Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Покачи
от 19 мая 2010 г. N 349
Среднесрочная целевая программа
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
на территории города Покачи
на 2010-2011 годы"
24 июня 2011 г.
Постановлением администрации г. Покачи от 24 июня 2011 г. N 560 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт среднесрочной целевой Программы
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории
города Покачи на 2010 - 2011 годы"
Наименование программы |
Среднесрочная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Покачи на 2010-2011 годы" |
Правовое основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 08.05.2010); - Федеральный закон от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями на 27.12.2009); - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2007 года N 213-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; - Устав города Покачи; - Решение Думы города Покачи от 21.10.2008 N 106 "Об исполнении на территории города Покачи Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Распоряжение администрации города Покачи от 01.07.2009 N 450-р "О разработке среднесрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Покачи на 2010-2011 годы" - Постановление администрации города от 17.03.2009 N 143 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ" |
Заказчик Программы |
- администрация города Покачи |
Разработчик Программы |
- управление по социальным вопросам администрации города |
Исполнители Программы |
- управление по социальным вопросам администрации города; - управление экономики и статистики администрации города; - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города; - отдел информатизации администрации города; коммерческие и некоммерческие организации, образующие инфраструктуру поддержки развития малого и среднего предпринимательства; |
Координатор Программы |
- заместитель главы города по социальным вопросам |
Цель Программы |
- формирование благоприятной среды для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Покачи, решение вопросов по повышению качества сервиса, оказываемого субъектами малого предпринимательства населению города. |
Основные задачи Программы |
- совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства; - формирование и совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; - повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - оценка состояния малого и среднего предпринимательства на территории города; - определение и поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в городе Покачи; - совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства; - создание льготных условий использования субъектами малого и среднего предпринимательства финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; - повышение конкурентоспособности продукции и услуг малых и средних предприятий, обеспечение ежегодного прироста объемов реализованной товарной продукции и услуг; - решение проблем занятости трудоспособного населения путем создания новых рабочих мест; - оказание организационной, методической, правовой помощи предпринимателям; - обеспечение доступности информации о поддержке малого и среднего предпринимательства; - создание условий для повышения уровня знаний субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения доступности консультационной поддержки, вовлечения населения в создание собственного бизнеса; - содействие формированию положительного имиджа предпринимателя. |
Сроки реализации Программы |
2010 - 2011 годы
2010 - I этап; 2011 - II этап |
Источники и объемы финансирования Программы |
Источником финансирования Программы являются собственные средства местного бюджета, окружной бюджет (средства автономного округа) и привлеченные денежные средства. Объемы финансирования Программы за счет средств местного бюджета, утверждаются решением Думой города Покачи при утверждении бюджета города на очередной финансовый год. Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы составляет - 1905 тыс.руб.
Источники финансирования Программы за 2010 год: собственные средства местного бюджета -0 тыс.руб. окружной бюджет (средства автономного округа) - 0 тыс.руб. привлеченные средства (внебюджетные средства) - 0 тыс.руб. за 2011 год: собственные средства местного бюджета - 100 тыс.руб. окружной бюджет (средства автономного округа) - 1805 тыс.руб. привлеченные средства (внебюджетные средства) - 0 тыс.руб. Всего: за 2010 год - 0 тыс.руб. за 2011 год - 1905 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается: 1) обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства к 2011 году по отношению к 2008 году не менее 5% в год; 2) оборот малых предприятий к 2012 году по сравнению с 2008 годом должен увеличиться на 12%; 3) доля фактических поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налоговых поступлений по городу Покачи за 2011 год должна составить 21%; 4) размещение муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства ежегодно в размере не менее 10% от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. |
Анализ текущего состояния и проблемы развития малого и среднего
предпринимательства в городе Покачи
Малое и среднее предпринимательство - динамичная форма хозяйствования. В условиях рыночной экономики в Российской Федерации интенсивно идут процессы реорганизации предприятий и организаций, изменения видов деятельности, создания новых и ликвидации, в установленном порядке, неэффективных предприятий, активно проводится оптимизация использования их потенциала.
В условиях рыночной системы хозяйствования особую роль малого и среднего предпринимательства определяют следующие факторы:
- развитие предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей политической силой гражданского общества;
- занятие малым и средним бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
- наличие со стороны сектора малого и среднего бизнеса большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе;
- массовое развитие малого и среднего предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней и регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Указом Президента РФ от 15.05.2008 N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности";
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 29.12.2007 N 213-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Данные документы регулируют отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также определяют понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В настоящее время малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями.
Численность субъектов малого предпринимательства города Покачи на 1000 жителей за период с 2005 по 2008 год существенно изменилась и составляет соответственно :
2005 год - 17,35%
2008 год - 28,66 %
По данным Федеральной налоговой службы на территории города Покачи на начало 2008 года насчитывалось 485 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- 99 юридических лиц,
- 385 индивидуальных предпринимателей.
За 9 месяцев 2008 года численность практически не изменилась и составила 486 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средняя численность работников (с договорами и внешними совместителями) занятых на объектах малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.09.2008 года составила - 1670 человек.
Оборот малых предприятий стабильно увеличивается, индекс производства в % к предыдущему году составил:
2006 год - 100,1%,
2007 год - 101% ,
2008 год - 103%.
Оборот малых предприятий по отраслям представлен в таблице:
(в млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Наименование |
2006 год |
Удельный вес в % |
2007 год |
Удельный вес в % |
2008 год |
Удельный вес в % |
Всего: в том числе: |
396,4 |
|
1029,5 |
|
1252,3 |
|
Раздел: обрабатывающие производства |
7,04 |
1,8 |
14,42 |
1,4 |
17,0 |
1,4 |
Раздел: производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
29,36 |
7,4 |
94,06 |
9,1 |
112,2 |
8,6 |
Раздел: строительство |
235,6 |
59,4 |
469,92 |
45,6 |
592,9 |
47,3 |
Раздел: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
115,84 |
29,2 |
295,01 |
28,6 |
338,5 |
27,1 |
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется.
Среди предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налоговых доходов в бюджет города Покачи составила:
2006 год - 12,8%
2007 год - 13%
2008 год - 15%.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики. При этом, необходимо отметить, что отсутствие реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, недостаточное количество статистических показателей, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить более полное представление о предпринимательской среде, сложившейся в городе Покачи.
Становлению и дальнейшему развитию малого предпринимательства на территории муниципального образования препятствуют ряд факторов:
- ограниченный доступ к финансированию на всех стадиях развития (фактическая недоступность финансово-кредитных ресурсов, необходимых для создания и развития бизнеса, обусловлена, в частности следующими причинами: высокими процентными ставками по кредитам, чрезмерно жесткими требованиями кредитных организаций к гарантийному обеспечению кредитов);
- недостаточность трудовых ресурсов и отсутствие должной квалификации работников рабочих профессий, занятых на малых предприятиях;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности;
- высокая арендная плата помещений, используемых у частников под ту или иную предпринимательскую деятельность;
- недостаточность инфраструктуры, способствующей становлению и развитию малого предпринимательства в муниципальном образовании (структуры поддержки предпринимательства на государственном уровне расположены на довольно значительном расстоянии от города).
Администрацией города приняты ряд мер, направленных на создание благоприятных условий развития предпринимательства на территории города Покачи :
- созданы равные условия для всех участников деятельности в целях расширения видов и повышения качества различных услуг, оказываемых населению (принято распоряжение главы города от 04.12.2008 N 422-р "О комплексном плане мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2008 N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" в 2008-2009 годах");
- специалистами администрации города в полной мере оказывается информационная и консультационная поддержка субъектам малого и среднего бизнеса;
- проводятся мероприятия способствующие повышению имиджа малого предпринимательства (конкурсы, выставки, профессиональный праздник "День предпринимателя" с награждением лидеров отрасли отмечается с 2004 года).
В городе создана и работает общественная организация "Общество предпринимателей города Покачи".
Субъекты малого предпринимательства активно участвуют в размещении заказов на поставку продукции, выполнении работ и оказания услуг для муниципальных нужд.
Для успешного развития малого предпринимательства, необходимо создание системы обмена информацией, практического взаимодействия предпринимателей между собой и с органами государственной поддержки, органами местного самоуправления.
Особое внимание должно быть уделено проведению экономического анализа и мониторинга состояния развития сферы малого и среднего предпринимательства на территории города, определению приоритетных видов предпринимательской деятельности.
Проводимая государственная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также вышеперечисленные факторы определяют необходимость принятия муниципальной Программы, которая позволит объединить усилия органов местного самоуправления, а также негосударственных организаций для достижения намеченных целей.
Основные цели Программы
Формирование благоприятной среды для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Покачи, решение вопросов по повышению качества сервиса, оказываемого субъектами малого предпринимательства населению города.
Задачи Программы
Развитие малого и среднего предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых пути и направления его развития.
В рамках исполнения данной Программы предусмотрено поэтапное решение следующих задач:
- совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- формирование и совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- оценка состояния малого и среднего предпринимательства на территории города;
- определение и поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в городе Покачи;
- совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого и среднего предпринимательства финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
- повышение конкурентоспособности продукции и услуг малых и средних предприятий, обеспечение ежегодного прироста объемов реализованной товарной продукции и услуг;
- решение проблем занятости трудоспособного населения путем создания новых рабочих мест;
-оказание организационной, методической, правовой помощи предпринимателям;
- обеспечение доступности информации о поддержке малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для повышения уровня знаний субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения доступности консультационной поддержки, вовлечения населения в создание собственного бизнеса;
-содействие формированию положительного имиджа предпринимательства
Приоритетные виды предпринимательской деятельности
Программа предусматривает перспективные направления развития предпринимательства и определяет приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, которые служат удовлетворению первоочередных нужд населения и имеют положительные социальные последствия:
- производство продуктов питания (хлеб и хлебобулочные изделия, мучные кондитерские изделия, );
- общественное питание (кафе специализированные в сфере детского и молодежного досуга);
- сбор и переработка дикорастущих растений, плодов, ягод;
- развитие агропромышленного комплекса и личного подсобного хозяйства;
- бытовое обслуживание населения (услуги прачечных, химчисток, ремонт бытовой техники);
- образовательные услуги (краткосрочная подготовка и переподготовка специалистов рабочих профессий, в том числе для сферы розничной торговли, общественного питания);
- услуги стоянок автотранспорта;
- туристические услуги (открытие баз отдыха);
- услуги в сфере семейного, молодежного и детского досуга;
- медицинское обслуживание населения;
- ритуальные услуги;
- промышленное производство;
- сбор и переработка бытовых отходов;
- услуги в сфере коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения города.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2010-2011 годы:
2010 - I этап; 2011 - II этап.
Постановлением администрации г. Покачи от 24 июня 2011 г. N 560 раздел "Мезанизм реализации программы" настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Механизм реализации программы
Координатор исполнения Программы - заместитель главы города по социальным вопросам
Финансирование Программы - собственные средства местного бюджета, окружной бюджет, привлеченные средства
Основные исполнители Программы - структурные подразделения администрации города по направлениям деятельности согласно установленным полномочием
Механизм реализации программы включает в себя следующие основные направления в целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования путем оказания различных форм поддержки (приложение 1 к Программе) и состоит из разделов:
1. Совершенствование системы муниципального управления и методов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В данном разделе представлены мероприятия, направленные на совершенствование муниципальных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности. Формирование базы данных о субъектах малого и среднего бизнеса и проведения мониторинга развития Субъектов в муниципальном образовании. Определение механизмов взаимодействия администрации города с организациями поддержки малого бизнеса окружного значения.
2. Мониторинг и информационное сопровождение деятельности представителей малого и среднего предпринимательства.
2.1. Мониторинг деятельности и состояния субъектов малого и среднего предпринимательства проводится в целях оценки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и его роли в социально-экономическом развитии города с периодичностью один раз в год на основании постановления администрации города. Результаты исследований подлежат официальному опубликованию.
3. Совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки
3.1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется путем предоставления субсидий.
3.2. Субсидии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования город Покачи в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением администрации города Покачи.
3.3. Предоставление компенсации части затрат, связанных с приобретением оборудования, консультационным обслуживанием, с разработкой проектно-сметной документации, приобретение кормов и сельскохозяйственных животных.
3.4. Предоставление компенсации части затрат, связанных с арендой нежилых помещений, используемых в целях предпринимательской деятельности.
3.5. Организация и проведение выставок, ярмарок, выездного торгового обслуживания, проведение "Дня Российского предпринимательства", конференций с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.6. Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется путем размещения на официальном информационном портале органов местного самоуправления города Покачи в сети "Интернет" подробной информации о состоянии и развитии предпринимательства на территории города, о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, об объявленных конкурсах по закупке товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд. Организация и проведение конкурсов: объектов потребительского рынка на звание "Народный"; "На лучшее новогоднее оформление". Изготовление и печать статей, информационных материалов, публикации в СМИ.
3.7. Предоставление компенсации части затрат, связанных с проведением сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья.
3.8. Приобретение производственного и технологического оборудования, аренду или приобретение помещений, земельных участков, используемых в целях предпринимательской деятельности.
3.9. Предоставление компенсации части затрат на оплату консалтинговых услуг.
4. Модернизация и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий на малых и средних предприятиях.
4.1. Предоставление компенсации части затрат Субъектам малого и среднего предпринимательства на оплату услуг в сфере энергоэффективных технологий.
5. Стимулирование молодежного предпринимательства.
5.1. Предоставление компенсации части затрат Субъектам малого и среднего предпринимательства на аренду помещений, оплату обучения.
6. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов.
6.1. Предоставление компенсации части затрат Субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов.
Оценка ожидаемой эффективности Программы
Критерии эффективности в области развития малого и среднего предпринимательства определяются по следующему перечню:
1) количество созданных субъектами малого и среднего предпринимательства новых рабочих мест в том числе в приоритетных видах экономической деятельности;
2) оборот малых и средних предприятий;
3) налоговые поступления в муниципальный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) количество процедур размещения заказов для малого предпринимательства.
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается:
1) обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в том числе в приоритетных видах экономической деятельности, по отношению к 2008 году не менее 5% в год:
2008 год |
2010 год |
2011 год |
100% |
105% |
110% |
2) оборот малых и средних предприятий к 2012 году по сравнению с 2008 годом должен увеличиться на 12%;
3) доля фактических поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налоговых поступлений по г. Покачи должна составить:
2008 год |
2010 год |
2011 год |
15% |
19% |
21% |
4) размещение муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства ежегодно в размере не менее 10% от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Контроль за исполнением Программы
Управление и оперативный контроль за ходом реализации Программы и выполнении программных мероприятий осуществляет координатор Программы - заместитель главы города по социальным вопросам.
Для управления Программой координатор Программы утверждает и направляет исполнителям программных мероприятий формы, порядок и сроки предоставления отчетности о проведенных мероприятиях и использовании средств, выделенных на реализацию Программы. Разработчик Программы - управление по социальным вопросам ежеквартально формирует сводный отчет о ходе реализации мероприятий и представляет его координатору .
Координатор Программы ежегодно выносит на аппаратное совещание при главе города отчет о ходе выполнения Программы за отчетный период, а в случае исполнения Программы в целом - отчет за весь период.
Глава города рассматривает и утверждает отчет об исполнении Программы постановлением администрации города.
Утвержденный отчет о реализации Программы направляется главой города в Думу города вместе с отчетом об исполнении бюджета города за соответствующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.