Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы г. Сургута от 28 марта 2008 г. N 365-IVДГ в приложение к настоящему решению внесены изменения
Приложение
к решению Думы г. Сургута
от 26 декабря 2006 г. N 146-IVДГ
Городская целевая программа
"Предоставление субсидий на строительство
или приобретение жилья за счет средств
местного бюджета"
28 марта 2008 г.
Паспорт
городской целевой программы "Предоставление субсидий
на строительство или приобретение жилья
за счет средств местного бюджета"
Наименование - городская целевая программа "Предоставление
Программы субсидий на строительство или приобретение жилья
за счет средств местного бюджета"
Основания для - Жилищный кодекс Российской Федерации;
разработки Программы статья 16, 20 Федерального закона от 06.10.2003
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации";
приоритетный национальный проект "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России";
статья 38 Устава муниципального образования
городской округ город Сургут;
положение "Об управлении учета и распределения
жилья Администрации города"
Разработчик - управление учета и распределения жилья
Программы Администрации города
Цели и задачи - основной целью Программы является предоставление
Программы безвозмездной финансовой помощи на приобретение
жилья следующим категориям граждан Российской
Федерации:
работникам бюджетной сферы города;
работникам органов местного самоуправления;
работникам муниципальных предприятий,
предоставляющих услуги, оплачиваемые из местного
бюджета;
постоянно зарегистрированным и проживающим в
жилищном фонде деревянного исполнения и в
строениях, не относящихся к жилищному фонду города
(балки, вагоны, щитосборные дома);
вставшим на учет на предоставление субсидии до
01.01.2007
Срок реализации - 2007 - 2016 годы
Программы
Источники - местный бюджет
финансирования
Программы
Ожидаемые - уменьшение количества семей граждан, нуждающихся в
результаты улучшении жилищных условий
реализации
Программы
Исполнитель - исполнителем Программы являются управление учета и
Программы распределения жилья, департамент финансов,
управление бюджетного учета и отчетности
Администрации города.
Управление учета и распределения жилья ведет учет
граждан, формирует список очередности, производит
расчет субсидии и подготавливает решение о ее
предоставлении.
Администрация города принимает решение о
предоставлении субсидии.
Управление бюджетного учета и отчетности
перечисляет субсидию на основании постановления
Администрации города о предоставлении субсидии
Система - контроль исполнения Программы осуществляется Думой
организации города
контроля за
исполнением
Программы
Введение
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации в 1995 году Администрацией города был разработан Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья из бюджета города. В период с 1996 года гражданам, состоящим на соответствующем учете, предоставлялись субсидии на строительство или приобретение жилья. Размер субсидии составлял от 5 до 70 % средней рыночной стоимости строительства или приобретения жилья площадью, соответствующей социальной норме.
В случаях, когда Администрация города выступала в качестве застройщика жилого дома, гражданам-получателям субсидии предлагалось заключить договор долевого участия в строительстве квартиры с использованием субсидии. Следует отметить, что при этом затраты граждан на приобретение жилья были значительно ниже, чем при самостоятельном приобретении жилья на вторичном рынке либо у иных застройщиков.
Всего с 1996 по 2006 год включительно 1094 семьи смогли приобрести жилые помещения с помощью субсидий, из них 668 субсидий предоставлено гражданам, состоящим на учете по месту жительства, и 426 - работникам бюджетной сферы, состоящим на учете по месту работы (приложение 1 к настоящей Программе). За период действия Порядка по предоставлению субсидий всего было затрачено 482,2 млн. рублей бюджетных средств.
До последнего времени субсидии предоставлялись в соответствии с постановлением Администрации города от 17.08.2000 N 152 "О предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья". В связи с изменениями в законодательстве прекратили действовать законы и нормативные документы, на основании которых было разработано данное постановление. В настоящее время, исходя из норм действующего жилищного законодательства, следует, что ни на федеральном, ни на окружном уровне не установлены порядок и условия предоставления субсидий за счет средств местного бюджета и не определены категории граждан, имеющих право на получение субсидий из соответствующего бюджета.
Для успешной реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" необходимо привлечение средств бюджетов всех уровней.
На государственном уровне определены категории граждан, имеющих право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Законами автономного округа тоже разработаны механизмы по привлечению средств окружного бюджета в виде субсидий либо оплаты части процентной ставки по ипотечным кредитам с целью приобретения гражданами жилых помещений.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" установлены категории граждан, имеющих право на получение субсидий за счет средств бюджета автономного округа. К числу граждан, имеющих право воспользоваться льготным ипотечным кредитом под 5 % годовых с рассрочкой платежа до 20 лет, отнесены муниципальные служащие, работники муниципальных учреждений и граждане, проживающие в непригодных для проживания жилых помещениях.
За 2006 год воспользоваться ипотечным кредитованием под 5 % годовых смогли 90 граждан, работающих в бюджетной сфере города. При выдаче кредита учитывается средний доход семьи, количество иждивенцев, также имеет значение возрастной ценз.
Например, при сумме кредита в 2 млн. рублей сроком на 20 лет под 5 % годовых взносы с заемщика первые два года составят 18 тыс. рублей в месяц. При этом предполагается, что гражданин в кредитный период будет трудоспособен. В противном случае ипотечное агентство и банк, дающий кредит, рассчитывают сумму кредита исходя из предполагаемого дохода гражданина в кредитный период и, следовательно, если гражданин на пенсии либо предпенсионного возраста, то и сумма предоставляемого кредита будет рассчитываться из его финансовых возможностей в будущем.
Следует также учитывать, что средняя заработная плата работников бюджетной сферы невысока и это обстоятельство не позволяет многим из них воспользоваться ипотечным кредитом.
Необходимо отметить, что деревянный жилищный фонд и строения, не относящиеся к жилищному фонду города (балки, вагоны и т.д.), быстро ветшают и производить их капитальный ремонт и реконструкцию является нерентабельным, а также то, что при освобождении таких строений они подлежат сносу и в дальнейшем такие участки могут стать местами застройки многоэтажных жилых домов. Как правило, граждане, проживающие в таких домах и строениях, не имеют дохода, позволяющего им самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
При сложившейся высокой рыночной стоимости жилья в городе у многих граждан отсутствует реальная возможность его приобретения с помощью льготного ипотечного кредита без дополнительной безвозмездной финансовой помощи.
Положением статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право органов местного самоуправления использовать бюджетные средства на предоставление гражданам субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Таким образом, в целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также гарантированного законом права граждан на улучшение жилищных условий путем предоставления им субсидий необходимо принять городскую целевую программу "Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств местного бюджета" для оказания финансовой помощи гражданам, являющимся работниками органов местного самоуправления, бюджетной сферы города, муниципальных предприятий, предоставляющих услуги, оплачиваемые из местного бюджета, гражданам, проживающим и зарегистрированным в деревянном жилищном фонде и строениях, не относящихся к жилищному фонду города, а также гражданам, вставшим на учет на предоставление субсидий до 01.01.2007.
1. Цель, задачи и участники Программы
1.1. Целью Программы является оказание финансовой помощи гражданам в виде субсидии на строительство или приобретения жилья за счет средств местного бюджета.
1.2. Участниками Программы являются граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:
состоящие в трудовых отношениях в учреждениях и организациях, финансируемых из средств местного бюджета, в том числе пенсионеры, вышедшие на пенсию из такого учреждения (организации);
работники органов местного самоуправления, в том числе пенсионеры, вышедшие на пенсию из органов местного самоуправления;
работники муниципальных предприятий, предоставляющих услуги, оплачиваемые из местного бюджета;
зарегистрированные и проживающие в жилищном фонде деревянного исполнения и в строениях, не относящихся к жилищному фонду города (балки, вагоны, щитосборные дома);
граждане, вставшие на учет на предоставление субсидии по месту жительства или по месту работы до 01.01.2007.
1.3. Субсидия может быть использована гражданами по их желанию на:
приобретение в собственность индивидуального жилого дома или жилого помещения в многоквартирном жилом доме, пригодного для проживания;
строительство индивидуального жилого дома или жилого помещения в многоквартирном доме;
первоначальный взнос для приобретения жилых помещений посредством заключения ипотечных кредитных договоров с банками, договоров жилищного займа с уполномоченными организациями на получение целевых денежных средств для строительства или приобретения жилого помещения;
погашение части ипотечного кредита за жилое помещение (жилищного займа);
погашение части задолженности застройщику, при рассрочке платежа при строительстве жилого помещения, а также после окончания строительства и получения гражданином свидетельства о государственной регистрации права собственности с обременением, в случае выполнения гражданином своих обязательств согласно графику.
1.4. Граждане, состоящие в списках очередности на предоставление субсидии и не утратившие этого права на момент приобретения в собственность жилого помещения с помощью ипотечного кредита (жилищного займа), сохраняют свое право на получение субсидии в счет погашения части ипотечного кредита (жилищного займа).
1.5. В случае, если субсидия предоставляется на строительство жилого помещения в многоквартирном жилом доме, в том числе с рассрочкой платежа по договору (оформление квартиры в залог застройщика), договор долевого участия в строительстве должен быть заключен согласно Федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 16.10.2006)
2. Постановка на учет и снятие с учета на предоставление субсидий
2.1. Заявление на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (далее - заявление) установленной формы (приложение 2 к настоящей Программе) подается в управление учета и распределения жилья Администрации города (далее - управление) и подписывается заявителем и всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими получить субсидию, а также предоставляются следующие документы:
1) оригиналы документов, удостоверяющих личность всех проживающих и зарегистрированных членов семьи;
2) свидетельство о заключении либо расторжении брака (при наличии);
3) справка с места жительства о составе семьи;
4) правоустанавливающий документ на занимаемое жилое помещение;
5) справка на всех членов семьи о наличии или отсутствии жилья на праве собственности;
6) письменное обязательство всех совершеннолетних членов семьи заявителя об освобождении ранее занимаемого жилого помещения (в случаях, прямо предусмотренных настоящей Программой);
7) выписка о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы заявителя с указанием даты постановки и состава семьи либо извещения о постановке на учет по улучшению жилищных условий заявителя по месту жительства (при наличии);
8) справка о доходах на всех членов семьи за последние шесть месяцев (заработная плата, пенсия, пособие, доходы от предпринимательской деятельности и т.д.);
9) копия трудовой книжки и справка из налогового органа (зарегистрирован ли гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) - для неработающих трудоспособных граждан;
10) документы о наличии на праве собственности иного движимого или недвижимого имущества у всех членов семьи.
2.2. Гражданам, подавшим заявление, выдается расписка в получении заявления и прилагающихся к нему документов (приложение 3 к настоящей Программе) с указанием перечня документов и даты их получения.
2.3. Решение о постановке на учет на получение субсидий на строительство или приобретение жилья (далее - решение о постановке на учет) либо решение об отказе в постановке на учет принимается не позже одного месяца со дня подачи гражданами заявления.
2.4. Решение о постановке на учет либо отказ в постановке на учет граждан принимается управлением по результатам рассмотрения заявления и представленных документов. Решение о постановке на учет оформляется в виде извещения о постановке на соответствующий учет, которое направляется заявителю по месту жительства не позднее пяти рабочих дней. Письменный мотивированный отказ в постановке на учет направляется по месту жительства заявителя не позднее пяти рабочих дней после принятия решения об отказе.
2.5. Гражданам отказывается в постановке на учет на получение субсидии по следующим основаниям:
1) не относятся к категории граждан, имеющих право на получение субсидии, указанных в пункте 1.2 настоящей Программы;
2) не представлены все документы для постановки на учет по предоставлению субсидии, указанные в пункте 2.1 настоящей Программы;
3) отсутствует платежеспособность семьи;
4) не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
2.6. Сведения о гражданах, принятых на учет для предоставления субсидий, вносятся в книгу регистрации заявлений граждан, принятых на учет на предоставление субсидий на строительство либо приобретение жилья по установленной форме (приложение 4 к настоящей Программе).
2.7. На каждого гражданина, принятого на учет по предоставлению субсидии, оформляется учетное дело, в котором содержатся все представленные заявителем документы. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении субсидии.
2.8. Очередность на получение субсидий формируется в управлении по дате подачи заявления о постановке на учет на получение субсидии. Заявления принимаются в течение всего календарного года в соответствии с графиком приема заявлений.
2.9. Граждане утрачивают право на получение субсидий и снимаются с учета в случаях:
1) утраты оснований для получения субсидий, перечисленных в пунктах 1.2, 1.4 настоящей Программы;
2) выявления недостоверных сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий либо иных ложных сведений, на основании которых граждане были поставлены на учет для предоставления субсидий;
3) принятия муниципального правового акта о предоставлении субсидии;
4) полного выполнения финансовых обязательств по ипотечному кредиту (жилищному займу);
5) если гражданин, включенный в список получателей субсидии текущего года и уведомленный об этом надлежащим образом, в течение 45 календарных дней с момента получения уведомления не предоставил необходимый пакет документов;
6) если гражданин получил гарантийное письмо с указанием размера субсидии, но не воспользовался правом ее получения в текущем финансовом году;
7) отсутствия у гражданина, включенного в список получателей субсидии, финансовых средств на приобретение либо строительство жилья в текущем финансовом году, как одного из существенных условий, необходимых для получения субсидии, при наличии письменного заявления;
8) выезда заявителя и членов его семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства;
9) подачи заявления о снятии с учета по предоставлению субсидии.
2.10. Решение о снятии с учета на получение субсидии принимается управлением и направляется гражданам в письменной форме не позднее пяти дней после принятия решения. В случае, указанном в пункте 8 пункта 2.9, специалисты выезжают по месту жительства гражданина, включенного в список получателей субсидии текущего года, указанного им в заявлении на предоставление субсидии, о чем составляется акт с указанием о надлежащем уведомлении гражданина.
3. Размер и порядок предоставления субсидии на строительство
или приобретение жилья
3.1. Норма предоставления жилого помещения в целях реализации настоящей Программы устанавливается в размере:
18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек;
33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего гражданина.
При расчете размера субсидии право граждан на дополнительную площадь не учитывается.
3.2. Расчет размера субсидии производится по нормативу средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, установленного приказом Региональной службы по тарифам автономного округа для муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на момент выдачи гарантийного письма.
3.3. В случае, если стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилого помещения превышает норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Сургуту, то размер субсидии рассчитывается на основании норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
3.4. В случае, если стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилого помещения ниже норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Сургуту, то размер субсидии рассчитывается на основании фактической стоимости одного квадратного метра приобретаемого жилого помещения.
3.5. Граждане имеют право приобрести жилое помещение площадью больше нормы предоставления. В этом случае сверхнормативная площадь жилого помещения оплачивается в полном объеме за счет собственных средств заявителя.
3.6. При наличии письменного заявления получателя субсидии и совершеннолетних членов семьи допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше нормы предоставления жилого помещения, для расчета размера субсидии на семью, но не менее площади, установленной для признания граждан нуждающимися в жилье. В этом случае размер субсидии производится из фактической площади приобретаемого жилого помещения.
3.7. Размер субсидии составляет от 40 до 70 % средней рыночной стоимости (на момент получения субсидии) строительства или приобретения жилья в городе дома или квартиры площадью, соответствующей норме предоставления площади жилья для семьи, получающей субсидию.
3.8. Размер субсидии определяется в зависимости от отношения месячного дохода на одного члена семьи гражданина, получающего субсидию, к установленному минимальному размеру оплаты труда, времени ожидания улучшения жилищных условий или времени включения в списки на получение субсидии (приложение 5 к настоящей Программе).
3.9. В случае, если гражданин или члены его семьи являются собственниками жилого помещения, расчет размера субсидии на строительство или приобретение жилья производится с учетом общей площади жилого помещения, находящегося в собственности, и предоставляется в дополнение к ней.
3.10. Если гражданин или члены его семьи, на которых рассчитывается субсидия, занимают жилое помещение на условиях договора найма или социального найма и освобождают его всем составом семьи, то расчет размера субсидии на строительство или приобретение жилья производится без учета освобождаемого гражданами жилого помещения.
Если граждане, на которых рассчитывается субсидия, не освобождают жилое помещение, занимаемое ими на условиях договора социального найма, то расчет размера субсидии производится с учетом площади жилого помещения, которой граждане имеют право пользования.
3.11. В случае, если расчет размера субсидии производится без учета занимаемого жилого помещения, наниматели жилых помещений либо члены семьи нанимателя по договору социального найма или найма после приобретения жилого помещения в течение одного месяца обязаны освободить занимаемое жилое помещение и сняться с регистрационного учета.
3.12. Если гражданин или члены его семьи занимают жилое помещение специализированного жилищного фонда, жилое помещение в деревянном жилищном фонде на условиях договора социального найма либо жилое помещение, признанное непригодным для проживания или не относящееся к жилищному фонду города, субсидия предоставляется при условии обязательного освобождения занимаемого помещения всеми членами семьи.
3.13. Жилое помещение, приобретаемое с помощью субсидии, оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, на которых производился расчет. К членам семьи относятся супруги, дети, родители, внуки.
3.14. В случае, если гражданин ухудшил свои жилищные условия в период ожидания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.