Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Описание уровня оказания муниципальной услуги
2.1. Объем оказания муниципальной услуги.
За период с 2006 по 2008 годы количество образовательных учреждений, оказывающих муниципальную услугу, сократилось с 55 до 48, что обусловлено передачей полномочий по организации специального (коррекционного) образования в субъект Российской Федерации, реорганизацией в форме присоединения 4 общеобразовательных учреждений.
В 2008 году муниципальную услугу получают 32 660 детей, в том числе:
- дошкольное образование - 666 человек;
- общее образование - 31 994 человека;
- дополнительное образование - 16 200 человек.
По сравнению с 2006 годом численность получателей услуги сократилась на 6,1%, в том числе получающих общее образование на 6,7%, дополнительное образование - на 5,1%. Численность детей, получающих муниципальную услугу в группах дошкольного образования, за рассматриваемый период увеличилась на 31,6% (160 чел.). Все имеющиеся мощности общеобразовательных учреждений для открытия дошкольных групп использованы на 100%.
Тенденция неравномерности распределения детского контингента по возрастам обусловлена сложившейся демографической ситуацией - ростом числа детей дошкольного и младшего школьного возраста при сокращении числа обучающихся 5 - 11 классов.
Положительная динамика показателей охвата муниципальной услугой свидетельствует об увеличении на 6,6% доли детей, получающих общее образование, от общего числа детей школьного возраста и на 1% - доли детей, получающих дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях. Доля обучающихся общеобразовательных учреждений от общего числа детей школьного возраста в 2006 году составляла - 90,7%, в 2008 году - 98,3%, Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, осваивающих дополнительные образовательные программы, от общего числа обучающихся за последние 3 года увеличилась с 50% до 51%. Охват детей дошкольным образованием в общеобразовательных учреждениях практически не изменился и составил 0,04% от общего числа детей дошкольного возраста (3 - 6 лет).
Информация о значении показателей, характеризующих динамику показателей объема оказания муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: объем муниципальной услуги можно оценить как достаточный.
2.2. Доступность муниципальной услуги.
Начальное, основное и среднее (полное) общее образование является доступным для детей: за последние три года не зарегистрировано ни одного незаконного отказа в приеме в общеобразовательные учреждения, отклонения заявления о приеме в группы дополнительного образования. Доля обучающихся 5 - 9 классов, удовлетворяющих свои индивидуальные запросы на получение дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, за период 2006 - 2008 годов увеличилась с 96 до 98%, доля старшеклассников, обучающихся в профильных классах, - с 70% до 77%.
Проблемой остается невозможность организации односменного режима работы всех общеобразовательных учреждений, что является наиболее оптимальным для потребителей. В 2008 году 25,4% обучающихся общеобразовательных учреждений заняты во вторую смену, так как город испытывает недостаток школ, что обусловлено интенсивным строительством новых жилых микрорайонов, изменениями требований к оснащению и организации учебного процесса, нормативными требованиями по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
Обеспеченность местами в дошкольных группах общеобразовательных учреждений составляет 11,3% (2006 год - 9,9%). Вместе с тем, растет число неудовлетворенных заявок на предоставление места в дошкольных группах в общеобразовательных учреждениях, что вызвано ограниченностью специализированных площадей общеобразовательных учреждений, ростом численности детей дошкольного возраста.
Информация о значении показателей, характеризующих динамику показателей доступности муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень доступности муниципальной услуги можно оценить как:
- высокий в части общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
- неудовлетворительный в части дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях.
2.3. Качество оказываемой муниципальной услуги.
Жители города Сургута достаточно высоко оценивают качество оказываемых услуг города в области образования. Динамика результатов проведенных в 2006 и 2007 году социологических опросов свидетельствует о росте удовлетворенности потребителей качеством образования, в том числе в части дошкольного образования - с 7,6 до 7,9 баллов; в части общего образования - с 7,3 до 8,0 баллов; в части дополнительного образования - с 7,7 до 8,3 баллов.
Оценивая результативность общего образования в 2006 - 2008 годах необходимо отметить повышение результативности обучения по показателю "доля обучающихся, имеющих отметки "4" и "5" по итогам года, в общей численности обучающихся" (2006 год - 42,4%; 2008 год - 47,3%). Однако, в ряде общеобразовательных учреждений данный показатель существенно ниже среднегородского показателя по соответствующим видам общеобразовательных учреждений.
За три последних года наблюдается стабильность среднегородских результатов обучения по показателю "доля обучающихся, имеющих положительные отметки по итогам года, в общей численности обучающихся" (2006 год - 97,9%; 2008 год - 98,3%).
В связи с переходом всех выпускников 11-х классов на обязательную государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ отмечено существенное снижение результата по показателю "доля обучающихся, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике на "4" и "5" по пятибалльной шкале, в общей численности сдававших ЕГЭ по этим предметам" - с 60,1% в 2006 году до 48,7% в 2008 году.
При ежегодном увеличении количества открываемых профильных 10 - 11 классов почти 23% обучающихся на старшей ступени не удовлетворены имеющейся вариативностью программ профильного обучения. Отмечается недостаточная мощность сети по социально-экономическому, химико-биологическому, гуманитарному, художественно-эстетическому, филологическому (специализация "иностранный язык") профилям обучения. Низкий уровень образовательной и социальной мобильности выпускников (неготовность более 20% обучающихся 9-х классов и их родителей к переходу в другие образовательные учреждения для изучения программ профильного уровня) требует создания новых институциональных форм образовательных учреждений и введения новых форм организации профильного обучения на старшей ступени общего образования с целью удовлетворения образовательных запросов старшеклассников.
Органы ученического самоуправления созданы в 40 образовательных учреждениях. За последние три года на 5% выросла доля обучающихся, вовлеченных в деятельность органов ученического самоуправления, детских общественных объединений, в общей численности обучающихся. Вместе с тем, в 2008 году лишь 35% детей от общего числа обучающихся вовлечены в деятельность органов ученического самоуправления, детских общественных объединений. 63% обучающихся отмечают недостаточную активность и слабые навыки самоуправления, 28% - авторитарность педагогов; 52% - эпизодический характер или подмену игрой подлинного самоуправления. Лишь в 11-ти из 48 общеобразовательных учреждений органы общественного управления организованы в соответствии с современными требованиями (работают управляющие (попечительские) советы).
Анализ качества оказываемой муниципальной услуги в части условий ее оказания выявил следующие проблемы.
Практически во всех учреждениях нарушаются современные нормативные требования к оснащению и организации учебного процесса, к обеспечению санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности образовательных учреждений. Для приведения зданий общеобразовательных учреждений в соответствие с современными нормами и правилами необходимо более 460 млн. рублей. Комплексный капитальный ремонт по сроку эксплуатации более 25 лет требуется 11-ти зданиям (22%), по техническому состоянию - 2-м зданиям (4%). 25% детей обучаются в зданиях учреждений, требующих капитального ремонта. Проектная мощность большинства зданий не соответствует фактической наполняемости согласно требованиям СанПиН.
Информация о значении показателей, характеризующих динамику показателей качества оказываемой муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень качества оказываемой муниципальной услуги можно оценить как:
- достаточный в части реализации образовательных программ;
- неудовлетворительный в части условий оказания муниципальной услуги.
2.4. Себестоимость муниципальной услуги.
Объем расходов на оказание муниципальной услуги за последние 3 года увеличился. Это связано не столько с ростом капитальных и иных единовременных расходов из бюджета города, сколько с ростом заработной платы в бюджетном секторе города и инфляционными процессами.
Объем расходов на оказание муниципальной услуги включает расходы соадминистраторов, а именно департамента городского хозяйства (расходы на содержание зданий и сооружений), управления связи и информатизации, департамента архитектуры и градостроительства. В структуре консолидированного бюджета департамента более 82% составляют расходы на оплату труда и начисления на оплату труда.
Одной из основных проблем остается недостаток объема средств на оказание муниципальной услуги, который не позволяет обеспечить условия оказания муниципальной услуги на необходимом уровне.
Информация о значении показателей, характеризующих динамику показателей себестоимости муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
2.5. Стоимость муниципальной услуги для потребителя.
Общее и дополнительное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях города является бесплатным для потребителей. Средства родителей могут привлекаться для частичной оплаты расходов на участие обучающихся в мероприятиях за пределами города, а также для оплаты питания по расширенному меню.
Родительская плата за содержание детей в дошкольных группах общеобразовательных учреждений соответствует требованиям, определенным в нормативных правовых документах федерального, регионального и муниципального уровней. Родители оплачивают 20% от суммы расходов на содержание ребенка в дошкольном учреждении (дошкольной группе) соответствующего вида и категории. Определены категории детей, чьи родители имеют льготу по оплате 50% и 100%, количество их ежегодно растет. Цена услуги для всех потребителей снижается за счет компенсации части родительской платы за содержание ребенка, которая составляет в среднем 470 руб. в месяц на одного заявителя. Средний размер родительской платы в 2008 году составил 2 412 руб. (в среднем 5,5% от средней заработной платы по городу).
Информация о значении показателей, характеризующих динамику показателей стоимости муниципальной услуги для потребителя, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень стоимости муниципальной услуги для потребителя в части дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях можно оценить как достаточный.
2.6. Надежность/регулярность оказываемой муниципальной услуги.
Муниципальные общеобразовательные учреждения работают по расписанию, в соответствии с установленным годовым календарным графиком в режиме 5 или 6-дневной учебной недели. В дни особо низких температур воздуха в установленном порядке осуществляется отмена занятий.
Услуги дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях также оказываются регулярно пять раз в неделю, за исключением дней вынужденного простоя по причине текущего ремонта пищеблока, медицинского блока, прачечной, а также дней санитарной обработки помещений дошкольных групп и составляют в среднем менее 3% от количества рабочих дней в году.
За последние три года случаев нарушения установленной периодичности и/или сроков занятий зафиксировано не было.
Информация о значении показателей, характеризующих динамику показателей надежности/регулярности оказываемой муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень надежности/регулярности оказываемой муниципальной услуги высокий.
Резюме:
Муниципальная услуга "Дошкольное, общее, дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях" оказывается на:
- высоком уровне по таким характеристикам как объем, доступность в части общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, надежность/регулярность;
- достаточном уровне по таким характеристикам как качество оказываемой муниципальной услуги в части реализации образовательных программ, стоимость услуги для потребителя.
Основными проблемными вопросами остаются:
- неудовлетворительный уровень доступности муниципальной услуги в части дошкольного образования в связи с недостатком специализированных помещений для организации работы дошкольных групп;
- неудовлетворительный уровень качества оказываемой муниципальной услуги в части условий ее оказания в связи с длительным сроком эксплуатации 21% зданий общеобразовательных учреждений и неудовлетворительным техническим состоянием 4% зданий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.