Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к ведомственной целевой программе
"Декоративно-художественное оформление города"
Обоснования по отдельным мероприятиям, в том числе не вошедшим
в ведомственную программу по причине дефицита бюджета
1. Реконструкция площади Советов
Завершение реконструкции площади Советов, т.е. строительство второго пускового комплекса, целесообразно скоординировать по срокам с реконструкцией дворца культуры "Энергетик" для одновременной сдачи объектов в эксплуатацию. В связи с тем, что проект реконструкции площади Советов выполнялся достаточно раньше разработки проекта реконструкции дворца культуры "Энергетик" необходима его корректировка и взаимная увязка с генеральным планом дворца культуры "Энергетик".
2. Строительство 1-очереди Ядра центра города (территория стрелки, прилегающая к главному корпусу Сургутского государственного университета) - комплексное благоустройство и озеленение центральной площади города, предназначенной для проведения массовых мероприятий и отдыха жителей, в увязке с прилегающими территориями, с реконструкцией существующих объектов технического назначения, строительством новых объектов технического общественного и обслуживающего назначения, установкой малых архитектурных форм, элементов садово-парковой скульптуры, ландшафтного дизайна, выполнением архитектурно-художественной подсветки.
Территория заслуживает особого внимания, так как является в настоящее время, и будет являться впредь основным местом проведения массовых мероприятий и отдыха горожан.
На совещаниях различных уровней неоднократно рассматривались различные проблемы данной территории, в том числе: обустройство площади и сцены для проведения праздничных мероприятий, взаимная увязка с набережной, безопасность движения, доработка комплекса цветомузыкальных фонтанов, вертикальная планировка и озеленение с посадкой взрослых деревьев, устройство главного снежного городка и многие другие.
Все это - проблемы общегородского значения, которые не могли быть решены в рамках строительства главного корпуса Сургутского государственного университета. Работы по благоустройству территории, выполненные открытым обществом с ограниченной ответственностью "Стройзаказчик" в рамках строительства главного корпуса Сургутского государственного университета, соответствует проекту, но сам проект морально устарел, так как в свою очередь был выполнен из расчета ограниченных средств, выделенных округом в минимальном объеме, и включал только планировку, освещение, устройство покрытий и газонов.
В настоящее время рассматриваемая территория нуждается в комплексном решении всех вышеперечисленных проблем, а с учетом современных требований и возможностей следует говорить, скорее, о ее глобальном переосмыслении, оформлении, и оборудовании.
В результате многочисленных обсуждений обозначен ряд принципиальных предложений, который может стать основой задания для разработки проекта, в их числе:
- использование перепада рельефа между территорией, непосредственно прилегающей к главному корпусу Сургутского государственного университета, и набережной для обустройства подземных сооружений технического, подсобного и общественно-торгового назначения, в том числе:
- перенос в подземное пространство блока управления комплекса цветомузыкальных фонтанов;
- размещение в подземном пространстве очистных сооружений для очистки поверхностных вод;
- обустройство в подземном пространстве под сценой помещений для хранения оборудования и артистических помещений;
- размещение в подземном пространстве, примыкающем к месту проведения массовых мероприятий, помещений для хранения спортивного и прочего инвентаря с пунктами проката;
- оборудование в подземном пространстве общественных туалетов с различными режимами работы, с расчетом на периодические пиковые нагрузки;
- оборудование в подземном пространстве небольших стационарных пунктов общественного питания: ресторанчиков, кафе, блинных, пельменных, закусочных.
- обустройство универсальной стационарной сцены с возможностью подключения электрооборудования, установки сценического навеса.
- взаимная увязка с набережной, пешеходными мостами (существующими и проектируемым), смежными участками.
- оформление территории в целом (включая набережную) и отдельных ее элементов в общей стилистике.
- создание микрорельефа с разбивкой газонов и клумб, установкой малых архитектурных форм, ограждений, светильников, элементов садово-парковой скульптуры, городского дизайна, выполненных по индивидуальным, авторским разработкам.
- применение в посадке взрослых крупномерных деревьев и кустарников различных пород, адаптированных к местным условиям, с целью создания различного вида и уровня зеленых зон и парковых ансамблей.
- выполнение будничного и праздничного вариантов освещения территории с различными режимами работы и локальной подсветкой отдельных элементов и ансамблей.
- завершение строительства комплекса цветомузыкальных фонтанов.
Несмотря на то, что все совещания проходили на самых высоких уровнях, а на основании принятых решений были начаты активные действия: составлено архитектурно-планировочное задание, выполнены предварительные эскизные проработки; вопрос финансирования данной работы до настоящего времени не выносился на рассмотрение Думы.
Предлагается 4 этапа выполнения работ: 1 этап (2009 г.) - разработка ПСД, 2 этап (2010г.) - выполнение 50% от общего объема работ, 3 этап (2011 г.) - выполнение оставшихся 50% работ.
3. Выполнение архитектурно-художественной подсветки жилых и общественных зданий расположенных на главных улицах города, согласно разрабатываемой концепции.
В 2006 году по инициативе руководства департамента архитектуры и градостроительства проведен тендер на разработку программы архитектурно-художественной подсветки и праздничного освещения города Сургута, заключен контракт на выполнение данной работы с фирмой общества с ограниченной ответственностью "Архитектура и строительство Сибири" (субподрядная проектная организация - общество с ограниченной ответственностью "Светосервис-Югра").
Программа должна была содержать: теоретический раздел - собственно программу с комплектом нормативно-правовых актов (для утверждения Думой города), регламентирующих взаимоотношения департамента архитектуры и градостроительства с собственниками, проектировщиками, исполнителями, эксплуатирующими и надзорными организациями, а также графический раздел - концепцию архитектурно-художественной подсветки и праздничного освещения 12 улиц города, в соответствии с техническим заданием.
К настоящему времени работа по контракту завершена. Дума города рассмотрела и одобрила решение 29.11.2007 N 310-IVДГ концепцию "Архитектурно-художественного освещения города Сургута", в то время как теоретическая часть программы осталась не принятой из-за дефицита бюджета.
В настоящее время департаментом архитектуры и градостроительства, совместно со специалистами общества с ограниченной ответственностью "Архитектура и строительство Сибири", подготовлен проект решения Думы города о внесении изменений в "Правила организации благоустройства города Сургута", в том числе направленных на изменение ситуации с архитектурно-художественным освещением города. Проект решения Думы находится на согласовании и планируется к рассмотрению после утверждения концепции "Архитектурно-художественного освещения города Сургута" (проект распоряжения об утверждении концепции также подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке).
Общество с ограниченной ответственностью "Светосервис-Югра" составлен список первоочередных объектов, подлежащих подсветке на период 2009-2011 гг. В список вошли социально-значимые объекты и жилые дома, способные благодаря своему расположению и характеристикам создать максимальный эффект при реализации концепции. В основном это здания, расположенные на центральных улицах или улицах образующих панораму с объездной дороги 1"З", с подготовленными или не требующими специальной подготовки (облицовки, покраски) фасадами.
4. Разработка схем территориального размещения объектов наружной рекламы.
В 2006 году с проектным институтом открытого акционерного общества "ЗапсибЗНИИЭП" был заключен контракт на выполнение: "Корректировки проекта застройки в части размещения средств наружной рекламы". В задание на выполнение данной работы было включено 14 улиц города. В 2006 году выделены и освоены бюджетные средства на разработку единственного проекта. Разработан, согласован и утвержден в установленном порядке проект: "Размещение средств наружной рекламы на объездной дороге 1"З", на участке Заячий остров до ул. Энгельса". Средства для продолжения работы по контракту запрашивались при формировании бюджетов как 2006 г., так и 2007 г., но выделены не были.
Вопрос о необходимости разработки схем территориального размещения объектов наружной рекламы не нашел достойной поддержки, несмотря на очевидность того, что при их отсутствии малоэффективна работа по упорядочиванию объектов наружной рекламы и бесполезна борьба за эстетику городской среды.
Главным аргументом при решении вопроса о необходимости разработки схем территориального размещения объектов наружной рекламы, должны стать вступившие в действие поправки в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О Рекламе", обязывающие осуществлять выдачу разрешений на установку новых конструкций с 01 июля 2008 года только на основе торгов и территориальных схем размещения объектов рекламы.
Важность данного документа невозможно переоценить, но в условиях рынка и конкурентной борьбы за потребителей в различных сферах бизнеса, даже он не поможет отразить натиск армии рекламораспространителей, не желающих ждать разработки территориальных схем, необходимых для организации торгов.
Мало осознавать что раздел, отвечающий за размещение рекламы, является полноценным разделом градостроительной документации, и если при проектировании новых улиц такой раздел включается в состав проекта, то для улиц и территорий существующих, он также необходим, и разрабатывать его должны такие же опытные профессионалы - градостроители. Необходимо планомерно, выделяя в первую очередь самые напряженные и проблемные улицы или их участки, продолжать начатую работу.
5. Памятник основателям славянской письменности "Кириллу и Мефодию".
По инициативе руководства Сургутского государственного университета на площади перед главным входом в главный корпус университета планируется установка памятника основателям славянской письменности "Кириллу и Мефодию".
Место установки памятника внутри университетской площади предусмотрено как в проектной документации, по которой общество с ограниченной ответственностью "Стройзаказчик" выполнил к настоящему времени благоустройство, так и в эскизе застройки Ядра центра.
Намерения по установке памятника не один год обсуждаются руководителями подразделений администрации различных уровней, а единственным сдерживающим фактором, несмотря на общее одобрение идеи, является отсутствие финансирования.
По заказу руководства Сургутского государственного университета были выполнены и представлены на рассмотрение градостроительного Совета модели памятника, одна из которых (представленная Международным центром культуры и искусства г. Санкт-Петербурга, хорошо зарекомендовавшим себя в нашем городе) была одобрена для дальнейшей проработки и согласований. На конкурсе проходившем в рамках архитектурно-строительной недели города Сургута данная работа была отмечена дипломом I степени.
После внесения необходимых изменений по замечаниям различных согласующих организаций модель была одобрена Тобольской и Тюменской Епархией и подготовлена к выполнению в реальном масштабе для последующей отливки. При помощи натурного моделирования с условным макетом реальных размеров определен масштаб, уточнено место установки памятника.
В настоящее время забиты сваи под постамент и, несмотря на то, что проект еще предстоит доработать в части архитектуры, благоустройства и подсветки, существенный объем выполненных работ позволяет рассчитывать, что при открытии финансирования весь комплекс, в том числе: проект, изготовление, установка и благоустройство, может быть завершен в течение года.
6. Скульптурная композиция "Четыре стихии"
В результате рассмотрения вопроса сохранения и реставрации скульптурной композиции "Четыре стихии" на градостроительном Совете (от 21.12.2006) приняты следующие решения:
- Утвердить решение о необходимости сохранения, реставрации и установки фигур.
- Поддержать мнение местных специалистов о возможности реставрации фигур в Сургуте.
- Утвердить место установки на территории прилегающей к школе искусств, как наиболее точно найденное, с точки зрения градостроительной ситуации и с точки зрения сохранности фигур.
- Продолжить работу по проектированию с условием уточнения (уменьшения) масштаба и капиталоемкости с учетом предложений специалистов города Сургута и соблюдения авторских прав.
По рекомендации департамента архитектуры и градостроительства авторы двух различных по объему и цене эскизных предложений (общество с ограниченной ответственностью "Палитра" и К.Сапричан) рассмотрели возможность уменьшения стоимости и подготовили города сметные расчеты. Меньший по стоимости расчет прошел экспертизу Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Стройцена" и представлен (совместно с программой) для очередного рассмотрения вопроса.
При выделении финансирования работы по реставрации могут быть начаты в I квартале, а работы по установке и благоустройству закончены в III квартале следующего года.
7. Установка скульптурной композиции (памятника) на площади Советов.
Учитывая, что в составе проекта реконструкции площади Советов предусмотрено место установки скульптурной композиции (памятника) и благоустройство вокруг данного места полностью выполнено, целесообразно организовать конкурс идей, чтобы затем изготовить и установить композицию. Без интересного центрального элемента площадь выглядит пустой, несмотря на завершение работ по реконструкции.
8. Въездной знак.
После установки въездного знака на въезде в город со стороны аэропорта стала активно обсуждаться идея установки въездного знака и со стороны основного автомобильного въезда. Въездной знак традиционно отмечает начало городской территории и одновременно является художественным объектом, запоминающимся символом для всех, кто возвращается в город или въезжает в него впервые.
По просьбе руководства города в 2006 году скульптор К. Сапричан (автор памятника воинам интернационалистам) выполнил и представил на градостроительный совет варианты эскизов въездного знака.
Обсуждение эскизов сопровождалось и обсуждением вопросов:
- нуждается ли город в таком сооружении, как въездной знак?
- в каком месте он должен размещаться?
- какого размера должен быть с учетом места размещения?
Основными решениями градостроительного Совета стали: утверждение необходимости установки въездного знака и организации конкурса проектов-концепций. Конкурс призван помочь в определении: места установки, масштаба, конструктивного и пластического решения, а также стоимости реализации.
Предполагаемых мест установки несколько. Одно из них - транспортная развязка улицы Грибоедова и Нефтеюганского шоссе, - открытое и просматриваемое с больших расстояний место, диктует значительные размеры въездного знака и соответственно немалую стоимость. Сметный расчет, выполненный на основе варианта К. Сапричана, составляющий примерно 30 000 тыс. руб. может быть принят за основу при планирования бюджета для данного места установки. Другое место находится перед следующей развязкой Нефтеюганского шоссе - после сопряжения съезда с эстакады и поворота от Барсовой горы, и поскольку является более камерным, то и въездной знак на нем может быть в полтора-два раза меньше и соответственно дешевле.
Вопрос установки въездного знака возник в очередной раз на совещании у заместителя главы Администрации города Я.С. Черняка при обсуждении мероприятий, планируемых к празднованию 415-летия города Сургута. Однако, практика показывает, что получить к 12.07.2009 готовый объект, с учетом сроков необходимых на выполнение подготовительных работ (в т.ч.: организацию и проведение конкурса идей, разработку и согласование документации для проведения тендера), и срока, необходимого непосредственно на изготовление и установку, - вряд ли представляется возможным даже при наличии средств.
9. Установка в городской среде (на площадях, пешеходных зонах, в парках, скверах) объектов парковой скульптуры, городского дизайна.
Как от местных, так и от иногородних скульпторов и художников нередко поступают предложения по установке в городе небольших и относительно недорогих камерных объектов садово-парковой скульптуры и городского дизайна.
- в 2006 году Международный центр культуры и искусства г. Санкт-Петербурга (директор центра Хуббатуллин В.Л.) представил презентационный диск с великолепными художественно-декоративными работами, выполненными в различных жанрах и материалах: ковка, литье, резьба по дереву, витражи, и предложения о продолжении сотрудничества;
- летом 2005 года скульптор А.Капралов (автор композиции "Строитель" перед маг. "Прометей") представил на рассмотрение новые интересные предложения и сборник своих очень узнаваемых философичных работ;
- в июле 2006 года творческая мастерская "Салют" (г. Челябинск) направила в адрес ДАиГ презентационные альбомы скульптурных работ и предложение о сотрудничестве;
- в декабре 2006 года на градостроительном совете обсуждались и получили одобрение модели монументально-скульптурных композиций Сургутского скульптора Н.И. Янчака, в том числе: - "Зарождение" - предложено для установки на площади перед дворцом бракосочетания;
- "Сургутский колосс" - предложен для установки в транспортном кольце на сопряжении проспекта Ленина и проспекта Мира;
- "Уличный музыкант" - для установки на пешеходной зоне пр. Ленина;
- "Влюбленные на мосту" - для размещения на конструкциях пешеходного моста между территорией главного корпуса Сургутского государственного университета и историко-культурного центра "Старый Сургут".
В то же время в городе существуют благоустроенные территории, на которых такие объекты могут разместиться, в их числе:
- территория перед магазином Детский мир (по проспекту Ленина);
- сквер по улице Чехова;
- территория детской музыкальной школы (по улице Ленинградской);
- территория дворца культуры "Магистраль" (по улице Грибоедова).
10. Установка в городской среде объектов социальной рекламы, информационных объектов, и других средств визуальных коммуникаций.
Цифры, приведенные по данным объектам в оценке текущего уровня, говорят сами за себя, информационных объектов в городе просто нет, а их отсутствие заметно не только специалистам, но и населению. Например, по причине отсутствия афишных и информационных тумб, афиши и объявления расклеиваются на заборах, опорах освещения и остановочных павильонах, не только не предназначенных для подобных нужд, но и крайне редко обслуживаемых.
Бороться с подобным, устаревшим способом размещения рекламы действеннее не наказывая нарушителей, а предлагая другие, более современные и цивилизованные способы. Установка в местах скопления жителей современных антивандальных информационных объектов с профессионально разработанным дизайном - поможет не только очистить город от рекламного мусора, но и украсить его.
Ситуацию с социальной рекламой также можно оценить как критическую. Переизбыток в Сургуте коммерческой рекламы и дефицит рекламы социальной очевиден для всех. Существующие объекты социальной рекламы, в основном это брандмауэрные настенные панно, нуждаются в периодической замене и обслуживании, т.е. демонтаже старых, печати и монтаже новых баннеров, ремонте старых конструкций. На свободных фасадах, зарезервированных для размещения социальной рекламы, требуется установка новых конструкций, поскольку количество свободных подходящих для размещения рекламы фасадов в городе, ограничено, и в департамент архитектуры и градостроительства регулярно поступают заявки на размещение на данных местах коммерческой рекламы.
В 2008 году за счет средств, выделенных на праздничное оформление города, было изготовлено и размещено 17 баннеров и 2 брандмауэрных настенных панно с социальной рекламой, посвященной году семьи. После проекта "Город тепла", осуществленного в 2001 году, - это первое заметное появление социальной рекламы в городе, не считая единичных объектов, выполненных в разное время различными ведомствами: ГИБДД, госпожнадзором, военкоматами.
Появление в 2008 году социальной рекламы во многом зависело от наличия готовых рекламных сообщений, разработанных по заказу благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства (г. Москва), а также значительного безвозмездного вклада рекламного агентства "Аксиома бренда" (г. Сургут). Сотрудники рекламного агентства "Аксиома бренда" не только разработали макеты брандмауэрных панно, посвященных году семьи (ул. Энергетиков, 29 и 31), но и приняли активное участие в организации и проведении фестиваля социальной рекламы, состоявшегося 24 октября в сургутском краеведческом музее.
Большое количество представленных на фестивале разнообразных, неординарных, выполненных на высоком уровне рекламных разработок социальной направленности, вселяет надежду на то, что при выделении дополнительных средств на разработку городской программы развития социальной рекламы, дефицита в наработках для ее реализации не будет.
11. Проведение творческих конкурсов.
По сложившейся общепринятой практике появлению объектов декоративно-художественного оформления (как крупных, так и мелких) предшествует проведение архитектурно-художественных или художественных конкурсов на разработку концепций.
Такие конкурсы необходимы для предварительного отбора наиболее выразительных с художественной стороны и соответствующих заданным условиям (месту установки, теме) предложений.
Планируется ежегодно проводить как минимум три творческих конкурса на разработку объектов художественного оформления, в том числе:
- ежегодный конкурс песчаной скульптуры;
- творческий конкурс на лучшую концепцию объекта парковой скульптуры, городского дизайна и т.п. с предложением нескольких участков установки;
- конкурс на лучшую концепцию дизайна и размещения объектов социальной рекламы, информационных объектов, и других средств визуальных коммуникаций с предложением нескольких участков размещения.
12. Ежегодное проведение архитектурно-строительных выставок.
Проведение архитектурно-градостроительных выставок не просто хорошая традиция департамента архитектуры и градостроительства, - это и значимое общественное событие в масштабах города, и возможность обменяться творческими планами, и концентрация информации о процессах происходящих в области архитектуры, градостроительства, дизайна, декоративно-художественного оформления города.
Не только профессионалы-архитекторы, но и население заинтересовано в привлечении на архитектурно-градостроительные выставки представителей строительных, проектных организаций, фирм, торгующих строительными материалами, конструкциями, изделиями, недвижимостью. Любой желающий может принять участие в любом из мероприятий выставки, познакомиться с планами развития города, интересными проектами и концептуальными предложениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.