
(тонн)
N п.п. | Наименование отходов | Количество |
1. | Ртутьсодержащие отходы | 0,063 |
2. | Серная кислота | 14 |
3. | Шламы химчистки | 0,35 |
4. | Щелочь | 0,28 |
5. | Нефтешлам | 269,1 |
6. | Медь | 71,6 |
7. | Свинец | 72,1 |
8. | Замазученый песок | 85,7 |
9. | Подсланевые воды | 308,3 |
10. | Отработанные масла | 969,9 |
11. | Прочие | 582,6 |
12. | Шлам ХВО | 393,5 |
13. | Древесные отходы | 2073 |
14. | Воды кислотных промывок | 1233,4 |
15. | Отработанные шины | 4816,9 |
16. | Металлолом | 13524,4 |
До настоящего времени основная часть промышленных отходов вывозилась на участок временного захоронения промышленных отходов в районе 27-го километра Нефтеюганского шоссе. В сентябре 2004 года данная санкционированная свалка была закрыта. Сегодня промышленные отходы: металлолом, отходы железобетонных изделий, кирпич, отходы деревообработки, отработанные шины, смет с территорий, макулатура и другие (отходы IV класса опасности) в незначительном количестве вывозятся на частный полигон ЗАО "Полигон-ЛТД", расположенный в непосредственной близости от закрытой свалки, где в ограниченном объеме ведется прием промышленных отходов на единственной карте первой очереди и тарифы в несколько раз превышают существующие по городу. Основное количество промышленных отходов вывозится на муниципальный полигон ТБО, что ведет к его быстрой заполняемости (график 2).
В результате процесса очистки воды на очистных сооружениях образуется иловый сброженный осадок. В среднем, по данным, предоставленным СГМУП "Горводоканал", ежегодно образуется до 26 500 тыс.куб.метров (или 4 780 тонн по сухому веществу при влажности 82 %) такого осадка. Сегодня такие отходы частично вывозятся и размещаются на собственном полигоне лицензированным предприятием ООО "Капелла". В качестве запасного и аварийного варианта используются иловые карты, расположенные на территории канализационных очистных сооружений.
Многообразие видов отходов, нестабильность их составов и свойств, широкий диапазон объема образования обуславливают сложность решения проблемы обезвреживания отходов. В результате многие предприятия либо хранят их на своей территории, либо осуществляют неорганизованный вывоз отходов, создавая несанкционированные свалки, либо используют для этих целей существующую систему вывоза ТБО.
Переработку и обезвреживание отходов производства необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач, возложенных законодательством на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы производства. Учитывая размещение значительного числа промышленных площадок в непосредственной близости от жилой застройки, а также многообразие видов отходов, решение проблемы их переработки и захоронения невозможно без участия органов власти муниципального образования.
Кроме того необходимо организовать информационную поддержку деятельности по коммерческому обращению отходов между промышленными предприятиями. В решении проблемы переработки промышленных отходов создание информационной базы данных по отходам, образующимся на предприятиях и являющимся потенциальным сырьем для других производств, могло бы способствовать не только соблюдению санитарно-гигиенических норм, но и решению задач ресурсосбережения.
Для решения проблемы утилизации промышленных отходов в городе предлагается:
- осуществить строительство муниципального полигона промышленных отходов (III-V классов опасности в соответствии с "Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 N 511) на месте санкционированной свалки в районе 27-го километра Нефтеюганского шоссе;
- предусмотреть в проекте второй очереди полигона ТБО обустройство отдельных карт для складирования промышленных отходов IV класса опасности;
- ввести в эксплуатацию установку для дробления крупногабаритных отходов;
- создать полигон для хранения иловых осадков очистных сооружений для того, чтобы через 2-3 года использовать их в качестве высокоэффективного удобрения на садовых участках, парковых хозяйствах, при проведении работ по укреплению откосов дорог и рекультивации нарушенных земель.
6. Специфичные отходы
6.1. Отходы железнодорожного транспорта
ГУП "Сургутское отделение свердловской железной дороги" обеспечивает связь Северо-Западной Сибири со всей территорией Российской Федерации (Москва, Свердловск, Челябинск, Волгоград, Самара, Нижний Новгород, Омск, Уфа и т.д.). Ежедневно через станцию Сургут проходит в среднем 15 пар пассажирских поездов, из них 4 формируются в Сургуте. В состав Сургутского отделения входит одно локомотивное депо.
Общая протяженность транспортных путей железных дорог Сургутского отделения Свердловской железной дороги составляет 1284,7 км. Из них в границах города Сургута - 36 километров.
Таблица 11
Объемы грузовых и пассажирских перевозок в 2000 - 2004 годах
(млн. тонн/км)
N п.п. |
Виды перевозок |
Объем перевозок по годам | ||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
1. | Объем грузовых перевозок |
13756 | 14686 | 14121 | 15600 | 15500 |
2. | Объем пассажирских перевозок |
2583,5 | 2773,1 | 2637,0 | 2640,4 | 2676,5 |
Таблица 12
Среднегодовое количество отходов, образующихся на железнодорожном
транспорте в городе
(тонн)
N п.п. | Наименование образующихся отходов | Количество отходов |
1. | Лом черных и цветных металлов, алюминийсодержащие отходы |
4316,3 |
2. | Мусор бытовой от предприятий (ТБО), незагрязненный | 196,2 |
3. | Мусор от уборки складских помещений | 69,1 |
4. | Мусор (смет) от уборки прилегающей территории административно-бытового комплекса |
8,7 |
5. | Мусор с защитных решеток | 12,3 |
6. | Золошлаки от сжигания углей | 11,6 |
7. | Песок, грунт, загрязненные нефтепродуктами | 11,6 |
8. | Отработанные масла | 406,9 |
9. | Отработанные фильтры | 1,625 |
10. | Ткань и ветошь обтирочная | 3,9 |
11. | Аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные, со слитым электролитом |
24,9 |
12. | Шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти | 117,9 |
13. | Отработанные шпалы | 288,2 |
14. | Кислота серная отработанная, включая аккумуляторную | 1,5 |
15. | Люминесцентные лампы | 0,5 |
6.2. Отходы авиационного транспорта
Аэропорт Сургут имеет статус международного, относится к аэропортам регионального значения. После реконструкции терминала прилета пропускная способность блока вылета российских и местных авиалиний составляет 150 пассажиров в час, пропускная способность блока прилета - 300 пассажиров в час.
Сегодня 16 авиакомпаний выполняет перевозку авиапассажиров в 39-ти направлениях. Основная доля авиационных перевозок приходится на ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ООО "Авиакомпания "Когалымавиа".
Таблица 13
Динамика объемов авиаперевозок пассажиров и грузов в ОАО
"Аэропорт Сургут"
Годы |
Наименование показателей | ||
Количество перевезенных пассажиров (человек) |
Почта (тонн) | Груз (тонн) | |
2000 | 639516 | 139,5 | 4118,70 |
2001 | 786410 | 161,5 | 4193,27 |
2002 | 826478 | 195,4 | 4867,10 |
2003 | 770184 | 201,5 | 4923,80 |
2004 | 769930 | 228,7 | 4934,00 |
2005 | 717900 | 228,0 | 4770 |
Таблица 14
Среднегодовое количество отходов, образующихся в результате
производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Аэропорт Сургут"
(тонн)
N п.п. | Наименование образующихся отходов | Количество отходов |
1. | Ртутные лампы люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак |
0,2 |
2. | Кислота аккумуляторная серная отработанная | 0,5 |
3. | Масла моторные, трансмиссионные, авиационные отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами, аккумуляторы отработанные неразборные со слитым электролитом, песок, загрязненный нефтепродуктами, остатки этиленгликоля, шпалы железнодорожные деревянные, шлам очистки емкостей склада ГСМ, лом меди несортированный |
32,4 |
4. | Покрышки с тканевым и металлическим кордами отработанные, фильтры воздушные и масляные автомобильные отработанные, металлолом, отходы асбеста, мусор и смет от уборки производственных помещений со специфическими загрязнениями, мусор от уборки бытовых помещений несортированный |
85,2 |
5. | Изделия из натуральной древесины, потерявшие свои потребительские свойства, остатки и огарки сварочных электродов, опилки древесные, шлам от нейтрализации электролита аккумуляторных батарей (сульфат кальция), резиновая крошка, резиновый скрап, обрезки и обрывки тканей смешанных, отходы упаковочного картона, отходы мусора от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, тормозные колодки отработанные, мусор от уборки прилегающей к территории административно-бытового комплекса |
19,5 |
6.3. Отходы водного транспорта
Сургутский речной вокзал обеспечивает транзит и поддерживает связь города и района с близлежащими поселениями (городами Ханты-Мансийском, Нижневартовском, поселками Сытомино, Локосово). Протяженность водных путей Сургутского участка составляет 292 км. Речные пассажирские перевозки осуществляет ОАО "Северречфлот".
Таблица 15
Объемы грузовых перевозок ОАО "Сургутский речной порт"
в 2000 - 2004 годах
(тыс.тонн)
Годы | Объем грузов |
2000 | 306,3 |
2001 | 329,1 |
2002 | 246,0 |
2003 | 287,5 |
2004 | 59 |
В настоящее время в распоряжении 97-ми организаций и предприятий, расположенных на территории города, имеется 594 судна, из них:
- буксирные - 251 единица;
- сухогрузные грузовые - 178 единиц;
- вспомогательные - 125 единиц;
- наливные грузовые - 32 единицы;
- пассажирские - 8 единиц.
Таблица 16
Среднегодовое количество отходов, образующихся в городе
от эксплуатации водного транспорта
(тонн)
N п.п. | Наименование образующихся отходов | Количество отходов |
1. | Фильтры масляные | 0,1 |
2. | Масла моторные | 0,73 |
3. | Подсланевые воды | 1800 |
4. | Мусор производственных помещений | 3,4 |
5. | ТБО | 126 |
6. | Древесные отходы | 14,4 |
7. | Старая ветошь | 0,24 |
8. | Строительные отходы | 0,72 |
9. | Мусор уличный | 9,48 |
10. | Металлолом | 30 |
11. | Отходы тормозных колодок | 0,72 |
12. | Огарки электродов | 0,4 |
Для обеспечения снижения негативного влияния на окружающую среду специфичных отходов, образующихся от различного транспорта на территории города, необходимо:
- разработать порядок сбора, хранения и утилизации отходов, образующихся в результате эксплуатации отдельных видов транспорта (железнодорожного, водного, авиационного);
- создать условия для сбора, временного хранения и последующей утилизации отходов;
- создать банк данных по специфичным отходам, образующимся в результате эксплуатации отдельных видов транспорта (железнодорожного, водного, авиационного).
7. Отходы строительства и сноса
Под отходами строительства и сноса (далее - строительные отходы) понимаются отходы строительства (реконструкции, ремонта) и сноса, образующиеся в процессе строительства нового и сноса ветхого жилищного фонда.
Согласно данным социально экономического прогноза в 2005 году будет введено в эксплуатацию 167,65 тыс. кв. метров жилья, снесено 12 тыс.кв.метров ветхого жилья и 3 тыс. кв. метров фенольного жилья. Планируется произвести капитальный ремонт жилья на 88, 7 млн. рублей.
Состав строительных отходов весьма разнообразен и, как показывает практика, в них присутствуют вредные вещества, такие как асбест, отвальный материал с повышенной радиоактивностью, битум, гудрон, краска и другие.
Одним из вариантов учета и контроля за образованием, переработкой и размещением строительных отходов может стать разработка порядка обращения с отходами строительства и сноса с учетом санитарно-экологических требований и требований радиационной безопасности, а также в соответствии с принципами наиболее полного использования ресурсных компонентов.
При формировании системы управления отходами строительства и сноса на территории города предлагается:
- осуществлять ежегодное планирование количества образуемых отходов;
- установить требования к местам временного хранения строительных отходов на объектах их
- образования с учетом осуществления раздельного сбора и складирования этих отходов;
- создать банк данных по отходам строительства и сноса.
8. Отходы лечебно-профилактических учреждений и биологические отходы
8.1. Отходы лечебно-профилактических учреждений
Согласно ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" от 28 декабря 2001 года отходы лечебно-профилактических учреждений: материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях. На практике применяется термин "медицинские отходы", под которым понимаются все виды отходов, образующиеся в больницах, поликлиниках, диспансерах, станциях скорой медицинской помощи, станциях переливания крови, учреждениях длительного ухода за больными, научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля, ветеринарных лечебницах, аптеках, фармацевтических производствах, оздоровительных учреждениях, учреждениях судебно-медицинской экспертизы, медицинских лабораториях.
К отходам, образующимся на территории лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), предъявляются различные требования по их сбору, хранению и транспортированию в зависимости от класса опасности в соответствии с классификацией СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
Таблица 17
Среднегодовое количество медицинских отходов, образующихся в ЛПУ
города, подведомственных комитету по здравоохранению, по классам
опасности
(тонн)
Класс опасности |
Содержимое отходов | Количество |
Класс А неопасные |
Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, нетоксичные отходы. Пищевые отходы всех подразделений ЛПУ кроме инфекционных (в том числе кожно-венерологических), фтизиатрических. Мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащие токсичных элементов. Неинфицированная бумага, смет, строительный мусор и т.д. |
869,5 |
Класс Б опасные (рискован- ные) |
Потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, загрязненные выделениями, в том числе кровью. Выделения пациентов. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и т.д.). Все отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических лабораторий |
244,5 |
Класс В чрезвычайно опасные |
Материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями. Отходы из лабораторий, работающих с микроорганизмами 1-4 групп патогенности. Отходы фтизиатрических, микологических больниц. Отходы от пациентов с анаэробной инфекцией |
|
Класс Г отходы, по составу близкие к промышлен- ным |
Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности. Цитостатики и другие химпрепараты. Ртутьсодержащие предметы, приборы, оборудование |
83,9 |
Класс Д радиоактив- ные |
Все виды отходов, содержащие радиоактивные компоненты |
0,5 |
В городе Сургуте по всем лечебно-профилактическим учреждениям системы Министерства здравоохранения ежегодно образуется до 1198 тонн медицинских отходов. Из них отходы класса А составляют 869,5 тонн, классов Б и В - 244,5 тонн, класса Г - 83,9 тонн и класса Д - 0,5 тонн.
Из всех вышеперечисленных отходов наиболее серьезную проблему представляют отходы класса Б и В, составляющие 20 % (диаграмма 3) от общего количества образующихся медицинских отходов, которые не могут быть переработаны и подлежат обеззараживанию и последующему захоронению либо уничтожению.
"Диаграмма 3. Доля образования медицинских отходов по классам опасности в ЛПУ, подведомственных комитету по здравоохранению"
На сегодняшний день проблема утилизации вышеперечисленных отходов частично решается за счет утилизаторов типа "Sterimed" (Израиль) и "Newster-10" (Италия), приобретенных за счет средств городского бюджета и средств, выделенных Управлением по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В настоящее время в шести учреждениях, подведомственных комитету по здравоохранению Администрации города, имеется 9 утилизаторов медицинских отходов (3 установки "Newster-10" и 6 установок "Sterimed"). Существует потребность в приобретении еще 5 утилизаторов.
Однако как показала практика, подобный подход не решает в полной мере проблему утилизации опасных медицинских отходов классов Б и В. Эксплуатация установок сопряжена с многочисленными трудностями как техническими, так и финансовыми. Выполнение функций, не свойственных специфике ЛПУ, приводит к отвлечению от основного процесса как кадровых ресурсов, так и финансовых средств, расходуемых на приобретение дорогостоящих дезинфикантов, используемых в установках и быстро изнашиваемых запасных частях, тем самым сокращая бюджет учреждений, которого зачастую не хватает на покрытие расходов по основной деятельности. В связи с этим использование утилизаторов непосредственно в ЛПУ можно и нужно рассматривать как оборудование, необходимое в экстренных аварийных случаях. Оно должно находиться и постоянно поддерживаться в рабочем состоянии и в случае необходимости использоваться по назначению.
8.2. Биологические отходы
Биологические отходы очень близки по своим свойствам и способу образования к медицинским.
В соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации от 18.07.1995 N 13-7-2/135, под биологическими отходами понимаются трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах. Ежегодно на территории города образуется 517 тонн биологических отходов.
Таблица 18
Среднегодовое количество биологических отходов, образующихся
в результате деятельности ветеринарных клиник, подсобных хозяйств,
перерабатывающих предприятий
<< Назад |
||
Содержание Решение Сургутской городской Думы от 26 октября 2005 г. N 508-IIIГД "Об утверждении городской целевой программы "Отходы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.