Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы г. Сургута
от 30 октября 2007 г. N 280-IVДГ
Концепция
модернизации муниципального здравоохранения
города Сургута на 2008-2012 годы
1. Обоснование необходимости разработки Концепции
Негативные изменения в состоянии общественного здоровья населения города, необходимость адаптировать имеющуюся систему муниципального здравоохранения в соответствии с полномочиями, определенными законодательными актами (организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, скорой медицинской помощи), потребовали принятия концептуального документа, в котором отражалась бы модернизация основных направлений развития муниципальной системы здравоохранения. Концепция представляет собой комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения в муниципальном образовании городской округ город Сургут (далее - город).
Концепция разработана в соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции от 24.07.2007), федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2007), от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 02.10.2007), законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 N 102-оз "О здравоохранении в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (в редакции от 28.06.2007), Уставом муниципального образования городской округ город Сургут, на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации и одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
Концепция разработана комитетом по здравоохранению Администрации города (далее - комитет) совместно с муниципальными учреждениями здравоохранения с привлечением специалистов Сургутского государственного университета, Сургутского филиала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Окружной фонд обязательного медицинского страхования, Сургутского филиала открытого акционерного общества Окружная страховая медицинская компания "Югория-Мед".
Концепция направлена на согласование усилий представительных и исполнительных органов власти, других органов, ведомств, учреждений и организаций в области охраны здоровья населения города, повышение эффективности системы здравоохранения и рациональное использование имеющихся ресурсов.
2. Состояние здоровья населения и деятельность
учреждений здравоохранения
2.1. Оценка медико-демографической ситуации
За последние десять лет численность постоянного населения города увеличилась на 8,2 %, что соответствует тенденции, сложившейся по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - округ), и составила по данным Госкомстата на 01 января 2007 года 290 598 человек.
Численность городского населения возрастала за счет естественного и миграционного прироста, но последние три года оставалась на одном уровне, что было обусловлено миграционной убылью населения (2004 год - 5 911 человек; 2005 - 3 157; 2006 - 6 805).
В структуре населения города в 2006 году взрослые составили - 77 % (223 797 человек), подростки - 4,5 % (13 085 человек), дети от 0 до 14 лет - 18,5 % (53 716 человек).
Несмотря на то, что в городе сохраняется прогрессивный тип структуры населения, обеспечивающий благоприятные медико-демографические показатели развития города (удельный вес детей превышает долю лиц старше 60 лет), в последние годы отмечается тенденция к снижению численности детей с 25 % в 1997 году до 18,5 % в 2006 году и росту населения старше 60 лет с 5 до 7,8 % соответственно.
Рождаемость в городе увеличилась с 10,0 на 1 000 населения в 1997 году до 14,7 в 2006 году (по округу в 2006 году - 13,8; по Российской Федерации в 2005 году - 10,2), что обусловлено большим удельным весом женщин репродуктивного возраста в структуре населения, социально-экономической политикой, проводимой в регионе.
Коэффициент смертности за последние 10 лет возрос с 5,6 на 1 000 населения в 1997 году до 7,0 в 2006 году, соответствует сложившемуся показателю по округу и в 2,3 раза ниже российского показателя (по округу в 2006 году - 6,8; по Российской Федерации в 2005 году - 16,1). Ежегодно город теряет более 2 000 человек (2006 год - 2 037), из них 60 % - лица трудоспособного возраста, которые умирают в результате предотвратимых причин смерти. Уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте в 4 раза превышает уровень смертности женщин аналогичного возраста.
Три основных класса болезней составляют 81 % в структуре смертности: болезни системы кровообращения - 48 % (336,5 на 100 тыс. населения); внешние причины заболеваемости и смертности - 17,8 % (124,9 на 1 000 населения); злокачественные новообразования - 15,4 % (108,1 на 100 тыс. населения).
Складывающиеся тенденции по уровням рождаемости и общей смертности населения по городу и округу определяют положительную динамику коэффициента естественного прироста населения в городе с 4,4 в 1997 году до 7,7 в 2006 году, по округу с 4,6 в 1997 году до 7,0 в 2006 году, в то время как по Российской Федерации ежегодно отмечается естественная убыль населения с 5,2 в 1997 году до 5,9 в 2005 году.
Уровень младенческой смертности за последние 10 лет колеблется с наиболее высоким значением 12,7 на 1 000 родившихся живыми в 1998 году и самым низким в 2004 году - 6,4, в 2006 году - 8,6 (по округу в 2006 году - 7,4).
За период с 2004 по 2006 год зарегистрирован один случай материнской смертности от последствия прямых акушерских причин.
На протяжении последних лет медико-демографическая ситуация в городе остается благополучной и обусловлена во многом социально-экономической и политической стабильностью, благосостоянием жителей города, инвестиционными вложениями, направленными на сохранение и укрепление здоровья населения и окружающей среды, возрастной структурой проживающего населения.
2.2. Заболеваемость населения города по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения
Ежегодно в городе по обращаемости регистрируется свыше 500 тыс. заболеваний, из них 60 % - впервые.
За последние три года общая заболеваемость населения осталась на высоком уровне и составила в 2006 году 1 870,4 на 1 000 населения, что выше чем по округу (в 2006 году - 1 554,1) и Российской Федерации (в 2005 году - 1 459,7).
По сравнению с 2004 годом уровень заболеваемости в 2006 году у взрослых снизился на 2,6 % и составил 1 544,7 на 1 000 соответствующего населения, тогда как у детей и подростков отмечается рост заболеваемости на 7,6 % (3 068,9 на 1 000 населения) и 12,2 % (2 493,5) соответственно. Сложившийся по городу показатель заболеваемости во многом обусловлен повышением уровня доступности обращаемости и высокой обращаемостью населения в лечебно-профилактические учреждения, внедрением в практику новых современных медицинских технологий.
Рост общей заболеваемости населения города в 2006 году по сравнению с 2004 годом наиболее выражен по классам:
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - 24,6 %;
болезни системы кровообращения - 20,3 %;
травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин - 13,9 %.
2.3. Заболеваемость населения социально-значимыми болезнями
Актуальность проблемы болезней системы кровообращения обусловлена потерями, которые наносят данные заболевания в связи с высоким уровнем смертности, инвалидности и заболеваемости. На долю болезней системы кровообращения приходится около 50 % всех случаев смертности, 38 % всех случаев инвалидности, 10 % временной нетрудоспособности.
Болезни системы кровообращения в городе зарегистрированы у 38 720 человек (10 % населения). В 2006 году увеличилось количество сердечно-сосудистых заболеваний на 20,3 % по сравнению с 2004 годом (2006 год - 133,2 на 1 000 населения, 2004 - 110,8).
За последние три года общая заболеваемость артериальной гипертонией выросла на 33 % и составила в 2006 году 59,9 на 1 000 населения, что во многом обусловлено выявлением заболеваний при скрининговом обследовании работающего населения в рамках проведения дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров по программе приоритетного национального проекта "Здоровье".
В 2006 году в городе зарегистрировано 16 424 заболевания эндокринной системы, из них впервые выявлено 3 868, что составляет 24 % от числа зарегистрированных. Сохраняется тенденция к росту заболеваемости населения сахарным диабетом. Так, общая заболеваемость сахарным диабетом по сравнению с 2004 годом возросла на 18,2 % и составила в 2006 году 16,6 на 1 000 населения, что ниже чем по округу (в 2006 году - 17,0) и Российской Федерации (в 2005 году - 17,6).
Важнейшей социальной и медицинской проблемой становится рост онкологических заболеваний. В 2006 году выявлено 482 больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования. Уровень первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями возрос по сравнению с 2004 годом на 2 % и составил 166,1 на 100 тыс. населения в 2006 году, что ниже показателя округа (в 2006 году - 196,7) и Российской Федерации (в 2005 году - 329,6).
В структуре онкологических заболеваний в 2006 году ведущие места по основным локализациям занимают новообразования:
молочной железы - 16,2 % (лидирующие на протяжении последних лет);
трахеи, бронхов, легких - 13,3 %;
кожи - 7,8 %;
желудка - 7,2 %.
Психические расстройства и расстройства поведения влияют на состояние преступности, число самоубийств, возникновение ряда заболеваний, высокий уровень инвалидности и тем самым наносят существенный экономический ущерб обществу.
Всего по городу в 2006 году было зарегистрировано 15 170 заболеваний с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе 10 396 больных (68,5 %) состояло на диспансерном учете.
Первичная заболеваемость психическими расстройствами (без наркологических) за последние три года возросла с 19,4 на 100 тыс. населения в 2004 году до 27,2 в 2006 году (по округу в 2006 году - 49,5; по Российской Федерации в 2005 году - 67,4), по наркологическим расстройствам снизилась с 132,2 до 124,2 на 100 тыс. населения (по округу в 2006 году - 204,4; по Российской Федерации в 2005 году - 165,6).
Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в городе сохраняется напряженная. В 2006 году впервые зарегистрирован туберкулез у 296 человек, а показатель заболеваемости впервые за все годы составил 101,8 на 100 тыс. населения, что выше чем по округу в 2006 году - 84,6 и Российской Федерации в 2005 году - 83,8.
Показатель смертности населения от туберкулеза возрос с 14,4 на 100 тыс. населения в 2005 году до 16,5 в 2006 году, что выше показателя округа в 2006 году (15,7 на 100 тыс. населения).
В 2006 году всего по городу зарегистрировано 2 160 больных с заболеваниями, передающимися половым путем. Заболевания, передающиеся половым путем, включают в себя большую группу болезней, однако наибольшую социальную значимость сегодня имеют такие заболевания как сифилис и гонорея.
Уровень заболеваемости сифилисом за последние 3 года снизился на 28 % и составил 64,7 на 100 тыс. населения, что выше показателя округа в 2006 году - 45,5 и ниже показателя Российской Федерации в 2005 году - 68,8.
Показатель заболеваемости гонореей, несмотря на снижение на 30 %, остался высоким - 122,2 на 100 тыс. населения (по округу в 2006 году - 96,3; по Российской Федерации в 2005 году - 71,5).
Показатель распространенности ВИЧ-инфекции в 2006 году возрос по сравнению с 2004 годом на 5,3 % и составил 668,3 на 100 тыс. населения (в 2005 году - 641,6) (по округу в 2006 году - 664,7; по Российской Федерации в 2005 году - 250,0). Общее количество зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в городе составляет 1 942 человека.
С 2002 по 2005 год регистрировалось снижение первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией с 91,6 на 100 тыс. населения до 36,1. В 2006 году отмечен рост впервые выявленной ВИЧ-инфекции до 37,5 на 100 тыс. населения, что на 3,6 % выше уровня 2005 года и на 23 % ниже показателя по округу в 2006 году - 48,8 и Российской Федерации в 2005 году - 27,4.
В социальной структуре ВИЧ-инфицированных преобладают неработающие лица - 53 %, осужденные - 34 %, работающие - 13 %. Зарегистрировано 55 родов у матерей с положительным ВИЧ-статусом (в 2005 году - 49).
Благодаря значительной работе по иммунопрофилактике населения, своевременности проведения противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний и санитарному просвещению, уровень общей инфекционной заболеваемости в 2006 году снизился по сравнению с 2005 годом на 9,5 %.
В 2006 году снизилась заболеваемость населения по сравнению с 2004 годом: гриппом - в 3,7 раза; краснухой - в 2,4; по сравнению с 2000 годом (начало массовой вакцинации против краснухи) - в 23; вирусным гепатитом В - в 1,5; вирусным гепатитом С - в 1,2. Снизилось число выявленных носителей гепатита В в 2,4 раза, гепатита С - в 1,5. Среди населения города в 2006 году не зарегистрировано случаев заболеваний дифтерией, корью, полиомиелитом, вирусными гепатитами В и С у детей.
2.4. Проблема репродуктивного здоровья населения
Проблема репродуктивного здоровья населения, в том числе женского, здоровье матери и ребенка - один из основных индикаторов уровня социально-экономического развития общества. За последние 3 года отмечен рост числа заболеваний репродуктивной сферы у женщин: воспалительных заболеваний - на 51,2 %, заболеваний шейки матки - на 6,3 %, расстройств менструального цикла - на 30 %.
На состояние репродуктивного здоровья существенное влияние оказывают как соматическое и психическое здоровье населения, так и количество абортов. В городе за последние 3 года отмечено снижение количества абортов на 26 %. С 2002 года число родов превалирует над числом абортов, в 2006 году на 100 родов приходилось 70 абортов.
Количество нормальных родов за последние 3 года в муниципальном учреждении здравоохранения "Клинический перинатальный центр" возросло на 4,8 %, что обусловлено повышением ответственности женщин за свое здоровье и увеличением удельного веса женщин, рано вставших на учет по беременности (в 2006 году - 77 %), реализацией родовых сертификатов в рамках национального проекта "Здоровье".
Несмотря на некоторые положительные тенденции в уровне заболеваемости беременных, 84 % из числа женщин, закончивших беременность, имели различные заболевания, что отражается на состоянии здоровья новорожденных и детей первого года жизни. Удельный вес новорожденных, родившихся больными и заболевшими, составил 48,3 % от всех родившихся. На одного новорожденного приходится 1,4 заболевания.
С ростом заболеваемости новорожденных растет заболеваемость детей первого года жизни, прирост за 3 года составил 13 %.
2.5. Инвалидность
В 2006 году первичный выход на инвалидность составил 35,2 на 10 тыс. населения, что ниже показателя 2004 года на 12,2 %. Первичная инвалидность взрослого населения снизилась на 13 % и составила в 2006 году 41,2 на 10 тыс. взрослого населения (в 2004 году - 48,4), что ниже показателя округа на 29 % (в 2006 году - 45,8). Из всех первично признанных инвалидами лица трудоспособного возраста составляют 67 %.
В структуре первичного выхода на инвалидность у взрослых (18 лет и старше) болезни органов кровообращения составляют 38 %, злокачественные новообразования - 24 %, болезни костно-мышечной системы - 7 %.
Детская инвалидность возросла по сравнению с 2004 годом на 4 % и составила в 2006 году 15,1 на 10 тыс. детского населения (с 0 до 17 лет) (в 2004 году - 14,5; по округу в 2005 году - 16,3).
В структуре первичного выхода на инвалидность у детей болезни нервной системы составляют 25 %, врожденные аномалии - 22 %, психические расстройства - 11 %.
2.6. Краткая характеристика деятельности муниципальных учреждений здравоохранения за период с 2004 по 2006 год
Здравоохранение города - сложная многофункциональная система, включающая учреждения и организации государственной, в том числе ведомственной, муниципальной и частной форм собственности. На территории города медицинскую деятельность осуществляют более 40 учреждений здравоохранения различной ведомственной и административной подчиненности, в том числе 7 окружных, 13 муниципальных.
В результате реализации федеральных и окружных нормативных правовых актов с 2005 по 2006 год проведены мероприятия по разграничению полномочий между городом и округом:
муниципальное учреждение здравоохранения "Сургутский клинический психоневрологический диспансер", муниципальное учреждение здравоохранения "Городской клинический кожно-венерологический диспансер", муниципальное учреждение здравоохранения "Городская станция переливания крови" с материально-технической базой переданы в собственность субъекта Федерации;
закрыт межрайонный онкологический центр на базе муниципального учреждения здравоохранения "Муниципальная городская больница N 1"; онкологическая помощь передана в учреждение округа "Сургутская окружная клиническая больница";
приведен в соответствие порядок оказания скорой медицинской помощи на территории города, оказание скорой медицинской помощи жителям Сургутского района передано в полномочия муниципального образования Сургутский район;
организовано муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 3" с передачей городского населения для оказания первичной медико-санитарной помощи из учреждения округа "Сургутская окружная клиническая больница".
В соответствии с Положением об организации медико-санитарной помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005 N 633, в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях оказывается 32 вида медицинской помощи, в том числе 25 - первичной медико-санитарной помощи, 2 - медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, 1 - скорой медицинской помощьи 4 - специализированной медицинской помощи (онкологической, колопроктологической, дерматовенерологической, гематологической).
Амбулаторно-поликлиническая помощь
Мощность самостоятельных и входящих в состав больничных учреждений поликлиник, расположенных на территории города и оказывающих медицинскую помощь городскому населению, составляет 7 337 посещений в смену, в том числе в учреждениях здравоохранения, подведомственных комитету - 4 961 (на 31.12.2006), что составляет 68 %. Обеспеченность населения города амбулаторно-поликлиническими учреждениями составила 252,5 на 10 тыс. населения, по муниципальным учреждениям здравоохранения - 171,0, что ниже показателя округа на 30 % (в 2006 году - 236,0) и ниже на 26 % потребности населения города (6 699 посещений в смену).
Общее число посещений в учреждения города составляет 14 250 на 1 000 населения, из них в муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения - 8 297 (по Государственным гарантиям оказания гражданам Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бесплатной медицинской помощи на 2006 год - 11 088). Плановая мощность поликлиник в целом по городу использована в 2006 году на 126 %, в муниципальных учреждениях здравоохранения - на 124 %.
Стационарная помощь
В городе в 9 учреждениях здравоохранения развернуто 2 845 больничных коек, в том числе 775 в муниципальных учреждениях здравоохранения (1 квартал 2007 года), что составляет 27 % в структуре общего коечного фонда больничных учреждений, количество коек ограничено перечнем профилей коек: хирургические, терапевтические, педиатрические, ожоговые, сосудистой хирургии, для беременных и рожениц, патологии беременности, гинекологические, неврологические для детей, койки для новорожденных. Обеспеченность населения города койками круглосуточного стационара составляет 97,5 на 10 тыс. населения, в том числе в муниципальных учреждениях здравоохранения - 26,1 (по округу в 2006 году - 91,0; по Российской Федерации в 2005 году - 98,0).
Коечный фонд круглосуточных стационаров муниципальных учреждений здравоохранения в течение последних трех лет снизился в 2 раза (с 1 546 коек в 2004 году до 760 в 2006), за счет передачи двух больничных учреждений (муниципального учреждения здравоохранения "Городской клинический кожно-венерологический диспансер" и муниципального учреждения здравоохранения "Сургутский клинический психоневрологический диспансер") в полномочие субъекта Федерации. Городские жители используют суммарную коечную мощность городской стационарной сети на 70 - 80 %.
В стационарах учреждений здравоохранения больные в среднем проводят на койке 6,6 дня, что существенно меньше чем по округу (в 2006 году -12,1), за счет интенсивного использования коек в муниципальном учреждении здравоохранения "Клинический перинатальный центр", через который прошли в течение 2006 года 21 % всех госпитализированных больных при средней длительности пребывания 3,5 дня, что обеспечило 11 % вклад в сумму койко-дней стационаров.
Больничная летальность в целом по стационарам составила 0,4 %, что ниже чем по округу (в 2006 году - 0,76 %).
Стационарозамещающие технологии
Не получили широкого развития в лечебно-профилактических учреждениях города новые формы оказания медицинской помощи - стационары дневного пребывания. В дневных стационарах учреждений здравоохранения города развернуто 468 пациенто-мест, в том числе при амбулаторно-поликлинических учреждениях - 321, в муниципальных учреждениях здравоохранения функционируют 272 пациенто-места по 8 профилям. Обеспеченность местами в дневных стационарах в целом по городу составила 16,1 на 10 тыс. населения (по округу в 2006 году - 15,4), в муниципальных учреждениях здравоохранения - 11,0 на 10 тыс. территориально прикрепленного населения.
Скорая медицинская помощь
Актуальным остается вопрос организации экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Ежегодно за медицинской помощью в связи с развитием неотложных состояний обращается каждый третий житель города, каждый 16 - госпитализируется по экстренным показаниям. Число выполненных вызовов скорой помощи составляет 343,8 на 1 000 населения, что на 4 % ниже чем по округу (в 2006 году - 358,8) и на 6,8 % выше норматива Государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бесплатной медицинской помощи на 2006 год - 322,0.
Структура выполненных вызовов в течение нескольких лет остается без изменений. В 2006 году наибольший удельный вес занимают вызовы по поводу внезапных заболеваний - 78,3 %.
Кадры
В учреждениях здравоохранения города (окружных и муниципальных) в 2006 году работало 8 487 человек, в лечебно-профилактических учреждениях - 4 278. Обеспеченность врачами, осуществляющими деятельность в учреждениях здравоохранения города, составила 55,4 на 10 тыс. населения, в муниципальных учреждениях здравоохранения - 31,6 (по округу в 2006 году - 46,8), средним медицинским персоналом - 125,3 на 10 тыс. населения и 66,5 соответственно (по округу в 2006 году - 130,3). В 2006 году по сравнению с 2004 годом уровень укомплектованности врачами в учреждениях здравоохранения увеличился с 56 до 59 %, но продолжает оставаться низким (по округу в 2006 году - 57,2 %), коэффициент совместительства должностей не изменился и составил по врачам 1,7 (по округу в 2006 году - 1,65), по среднему медицинскому персоналу - 1,5 (по округу в 2006 году - 1,65).
Наибольший дефицит кадров отмечен по врачам скорой помощи, ультразвуковой, функциональной и клинической диагностик, педиатрам, неврологам, офтальмологам, отоларингологам, хирургам, анестезиологам-реаниматологам, трансфузиологам. Соотношение врачей к среднему медицинскому персоналу составляет 1 : 2,5, при рекомендуемом 1 : 4.
2.7. Система финансирования и планирования
Для муниципального здравоохранения, как и для российского, актуальными являются вопросы финансового обеспечения. Специфичность отрасли здравоохранения заключается в наличии нескольких источников финансирования, что в обязательном порядке учитывается при формировании местного бюджета на очередной финансовый год и анализе его исполнения. Это средства местного бюджета, фонда обязательного медицинского страхования, доходы от предпринимательской деятельности, финансирование мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", субвенций из регионального фонда компенсаций на реализацию отдельных государственных полномочий.
Удельный вес расходов по отрасли в местном бюджете в течение последних трех лет составлял в среднем 13 %. Структура консолидированного бюджета ежегодно меняется, но основным источником финансирования остается местный бюджет, который составляет около 70 %. Доля финансовых средств по обязательному медицинскому страхованию снизилась с 27 % в 2004 году до 18 % в 2006 году, доля средств от оказания платных медицинских услуг возросла с 6 до 11 %.
Основную часть расходов здравоохранения в местном бюджете составляет заработная плата - 68,7 %, текущее содержание учреждений - 13 %, расходы на медикаменты, питание и оснащение учреждений - 18,3 %.
В 2006 году среднемесячная заработная плата работников отрасли здравоохранения увеличилась по сравнению с 2004 годом по всем категориям: врачи - на 94 %, средний медицинский персонал - на 67 %, младший медицинский персонал - на 43 %, прочий персонал - на 59 %. Рост заработной платы обусловлен ежегодным повышением тарифной ставки 1 разряда и дополнительными выплатами по реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".
Комитет в течение многих лет использует принцип программно-целевого планирования для решения приоритетных направлений по сохранению и укреплению здоровья населения.
С 2006 года на территории города реализуется программа реформирования муниципальных финансов на период с 2006 по 2007 год, в которой принимает участие комитет. Осуществляется поэтапный переход на составление и исполнение местного бюджета по принципу "Бюджетирование, ориентированное на результат". Решением городской Думы от 28.12.2005 N 546-IIIГД "О реестре бюджетных услуг города Сургута" утвержден перечень бюджетных услуг, оказываемых комитетом.
2.8. Лекарственное обеспечение
С 01.01.2005 на территории города начата реализация статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 25.11.2006) по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе бесплатного лекарственного обеспечения.
С целью гарантированного обеспечения граждан лекарственными средствами по дополнительному лекарственному обеспечению комитетом осуществлено прикрепление аптечных предприятий к лечебно-профилактическим учреждениям, кроме того, отпуск лекарственных средств осуществлялся через аптечные пункты, размещенные в поликлиниках.
Во всех медицинских учреждениях, участвующих в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, организована централизованная выписка рецептов, оформлена наглядная информация о порядке предоставления льгот в доступной для пациентов форме, организована работа по разъяснению нормативных документов, определяющих порядок предоставления льгот как среди пациентов, так и среди медицинских работников.
2.9. Информационные технологии
Современное здравоохранение не может эффективно функционировать без использования сетевого окружения, банков данных, современных информационных систем и компьютерных программ. Процесс автоматизации здравоохранения носит постоянный характер развития и усовершенствования.
Стратегическим документом в развитии информатизации здравоохранения явилась "Концепция развития информатизации здравоохранения города Сургута на 2000-2006 годы".
В электронном документообороте здравоохранения города участвуют 12 муниципальных учреждений, 7 окружных, 2 ведомственных. Функционирует более 20 автоматизированных информационных систем, из них 8 разработаны и внедрены в учреждения здравоохранения под руководством координационного совета по информатизации.
В корпоративном хранилище данных комитета функционирует банк данных, задачей которого является создание и ведение специфических медицинских классификаторов и справочников (лекарственных средств, оборудования, медицинских услуг, медицинского персонала, структуры муниципального здравоохранения и других). Хранилище данных здравоохранения города позволяет объединить в информационную систему административные, управленческие, лечебно-диагностические, финансово-экономические и хозяйственные процессы.
Инвестиционные вложения в информатизацию позволили увеличить парк оргтехники учреждений здравоохранения города (с 38 серверов в 2004 году до 45 в 2006 году, с 1 111 рабочих станций в 2004 году до 1 123 в 2006 году) и провести ее обновление (в 2001 году в замене нуждалось 70 % устаревшей техники, в 2004 году - 50 %, в 2006 году - 9 %).
В рамках региональной политики по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по программе Ханты-Мансийского автономного округа муниципальное учреждение здравоохранения "Муниципальная городская больница N1" и муниципальное учреждение здравоохранения "Клинический перинатальный центр" включены в перечень учреждений на подключение к окружной телемедицинской сети.
Комитет принимает участие в реализации окружного проекта "Социально-платежной карты жителя Югры" в части льготного лекарственного обеспечения.
Официальным порталом здравоохранения сегодня стал официальный интернет-сайт Администрации города.
2.10. Приоритетный национальный проект "Здоровье"
С 01.01.2006 на территории города реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье", задачами которого является:
повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи населению;
укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
развитие профилактической направленности здравоохранения;
снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности населения города.
Приоритетные направления проекта:
развитие первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
информационное обеспечение проекта.
3. Проблемы муниципальной системы здравоохранения
На протяжении последних десятилетий система здравоохранения города формировалась в соответствии с потребностями населения в тех или иных видах доступной и качественной медицинской помощи.
Рост численности населения города в связи с освоением нефтегазовых месторождений, значительной территориальной отдаленности от городов с высоким уровнем медицинской помощи и значительными инвестиционными вложениями в развитие здравоохранения региона обусловили развитие в муниципальных учреждениях наряду с первичной медико-санитарной помощью специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
Первичная медико-санитарная помощь населению города, включая амбулаторно-поликлиническую и стационарную, оказывается как в муниципальных учреждениях здравоохранения, так и в окружных, ведомственных, частных системах здравоохранения. Медицинская помощь населению Сургутского района в муниципальных учреждениях здравоохранения города продолжает оказываться за счет средств местного бюджета.
Органы муниципального здравоохранения фактически лишены возможности планировать объемы и контролировать качество первичной медико-санитарной помощи, оказываемой населению города в окружных учреждениях здравоохранения, обеспечивать ее доступность. Реорганизация окружных лечебно-профилактических учреждений, их преимущественная ориентация на развитие высокотехнологичной медицинской помощи приводят к сокращению коечного фонда, без учета потребностей городского населения в отдельных видах и объемах медицинской помощи. В то же время в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях отсутствуют площади для размещения коек, необходимых для организации первичной медико-санитарной помощи: инфекционной, гнойной хирургической, ортопедотравматологической. Структура имеющихся в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях коек по профилю не соответствует потребностям населения города, существует дефицит терапевтических, педиатрических, общехирургических коек. Инфраструктура не соответствует современным требованиям, предъявляемым к условиям пребывания больных и безопасности больничной среды, условиям труда медицинского персонала. Дефицит площадей не позволяет внедрять и развивать эффективные современные лечебно-диагностические, стационарозамещающие технологии.
Основными проблемами в кадровом обеспечении муниципального здравоохранения являются:
низкая укомплектованность врачебным и средним медицинским персоналом;
значительный процент в возрастной структуре медицинских работников лиц пенсионного и предпенсионного возраста, молодых специалистов;
отток квалифицированных врачебных кадров в окружные и частные медицинские учреждения с более привлекательными условиями труда, высоким уровнем оплаты труда;
недостаточное финансирование последипломного образования специалистов муниципальных лечебно-профилактических учреждений;
отсутствие (недостаточный объем) подготовки специалистов (врачей, средних медицинских работников) на базе Сургутского государственного университета, Сургутского медицинского училища;
отсутствие возможности привлечения квалифицированных специалистов из других регионов для работы в муниципальных учреждениях здравоохранения;
недостаточная работа по формированию и подготовке резерва на замещение руководящих должностей;
низкая мотивация работников здравоохранения к оказанию качественной медицинской помощи;
отсутствие на уровне комитета службы, определяющей кадровую политику и координирующую деятельность кадровой службы в лечебно-профилактических учреждениях.
Лекарственное обеспечение является одной из самых сложных проблем реформирования здравоохранения, что обусловлено следующими причинами:
увеличение количества медикаментозной составляющей в лечебно-диагностическом процессе;
увеличение номенклатуры лекарственных средств на фармацевтическом рынке, в том числе появление большого числа аналогичных по действию, но значительно различающихся по стоимости препаратов;
недостаточная информированность медицинских и фармацевтических работников о свойствах новых лекарственных средств;
увеличение стоимости лекарственных средств;
ограничение суммы финансовых средств на организацию лекарственного обеспечения.
В целом анализ сложившейся системы медицинского обеспечения свидетельствует о недостаточной ее продуктивности и экстенсивном пути развития. Существующая система здравоохранения на территории города не нацелена на строгую этапность лечебно-диагностического процесса. Требуют решения проблемы информационной и управленческой разобщенности систем здравоохранения (государственной, муниципальной, частной) на территории города. Недостаточна межотраслевая координация, отсутствует регламент взаимодействия городского здравоохранения с медицинскими организациями региональной, ведомственной подчиненности в интересах административной территории согласно полномочий, определенных законодательством.
4. Цель, основные принципы модернизации муниципальной
системы здравоохранения
Модернизация муниципальной системы здравоохранения города проводится с целью повышения эффективности ее функционирования и направлена на повышение доступности и качества лечебно-профилактической помощи, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья населения. Реализация указанной цели будет строиться на принципах:
единой государственной политики сохранения здоровья населения и повышении ответственности всех органов власти, общественных объединений и каждого гражданина за ее осуществление;
общественного характера здравоохранения как источника бесплатной медицинской помощи для всех категорий населения;
сохранения и развития муниципальной системы здравоохранения;
поддержки развития частного здравоохранения;
расширения взаимодействия муниципальных, государственных и негосударственных структур для обеспечения комплексного подхода к охране здоровья населения;
рационального использования ресурсов здравоохранения;
широкого привлечения общественности города к проблемам охраны здоровья с целью пропаганды медико-профилактических знаний и здорового образа жизни.
Действенность государственной политики в области здравоохранения обеспечивается выполнением территориальной программы государственных гарантий бесплатного обеспечения медицинской помощью населения, законодательных и нормативных правовых актов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, целевых комплексных программ, стандартов в области медицинской и лекарственной помощи; созданием нормативных правовых актов в области развития здравоохранения на муниципальном уровне.
Для достижения концептуальной цели сформулированы основные приоритеты и направления модернизации муниципальной системы:
повышение эффективности муниципальной системы здравоохранения;
обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
улучшение состояния здоровья детей и матерей;
обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами;
предупреждение заболеваний и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
5. Основные приоритеты и направления модернизации муниципальной
системы здравоохранения
5.1. Повышение эффективности муниципальной системы здравоохранения
5.1.1. Система управления здравоохранением
Совершенствование системы управления предполагает разработку и внедрение регламента взаимодействия городского здравоохранения с медицинскими учреждениями иной административной и ведомственной подчиненности в интересах административной территории с использованием современных методов науки управления (стратегическое планирование, маркетинг, менеджмент).
Полноценное управление отраслью обуславливается возможностью оперативного получения достоверных сведений по основным направлениям деятельности лечебно-профилактических учреждений и показателям здоровья населения, т.е. актуальным является обеспечение единого информационного пространства городского здравоохранения. Управление качеством может быть эффективным только при наличии дифференцированной системы критериев качества организации и оказания медицинской помощи для всех типов медицинских учреждений, а также при наличии квалифицированной экспертизы качества.
Таким образом, совершенствование системы управления городским здравоохранением включает:
организационно-функциональное взаимодействие органов окружного, городского и районного управления здравоохранением;
стандартизацию объемов и качества видов медицинской помощи для каждого уровня медицинской службы, типа медицинского учреждения;
создание единой информационной системы городского здравоохранения;
разработку нормативных правовых актов, регламентирующих взаимодействие с окружными, ведомственными медицинскими учреждениями и организациями частной системы здравоохранения.
5.1.2. Система финансирования здравоохранения
Основными направлениями развития здравоохранения в области экономики следует считать:
разработку и внедрение в практику единых информационных программ для экономических и финансовых служб комитета и учреждений здравоохранения для обеспечения более оперативного их взаимодействия, детального учета финансовых и производственных показателей деятельности учреждений, за счет чего должно быть достигнуто повышение качества анализа данной деятельности с целью эффективного управления ресурсами здравоохранения;
усиление контроля за целевым и рациональным использованием средств;
использование в рамках бюджетного принципа финансирования механизмов привязки бюджетных ассигнований к производственным показателям деятельности медицинских учреждений;
переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеряемых результатов;
внедрение в бюджетный процесс механизмов среднесрочного планирования местного бюджета;
переход к составлению бюджета муниципального здравоохранения на программной основе (с помощью инструмента ведомственных программ);
повышение персональной ответственности учреждений здравоохранения, подведомственных комитету, за каждую бюджетную услугу.
В сфере предпринимательской деятельности, осуществляемой бюджетными медицинскими учреждениями, акцент будет смещаться с индивидуальных медицинских услуг граждан на дальнейшее развитие оказания помощи в рамках договоров со страховыми компаниями по программам добровольного медицинского страхования, что обеспечит упорядочение использования ресурсов здравоохранения с увеличением доходности за счет большей прозрачности финансовых потоков. Требуется разработать строгую систему регламентации предоставления платных медицинских услуг населению муниципальными учреждениями здравоохранения как дополнение к Программе государственных гарантий обеспечения граждан города бесплатной медицинской помощью. В этих целях необходимо проводить политику оказания платных медицинских услуг в специально выделенных подразделениях, что позволит четко разделить потоки пациентов и финансовые средства по источникам финансирования. Кроме того, упор должен быть сделан на предложение альтернативных видов услуг и услуг с повышенной комфортностью.
Необходимо создать систему постоянного мониторинга формирования, использования ресурсов здравоохранения и результатов финансовой деятельности, обеспечивающую анализ:
эффективности расходов медицинских учреждений;
финансовой деятельности;
состояния и использования имущественных, трудовых и финансовых ресурсов медицинских учреждений в комплексе.
Применение такой системы позволит оптимизировать распределение ограниченных средств (в первую очередь бюджетных), усилить контроль за их расходованием, выявить неэффективно реализуемые возможности.
5.1.3. Материально-техническая база
Укрепление и эффективное использование материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения является одним из основных направлений развития отрасли и направлено на:
проведение мониторинга эффективности использования ресурсной базы: оборот койки, нагрузка на лечебно-диагностическое оборудование, количество пролеченных больных из других территорий, динамика хозяйственно расчетной (предпринимательской) деятельности;
формирование плана перспективного развития муниципальных учреждений здравоохранения, определение перечня первоочередных мероприятий по техническому переоснащению существующих служб медицинской помощи;
приведение ресурсной базы в соответствие с требованиями (сокращение невостребованных мощностей, непроизводительных расходов): строительство новых объектов за счет привлекаемых средств, в том числе из окружного бюджета; реконструкция и капитальный ремонт аварийных объектов; улучшение материально-технической базы первичного звена здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье"; приобретение оборудования для внедрения современных технологий диагностики и лечения, замена устаревшего оборудования.
5.1.4. Информатизация здравоохранения
Основные направления развития информатизации здравоохранения города:
расширение функциональности существующих автоматизированных информационных систем в составе интегрированного программного комплекса "Муниципальное здравоохранение";
автоматизация процессов учета обращаемости пациентов по поводу заболеваний и оказанных услуг;
формирование электронных медицинских карт пациентов - разработка автоматизированных информационных систем "Врач лечебно-профилактического учреждения", паспорта врачебного участка;
продолжение автоматизации наиболее трудоемких операций по сбору и обработке информации - разработка автоматизированного рабочего места "Лаборатория";
развитие системы оказания информационных услуг населению.
Система предполагает предоставление населению широкого спектра информации об услугах здравоохранения, о месте и времени их оказания, о стоимости услуг, о заболеваниях и методах их профилактики, о здоровом образе жизни, а также предоставление возможности оплаты услуг по сети Интернет.
Основными задачами данного этапа является:
повышение информированности населения о возможностях здравоохранения, что сделает услуги более доступными;
внедрение системы электронного документооборота;
развитие медицинских систем телеконсультаций и телеконсилиумов на базе высокоскоростных каналов связи транспортной сети передачи данных;
развитие системы информационного обмена и системы корпоративных информационных стандартов в части потребностей проектов.
5.2. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи
5.2.1. Организация медицинской помощи населению
Внедрение новой организационной структуры медицинской службы города предполагает проведение основных изменений по трем звеньям здравоохранения и в структурно-функциональных связях между ними:
экстренная (скорая и неотложная) медицинская помощь;
амбулаторно-поликлиническая помощь;
стационарная медицинская помощь.
Кроме основных звеньев реформа затронет проблемы лекарственного обеспечения и материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения.
Экстренная медицинская помощь
Одним из приоритетных направлений развития муниципальной системы здравоохранения города будет являться развитие службы скорой медицинской помощи.
На догоспитальном этапе будут определены перечни состояний, относящихся к сфере деятельности городской станции скорой медицинской помощи, финансирование за счет средств местного бюджета согласно разработанной ведомственной программе "Скорая медицинская помощь".
В городской станции скорой медицинской помощи, а также в микрорайонах города (Железнодорожный, ПИКС, 41, 43) будет формироваться сеть подстанций на 5 - 7 бригад, с учетом двадцатиминутной транспортной доступности.
Необходимо совершенствовать систему обеспечения взаимодействия станции скорой медицинской помощи с амбулаторно-поликлиническими, больничными учреждениями города, а также с управлениями, службами и ведомствами города в повседневной работе и при проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.
Особое внимание будет уделено медицинскому оснащению, развитию системы связи и информационных систем, стандартам оказания медицинской помощи, внедрению новых медицинских технологий при оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе.
В деятельности муниципального учреждения здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи" будет развиваться предпринимательское направление по оказанию услуг несвойственных скорой медицинской помощи (медицинское сопровождение спортивных и развлекательных мероприятий, транспортировка больных и прочее).
Амбулаторно-поликлиническая помощь
Для совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи населению необходимо:
1) повысить уровень заинтересованности амбулаторно-поликлинических учреждений в интенсификации своей деятельности путем изменения порядка финансирования в системе обязательного медицинского страхования;
2) осуществить в рамках пилотного проекта поэтапный переход на:
принцип одноканального финансирования медицинской помощи путем передачи финансовых средств на оплату медицинской помощи в полном объеме страховым медицинским организациям;
оплату амбулаторной медицинской помощи по "законченному случаю" лечения;
оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества на основании тарифов на медицинские услуги;
3) внедрить персонифицированный учет медицинской помощи населению;
4) привести существующую материально-техническую базу амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствие с табелем оснащения с целью подготовки к аккредитации и получению комплексных лицензий;
5) развивать службу общей врачебной практики (семейного врача) во вновь строящихся микрорайонах, удаленных от муниципальных поликлиник города;
6) повышать роль участкового врача (терапевта, педиатра, врача общей практики) как организатора оказания медицинской помощи населению;
7) привести в соответствие с потребностями населения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений;
8) обеспечить создание инфраструктуры поликлиник с учетом новых эффективных лечебно-диагностических технологий;
9) расширить сеть дневных стационаров, в том числе центров амбулаторной хирургии при амбулаторно-поликлинических учреждениях, стационаров на дому;
10) развивать профилактическую направленность первичной медико-санитарной помощи (реализовывать программы дополнительной диспансеризации работающего населения; увеличивать охват населения профилактическими осмотрами, внедрять скрининговые программы, проводить иммунизацию населения);
11) создать условия для привлечения и закрепления специалистов в первичном звене здравоохранения, повысить уровень профессиональной подготовки медицинских кадров.
Стационарная медицинская помощь
Оптимизация сети стационарных медицинских учреждений должна быть нацелена на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи населению.
Важнейшими направлениями реорганизации системы оказания стационарной помощи являются:
1) оптимизация структуры и объемов в соответствии с потребностью населения;
2) интенсификация оказания стационарной помощи на основе четкой взаимосвязи и преемственности между амбулаторно-поликлинической медицинской помощью и стационаром;
3) оптимизация использования коечного фонда за счет сокращения длительности пребывания больного на койке в результате:
четкого определения показаний к госпитализации;
максимального обследования плановых больных в амбулаторных условиях;
использования современных клинических стандартов лечения для повышения его качества и клинической результативности;
интенсификации лечебно-диагностического процесса, максимально быстрого доведения пациента до состояния, не требующего круглосуточного наблюдения;
своевременной (с учетом критериев выписки из стационара) передачи больного на амбулаторный этап для долечивания с широким использованием стационарозамещающих технологий;
4) уменьшение коэффициента совместительства, повышение профессиональной подготовки кадров;
5) использование телемедицинской связи для оперативных консультаций с окружными и федеральными центрами;
6) информирование населения об оказываемых медицинских услугах.
Для реализации реформирования стационарной помощи с учетом ее тесного взаимодействия с амбулаторно-поликлиническим этапом, необходимы следующие мероприятия:
определение потребностей в стационарной помощи различного уровня, в том числе в дневных стационарах;
приведение материально-технической базы стационаров в соответствие с потребностями:
оснащение в соответствии с табелем оснащения;
разработка плана реструктуризации системы стационарной помощи с учетом условий и форм ее предоставления, выведение части объемов стационарной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинические учреждения;
разработка критериев и показаний для оказания медицинской помощи с использованием стационарозамещающих форм медицинского обслуживания;
разработка системы контроля и оценки качества стационарной помощи;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи и унифицированных методов финансирования медицинской помощи с ориентацией на конечный результат на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам оказания медицинской помощи;
внедрение в рамках пилотного проекта одноканального финансирования;
внедрение персонифицированного учета медицинской помощи населению в стационарах;
организация оказания медицинской помощи в стационарах по конечному результату с учетом критериев качества и повышения уровня оплаты труда.
5.2.2. Совершенствование системы управления качеством медицинской помощи и экспертизы качества
Проблемы качества медицинской помощи имеют объективные причины, среди которых основными являются увеличение стоимости и степени сложности лечения, старение населения и увеличение доли хронических заболеваний, неэффективные методы управления процессами ведения больных, недостаточная квалификация кадров, увеличение объема медицинской информации, низкие темпы внедрения информатизации и компьютеризации больниц.
Для обеспечения качества медицинской помощи необходимо:
проведение систематического мониторинга результатов оказываемой помощи;
обеспечение качества лечебного процесса (соблюдение технологии);
проведение мониторинга степени удовлетворенности пациентов с применением компьютеризации рабочих мест и соответствующим информационным обеспечением;
использование соответствующих систем стимулирования, основанных на результатах помощи, включая обратную связь в виде адекватной и достоверной информации о конечных результатах, сообщаемой представителям здравоохранения и потребителям;
обеспечение переориентации программ подготовки медицинского персонала с целью повышения внимания к таким критериям как эффективность деятельности, состояние здоровья, качество жизни, степень удовлетворенности пациентов.
Одним из важнейших факторов, затрудняющих создание адекватной организационной системы обеспечения качества медицинской помощи, является значительное число субъектов, заинтересованных в результате этой деятельности: страховщики, страхователи, органы управления здравоохранения, общественные организации, врачи, пациенты, общество защиты прав потребителей.
Для решения разногласий между всеми субъектами может возникнуть необходимость создания независимого экспертного совета, членами которого будут являться представители комитета по здравоохранению Администрации города (в том числе главные специалисты), территориального фонда обязательного страхования, профсоюза медицинских работников.
5.2.3. Кадровая и инновационная политика
Подготовка кадров для муниципальных учреждений здравоохранения является важнейшей составляющей модернизации здравоохранения.
Стратегия кадровой политики в муниципальном здравоохранении предусматривает:
формирование системы муниципального заказа на подготовку специалистов для системы здравоохранения;
совершенствование механизма взаимодействия с медицинскими высшими и средними специальными учебными заведениями по подготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических работников на основании долгосрочных и ежегодно корректируемых планов-программ;
осуществление дифференцированного подхода к обучению специалистов на центральных, региональных, местных базах;
принятие комплекса мер правового, организационного, экономического характера по повышению мотивации к работе и обеспечению закрепления выпускников медицинских высших учебных заведений, училищ и колледжей;
подготовку и переподготовку специалистов на основании трехсторонних договоров;
усиление позиций среднего медицинского персонала на всех уровнях медицинского обслуживания;
упорядочение должностной структуры на основе использования прогрессивной нормативной базы, отвечающей требованиям повышения эффективности использования кадровых ресурсов;
модернизацию и повышение технической оснащенности рабочих мест;
создание привлекательности муниципального здравоохранения для молодых специалистов, привлечение квалифицированных специалистов из других регионов;
совершенствование работы по формированию резерва кадров на руководящие должности структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений, включая заведующих отделениями, с обязательной подготовкой по правовым вопросам, экономике, организации здравоохранения.
Приоритетным направлением станет укомплектование штатов амбулаторно-поликлинических учреждений, службы скорой медицинской помощи.
5.2.4. Международное и межрегиональное сотрудничество
Международное и межрегиональное сотрудничество будет осуществляться в соответствии с основными приоритетами и направлениями развития медицинской помощи в городе:
приоритетным национальным проектом "Здоровье";
реформой первичной медико-санитарной помощи;
эффективным использованием коечного фонда;
профилактикой социально-значимых болезней (ВИЧ/СПИД, вирусных гепатитов, туберкулеза), внутрибольничных инфекций;
повышением квалификации врачей, среднего медицинского персонала.
5.3. Улучшение состояния здоровья детей и матерей. Охрана материнства и детства
Решение медико-социальных проблем семьи, материнства и детства в современных условиях является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В условиях реформ, происходящих в стране, и модернизации здравоохранения основными задачами службы охраны материнства и детства являются обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития, сохранение и укрепление здоровья женщин, в том числе беременных, репродуктивного здоровья населения, снижение показателей материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, предупреждение инвалидности у детей.
Приоритетным направлением службы охраны материнства и детства должны быть мероприятия по укреплению качественной многоуровневой амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи детям, девочкам-подросткам, женщинам фертильного возраста, беременным в период беременности и родов, новорожденным.
В работе первичного звена необходимо обеспечить увеличение объемов профилактической работы, изменение подходов к диспансеризации и профилактике в целом, вовлечение семьи к ведению здорового образа жизни, повышение медицинской активности. Основные направления профилактической работы должны начинаться еще до рождения ребенка (планирование семьи, медико-генетическое консультирование, контроль факторов риска беременности и родов, скрининг врожденной патологии и наследственных заболеваний), продолжаться в дошкольном и школьном возрасте (выявление факторов риска среды развития, организация питания, иммунопрофилактика, комплексная диагностика нарушений здоровья и симптомов заболевания, последующая диспансеризация). Очень важна своевременная диагностика и ранняя профилактика хронических форм соматических и гинекологических заболеваний у девушек и женщин.
Амбулаторно-поликлиническая помощь матерям и детям должна включать совершенствование реабилитационной помощи (отделение восстановительного лечения, дневные стационары детских поликлиник, стационары дневного пребывания женских консультаций) для проведения реабилитационных мероприятий детям раннего возраста и детям-инвалидам. Необходимо дальнейшее развитие отделений медико-социальной помощи подросткам.
К числу приоритетных направлений развития стационарной медицинской помощи детям и женщинам должно относиться создание оптимальных условий для оказания помощи новорожденным на различных этапах (родильный дом, отделение патологии новорожденных), оказание неонатальной помощи в условиях перинатального центра, укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, строительство второго родильного дома.
5.4. Обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами
Для совершенствования лекарственного обеспечения планируется:
формирование информационных систем персонифицированного учета для планирования потребности города в закупках лекарственных средств и изделий медицинского значения, учета выписки и отпуска медикаментов;
рациональное применение лекарственных средств;
эффективное использование средств из всех источников финансирования на закупку медикаментов;
увеличение доступности лекарственной помощи населению путем размещения аптечных пунктов в лечебно-профилактических учреждениях.
5.5. Предупреждение заболеваний и других угрожающих жизни и здоровью состояний
Одной из основных задач в области демографической политики, обозначенной в послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации в 2006 году, определено снижение смертности от предотвратимых причин и профилактика наиболее распространенных заболеваний.
В рамках данного направления планируется расширение программы приоритетного национального проекта "Здоровье" в части мер, направленных на снижение смертности от управляемых причин (дорожно-транспортного травматизма, сердечно-сосудистых заболеваний, острых отравлений), в рамках полномочий муниципального здравоохранения.
Основные мероприятия будут направлены на:
обеспечение своевременности и совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и острых отравлениях на этапе скорой медицинской помощи;
совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в амбулаторно-поликлинических учреждениях (ранняя диагностика, профилактика, эффективная диспансеризация), в стационаре на этапе скорой медицинской помощи;
внедрение скрининговых программ с целью раннего выявления онкологической патологии;
профилактику и снижение смертности от управляемых причин и заболеваний, определяющих высокую смертность населения;
реализацию программ дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы.
Для снижения потерь от профессиональных заболеваний и предотвращения преждевременной смертности в трудоспособном возрасте предусматривается продолжить мероприятия по выявлению на ранних стадиях вредных факторов воздействия производственной среды в наиболее проблемных, с точки зрения условий труда, отраслях экономики за счет проведения углубленных медицинских осмотров.
Мероприятия по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями предусматривают совершенствование и внедрение методов профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации, совершенствование контроля эффективности лечения заболеваний и их осложнений.
6. Механизмы реализации Концепции
Изложенная выше Концепция носит обобщающий характер. Достижение поставленных целей зависит не только от деятельности комитета, но и от согласованных усилий других органов федеральной, региональной и муниципальной власти. Реализация Концепции будет осуществляться на основе принятых нормативных правовых актов, в том числе путем разработки и выполнения целевых медико-социальных программ.
Необходимо создать рабочие группы для формирования оперативных планов по реализации Концепции (экономическое обоснование, ресурсные вложения, медицинская эффективность), осуществлять мониторирование хода реформ.
Требуется развивать политику широкого информирования населения об усилиях и достижениях органов власти города в обеспечении граждан качественной, доступной и необходимой медицинской помощью, результатах реализации Концепции.
7. Ожидаемые результаты работы муниципальной системы
здравоохранения в рамках реализации Концепции
К ожидаемым результатам работы системы здравоохранения относится:
снижение числа вызовов скорой медицинской помощи до 320,0 на 1 000 населения;
упразднение времени транспортной доступности бригады скорой медицинской помощи (не дольше 20 минут);
увеличение числа посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения до 9 100 на 1 000 населения;
увеличение оборота койки (числа госпитализированных больных в расчете на койку) до 40 - 42 больных, при средней длительности пребывания больного на койке в течение 7 дней;
укомплектование учреждений здравоохранения на 80 - 90 % медицинскими кадрами первичного звена (участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики);
снижение на 20 % инфекционной заболеваемости, управляемой вакцинопрофилактикой (вирусного гепатита В, полиомиелита, краснухи, гриппа);
охват не ниже 95 % вакцинопрофилактикой декретированных контингентов;
снижение на 8 - 10 % хронической заболеваемости;
стабилизация показателя первичного выхода на инвалидность до 36,0 на 10 тыс. населения.
К укреплению материально технической базы муниципального здравоохранения относится:
строительство поликлиники "Нефтяник" в 37 микрорайоне на 700 посещений в смену;
строительство поликлиники в 27 микрорайоне на 700 посещений в смену;
строительство клинического перинатального центра в 31 А микрорайоне на 315 коек и 165 посещений в смену;
реконструкция резервного клинического родильного дома в 5 А микрорайоне;
реконструкция филиала муниципального учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 2" по ул. Первопроходцев, 18;
реконструкция муниципального учреждения здравоохранения "Городской врачебно-физкультурный диспансер" по ул. Студенческой, 14/1;
обновление лечебно-диагностического оборудования (средний износ оборудования не более 40 %).
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит улучшить медико-демографические показатели:
увеличение показателя рождаемости до 15,0 родившихся на 1 000 населения;
стабилизация показателя общей смертности не выше 7,0 на 1 000 населения, снижение преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 5 % в трудоспособном возрасте (200,0 на 100 тыс. населения);
снижение младенческой смертности до 7,0 на 1 000 населения.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы г. Сургута от 30 октября 2007 г. N 280-IVДГ "О концепции модернизации муниципального здравоохранения города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.