Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Повышение эффективности использования энергоресурсов на сегодняшний день является одной из приоритетных задач российской экономики.
Целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Сургут на период 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" направлена на активизацию практических действий в сфере энергосбережения с целью повышения уровня энергоэффективности города и реализации мер государственной политики энергосбережения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Программа в первую очередь нацелена на продвижение энергосбережения на муниципальных предприятиях и учреждениях города Сургута, создания элементов системы управления и мониторинга энергоэффективностью города, проведению работ по энергетическому обследованию.
На территории муниципального образования проживает около 308 тыс. человек, что составляет 20% общей численности населения Ханты-Мансийского автономного округа.
Основу промышленности города составляют предприятия топливно-энергетического комплекса, крупнейшие из которых - ОАО "Сургутнефтегаз" и ООО "Газпром трансгаз Сургут".
В городе расположены две крупные электростанции (ГРЭС) объединенной энергетической системы Урала, работающие на попутном и природном газе. Первая из них, Сургутская ГРЭС-1 мощностью 3280 МВт принадлежит ОАО "ОГК-2", вторая, Сургутская ГРЭС-2 (5600 МВт), принадлежит ОАО "Е.Он Россия". В Сургуте располагается ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" - крупнейшая энергосбытовая компания - гарантирующий поставщик электрической энергии в Тюменском регионе, занимающая первое место по величине полезного отпуска электроэнергии среди энергосбытовых компаний УрФО и второе место среди энергосбытовых компаний России.
Город имеет развитую структуру тепло-, водо- и энергоснабжения, вместе с тем в инженерном хозяйстве имеется ряд проблем, решение которых может значительно улучшить и повысить эффективность работы инженерной инфраструктуры города.
Мощности головных сооружений системы водоснабжения позволяет обеспечить население города до 2020 года водой, но для качественного предоставления услуги необходимо проведение работ по строительству и реконструкции сетей.
На существующих магистральных и распределительных сетей теплоснабжения необходимо проведение работ по строительству и реконструкции сетей.
Основной задачей города является разработка комплекса мероприятий по разрешению отмеченных выше проблем и развитию инженерной инфраструктуры городского хозяйства в русле приоритетных направлений устойчивого развития.
В городском округе город Сургут принципы энергосберегающей политики в новых экономических условиях начали формироваться еще в 1998 - 2000 годах. Организационно они были оформлены в виде ежегодных мероприятий по энергосбережению.
Для решения вопроса повышения энергоэффективности в настоящее время целесообразно применение комплексного подхода, позволяющего первоначально охватить процессом энергосбережения все муниципальные предприятия и учреждения Сургута, объединив усилия органов местного самоуправления, предприятий, и учреждений, с привлечением средств внебюджетных источников, что требует использования программно-целевого метода.
Характеристика ресурсопотребления и потенциал энергосбережения в муниципальном образовании.
Ресурсообеспечение города осуществляется несколькими организациями.
Электроснабжение города Сургута осуществляют филиал "Сургутские электрические сети" ОАО "Тюменьэнерго" и ООО "Сургутские городские электрические сети".
В единой схеме электроснабжения города находятся 15 подстанций 110/10(6) кВ, 576 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, воздушные и кабельные линии общей протяженностью 1719,03 км. В городе имеется 28 автономных дизельных электростанций, установленной мощностью 7379 кВт.
Общая протяженность линий уличного освещения составляет 264,68 км; линий уличного освещения внутриквартальных проездов - 43,35 км. Общее количество светильников уличного и внутриквартального освещения - 9452 шт., из них требуют замены светильники с ртутными лампами в количестве 351 шт. на светильники с натриевыми лампами. Общее количество пускорегулирующих аппаратов для ламп наружного освещения - 7968 шт., из них требуют замены электромагнитные пускорегулирующие аппараты в количестве 926 шт. на электронные пускорегулирующие аппараты.
Филиал "Сургутские электрические сети" ОАО "Тюменьэнерго" и ООО "Сургутские городские электрические сети" являются сетевыми организациями, государственное регулирование применяется в отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, размеров платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Регулирующим органом является Региональная энергетическая комиссия Тюменской обл., ХМАО и ЯНАО.
Основными потребителями электрической энергии являются промышленные предприятия - 50,7 %. На втором месте по уровню потребления - население - 41,3 %. Бюджетная сфера потребляет 8 % общего потребления электрической энергии муниципальным образованием.
В городе Сургуте теплоснабжение осуществляется от двух государственных районных станций Сургутских ГРЭС с годовым объемом полезного отпуска тепловой энергии 2,3 млн. Гкал и от 22 котельной (20 муниципальных и 2 частных) с годовым объемом полезного отпуска тепловой энергии 1,1 млн. Гкал.
Средний удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал муниципальными котельными в 2011 году составил 18,43 кВт.час/Гкал, что существенно ниже, чем по автономному округу - 30 кВт.час/Гкал, на передачу 1 Гкал - 2,38 кВт.час/Гкал. Основным топливом для муниципальных котельных является природный газ. Средний удельный расход газа на выработку 1 Гкал в 2011 году составил 0,157 т.у.т., что ниже среднего показателя по автономному округу - 0,161 т.у.т.
Для подачи тепловой энергии служат тепловые сети в двухтрубном исчислении протяженностью 447,5 км, из них требуют замены сети протяженностью 110,2 км., что составляет 24,6 %.
Водоснабжение осуществляют СГМУП "Горводоканал", СГМУП "ГТС", СГМУП "Тепловик", а услуги водоотведения осуществляют СГМУП "Горводоканал", СГМУП "Тепловик".
На территории города расположено 15 водозаборных и водоочистных сооружений (ВОС) общей производительностью 141 тыс. м3/сутки, из них 10 ВОС с общей производительностью 133,1 тыс.м3/сутки находятся в муниципальной собственности. Средний удельный расход электроэнергии на подъем, очистку 1 м3 воды в 2011 году составил 1,36 кВт.час/м3, по автономному округу от 0,3 до 3,0 кВт.час/м3.
Производительность городских канализационных очистных сооружений составляет 150,2 тыс. м3/сутки.
Общая протяженность водопроводных сетей составляет 392,4 км, из них требуют замены сети протяженностью 132,20 км, что составляет 33,7%;
Общая протяженность канализационных сетей составляет 378,6 км, из них требуют замены сети протяженностью 78,5 км, что составляет 20,7 %.
Структура потребителей энергетических ресурсов
Направления потребления |
Доля в суммарном объеме потребления, в % |
||
тепловая энергия |
холодное водоснабжение |
горячее водоснабжение |
|
Население |
53,5 |
81,8 |
88,2 |
Социальная сфера |
9,8 |
6,6 |
6,6 |
Промышленные предприятия |
36,7 |
11,6 |
5,2 |
Всего |
100% |
100% |
100% |
В муниципальном образовании ежегодный полезный отпуск ресурсов составляет 2736,48 тыс. Гкал, 1295 млн. кВт*ч, 25 539 тыс. куб.м. воды.
Общее потребление тепловой энергии в городе составляет 2736,48 тыс. Гкал в год, из которых:
- 139,2 тыс. Гкал в год (5,1 %) составляют потери в сетях;
- 267,2 тыс. Гкал в год (9,8 %) - потребление организациями бюджетной сферы;
- 1325 тыс. Гкал в год (48,4 %) - потребление жилищным фондом;
- 2330,2 тыс. Гкал в год - приходится на прочих потребителей (36,7%).
Потери в электрических сетях составляют 8,6% (при среднем показателе по ХМАО в 10,6%)
Удельный расход топлива при производстве тепловой энергии составляет 134,23 кг у.т./Гкал, что ниже требуемого уровня в 157 кг.у.т./Гкал.
Удельный расход электрической энергии на водоснабжение составил 1,57 кВт*ч/м3, что выше максимального норматива в соответствии с приказом РСТ ХМАО - ЮГРЫ от 31.03.2011 N 14 (1 кВт*час/м3 на водоснабжение и 0,5 кВт*час/м3 на водоотведение).
Удельный расход тепловой энергии в бюджетной сфере составляет 0,23 Гкал/м2 в год, что на 30% ниже среднего удельного показателя по ХМАО.
Удельный расход электроэнергии на объектах бюджетной сферы составляет 53,39 кВтч/м2 в год, что значительно ниже (на 44,4%) среднего показателя по ХМАО.
Удельный расход тепловой энергии в жилом секторе составляет 0,228 Гкал/м2 в год, что ниже среднего показателя по ХМАО на 18%.
Таблица
Потребление энергетических ресурсов по учреждениям
бюджетной сферы за 2009 - 2011 годы
Наименование |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Теплопотребление |
тыс. Гкал |
146,681 |
176,293 |
143,623 |
тыс. руб. |
167439,16 |
215532,53 |
181621,87 |
|
Водопотребление |
тыс. м3 |
881,202 |
801,05 |
781,824 |
тыс. руб. |
52245,6 |
49312,713 |
52336,01 |
|
Электроэнергия |
тыс. кВт |
36400,91 |
39201,82 |
38619,32 |
тыс. руб. |
70650,8 |
98254,56 |
126637,33 |
Потенциал энергосбережения в муниципальном образовании оценен для бюджетного сектора и жилищного фонда, объектов муниципальных унитарных предприятий.
Оценка потенциала энергосбережения выполнена на основе анализа текущего уровня удельных показателей энергоэффективности в сравнении с существующими нормативами, лучшими практиками, имеющейся статистики по аналогичным процессам и технологиям.
Определение требуемого уровня показателя выполнено на основе существующего положения в анализируемой сфере и имеющихся возможностей муниципалитета.
При оценке потенциала использованы удельные показатели. Их значения принимались на основе исходной информации по муниципальному образованию. Значительная часть расчета выполнена на основе статистической информации.
Технический потенциал экономии первичной энергии в бюджетных учреждениях от реализации мероприятий целевой Программы равен 8,9 тыс. т. у.т./год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.