Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского поселения Новоаганск
от 19 октября 2010 г. N 74
Муниципальная целевая программа
"Поддержка малого и среднего предпринимательства в городском
поселении Новоаганск на 2011 - 2012 годы"
Паспорт программы
1. Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Поддержка малого и среднего предпринимательства в городском поселении Новоаганск на 2011 - 2012 гг." (далее Программа) |
2. Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 29 декабря 2007 г. N 213-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
3. Цель Программы |
Создание и обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городском поселении Новоаганск на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной поддержки. |
4. Основные задачи Программы |
- увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП); - имущественная поддержка СМСП; - повышение уровня доступности информации для СМСП поселения, повышение числа участников районных, окружных, федеральных программ в сфере малого и среднего предпринимательства; - повышение профессионального уровня представителей предпринимательства; - формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения Новоаганск; - повышение предпринимательской культуры. |
5. Основные программные мероприятия |
Основные программные мероприятия направлены на: - расширение доступа СМСП к финансовым и материальным ресурсам; - обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки СМСП; - содействие росту конкурентоспособности к продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки, в т.ч. внешние, посредством участия СМСП в выставках-ярмарках, конкурсах; |
6. Сроки реализации Программы |
01.01.2011 - 31.12.2012 г.г. |
7. Объемы планируемых средств и источники финансирования Программы |
- районный бюджет - 567,3 тысяч рублей, в том числе: 2011 год - 270,4 тысяч рублей; 2012 год - 296,9 тысяч рублей. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат исходя из возможностей бюджета района путем уточнения. - местный бюджет - 30 тысяч рублей, в том числе: 2011 год - 15 тысяч рублей; 2012 год - 15 тысяч рублей. |
8. Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличение численности СМСП до 228; - увеличение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса; - прирост объемов выпускаемой продукции малыми и средними предприятиями - улучшение экономического благосостояния населения. |
9. Заказчик Программы |
Администрация городского поселения Новоаганск |
10. Разработчик Программы |
Отдел экономики и финансов |
1. Характеристика проблемы
Малое и среднее предпринимательство является важной составной частью современной рыночной экономики. Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и новое качество жизни населения, обеспечение граждан необходимыми им товарами и услугами, реализация муниципальных социальных программ.
Предприятия малого и среднего предпринимательства мобилизуют финансовые, производственные, сырьевые и трудовые ресурсы населения. Предприниматели - самостоятельный общественный слой с собственными интересами, ценностями и социальными ориентирами.
Однако в становлении и развитии малого и среднего предпринимательства имеется ряд проблем, мешающих выполнению ими социально-экономических функций. Малые же предприятия наиболее остро испытывают трудности, характерные для экономики.
Проблемы малых и средних предприятий на разных этапах их деятельности имеют существенные отличия. На период создания предприятий, независимо от выбранных ими направлений деятельности, - это недостаточный размер первоначального капитала и проблема, связанная с ошибками в выборе предпринимателем профиля деятельности, поскольку большинство из них не могут сами провести квалифицированный предварительный анализ рынка и не в состоянии по финансовым возможностям заказать такое исследование консалтинговым фирмам, а также, отсутствие знаний об основах ведения предпринимательской деятельности, сложности выхода на рынки товаров и услуг. Исходя из этого, услуги и торговля, как сфера деятельности для начинающих предпринимателей, наиболее привлекательна.
Для развивающегося бизнеса - трудности в получении кредитов, их высокая стоимость, отсутствие кредитной истории и достаточного ликвидного обеспечения для получения банковского кредита, нестабильность налогового законодательства, дефицит подготовленных кадров, избыточное государственное администрирование.
Для успешно работающих предприятий - отсутствие государственной поддержки в решении вопросов выхода на внешние рынки товаров и услуг.
Работа по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию благоприятных условий для его деятельности на территории городского поселения Новоаганск должна строиться на основе целевой программы. Наличие программы поддержки малого и среднего предпринимательства позволит администрации муниципального образования более эффективно осуществлять координацию основных направлений и мероприятий, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных на территории поселения.
По данным налоговой службы и органов Госстатистики на начало 2010 года в поселении зарегистрировано 218 субъектов малого и среднего предпринимательства, в то числе 158 индивидуальных предпринимателей. Основная доля предприятий и индивидуальных предпринимателей осуществляет торгово-закупочную деятельность и общественное питание; в меньшей степени - бытовые услуги, в основном это парикмахерские, услуги такси и ателье по пошиву и ремонту одежды, практически не охваченными остаются услуги по перевозке пассажиров по маршруту внутри поселения, ремонту бытовой техники, ремонту и строительству объектов недвижимости.
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
Основная доля работающих на малых предприятиях сосредоточена в сфере торгово-закупочной деятельности - 48% (106 человек), на долю транспортных услуг приходится - 17% (36 человек), бытовые услуги составляют 10% (21 человек), строительство - 5% (11 человек), и прочее - 20% (44 человека) (рисунок 1).
"Рисунок 1. Отраслевая структура малых предприятий по видам экономической деятельности в 2010 году"
На территории поселения существуют предпосылки для развития малого и среднего предпринимательства - наличие трудовых ресурсов, объемы платных услуг.
Но следует отметить, что развитие малого предпринимательства отстает от возможностей и потребностей экономики поселения, существует ряд причин, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в поселении:
- проблема с материально-техническим обеспечением, современного оборудования;
- низкая квалификация персонала;
- проблемы финансового характера:
- затруднения в формировании стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия;
- отсутствие достаточно надежных мер обеспечения возврата кредитов;
- высокая процентная ставка по кредитам;
- несовершенство нормативно-правовой базы:
- нестабильность законодательства;
- наличие административных барьеров на всех стадиях осуществления предпринимательской деятельности;
- недостаточное развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства.
В цепом, к нерешенным задачам, по-прежнему относится проведение недостаточно эффективной государственной поддержки мелких товаропроизводителей в пищевой, аграрно-промышленной, рыбной и лесной отраслях.
Также особое внимание должно быть уделено участию малого предпринимательства в развитии рыболовства, переработке дикорастущих ягод и грибов, производства продукции оленеводства, восстановления народных промыслов.
2. Основные цели и задачи
Основной целью Программы является создание благоприятных экономических, организационных условий для развития и повышения устойчивой деятельности малого и среднего предпринимательства в городском поселении Новоаганск, создания новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения
Достижение поставленной цепи требует решения следующих задач:
1. Определение приоритетных направлений развития малого предпринимательства, их поддержка и развитие на территории поселения (переработка дикоросов, рыбопереработка, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, экология, инновационная деятельность);
2. Информирование предпринимателей и желающих открыть свое дело о государственной поддержке, о российском опыте в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
3. Формирование механизма финансово-кредитной и имущественной поддержки малого предпринимательства.
3. Основные программные мероприятия
Система программных мероприятий включает разделы, реализация которых будет способствовать дальнейшему эффективному развитию малого и среднего предпринимательства в поселении.
Перечень мероприятий представлен в Приложении 1 к Программе.
Мероприятия сгруппированы в четыре раздела, характеризующих основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства:
1. Расширение доступа начинающих предпринимателей и субъектов МСП к финансовым и материальным ресурсам:
- финансовая поддержка осуществляется в виде предоставления субсидии на возмещение процентной ставки по привлеченным кредитам, целью использования которых должно быть создание и осуществление проектов расширения производства, приобретение и модернизация основных средств, внедрение новых технологий; субсидии на возмещение арендных платежей, платежей за электроэнергию.
- имущественная поддержка в виде освобождения (снижения) от арендной платы для облегчения доступа предпринимателей к нежилым помещениям с целью осуществления предпринимательской деятельности.
2. Консультационная, организационно-методическая и информационная поддержка начинающих предпринимателей и субъектов МСП, а также физических лиц, желающих открыть свое дело:
- обеспечение участия СМСП поселения в круглых столах, обучающих семинарах, лекциях по актуальным темам для повышения предпринимательской грамотности; информационная поддержка СМСП.
Мероприятия раздела направлены на совершенствование знаний предпринимателей. Предусматривается проведение обучающих семинаров, лекций по актуальным темам как для начинающих предпринимателей, в том числе для безработных граждан, так и для развивающихся предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность в приоритетных для муниципального образования сферах развития малого и среднего предпринимательства.
3. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки товаров и услуг:
- обеспечение участия СМСП поселения в смотрах-конкурсах, выставках, ярмарках, таких как "Предприниматель района", "Аллея Дружбы" и др.
В разделе предусмотрено проведение мероприятий, способствующих продвижению продукции малых и средних предприятий и стимулированию повышения ассортимента и качества оказываемых услуг, нахождению новых партнеров и привлечению инвестиций в малый и средний бизнес, повышению престижа предпринимательства. Для этого предполагается создание организационных условий и привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в муниципальных, районных и региональных выставках и конкурсах.
4. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства:
- создание и ведение Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
- проведение заседаний Совета предпринимателей для обсуждения проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.
Данные мероприятия направлены на определение числа предпринимателей, их сфер деятельности на территории поселения, выявление проблем, препятствующих развитию предпринимательства и содействие в их устранении.
4. Сроки и формы реализации Программы
Программа рассчитана на период 2011 - 2012 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками согласно приложению 1 к Программе. С учетом происходящих изменений мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.
Формы реализации Программы:
- финансово-кредитная поддержка за счет бюджетных и внебюджетных средств;
- анализ проведенных мероприятий администрацией городского поселения Новоаганск с участием общественного Совета предпринимателей в первый период (2011 г.) и широкое внедрение в практику наиболее эффективных из них;
- проведение заседаний Совета предпринимателей по итогам работы за полугодие для дальнейшей координации работ по реализации Программы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств районного и местного бюджетов.
Общий прогнозный объем финансирования программы на 2011 - 2012 годы составляет 597,3 тыс. руб., в том числе: по годам:
2011 год - 285,4 тыс. руб.
2012 год - 311,9 тыс. руб.
2) по источникам финансирования:
за счет средств районного бюджета - 567,3 тыс. руб.
за счет средств местного бюджета - 30 тыс. руб.
Планируемые объемы финансирования по годам и мероприятиям приведены в приложении 1.
Ежегодные объемы финансирования уточняются при составлении и уточнении бюджета поселения и бюджета района на соответствующий финансовый год.
6. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского АО - Югры в области поддержки предпринимательства.
Механизм реализации Программы включает следующие элементы:
- ежегодная подготовка и уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период, уточнение затрат на реализацию программных мероприятий;
- совершенствование организационной структуры управления Программой с четким определением состава, функций, механизмов, координации действий исполнителей мероприятий Программы;
Общий контроль над исполнением Программы осуществляет заместитель главы городского поселения.
Текущее управление Программой осуществляет отдел экономики и финансов администрации городского поселения Новоаганск.
Отдел экономики и финансов контролирует и координирует выполнение программных мероприятий, координирует деятельность по реализации основных мероприятий Программы, осуществляет мониторинг и оценку результативности мероприятий.
Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы отдел экономики и финансов производит сопоставление показателей результатов Программы с целевыми прогнозными показателями.
Ежеквартально отдел экономики и финансов готовит информацию о ходе реализации Программы, с указанием выполненных мероприятий, сроком их реализации, данных об объемах привлеченных средств бюджета района и местного бюджета.
Итоговую информацию по Программе, срок реализации которой завершается в текущем году, отдел экономики и финансов подготавливает и до 01 марта очередного финансового года представляет главе городского поселения, в установленном порядке.
7. Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств будет производиться по мере реализации Программы, посредством сопоставления планируемых и фактических затрат и результата реализации мероприятий.
Оценка эффективности реализации Программы приводится в приложении 2.
В качестве целевых прогнозных результатов предлагается принять следующие показатели:
- увеличение численности СМСП за весь срок реализации программы на 10;
-увеличение субъектов предпринимательства, получающих имущественную поддержку, до 5 в год;
- увеличение числа участников мероприятий по повышению имиджа предпринимательства до 6 участников;
- увеличение числа участников - представителей предпринимателей в круглых столах, семинарах, курсах по повышению профессионального мастерства до 10 участников в год.
Реализация комплекса программных мероприятий, предусмотренных перечнем мероприятий Программы, также позволит предпринимателям принять участие в муниципальных конкурсах, выставочно-ярмарочных мероприятиях, повысить уровень профессиональной грамотности за счет проведения обучающих семинаров и осуществляемых консультаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.