Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которой
направлена Программа
Стратегическая цель долгосрочного развития города - обеспечение развития системы образования города в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" как открытой, саморазвивающейся, информационно и технологически оснащённой образовательной системы, способной в полной мере удовлетворить образовательные запросы жителей города с учётом перспектив развития экономики города и местного рынка труда.
Практика реализации мероприятий, направленных на модернизацию системы образования города в соответствии с современными требованиями, показала необходимость создания единой программы.
В городе Радужный на 5 сентября 2010 года функционирует 19 образовательных учреждений, подведомственных управлению образования. Большая часть зданий образовательных учреждений вводилась массово в восьмидесятые-девяностые годы. В учреждениях образования всех типов эксплуатируется 32 здания учебного, производственного, хозяйственного назначения. На сегодняшний день 89% образовательных учреждений размещаются в типовых зданиях, 11% - в приспособленных зданиях, не соответствующих современным требованиям безопасности. Все здания общеобразовательных учреждений имеют процент износа более 20%. В 15 учреждениях (83,3%) износ отдельных конструктивных элементов, таких как:
- санитарно-технические и электротехнические устройства,
- полы, проемы (окна и двери),
- подвалы,
- стены, перегородки,
составляет от 30 до 55%.
1 дошкольное образовательное учреждение (6%) (МДОУ ДСОВ N 12 "Буратино") имеет в целом по зданию 55% износа. 12% учреждений имеют износ отдельных конструктивных элементов 60%. 88% зданий образовательных учреждений нуждаются в локальных капитальных ремонтах
Ряд учреждений образования требуют капитальных вложений для приведения материально-технической базы в соответствие с аккредитационными требованиями.
В городе Радужный численность детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет составляет 4391. В 2010 году муниципальную услугу получает 2205 детей (50,2%).
За период с 2007 по 2010 годы количество дошкольных образовательных учреждений города увеличилось с 8 до 10 (введено в строй 2 новых дошкольных учреждения: в 2009 году - ДОУ N 2 на 200 мест; в 2010 году - ДОУ N 3 - на 100 мест).
Доля детей от 1 года до 7 лет, получающих муниципальную услугу в группах дошкольного образования, за рассматриваемый период увеличилась с 47,8% до 60,62%.
За последние пять лет показатель рождаемости остается стабильным и наблюдается динамика увеличения численности детей дошкольного возраста, поэтому общая очередность на получение места в дошкольные образовательные учреждения не снижается и ежегодно в среднем составляет - 1550 человек.
Изучение спроса на предоставление услуг дошкольного образования показало, что в городе подавляющее количество родителей желают, чтобы их ребенок посещал детский сад, как минимум полный 12-часовой день. Очень мало родителей пользуется возможностью посещать детские сады на основе кратковременного пребывания.
В 2010 году очередность на получение места в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 5 до 7 лет отсутствует.
В настоящее время проблема доступности дошкольного образования в городе актуальна для родителей, имеющих детей от 1,5 до 3-х лет. Дети данного возраста составляют 87% от общей очереди на получение места в детский сад.
Строительство трех новых дошкольных образовательных учреждений позволит увеличить общее число мест на 680 и как следствие увеличить долю детей, получающих дошкольные образовательные услуги в возрасте от 1 года до 7-ми лет до 80%.
На 01.09.2010 в семи общеобразовательных школах обучается 5481 ученик, из них 115 по заочной форме обучения.
В школах города реализуются программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным и дополнительным программам.
Начальное, основное и среднее (полное) общее образование является доступным для детей: за последние несколько лет не зарегистрировано ни одного незаконного отказа в приеме в общеобразовательные учреждения, отклонения заявления в приеме в группы дополнительного образования.
Жители города высоко оценивают качество услуг в области образования. Динамика результатов проведенного в 2008 и 2009 годах социологического опроса свидетельствует о росте удовлетворенности населения города качеством образования (66,4% в 2008 году и 75,2% в 2009 году).
Оснащённость современным оборудованием учебно-воспитательного процесса - одна из составляющих развития инфраструктуры образовательных учреждений. Однако в школах города ощущается недостаток в мультимедийном, интерактивном оборудовании. Кабинеты информатики не обновлялись с 2006 года. В настоящее время 15% рабочих мест педагогов школ оборудованы компьютерами.
Средняя обеспеченность компьютерами в расчёте на всех учащихся по городу составляет 19 человек на 1 компьютер (в прошлом году - 21 человек).
Большое значение в усвоении государственного образовательного стандарта отводится обеспеченности учащихся учебниками. На обеспечение школ города учебной литературой профинансировано округом 1.941.774 рублей. Обеспеченность образовательных учреждений учебниками за счет библиотечных фондов школ в целом по городу составила 97,4%. Ежегодное обновление учебного фонда образовательных учреждений составляет 12,9%.
Оценивая результативность общего образования необходимо отметить стабильность результатов обучения по показателям "доля обучающихся на "4" и "5" и "успеваемость обучающихся" в целом по городу, по ступеням обучения.
В сентябре 2010 года с целью обеспечения равного доступа к профильному образованию разным категориям обучающихся на базе МОУ МУК "Компьютерная школа" создан Сетевой ресурсный центр.
Большое значение уделяется занятости детей и подростков дополнительным образованием и досуговой деятельностью на базе общеобразовательных учреждений. В 185 кружках и спортивных секциях по 9 направленностям занимается 3704 учащихся (69% от общего числа школьников). В МУ ДОД ГДДТ занимается 743 учащихся, еще 702 - занимаются в кружках на базе МОУ МУК "Компьютерная школа".
В городе сложилась достаточно целостная система инновационной работы. 86% школ имеют статус городской инновационной площадки, СОШ N8 - статус окружной площадки по профилактики наркомании. 55% дошкольных образовательных учреждений имеют статус городской экспериментальной площадки.
Количество педагогических работников в общеобразовательных школах насчитывает 470 человек (63,5% от общего числа работников).
Число учителей с высшим образованием в 5-11-х классах составило 94,8%, в 1-4-х классах - 76,3%. В настоящее время 3% педагогов, работающих в начальном звене, учатся заочно в высших учебных заведениях. Достаточно стабильным - 55,9% остаётся число педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационную категорию.
Больше всего учителей с педагогическим стажем работы свыше 20 лет - 59,6%, что подтверждает, к сожалению, постепенное старение кадров в школах, 37% имеют педагогический стаж от 5 до 20 лет, хотя эта категория должна составлять большую долю в составе педагогов как самая работоспособная, мобильная и продуктивная в своей деятельности.
Уже в течение ряда лет в городе существует проблема привлечения в сферу образования молодых специалистов и обновления ее кадровых ресурсов. Так, численность учителей со стажем работы до 5 лет составляет лишь 3,7%, молодых специалистов в городе насчитываются единицы.
В 2009-2010 учебном году продолжалась работа по повышению профессионального уровня работников через курсовую подготовку на базе города, округа и других регионов. Всего на курсах повышения квалификации в 2009 -2010 учебном году побывало 246 человек, что составило 42,2% от общего числа работников ОУ. Большая часть из них прошла курсовую подготовку по нескольким предметным направлениям и темам.
Курсовую подготовку по программе "Информатизация системы образования" на базе ММЦ прошли 468 человек, что составило 93% от общего числа педагогических работников образовательных учреждений. В настоящее время 90% учителей владеют навыками работы на компьютере.
С 2009-2010 учебного года 31 человек из числа руководителей и заместителей руководителей, резерва руководящих кадров за счёт собственных средств заочно проходят профессиональную переподготовку по специальности "Менеджмент организации" в рамках требований основных составляющих компетентности должностных квалификационных характеристик руководителей образовательных учреждений.
Особое внимание необходимо уделить повышению энергоэффективности, качества оснащенности зданий учреждений образования с учетом требований комплексной безопасности и дизайна современной образовательной среды. По результатам проверок муниципальных образовательных учреждений надзорными органами в 2009 году выявлено 113 нарушений правил пожарной безопасности и 135 замечаний санитарно-эпидемиологической безопасности. Не устранены 165 замечаний, в том числе 55 замечаний капитального характера (28 пунктов предписаний Госпожнадзора и 27 нарушений, выявленных Роспотребнадзором). Системами эвакуационного освещения не оснащены 88% образовательных учреждений, не обработана кровля огнезащитным составом в 94% образовательных учреждений, требуется восстановления ограждения кровли в 72% учреждений. Не соответствует требованиям электробезопасности проводка 88% образовательных учреждений. Требуют замены:
- устаревшее технологическое оборудование на 40%,
- школьная мебель на 60%.
Выявлена потребность в оснащении образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, замене освещения с использованием энергосберегающих ламп, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников образовательного процесса.
Несмотря на принимаемые меры по оснащению образовательного процесса, реализованные за период 2007 - 2010 гг.:
более 81% школьников города обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям;
84% образовательных учреждений города нуждаются в обновлении учебно-наглядных пособий, современных оборудованных кабинетах.
Общеобразовательные учреждения города обеспечены доступом к сети Интернет, в СОШ N 1 отсутствует локальная внутренняя сеть, необходимая для использования современных интерактивных учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, организации электронного документооборота. Динамика совершенствования информационно-коммуникационных технологий требует постоянного обновления и развития учебного и учебно-производственного оснащения образовательного процесса. Дошкольные образовательные учреждения и ГДДТ не подключены к сети Интернет. Не в полной мере используются в образовательном процессе эффективные современные образовательные технологии, в том числе и информационно - коммуникационные из - за отсутствия в школах технического оборудования для внедрения этих технологий, не оборудовано должным образом рабочее место учителя.
Не осуществлена аттестация рабочих мест.
Несмотря на внедренные новых организационно-экономических механизмов, повышение открытости системы образования, расширение возможностей для обновления профессионализма педагогических кадров, сфера образования города не в полной мере соответствует задачам инновационного развития.
Общее образование недостаточно интегрировано с дополнительным с точки зрения поставленных перед ними целей по выявлению и развитию индивидуальных способностей учащихся. Требует систематизации и повышения эффективности работа с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", проект Федеральной целевой программы развития образования определяют приоритетными направлениями на период 2010 - 2013 годы приведение в соответствие с разрабатываемыми и утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами показателей ресурсной оснащенности образовательного процесса (в том числе учебно-методической, технологической, кадрового обеспечения).
Реализация Программы позволит компенсировать существующие в системе образования противоречия, в том числе решить вопросы качества материально-технической базы инфраструктуры образования, кадрового обеспечения и развития системы подготовки профессиональных кадров, финансовой поддержки конкретных изменений практики образования в системе инновационных площадок. Будущие изменения продиктованы как внутренними потребностями, так и направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", и связаны с совершенствованием структуры, содержания и технологий, системы управления образованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.