Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы г. Сургута
от 5 июня 2009 г. N 45
Городская программа "Развитие муниципальной службы
в муниципальном образовании городской округ город Сургут
на 2009-2011 годы"
Паспорт программы
Наименование программы: Городская программа "Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2009 - 2011 годы" (далее - программа).
Наименование, дата и номер принятия решения о разработке программы: ст. 22 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями от 31.03.2009); распоряжение Главы города от 04.06.2008 N 8 "О создании рабочей группы по разработке программы развития муниципальной службы".
Заказчик программы: муниципальное образование городской округ город Сургут в лице Главы города.
Координатор программы: высшее должностное лицо Администрации города, курирующее вопросы общего обеспечения деятельности Администрации города.
Основные исполнители мероприятий программы: Администрация города; Контрольно-счетная палата города; Дума города.
Правовая основа программы: Трудовой кодекс Российской Федерации (с учетом изменений); Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с учетом изменений); Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с учетом изменений); Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (вступает в силу с 01.01.2010); Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с учетом изменений); Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2007 N 208-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008 - 2010 годы"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.09.2008 N 86-оз "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с учетом изменений); Устав муниципального образования городской округ город Сургут (с учетом изменений).
Цель программы: создание современной и эффективной системы муниципальной службы муниципального образования городской округ город Сургут, ориентированной на приоритеты развития муниципального образования, с учетом интересов населения, привлекательности имиджа и конкурентоспособности, направленных на результативную деятельность муниципальных служащих по обеспечению полномочий органов местного самоуправления
Задачи программы:
1. Совершенствование правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих.
2. Совершенствование работы, направленной на применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на муниципальной службе.
3. Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы в органах местного самоуправления.
4. Формирование корпоративной культуры и позитивного имиджа муниципального служащего города Сургута.
5. Создание системы социально-экономического обеспечения муниципальных служащих.
Сроки реализации программы: 2009 - 2011 годы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Создание оптимальной системы муниципальных правовых актов, эффективно регулирующих правоотношения в сфере муниципальной службы.
2. Разработка механизмов, препятствующих возникновению случаев коррупции в органах местного самоуправления.
3. Устойчивое развитие кадрового потенциала муниципальной службы муниципального образования.
4. Повышение доверия к деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также престижа и открытости муниципальной службы в муниципальном образовании.
5. Повышение уровня социальной защищенности муниципальных служащих
Контроль выполнения программы: контроль реализации мероприятий программы осуществляет заказчик программы - Глава города.
1. Основные положения программы
1.1. Введение
Потребность в обеспечении позитивных перемен на муниципальной службе назрела, но прежние стереотипы продолжают работать, создавая устаревшие структуры, порождая бюрократизм, слабые решения, сдерживая инновационный процесс в управлении. Назрела необходимость формирования нового поколения муниципальных служащих, обладающих организационными талантами и современными знаниями, используя системный подход, а именно:
- анализ и диагностику кадровой ситуации на муниципальной службе;
- концептуальное обновление муниципальной кадровой политики;
- обновление старых и создание новых механизмов реализации муниципальной кадровой политики, способных формировать организационную структуру органов местного самоуправления;
- регулирование, контроль и учет муниципальных кадровых процессов.
Только системный подход позволяет отразить современную кадровую политику в сфере государственного и муниципального управления во всей ее целостности как сложную систему, представляющую собой совокупность мер, направленных на формирование высокопрофессионального кадрового состава органов местного самоуправления.
Городская программа "Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2009 - 2011 годы" разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 10.03.2009 N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", ст. 35 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с учетом изменений), Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2007 N 208-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008-2010 годы".
Настоящая программа предусматривает систему действий, обеспечивающих эффективное решение задач по развитию муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут до 2011 года.
1.2. Содержание проблемы муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут
Эффективность муниципального управления определяется социально-экономическими показателями, которые оцениваются населением. Достигается эта эффективность высоким уровнем профессиональной подготовки муниципальных служащих с применением эффективных экономических, организационных и коммуникационных, социальных и психологических мотивационных механизмов управления персоналом муниципальной службы.
В последние годы кадровая ситуация в системе государственного и муниципального управления, как и в других структурах федеральных органов исполнительной власти носит сложный характер. Смена основ социально-экономического и политического развития страны, возникшее противоречие между ранее приобретенными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в экономических отношениях, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, значительное обновление кадрового состава, пополнение его людьми, не имеющими, зачастую, необходимой профессиональной подготовки и достаточного опыта работы в аппаратах власти, отсутствие длительного времени государственной цельной системы подбора, расстановки, движения и профессиональной подготовки кадров - все это привело к недостаточно эффективной системе деятельности органов местного самоуправления и профессиональному уровню кадрового потенциала.
Анализ количественного и качественного состава муниципальных служащих органов местного самоуправления города Сургута показывает следующее:
- в настоящее время свыше 90% муниципальных служащих органов местного самоуправления имеют высшее профессиональное образование (в 2005 году эта цифра составляла 84%, в 2006 году 89%);
- наблюдается тенденция снижения количества работников органов местного самоуправления в связи с передачей некоторых полномочий и оптимизацией действующей организационной структуры;
- самая многочисленная группа за последние три года - муниципальные служащие в возрасте 40-49 лет (27% от общей численности муниципальных служащих);
- по тендерному признаку преобладают представители женского пола, что составляет 83% от общего количества; доля мужчин в каждой возрастной группе (кроме группы 60-65 лет) в последние два года стабильна;
- доля работников, имеющих стаж муниципальной службы от 1 до 5 лет сокращается, что обусловлено двумя причинами: часть муниципальных служащих "нарабатывают" стаж и переходят в другую группу, часть муниципальных служащих увольняется по разным причинам; доля работников с "солидным" стажем муниципальной службы неуклонно растет;
- удельный вес муниципальных служащих, замещающих первые три группы должностей муниципальной службы, относительно стабилен и составляет: высшие - 4%; главные - 9%, ведущие - 27% от общей численности муниципальных служащих.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от решения ряда кадровых проблем, а именно:
- отсутствие единой системы подбора кадров;
- наличие текучести молодых кадров;
- несоответствие программ профессионального дополнительного образования потребностям функционирования органов власти;
- создание не привлекательного образа чиновника в глазах населения;
- дефицит профессиональных навыков, а возможно и желание, существующего кадрового состава в короткие сроки перестраиваться под требования меняющегося законодательства;
- низкая способность выполнять поставленные руководителем задачи, если они не вписываются в стандартный набор привычных действий и служебных процедур в условиях изменяющегося законодательства;
- недостаточная мотивация труда служащего;
- отсутствие использования научно-обоснованного подхода к проблемам формирования кадровой политики;
- низкий уровень корпоративной культуры в органах власти;
- низкий уровень материально-технического обеспечения.
Для действенного решения вышеуказанных проблем необходимо разработать перечень мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов местного самоуправления на долговременной основе.
Развитие муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы.
В рамках подготовки муниципальной программы развития муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут в декабре 2008 года было проведено тестирование по исследованию лидерского и личностного потенциала работников органов местного самоуправления, анализ которого показал, что сотрудники органа местного самоуправления города Сургута и ее структурных подразделений в целом амбивертны, т.е. они удобно чувствуют себя как во внешнем мире (мире людей и предметов), так и во внутреннем (мире идей).
Выявлено, что работники тщательно планируют свою деятельность и действуют согласно этому плану, ориентируясь на результат.
Присутствуют служащие, которые сильны в организации конкретной работы, но при этом не любят нововведений и сопротивляются изменениям. Избыток людей данного типа в коллективе может привести в ближайшем будущем к закостенению схем управления, перегрузке организации нормативными требованиями, сковыванию инициативы сотрудников, возникновению трудностей в проведении изменений, успокоенности относительно состояния дел.
Сегодня работа в органах местного самоуправления не воспринимается многими специалистами как престижная и желанная. Более того, большинство населения и средства массовой информации видят в муниципальных служащих чиновников в худшем смысле этого слова, расхитителей и взяточников. В свою очередь это отрицательно действует на самих служащих, понижает их жизненный тонус и ответственность, не стимулирует профессиональный рост и выполнение своих обязанностей в полной мере.
Все это в совокупности может привести к проблемам в принятии стратегических решений, с инновациями и оценкой долгосрочных перспектив.
Реализация городской программы позволит оптимизировать организацию муниципальной службы и ее функционирование на основе установленных законодательством принципов, внедрить на муниципальной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.
1.3. Цель и задачи программы
Целью программы является создание современной и эффективной системы муниципальной службы муниципального образования городской округ город Сургут, ориентированной на приоритеты развития муниципального образования с учетом интересов населения, привлекательности имиджа и конкурентоспособности, направленных на результативную деятельность муниципальных служащих по обеспечению полномочий органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач, выполнение которых позволит достигнуть количественно- измеримых социально-значимых результатов, характеризующих развитие муниципальной службы:
1. Совершенствование правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих.
2. Совершенствование работы, направленной на применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на муниципальной службе.
3. Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы в органах местного самоуправления.
4. Формирование корпоративной культуры и позитивного имиджа муниципального служащего города Сургута.
5. Создание системы социально-экономического обеспечения муниципальных служащих.
1.4. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на период до 2011 года (включительно).
2. Механизм реализации программы
Мероприятия программы осуществляются в соответствии с федеральным, региональным законодательством о муниципальной службе и соответствующими муниципальными правовыми актами. (Приложение к городской программе "Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ Сургут на 2009 - 2011 годы").
Мероприятия программы определены в четком соответствии с задачами программы с учетом направлений, определяемых в современных условиях, развития муниципальной службы в целом, а именно:
- формирование структуры кадрового потенциала органов местного самоуправления, адекватной целям и задачам комплексного развития территории и создания благоприятных условий жизни населения муниципального образования;
- повышение престижа муниципальных служащих;
- совершенствование системы профессионального развития и карьерного роста кадров муниципальной службы;
- создание действенного резерва руководящих кадров и его эффективное использование;
- формирование эффективных механизмов рекрутирования новых кадров в систему органов местного самоуправления.
Сроки выполнения отдельных мероприятий определяются в зависимости от их масштабов, подготовленности и финансовой обеспеченности.
Исполнители мероприятий программы организуют и осуществляют реализацию мероприятий программы.
Ход выполнения мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет Администрация города Сургута в лице управления кадров и муниципальной службы.
Координацию реализации мероприятий программы осуществляет высшее должностное лицо Администрации города, курирующее вопросы общего обеспечения деятельности Администрации города.
Контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик программы в лице Главы города Сургута.
3. Обеспечение реализации программы
3.1. Правовое обеспечение программы включает в себя федеральное, региональное законодательство по вопросам муниципальной службы и соответствующие муниципальные правовые акты.
Реализация программы предполагает приведение муниципального правотворчества в сфере регулирования муниципальной службы в соответствие с действующим законодательством и своевременное оформление законодательных инициатив, направленных на повышение эффективности правового регулирования в сфере муниципальной службы.
3.2. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городской округ город Сургут в объемах, утвержденных в местном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы предполагает достижение следующих значимых результатов:
1. Создание оптимальной системы муниципальных правовых актов, эффективно регулирующих правоотношения в сфере муниципальной службы:
- своевременное совершенствование муниципального правотворчества;
- своевременное оформление законодательных инициатив, направленных на повышение эффективности правового регулирования.
2. Разработка механизмов, препятствующих возникновению случаев коррупции в органах местного самоуправления.
3. Устойчивое развитие кадрового потенциала муниципальной службы муниципального образования:
- эффективность внедрения системы показателей профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
- применение современных образовательных технологий при организации и проведении дополнительного профессионального образования муниципальных служащих;
- внедрение индивидуальных карьер муниципального служащего;
- совершенствование порядка замещения вакантных должностей муниципальной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к муниципальной службе;
- формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования;
- проведение аттестации, обновление и ротация кадрового состава муниципальных служащих;
- модернизация и использование автоматизированного кадрового делопроизводства.
4. Повышение доверия к деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления:
- повышение уровня профессиональной компетентности муниципальных служащих;
- повышение престижа муниципальной службы;
- обеспечение достоверности, открытости, доступности и оперативности информации о деятельности органов местного самоуправления;
- применение различных способов обнародования информации о деятельности органов местного самоуправления.
5. Повышение уровня социальной защищенности муниципальных служащих:
- защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- внедрение в органах местного самоуправления современных механизмов стимулирования муниципальных служащих на высоком профессиональном уровне;
- улучшение материально-технической обеспеченности рабочих мест муниципальных служащих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.