Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы Сургутского района
от 30 сентября 2009 г. N 502
Положение о порядке внесения проектов решений Думы Сургутского
района, перечне и формах прилагаемых к ним документов
27 января, 28 мая 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке внесения проектов решений Думы Сургутского района, перечне и формах прилагаемых к ним документов (далее по тексту - Положение) определяет порядок внесения проектов решений (далее по тексту - правовые акты) Думы Сургутского района (далее по тексту - Дума района), перечень и формы прилагаемых к ним документов, а также иные вопросы подготовки и издания правовых актов Думы района.
1.2. Правовые акты, изданные в пределах компетенции Думы района, обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления Сургутского района, юридическими и физическими лицами на всей территории Сургутского района.
1.3. Правовые акты Думы района разрабатываются и принимаются в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Устава Сургутского района и правовых актов органов местного самоуправления Сургутского района.
2. Виды правовых актов Думы района
Решением Думы Сургутского района от 28 мая 2010 г. N 613 в пункт 2.1. раздела 2 настоящего положения внесены изменения
2.1. Дума района по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Сургутского района, принимает решения:
- нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Сургутского района;
- ненормативные правовые акты, в том числе решения по вопросам организации деятельности Думы района;
- решение об удалении главы района в отставку.
2.2. Нормативный правовой акт - изданный в установленном порядке документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
При отсутствии какого-либо признака, указанного в части первой настоящего пункта, правовой акт не является нормативным.
Правовой акт Думы района может не содержать признаки, установленные в части первой настоящего пункта, но являться нормативным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2.3. Определение статуса правового акта Думы района как нормативного осуществляет советник председателя Думы района путем проставления соответствующего штампа на листе согласования.
В случае отсутствия советника председателя Думы района (отпуск, болезнь, командировка) определение статуса правового акта Думы района как нормативного осуществляет руководитель аппарата Думы района.
2.4. Ненормативный правовой акт Думы района - решение, не отвечающее требованиям пункта 2.2. Положения.
3. Общие условия внесения проектов решений Думы района
3.1. Проекты решений Думы района могут вноситься депутатами Думы района, главой Сургутского района (далее по тексту - глава района), администрацией Сургутского района, инициативными группами граждан, обладающих избирательным правом, в порядке правотворческой инициативы, иными выборными органами местного самоуправления Сургутского района, органами территориального общественного самоуправления Сургутского района, прокурором Сургутского района.
3.2. Проекты решений Думы района вносятся с соблюдением настоящего Положения.
4. Требования, предъявляемые к решениям Думы района
4.1. Решения Думы района должны отвечать следующим требованиям:
а) соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставу Сургутского района, решениям Думы района, настоящему Положению;
б) издание правового акта в пределах компетенции Думы района;
в) обеспеченность реализации предписаний акта (финансово-экономическая, организационная и т.п.);
г) наличие в акте предписаний, обеспечивающих согласованность этого акта с другими правовыми актами;
д) наличие логически построенной структуры;
е) единство терминологии;
ж) общепризнанность терминов;
з) наличие обязательных реквизитов;
и) соблюдение иных правил юридической техники.
Решением Думы Сургутского района от 28 мая 2010 г. N 613 в пункт 4.2. раздела 4 настоящего положения внесены изменения
4.2. Решение должно содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование вида правового акта;
б) регистрационный номер;
в) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
г) дату и место принятия;
д) наименование должности, фамилию и подпись должностного лица, уполномоченного на подписание решения;
ж) печать установленного образца.
4.3. Структура решения Думы района:
4.3.1. Решение Думы района, как правило, состоит из констатирующей и распорядительной части, а также включает в себя реквизиты, указанные в п. 4.2 Положения, и может содержать приложения.
4.3.2. Констатирующая часть решения Думы района - это обоснование необходимости принятия данного решения, мотивы и цели издания правового акта.
Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, констатирующая часть может отсутствовать.
4.3.3. Распорядительная часть решения содержит конкретные действия (предписания), которые излагаются в повелительной форме и оформляются в соответствии с настоящим Положением.
4.3.4. Подпись проставляется в конце решения, после распорядительной части. Подпись содержит: должность лица, подписавшего документ, его фамилию (полностью), имя и отчество (инициалы), собственноручное изображение подписи.
4.3.5. Если в решении приводятся таблицы, графики, схемы, перечень мероприятий и т.п., то они оформляются в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. В приложении указывается, каким документом оно утверждено. Приложение является неотъемлемой частью решения.
4.4. Основные правила юридической техники:
4.4.1. Текст решения должен быть точным, последовательным, исключающим возможность различного толкования. Текст решения излагается простым и ясным литературным языком. Как правило, не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. Употребление сокращений слов (кроме общепринятых) не допускается. Названия организаций приводятся в строгом соответствии с их официальным наименованием.
В необходимых случаях в решении даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.
Должно соблюдаться единство терминологии.
4.4.2. Заголовок решения пишется без кавычек, должен быть кратким и соответствовать содержанию документа. Заголовок начинается с предлога "О" или "Об" (о чем документ).
4.4.3. Констатирующая часть решения начинается словами: "В целях...", "В связи_", "В соответствии...", "На основании...", "Учитывая..." и др.
Если решение принимается на основании документа вышестоящего органа либо муниципального правового акта, то в констатирующей части указывается название, дата, номер, заголовок документа. Текст констатирующей части в этом случае начинается словами "В соответствии...", "На основании...", "Во исполнение...", "В целях реализации..." и т.п.
При указании в констатирующей части нескольких правовых актов они располагаются в следующем порядке:
- по убыванию юридической силы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъекта Российской Федерации, акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акты представительного органа местного самоуправления);
- при равенстве юридической силы документы располагаются в порядке убывания дат их принятия.
4.4.4. Констатирующая и распорядительная части проекта решения разделяются двоеточием, текст распорядительной части начинается с новой строки. Констатирующая и распорядительная части не разделяются в случае, если распорядительная часть состоит из одного пункта.
4.4.5. Предписания в распорядительной части излагаются в виде пунктов, имеющих порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Пункты могут подразделяться на подпункты.
Пункты решения группируются по их значимости (от наиболее существенных вопросов к второстепенным) либо в последовательности развития темы документа (хронологически и логически).
Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к одному либо к нескольким исполнителям, подпункт определяет конкретные действия.
Предписания должны быть конкретными, с четким указанием на то, что должно быть сделано, в какой срок (при необходимости), кто исполнитель.
4.4.6. Если для развития, реализации либо конкретизации положений решения необходимо принятие других правовых актов, в тексте предусматривается поручение подготовить проект соответствующего документа.
Если с принятием решения необходимо внести изменения или дополнения в ранее принятые правовые акты, в конце документа в качестве самостоятельных пунктов излагается текст таких изменений и дополнений.
Если с принятием решения необходимо отменить либо признать утратившими силу ранее принятые правовые акты, в конце документа в качестве самостоятельных пунктов излагаются соответствующие предписания.
4.4.7. В основном тексте решения должна быть сделана ссылка на все имеющиеся приложения к нему. Приложение(я) оформляется(ются) на отдельном(ых) листе (листах) согласно приложению 1 к настоящему Положению. Заголовок приложения должен точно соответствовать пункту проекта решения. Если приложение одно, то оно не нумеруется, если приложений несколько, то им присваиваются номера.
4.4.8. В случае, если правовой акт Думы района вступает в силу не со дня подписания, то в проект правового акта Думы района включается пункт о моменте (дате) вступления в силу данного акта.
В случае, если законодательством Российской Федерации прямо установлено требование об официальном опубликовании (обнародовании) правового акта, в проект правового акта Думы района обязательно включается пункт об его опубликовании.
4.4.9. При подготовке проектов правовых актов Думы района, Исполнители обязаны учитывать коррупционные факторы и не допускать их наличие в проекте правового акта Думы района.
4.4.10. При подготовке проекта решения Думы района о внесении изменений и дополнений в заголовке указывается дата, номер, название правового акта, в который вносятся изменения, дополнения.
4.4.11. Внесение изменений и дополнений в решения Думы района осуществляется в том же порядке, в котором принимался правовой акт, подлежащий дополнению или изменению.
5. Подготовка проектов решений Думы района
5.1. Проект решения Думы района представляет собой черновой вариант соответствующего документа, как на бумажном, так и на электронном носителе, отвечающий требованиям настоящего Положения.
5.2. Форма решения Думы района устанавливается в приложении 2 к настоящему Положению. Текст правового акта печатается шрифтом Times New Roman размером 14, междустрочный интервал одинарный.
5.3. Проекты решений Думы района готовятся исполнителями:
а) специалистами администрации района, ее отраслевых (функциональных) органов с учетом их функций и компетенции, в случае внесения правового акта главой района, администрацией района;
б) депутатами и (или) специалистами Думы района, в случае внесения правового акта депутатами Думы района;
в) гражданами, в случае внесения правового акта инициативными группами граждан, обладающих избирательным правом, в порядке правотворческой инициативы;
г) иными субъектами правотворческой инициативы.
Решением Думы Сургутского района от 27 января 2010 г. N 562 в пункт 5.4. настоящего положения внесены изменения
5.4. В подготовленном проекте правового акта указывается полное наименование исполнителя (Ф.И.О., должность лица, наименование службы и телефон), проставляется его подпись. Исполнитель отвечает за содержательную часть проекта правового акта, подготовку его на бумажном и электронном носителе и согласование.
Исполнитель несет ответственность за соответствие текста проекта правового акта на электронном носителе тексту проекта правового акта на бумажном носителе.
5.5. Для внесения проекта решения обязательно представление следующих документов:
а) сопроводительного письма, подписанного инициаторами проекта решения, с указанием намерения реализовать правотворческую инициативу, просьбой рассмотреть и принять решение, название проекта решения, Ф.И.О. докладчика (в случае, если рассмотрение вопроса не включено в повестку дня заседания Думы района);
б) текста проекта правового акта на бумажном и электронном носителе;
в) пояснительной записки к проекту, в которой раскрывается состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и обосновывается необходимость его принятия; дается развернутая характеристика целей (задач), основных положений проекта; приводятся финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, и прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
г) листа согласования (печатается на оборотной стороне последнего листа проекта правового акта) с визами лиц, указанных в п. 6.2 настоящего Положения, по форме, установленной приложением 3 к настоящему Положению;
д) приложений, на которые делается ссылка в проекте решения;
е) замечаний и (или) предложений к проекту решения, внесенных согласующими инстанциями (если таковые имеются);
ж) копии решения, в которые вносятся изменения и (или) дополнения;
з) копий правовых актов (иных документов), на которые в проекте решения делаются ссылки.
Депутатами и согласовывающими службами могут быть затребованы иные необходимые для рассмотрения правового акта документы.
6. Согласование проектов решений Думы района
6.1. Проекты решений Думы района подлежат согласованию. Согласование проекта решения - процедура проведения экспертизы (правовой, финансовой, экономической и др.) проекта соответствующими службами и должностными лицами, которые визируют проект.
Решением Думы Сургутского района от 28 мая 2010 г. N 613 в пункт 6.2. раздела 6 настоящего положения внесены изменения
6.2. Обязательными согласующими инстанциями проектов правовых актов Думы района являются:
а) председатель Думы района;
б) руководитель аппарата Думы района;
в) советник председателя Думы района;
г) глава района;
д) управляющий делами администрации Сургутского района;
е) первый заместитель главы района или заместитель главы района;
ж) руководитель правового управления администрации Сургутского района;
з) руководитель отраслевого (функционального) органа администрации Сургутского района, являющегося исполнителем проекта;
и) руководитель департамента финансов (при наличии финансовых вопросов в проекте);
й) председатель Контрольно-счётной палаты Сургутского района (по проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств бюджета Сургутского района или влияющих на его формирование);
к) иные руководители органов администрации Сургутского района, интересы которых затрагивает проект решения.
Визирование проекта правового акта Думы района начинается с подпункта к) и осуществляется по мере возрастания, последним проект визирует председатель Думы района.
6.3. Главой района и (или) председателем Думы района могут быть определены также иные лица, с которыми необходимо согласовывать проект.
Срок рассмотрения и визирования проекта не должен превышать трех рабочих дней с момента его поступления соответствующему должностному лицу, а по проектам объемного содержания (более 10 листов) и требующим длительного изучения - не более пяти рабочих дней.
6.4. Проект решения, согласованный администрацией района и главой района, с приложением необходимых документов направляется председателю Думы района на бумажном и электронном носителе в срок не позднее 20 дней до дня заседания Думы района, на котором предполагается рассмотрение проекта. В случае нарушения указанного срока документы принимаются только по решению председателя Думы района.
7. Порядок проведения экспертизы проектов решений Думы района
7.1. Службы и должностные лица, согласовывающие проект решения, проводят его экспертизу исключительно в пределах своей компетенции.
7.2. Если у согласующей инстанции по проекту решения имеются замечания или предложения, то они излагаются в письменной форме с указанием фамилии, должности и даты.
Если замечания не принципиальные (существенно не меняющие смысл и (или) содержание документа), то исполнитель вносит их в текст проекта и визирует каждое такое исправление.
При наличии замечаний проект визируется с пометкой "с замечаниями".
7.3. В целях проведения полной и объективной экспертизы проекта решения и устранения имеющихся замечаний согласующая инстанция вправе потребовать от исполнителя, а исполнитель обязан представить следующую информацию (в устном либо в письменном виде):
а) основания издания решения;
б) сведения обо всех действующих муниципальных правовых актах по данному вопросу и информацию о необходимости их приведения в соответствие с принимаемым актом;
в) сведения о согласовании проекта решения с заинтересованными организациями, если такое согласование является обязательным.
7.4. Замечания и предложения согласующих инстанций по проекту решения передаются исполнителю для его доработки. После исправления замечаний на проекте проставляется пометка об их устранении. Если исполнитель настаивает на своем варианте проекта, то к нему прилагается пояснительная записка с обоснованием своей позиции.
8. Особенности проведения отдельных видов экспертиз
8.1. При подготовке проекта правового акта Думы района исполнитель проекта осуществляет экспертизу на:
а) соответствие структуры проекта правового акта требованиям, изложенным в пункте 4 настоящего Положения;
б) соответствие слов (словосочетаний) проекта правового акта нормам современного русского языка;
в) соответствие наименованию организации, изложенному в проекте, официальному наименованию в соответствии с Уставом организации;
г) единство терминологии, в т.ч. наименования юридических лиц, должностей, а также объектов движимого и недвижимого имущества;
д) наличие ссылок на приложения, оформление приложений в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем Положении.
е) соблюдение внутренней логики проекта правового акта;
ж) полнота перечня отменяемых либо признаваемых утратившими силу правовых актов как основных, так дополнений и изменений к ним;
з) иные вопросы в соответствии с настоящим Положением.
8.2. Правовая экспертиза проектов правовых актов Думы района.
8.2.1. Правовая экспертиза является обязательным видом экспертизы проектов правовых актов Думы района. Правовую экспертизу проводит правовое управление администрации Сургутского района и советник председателя Думы района.
8.2.2. При проведении правовой экспертизы проекта правового акта Думы района проверяются:
а) соответствие проекта правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству Российской Федерации, законодательству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставу Сургутского района, муниципальным правовым актам;
б) корректность применения тех или иных средств юридической техники в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 4.4 настоящего Положения;
г) порядок указания в констатирующей части нескольких правовых актов в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 4.4.3 настоящего Положения;
д) правильность использования правовых категорий;
е) отношение проектируемых решений с другими актами, включая договоры, соглашения, контракты;
ж) отсутствие противоречий между пунктами, частями, абзацами и т.п.;
з) основания распространения правового акта на отношения, возникшие до его вступления в силу;
и) иные вопросы в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Думы района.
8.3.1. Антикоррупционная экспертиза является обязательным видом экспертиз проекта нормативного правового акта Думы района.
Задачами антикоррупционной экспертизы являются:
- выявление, описание, устранение коррупционных факторов, содержащихся в нормах проектов правовых актов Думы района;
- внесение предложений, рекомендаций, направленных на устранение коррупционных факторов из коррупциогенных норм проектов правовых актов Думы района либо ограничение их действий.
8.3.2. Антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта Думы района проводит советник председателя Думы района, в случае отсутствия советника председателя Думы района (отпуск, болезнь, командировка) правовое управление администрации района.
8.3.3. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Думы района проводится в пределах сроков согласования, установленных настоящим Положением.
8.3.4. В случае выявления коррупциогенных факторов, результаты проведения антикоррупционной экспертизы оформляются в виде заключения о проведении антикоррупционной экспертизы в соответствии с порядком проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, утверждаемым постановлением главы района. Проект правового акта Думы района с соответствующим заключением возвращается Исполнителю на доработку.
8.3.5. Заключение печатается в двух экземплярах, один из которых прилагается к проекту правового акта, второй - хранится в Думе района.
8.3.6. Заключение, содержащее выводы о наличии коррупционных факторов (коррупциогенности норм), подлежит обязательному рассмотрению и учёту исполнителем проекта правового акта при дальнейшей работе над проектом правового акта.
8.3.7. Проект решения Думы района, доработанный с учетом заключения антикоррупционной экспертизы, подлежит согласованию и внесению в Думу района в порядке и в сроки, установленные настоящим Положением.
9. Заключительные положения
Решением Думы Сургутского района от 28 мая 2010 г. N 613 в пункт 9.1. раздела 9 настоящего положения внесены изменения
9.1. Принятие, подписание и обнародование решений Думы района осуществляется в порядке, установленном законодательством Уставом Сургутского района, муниципальными правовыми актами Сургутского района.
<< Назад |
Приложение 1. >> Образец Приложение |
|
Содержание Решение Думы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2009 г. N 502 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.