Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Описание уровня выполнения муниципальной работы
2.1. Объем выполнения муниципальной работы.
Анализ объема выполнения муниципальной работы осуществляется по следующим направлениям деятельности:
2.1.1. Организация обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха.
В 2007 году окончены работы по реконструкции площади Советов.
В 2008 - 2009 годах средства на выполнение работ по организации обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха не выделялись, в то время как потребности в выполнении комплексного благоустройства территорий для проведения массовых мероприятий и каждодневного отдыха горожан, а также требования к качеству благоустройства ежегодно возрастают.
2.1.2. Выполнение архитектурно-художественного освещения, подсветки зданий и сооружений.
До настоящего времени архитектурно-художественное освещение, подсветка зданий и сооружений выполнялась в рамках строительства объектов, а также с привлечением спонсорской помощи. Начиная с 2003 года, архитектурно-художественная подсветка входила в состав работ обязательных для исполнения, наличие которых требовалось как при согласовании проектной документации, так и при сдаче объектов в эксплуатацию (в т.ч. новых и реконструируемых объектов всех форм собственности). Несмотря на предъявляемые требования, существующую подсветку в большинстве случаев можно оценить как неудовлетворительную, поскольку она запроектирована и выполнена формально, а эксплуатируется владельцами по собственному усмотрению, т.е. далеко не всегда.
Основными причинами создавшейся ситуации являются: стремление большинства заказчиков к удешевлению объекта, как при строительстве, так и при последующей эксплуатации, а также отсутствие механизмов воздействия на собственников, формально выполнивших подсветку, но отказавшихся от ее фактического использования, в том числе собственников жилых домов со встроенными и встроенно-пристроенными объектами общественного назначения, расположенных на центральных улицах города.
Положительные примеры других городов, в том числе: Тюмени, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга, доказывают, что качественное, профессионально запроектированное и выполненное освещение способно не только подчеркивать отличительные особенности узнаваемых зданий и сооружений, но и вносить индивидуальные черты в типовую застройку улиц и микрорайонов, выявлять существующие и создавать новые ритмы, силуэты, динамику.
Несмотря на весьма высокий средний балл оценки населением выполненного архитектурно-художественного освещения города по результатам проведенного социологического опроса - 3,13 балла (по 5-ти бальной шкале) и в 2008 и в 2009 году, большинство респондентов отметило более успешное (по сравнению с Сургутом) положение с освещением в других городах.
В 2006 - 2007 годах разработана концепция и программа "Архитектурно-художественного освещения и праздничной подсветки г. Сургута". Концепция "Архитектурно-художественного освещения и праздничной подсветки г. Сургута" утверждена распоряжением Администрации города. Программа, в которой подсветка значительной части объектов предполагается за счет средств городского бюджета, отклонена от утверждения Думой города в связи с его дефицитом. В 2007 - 2009 годах работы по архитектурно-художественному освещению, подсветке не выполнялись из-за отсутствия бюджетных средств по данному направлению.
В 2009 году департаментом архитектуры и градостроительства внесены значительные изменения в Правила организации благоустройства города Сургута, направленные на применение комплексного подхода при разработке проектов подсветки и декоративно-художественного оформления зданий и сооружений, а также на соответствие отдельных проектов подсветки утвержденной общей концепции.
2.1.3. Изготовление и установка (размещение) монументальных и скульптурно-декоративных объектов (мемориалы, памятники, мемориальные доски, фонтаны и др.).
В 2007 и 2008 годах не было построено (установлено) ни одного скульптурно-декоративного объекта, не считая фонтана построенного в составе комплексного благоустройства площади Советов при ее реконструкции. В то же время, при проведении социологического опроса большинство респондентов отметило, что объектов декоративно-художественного оформления в городе недостаточно (соотношение "достаточно/недостаточно" составило в 2008 году 32,1%:52,2% при 15,7% воздержавшихся от ответа, в 2009 году - 26,3:56,9, при 16,6% воздержавшихся от ответа).
В 2009 году в рамках программы изготовлено и установлено: надгробие на могиле Почетного гражданина города А.Н. Сибирцева, памятная доска Почетному гражданину города И.П. Захарову (на жилом доме 1 по улице 30 лет Победы), памятная стела Чернобыльцам (в сквере по улице Чехова) и доска почета муниципального образования город Сургут.
Кроме того, департамент архитектуры и градостроительства является организатором проведения конкурса песчаной скульптуры. Количество скульптурных композиций созданных в рамках данного конкурса увеличилось за анализируемый период с 8 до 10 ед.
2.1.4. Изготовление и размещение социальной рекламы и иных средств визуальных коммуникаций (в том числе упорядочивание объектов рекламы на территории города).
Ранее изготовленные и установленные на фасадах жилых домов и опорах освещения конструкции для размещения социальной (праздничной) рекламы нуждаются в ремонте и оформлении в соответствии с жилищным кодексом. Несмотря на ежегодную потребность в изготовлении социальной рекламы и обслуживании существующих рекламных носителей, средств на данный вид работ выделяется крайне недостаточно.
Практически отсутствуют в городе рекламные тумбы для афиш и объявлений, а также информационные тумбы и доски, в результате чего все заборы, ограждения, опоры освещения, нуждаются в очистке после каждых гастролей и предвыборных компании. В то же время, при проведении социологического опроса в 2008 году мнения респондентов по вопросу установки афишных тумб, как средства борьбы с нецивилизованными формами рекламы, разделились примерно поровну, при значительном проценте затруднившихся ответить.
С целью упорядочивания отдельно-стоящих рекламных носителей в 2006 году по заказу департамента архитектуры и градостроительства был организован и проведен тендер на выполнение схем территориального размещения рекламных объектов на 14 улицах города, заключен муниципальный контракт с ОАО "ЗапСибЗНИИЭП". Работа по контракту была выполнена на 11,2% и приостановлена в 2007 году в связи с отсутствием финансовых средств. В 2009 году выделены средства на продолжение данной работы и количество разработанных и утвержденных схем территориального размещения объектов рекламы составило 5 единиц.
Анализ ситуации по отдельным направлениям позволяет сделать вывод о том, что в целом объема выполненных работ за последние три года явно недостаточно для создания благоприятной эстетичной городской среды, комфортной для проживания жителей города и привлекательной для его гостей и инвесторов. В связи с отсутствием нормативов позволяющих определить необходимый или достаточный объем по перечисленным видам работ декоративно-художественного оформления города в социологический опрос включены вопросы об удовлетворенности/неудовлетворенности населения объемом работ, выполненным за последние три года.
Информация о значении показателей, характеризующих объем выполнения муниципальной работы, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень объема выполнения муниципальной работы можно оценить как недостаточный.
2.2. Потребность в выполнении муниципальной работы.
Потребность в выполнении муниципальной работы по декоративно-художественному оформлению города подтверждается результатами социологических опросов.
Соотношение респондентов ответивших на вопрос о достаточности в городе памятников, мемориалов, скульптурных композиций и других декоративно-художественных объектов, однозначно "да/нет" составило в 2008 году 1,0:1,63, в 2009 году - 1,0:2,16, при значительном количестве воздержавшихся. При этом большая часть респондентов предпочла бы иметь информацию относительно стоимости строительства монументальных и декоративных объектов (соотношение "осведомлены/хотят знать" составило в 2008 году 1,0:8,08, в 2009 году - 1,0:4,87, воздержавшихся - около 1/4 от числа опрошенных). Полученные результаты указывают на то, что ощущение недостаточности объектов декоративно-художественного оформления сопровождается пониманием, что каждый такой объект достаточно дорого стоит и при имеющемся дефиците бюджета приоритеты устанавливаются не в пользу данных объектов.
В отношении размещения социальной рекламы преобладающие в ответах респондентов негативные оценки связаны, в первую очередь, с общим негативным отношением населения к наружной рекламе (в 2008 году соотношение "да/нет" составило 1,40:1,0, в 2009 году - 1,78:1,0). Выводы, основывающиеся на более подробном анализе соответствующего раздела соцопроса, не столь однозначны. При большом количестве респондентов считающих, что социальная реклама необходима (32,4% в 2008 году и 25,2% в 2009 году) столь же велико количество затруднившихся ответить (22,3% в 2008 году и 29,9% в 2009 году). Предложенные респондентам отрицательные ответы сформулированы таким образом, что выбрать между "да" и "нет" действительно достаточно затруднительно ("нет, это лишняя трата бюджетных средств" - 22,3% в 2008 году и 19,3% в 2009 году; "нет, это засорение городской среды" - 9,1% в 2008 году и 17,2% в 2009 году; "нет, реклама создает опасность обрушения, отвлекает водителей транспорта" - 13,8% в 2008 году и 8,4% в 2009 году). Даже понимая, что социальная реклама необходима и более полезна, чем реклама коммерческая, трудно не согласиться с перечисленными отрицательными моментами.
Объективно потребность в размещении социальной рекламы существует, так как к ней относятся и обращения, направленные на решение различных социальных проблем, и информация о проведении тех или иных городских мероприятий, и поздравления с праздниками, и даже средства укрепления региональной идентичности населения с целью формирования единой социокультурной среды региона.
Для получения большего эффекта от социальной рекламы, и лучшего понимания жителями города полезности в ее изготовлении и размещении, необходимо наведение порядка в ситуации с рекламными конструкциями в целом. Основные действенные методы в упорядочивании объектов рекламы: демонтаж незаконно установленных конструкций, привлечение к ответственности нарушителей, и разработка схем территориального размещения объектов рекламы на улицах города.
Большое количество выявленных при последнем обследовании незаконных рекламных конструкций указывает на недостаточность применяемых мер воздействия и необходимость более активной и всесторонней борьбы с подобными нарушениями. Необходимо не только выделение более существенных, чем обычно, средств из городского бюджета, но и привлечение нарушителей к ответственности всеми возможными способами, с задействованием внутренних ресурсов различных административных структур.
Разработка схем территориального размещения объектов рекламы на улицах города призвана помочь привести улицы города в цивилизованный вид и действовать в рамках Федерального закона "О рекламе", поправки в котором, вступившие в действие с июля 2008 года, вменили новый порядок установки рекламных носителей на муниципальных землях - только на основе торгов. Кроме того, профессиональный анализ возможности установки и дислокации новых рекламных носителей необходим в связи со значительными изменениями ГОСТ Р 5204-2003 и предстоящим в 2011 - 2012 году массовым окончанием срока действия заключенных ранее договоров, соответственно необходимостью формирования документации для проведения торгов с учетом новых требований.
Требования в измененном ГОСТ значительно ужесточились: запрещено устанавливать перетяжки над проезжей частью, рекламные носители на разделительных полосах, на участках улиц и дорог, имеющих определенные радиусы, на треугольниках видимости. Дополнительно в ГОСТ указано на необходимость строго соблюдать предписываемые расстояния до дорожных знаков, остановочных павильонов, пешеходных переходов, других рекламных конструкций.
Информация о значении показателей, характеризующих потребность в выполнении муниципальной работы, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень удовлетворения потребности в выполнении муниципальной работы можно оценить как недостаточный.
2.3. Качество выполняемой муниципальной работы.
Качество выполняемой муниципальной работы, по причине ее специфичности, сложно оценить однозначно, оно зависит от множества составляющих, в том числе художественной составляющей, которую невозможно ограничить узкими рамками специально разработанного для данной работы и утвержденного в 2007 году стандарта качества.
Наиболее проблемной в отношении качества является организация обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха, а также архитектурно-художественное освещение и подсветка.
В современной мировой архитектуре и градостроительстве существует масса примеров и приемов организации пространства, создания разнообразных ландшафтных комплексов и микрорельефов. В Сургуте же такие примеры практически отсутствуют.
Также крайне мало объектов с качественно выполненным освещением или подсветкой. Для повышения качества необходимо привлекать к проектированию специалистов имеющих опыт работы со светом в архитектуре, знакомых не просто с номенклатурой источников света, но и с эффективностью их применения в том или ином сочетании. Для организаций, специализирующихся на выполнении светотехнических работ, имеющих в своем штате профессиональных архитекторов, или сотрудничающих с ними, задача и понятна и выполнима.
Часть проблемы можно отнести еще и на низкое финансирование.
В отношении объектов художественно-декоративного оформления ситуация намного лучше. Абсолютное большинство из них является индивидуальными объектам, определенная часть - произведениями искусства, культурным достоянием города и его населения во многих поколениях, соответственно к ним предъявляются самые высокие требования, к их оценке на различных этапах привлекаются специалисты, а художественная составляющая качества остается столь же значимой, как и физическая. Для обсуждения и оценки специалистов (архитекторов, художников, скульпторов) департаментом архитектуры и градостроительства проводятся градостроительные и художественные советы, творческие конкурсы, организовываются совещания и заседания рабочих групп, на которых составляются задания, рассматриваются варианты на каждой стадии разработки, как отдельных объектов, так и общих концепций или программ. При рассмотрении учитываются такие критерии как: интересная идея, индивидуальность и запоминаемость образа, гармоничные пропорции, удачно найденный масштаб, правильно подобранные материалы и т.п.
Жителей города, так же как и специалистов, в равной мере интересуют и физические параметры, и эстетическое восприятие объектов. В качестве примера такого интереса можно привести данные социологического опроса 2008 года, в котором на вопрос о целесообразности строительства в Сургуте фонтанов, большинство респондентов, - 34,6% от общего числа опрошенных, отметили, что фонтаны "нужны, только в том случае, если они будут работать", и 31,5% от общего числа респондентов, - что "нужны фонтаны всех видов, сделанные со вкусом".
Заметно возросло качество песчаных скульптур, выполненных в рамках конкурса. В 2009 не только удалось привлечь к участию в нем большего, чем в прошлые годы количества конкурсантов, но и обеспечить четкую слаженную работу всех служб сопровождения, начиная с изготовления опалубки и заканчивая торжественным награждением победителей. Профессиональное и своевременное выполнение работ на каждом этапе фирмой подрядчиком отмечено как самими участниками конкурса, так и хозяевами площадки, на которой он проводился, и кураторами от департамента архитектуры и градостроительства, и посетителями. Среди непосредственных участников конкурса было несколько новичков, в том числе совсем молодых. Именно они в результате заняли призовые места, выполнив наиболее интересные с точки зрения идей и мастерства исполнения работы.
В части изготовления и размещения социальной рекламы и иных средств визуальных коммуникаций следует отметить хороший уровень качества установленной в 2009 году Доски Почета. Отдельные проблемы, возникшие в процессе эксплуатации, имеются, но они устранимы, а часть из них уже устранено фирмой изготовителем на условиях гарантийного обслуживания.
В целом, по данным социологического опроса в 2008 году качество художественного оформления города оценено населением достаточно высоко: на 5,90 балла по 10-ти бальной шкале (или 2,95 балла по 5-ти бальной шкале), в 2009 году - 6,57 баллов по 10-ти бальной шкале (или 2,85 балла по 5-ти бальной шкале).
Для получения дополнительных показателей, или отдельных значений показателя качества по каждому из направлений муниципальной работы, в статистические исследования, планируемые на 2010 год, предлагается включить специальные вопросы по данной теме.
Информация о значении показателей характеризующих динамику показателей качества выполняемой муниципальной работы представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень качества выполняемой муниципальной работы оценивается как достаточный.
2.4. Себестоимость муниципальной работы.
С учетом сложного и разностороннего состава муниципальной работы не существует прямой зависимости общей годовой стоимости от количества объектов, как не существует и универсальной единицы измерения (даже внутри одной из составляющих муниципальной работы). Объем работ и соответственно стоимость в каждом конкретном случае могут многократно отличаться в зависимости от сметной стоимости объекта.
Общий объем расходов на выполнение муниципальной работы составил:
- в 2007 году - 37 675 тыс. руб.;
- в 2008 году - 4 260 тыс. руб.;
- в 2009 году - 9 744 тыс. руб.
Анализ расходов департамента архитектуры и градостроительства последних лет позволяет сделать вывод, что стоимость работы в целом неравномерна. Отчасти это обусловлено тем, что объекты имеют различную капиталоемкость (стоимость объектов различается в десятки, а иногда и в сотни раз), отчасти тем, что отсутствует системный подход к каждому из направлений декоративно-художественного оформления города.
Информация о значении показателей, характеризующих себестоимость выполнения муниципальной работы, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Дополнительная информация к показателям себестоимости муниципальной работы представлена в приложении 2 к настоящей ведомственной целевой программе.
2.5. Надежность/регулярность выполняемой муниципальной работы.
Хотя эталонных значений регулярности выполняемой работы по декоративно-художественному оформлению города не существует, анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о том, что в связи с дефицитом бюджета и катастрофическим сокращением в последние годы средств, выделяемых на декоративно-художественное оформление города, муниципальная работа выполняется нерегулярно.
Нарушения плановых сроков строительства объектов в рамках выполняемой муниципальной работы, до настоящего времени не зафиксировано, соответственно показатель "соблюдение плановых сроков строительства и реконструкции" составляет 100%.
Информация о значении показателя, характеризующего надежность/ регулярность выполняемой муниципальной работы, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень надежности/регулярности выполняемой муниципальной работы оценивается как недостаточный.
Резюме:
Муниципальная работа "Декоративно-художественное оформление города" выполняется на достаточном уровне по такой характеристике как качество, недостаточном уровне по таким характеристикам как объем, удовлетворение потребности, надежность/регулярность.
Очевидно, что объектов декоративно-художественного оформления недостаточно для молодого, активно развивающегося и застраивающегося города:
- главная площадь города расположенная в Ядре центра и предназначенная для проведения массовых мероприятий, нуждается не просто в благоустройстве, но в первую очередь в интересной концепции, высокопрофессионально выполненном, учитывающем весь комплекс существующих проблем, функциональном, технологичном и современном проектном решении;
- присутствует общее ощущение дефицита по сравнению с другими городами таких объектов декоративно-художественного оформления, как: фонтаны, садово-парковая скульптура, элементы современного городского и ландшафтного дизайна, средства визуальных коммуникаций, качественное архитектурно-художественное освещение;
- разработано крайне мало территориальных схем размещения рекламных носителей, без которых упорядочить объекты наружной рекламы не представляется возможным.
Анализ деятельности последних лет указывает на постоянный поиск компромисса между растущими с каждым годом потребностями и снижающимися финансовыми возможностями, которые отрицательно сказываются на объеме, удовлетворении потребности и регулярности выполняемой муниципальной работы.
Работы в рамках выделяемых средств выполняются в полном объеме и хорошего качества.
С учетом специфики выполняемой работы и отсутствия каких-либо нормативных показателей, для получения необходимых данных департаментом архитектуры и градостроительства подготовлены темы и вопросы по изучению мнения жителей о декоративно-художественном оформлении города, для включения в социологические исследования, планируемые информационно-аналитическим управлением в 2010 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.