Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Описание уровня оказания муниципальной услуги
2.1. Объем оказания муниципальной услуги.
Анализ объема оказания муниципальной услуги осуществляется по следующим направлениям деятельности:
2.1.1. Организация обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха.
В 2006-2007 годах выполнена реконструкция площади Советов.
В 2008 году средства на выполнение работ по организации обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха не выделялись, в то время как потребности в выполнении комплексного благоустройства территорий для проведения массовых мероприятий и каждодневного отдыха горожан, а также требования к качеству благоустройства ежегодно возрастают.
2.1.2. Выполнение архитектурно-художественного освещения и праздничной подсветки зданий и сооружений.
До настоящего времени архитектурно-художественное освещение и праздничная подсветка зданий и сооружений выполнялась только за счет внебюджетных источников финансирования. Начиная с 2003 года, архитектурно-художественная подсветка входила в состав работ обязательных для исполнения, наличие которых требовалось как при согласовании проектной документации, так и при сдаче объектов в эксплуатацию (в т.ч. новых и реконструируемых объектов всех форм собственности). Несмотря на предъявляемые требования, выполненную подсветку в большинстве случаев можно оценить как неудовлетворительную, поскольку она запроектирована и выполнена формально, а эксплуатируется владельцами по собственному усмотрению, т.е. далеко не всегда.
Основными причинами создавшейся ситуации являются:
- отсутствие профессионалов, имеющих навыки работы со светом в архитектуре;
- стремление большинства заказчиков к удешевлению объекта, как при строительстве, так и при последующей эксплуатации;
- отсутствие механизмов воздействия на собственников, формально выполнивших подсветку, но отказавшихся от ее фактического использования, в том числе собственников жилых домов со встроенными и встроенно-пристроенными объектами общественного назначения, расположенных на центральных улицах города.
Положительные примеры других городов, в том числе: Тюмени, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга, доказывают, что качественное, профессиональное освещение способно не только подчеркивать отличительные особенности узнаваемых зданий и сооружений, но и вносить индивидуальные черты в типовую застройку улиц и микрорайонов, выявлять существующие и создавать новые ритмы, силуэты, динамику.
Несмотря на весьма высокий средний балл оценки населением выполненного архитектурно-художественного освещения города по результатам проведенного в 2008 году дополнительного социологического опроса, - 3,13 балла (по 5-ти бальной шкале), большинство респондентов отметило более успешное (по сравнению с Сургутом) положение с освещением в других городах.
В 2006-2007 годах разработана концепция и программа "Архитектурно-художественного освещения и праздничной подсветки г. Сургута". Концепция "Архитектурно-художественного освещения и праздничной подсветки г. Сургута" совместно с проектом распоряжения об утверждении направлена главе города. Программа отклонена от утверждения Думой города в связи с дефицитом бюджета.
В 2008 году фирмой ООО "Архитектура и строительство Сибири" за счет средств ООО "Сургутские городские электрические сети" в соответствии с разработанной концепцией выполнена подсветка зданий: городской и районной Администраций, РКЦ.
2.1.3. Строительство монументальных и скульптурно-декоративных объектов (мемориалов, памятников, мемориальных досок, фонтанов и др.).
За счет средств бюджета департамента архитектуры и градостроительства за период с 2006 по 2008 год не было построено (установлено) ни одного скульптурно-декоративного объекта. Кроме того, при проведении в 2008 году дополнительного социологического опроса большинство респондентов отметило, что объектов декоративно-художественного оформления в городе - недостаточно.
2.1.4. Изготовление и размещение социальной рекламы, средств визуальных коммуникаций, упорядочивание объектов рекламы на территории города.
Большинство объектов социальной рекламы размещено несколько лет назад и нуждается в обновлении, часть демонтирована по причине крайней ветхости, часть зарезервированных под социальную рекламу мест занята коммерческой рекламой. Ранее изготовленные конструкции для размещения социальной рекламы также периодически нуждаются в ремонте. Несмотря на ежегодную потребность в изготовлении социальной рекламы и обслуживании существующих рекламных носителей, средства на данный вид работ практически не выделяются (за последние три года на изготовление социальной рекламы в 2006 израсходованы средства в сумме 31,470 тыс. руб).
Практически отсутствуют в городе рекламные тумбы для афиш и объявлений, а также информационные тумбы и доски, в результате чего все заборы, ограждения, опоры освещения, нуждаются в непростой очистке после каждых гастролей и предвыборных компании.
При проведении дополнительного социологического опроса в 2008 году большинство респондентов при общем негативном отношении к рекламе коммерческой отметило целесообразность размещения социальной рекламы и установки афишных тумб.
С целью упорядочивания отдельно-стоящих рекламных носителей в 2006 году по заказу департамента архитектуры и градостроительства был организован и проведен тендер на выполнение схем территориального размещения рекламных объектов на 14 основных транспортных магистралях города, заключен муниципальный контракт с ОАО "ЗапСибЗНИИЭП" на выполнение данной работы. Прекращение финансирования после выполнения единственной схемы - не просто следствие дефицита бюджета, но результат непонимания значимости и актуальности разработки градостроительной документации, без которой координация рекламной деятельности в части основного и одного из самых безобразных ее проявлений - установки рекламных щитов, неэффективна.
Кроме того, без наработки соответствующей проектной документации не принесут должного и ожидаемого результата поправки в ФЗ "О рекламе" (вступившие в действие с июля 2008 года и вменившие новый порядок установки рекламных носителей на муниципальных землях на основе торгов), вместо того, чтобы стать эффективным жизнеспособным инструментом, и помочь привести улицы города в цивилизованный вид.
Анализ ситуации по отдельным направлениям позволяет сделать вывод о том, что объема оказания услуги за последние три года явно недостаточно для создания благоприятной эстетичной городской среды, комфортной для проживания жителей города и привлекательной для его гостей. Для определения необходимого объема декоративно-художественного оформления города, в связи с отсутствием соответствующих нормативов, в социологический опрос населения включены дополнительные вопросы.
Информация о значении показателей, характеризующих объем оказания муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень объема оказания муниципальной услуги оценивается как критический.
2.2. Доступность муниципальной услуги.
Существующая ситуация в части доступности как и в части объема значительно различается по направлениям бюджетной услуги.
Большинство существующих объектов, выполненных в рамках услуги, таких как: благоустроенные площади, мемориальные комплексы, памятники, фонтаны, скульптурные композиции, песчаные скульптуры, архитектурно-художественная подсветка, объекты социальной рекламы, находятся либо в центральной части города или общественных центрах отдельных районов города, либо на основных транспортных магистралях, чаще всего - в пределах транспортной доступности. Для увеличения значений показателей пешеходной доступности необходимо увеличение количества объектов декоративно-художественного оформления в целом, и в том числе: объектов социальной рекламы, городского дизайна, информационных объектов, индивидуальных элементов благоустройства и ландшафтного дизайна.
Незначительные колебания значений показателей доступности в последние годы зависят скорее от появления новых микрорайонов, чем от появления новых объектов декоративно-художественного оформления.
Информация о значении показателей, характеризующих доступность оказания муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень доступности оказания муниципальной услуги можно оценить как неудовлетворительный.
2.3. Качество оказания муниципальной услуги.
Качество оказания муниципальной услуги, по причине ее специфичности, сложно оценить однозначно, оно зависит от множества составляющих, в том числе художественной составляющей, которую невозможно ограничить узкими рамками специально разработанного для данной услуги и утвержденного в 2007 году стандарта качества и критерии оценки которой не всегда способен определить даже относительно подготовленный потребитель.
Хотя интуитивно, на уровне ощущений, каждый человек может почувствовать эстетическое наслаждение или внутренний дискомфорт при восприятии объекта, четко сформулировать, чем обусловлены те или иные ощущения может далеко не каждый. Индивидуальность и запоминаемость образа, гармоничные пропорции, удачно найденный масштаб, правильно подобранные материалы - критерии специалистов, для большинства же населения существует один критерий: "нравится" - "не нравится". Кроме того, не имея достаточной информации о конкретном объекте, потребителю услуги сложно оценить такие качественные составляющие как: полнота объема выполненных работ, соответствие конечного результата творческому замыслу и т.п.
Следует понимать, что большинство объектов художественно-декоративного оформления является индивидуальными объектам, определенная часть - произведениями искусства, культурным достоянием города и его населения во многих поколениях, соответственно к ним должны предъявляться самые высокие требования, к их оценке на различных этапах должны привлекаться специалисты, а художественная составляющая качества должна оставаться приоритетной.
В то время как стандарты качества определяют нарушения физических параметров объекта, нарушения законных интересов граждан, или нарушения дисциплины при непосредственном выполнении работ, без учета вышеупомянутой художественной составляющей, жителей в равной мере интересует качество физических параметров и художественный облик объектов. В качестве примера такого интереса можно привести данные социологического опроса 2008 года, в котором на вопрос о целесообразности строительства в Сургуте фонтанов, большинство респондентов, - 34,6% от общего числа опрошенных, отметили, что фонтаны "нужны, только в том случае, если они будут работать", и 31,5% от общего числа респондентов, - что "нужны фонтаны всех видов, сделанные со вкусом".
Наиболее проблемной в отношении качества является организация обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха, а также архитектурно-художественное освещение и праздничная подсветка.
В современной мировой архитектуре и градостроительстве существует масса примеров и приемов организации пространства, создания разнообразных ландшафтных комплексов и микрорельефов. Единичные примеры подобных приемов в нашем городе говорит о низком качестве данного направления муниципальной услуги.
Формально выполненное, непрофессиональное, в большинстве случаев примитивное освещение архитектурных и ландшафтных объектов не может считаться качественным и определить его, как "архитектурно-художественное", нельзя. Для повышения качества необходимо привлекать к проектированию специалистов имеющих опыт работы со светом в архитектуре, знакомых не просто с номенклатурой источников света, но и с эффективностью их применения в том или ином сочетании. Для организаций, специализирующихся на выполнении светотехнических работ, имеющих в своем штате профессиональных архитекторов, или сотрудничающих с ними, задача и понятна и выполнима. Часть проблемы можно отнести еще и на низкое финансирование. Качественные товары, услуги, работы всегда стоят дорого, а до понимания соответствующей их отдачи, эффекта, формирования имиджа, многим собственникам нужно еще дорасти.
Нарушения стандарта качества муниципальной услуги, утвержденного в 2007 году до настоящего времени не фиксировались, соответственно такой показатель качества, как: "степень соблюдения требований качества муниципальной услуги, закрепленных стандартами качества", не имеет значений за период с 2006 по 2008 год.
В целом, по данным социологического опроса (2008 года), качество художественного оформления города оценено населением на 5,91 балла по 10-бальной шкале (или 2,89 балла по 5-бальной шкале).
Для получения дополнительных показателей, или отдельных значений показателя качества по каждому из направлений муниципальной услуги, в статистические исследования, планируемые на 2009 год, предлагается включить специальные вопросы по данной теме.
Информация о значении показателей качества оказания муниципальной услуги представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень качества оказания муниципальной услуги оценивается как достаточный.
2.4. Себестоимость муниципальной услуги.
С учетом сложного и разностороннего состава муниципальной услуги не существует прямой зависимости общей годовой стоимости от количества объектов, как не существует и универсальной единицы измерения (даже внутри одной из составляющих муниципальной услуги) такой же понятной для всех как: м2 - при строительства жилья, км - при строительстве дорог и инженерных сетей. Объем работ и соответственно стоимость в каждом конкретном случае могут многократно отличаться в зависимости от сметной стоимости объекта.
Анализ расходов департамента архитектуры и градостроительства последних лет позволяет сделать вывод, что стоимость услуги в целом неравномерна. Отчасти это обусловлено тем, что объекты имеют различную капиталоемкость (стоимость объектов различается в десятки, а иногда и в сотни раз), отчасти тем, что отсутствует системный подход к каждому из направлений декоративно-художественного оформления города.
Информация о значении показателей, характеризующих себестоимость оказания муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе, дополнительная информация к показателям себестоимости - в приложении 5 к настоящей ведомственной целевой программе.
2.5. Стоимость муниципальной услуги для потребителя.
Муниципальная услуга оказывается населению бесплатно.
2.6. Надежность/регулярность оказания муниципальной услуги.
Хотя эталонных значений регулярности предоставления услуги по декоративно-художественному оформлению города не существует, анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о том, что в связи с дефицитом бюджета и катастрофическим сокращением в последние годы средств, выделяемых на декоративно-художественное оформление города, услуга предоставляется населению нерегулярно.
Регулярно в рамках оказания услуги проводятся только ежегодные архитектурно-строительные выставки и конкурсы, что подтверждается показателями распределения расходов по основным направлениям муниципальной услуги за период с 2006 по 2008 год - приложение 5 к настоящей ведомственной целевой программе.
Информация о значении показателя, характеризующего надежность/регулярность оказания муниципальной услуги, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Нарушения плановых сроков строительства объектов в рамках оказываемой муниципальной услуги, до настоящего времени не фиксировались, соответственно приведенный в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе показатель надежности/регулярности: "соблюдение плановых сроков строительства и реконструкции (факт/норма)", не имеет значений за период с 2006 по 2008 годы.
Представление о надежности/регулярности оказания муниципальной услуги дают также приведенные в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе показатели объема и себестоимости.
Вывод: уровень надежности/регулярности оказания муниципальной услуги оценивается как неудовлетворительный.
Резюме:
Муниципальная услуга "Декоративно-художественное оформление города" оказывается на достаточном уровне по такой характеристике как качество, неудовлетворительном уровне по таким характеристикам как доступность и надежность/регулярность, и критическом уроне - по объему, что обусловлено недостаточным объемом финансирования муниципальной услуги.
Очевидно, что объектов декоративно-художественного оформления недостаточно для молодого, активно развивающегося и застраивающегося города:
- мало благоустроенных территорий, насыщенных объектами садово-парковой скульптуры, элементами ландшафтного дизайна, малыми архитектурными формами, индивидуальными ограждениями, разнообразными современными светильниками, предназначенных для проведения массовых мероприятий и каждодневного отдыха горожан;
- главная площадь города расположенная в Ядре центра, нуждается не просто в благоустройстве, но в первую очередь в интересной концепции, высокопрофессионально выполненном, учитывающем весь комплекс существующих проблем, функциональном, технологичном и современном проектном решении;
- присутствует общее ощущение дефицита по сравнению с другими городами таких объектов декоративно-художественного оформления, как: фонтаны, садово-парковая скульптура, элементы современного городского и ландшафтного дизайна, средства визуальных коммуникаций, качественное архитектурно-художественное освещение, праздничная подсветка, и социальная реклама;
- ранее изготовленные и установленные брандмауэрные конструкции, предназначенные для размещения панно с социальной рекламой, нуждаются в обслуживании;
- отсутствуют территориальные схемы размещения рекламных носителей, без которых упорядочить объекты наружной рекламы очень сложно, но крайне необходимо, так как город переполнен бессистемно установленными рекламными щитами и транспарантами-перетяжками.
Анализ деятельности последних лет указывает на постоянный поиск компромисса между растущими с каждым годом потребностями и снижающимися финансовыми возможностями. При этом неутешительные прогнозы на будущее ставят под сомнение и целесообразность уже реализованной части мероприятий, и шансы на продолжение реализации. В условиях постоянного цейтнота и пробуксовки, без надлежащей экономической и юридической поддержки, требовать ответственности за результаты, а точнее их отсутствие, по крайней мере, бессмысленно. Известные последствия такого подхода - постоянная утечка кадров. Ведь специалисты департамента архитектуры и градостроительства постоянно находятся на острие борьбы между желаемым и возможным, аккумулируя различную информацию в части декоративно-художественного оформления. В том числе: с одной стороны - нарекания, регулярно поступающие от различных подразделений администрации города, представителей творческих профессий (архитекторов, художников, скульпторов) и просто жителей города, с другой стороны - интересные предложения организаций, специализирующихся на изготовлении объектов декоративно-художественного оформления.
Для получения более объективных данных департаментом архитектуры и градостроительства подготовлены темы и вопросы по изучению мнения жителей о декоративно-художественном оформлении города, для включения в социологические исследования, планируемые информационно-аналитическим управлением в 2009 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.