Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Сургутской городской Думы
от 26 октября 2005 г. N 509-IIIГД
Комплексная программа
по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте
на 2006-2010 годы
26 декабря 2006 г., 29 ноября 2007 г., 28 марта 2008 г.
Паспорт Программы
Наименование
Программы - комплексная программа по профилактике
правонарушений и преступности в городе Сургуте на
2006-2010 годы
Заказчик
Программы - Администрация города Сургута
Основания для
разработки
Программы - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", решение городской Думы от
30.09.2004 N 368-IIIГД
Авторы
Программы - эксперты Сургутского государственного
университета, руководители и специалисты учреждений
и организаций социальной сферы города, культуры,
молодежной политики и спорта, образования,
специалисты управления внутренних дел, структурных
подразделений Администрации города
Исполнители
Программы - муниципальные учреждения, общественные
организации, предприятия города, правоохранительные
органы
Цели
Программы - мобилизация резервов правоохранительных органов и
органов исполнительной власти, а также предприятий,
учреждений, организаций, населения города и
стимулирование эффективной системы действий,
направленной на снижение уровня правонарушений и
преступности в городе
Задачи
Программы - консолидация образовательных, воспитательных,
культурных, информационных ресурсов местного
сообщества в систему профилактических мер,
направленных на обеспечение безопасности личности,
охрану прав детей и подростков и повышение уровня
правосознания населения;
- контроль над криминальной ситуацией, повышение
эффективности борьбы с организованной
преступностью, терроризмом и экстремизмом,
незаконным оборотом оружия, наркотиков, поэтапное
формирование действенной системы профилактики
правонарушений, контроля за миграционными
процессами;
- более полное использование имеющихся ресурсов и
возможностей, сохранение и закрепление
профессионального кадрового ядра правоохранительных
органов, обеспечение правовых, социальных,
материальных, морально-психологических условий и
необходимых гарантий для службы и быта сотрудников
и членов их семей, повышение социального статуса
сотрудников и престижности работы в
правоохранительных органах в рамках законодательно
установленных полномочий;
- совершенствование материально-технической базы
правоохранительных органов;
- обеспечение экономической безопасности города
путем противодействия различным формам
посягательств на собственность, независимо от ее
формы, усиление контроля в финансово-кредитной и
банковской сферах, за производством и реализацией
продукции;
- улучшение межведомственного взаимодействия,
снижение темпов прироста и доли тяжких
преступлений, повышение их раскрываемости,
мобилизация всех сил и средств правоохранительных
органов, других ведомств, дислоцированных на
территории города, в борьбе с преступностью;
- создание системы социальной адаптации групп
риска, склонных к совершению правонарушений или
выступающих объектами преступных действий;
- сокращение количества несовершеннолетних и
молодежи, необучающихся и неработающих, за счет
развития системы занятости, в том числе трудовой и
досуговой деятельности;
- обеспечение общественной и личной безопасности,
повышение ответственности органов власти за
организацию и результаты борьбы с преступностью,
охраны правопорядка, борьба с детской преступностью
и безнадзорностью;
- повышение доверия населения города к работе
правоохранительных и контролирующих органов,
формирование позитивного общественного мнения о
правоохранительной деятельности и результатах
борьбы с преступностью, укрепление
учетно-регистрационной, служебной дисциплины и
законности в правоохранительных органах;
- создание единой системы подготовки кадров для
работы с молодежью, а также социальных молодежных
работников, волонтеров для осуществления
воспитательного сопровождения, патронажа и контроля
за поведением несовершеннолетних и молодежи,
склонных к совершению правонарушений;
- совершенствование системы летнего организованного
досуга и отдыха для несовершеннолетних и молодежи,
склонных к совершению правонарушений;
- создание системы информационно-рекламного
сопровождения борьбы с правонарушениями и
преступностью
Сроки
реализации
Программы - 2006-2010 годы
Объемы и
источники
финансирова-
ния Программы - объем финансирования Программы составляет
1191690,6 тыс. рублей за счет бюджета города, в том
числе:
- 2006 год - 247968,5 тыс. рублей,
- 2007 год - 235705,5 тыс. рублей,
- 2008 год - 228453,03 тыс. рублей,
- 2009 год - 233971,8 тыс. рублей,
- 2010 год - 245591,8 тыс. рублей.
Указанные объемы финансирования ежегодно подлежат
уточнению, исходя из утверждаемых бюджетов в рамках
законодательно установленных полномочий
Ожидаемые - снижение уровня преступности и правонарушений,
конечные общего числа зарегистрированных на территории
результаты города преступлений;
реализации - повышение степени безопасности населения, уровня
Программы правосознания горожан, оздоровление обстановки в
общественных местах и на улицах;
- снижение численности групп риска;
- качественные изменения в понимании различными
слоями общественности города факторов, угрожающих
социальной и индивидуальной безопасности;
повышение правосознания населения города;
- повышение доверия населения к правоохранительным
органам, максимальное обеспечение прав и законных
интересов граждан
Система
контроля за
исполнением
Программы - отчеты координационного совета по выполнению
Программы;
- мониторинг эффективности результатов Программы
Преамбула
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации", Устав города Сургута относят профилактику правонарушений, правовое воспитание граждан и охрану общественного порядка к числу полномочий местного самоуправления. Таким образом, местное сообщество отнесено к субъектам, способным наряду с органами внутренних дел осуществлять на муниципальном уровне эффективную политику противодействия правонарушениям и преступности.
К числу предпосылок эффективности данной политики следует отнести:
- объективную заинтересованность населения местного сообщества в поддержании правопорядка и обеспечении безопасности личности на территории муниципального образования;
- наличие ресурсов, необходимых для профилактики и предотвращения правонарушений и преступлений;
- координацию деятельности муниципальных учреждений, общественных организаций, населения по профилактике преступности и правонарушений, охране общественного порядка.
Предлагаемая программа профилактики правонарушений и преступности, выполняя координирующую функцию, выступает важной частью последнего из указанных условий эффективности.
Актуальность данной Программы объясняется определенными специфическими проблемами, дополнительно способствующими ее криминализации в силу некоторых экономических, географических и исторических особенностей формирования городской среды Сургута.
Во-первых, это привлекательность территории для организованной преступности в силу обращения больших объемов денежной массы. Борьба с организованной преступностью является прерогативой специализированных органов, а не местного сообщества, но местное самоуправление должно разработать профилактические меры, способные обезопасить население, особенно молодежь, от негативных влияний и вовлечения в преступную среду.
Во-вторых, Сургут выступает городом, привлекательным для мигрантов. Это вызывает неоднозначные, в том числе и негативные последствия. Среди мигрантов определенную долю составляют преступные элементы. Другая часть мигрантов, в силу социально-экономического неблагополучия и отсутствия психологической самоидентификации с местным сообществом, обладает значительным криминальным потенциалом. Наконец, значительную долю из числа незаконных мигрантов составляют люди без определенного места жительства, являющиеся как источником преступности, так и наиболее уязвимым для нее объектом. Дополнительной проблемой выступает наличие среди мигрантов значительной доли детей и подростков, не включенных в систему образования.
В-третьих, дают о себе знать негативные тенденции в общественном сознании горожан как следствие пресловутого стиля жизни "временщиков". Такой стиль жизни, ориентированный на потребительское отношение к ценностям культуры, и отсутствие установок на собственное творческое саморазвитие, самореализацию хотя и не осознается людьми, но вызывает внутреннюю неудовлетворенность и личностные кризисы, что выступает одной из существенных причин кризисных явлений местного социума, связанных с наркоманией, суицидами, алкоголизмом, насилием в семье. Это создает питательную среду для правонарушений и преступлений. Однако в последнее десятилетие в сознании и поведении населения произошли существенные позитивные изменения. Формируется психологическая установка на самоидентификацию с местным сообществом, повысилась общая культура горожан, усилилось чувство ответственности за себя и свою семью. Тем не менее, рецидивы отрицательных явлений в сфере сознания по-прежнему дают о себе знать. Это выражается, в первую очередь, в двух негативных факторах. Первый связан с недостаточно развитым правовым сознанием населения. Второй выражается в недостаточном внимании и времени, уделяемом родителями воспитанию и проблемам детей.
Для решения указанных проблем возникла необходимость разработки программы, координирующей деятельность по профилактике правонарушений и преступности. Структура предлагаемой программы включает два раздела:
- анализ ситуации с преступностью и правонарушениями и их профилактикой;
- основные программные мероприятия.
1. Анализ криминогенной ситуации и существующая система
профилактической работы по предотвращению преступлений и правонарушений
1.1. Общая оценка криминогенной ситуации в городе Сургуте
1.1.1. Динамика правонарушений и преступности
Динамика преступности в городе имеет тенденцию к возрастанию. По данным управления внутренних дел (УВД) города Сургута с 2001 по 2004 год прирост уровня преступности составил 54,9%. За этот же период уровень преступности на 10 тысяч населения вырос с 285,5 до 428,9 преступлений. Доля тяжких преступлений в общей структуре преступности увеличилась и составила 84,3%.
Соотношение уровня преступности и численности населения
Таблица 1
2001 год |
+/- абс. |
+/- % |
2002 год |
+/- абс. |
+/- % |
2003 год |
+/- абс. |
+/- % |
2004 год |
+/- абс. |
+/- % |
|
Население | 287968 | 3575 | 1,3 | 292741 | 4773 | 1,7 | 294919 | 2178 | 0,7 | 296914 | 1995 | 0,6 |
Уровень преступно- сти на 10 тыс. населения |
285,5 | 27,6 | 10,7 | 332,3 | 46,8 | 16,4 | 397,5 | 65,2 | 19,9 | 428,9 | 31,4 | 7,9 |
Принятые в 2004 году меры позволили в целом сохранить контроль за состоянием оперативной обстановки в городе, снизились темпы прироста числа зарегистрированных преступлений. Если за 1 полугодие 2004 года зарегистрированный рост числа преступлений составлял 14,3 %, то по итогам года - 8,6 % (с 11723 до 12736). По-прежнему доля Сургута по зарегистрированным преступлениям в округе остается наиболее высокой - 29,8 % (2003 год - 29,6 %). Уровень преступности на 10 тысяч населения по городу составил 428,9 (2003 год - 397,6).
"Диаграмма 1. Динамика преступности по Сургуту"
Наиболее актуальной проблемой борьбы с преступностью на территории города остается обеспечение надежной защиты граждан от преступных посягательств на их имущество. Рост имущественных преступлений составил 13,7 % (с 7399 до 8413). При этом удельный вес расследованных имущественных преступлений составил 21,2% (2003 год - 20,2). Из числа имущественных преступлений 63,6 % составляют кражи (2003 год - 66,7 %).
В 2004 году количество краж выросло на 8,5 % (с 4933 до 5351), прогнозируется их дальнейший рост. В 2004 году продолжился рост таких опасных преступных посягательств корыстной направленности, как грабежи на 21,5 % (с 1066 до 1295).
Наибольшая часть грабежей от числа законченных производством уголовных дел была совершена ранее судимыми (42,9 %), в группе совершено (19,8 %), в числе организованной (0 %), в состоянии опьянения (19,4 %), с участием несовершеннолетних (8,6 %).
Несмотря на количественное снижение доли преступлений против личности в общей структуре преступлений с 17,4 % до 14,7 %, отмечается усиление агрессивности и жестокости совершаемых деяний.
"Диаграмма 2. Структура преступлений против личности (в процентах)"
Преобладающую роль в структуре преступлений против личности составляют такие преступления, как угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (15 %) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (13 %).
Преступность в общественных местах и на улицах города за 2004 год по сравнению с аналогичным периодом 2003 года выросла на 45 % (с 3901 до 5656) и на 35,9 % (с 3524 до 4788) соответственно, что составляет 44,4 % и 37,6 % от всех зарегистрированных преступлений. Возросло количество грабежей на 61 % (с 608 до 979), разбоев на 60,2 % (с 257 до 298), краж на 30,2 % (с 1918 до 2497). В то же время уменьшилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с неправомерным завладением транспортом на 8,8 % (с 399 до 364), сократилось число фактов уличного хулиганства на 23,6 % (с 267 до 204).
"Диаграмма 3. Динамика преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах города"
"Диаграмма 4. Структура уличной преступности (в процентах)"
Сохраняется проблема бытовой преступности. Несмотря на то, что преступления на бытовой почве раскрываются, как правило, по "горячим следам". В 2004 году удельный вес расследованных преступлений, связанных с убийствами в быту, составил 100 % (2003 год - 100%), с причинением тяжкого вреда здоровью на бытовой почве - 95 % против 92,3 % в 2003 году.
Количество установленных лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, составило 656 человек (2003 год - 765), в состоянии наркотического и токсического возбуждения - 28 человек (2003 год - 33).
Неэффективность системы социальной реабилитации, трудового и бытового устройства лиц, несмотря на численное снижение количества преступлений ранее совершавшими, повлекла рост их удельного веса от числа раскрытых с 38,2 % до 38,7 %. Данная категория населения более других ориентирована на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, где их доля составляет 33,1 % от общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Число женщин, совершивших преступления, существенно сократилось (с 906 до 424), что составляет 13,4 % от всех лиц, выявленных за совершение преступлений (78 - кражи чужого имущества, 85 - преступления, связанные с наркотиками).
1.1.2. Динамика групповой преступности
В целом групповая преступность по городу возросла на 5,9 % (с 538 до 572).
"Диаграмма 5. Динамика групповой преступности"
Количество преступлений, совершенных организованными группами, в течение пяти лет колебалось от 15 до 65.
Особенное беспокойство вызывают преступления, совершенные несовершеннолетними в группах.
"Диаграмма 6. Динамика групповой преступности среди несовершеннолетних"
По России показатель групповой подростковой преступности на протяжении ряда лет в 2-3 раза превышает по значению этот показатель среди взрослых. Динамика групповых преступлений в Сургуте остается стабильной.
Характерно наличие криминальных групп с участием подростков, лидерами которых являются взрослые. В среднем число таких групп преобладает над числом криминогенных групп, состоящих из одних несовершеннолетних.
"Диаграмма 7. Профилактическая работа отделения по делам несовершеннолетних УВД города Сургута по разобщению преступных группировок"
Сведения о работе инспекторов по делам несовершеннолетних городского
отделения милиции по профилактике преступлений и правонарушений
несовершеннолетних на территории города Сургута
Таблица 2
2000 год | 2001 год | 2002 год |
2003 год |
2004 год | |
Поставлено на учет несовершеннолетних |
499 | 503 | 466 | 384 | 436 |
Состоящих на учете несовершеннолетних |
483 | 477 | 427 | 457 | 449 |
Доставлено несовершеннолетних | 2561 | 2120 | 2112 | 1956 | 1939 |
Наблюдается недостаток информации о неформальных уличных сообществах молодежи, в частности, сведений об экстремистски настроенных молодежных группах, запрещенных религиозных объединениях (сектах), их агрессивности и криминальной активности. Общий рост национализма и экстремизма среди молодежи на фоне социальных проблем (образование, занятость, досуг и др.) позволяет сделать прогноз о том, что в ближайшие годы число экстремистско-криминальных молодежных организаций может значительно возрасти и пробелы в профилактической работе в отношении этих группировок недопустимы.
Таким образом, несмотря на принимаемые меры по профилактике правонарушений и преступности, сохраняется их достаточно высокий уровень. Особенно неблагоприятным фактором является сохранение такого уровня в молодежной среде.
Так по данным УВД города Сургута количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, в среднем за пять лет составило 419 в год. Характер динамики нестабилен.
"Диаграмма 8. Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками (с данными за I квартал 2005 года)"
Значительная часть несовершеннолетних привлекается к условной мере наказания за совершение общественно опасных деяний, хотя большое распространение среди подростков получают такие серьезные преступления, как кражи, грабежи, хулиганство, угон автотранспорта. В общей структуре преступлений несовершеннолетних в 2004 году (по сравнению с 2003 годом) количество краж увеличилось с 76 до 124 (на 38,7 %), грабежей - с 44 до 79 (на 44,3 %), разбоев - с 5 до 26 случаев (на 80,8 %). Увеличилось количество тяжких преступлений.
"Диаграмма 9. Динамика преступлений среди несовершеннолетних по видам"
Самый большой рост административных правонарушений, совершенных самими подростками, пришелся на 2001 год, особенно в части распития алкогольной продукции и появления в общественных местах в состоянии опьянения.
"Диаграмма 10. Динамика административных правонарушений несовершеннолетних"
Достаточно сложной остается ситуация с правонарушениями, за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних наибольшее количество протоколов составлено в части ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
"Диаграмма 11. Динамика административных правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних"
Количество несовершеннолетних, переданных в учреждения соцобеспечения, выросло более чем в два раза за последние четыре года - от 50 человек в 2000 году до 121 в 2004 году.
В зависимости от занятости подростков и несовершеннолетних наибольший процент совершивших преступления приходится на долю учащихся (за последние пять лет ими было совершено 861 преступление, в среднем за год - 172). На долю неработающей молодежи за год приходится 141 преступление. Для сравнения: работающей молодежью в среднем за год совершается в три раза меньше преступлений - 57.
Число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, в 2004 году снизилось на 29,0% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года (с 69 до 49).
Существенным фактором, негативно отражающимся на криминальной среде подростков, является распространение пьянства и наркомании.
"Диаграмма 12. Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения"
Если с 1997 по 2000 год наблюдалось снижение количества преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения (с 129 до 45), то с 2000 по 2001 год их количество возросло почти в три раза и составило 123, в 2002 году этот показатель достиг уже 136 случаев, и только с 2003 года наблюдается сокращение числа преступлений, совершенных подростками под влиянием алкоголя.
В последние годы наблюдается рост числа людей, употребляющих наркотики, и наибольшая потенциальная опасность распространения наркомании приходится на молодежную среду. По данным информационно-аналитического управления Администрации города, горожане в большей степени обеспокоены ростом пьянства и наркомании, чем уровнем преступности в городе или же экономическими проблемами. Таким образом, проблема наркомании и алкоголизма в общественном сознании рассматривается как первоочередная угроза наряду с миграционными проблемами и распространением опасных инфекций.
Данные социологических исследований, проводившихся на протяжении последних семи лет, показывают, что рост наркомании хотя и приостановлен, но при этом темпы сокращения количества наркоманов незначительны. Так в 2000 году для 17 % опрошенных подростков (а это почти каждый пятый-шестой респондент!) употребление наркотиков оказалось достаточно распространенным. В 2003 году у 8 % процентов опрошенных респондентов в Сургуте наркоманами являются ближайшие родственники и знакомые, у 23,8 % - есть наркоманы среди соседей по подъезду, у 8,9 % - наркотики употребляют одноклассники или коллеги по работе.
Рост числа наркоманов, проституция, ранние половые контакты являются главными факторами увеличения количества людей с заболеваниями, передающимися половым путем и ВИЧ-инфекцией. По информации комитета по здравоохранению Администрации города об эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в городе Сургуте и Сургутском районе на 20 ноября 2003 года основным путем передачи ВИЧ-инфекции остается, по-прежнему, парентеральный, связанный с внутривенным употреблением наркотических препаратов - 80 % случаев заражения (среди лиц, состоящих на диспансерном учете). За 11 месяцев 2003 года увеличилась доля лиц, заразившихся половым путем - 33,1 %, в 2002 году соответственно - 17,7 %.
Наряду с проблемами наркомании и распространением ВИЧ-инфекции в настоящее время обостряется ситуация с подростковым и молодежным пьянством, в том числе "пивным алкоголизмом" и табакокурением. Беспокоит проблема отсутствия реальных рычагов и мер воздействия на несовершеннолетних, родителей, продавцов торговых предприятий для предупреждения стремительно развивающихся тенденций алкоголизации молодежи и курения в школах и общественных местах.
Значительное влияние на уровень преступности оказывает постоянно увеличивающееся число мигрантов, которое за последние пять лет выросло в 35 раз. Прибывающие на территорию города Сургута иностранные граждане из стран ближнего зарубежья также осложняют оперативную обстановку. Иностранными гражданами совершено 512 преступлений (против 278 в 2003 году). К административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан в 2004 году привлечено 8405 человек (2003 год - 6494), за нарушение должностным лицом правил регистрации иностранных граждан было привлечено 96 человек (2003 год- 60), за нарушение должностным лицом правил привлечения и использования иностранных работников - 220 человек (2003 год - 28). Кроме того, за 2004 год было вынесено 507 решений суда о выдворении с территории Российской Федерации иностранных граждан (за 2003 год - 182). Основную массу выдворенных по судебным решениям составляют граждане Таджикистана -166 человек, граждане Азербайджана - 92 человека, граждане Грузии - 93 человека.
Значительная доля в профилактической работе приходится на сотрудников УВД города Сургута. Они принимают меры по нейтрализации криминальных групп, используя различные формы и методы работы. Это проведение рейдов по выявлению мест концентрации подростков, индивидуальных бесед, собраний лиц, состоящих на учете, разобщение сложившихся противоправных групп подростков, изоляция лидеров и активных участников, определение участников группировок в различные учебные заведения, трудоустройство, включение членов групп (там, где возможно) в коллективы с полезной направленностью интересов и т.д.
Осуществляются мероприятия по выявлению групп молодежи профашистской направленности, причисляющих себя к сторонникам движения "Русское Национальное Единство" и молодежной организации "Скинхэд". С целью профилактики групповых преступлений ежеквартально планируется и проводится операция "Лидер" с участием сотрудников УВД города Сургута.
В августе 2004 года управлением внутренних дел города было разработано "Типовое положения о родительском патруле", на основании которого в 35 общеобразовательных учреждениях города были созданы и действуют родительские патрули. Патрулирование осуществляется при участии инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых оперуполномоченных, членов добровольной народной дружины управления внутренних дел города Сургута.
1.1.3. Причины сохранения относительно высокого уровня правонарушений и преступности
Можно выделить следующие причины сохранения достаточно высокого уровня правонарушений и преступности.
Во-первых, неразвитость правосознания населения. В духовной сфере криминализация проявляется в растущем нигилизме относительно права, механизмов его действия.
Отсутствие в правовом сознании граждан морального основания, "размытость" нравственных принципов, убежденность в том, что достичь успеха в жизни можно только нарушая закон, является сегодня мощным катализатором девиантного, криминального поведения. По данным опроса, проведенного среди горожан, подавляющее большинство респондентов испытывают сильные сомнения в неотвратимости наказания. Более 90 % (!) - высказывают сомнения в справедливости судебных приговоров. Значительная доля респондентов считает нарушение закона со стороны органов власти естественным явлением. Между тем данные принципы составляют краеугольный камень любой правовой системы и правового сознания.
Вторая причина - недостаточная занятость населения, особенно подростков и молодежи как одной из основных групп риска. По данным УВД города уровень преступности наиболее высок среди учащейся и неработающей молодежи.
"Диаграмма 13. Количество преступлений в зависимости от занятости подростков и молодежи"
Третья причина - недостаточная ответственность родителей за воспитание детей и подростков. Особую тревогу в связи с этим вызывают маргинальные семьи, дети из которых чаще всего попадают на улицу, пополняют ряды беспризорных несовершеннолетних и в дальнейшем - криминальную среду. Семьи таких детей условно можно разделить на три группы.
Первая и самая многочисленная группа - семьи, в которых мать, а чаще оба родителя, злоупотребляют алкоголем. Как правило, весь быт этих семей непредсказуем. Родители то устраиваются на работу, то подолгу не работают. Материальное состояние часто меняется - при хронической бедности иногда появляются достаточно приличные деньги, которые быстро и не по необходимости тратятся.
Вторая группа - те семьи, в которых родители страдают какой-либо психической неполноценностью (чаще всего нарушениями умственного развития). В этих семьях часто много детей. Родители не могут организовать быт, не справляются с родительскими обязанностями. У этих родителей слабо развиты социальные навыки, они не умеют общаться с социальными организациями и избегают этого общения.
Третья группа - обычно неполные семьи с выраженными материальными проблемами (в том числе и не имеющие своего жилья), усиленными тяжелыми жизненными обстоятельствами. Они не имеют никакой поддержки или отказываются от нее. Обычно в этих случаях родители полностью заняты проблемой выживания, у них нет времени и сил для решения вопросов социализации и обучения детей.
По данным социологических исследований, проведенных Сургутским государственным университетом, у значительного числа опрошенных детей в городе были случаи, когда они не ночевали дома. Причем дети из неблагополучных семей уходят из дома в полтора-два раза чаще, чем дети из благополучных семей. Более 9 % опрошенных детей почти не живут дома или очень часто уходят из дома, они и пополняют группу "детей улиц". Чаще всего у этих детей нет возможности ночевать у родственников и друзей, они вынуждены ночевать на чердаках, в подвалах, на вокзалах. Причина ухода из дома у каждого третьего подростка, из числа опрошенных, связана с жестоким обращением со стороны родителей.
Семья, родители часто не способны обеспечить безопасность детей и подростков. Особое беспокойство вызывают данные о количестве несовершеннолетних, подвергшихся или подвергающихся насилию в любой форме. Около 25 % опрошенных подростков подвергались насилию, 37 % - сталкивались с ситуацией, когда их близкие или друзья были жертвами насилия. Причем мальчики подвергаются насилию вдвое чаще, чем девочки, угроза насилия возрастает по мере взросления ребенка. Особую зону риска подвергнуться насилию составляет возрастная группа 15-17 лет. 53 % подвергшихся насилию испытали его со стороны сверстников, 29 % - со стороны взрослых людей и 22 % - со стороны родителей. Дети из неблагополучных семей чаще всего подвержены насилию со стороны взрослых людей - 63 % (вдвое больше, чем дети из благополучных семей) и родителей - 15 %.
Большинство случаев применения физического насилия связано с причинением телесных повреждений. Более половины (55 %) тех, кто подвергся насилию, испытали эту форму агрессии. Еще 26 % столкнулись с такими жестокими формами отношения к себе, как хулиганство и грабеж. От преступлений в сфере экономики, таких как кража, мошенничество, вымогательство пострадали также 20 % респондентов-детей.
1.1.4. Характеристика основных групп риска
Профилактическая работа должна быть дифференцирована в зависимости от целевой группы.
Группа является малой общностью, связанной внешними (социальными) обстоятельствами и внутригрупповыми условиями существования и жизнедеятельности.
"Группы риска" - термин для обозначения групп населения, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающих те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющих различные формы асоциального поведения.
Одной из наиболее важных причин увеличения уровня преступности и правонарушений в городской среде является криминализация групп подростков и молодежи. Это выражается в ускоренной подготовке резерва преступного мира, что связывается со все большим вовлечением в антисоциальные действия молодежи, подростков, разрушением позитивных социализирующих возможностей общества. Одновременно, как видно из предыдущего анализа, эта группа - самая уязвимая в криминогенном отношении. Ее представители выступают не только субъектами, но и объектами преступных действий.
В подростково-молодежной популяции при этом следует выделять:
- подростковую и молодежную криминальную среду, устойчиво ориентированную на криминальное поведение как способ обеспечения своего психосоциального статуса или как способ решения эгоцентрических интересов, или реже как выражение своеобразного протеста;
- подростковую и молодежную маргинальную среду, ориентированную на установки и позиции малых подростковых и юношеских групп, организованных по типу дворовой, уличной общности, общности, привязанной к определенному клубу, дискотеке, музыкальному жанру, спортивному занятию, увлечению. В этой среде устойчивые, социально ориентированные ценности, отношения и правила поведения отсутствуют и не приветствуются, более характерной является изменчивая ориентация в интересах в зависимости от ситуации, привлекательности установок лидера группы, от влияния определенной социальной "моды" на те или иные формы отношений и поведения.
Данные проведенных социологических исследований свидетельствуют о ситуации "размытости" ценностных ориентиров в обеих группах, отсутствии общезначимых мировоззренческих установок у молодежи, что может стать фактором для восприятия противоправных установок и стереотипов криминальной субкультуры, особенно на фоне семейного неблагополучия.
Особую группу риска представляют подростки и молодежь, образующие специфическую субкультуру - "дети улиц". Как правило, это молодые люди, в первую очередь, юноши без особых способностей и интересов, в силу чего охватить их организованным досугом сложнее. Нарушенные отношения с социумом - главный фактор того, что подростки пополняют ряды "детей улиц". Несмотря на различия между семьями, большинство детей имеют сходные проблемы в разных областях жизни. Многие имеют задержки физического и (или) психического развития. Встречаются дети, которые уже с семилетнего возраста большую часть времени проводят на улице и очень рано начинают употреблять алкоголь, дышат бензином, клеем и подобными веществами, многие из них совершают правонарушения. Большинство этих детей и в семье, и на улице подвергались или подвергаются различным видам насилия - физического, сексуального, эмоционального. Сама по себе длительная жизнь на улице формирует у детей, имеющих такой опыт, асоциальные черты личности и поведения.
Таким образом, в качестве основной группы риска Программа рассматривает подростков и молодежь. Именно из ее среды рекрутируется резерв криминального мира и одновременно именно ее представители наиболее уязвимы, особенно в отношении личной безопасности, и именно на них наиболее негативно сказываются последствия семейного неблагополучия и дефектов правового сознания. Переломить ситуацию в молодежной среде означает качественно изменить ситуацию с правонарушениями и преступностью в городе.
Помимо молодежи, к группе риска относятся те, кто находится в данный момент в трудной жизненной ситуации, и кто требует социальной (психологической, медицинской, педагогической) помощи.
В первую очередь, это:
- мигранты с неурегулированным правовым статусом;
- лица без определенного места жительства и занятий;
- лица, освободившиеся из мест лишения свободы и утратившие социальные связи.
Точной статистики о количестве людей данной группы, пребывающих в городе, нет.
Выводы
Относительно высокий уровень правонарушений и преступности объясним следующими причинами:
- объективными - привлекательностью Сургута для организованной преступности и для незаконной миграции, недостаточной занятостью подростков и молодежи;
- субъективными - низким уровнем правосознания населения и пробелами в семейном воспитании, слабой ответственностью родителей.
Особенно негативно эти факторы сказываются на положении групп риска - молодежи и криминально уязвимых групп населения.
1.2. Система и ресурсы профилактической работы в городе
На сегодняшний день работа по профилактике правонарушений и преступности координируется в рамках окружных программ "Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2005-2007 годы, "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2004-2007 годы, "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на 2003-2005 годы, "Дети Югры" на 2003-2005 годы, "Молодежь Ханты-Мансийского автономного округа" на 2003-2005 годы. Их конкретизацией выступают следующие городские программы: комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в городе Сургуте на 2003-2004 годы, "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту" на 2004-2005 годы, "Неотложные меры по предупреждению распространения в городе Сургуте заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2005 годы АнтиВИЧ/СПИД", "Дети Сургута" на 2004-2007 годы, "Молодежь Сургута" на 2002-2005 годы.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо сроков исполнения программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера": "на 2003-2005 годы" следует читать: "на 2003-2006 годы"
Профилактическая работа по предотвращению числа преступлений включает следующие направления:
- нейтрализация криминальных групп;
- профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения;
- профилактика ВИЧ-инфекций;
- профилактика групповой преступности;
- профилактика дорожно-транспортных преступлений.
Направления работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений выглядят следующим образом:
- профилактика на базе органов управления образованием и образовательных учреждений (департамент образования и науки Администрации города, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, специальные (коррекционные) школы, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения);
- профилактика на базе комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав при Администрации города;
- профилактика на базе органов внутренних дел (подразделений по делам несовершеннолетних УВД города Сургута, Сургутского линейного управления внутренних дел на транспорте);
- профилактика на базе органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания (департамент по труду и социальным вопросам Администрации города, управление опеки и попечительства Администрации города, учреждения социального обслуживания);
- профилактика на базе учреждений культуры, спорта, молодежной политики (департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города, культурно-досуговые учреждения города);
- профилактика на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения (комитет по здравоохранению Администрации города, медицинские учреждения по профилактике и лечению заболеваний социального характера);
- профилактика на базе общественных организаций (советы территориального общественного самоуправления, детско-молодежные общественные организации и движения).
Более подробно направления профилактической работы представлены на схемах.
"Цветные обозначения на схемах"
"Схема 1. Органы и учреждения социальной защиты населения"
"Схема 2. Органы и учреждения культуры, спорта и молодежной политики"
"Схема 3. Органы управления образованием и образовательные учреждения"
"Схема 4. Органы внутренних дел"
"Схема 5. Комиссия по делам несовершеннолетних, защите их прав. Комитет по здравоохранению"
"Схема 6. Советы территориального общественного самоуправления"
Вывод
Можно констатировать, что в городе Сургуте сложилась достаточно эффективная система профилактики правонарушений и преступности. Усилиями правоохранительных органов, структурных подразделений Администрации города, муниципальных учреждений и общественных организаций в городе применяются различные формы профилактической работы, между основными субъектами этой работы существует достаточно налаженная связь и координация. Однако, сохранение относительно высокого уровня преступности и правонарушений свидетельствует о существовании ряда пробелов в этой работе.
Суммируя на основе предыдущего аналитического обзора наиболее уязвимые точки профилактического пространства города, выделим проблемы, на решение которых направлена стратегия данной Программы (схема 7):
1) недостаточное обеспечение безопасности населения, особенно молодежи и подростков;
2) недостаточная занятость молодежи и подростков социально одобряемыми видами деятельности. Мало внимания уделено досугу подростков и молодежи "без особых способностей", а также занятости юношей, составляющих основной контингент "детей улицы". В неполной мере используются возможности для работы с девиантными подростками, возможности летних лагерей;
3) недостаточная защита криминально уязвимых групп населения, не предусмотрены меры по решению проблем детей незаконных мигрантов и т.д.;
4) отсутствие системы подготовки кадров для работы с "трудной", педагогически запущенной молодежью и подростками;
5) отсутствие системы информационно-рекламного сопровождения профилактики правонарушений и преступности;
6) не налажен мониторинг и система анализа эффективности действующих программ по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью.
Создание и реализация целевой программы профилактики правонарушений и преступности:
- позволит обнаружить и учесть пробелы в организации профилактического пространства;
- даст дополнительный импульс профилактической работе;
- не только обозначит направления профилактической работы, но и обеспечит условия для ее осуществления путем создания системы координации, мониторинга, информационно-рекламного сопровождения Программы и подготовки необходимых кадров.
"Схема 7. Основные направления программы профилактики правонарушений и преступности, ее организационное обеспечение"
2. Цели и приоритеты Программы
Целью Программы является мобилизация резервов или стимулирование эффективной системы действий, направленной на снижение уровня правонарушений и преступности в городе.
Задачи Программы:
- консолидация образовательных, воспитательных, культурных, информационных ресурсов местного сообщества в систему профилактических мер, направленных на обеспечение безопасности личности, охрану прав детей и подростков и повышение уровня правосознания населения;
- создание системы социальной адаптации групп риска, склонных к совершению правонарушений или выступающих объектами преступных действий;
- сокращение количества несовершеннолетних и молодежи, неучащихся и неработающих, за счет развития системы занятости, в том числе трудовой и досуговой деятельности;
- создание единой системы подготовки кадров для работы с молодежью, социальных и молодежных работников, волонтеров для осуществления воспитательного сопровождения, патронажа и контроля за поведением несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
- создание системы летнего организованного досуга и отдыха для несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
- создание системы информационно-рекламного сопровождения борьбы с правонарушениями и преступностью.
Особенности Программы
1. Основным субъектом Программы выступают не правоохранительные структуры, а население города, представленное органами управления, муниципальными учреждениями и общественными организациями.
Правоохранительные органы также уделяют большое внимание профилактической работе (специфическая "ближняя профилактика"), так как осуществляется работа с группами несовершеннолетних, уже попавшими в поле зрения.
Общественный характер субъекта Программы предопределяет профилактические меры в основном "на дальних подступах" с использованием возможностей муниципальной системы дополнительного образования, муниципальных учреждений культуры и спорта, учреждений социальной защиты, общественных организаций и т.д.
2. Использование при структурировании содержания Программы как основных мероприятий Программы, так и проектных форм. С методологической точки зрения, проектная форма удобна как для согласования взаимопересекающихся программ с целью избежания дублирования, так и для более четкого обозначения ожидаемого результата и возможностей его проверки.
3. Преемственный характер. В городе с 1995 года принимаются программы, направленные на борьбу с преступностью, при их разработке учитываются результаты эффективности ранее принятых программ.
5. Профилактическая работа дифференцирована в зависимости от целевой группы.
Главной трудностью при подготовке Программы являлось "разведение" видов деятельности, традиционно выполняемых структурными подразделениями Администрации города, учреждениями, общественными организациями, направленными на всю группу населения, входящую в их зону ответственности, а также виды деятельности специфически ориентированные на снижение уровня преступности и правонарушений, работу с целевой группой.
Результатом реализации Программы должно стать снижение уровня правонарушений и преступности путем создания социальной среды, дающей населению, в первую очередь группам риска, образцы позитивного или социально-приемлемого поведения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Основные направления профилактики правонарушений и преступности
на 2006-2010 годы
Исходя из приведенного анализа и обозначенных приоритетов Программы, ее мероприятия объединены в группы по следующим направлениям.
3.1. Безопасность личности
По результатам опросов, физическому насилию подвергается каждый четвертый молодой горожанин. Более половины подвергшихся насилию испытали его со стороны сверстников, но в еще большей мере угроза насилия проистекает от взрослых людей, о чем свидетельствуют показания одной трети молодых респондентов, подвергшихся насилию. Источниками насилия часто выступают случайные люди на улице, в транспорте, в общественных местах, но еще чаще те, кто, казалось бы, должен обеспечивать безопасность: родители, педагоги, представители правоохранительных органов. Большинство случаев (у половины из тех, кто подвергся насилию) связано с причинением телесных повреждений, треть респондентов сталкивается с такими жестокими формами отношения к своей личности, как хулиганство и грабеж. От "экономических преступлений" в виде краж, мошенничества, вымогательства пострадал каждый пятый, более 5 % из числа подвергшихся насилию называют себя жертвой изнасилования.
Существование агрессивной по отношению к детям внешней среды, продуцирующей различные формы насилия, в том числе самую жестокую - физическое насилие, формирует снижение порога чувствительности к насилию, а факты безнаказанного проявления насилия - недоверие к закону, в его защиту, что вызывает формирование ответной агрессивной реакции со стороны подростков и молодежи в отношениях с внешней средой.
Профилактика правонарушений в отношении личности, в первую очередь, должна быть связана с решением следующих задач:
- противодействие организованной преступности;
- обеспечение общественного порядка;
- повышение уровня правосознания населения.
Важнейшей задачей остается борьба с организованной преступностью и коррупцией. Для этой цели выделен комплекс мероприятий по активизации раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений против личности, связанных с незаконным оборотом оружия, грабежей и разбойных нападений на жилища граждан, совершенных организованными преступными группами. Особое внимание обращено на принятие превентивных антитеррористических мер, на усиление контроля за миграцией.
С обеспечением имущественной безопасности связан комплекс мероприятий, направленный на профилактику экономических правонарушений.
Реализация данных задач будет неэффективна без обеспечения материально-технической базы правоохранительных органов, поэтому в Программе выделен комплекс мероприятий, направленный на ее совершенствование.
Поскольку идеология Программы предполагает максимально общественный характер профилактики преступности и правонарушений, то запланирован ряд соответствующих мероприятий по привлечению к этой работе населения, общественных организаций, формированию социального партнерства в создании безопасной среды обитания и развитии культурной среды. Предполагается, что средством получения информации о латентных проявлениях правонарушений должны выступать активисты по месту жительства, взаимодействующие с правоохранительными органами, советами территориального общественного самоуправления.
Установление видеокамер наблюдения в потенциально криминогенных зонах и в местах скопления людей позволит усилить контроль за поведением горожан в общественных местах, таким образом, усовершенствует систему оперативного реагирования на правонарушения.
Важнейшим профилактическим направлением среди детей и подростков остается развитие правосознания в области прав человека.
Существенным недостатком в обеспечении прав личной безопасности является фактическое отсутствие в городе ювенальной службы. Создание в рамках данной Программы элементов ювенальной службы явилось бы существенным шагом в решении проблемы профилактики правонарушений и преступности.
Другой болезненной городской проблемой является наличие значительного числа детей мигрантов, в том числе нелегальных. Их адаптация затруднена как правовыми, так и фактическими (особенно языковыми барьерами), затрудняющими обучение в муниципальных образовательных учреждениях. Имеет место нарушение прав детей, составляющих данную молодежную группу, ее маргинализация и, как следствие, превращение в существенный потенциальный резерв правонарушений, поэтому исключительно важное значение имеет подгруппа проектов "Школа адаптации", направленная на организацию курсов изучения русского языка для детей мигрантов на базе воскресных школ национально-культурных объединений и образовательных учреждений города. Знание русского языка рассматривается в качестве основного средства адаптации детей мигрантов в городской среде. Но следует обратить внимание на то, что соответствующий проект направлен не только на решение задач языковой, психологической адаптации, но и на создание в качестве предварительного условия банка данных о численности и местонахождении детей мигрантов, поскольку в настоящее время городские службы данной информацией не располагают.
В условиях сохранения достаточно высокого уровня криминализации населения, в том числе молодежи, исключительно важной задачей является восстановление службы школьного инспектора, который должен работать с близлежащими школами в микрорайоне. Под его контролем, в первую очередь, должны находиться подростки как совершившие правонарушение и состоящие на учете в правоохранительных органах, так и "трудные" учащиеся, состоящие на педагогическом учете. Как показывает опыт, влияние школьного инспектора на эти категории значительно выше, чем со стороны педагогов или родителей. Кроме того, инспектор должен вести учет родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию детей, а также отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности. В обязанности школьного инспектора целесообразно вменить контроль за организацией охраны образовательных учреждений и предупреждения террористических актов.
3.2. Занятость подростков и молодежи
Занятость подростков и молодежи направлена на не специфическую, но самую многочисленную группу риска, которую составляют незанятые подростки и молодежь. Целью и ключевым средством реализации мероприятий данного направления является занятость. Решение проблемы занятости молодежи позволит сократить численность детей, проводящих свободное время в подъездах, на улице.
Формой занятости молодежи, доказавшей свою эффективность в городе, выступает массовый спорт. На 1 января 2005 года численность занимающихся физической культурой и спортом по городу составила 38623 человека. В городе насчитывается восемь учреждений дополнительного образования, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в которых занимаются 7233 человека.
Программа рассматривает увеличение количества спортивных сооружений в качестве приоритетного направления в решении задачи профилактики преступности и правонарушений через массовый спорт (1 направление).
Основной проблемой для реализации данного направления является недостаточное количество спортивных сооружений. Обеспеченность населения города спортивными сооружениями выглядит следующим образом:
- физкультурно-спортивными залами - 48,14 %;
- плавательными бассейнами - 17,7 %;
- плоскостными сооружениями - 20,6 %.
Единовременная пропускная способность всех спортивных сооружений города - 8011 человек (27,6 % на 1000 жителей) - 14,5 % от норматива.
Предпочтение отдавалось тем мероприятиям, которые при относительной дешевизне максимально эффективны, то есть способны обеспечить существенное увеличение числа горожан, занимающихся спортом, и тем самым содействовать снижению уровня криминализации в молодежной среде, профилактике наркомании, внедрению спортивного стиля жизни в молодежную среду.
Важным резервом массового спорта, актуализируемым данной Программой, выступает расширение возможностей спортивных секций, на базе открытых сменных общеобразовательных школ города. Например, муниципальное образовательное учреждение открытая сменная общеобразовательная школа N 1, которую помещают около 300 человек, занимает половину здания детского сада и не располагает необходимыми условиями, в том числе спортивным залом. Приобретение второй половины детского сада, выделение необходимых денежных средств на реконструкцию здания, дополнительные ставки тренеров позволили бы решить существующую проблему.
Приобретение дополнительных помещений для муниципального учреждения по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант" и оснащение их необходимым оборудованием позволит более полно использовать ресурсы данного учреждения для расширения массового спорта.
Поскольку значительную часть группы риска составляют юноши, то в предлагаемых мероприятиях целесообразно сделать акцент на спорте, технических видах кружковой работы, военно-патриотических организациях, дополнительном образовании и т.д. Это второе направление решения проблемы занятости в качестве профилактики преступности и правонарушений.
Данное направление включает развитие, главным образом, материальной части детско-юношеских, технических и туристических объединений, что позволит существенно увеличить численность занимающихся в них подростков и молодежи.
В число мероприятий данного направления Программы включены клубы на базе муниципальных образовательных учреждений открытых сменных общеобразовательных школ города NN 1, 2, основной контингент которых составляют подростки с различной степенью дезадаптации, с недостаточной мотивацией и низким уровнем нравственного потенциала. Вовлечение этой группы подростков в клубную работу по интересам позволит сориентировать их на социально одобряемые виды деятельности, создать условия для вовлечения в среду здорового образа жизни и формирования морально-этических качеств личности. Приобретение скалодрома и стрелкового тира позволит не только разгрузить спортивные залы школ, но и существенно увеличить контингент подростков и молодежи данной группы риска, но и вовлечь их в такие социально одобряемые виды деятельности, как военно-патриотическая (клуб "Гвардия") и спортивный туризм (клуб "Самос").
Особо уязвимы для криминогенного влияния подростки и молодежь "без особых способностей". Согласно результатам опросов лишь немногие из них (3 %) готовы попробовать себя в занятиях, требующих определенной подготовки, способностей или волевых усилий, например, в спорте или клубной, кружковой работе. Для этой группы занятость, в основном, предполагает развитие досуговых форм. Это третье направление решения проблемы занятости в качестве профилактики преступности и правонарушений.
Следует отметить, что хотя акцент делается на организацию досуга (что занимает свободное время и уменьшает возможность совершения правонарушений), мероприятия предполагают организацию воспитательной и профилактической работы.
Востребованной досуговой формой для данной группы является проект "Время для нас". Для того, чтобы этот проект не превратился в банальные дискотеки, Программа предлагает дополнить его проектом детской филармонии, имеющим культурно-просветительскую направленность и представляющим собой цикл лекций - концертов (одно выступление в месяц), что обеспечит сочетание проведения досуга с общим музыкально-эстетическим воспитанием.
Аналогичным образом, проекты муниципальных образовательных учреждений открытых сменных общеобразовательных школ NN 1,2 "Школа выбора", "Компьютерный клуб" предполагают использование дополнительной образовательной деятельности, чтобы увлечь подростков и молодежь занятиями в сфере тех или иных технологий.
4. Организационное обеспечение осуществления Программы
Решением Думы г. Сургута от 28 марта 2008 г. N 368-IVДГ в пункт 4.1 раздела 4 приложения к настоящему решению внесены изменения
4.1. Кадровое обеспечение реализации мероприятий Программы
Решающим условием благополучной социализации детей и подростков группы риска является вовлечение их в общности, в которых оказалось бы возможным включение их в продуктивные виды деятельности, а на основе этого - приобщать к развитию собственного творческого потенциала.
Организационная модель предполагает подготовку контингента кураторов, которые способны включить подростков в продуктивные социально-перспективные виды практики.
Средством реализации этой модели являются меры, позволяющие сблизить дистанцию между взрослыми-наставниками и подростками, нуждающимися в особых формах партнерства, что позволит раскрывать для подростков ценностно-смысловые стороны социальных деяний, вносящих вклад в благополучие города, региона.
Препятствием для осуществления этой модели является отсутствие механизмов ротации кадров, работающих с детьми и подростками в системе дополнительного образования, что приводит к возникновению формальных видов работы в рамках существующих рабочих мест, низкому уровню вовлеченности в социокультурную самодеятельность контингента, который особенно нуждается в партнерстве для вхождения в продуктивные практики.
С целью привлечения кадров, отвечающих требованиям квалифицированных педагогов-кураторов подростков на основе включения их в продуктивные социально и культурно значимые виды творческой практики жизнедеятельности, планируется проводить конкурсы, курсы подготовки и переподготовки, завершающиеся защитой обоснованных проектов и программ деятельности.
4.2. Мониторинг эффективности результатов Программы и ее критерии
Оценку эффективности Программы предполагается осуществлять, используя следующие методы:
1) анализ статистических данных о динамике правонарушений и преступности;
2) социологические исследования, измеряющие:
- предполагаемое изменение правового сознания горожан;
- уровень безопасности;
- состояние досуга и занятости молодежи;
3) анализ статистических данных о динамике численности молодежи и подростков, вовлеченных в деятельность по интересам или в досуговую деятельность, в том числе отдельно от численности юношей, лиц с девиантным поведением, охваченных летним отдыхом;
4) контент-анализ осуществленных в рамках Программы:
- информационных и рекламных материалов, направленных на профилактику правонарушений и преступности;
- оценочных суждений экспертов, официальных лиц, журналистов о ходе, эффективности, результатах Программы.
Предполагается создание двухуровневой системы мониторинга.
На первом уровне критериями эффективности выступают количественные и качественные показатели, характеризующие выполнение запланированных мероприятий:
- количество проведенных акций, отвечающих программным мероприятиям;
- численность контингента, принимающего участие в акциях;
- удовлетворенность ими участников.
Это направление мониторинга осуществляется исполнителями программных направлений.
На втором уровне критериями эффективности выступают основания, свидетельствующие о качественном изменении понимания различными слоями общественности города факторов, угрожающих социальной и индивидуальной безопасности, степени остроты переживания угроз и особенностей динамики различных групп населения при приобретении ими все более сознательной позиции субъекта правового сознания. Для осуществления этого направления мониторинга необходим научно-исследовательский коллектив, организация которого осуществляется соответствующим сектором координационного совета, интегрирующего результаты мониторинга исполнителей, общественного совета управления Программой.
4.3. Информационно-рекламное сопровождение Программы
Реклама всегда была одним из самых эффективных средств социальной пропаганды. Она способна оказывать влияние на отношение людей к окружающей среде, внедрять в сознание населения города определенные ценности, пропагандировать здоровый образ жизни.
Необходимо использовать свойства и возможности рекламы для пропаганды позитивных ценностей, выработки отношения граждан к социально значимым явлениям общественной жизни, побуждения к соответствующим действиям. Социальной является реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение социально позитивных целей.
Социальная реклама представляет коммуникативное обеспечение (с помощью инструментов рекламы и технологий-PR) государственной социальной политики, в том числе и на муниципальном уровне.
Ключевым субъектом социальной рекламы должны выступать муниципальные органы власти, потому что некоммерческие организации в роли субъектов социальной рекламы оказываются лишь добровольными помощниками в проводимой социальной политике.
Основные цели социальной рекламы:
- информирование населения города о деятельности общественных объединений, социальных организаций и муниципальных учреждений города;
- представление отношения детей и молодежи к явлениям современной жизни общества; профилактика СПИДа, туберкулеза и других опасных инфекционных заболеваний;
- профилактика наркомании, алкоголизма, токсикомании, табакокурения;
- профилактика преступлений против личности (в том числе преступлений, совершаемых на почве проявления экстремизма, шовинизма и межнациональной розни);
- защита прав потребителей, в том числе защита от недобросовестной рекламы;
- поддержание чистоты и участие в благоустройстве города;
- профилактика демографического кризиса, утверждение семейных ценностей;
- пропаганда культурно-нравственных ценностей;
- мониторинг эффективности социальной рекламы.
Достижение поставленных целей осуществляется через решение следующих задач:
- создание информационных рекламных макетов и проектов социальной рекламы;
- организация конкурса социальной рекламы среди муниципальных учреждений, общественных организаций, рекламных агентств, средств массовой информации, в том числе газет и телерадиокомпаний;
- создание сектора по социальной рекламе координационного совета Программы;
- размещение социальной рекламы в средствах массовой информации города;
- регулярное обновление информации об общественных объединениях города на рекламных щитах;
использование локальной сети города для размещения социальной рекламы;
- проведение социологических опросов жителей о социальной рекламе.
Организационные партнеры в осуществлении поставленных задач:
- департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города;
- департамент по труду и социальным вопросам Администрации города;
- департамент образования и науки Администрации города;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города;
- советы территориального общественного самоуправления;
- управление внутренних дел города;
- средства массовой информации города.
Способы осуществления поставленных задач:
- участие муниципальных учреждений, общественных организаций, рекламных агентств, средств массовой информации в городском конкурсе социально значимых проектов и программ;
- информационно-рекламное обеспечение проектов и подпрограмм в ходе реализации данной Программы;
- организация деятельности на условиях социального партнерства с властями города, общественными, некоммерческими и коммерческими организациями.
Порядок размещения социальной рекламы:
- муниципальные учреждения, общественные организации, рекламные агентства, средства массовой информации представляют на конкурс макеты и проекты социальной рекламы;
- сектор по социальной рекламе при координационном совете рассматривает предложения и дает свои рекомендации по доработке и представлению макетов и проектов на конкурс;
- доработанные макеты и проекты оформляются в виде заявки на городской конкурс социально значимых проектов и программ;
- конкурсная комиссия рассматривает представленные заявки и с учетом предложений сектора по социальной рекламе координационного совета выбирает макеты и проекты социальной рекламы для размещения на соответствующих информационных носителях (средства массовой информации, рекламные щиты, локальные сети и сети Интернет);
- с организациями, чьи макеты и проекты социальной рекламы были выбраны, заключается договор о создании и поддержке проектов социальной рекламы.
Формы организации социальной рекламы:
в виде печатной продукции (буклеты, листовки, статьи, пособия, тематические газеты, брошюры и т.д.);
- в виде видеопродукции (телевизионные фильмы, телесюжеты, видеоролики, организация тематических передач на телевидении, учебные фильмы в школах);
- в виде наружной рекламы (рекламные щиты, баннеры, плакаты, стенды в учреждениях, размещение видеороликов на уличных плазменных экранах);
- в виде рекламных мероприятий (акции в школах и дворах, шествия, демонстрации, рекламные автобусы, организация семинаров, выставок).
- в виде радиопередач и сайтов (размещение рекламных материалов в сети Интернет);
- в виде другой продукции (рекламная атрибутика на календарях, ручках и других предметах).
4.4. Управление Программой и функции координационного совета
(Механизмы обеспечения эффективной организации Программы)
Опираясь на опыт комплексных программ, необходимо предотвратить разобщенность мер и мероприятий в составе Программы, обеспечивая консолидацию усилий всех субъектов управленческого взаимодействия в согласовании средств и способов профилактических направлений, адресованных определенному контингенту групп социального риска.
Осуществление Программы предполагает текущее планирование, организацию и контроль за реализацией комплексных мероприятий по профилактике правонарушений.
Организация процесса осуществления Программы предполагает создание координационного совета, основными задачами которого являются:
- разработка системно-целевого графика реализации основных мероприятий Программы, осуществление комплексного контроля за эффективностью проводимой работы, своевременная коррекция;
- подготовка предложений и проектов решений городской Думы по определению конкретных направлений профилактики преступлений и борьбы с преступностью;
- информирование Главы города и депутатов городской Думы о результатах реализации направлений и мероприятий Программы.
Необходимо организовать деятельность координационного совета на основе разделения функциональной ответственности по основным секторам:
- аналитико-информационный сектор, включающий редакционный совет - для планирования и выпуска методических и аналитических публикаций;
- сектор социальной рекламы, планирующий комплексные направления всех видов рекламы, контролирующий качество их реализации.
В деятельность координационного совета входит организация общественного совета и постоянно действующей исследовательской группы.
Создание общественного совета, включающего редакторов и представителей всех влиятельных органов средств массовой информации, необходимо для планирования и осуществления цикла передач, круглых столов, оформления общественных инициатив и предложений, направленных на нейтрализацию факторов, угрожающих состоянию безопасности в городе.
Для осуществления социально-гуманитарной экспертизы субъективных и объективных параметров состояния социальной напряженности в отношении безопасности населения города необходимо создать постоянно действующую исследовательскую группу, которую наделить правовыми полномочиями влиять на ход осуществления Программы, материально-технические условия деятельности, возможность инициирования организации семинаров и конференций, направленных на совершенствование механизмов разработки и осуществления последующей перспективной программы.
Ожидаемые результаты создания многоуровневой адресной системы профилактики правонарушений - на основе организации Программы осуществить обоснованный социальный эксперимент, результаты проведения которого могут быть обобщены и рекомендованы для последующего применения и распространения.
Вывод
Предполагается, что в процессе реализации мероприятий Программы:
- будет осуществляться текущее планирование и выполнение комплексных мероприятий по профилактике правонарушений как среди городского населения в целом, так и в группах социального риска;
- ответственные за определенные мероприятия Программы исполнители выступят организаторами межведомственных объединений по выполнению фрагментов Программы, включающих преемственные и сходные по содержанию и назначению акции;
- организация социальной рекламы не только обеспечит сопровождение программных мероприятий, но выступит действенным средством профилактики, выявления факторов, угрожающих состоянию социальной безопасности, разработки мер мобилизации общественных ресурсов на их преодоление. Планирование социальной рекламы и оценку степени эффективности этого направления осуществляет общественный совет, в состав которого входят представители наиболее влиятельных и социально ответственных средств массовой информации;
- планирование, организация процедур осуществления мониторинга, интерпретация результатов и превращение их в действенные средства влияния на качество Программы осуществляется научно-исследовательским коллективом, организация деятельности которого курируется специальным сектором координационного совета.
Решением Думы г. Сургута от 28 марта 2008 г. N 368-IVДГ в раздел 5 приложения к настоящему решению внесены изменения
5. Основные программные мероприятия
26 декабря 2006 г., 29 ноября 2007 г., 28 марта 2008 г.
тыс. рублей) |
<< Назад |
||
Содержание Решение Сургутской городской Думы от 26 октября 2005 г. N 509-IIIГД "О комплексной программе по профилактике правонарушений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.