Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к программе по реализации
приоритетного национального
проекта "Доступное и комфортное
жилье - гражданам России"
в городе Сургуте на 2008 - 2010 годы
Подпрограмма
"Доступное жилье - молодым" на 2008 - 2010 годы
(с изменениями 26 декабря 2008 г.)
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы - |
"Доступное жилье - молодым" на 2008 - 2010 годы (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы - |
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 N 103-оз "О программе Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы, постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы |
Заказчик подпрограммы - |
Администрация города |
Основной разработчик подпрограммы - |
комитет молодежной политики департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города |
Цель подпрограммы - |
создание системы для поддержки молодых семей города в решении жилищной проблемы |
Основные задачи подпрограммы - |
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания поддержки молодым семьям города, нуждающимся в улучшении жилищных условий; содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; привлечение финансовых и инвестиции-онных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем; привлечение средств федерального и окружного бюджетов для решения проблемы финансовых ресурсов на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования; создание условий для ускорения сроков приобретения молодыми семьями собственных жилых помещений; обслуживание по приему и учету платежей, принимаемых от молодых семей по ранее выданным кредитам и процентам по ним |
Исполнители подпрограммы - |
комитет молодежной политики департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города, организации, привлекаемые для реализации подпрограммы в порядке, установленном законодательством о размещении заказа для государственных и муниципальных нужд |
Сроки реализации подпрограммы - |
2008 - 2010 годы: 2008 - первый этап (подготовительный); 2009 - 2010 - второй этап |
Основные мероприятия подпрограммы - |
формирование правовых, организации-онных, финансовых, информационных механизмов оказания поддержки |
Источники финансирования подпрограммы - |
общий объем финансирования подпро-граммы за счет средств местного бюджета составляет 317,4 млн. рублей. Финансирование подпрограммы предполагается за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", окружного бюджета в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" и местного бюджета, а также внебюджетные средства - около 1 млрд. рублей, в том числе личные средства граждан |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы - |
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников; развитие и закрепление положительных демографических тенденций; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе |
Система организации контроля над реализацией подпрограммы - |
заказчик подпрограммы осуществляет общее руководство и контроль над реализацией подпрограммы. Исполнители подпрограммы, участвующие в реализации, представляют ежеквартально заказчику подпрограммы сведения о ходе ее исполнения заказчик подпрограммы обобщает эти сведения и представляет ежеквартально информацию в Думу города Сургута и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа с внесением предложений по совершенствованию реализации подпрограммы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Подпрограмма "Доступное жилье молодым города Сургута" на 2008 - 2010 годы предусматривает создание системы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в городе в целом.
По оценкам экспертов, в основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие "молодая семья". На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в городе Сургуте насчитывается около 20 тыс. молодых семей из общего числа семей (80 тыс. семей). Из них большая часть (примерно 12 тыс. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является создание системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых, организационных и информационных механизмов поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых граждан благоустроенным жильем;
привлечение федерального, окружного и местного бюджетов для поддержки муниципалитетов по решению проблемы жилья молодежи путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
3. Срок и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет выполняться поэтапно в 2008 - 2010 годах. На первом этапе - 2008 год (подготовительный) будут осуществляться:
разработка и формирование правовых, финансовых, организационных и информационных механизмов поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
проведение эксперимента на территории города Сургута по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей мероприятий подпрограммы;
создание системы мониторинга реализации мероприятий подпрограммы.
На втором этапе (2009 - 2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации мероприятий подпрограммы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в муниципальном образовании городской округ город Сургут.
4. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают создание системы по поддержке молодых семей в решении жилищных проблем.
Система мероприятий подпрограммы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
организационное обеспечение реализации подпрограммы;
информационное обеспечение реализации подпрограммы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложениях 1, 2, 3 к настоящей подпрограмме.
5. Механизмы реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется заказчиком подпрограммы с участием заинтересованных органов исполнительной власти и уполномоченными ими организациями, а также предприятиями и организациями любой организационно-правовой формы собственности.
Заказчик подпрограммы осуществляет:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации мероприятий подпрограммы, включая разработку правовых, финансовых, организационных и информационных механизмов, в том числе разработку и утверждение в установленном порядке Положения о порядке предоставления субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы;
формирование единых критериев отнесения молодых семей к различным категориям;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств бюджетов различного уровня для решения жилищных проблем молодых семей в городе Сургуте;
содействие исполнителям в проведении экспериментов по отработке механизмов реализации подпрограммы;
разработку методических материалов для исполнителей подпрограммы;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач подпрограммы;
мониторинг реализации подпрограммы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации подпрограммы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств с подготовкой и представлением соответствующих отчетов;
разработка и внесение предложений по совершенствованию муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей;
формирование списков молодых семей на территории города Сургута;
определение категорий молодых семей, которым поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из реальных условий и финансовых возможностей города.
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
а) средства молодых семей, используемые для частичной или полной оплаты стоимости строительства или приобретения жилья;
б) средства окружного бюджета в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 -2015 годы;
в) средства федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, направляемые на следующие цели:
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
предоставление молодым семьям субсидий на имеющихся детей и при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа);
г) средства федерального бюджета, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений при реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей и используемые для предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа);
д) средства предприятий и организаций, заинтересованных в закреплении молодежи, используемые для предоставления займов молодой семье;
е) средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог приобретаемого жилья или земельных участков, выделенных под жилищное строительство;
ж) иные внебюджетные средства.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из:
социальной нормы общей площади жилья в расчете на 1 члена семьи, принятой в субъекте Российской Федерации, но не более 12 кв. метров;
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Субсидии предоставляются молодым семьям также для компенсации части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или направляются на погашение кредитов (займов), полученных ими на эти цели.
Общая сумма полученных субсидий не может превышать остаток невыплаченной стоимости жилого помещения либо размера полученного на приобретение и (или) строительство жилья ипотечного кредита (займа).
6. Объемы подпрограммы
Для выполнения подпрограммы необходимо за трехлетний период оказать поддержку молодым семьям в виде предоставления безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий в количестве 3 157 или 1 052 ежегодно.
Объектом поддержки в рамках настоящей подпрограммы являются участники:
1) молодая семья, в которой возраст хотя бы одного из супругов не превышает 30 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 30 лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории города Сургута, участвующая в реализации подпрограммы (далее - молодая семья);
2) молодые семьи, состоящие в списках очередности согласно постановлению Администрации города от 16.05.2006 N 878 "Об утверждении очередности предоставления кредитов молодым семьям на строительство или приобретение жилья на 2006 год";
молодые семьи, подавшие заявления с соответствующим пакетом документов в уполномоченный орган местного самоуправления, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основе проведенного анализа, в уполномоченный орган местного самоуправления, отвечающий за реализацию жилищных программ для молодежи, в среднем ежегодно обращается 800 молодых граждан.
Таким образом, объем подпрограммы на три года составит 3 157 молодых семей, которым должна быть оказана финансовая поддержка в улучшении жилищных условий.
Планируя денежные средства на реализацию подпрограммы, учитываем, что средний размер субсидии составит 177,1 тыс. рублей.
Расчет среднего размера субсидии производим по следующей формуле:
, где
- средний размер субсидии, предоставляемый участнику настоящей подпрограммы на улучшение жилищных условий;
42 - общая площадь жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) в рамках настоящей подпрограммы;
54 - (18 кв.м х 3) общая площадь жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, для семьи численностью 3 человека (молодые супруги и один ребенок или 1 молодой родитель и двое детей) в рамках настоящей подпрограммы;
72 - (18 кв. м х 4) общая площадь жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, для семьи численностью 4 человека (молодые супруги и двое детей или 1 молодой родитель и трое детей) в рамках настоящей подпрограммы;
10 % - доля средств местного бюджета, предоставляемых в виде субсидии, на оплату части стоимости квартиры согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285;
31 625 - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию городской округ город Сургут на 3 квартал 2007 года, утвержденный Управлением по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
7. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Общий объем финансирования основных мероприятий подпрограммы на 2008 - 2010 годы из средств местного бюджета, необходимый для реализации организационных мероприятий подпрограммы и финансирования субсидий подпрограммы, составляет 317,4 млн. рублей.
Финансирование подпрограммы предполагается за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, окружного бюджета в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы и местного бюджета, а также внебюджетные средства - около 1 млрд. рублей, в том числе личные средства граждан.
Средства федерального бюджета предполагаются в качестве источника софинансирования региональных и муниципальных программ.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей федерального бюджета, бюджета автономного округа и местного бюджета на соответствующий год.
Объемы бюджетного финансирования мероприятий подпрограммы в 2008 - 2010 годах приведены в приложениях 1, 2, 3, 4 к настоящей подпрограмме.
8. Организация управления подпрограммой и информационное обеспечение
Администрация города осуществляет общее руководство и контроль за выполнением подпрограммы, определяет формы и методы управления, общую координацию и мониторинг работ, подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения подпрограммы, разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных механизмов ее реализации.
Текущее управление реализацией программы осуществляет комитет молодежной политики департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города.
Заказчик заключает с исполнителями, участвующими в реализации подпрограммы, соглашения о финансировании за счет средств бюджетов и внебюджетных источников.
Исполнители, участвующие в реализации подпрограммы ежеквартально, а также по итогам года (до 30 января) представляют Администрации города сведения о реализации подпрограммы.
Заказчик подпрограммы обобщает эти сведения и ежеквартально, а также по итогам года (до 1 февраля) представляет отчеты в Думу города Сургута и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа о ходе реализации подпрограммы.
Работа среди населения по освещению целей и задач подпрограммы организуется заказчиком программы через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций, семинаров для населения по предоставлению муниципальных услуг и коллективных консультаций.
9. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации подпрограммы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации подпрограммы будет производиться на основе системы индикаторов, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, по соответствующим разделам.
Расчет индикаторов возложен на подразделения Правительства автономного округа, курирующие вопросы реализации жилищной политики.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей (ожидаемые результаты обеспечения жильем молодых семей приведены в приложении 5 к настоящей подпрограмме);
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
использование на территории города отработанных в ходе эксперимента механизмов оказания поддержки молодым семьям в обеспечении жильем;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.