Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации г. Сургута
от 28 июня 2006 г. N 1390
Методика
расчета платежеспособности бюджета города
1. Общие положения
1.1. Методика расчета платежеспособности бюджета города разработана в целях оценки способности бюджета города полностью и в срок исполнять свои расходные и долговые обязательства.
1.2. В рамках настоящей Методики оцениваются следующие обязательства города Сургута:
- кредитные соглашения и договоры;
- муниципальные займы города Сургута, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
- договоры и соглашения о получении бюджетом города бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении гарантий города;
- соглашения и договоры, заключенные от имени города Сургута о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
- просроченная кредиторская задолженность муниципальных учреждений.
1.3. В целях настоящей Методики обязательства города Сургута классифицируются как прямые и условные долговые обязательства.
1.4. Прямое долговое обязательство определяется как обязательство города, которое требует выплаты процентов и основного долга в определенные даты в будущем. В прямые обязательства включаются долговые обязательства, определенные п. 1.2. настоящей Методики, за исключением гарантий города.
1.5. Условное долговое обязательство определяется как обязательство города Сургута по предоставленной гарантии.
1.6. Временной интервал, по которому оценивается платежеспособность бюджета города, состоит из:
- фактического периода, включающего два финансовых года, предшествующих текущему, и прошедшую часть текущего года;
- прогнозного периода - от начала текущего года до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения, а также на планируемый финансовый год и предстоящий трехлетний период.
Интервал расчета платежеспособности бюджета города разбивается на годовые периоды.
1.7. Расчет платежеспособности бюджета города проводится на основе:
- показателей перспективного финансового плана города Сургута;
- основных показателей бюджета города;
- графика платежей по долговым обязательствам города Сургута;
- предположений о состоянии кредитного рынка, доступного для Администрации города;
- оценки возможных изменений стоимости заимствований (в случае наличия долговых обязательств с плавающей процентной ставкой).
1.8. Оценка платежеспособности бюджета города проводится на основе расчета долговой емкости бюджета города и доступной долговой емкости бюджета города.
1.9. Долговая емкость бюджета города (ДЕ) определяется как превышение доходов бюджета города над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени.
Долговая емкость бюджета города определяется по следующей формуле:
ДЕi = Дi + Пi - ТРi,
где:
ДЕi - долговая емкость бюджета города в i-том периоде;
Дi - доходы бюджета города, в i-том периоде;
Пi - поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности в бюджет города в i-том периоде;
TPi - текущие расходы бюджета города без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, в i-том периоде.
1.10. Сумма значений долговой емкости бюджета города за все рассматриваемые периоды времени составляет долговую емкость бюджета города на выбранном интервале времени:
n
ДЕ = сумма ДЕi ,
i = 1
где:
ДЕ - долговая емкость бюджета города на выбранном интервале;
n - число периодов в интервале расчета.
1.11. Доступная долговая емкость бюджета города для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью бюджета города и суммой платежей по исполнению уже принятых долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению гарантий.
Доступная долговая емкость бюджета города определяется по следующей формуле:
ДДЕ i = ДЕi- СГi,
где
СГi - платежи по исполнению уже принятых долговых обязательств и ожидаемые платежи по исполнению гарантий в i-том периоде;
1.12. Сумма значений доступной долговой емкости бюджета города для всех рассматриваемых периодов представляет собой доступную долговую емкость бюджета города для новых заимствований на выбранном интервале планирования
n
ДДЕ = сумма ДДЕi ,
i = 1
где n - число периодов в интервале расчета.
1.13. Положительное значение доступной долговой емкости для новых заимствований свидетельствует о том, что в плановом периоде возможно привлечение новых заимствований.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования характеризует объем свободных средств бюджета, которые могут быть направлены на привлечение новых заимствований или досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты будущих лет.
Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых и условных обязательств.
1.14. Доступная долговая емкость для новых заимствований планируется в разрезе трех составляющих:
- часть доступной долговой емкости бюджета города, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам (резерв по возможной ответственности);
- часть доступной долговой емкости бюджета города, предназначенная для платежей по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;
- неиспользуемая часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск снижения ликвидности бюджета города, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Неиспользуемая часть доступной долговой емкости устанавливается в объеме не менее 20% общей доступной долговой емкости бюджета города.
Для каждого периода планирования должно выполняться соотношение:
ДДЕ i = ДДЕy + ДДЕ n+ ДДЕo ,
где:
ДДЕy - часть доступной долговой емкости бюджета города, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам в i-том периоде;
ДДЕn - часть доступной долговой емкости бюджета, предназначенная для платежей по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств в i-том периоде.
ДДЕо - неиспользуемая часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск снижения ликвидности бюджета города в i-том периоде.
2. Порядок расчета уровня платежеспособности бюджета города
2.1. Процедура расчета уровня платежеспособности бюджета города включает следующие этапы:
- построение графика платежей по обслуживанию и погашению прямых долговых и условных обязательств;
- расчет уровня платежеспособности бюджета города.
2.2. График обслуживания и погашения долговых обязательств города Сургута составляется на основе данных об объеме и условиях привлечения существующих прямых долговых и условных долговых обязательств с учетом консервативного прогноза наступления условных обязательств.
Расчет суммарного объема платежей по обслуживанию и погашению прямых долговых обязательств и ожидаемых платежей по условным долговым обязательствам осуществляется по следующей формуле:
СГi = суммаj (ПОГij + ОБСЛij) + сумма ОПik, k
где:
ПОГij - сумма расходов на погашение j-того прямого долгового обязательства i-том периоде;
ОБСЛij - расходы на обслуживание j-того прямого долгового обязательства i-том периоде;
ОПik - ожидаемый платеж по k-тому условному долговому обязательству в i-том периоде.
Ожидаемый платеж по условному долговому обязательству вычисляется как произведение объема возможной выплаты по обязательству на оценку вероятности наступления гарантийного случая.
Вероятность наступления гарантийного случая по условному долговому обязательству, предоставленному юридическим лицам, оценивается как доля условных долговых обязательств, по которым наступил гарантийный случай, в общем объеме условных долговых обязательств за последние два финансовых года.
2.3. Уровень платежеспособности бюджета города обозначается в виде буквы (A, B, C или D) и префикса (знака "+", "-" или "0").
Буква в обозначении уровня платежеспособности бюджета города характеризует уровень потенциальной платежеспособности бюджета города в прогнозном периоде. Уровень потенциальной платежеспособности может принимать одно из следующих значений:
- абсолютный уровень платежеспособности (А) - для каждого года прогнозного периода доходов бюджета города достаточно для покрытия текущих расходов, погашения долга и обеспечения высокого уровня капитальных расходов;
- нормальный уровень платежеспособности (В) - для каждого года прогнозного периода доходов бюджета города достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточного уровня капитальных расходов;
- неустойчивый уровень платежеспособности (С) - для каждого года прогнозного периода доходов бюджета города достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения минимального уровня капитальных расходов;
- кризисный уровень платежеспособности (D) - доходов бюджета города в каком-либо году прогнозного периода недостаточно для покрытия текущих расходов и (или) погашения долга, доступная долговая емкость бюджета города отрицательна.
Префикс может принимать следующие значения:
"+" - показывает, что реальная платежеспособность бюджета города в прогнозном периоде ожидается на более высоком уровне, чем расчетная;
"-" - показывает, что реальная платежеспособность бюджета города в прогнозном периоде ожидается на более низком уровне, чем расчетная;
"0" - показывает, что реальная платежеспособность бюджета города в прогнозном периоде ожидается на таком же уровне, как и расчетная.
2.4. Уровень потенциальной платежеспособности бюджета города в прогнозном периоде определяется по следующему алгоритму:
- определяются исходные значения коэффициента платежеспособности бюджета города для каждого года прогнозного периода;
- исходные значения коэффициента платежеспособности бюджета города корректируются на фактор возможного резервирования кассовых остатков на едином счете бюджета;
- скорректированные на предыдущем шаге значения коэффициента платежеспособности бюджета города дополнительно корректируются на фактор возможного привлечения новых заимствований с учетом установленных ограничений;
- определяется уровень потенциальной платежеспособности бюджета города, определяемый посредством соответствия минимального скорректированного значения коэффициента платежеспособности в прогнозном периоде определенному уровню потенциальной платежеспособности бюджета города в соответствии с приведенной таблицей.
Уровень потенциальной платежеспособности бюджета города |
||||
абсолютный (А) |
нормальный (B) |
неустойчивый (C) |
кризисный (D) |
|
Значение коэффициента платежеспособности бюджета города |
> 15% | 5-15% | 2-5% | < 2% |
2.4.1. Исходные значения коэффициента платежеспособности бюджета города для каждого года прогнозного периода определяются по формуле:
ДДЕi
Yi = ----------------,
Дохi
где:
i - порядковый номер года прогнозного периода;
ДДЕi - доступная долговая емкость бюджета города в i-том прогнозном году;
Дохi - доходы бюджета города в i-том прогнозном году.
В случае, если для каждого года прогнозного периода исходные значения коэффициента платежеспособности превышают 15%, уровню потенциальной платежеспособности бюджета присваивается значение "А" (абсолютный уровень), корректировки, указанные в пунктах 2.4.2 - 2.4.3 не осуществляются.
2.4.2. Корректировка исходных значений коэффициентов платежеспособности бюджета города на фактор возможного резервирования кассовых остатков осуществляется исходя из принципа максимального выравнивания значений коэффициента платежеспособности бюджета города в годы прогнозного периода следующим образом:
- для первого (текущего) года сумма доходов бюджета города увеличивается на сумму кассовых остатков на счете бюджета на начало года;
- для второго года сумма доходов бюджета города увеличивается на плановую сумму кассовых остатков на счете бюджета на конец текущего года;
- рассмотрение с точки зрения корректировки коэффициентов платежеспособности бюджета на фактор возможного резервирования кассовых остатков осуществляется начиная с первого года прогнозного периода;
- значения коэффициентов платежеспособности бюджета города за год i и год (i+1) сравниваются друг с другом. Если значение коэффициента платежеспособности бюджета за i-тый год ниже, чем за год (i+1), осуществляется переход к сравнению значений коэффициентов за год (i+1)и год (i+2);
Если значение коэффициента платежеспособности бюджета за i-тый год выше, чем за год (i+1), осуществляется уменьшение доходов i-того года и увеличение доходов года (i+1) на равную сумму таким образом, чтобы значения коэффициентов платежеспособности за данные годы оказались одинаковыми;
Если после выравнивания значение коэффициентов платежеспособности за i-тый и год (i+1) оказывается ниже, чем значение за год (i+2), осуществляется переход к сравнению коэффициентов платежеспособности бюджета за год (i+2) и год (i+3), в порядке, установленном первым абзацем настоящего пункта;
Если после выравнивания значение коэффициентов платежеспособности за i-тый и год (i+1) оказывается выше, чем значение за год (i+2), осуществляется уменьшение доходов i-того года и года (i+1) и увеличение доходов года (i+2) на равную сумму таким образом, чтобы значения коэффициентов платежеспособности за данные годы оказались одинаковыми.
Аналогично, в случае, если выровненное значение коэффициентов платежеспособности бюджета за n лет оказывается выше, чем значение за год (n+1), осуществляется уменьшение доходов каждого из n годов и увеличение доходов года (n+1) на равную сумму таким образом, чтобы значения коэффициентов платежеспособности за данные годы оказались одинаковыми.
Если выровненное значение коэффициентов платежеспособности бюджета за n лет оказывается ниже, чем значение за год (n+1), осуществляется переход к сравнению коэффициентов платежеспособности бюджета за год (n+1) и год (i+2), в порядке, установленном первым абзацем настоящего пункта;
- корректировка расчетных сумм доходов и значений коэффициентов платежеспособности бюджета осуществляется в описанном выше порядке до тех пор, пока для каждого года прогнозного периода не будет выполняться правило:
Yi <= Yi+1
В случае, если для каждого года прогнозного периода скорректированные значения коэффициента платежеспособности превышают 15%, уровню потенциальной платежеспособности бюджета присваивается значение "А" (абсолютный уровень), корректировки, указанные в пункте 2.5.3 не осуществляются.
2.4.3. Корректировка значений коэффициентов платежеспособности бюджета города на фактор возможного привлечения новых заимствований осуществляется следующим образом:
- определяется минимальное значение коэффициента платежеспособности в прогнозном периоде. В соответствии с таблицей, приведенной в пункте 2.4 настоящей Методики, минимальному значению коэффициента платежеспособности в прогнозном периоде ставится в соответствие один из уровней потенциальной платежеспособности бюджета;
- задается уровень коэффициента платежеспособности бюджета города, соответствующий минимальному значению следующего уровня потенциальной платежеспособности бюджета города в соответствии с таблицей, приведенной в пункте 2.4 настоящей методики (далее - заданный уровень);
- вычисляются объемы заимствований (Аi), необходимые для доведения коэффициентов платежеспособности по всем годам прогнозного периода до заданного уровня по следующей формуле:
Аi = (ЗУ - Yi) х Дохi ,
где
ЗУ - заданный уровень коэффициента платежеспособности.
- коэффициент платежеспособности для годов, в которые до корректировки он был ниже заданного уровня, для последующих расчетов принимается равным заданному уровню;
- для каждого года, для которого требуется привлечение новых заимствований для доведения коэффициента платежеспособности бюджета до заданного уровня определяется график погашения данных заимствований. Погашение каждого заимствования распределяется на срок, на который возможно привлечение новых заимствований с кредитного рынка в данном году, на годы, в которые значения коэффициента платежеспособности бюджета превышают заданный уровень. В случае, если условия привлечения новых заимствований не позволяют отнести их на годы, в которые значения коэффициента платежеспособности бюджета превышают заданный уровень, уровню потенциальной платежеспособности бюджета города присваивается значение, соответствующее минимальному значению коэффициента платежеспособности бюджета;
- для каждого года, на который были отнесены платежи по погашению новых заимствований осуществляется пересчет коэффициента платежеспособности бюджета;
- коэффициенты платежеспособности бюджета для годов, на которые были отнесены платежи по погашению новых заимствований должны после пересчета остаться выше заданного уровня. Если этого не удается добиться, уровню потенциальной платежеспособности бюджета города присваивается значение, соответствующее минимальному значению коэффициента платежеспособности бюджета;
- при этом на каждом этапе вычислений должны соблюдаться следующие ограничения, соответствующие уровням потенциальной платежеспособности бюджета города
Наименование | Уровень потенциальной платежеспособности бюджета города |
|||
абсолютный | нормальный | неустойчивый | кризисный | |
Ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации | ||||
Отношение накопленного объема основного долга к доходам городского бюджета за вычетом финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы |
< 100% | >= 100% | ||
Отношение объема расходов на обслуживание долга к расходам городского бюджета |
< 15% | >= 15 % | ||
Отношение дефицита городского бюджета к доходам за вычетом финансовой помощи из бюджетов других уровней (с учетом поступлений от продажи муниципального имущества) |
< 10% | >= 10% | ||
Другие ограничения | ||||
Доля капитальных расходов,финансируемых за счет заимствований |
< 60% | > 60% | ||
Отношение объемазаимствований к доходамгородского бюджета |
< 10% | > 10% | ||
Отношение выплат пообслуживанию и погашению долга к доходам городскогобюджета |
< 10% | 10 - 15% | > 15% | |
Отношение накопленного долга к доходам городского бюджета |
< 60% | 60 - 100% | > 100% |
- если указанные выше условия при привлечении новых заимствований нарушаются, уровню потенциальной платежеспособности бюджета города присваивается значение, соответствующее минимальному значению коэффициента платежеспособности бюджета;
- в случае выполнения всех вышеуказанных условий, считается, что уровень потенциальной платежеспособности бюджета города соответствует уровню заданного коэффициента платежеспособности бюджета города. В этом случае в качестве нового заданного уровня принимается минимальное значение коэффициента платежеспособности бюджета, соответствующего следующему уровню потенциальной платежеспособности и проверяется возможность достижения данного уровня за счет возможного привлечения новых заимствований в соответствии с порядком, описанным в настоящем пункте.
2.5. Значение префикса уровня платежеспособности бюджета города определяется следующим образом:
- если уровень фактической платежной дисциплины бюджета города ниже, чем уровень платежеспособности бюджета города по фактическому периоду, выставляется префикс "-";
- если уровень фактической платежной дисциплины выше уровня платежеспособности бюджета города по фактическому периоду, выставляется префикс "+";
- если уровень фактической платежной дисциплины равен уровню платежеспособности бюджета города по фактическому периоду, выставляется префикс "0".
2.6. Уровень фактической платежной дисциплины бюджета города рассчитывается следующим образом:
Рассчитываются показатели фактической платежной дисциплины, в соответствии с приложением к настоящей Методике.
Показатели фактической платежной дисциплины могут быть двух типов:
- ограничительные показатели;
- расчетные показатели.
Если для ограничительного показателя выполняется соотношение, указанное приложений# к настоящей Методике, то ему ставится в соответствие один из уровней фактической платежной дисциплины (неустойчивый или кризисный) согласно приведенной таблицы. Уровень фактической платежной дисциплины бюджета города не может быть выше данного уровня фактической платежной дисциплины по ограничительному показателю.
Каждому расчетному показателю фактической платежной дисциплины в зависимости от принимаемого значения ставится в соответствие один из уровней фактической платежной дисциплины (абсолютный уровень, нормальный, неустойчивый или кризисный). Каждому расчетному показателю фактической платежной дисциплины присваивается балл:
- для абсолютного уровня - 4 балла;
- для нормального - 3 балла;
- неустойчивого - 2 балла;
- кризисного - 1 балл.
Общий балл фактической платежной дисциплины исполнения бюджета города рассчитывается путем нахождения среднего взвешенного значения баллов расчетных показателей с учетом значений, указанных в графе "вес показателей" согласно приложению к настоящей Методике.
Уровень фактической платежной дисциплины бюджета города определяется по полученному общему баллу фактической платежной дисциплины бюджета города с учетом ограничений, предусмотренных ограничительными показателями фактической платежной дисциплины по следующим правилам:
- если общий балл фактической платежной дисциплины бюджета города равен 4 баллам - абсолютный уровень;
- если общий балл фактической платежной дисциплины бюджета города больше либо равен 3, но меньше 4 баллов - нормальный;
- если общий балл фактической платежной дисциплины бюджета города больше либо равен 2, но меньше 3 баллов - неустойчивый;
- если общий балл фактической платежной дисциплины бюджета города больше либо равен 1, но меньше 2 баллов - кризисный.
2.7. Уровень платежеспособности бюджета города по фактическому периоду рассчитывается следующим образом:
Для каждого из двух отчетных годов рассчитывается коэффициент платежеспособности бюджета города по формуле:
ДДЕi + ОЗi
Yi = ___________ ,
ДОХi
где:
Yi - коэффициент платежеспособности бюджета города в i-том году;
i - порядковый номер года фактического периода, i = 1,2;
ДДЕi - доступная долговая емкость бюджета города в i-м году;
Дохi - доходы бюджета города в i-том году;
ОЗi - объем заимствований бюджета города в i-том году.
Определяется среднее арифметическое значение коэффициента платежеспособности бюджета города по фактическому периоду, которому в соответствие ставится один из уровней платежеспособности бюджета города по фактическому периоду в соответствии с нижеследующей таблицей
Уровень платежеспособности бюджета города по фактическому периоду |
||||
абсолютный (А) |
нормальный (B) |
неустойчивый (C) |
кризисный (D) |
|
Значение коэффициента платежеспособности бюджета города |
> 15% | 5-15% | 2-5% | < 2% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.