Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Реализация бюджетной и налоговой политики городского округа
город Сургут в 2009 - 2010 годах
Реализация бюджетной и налоговой политики в 2009 году осуществлялась в условиях финансового кризиса, последствия которого не могли не отразиться на бюджете городского округа.
Своё влияние на процесс исполнения бюджета городского округа оказали не только негативные тенденции в финансово-экономической сфере, но и изменения федерального и регионального налогового законодательства.
При этом бюджет, как важнейший инструмент муниципального управления, был оперативно настроен на решение задач в изменившихся условиях. Предупредительные меры, направленные на организацию исполнения бюджета в кризисных условиях осуществлялись заблаговременно с января 2009 года. Такими мерами явились: ограничение лимитов бюджетных обязательств в части расходов, предусмотренных за счёт собственных средств бюджета, с учётом их социальной значимости и важности для обеспечения текущего функционирования учреждений социальной сферы и городского хозяйства, недопущение принятия расходных обязательств, не обеспеченных ассигнованиями, направление остатков средств на счёте бюджета городского округа на обеспечение сбалансированности бюджета.
В мае 2009 года впервые за последнее десятилетие показатели бюджета городского округа были изменены в сторону уменьшения. Поправки были внесены как в объём финансовой помощи из других бюджетов бюджетной системы, так и в показатели по налогу на доходы физических лиц. Одновременно были приняты решения об отмене предполагаемого повышения заработной платы в бюджетной сфере, оптимизации затрат на текущее содержание городской инфраструктуры, бюджетной сети и органов местного самоуправления.
Тем не менее, приоритетные направления расходов были сохранены, в частности, первоочередные расходы, определённые решением Думы города о бюджете, расходы на строительство и оснащение вводных объектов, обеспечение их содержания. В полном объёме была обеспечена доля города в финансировании мероприятий, определённых региональными целевыми программами.
Данные меры позволили не только сохранить объём оказываемых населению услуг на ранее достигнутом уровне, но и обеспечить комплектование и ввод после капитального ремонта ряда социальных объектов (детский сад "Огонёк", гимназия имени Ф. Салманова, детская поликлиника N 2 МУЗ МГБ N 1 по ул. Островского, 15).
Говоря об итогах 2009 года, можно отметить, что общий объём расходов бюджета городского округа составил 15 825 млн. рублей. Из них на содержание учреждений, оказывающих услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также реализацию отдельных мер социальной поддержки населения направлено 53 % расходов, что подтверждает его социальную направленность. 14 % расходов связаны с обеспечением функционирования отраслей жилищного комплекса и транспортного обслуживания населения. На реализацию 20-ти переданных государственных полномочий за счёт соответствующих субвенций направлено 2 924 млн. рублей.
Важным направлением налоговой политики города на период 2010 - 2012 годов стало дальнейшее развитие налоговой базы и обеспечение условий для полного и стабильного поступления в бюджет городского округа закреплённых налогов и сборов, а также неналоговых платежей.
При этом доходы бюджета в 2009 году исполнены в объёме 15 973 млн. рублей (на 101 %), в том числе налоговые и неналоговые поступления составили 8 458 млн. рублей, или 102 % к годовым бюджетным назначениям.
Однако, исполнение по основному бюджетообразующему доходу - налогу на доходы физических лиц составило менее прогнозируемых объёмов (96 %).
Недопоступление налога в основном связано с увеличением количества и суммы предоставленных налогоплательщикам имущественных вычетов на покупку (строительство) жилья с учётом изменений, внесённых в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01 января 2009 года.
При этом меры антикризисного характера, а именно ограничение роста заработной платы, работа ряда предприятий в режиме неполного рабочего времени, незначительное высвобождение работников, повлекли снижение поступлений налога в таких отраслях как строительство, транспорт, предоставление услуг в образовании и коммунальной сфере.
В то же время по предприятиям, занимающимся добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, оптовой и розничной торговлей, начисления налога превысили предыдущий период.
С 2009 года отмечается рост поступлений имущественных налогов, чему способствовало увеличение кадастровой стоимости земельных участков, погашение налогоплательщиками недоимки прошлых лет по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В 2009 году Администрацией города проведена работа по установлению ставок земельного налога с учётом изменения кадастровой стоимости и видов разрешённого использования земельных участков, внесены изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 N 505-IIIГД "Об установлении земельного налога".
По налогу на имущество физических лиц произведена переоценка стоимости имущества, в I полугодии 2010 года принято решение Думы города от 01.06.2010 N 753-IVДГ "О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 N 504-IIIГД "Об установлении налога на имущество физических лиц" в части изменения налоговых ставок.
Размеры налоговых ставок предусмотрены с условием максимального сохранения ранее действующего уровня, но скорректированы в пределах установленного законом диапазона. В связи с увеличением инвентаризационной стоимости имущества, прогнозируется увеличение поступлений налога на имущество физических лиц.
Налоговая политика, проводимая городским округом, направлена на усиление работы в рамках своих полномочий и расширение взаимодействия с соответствующими федеральными структурами по обеспечению собираемости налоговых и неналоговых доходов.
Мероприятия по мобилизации дополнительных доходов в бюджет городского округа с длительным циклом реализации исполнялись в 2009 году и продолжают реализовываться в 2010 году.
Так, в рамках деятельности координационного совета при Главе города по содействию стабилизации ситуации в финансовом секторе и реальных отраслях экономики в городском округе город Сургут и комиссии по мобилизации дополнительных доходов в местный бюджет городского округа проводится работа по ликвидации задолженности и обеспечению своевременной выплаты заработной платы, рассматриваются вопросы, касающиеся выплаты заработной платы ниже установленного минимального уровня по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, проводится индивидуальная работа с налогоплательщиками, имеющими задолженности по налоговым платежам в бюджет городского округа.
В целях снижения задолженности по транспортному налогу с физических лиц, в I полугодии 2010 года продолжена организованная в 2009 году по инициативе Администрации города совместная работа ГИБДД и отдела судебных приставов по городу Сургуту в пунктах регистрации (снятия с учёта) автотранспортных средств по привлечению к ответственности граждан, уклоняющихся от уплаты налога.
Кроме того, продолжается работа по организации совместных дежурств судебных приставов по городу Сургуту с сотрудниками ГИБДД на трассе окружного значения, инспекцией ФНС России по городу Сургуту проводится работа по адресной рассылке списков должников физических лиц в организации городского округа.
В целях обеспечения полноты учёта налогоплательщиков земельного налога Администрацией города выявляются землепользователи, использующие земельные участки с нарушением земельного законодательства или не использующие земельные участки для строительства в предписанные законодательством сроки. В их отношении проводятся мероприятия, направленные на устранение нарушений земельного законодательства.
При проведении работ по актуализации сведений налогооблагаемой базы по земельным участкам, учтённым в реестре объектов недвижимости, Администрацией города в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту передаются сведения по земельным участкам из ПК "Земельные участки муниципальных образований (ЗУМО)". Оптимизация единой базы по учёту земель будет способствовать поступлению дополнительных доходов в бюджет городского округа.
Особо значимую роль в создании предпосылок для увеличения поступлений в местные бюджеты приобретает вопрос выявления организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории городского округа без регистрации в налоговом органе.
Для решения данной проблемы Администрацией города совместно с органами налоговой службы, ГИБДД, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья проводятся мероприятия по выявлению и пресечению осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
В целях увеличения поступлений неналоговых доходов в местный бюджет, постановлением Главы города от 13.10.2008 N 61 утверждена Методика расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, предусматривающая повышение ставок арендной платы на 25 % с 01 января 2009 года. Однако в целях поддержки малого и среднего предпринимательства срок вступления в силу данного постановления был перенесен на 2011 год.
До 01 июля 2010 года продолжалось исполнение Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым субъектам малого и среднего предпринимательства, в пользовании которых муниципальное имущество находится два года и более, предоставляется право преимущественного выкупа арендуемого имущества. Предполагается, что срок для реализации предоставленного права будет продлён еще на три года.
С целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и создания условий для преодоления последствий финансово-экономического кризиса, принято постановление Администрации города от 19.07.2010 N 3504 "О реструктуризации задолженности по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", согласно которому арендаторам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, предоставляется рассрочка по уплате задолженности на 12 месяцев со дня заключения соглашения о реструктуризации.
В 2009 году завершена разработка и принята постановлением Главы города от 26.11.2009 N 85 стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года, определяющая основные векторы развития города на долгосрочную перспективу. В текущем году сформирован проект плана по реализации стратегии, собраны предложения жителей городского округа с целью интеграции в данный проект.
В 2009 и текущем году продолжается совершенствование инструментов результативного бюджетирования, внедренных в практику бюджетного процесса. С учётом текущей ситуации цели ведомственных целевых программ определены как сохранение уровня предоставляемых населению услуг. Показатели достижения результатов деятельности уточняются в процессе реализации программ и целенаправленно совершенствуются.
Проводится работа по реализации вступивших в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы составления и исполнения долгосрочных целевых программ. С целью дальнейшего развития программно-целевого подхода к планированию бюджета, в решение Думы города от 29.12.2009 N 663-IVДГ "О бюджете городского округа город Сургут на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов" аналогично приложениям о распределении ассигнований на реализацию ведомственных целевых программ включены приложения о распределении бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ с отражением результатов их реализации.
Главными распорядителями бюджетных средств утверждаются муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными муниципальными учреждениями.
Продолжается создание муниципальных учреждений нового типа - в настоящее время уже 6 муниципальных учреждений получили статус муниципальных автономных учреждений, до конца года планируется перевод в статус автономных ещё 6-ти муниципальных учреждений.
В 2010 году продолжается практика выдачи муниципальных гарантий в целях реализации инвестиционных проектов, направленных на решение социально значимых для города задач.
Муниципальное образование приняло участие в выработке предложений в области межбюджетных отношений в автономном округе от лица Совета Глав муниципальных образований, которые могли бы способствовать росту собственных доходов муниципальных образований, и, следовательно, укреплению их финансовой самостоятельности. Однако лишь отдельные предложения приняты автономным округом для внесения в законодательную базу.
Таким образом, своевременное и точное определение параметров бюджета с учётом кризисных проявлений, целенаправленная работа по формированию его доходов, оптимизации и соблюдению режима разумной экономии в расходах позволили сделать бюджет одним из факторов стабилизации экономических и социальных процессов в муниципальном образовании.
С учётом чего, в 2010 году международным рейтинговым агентством Standard&Poor`s подтверждён рейтинг муниципального образования городской округ город Сургут на ранее достигнутом уровне "BB-/ruAA-" с прогнозом "Стабильный".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.